Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

17 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня первое воскресенье Великого поста. Это особенный день, Торжество православия, когда мы вспоминаем события, связанные с иконоборческой ересью. Батюшка, давайте начнем беседу с обычных понятий: что такое Торжество православия, почему оно имеет такое важное значение? Ведь в Церкви даже есть специальный чин службы.

– Да, сегодня он совершался. Торжество православия – уникальный православный праздник, который показывает всему миру, что православие – это действительно динамичный, живой организм, динамичная система, которая живет, перемалывая в своих жерновах ереси, расколы и всякую неправду.

Откуда взялись корни этого праздника? Мы знаем, что в течение длительного времени после смерти Спасителя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Воскресения были Его ученики, образовывались различные школы, которые пытались рассказать о Христе и Его учении своим языком. Этот язык не всегда был правильным, не всегда точно передавал смысл учения Христова, ту мысль, которая должна была  приводить человека в Царствие Небесное. Церковь, как живой организм, со временем развивалась, в ней были различные учения, школы; без ошибок в человеческом обществе существовать невозможно.

На протяжении нескольких первых веков создавались ереси,  расколы, неправды в отношении учения христианской веры, и Церковь очень правильно отсекала эти неверные направления  на Вселенских Соборах,  доказывая истину православного учения, которое нам оставил Христос и Его ученики.

Впервые чин празднования Торжества православия  в истории Церкви упоминается в IX веке, 14 марта 843 года, когда царица Феодора и патриарх Константинопольский установили особое шествие, особое молебное пение, особое благодарение Богу в связи с тем, что закончилась так называемая иконоборческая ересь. Она настолько сильно укрепилась в жизни Церкви, что многие люди, которые, может быть, и считали себя православными, не признавали святых икон и вели борьбу с ними, сжигали их, ломали.

– И сейчас идет борьба. Многие спрашивают: зачем изображать святого, зачем вообще изображать Бога?

– Действительно, некоторые христианские (или в данном случае псевдохристианские) деноминации говорят о том, что и в Библии написано: не изображать ни кумира, ни подобия человеческого, не поклоняться образу, изображенному человеком. Опять задаешься вопросом: в каком веке это было? Сейчас XXI век, – век просвещенный, когда люди должны обращать внимание на церковную историю.

– Она сейчас гораздо доступнее, чем тогда.

– Конечно, и это можно доказать. В научных центрах, в крупных библиотеках все описано, объяснено, приведены примеры, что и как происходило.  Люди же опять идут в ловушку, которая выстраивалась в те времена, и говорят о том, что иконы не нужны. Опять говорят о том, что все то, что изображается в церкви, неправильно. Якобы Бог так не заповедовал.

Но это все ложь. Мы знаем, что нужно отстаивать истину Христову, нужно отстаивать веру православную. И чин Торжества православия как бы освежает, оживотворяет  историю в сердцах людей и показывает нам, что Церковь поборолась, победила эту ересь и призывает людей об этом не забывать. Это своего рода духовный иммунитет: когда человеческий организм сталкивается с определенной инфекцией, заразой, вирусом, какими-то микроорганизмами, инородными телами, к этим агентам вырабатывается иммунитет, чтобы организм не погиб. Так и Церковь выработала определенный иммунитет, учение, определенное состояние своего бытия. Таким образом она свидетельствует миру о том, что она прошла определенный путь, заслужила право быть Церковью Христовой и свидетельствовать миру о том, что Христос дал такое учение.

– Да, Христос сказал: «Врата ада не одолеют ее».

Вопрос телезрительницы Татьяны из Подмосковья: «У меня вопрос не по теме, но меня давно интересует, почему Иоанн Креститель крестил, ведь крестная жертва Спасителя еще не была принесена?»

–  В Священном Писании сказано, что Христос, будучи Богом,  стал Человеком, чтобы пройти определенный искус. В течение тридцати лет Он рос, развивался как человек, а потом вышел на Свое служение. Иоанн Предтеча должен был совершить определенный иудейский обряд омовения. Там не было такого чина крещения, какой сейчас существует в Церкви, когда человек сначала проходит катехизаторские курсы, научается православной вере. Это был обряд (или чин) омовения, подразумевающий, что при становлении на путь служения все ветхое как бы смывается в водах святого Иордана. Христос говорит, что Он должен пройти этот чин для исполнения всего написанного о Нем. Для того чтобы подчеркнуть и показать миру, ученикам, что Он Тот, о Ком говорится в Священном Писании. Он проходит определенные пути, которые должен был пройти.

