Беседы с батюшкой. Нужно ли христианину много знать?

18 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала - беседа с председателем Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, клириком Казанского кафедрального собора протоиереем Константином Головатским.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Тему сегодняшней передачи мы обозначили так: «Должен ли православный христианин много знать?» Когда мы говорим о том, много ли должен знать христианин, сразу хочется задать вопрос: а что такое знание именно для православного человека?

– Думаю, что нужно открыть Священное Писание для того, чтобы в этом вопросе разобраться. Нам очень хорошо об этом говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. Если суммировать те мысли, которые мы находим в этом Послании, то, наверное, мы должны понять, что для христианина очень важно понятие божественного знания, которое противопоставляется мирскому знанию. Мы открываем первую главу и читаем такие слова: «Погублю разум разумных», – и апостол Павел ссылается на пророка Исаию, воспроизводя его слова.

Там была история, связанная с тем, что во времена царя Езекии находились люди, которые что-то советовали царю, предлагали какие-то мысли, свою мудрость в качестве каких-то решений, считая себя мудрецами. А пророк возвещал божественные знания. И это знание расходилось с теми человеческими мнениями, которые предлагали эти самые мудрецы. И апостол Павел, опираясь на эти строки пророка, говорит о том, что христианин призван искать божественное знание. Когда мир не смог человеческой мудростью познать Бога и премудрость Божию, тогда Богу было благоугодно ростом проповеди, словом о Кресте спасти верующих, которое для иудеев соблазн, для эллинов безумие.

И, наверное, это очень актуально для нас с вами, для современного мира, для нынешних поколений христиан, в том числе молодых, когда мы говорим о знании. Потому что есть знание мирское, и оно сейчас, может быть, заслоняет все остальное для человека. Это тот огромный объем информации, который современный человек воспринимает. Но есть знание, которое дается Богом. И оно совсем другое, оно открывается Богом, его невозможно извлечь из какого-то другого источника, его невозможно достичь какими-то средствами человеческих рассуждений, размышлений. Это знание мы черпаем из Священного Писания.

– Я слышал такие выражения, что нужно быть очень наивным человеком для того, чтобы представить себе, что мир сотворен за шесть дней. Более того, есть целые научные изыскания, каким образом доказать ту или иную главу из Книги Бытия, например: и казни, которые послал Господь, и сотворение мира, и так далее. То есть люди, ищущие мирского знания, пытаются таким образом узнать еще что-то о происхождении мира. Но эти споры ведутся постоянно. Насколько знание сегодняшнего мира может быть нам полезно или вредно в нашей православной вере?

– Продолжая чтение Послания к Коринфянам апостола Павла, мы откроем другую главу и найдем такие строки: «Знание надмевает, любовь назидает». Если прочитать вне контекста эти слова, то может сложиться впечатление, что у апостола речь идет о том, что вообще знание вредно, что оно служит к тому, чтобы человек возгордился, чтобы он  надменно оперировал своим знанием в каких-то своих целях; может быть, манипулировал. Но это не так, потому что апостол говорит немного о другом.

Блаженный Августин, комментируя эти строки, говорит о том, что знание, согласно христианскому учению, является неким инструментом для того, чтобы могла возрастать любовь. То есть эти вещи – знание и любовь – взаимосвязаны. Сами познания человека, то, что человек приобретает в качестве познаний в своей жизни, – все это должно служить каким-то более высоким нравственным целям и возрастанию в любви. Оказывается, вот такая очень важная вещь. И если знания и любовь разделены, если знание не служит возрастанию в любви, то оно является бесполезным и даже вредным. Вот об этом говорит блаженный Августин. И, наверное, сейчас, когда человек приобретает множество познаний для каких-то своих целей, он не всегда задумывается о тех вопросах, насколько знание для него полезно именно в нравственном смысле.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Должен ли христианин знать тонкости духовной службы?»

– Тонкости богослужения? Ну, наверное, это очень хорошо, если у человека есть интерес к церковной традиции в самых разных ее проявлениях. И я думаю, что если углубляться в изучение богослужения и всех тех смыслов, которые заложены в нашей богослужебной традиции, то человек будет возрастать в любви. Это будет способствовать и духовной жизни. Потому что действительно и глубина восприятия знаний Священного Писания заложена в богослужении, и есть даже раздел богословия, который называется литургическим богословием. В настоящее время это, может быть, самое перспективное направление богословия, которое опирается именно на литургическую, на богослужебную традицию Церкви. Из этого источника очень много можно почерпнуть для того, чтобы углубиться в познание божественных истин.