– Многие, особенно недавно пришедшие в Церковь, очень ревностно относятся к посту и порой правила воспринимают буквально. А подойти к священнику иногда боязно или нет времени. Это часто относится к кормящим матерям, беременным.

– Пост гастрономический кормящим матерям либо беременным женщинам послабляется. Дело в том, что таким людям Церковь предлагает вести духовный пост: отказаться от осуждения, злобы, отказаться от того, что человека отвлекает от любви к ближним.  Церковь предлагает отказаться от просмотра телевизора, новостей, если это вызывает отрицательные эмоции.

Важнее с любовью относиться к ребенку, а те продукты, которые рекомендует врач, конечно же, необходимо употреблять, чтобы нормально вырабатывалось полноценное  материнское молоко и чтобы ребенок, получая материнское молоко, получал защитные вещества для формирования иммунитета.

– У молодой мамы такое послушание – вырастить здорового человека.

– И Церковь прямо об этом говорит, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси также отмечает, что Церковь должна человеку приносить пользу и духовную, и душевную, и телесную.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Как правильно вести себя в храме?»

– В храме необходимо вести себя скромно, иметь молитвенный настрой. Желательно, приходя на богослужение, подготавливать себя соответствующим образом. Если человек хочет приобщиться Святых Христовых Таин, надо  вычитать определенные молитвы, которые предлагает Святая Православная Церковь. Человек должен иметь духовника, чтобы получить у него ответы на свои вопросы.

– Священник один, а людей может быть несколько сотен.

– Дело в том, что духовник и священник, к которому подходят на исповедь, – это, в принципе, могут быть разные люди. Духовник – это тот человек, которому ты можешь открыть сердце и который может, зная тебя изнутри, подсказать, как выпрямить душу. Не каждому человеку ты можешь открыть свою душу, рассказать о своих проблемах.

– Даже в том случае, когда знаешь, что это священник и что есть тайна исповеди, все равно не всегда?

– Конечно, контакт идет, если ты находишь эмпатию, духовную, душевную поддержку со стороны человека, к которому обращаешься, так как здесь много личного. Многие люди боятся осуждения со стороны, поэтому часто долго выбирают священника, которому можно было бы довериться.

– Вопрос телезрительницы: «Как поститься пожилым? Мне семьдесят лет. Конечно, желудок и организм уже не в норме, но я думаю, что, может, просто ленюсь».

– Людям пожилого возраста, особенно тем, кому за семьдесят лет, я как врач рекомендую  принимать молочную, творожную пищу, рыбу, чтобы не было развития остеопороза.  Можно исключить это в среду и пятницу, поесть овощные салатики, попить сок,  облегчить свой стол.

Бывает, человек поест квашеную капусту, от которой у него изжога и гастрит, и говорит, что виновата Церковь. Грамотный священник должен думать о том, чтобы у людей, особенно маловоцерковленных, не было такой причины обвинять Церковь, и относиться к людям более снисходительно. И людям в возрасте тоже необходимо послабление в посте.

Можно воздержаться от мяса, но молочные продукты, где кальций, белок, все-таки необходимы, особенно в нашем холодном климате. Необходим определенный запас энергии, который мы получаем из продуктов.

– Это необходимо и для хорошего настроения, которое помогает поститься духовным постом. Я по себе сужу: на работе не успеваю поесть, и к вечеру, бывает, какой-то конфликт возникает… Но надо все-таки мир в душе хранить.

– Обязательно, это самое главное условие.

– Если человек не может держать пост в той мере, которую прописывает устав, по объективным причинам, то надо в нем что-то менять.

– Конечно, должно быть определенное воздействие на человеческую душу, именно на животные, инстинктивные корни нашей души. Чтобы это как-то обуздать, Церковь предлагает ограничение стола. Но мы должны все-таки, исходя из определенных медицинских, физиологических знаний, предостерегать людей от болезни, которая может развиться, если человек будет питаться неправильно.

– Вопрос: «Духовник благословил нарушать пост, потому что я кормящая мама. Надо ли при этом говорить на исповеди, что совершала грех нарушения поста?»

– Это не грех. Если человек получает благословение, называть это грехом, мне кажется, – это идти против Священного Писания. И апостол говорит: «Тот, кто ест мясо, пусть не осуждает того, кто его не ест. А тот, кто не ест мяса, пусть не осуждает того, кто его ест». Бог не отдаляется от нас из-за этого.

– А можно быть и суперпостником…

– … но Богу не угодить.