– Вы каждый день общаетесь с молодыми ребятами, которые приходят к Вам со всякими вопросами. И, конечно, сейчас для большинства молодых людей самое главное – это высшее образование (это даже не обсуждается). Плохо ли это?

– Все-таки для части молодых людей. Когда мы в Петербурге общаемся с молодежью и студентами, естественно, что для них это является определенным приоритетом, но думаю, что далеко не для всей молодежи это актуально. Хорошее образование действительно является чем-то очень важным, но есть и какие-то другие интересы у молодежи. Но когда мы говорим о студентах – да, это очень важно.

Недавно мы проводили образовательную площадку на форуме Северо-Западного федерального округа «Ладога». Это ежегодный форум, который проводит правительство Ленинградской области, и там собирается несколько сот молодых людей. В этом году наша образовательная площадка «Духовное пространство Северо-Запада» собрала молодежь из епархий Северо-Западного федерального округа. У нас были ребята из Архангельска, Вологды, Новгорода, Карелии и, соответственно, из Петербурга и нашей Ленинградской области.

Силами участников нашей православной площадки на этом образовательном форуме был проведен опрос среди участников других площадок. Там были представлены разные направления, и опрос был посвящен тому, какие ценности они считают наиболее важными сейчас для себя. И вот что молодежь нам ответила.

Первая, важнейшая вещь для современной молодежи – это семья, как это ни удивительно сейчас для нас звучит. Потому что мы иногда думаем, что молодые люди, может быть, меньше сейчас об этом думают, тем более студенты, но семья подразумевалась не только своя, но и родительская, и каких-то близких людей или даже друзей.

А вторую строчку заняла такая ценность, как самореализация. И здесь как раз имеется в виду и хорошее образование, потому что для того, чтобы человек мог как-то реализовать свои возможности, способности в жизни, нужно получить хорошее образование. И молодежь это отмечает.

Третья ценность нас тоже очень порадовала (это действительно позитивный взгляд) – это нравственные ценности. Сюда они включали и доброту, и честность, и порядочность. Какие-то основополагающие вещи, на которых можно что-то созидательное в жизни совершать. Так что мы видим, что и образование сейчас имеет важное значение для молодежи, но и другие вещи тоже…

– Если представить себе начало XX века и образование в церковноприходских школах, то это было не только изучение «Закона Божия» и Священного Писания, но преподавались и математика, и биология, и другие предметы. Если бы мы сейчас представили себе образование в церковной школе, на Ваш взгляд, что нужно было бы там изучать так, чтобы молодой человек получил полное образование и не было бы никакого страха за то, что он получит образование, которое надмевает?

– Вы имеете в виду церковные школы?

– Да.

– Я все-таки вернусь к своему первоначальному посылу, что всегда нужно начинать с изучения Священного Писания и понимания глубоких символических смыслов, которые в Священном Писании заложены. Оно не противоречит современным научным данным. Может быть, было бы хорошо показать это современным школьникам.

Современная научная парадигма тоже опирается на какие-то свои посылки, потому что есть верующие ученые, есть неверующие, которые считают, что современное знание несовместимо с какими-то религиозными установками. Но это мнение во многом зависит именно от изначальных посылок той или иной формы познания. Гносеология разнообразна, тем более в современном мире современная философия предполагает разнообразие подходов. Религиозный подход не теряет своей актуальности, поэтому, конечно, изучение Священного Писания необходимо.

Вернемся снова к замечательному Первому посланию к Коринфянам апостола Павла, может быть, откроем, перечитаем еще раз, и телезрители для себя что-то поймут, прочувствуют важность чтения Священного Писания, его изучения. «Любовь никогда не перестает, – пишет апостол Павел, – хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Совершенно замечательный отрывок, который говорит нам о познании, о том, к какому познанию человек призван. Мы сейчас через тусклое стекло, гадательно познаем некие истины, важнейшие для человека, отсюда и разные заблуждения, всякие сомнения людей в том, насколько мы правильно познаем этот мир, что заложено в вероучительных истинах, так это или не так.