– И портить жизнь окружающим.

– Знаете, очень много таких.

– Вопрос телезрительницы Натальи из Екатеринбурга: «Моему внуку 15 лет. Тот факт, что мир создан Богом, а не произошел в силу случайных обстоятельств, у него сомнений не вызывает. Но, видя множество различных конфессий, он часто задает вопрос: “Почему правы именно мы, православные?” Как с ним беседовать? Может быть, порекомендовать ему что-то прочитать?»

– Прежде всего, необходимо прочитать замечательную книгу «Закон Божий» Серафима Слободского. В русском  переводе.

– Ее рекомендуют для поступления в семинарию. Все понятно и просто.

– Надо иметь ее и в домашней библиотеке, чтобы у подрастающего поколения вопросы закрывались сами собой. Раньше рекомендовали такое благочестивое чтение. Был магистр богословия Дьяченко, у него книги тоже хорошие, но детям лучше читать Серафима Слободского. Вообще если у ребенка возникают такие вопросы, это очень хорошо: значит, он думает. И пусть ищет ответы на свои вопросы на страницах этой книги.

–  Это очень хорошо, что в пятнадцать лет такие вопросы задаются, потому что можно прийти к истине. Главное, правильно к этому относиться.

Батюшка, есть  такая фраза: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Пост – это еще духовное делание, мы это отметили. Ответьте на такой сложный и в то же время часто встречающийся вопрос: как научиться смиряться?

– Если смотреть с точки зрения и общей, и православной психологии, смиряться – не значит мириться со всем тем, что происходит. Все должно быть разумно, так как человек не животное, которое ударили по хребту – и оно должно забежать в угол и выполнять команды, диктуемые ему кем-то другим, более сильным или более умным. Смирение – это все-таки осознанный процесс подчинения себя воле Божией. А воля Божия, по словам апостола, в том, чтобы человеку спастись.

Если кто-то будет рассказывать о воле Божией и говорить о том, что он ее знает, мне кажется, бежать надо от такого человека, потому что дров в жизни наломает... А если советчик основывается на святых отцах, Священном Писании, это хорошо. Все мы должны слушать Святейшего Патриарха, епископов, священников, которые закончили духовное учебное заведение и имеют компетенцию давать правильные духовные советы.

– И находятся в лоне Православной Церкви и в мире с ней. А есть известные люди – ложные духовники.

– О них вообще не надо говорить.

– Да, но все-таки люди идут к ним и верят им.

– Они идут – как мотыльки на свет. То есть видят как бы внешнее благополучие. Они идут туда как в театр, не понимая, что там происходит на самом деле. То есть увидел ряженого – образ сошелся с тем, который у человека в голове, и он думает, что никакого вреда для своей души он не получит. Но это все равно что прийти, допустим, в заведение, похожее на больницу, где люди в белых халатах, но без врачебного образования. Аппаратура у них есть, халаты белые есть, перчатки хирургические, даже скальпель...

– И касса.

– И касса есть. Но там человек реально может умереть – физически. А в таких заведениях, которые внешне похожи на Православную Церковь, убивают духовно.

– Это, кстати, тоже очень важный момент, что нужно прислушиваться к голосу Церкви.

– Обязательно.

– В продолжение темы смирения: как нужно поступать, когда дали тебе по хребту очень серьезно? Такая классическая ситуация, когда твой компаньон, друг предает тебя на деньги, и не маленькие. Может быть, ты и не очень теряешь в этой ситуации, может быть, и хорошо, что он тебя предал:  этот человек уйдет. Но все-таки какой-то осадок остается. Что нужно делать? Отпустить человека либо как-то наставить на путь истинный? Примириться, еще что-то сделать? Как быть в такой ситуации, когда действительно столкнулся с откровенным предательством?

– Если это уже произошло, оцени возможные потери: что ты потерял, что приобрел. Приобрел ты прежде всего опыт, и люди такого типажа, такого склада больше тебя, наверное, не обманут. Если ты умеешь брать полезное из сложившейся ситуации, если  ничего сделать не можешь, то зачем себя травмировать? Может быть, пройти какой-то курс психотерапии, если не можешь справиться со своим унынием, депрессией. Если не можешь справиться с проблемами душевными и духовными, то, конечно, нужен духовник в паре с психологом, психотерапевтом. Надо пройти определенный курс, успокоиться и жить дальше. И понять, что Господь от нас не отворачивался, Господь от нас не уходил. Только мы не хотим Его принимать, открывать Ему свою душу, свое сердце, не хотим пускать Его к себе.

– В евангельском чтении, которое читалось сегодня на чине Торжества православия, есть такие слова: «Когда видишь, что брат твой не прав, обличи его. Второй раз уже Церкви скажи; если и тогда не послушает, то будет тебе как язычник и мытарь». В принципе, все очевидно и понятно. Но стоит ли, когда видишь, что человек не прав (твой сотрудник или, может, близкий), говорить ему, что он не прав? Как это правильно сделать, чтобы действительно поступить по-евангельски?

– Необходимо определить по системе координат и по системе ценностей, кто ты в коллективе? В коллективе все разрабатывается по ролям. Есть лидеры, официальные и неофициальные. Кто ты в этом коллективе? Среди лидеров или среди подчиненных? Какую работу тебе больше нравится выполнять? Если ты в коллективе такой «терпила», любишь терпеть, страдать, тогда знай свое место...

– Добровольно смириться со своим положением?

– Ну, это не смириться, это как бы занять свою позицию, выработанную твоим положением. Если ты человек-лидер и тебе хочется что-то изменить, улучшить, что-то добавить – хоть на последнюю роль тебя поставь, ты все равно выползешь, вылезешь в лидеры. Потому что это такой склад характера, личности.

– Божий дар, может быть?

– В человеке все – Божий дар. Но Бог дает таланты, а ты должен уметь ими пользоваться. Помните? Бог дал одному десять, другому пять, третьему один талант. Но он взял и закопал его. А если бы воспользовался, то мог бы сделать больше, чем тот, кому дали десять. Умножил до десяти, а потом и до ста. Мог такое сделать? Мог. Но этот человек не хотел пользоваться Божьим даром.

Поэтому человек должен определиться, кто он, какое занимает место. И если человек любит терпеть, любит страдать, лениться, ему «все по барабану», то он не будет ничего делать. Он смирится со всем, с любым исходом. А если этот человек страдает за дело, хочет улучшения и своего положения, и положения группы, коллектива, он будет бороться, будет себя проявлять, будет как-то влиять на ту ситуацию, в которой находится.

Если смотреть по-христиански, ведь христианство это не отрицает. И в христианстве, и в православии, мы знаем, есть лидеры. А есть те, которые выполняют определенные задания, но они должны выполнять их честно. И Священное Писание говорит и о начальниках, лидерах, и о подчиненных…

– Батюшка, еще на тему талантов. Часто люди унывают, впадают в этот грех, когда не понимают, зачем они вообще на этой Земле нужны. Что делать в этой ситуации? Как себя найти?

– Здесь надо определиться, что это за человек, не страдает ли он примитивнейшим инфантилизмом. Потому что унывает тот, кто мало приспособлен к этой жизни, мало читает. Он мало знает, потому не знает, как выйти из этого круга проблем. Человек развитый, соприкасающийся с внешним миром, любознательный имеет кругозор шире, у него больше интересов. Поэтому такие люди и не унывают. И знают: здесь не получилось, значит, надо там что-то сделать. Там не получилось – значит, надо другим делом заняться. Он все время находится в поиске. Такому человеку не скучно, и он мало подвержен депрессии.  И если этот человек умный, мудрый, то он, в принципе, и не нервничает.

– Вопрос телезрительницы: «Я обращаюсь к Вам и как к врачу, и как к батюшке. У меня сестра больна шизофренией. Она не курила, но в больнице привыкла курить. У нее особо интересов никаких нет. Читает очень мало, детскую Библию я ей дала. Сейчас пост, и она старается поститься. А я ей говорю: ты лучше поешь, но поменьше кури. Сигареты ей ограничиваю, три-четыре в день дам, а она от этого нервничает. Правильно ли я поступаю? Вроде как мучаю ее. Но если ей дать полную волю, она будет беспрестанно курить. Я не знаю, правильно ли я поступаю. Помогите, пожалуйста».

– Необходимо, во-первых, определиться: Вы хотите, чтобы она бросила курить или чтобы была у Вас как на поводке? Сегодня я ей три сигаретки дам, завтра четыре, послезавтра три или две. Или не дам. Если Вы хотите, чтобы она не курила, вообще не давайте ей  сигареты. Она помучается, позлится и перестанет их просить. Займите ее какими-нибудь делами, рукоделием, пусть читает. Но если она опять же не находится в состоянии обострения.