Есть ведь различные суждения и сомнения у молодежи. Но когда уже все откроется лицом к лицу в совершенном познании, где господствует любовь, которая никогда не перестает, частичное, неполное знание потеряет свое значение. Но знание никуда не уйдет, потому что оно откроется именно как совершенное познание в своем полном, целостном восприятии, взгляде на этот мир, на то, что важно для каждого человека, чем он живет. Это познание сопряжено именно с познанием любви, отношением к Богу и ближнему.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Христос в Евангелии, когда апостолы вернулись, сказал: славлю Тебя, Отче, что Ты скрыл это от умных и открыл младенцам. Я не думаю, что Христос был против силы знания; мне кажется, что Он имел в виду тех людей, которые уже получили неправильные знания, закоснели в них и не могли уже принять ничего нового. Легче научить младенца с чистого листа, чем такого человека переубедить. А как Вы считаете?»

– Конечно, это очень важно. Но, руководствуясь в своих рассуждениях какими-то человеческими принципами, люди часто заблуждаются. И ведь мудрость Евангелия человеческую мудрость опровергает. Но вместо этого Христос предлагает знание, которое открыто Богом. Мы видим, что ученики, которых Он призвал, были простыми людьми, теми самыми младенцами, которые поверили Христу, последовали за Ним. И простые рыбаки не были учеными людьми, но потом они стали носителями этой истины, о ней свидетельствовали всей своей жизнью и всем своим словом, которое сейчас, в наше время, звучит для нас пронзительно и ценно.

Собственно, наверное, об этом идет речь: о готовности человека принять Бога, о готовности за Ним последовать, услышать слово Божие. Мы не готовы услышать это слово, и тогда мы плутаем в лабиринтах различных знаний, мнений, суждений и так далее. Но бывает иногда трудно понять, может быть, какие-то простые истины, если они закрыты через определенное отношение к ним.

– То есть в этом случае познание умножает скорбь?

– Я бы не сказал так определенно в данном случае. Когда мы говорим, что умножается скорбь, это, может быть, характеризует как раз реалистичный взгляд на окружающий мир и на мир, который лежит во зле. Знание умножает и скорбь, но умножает и свет путеводной звезды, которой человек выводится из этих лабиринтов, блужданий, исканий. В философии распространено мнение (во всяком случае, с начала XX века), что смысл жизни человека заключается в каких-то исканиях (может быть, богоискании), когда человек ищет и пытается что-то найти, определиться.

Для христианина этот путь открыт, нужно его увидеть, он освящен Божественным словом. И здесь, может быть, «немудрое мира», как говорит апостол Павел, предпочтительнее, чем вся мудрость, собранная воедино, но не познающая Бога.

– У меня еще один вопрос, связанный с людьми, которые понимают себя именно православными, посещают богослужения, но не пытаются узнать о своей вере больше. Это тоже полезно для человека – не узнавать о своей вере?

– Не думаю. Это вопрос, который часто поднимается: что люди подчас не интересуются христианским учением, хотя, может быть, много лет ходят в храм, посещают богослужения. Но для них вера ограничивается только каким-то чувственным восприятием, какими-то эмоциями, внутренними ощущениями. Наверное, это хорошо, и, может быть, это приводит человека в храм. Но вера должна еще и на сознательном уровне обязательно присутствовать, мы обязательно должны знать и Священное Писание, и основы христианской веры, и то слово, которому мы научены от Христа и Его учеников.

– То есть нам для этого достаточно читать Священное Писание или все-таки и толкования тоже? Одно дело читать толкование Лопухина на Евангелие –  это четыре тома, написанные очень сложным языком. Другой разговор, что есть Катехизис Дроздова или Катехизис, который написан митрополитом Иларионом (Алфеевым). То есть книги разные. Есть труды Тихона Задонского; есть труды Игнатия (Брянчанинова).

– Вопрос заключается в том, что нужно выбрать? Но невозможно все перечитать.

– Вот именно. Поэтому как должен ориентироваться православный человек, если принимает решение узнать о своей вере больше?

– Наверное, такому человеку, который хочет приобрести какие-то полноценные знания о христианской вере, о православии, нужно где-то поучиться, в хорошем месте. У нас в Петербурге есть епархиальные курсы образования и катехизации при Отделе образования. У нас многие молодые люди, когда всерьез задумываются о вере, понимают, что нужны систематические знания, нужно наши отрывочные, фрагментарные вещи, которые есть у каждого человека, привести в какую-то систему.

Я, правда, знаю, что есть люди, которые как-то самостоятельно систематизировали свои познания. Но все-таки у них уже было хорошее образование, которое их приучило к такой системной работе. То есть они уже окончили какие-то вузы и работы писали, они знают, как это делается. Но для того чтобы не было каких-то серьезных пробелов, нужно, наверное, постараться какое-то систематическое образование получить. Это может быть и хорошая приходская воскресная школа или курсы катехизации (я знаю, у нас в Петербурге есть и такие вещи).

И, конечно, это чтение Священного Писания. Но для того чтобы углубляться в чтение и понимание, нужно читать и комментарии, и рассуждать об этом, и читать толкования, и книги святых отцов брать в руки. Потому что поверхностное чтение Священного Писания, если просто его читать как художественную литературу (а некоторые так делают), приносит мало пользы. Это, как апостол пишет, будет знание без любви, потому что человек не углубляется в это и не переживает, не соотносит это со своей жизнью.

Есть хорошие форматы евангельских чтений или бесед, которые проводятся на приходах. Мы это реализуем на наших молодежных форумах (это могут быть чтения для молодежной аудитории, но и для старшего поколения тоже), когда Священное Писание читается в группе и по определенным правилам. Правила заключаются в том, чтобы внимательно прочесть отрывок, чтобы было какое-то время для участников группы подумать, а потом обменяться своими мнениями, впечатлениями. И включить в этот диалог еще и чтение комментариев святых отцов или, может быть, мнение священника, который тоже участвует, но не навязывает свои мнения и суждения, чтобы все-таки не перебивать ход размышлений и рассуждений. И человек, участвуя в таких библейских чтениях в группах, открывает для себя в Священном Писании  значение слова Божия для своей жизни, для того, чтобы укрепляться в вере.

– В Священном Писании много слов, которые уже вышли из употребления. И каким образом в этом случае можно о них узнать? Может, просто спросить священника? Или существуют какие-то словари?

– Существуют различные современные переводы. Я не берусь сейчас их комментировать, потому что я не специалист в этой области, но я тоже ими пользуюсь, в том числе мы используем современные переводы для чтения в библейских группах. Чем они могут помочь? Там изложено на современном языке, и иногда этот перевод более понятен, потому что это современный язык, исключающий какие-то архаические слова и выражения, хотя они закреплены в культуре. Например, «овчая купель» переводится как «бассейн» в современном изложении, я с этим категорически не согласен, потому что есть закрепленные в культуре выражения, которые нельзя просто так изъять и чем-то произвольно заменить. Тем не менее такой современный перевод помогает лучше разобраться в том смысле, что конкретно подразумевается, какое значение имеет то или иное высказывание в контексте Священного Писания.

И, наверное, еще важен исторический контекст, который дает более глубокое, вдумчивое чтение Священного Писания. Его тоже надо изучать и понимать. Что то или иное событие Евангелия происходило в конкретных исторических условиях, в конкретном месте, в конкретное время. Мы должны понимать, что те люди, которые слушали Христа, имели определенные представления. И Господь, когда к ним обращается, подразумевает очевидные для них вещи, особенно в притчах. А для нас они сейчас могут быть неактуальны и непонятны. Например, что-то связанное с сельским хозяйством или с какими-то традиционными занятиями. Наверное, это очень хорошо бы знать.

– Вопрос телезрителя: «У меня все время бывают такие жизненные ситуации, когда бывает чувство надменности, эмоциональный порыв, что не вдохновляет  на добрые дела. Враг рода человеческого не дает тебе сделать какие-то правильные шаги в сторону доброго дела, он как бы отвлекает тебя от истины. Ты с ним борешься, но он все время хочет тебя столкнуть, подставить подножку, чтобы ты упал. Как с ним справиться помимо поста и молитвы, помимо добрых дел? Как быть, если эта бесовская склонность очень глобально выражается? Как его укротить мечом, как великомученик Георгий?»

– Думаю, многие такой вопрос перед собой ставят. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – так читаем мы в Нагорной проповеди. Конечно, для того чтобы иметь  верное представление об окружающем мире, чтобы иметь доброе отношение к другим людям, нужно стараться очищать свое сердце от греховных страстей. И опыт Церкви для нас важнейший в этом отношении, потому что он говорит нам о том, какие есть греховные страсти, какие склонности. Мы это все обнаруживаем в своей душе, когда думаем об этом. Когда сердце очищается от грехов, то человек иными глазами смотрит на мир и по-другому воспринимает, и возникает совсем другое знание и отношение. Но это внутренняя работа каждого человека, которая происходит, когда мы переступаем порог храма. Человек начинает задумываться о том, как он живет.

– Вернемся к истории. Мы сейчас очень часто встречаем такое толкование истории нашей страны, которое вызывает у множества наших оппонентов резкое неприятие истории России и вообще России по той причине, что история трактуется таким образом, что был сплошной кошмар и ужас. Когда Вы изучали историю в школе, потом в институте и уже в семинарии и академии, насколько поменялось Ваше представление об истории нашей страны?

– Когда мы изучали историю в школе в 80-е годы, не было какого-то критического восприятия. Нужно было ответить правильно урок, выучить идеологически заточенный материал. Уже потом, когда учился в университете, мы разобрались в таком понятии, как конфликт интерпретаций. Здесь это ключевая вещь, потому что на самом деле нет  определенного взгляда на историю. Если специалист-историк описывает какие-то события, он всегда  привносит какое-то свое личное отношение, и от этого нельзя избавиться.

Может быть, от этого и не нужно избавляться, просто нужно эти вещи учитывать и понимать, что за любыми историческими интерпретациями стоят какие-то конкретные объективные события. И в той или иной мере мы можем приблизиться к пониманию, к осмыслению этих событий. Личное мнение – это очень важно. В спорах рождается истина.

Когда возникает какой-то диалог, мы включаемся в него, сами начинаем размышлять, рассуждать, с христианских позиций как-то себе интерпретируем эти события, пытаемся докопаться, понять их значение. И тогда, может быть, мы окажемся ближе к той реальности, которая стоит за теми фактами и событиями, о которых мы знаем в тех или иных интерпретациях.

На мой взгляд, нет такого определенного и единственно правильного понимания истории. В советские годы пытались такую картину мира создать, чтобы не было никаких вопросов и сомнений, но она не выдерживает критики. У человека есть возможность, когда он изучает историю, иметь какие-то свои мнения и опираться на те позиции, которые ему ближе. И это хорошо.

– А когда Вы учились в семинарии и академии, история Церкви вошла в конфликт с теми знаниями, которые были раньше?

– За историей Церкви всегда стоят какие-то духовные события. Очень важно понять именно духовный смысл, определиться для себя в этом отношении, потому что тоже можно по-разному трактовать исторические события. Например, когда мы рассуждаем о Великом расколе Запада и Востока 1054 года, многие студенты семинарии и академии могут предполагать, что для этого были политические обоснования, что там не было каких-то серьезных причин, все это политика и конфликт каких-то интересов. Это то, что лежит на поверхности, и иногда можно подумать, что на самом деле так и есть. Но тем и интересна история Церкви, что за таким первичным восприятием и пониманием событий стоит какая-то более интересная духовная реальность.

В Церкви всегда Глава Христос, во всех непростых событиях, исторических перипетиях, о которых мы знаем из истории. Потому что история Церкви очень непростая, и через Священное Писание и духовное восприятие мы можем на это взглянуть как-то по-другому.

– Следующий вопрос связан с детьми…Если человек верит, он радуется тому, что узнал, что такое спасение, он радуется вере в Господа, он хочет этим поделиться. И вдруг ребенок задает какие-то вопросы, на которые ты пытаешься ответить как-то по-простому. И в связи с этим вопрос. Для того чтобы просто ответить, насколько необходимо знание Священного Писания, знание литургии, знание духовное? Или надо быть таким же простым и отвечать так, как Господь на душу положит?

– Здесь бывает загвоздка в том, что взрослый человек себя начинает ощущать в роли ментора, он хочет сказать, как правильно, чтобы ребенок согласился, и на этом вопрос закрыть. Наверное, нужно с подростками или детьми более младшего возраста все-таки говорить как со взрослыми, если мы имеем в виду эти духовные вопросы, вопросы веры, чтобы возникла ситуация доверия, чтобы они понимали, что взрослые люди предлагают какой-то свой опыт. Ведь Предание Церкви – это тоже опыт, это более широкая область, чем просто область познания. Слово «предание» включает именно полноту опыта. И если таким опытом искренне поделиться с молодежью, то большая вероятность того, что вас услышат, это действительно достигнет цели, и можно будет какие-то важные мысли и знания донести.

Иногда бывает, что какие-то события, переживания  очень сильно могут воздействовать. Я недавно посетил Иерусалим, был на Святой Земле с паломнической группой, и так получилось, что в день Святой Пятидесятницы мы служили на Сионе, недалеко от того места, где находится Сионская горница. Согласно древнему христианскому преданию именно в этом месте собрались апостолы и ученики в день Святой Пятидесятницы – и Господь ниспослал им в виде огненных языков дар благодати Святого Духа.

Литургия совершалась хранителями Гроба Господня в небольшой духовной семинарии, которая находится на горе Сион. Это закрытое учебное заведение, там богослужения, открытые для прихожан, бывают только несколько раз в году. И после того, как литургия закончилась, участники – священники и прихожане – прошли крестным ходом по окрестности, в том числе посетили Сионскую горницу.

Какие главные впечатления? Что могла увидеть молодежь? Во-первых, это раскопанный древний христианский храм. Это своего рода катакомба, в подземелье. Чтобы это ощутить, нужно понять, что древние иерусалимские христиане там прятались и совершали свою молитву, чтобы никто об этом не знал. И в этом месте можно побывать, ты оказываешься как бы очевидцем всех этих событий.

А потом пришли в Сионскую горницу, и там очень неприветливо встретили. Я не буду объяснять эти особенности. Этим местом владеют и арабы, мусульмане, внизу находится еще и синагога. И когда крестный ход шел по этим узким улочкам, то там были протестующие, которые возмущались. Это тоже особое восприятие, которое очень сильно воодушевило верующих и дало очень острое понимание значения христианства в современном мире, его звучания, его голоса. Потому что люди, которые кричали, не хотели, чтобы это шествие пришло в синагогу и чтобы там была совершена христианская молитва. Такое свидетельство, как в древние апостольские времена, может быть, зажигает сердца и помогает очень многое понять, услышать, увидеть молодым людям.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Люди много говорят по поводу Писаний, слов можно много сказать, но человек что-то не поймет. А в немногих словах можно выразить как бы саму суть. Исихасты, которые молятся Иисусовой молитвой, в немногословии имеют богообщение. Как прийти к этому: зная Писание, мало говорить, потому что многословие умножает и наш грех? Где найти середину, как это понять?»

– Все-таки христианская вера многогранна. И есть у нас университеты, которые занимаются глубоким изучением христианской традиции. Это не многословие. Многословие подразумевает какую-то греховную суть, когда человек рассеивается в житейских вещах, когда он теряет какой-то главный смысл.

Теряет то, о чем говорит Христос, обращаясь к Марии: «едино есть на потребу». Она благую часть избрала, потому что она слушает слово Божие, слушает Христа. Я думаю, что как-то односложно, однозначно выразить полноту духовного знания, наверное, очень затруднительно, сложно. Но иногда бывает, что на сложные вопросы (об этом Вы правильно говорите) есть простые ответы. Иногда человек как-то запутывается в многосложности своих познаний, неумении разобраться в каких-то вопросах. И вот здесь может помочь духовник, духовно опытный человек; он, может быть, каким-то одним словом разрешит множество вопросов, которые стоят перед человеком в его жизни. Я знаю, что есть такие опытные духовники,  именно таким образом помогающие: небольшой фразой, предложением, которое попадает именно в точку и дает человеку стимул разобраться в сложных вопросах, накопившихся в жизни.

– Причем я понимаю, что для этого духовник может быть и не умудренный знаниями институтов и академий, а может иметь просто большой духовный и человеческий опыт. Правильно?

– Да, мы говорили сегодня о том, что пишет апостол Павел: немудрое избрал Бог. Господь открывает немудрым Свои Божественные истины.

– У нас бывает так, что люди провоцируют нас на какие-то раздраженные ответы всякими вопросами. И в этом случае у нас есть несколько вариантов поведения: либо очень хорошо знать все и отвечать буквально цитатами из Священного Писания, сыпать ими как горохом, либо можно просто уходить от этих ответов. В нашем сегодняшнем опыте очень много таких провокационных вопросов. Как себя вести?

– Здесь как раз нужна любовь.  Если ввязаться в этот спор без любви, никогда тебя не услышат, и общий градус раздражения только повысится, сколько бы цитат ни привел человек. Как мы читаем в Евангелии, законоучители приступали, искушая Христа. И сейчас есть люди, которые специально искушают, а может быть, их искренне волнуют какие-то вопросы, но они искусительные, непростые. Всегда нужно проявить терпение, внимание к человеку, никогда не раздражаться, а стараться спокойно выслушать в первую очередь.

Мы часто страдаем от неумения слушать. Для нас с вами это может быть психологический момент, а может быть и духовный. Для того чтобы проявить к человеку внимание, в первую очередь его надо выслушать, постараться понять, из каких побуждений он исходит. Может, действительно есть какая-то искренняя заинтересованность, и мы можем руководствоваться своим опытом, опытом чтения Священного Писания, опытом участия в богослужениях, чтобы человеку что-то подсказать и объяснить.

Не всегда задача заключается в том, чтобы человека переубедить, очень часто это бывает невозможно, но мы можем помочь человеку задуматься, если просто проявляем к нему внимание. На таком принципе мы строим нашу работу с молодежью. У нас есть программа духовно-просветительских семинаров. Мы рассматриваем такие темы, как отношения с родителями, отношения молодого человека и девушки (что касается создания семьи), вопросы, касающиеся образования и карьеры. Но в основе лежит именно такой диалог, то есть умение и желание услышать друг друга, высказать свое мнение, какие-то позиции.

В качестве экспертов в наших семинарах (в том числе и на форуме «Ладога», о котором я уже упомянул, мы проводили его для светской аудитории) участвуют и священники, и люди, которые могут поделиться каким-то своим христианским опытом, которые знают, как что-то сказать о нравственных ценностях, донести какие-то вещи, может быть, пережитые в личном опыте. Такая искренность и желание выслушать, вступить в диалог помогают человеку, который хочет что-то донести.

Может быть, общепринятые ответы молодежь не удовлетворят. Это самое важное: когда человек сам задумается и поймет, что его мировоззрение и ответы на какие-то важные вопросы жизни неудовлетворительны, что об этом надо подумать. Может быть, есть источники, которые помогут что-то открыть и понять совсем по-другому.

– Бывает, мы чего-то не знаем, а человек задает нам искренний вопрос о чем-то из духовной жизни. Можно ли ответить так: «Я сейчас не могу ответить на твой вопрос. Я завтра спрошу у священника и отвечу тебе?» Это будет нормально?

– Можно ответить по-сократовски: я знаю, что ничего не знаю. Правда, Сократ все-таки признавал, что он это знает, то есть он все-таки  положительный посыл давал в своем высказывании. Ну, это если так шутливо говорить об этом. А так, конечно, почему нет? Это тоже, может быть, располагает собеседника, если мы не знаем ответа на вопрос. Это естественно для каждого человека. Человеку свойственно ошибаться, многого не знать и открывать, может быть, именно в диалоге: «Может, именно Вы мне подскажете ответ на этот вопрос. Давайте подумаем вместе». Это всегда очень хорошо.

– Спасибо Вам за столь интересную беседу. Я для себя почерпнул  много важного для общения с людьми, задающими вопросы, на которые иногда очень сложно ответить. Я понимаю, что любовь и умножает знания. Самое главное – знание друг друга и любовь друг к другу. Наверное, это самый лучший способ понимания.

– Хотел бы поздравить наших телезрителей с сегодняшним праздником. Сегодня день светильника всей Русской земли преподобного Сергия Радонежского. Мы в Петербурге этот день тоже торжественно отмечаем молитвой и богослужением.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​