Если же у таких людей обострение (сейчас весна), то необходимо их все-таки, может быть, положить в больницу. Чтобы они там прошли определенный курс и ни себе вреда не нанесли, ни окружающим. Надо относиться к этому абсолютно спокойно и не брать на себя ношу, которую не донесешь. Если нет познаний в психиатрии, если не знаешь, что нужно этому человеку, и думаешь, что принесешь ему какую-то пользу, не имея в этом определенных познаний, то можешь и навредить.

Поэтому здесь уже надо, наверное, поговорить с психиатром, а потом определить, что нужно этому человеку. Ну, курит и курит. Прежде всего должна захотеть бросить курить та, которая курит. Поэтому здесь сложный вопрос, Вам необходимо поговорить с лечащим врачом, и он подскажет. Он знает динамические процессы, которые происходят в головном мозге этого человека.

– И нужно запастись терпением.

– Обязательно… Бывает, Господь укрепляет человека через различные обстоятельства.

– Вы говорите: весеннее обострение. Это для больных людей?

– Это для больных шизофренией. В головном мозге вырабатываются определенные вещества, так называемые медиаторы, которые переносят информацию от одной клетки к другой, от одних образований головного мозга к другим. И за счет этого функционирует головной мозг, который формирует поведение человека, может быть, характер, восприятие человека, его отношение к окружающему миру. У человека с поражением центральной нервной системы или с болезненными процессами в головном мозге это зависит от таких вот сезонных явлений.

– В обычной жизни тоже так бывает?

– В обычной жизни скорее всего это наша невоспитанность. Если головной мозг не поврежден, если нет болезни и мы пытаемся сместить акценты на солнце, на луну, на ветер, на холод, на зной – тогда мы обесцениваем человеческую волю. Потому что мы не работаем над собой. Мы не хотим совершенствоваться, улучшать себя. Не хотим опять-таки впускать в свое сердце Христа, чтобы Он нас преобразовывал для того, чтобы мы становились достойными Царствия Небесного.

– Когда замечаешь слабость у другого и пытаешься это обличить – это твоя гордыня?

– Здесь как бы надо определить роли: кто тот, другой, и кто ты.

– Допустим, мой лучший друг.

– То есть у Вас – совершенно определенные положительные качества, а у него Вы видите в качествах какие-то отрицательные моменты?

– Да. И это раздражает.

– А Вы уверены, что Ваше мерило, Ваши «весы» правильно работают? Тот человек такой же, как и Вы.

– Получается, это проявление агрессии или осуждения…

– Это желание доминировать.

– Значит, это гордыня?

– Это может быть даже не гордыня, а обыкновенная невоспитанность. Мы живем в социуме, и мы должны знать один закон: ты с собой можешь делать что угодно, а другой человек – маленький он или большой, здоровый или больной – отдельная неприкосновенная личность. И кто ты такой, чтобы на него воздействовать определенным образом, чтобы он изменил ход мысли либо изменился?  

Понятно, что священник может со стороны что-то подсказать, учитель – научить, тренер –тренировать, репетитор – подсказать. У них есть определенные полномочия. А если ты такой же, как и он, то кто вам дал право учить друг друга? К этому надо подходить взвешенно, очень рационально и правильно. И опять-таки с совета духовника, чтобы между вами был третий, который наблюдал бы все со стороны, независимо от вас.

– И не навредил.

– Конечно. Это прежде всего. Третий тоже не имеет права вредить вам.

– О чем и речь. Вот в пост надо задуматься: кто мы такие, когда собираемся кого-то осуждать?

Вопрос телезрительницы: «Кто может причащаться за литургией Преждеосвященных Даров? Говорят, только больные. Но мы же все духовно больные».

– Если человек изъявляет волю, имеет особое желание приобщиться Святых Христовых Таин на литургии Преждеосвященных Даров, то почему нет? Святейший Патриарх Московский и всея Руси также подчеркивает то, что священники не имеют права запрещать людям участвовать в таких богослужениях, как литургия Преждеосвященных Даров, литургия Василия Великого, литургия Иоанна Златоуста. Если человек имеет потребность, желание, участвует в суточном круге богослужения – милости просим причаститься, приобщиться Святых Христовых Таин. Любой изъявивший желание и подготовившийся определенным образом имеет право к этому приобщиться.

– Прийти на службу и причаститься, пройдя такие же процедуры.

– Единственное, что на литургии Преждеосвященных Даров мы не причащаем младенцев, там определенные литургические особенности. Мы их причащаем на литургии Иоанна Златоуста или литургии Василия Великого. Это единственное правило.

– Наверное, вопрос возник потому, что литургия Преждеосвященных Даров находится на особом месте в недельном круге?

–  Да. А может быть, батюшке лень послужить… Я, конечно, здесь очень сильно утрирую, не думаю, что у нас есть батюшки, которым лень служить. Но если служится литургия Преждеосвященных Даров, то никто не имеет права отказать человеку в принятии Святых Христовых Таин. Если он подготовился должным образом.

– Батюшка, расскажите вкратце об этой литургии: что это, почему она так называется?

–  Литургия Преждеосвященных Даров в нашей Церкви существует в канве великопостных богослужений таким образом, чтобы человек особым образом воспитался и воспринял то учение, которое предлагает Церковь. Святитель Григорий Двоеслов  составил особенный чин этого богослужения, когда Тело и Кровь Агнца заготавливаются на литургии Василия Великого (сегодня вот заготавливались). Если две литургии совершаются, то обычно это делается на ранней. И если богослужения служатся ежедневно в храме, заготавливаются два агнца, на среду и пятницу. При особых молитвах, при особом чине, когда совершается молитва Ефрема Сирина и земные поклоны, чин вечернего богослужения плавно переходит в чин литургии. И в этот момент совершается особенная литургическая красота, люди приходят с радостным сердцем, приобщаются Святых Христовых Таин.

Красота этого действа носит прежде всего духовный характер. И, конечно же, и душевный. Потому что радость получить Святые Христовы Таины – это большая надежда на наше спасение. Мы знаем, что по уставу, в принципе, такой литургии не положено. Но ради немощи человеческой, ради радости духовной Церковь благословила это.

– Еще есть такая традиция (в Москве, по крайней мере; думаю, что и повсеместно): литургия совершается по вечерам.

– Есть такое. Но чтобы люди, конечно, если у них какой-то интенсивной график труда, не падали в обморок. Потому что нужно соблюдать литургический пост.

– Вопрос телезрительницы: «Я недавно услышала, что тридцать три свечи, которые мы покупаем в Иерусалиме, нельзя делить. Нужно зажигать этот пучок, а от него уже другие свечи. Правда это или нет?»

Видимо, тридцать три – цифра сакральная, потому что Христос умер в тридцать три года.

– Я рекомендую людям относиться более рационально к этому и гоняться не за иерусалимскими свечами, а ходить в храм, который находится рядом с домом. Покупать там свечи и ставить их в храме. Это ваша посильная помощь, чтобы храм быстрее восстанавливался, принимал свой естественный для православного храма вид. Чтобы там проводились полноценные богослужения. Экзотические свечи из Иерусалима – это, конечно, хорошо. Но у нас нет никакого магизма. Если там тридцать три свечи, Вы можете эту пачку разделить и на каждом молитвословии – утреннем, вечернем – возжигать по одной свече и молиться.

– Тем более, представьте, Вы зажжете тридцать три свечи…

– Может даже пожар быть.

– …какой будет факел у Вас дома. Это нарушение противопожарной безопасности. Тут надо сначала хорошо подумать.

Батюшка, вот пример недавно встретил, такое явление, как сорокоуст со свечой. То есть каждый день за тебя зажигается свечка. Что означает вообще горящая свеча?

– Свеча – это символ нашей пламенной молитвы перед Богом. Свеча ставится перед иконой, перед священным изображением и символизирует образ твоей души, которая молитвенно, пламенно возгорается перед образом Божиим, перед образом святого. А также, если рационально мыслить, каждый православный христианин должен десятую часть своего заработка приносить в храм Божий. Люди, когда слышат об этом, очень сильно удивляются. Но храм должен заплатить за свет,  воду, за аренду, за землю. Очень много платежей. Оплатить хор, выдать зарплату церковным работникам.

Это все надо, поэтому нужно формировать какой-то небольшой бюджет для того, чтобы храм, приход функционировал. Поэтому мы используем свечи, какие-то товары для специального церковного назначения – для того, чтобы поддерживать приходскую жизнь. Свеча – это ваша жертва для храма. Это символ.

Спасибо, батюшка, за беседу, мы ответили на много интересных вопросов, которые, может быть, православному человеку покажутся банальными. Но наша страна нуждается в таких ответах, потому что не так много людей, как показывает практика, вообще что-то понимающих в нашей церковной жизни. И, наверное, знанием нужно делиться. Правильным знанием, а не суевериями. Батюшка, за Вами последнее слово.

– Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

 Ведущий Сергей Платонов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать