Беседы с батюшкой. Надо ли проповедовать людям, не готовым принять ваши слова

14 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

Сегодняшняя тема нашей передачи, нашего обсуждения: «Нужно ли проповедовать людям, которые не готовы услышать ваше слово».

Отец Филарет, к Вам каждый день обращаются с самыми интересными вопросами – начиная с того, как вести себя в храме, и заканчивая очень сложными богословскими вопросами.  Так ли это?

– Это действительно так, и священнослужителю по долгу своего служения приходится общаться с разными людьми. Причем это общение не только в храме, не только на службе; приходится нести слово Божие и в других жизненных обстоятельствах. Например, когда мы встречаемся с кем-то за стенами храма или когда приходим в дома совершать какие-то богослужения (к примеру, освящать жилище). Или приходишь в дом, когда пришла беда, чтобы совершить отпевание, и понимаешь, что именно сейчас, когда сердца людей открыты, нужно найти важные слова, которые помогут им в жизненной ситуации.

В Священном Писании говорится, что вера рождается от слышания. То есть в любом случае мы должны нести слово Божие людям. Господь Иисус Христос в Священном Писании недаром приводит притчу о сеятеле, который сеет семена; они падают в разные места, но сеять необходимо. Более того, я бы сказал, что проповедовать о своей вере должны не только священнослужители, но это обязанность любого христианина, для которого Христос является центром жизни. И говорить нужно не о том, как преодолеть те или иные жизненные трудности, а о том, как ты понимаешь эту жизнь, как  воспринимаешь то, что происходит с тобой; может быть, делиться опытом.

Я помню один случай из духовного наследия. К одному язычнику пришел наниматься христианин. Язычник ему говорит: «Я тебе заплачу хорошие деньги, ты будешь работать у меня, но у меня условие: если я только услышу о твоей вере, о твоем Христе, я тебя тут же выгоню. Ты меня понял?» На этом они договорились, и этот человек три года работал у язычника. И вдруг в один из прекрасных дней работодатель пришел, упал на колени и сказал: «Научи меня, я хочу быть таким, как ты». Христианин говорит: «Но я все эти годы молчал о своей вере». «Я просто видел, как ты поступал», – ответил язычник.

Нужно во многом не на словах показывать свою веру, а все-таки в делах: быть милосердным, сострадательным, понимающим. Думаю, что когда это сочетается, то тебя захотят услышать и, конечно, примут твои слова за истину, которая так или иначе коснется сердец многих людей.

Я не слышал такого рассказа, это очень поучительно. Если мы говорим о нашей ежедневной проповеди, то хочу такой вопрос задать: ведь бывают моменты, когда Вы не в рясе (едете в метро, например, в общественном транспорте); тогда Вы для всех людей внешне обыкновенный человек, Вас не идентифицируют как священника. Приходится ли Вам говорить что-то, когда Вы не облачены в священные одежды?»

– В нашей Православной Церкви так интересно устроено, что священнослужитель, не говоря ни слова, но просто идя в облачении по городу, уже проповедует. Это удивительно! Когда у нас бывает время, мы снимаем облачение, отправляемся в какое-то путешествие или едем куда-то по делам, но в любом случае надо понимать, что ты всегда должен оставаться священнослужителем. Это так же, как врач: он не может повесить халат на гвоздь и перестать быть врачом; это вся его жизнь. Поэтому, находясь в обществе, среди людей, мы всегда должны понимать, кто мы такие (христиане, священнослужители), чтобы не терялось наше лицо и достоинство. Это самое главное.

– Я специально задал вопрос по поводу облачения, потому что христиане-миряне тоже несут веру Христову, но одеты обычным образом. Вы очень точно сказали, что мы все – христиане и должны нести слово Божие.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Сектанты ходят по улицам и предлагают свою литературу, проповедуя о Боге. А православные спасают свою душу, не проповедуя другим. Правильно ли это?»

– Христос не вмешивался в жизнь людей, а ходил, проповедовал слово Божие, и оно было доступно. Часто православных упрекают: «А что вы делаете?» На самом деле, если посмотреть, особенно за последние десятилетия, то какое количество печатных изданий, газет выходит! А Интернет, телеканалы? Наш телеканал «Союз»? То есть говорить, что мы ничего не делаем, я считаю, не очень правильно. Нарушать спокойствие людей, теребя за руку и показывая на Библию: «Я хочу Вам что-то сказать», – это не есть проповедь; ты вмешиваешься в жизнь человека.

Я хотел бы зачитать: «Знание и разъяснение Божественных истин нужно давать только тем людям, которые об этом просят». Мы не знаем человека, мы не знаем его настроя. Правильно Господь говорит: «Не мечите бисер перед свиньями». Это показательные слова Христа. Не каждому человеку нужно говорить о Боге, о Христе. Сейчас все доступно. Если ты захотел пить – ты придешь к источнику сам. Глупо надеяться на дождь, когда ты знаешь, где есть источник.

У нас есть храмы, которые своим видом уже проповедуют о Боге. Ты можешь купить литературу. Но самое главное – чтобы ты захотел этого. Поэтому методы разные, подходы разные. Насколько сектанты приносят пользу – я не знаю, но все-таки спасение человека начинается от слышания; ты должен сам услышать слово, которое тебе предлагается. Сегодня в христианской Православной Церкви есть все возможности, и нет смысла, нет необходимости идти на улицу и предлагать какую-то литературу.

Я помню  время, когда ходили по квартирам, по улицам и спрашивали: а покаялся ли ты? Но это время все-таки прошло.

– Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся...» Придите! То есть человек должен сам сделать шаг навстречу Богу. А через что происходит эта встреча – через книгу,  человека или программу – это уже тайна человека.

Это Вы очень точно подметили. «Се, стою у двери и стучу: кто отворит Мне, с тем буду вечерять», – говорит Господь. Где-то я слышал, что дверца, в которую стучит Господь, открывается только с нашей стороны. Мы, конечно, понимаем, что Господь может сделать абсолютно все, Он бы мог вмешаться в жизнь каждого человека и каждого человека сделать глубоко верующим...

– Но Бог не делает этого.

– Почему Господь не вмешивается в нашу жизнь таким образом, чтобы избавить нас от греха? Такой вопрос задают многие.

– Одно из Божественных свойств – Бог Всемогущ, Он может сделать все. Нет ничего, что препятствовало бы Его всемогуществу. Но Он не может сделать всех добрыми, хотя это Ему ничего не стоит. Почему? Потому что Господь сотворил человека свободным, дал ему выбор: выбирай человек то, что хочешь.

Сколько в Священном Писании мудрости! Господь открывает перед человеком два пути: широкий и узкий. Понятно, что узкий путь очень скорбный, а широкий – «все мне дозволено, все я могу». Но и конец будет определенный. Поэтому Господь, сотворив человека, не ломает двери, но ждет, когда человек сам скажет: «Господи, Ты мне нужен, я не могу без Тебя». Человек должен сам прийти к этому; может быть, через испытания.

Рассуждая над жизненными судьбами, понимаешь, что к Богу не очень хорошо приходить через страдания, потому что тогда теряется глубина веры. Человек должен приходить к Богу только по любви, понимая: «Он мне нужен, я не смогу в этой жизни преодолеть испытания без Его помощи». Это очень важный момент, который я хочу отметить.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «У меня родители неправославные, а я крещен в Православной Церкви. Как правильно родителям рассказывать о православной вере? И как жить так, чтобы все ежечасно, ежеминутно было правильно и по воле Божией?»

– Часто приходят люди и говорят: «Мы хотим крестить ребенка, но у нас проблема: отец или мама категорически против». Получается, если мы покрестим ребенка, будет скандал в семье. То есть сила таинства, роль того действа, которое должно произойти, может быть, не потеряется, но уже будет смазана.

Когда мы проповедуем о Боге людям, не совсем близким к Церкви, это необходимо делать с любовью и аккуратно, понимая, что иногда задаются и каверзные вопросы. Нельзя раздражаться. Может быть, найти какую-то интересную статью или какую-то книгу. Еще раз хочу сказать, что человек должен сам этим интересоваться. Но свидетельствовать о своей вере мы должны.

Что касается вопроса телезрителя, мы можем говорить одно, а поступать со своими близкими, родителями совершенно по-другому. Тогда они скажут: «Какая твоя вера, если ты поступаешь неправильно? Ты меня учишь одному, а со мной ты вот какой». К этому тоже надо быть готовым.

Поэтому, думаю, только аккуратно, с любовью, с терпением все возможно преодолеть. И очень важно желание с той стороны, чтобы ваши родители хотели стать такими, как вы, по вере. И, конечно, нужно молиться, просить у Бога помощи, вразумления, чтобы Господь, может быть, подсказал в свое время, а вы почувствовали, что нужно сказать, как сказать. Но самое главное – живите по Евангелию, все остальное приложится.

– Не устаю вспоминать митрополита Антония Сурожского, который говорил о том, что христианина можно узнать по отблеску Евангелия в его глазах. Я понимаю, что с такими сложностями, как у телезрителя, сталкиваются многие люди. Причем именно в семье эти вопросы возникают чаще всего.

Вы привели пример о крещении. Мы знаем случаи, когда родители и не против крещения, но воспринимают это таинство как обряд от сглаза, для здоровья; или крестят потому, что все крестят. И когда человек отдает себе отчет в том, что происходит в таинстве Крещения, то это совсем другая история. А вообще часто дети становятся первыми христианами в семье, потому что дети легче всего слышат слово Божие.

– Так было в моей жизни. Когда я в пятнадцать лет принял крещение, то через это к вере пришли и мои родители. Такое на самом деле бывает.

И перед принятием таинства Крещения не случайно уже несколько лет проводятся подготовительные огласительные беседы. Человек должен хотя бы об этом послушать, хотя бы задать вопросы. И как обидно, когда люди задают вопросы, не связанные с верой, а о том, например, сколько будет идти таинство или сколько полотенец принести. В моей жизни было всего несколько людей, которые задавали по-настоящему глубокие вопросы о духовной жизни: «А что дальше? Как мне дальше жить? Как не растерять свою веру? Как мне не обращать внимание на то, что происходит вокруг меня, чтобы что-то во мне не поменялось?» Поэтому важно подготовить человека к крещению.

Если родители крестят своих детей, они должны понимать, что они ответственны за научение своих детей вере христианской, должны думать, какой пример они подают. Приведу пример. Пришла соседка, и мама, разговаривая с ней, любезничает. Дочка при этом рисует карандашом какой-то рисунок. Как только соседка ушла за порог, мама начинает говорить: «Какая же нехорошая эта соседка». Девочка не знает, когда мама настоящая, потому что она ей в лицо говорила приятности, а за спиной поступает не совсем правильно. Очень важно, чтобы родители показывали добрый пример своим детям, как нужно жить.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда апостолы спросили у Христа: "Почему Ты им проповедуешь притчами?", Он сказал им: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им достаточно притч, потому что они смотрят, но не видят, слушают и не слышат". Может, и сейчас надо так же поступать? То есть завуалированно проповедовать. А зерно на свою почву упадет. Как Вы считаете?»

– Конечно, язык притч – это глубокий язык, и это понимают многие. Когда Христос, говоря притчами, приводит какой-то пример, он распространяется на века, на столетия. Притча будет актуальна всегда.  Например, притча «О милосердном самарянине» актуальна всегда.

Что касается личности человека, то, конечно, Господь по-разному к нам приходит, потому что мы совершенно разные люди. И слышим, наверное, не всегда так, как хотелось бы. Язык Священного Писания актуален для всех, но к личности необходим какой-то особый подход. Священник ведь разговаривает с людьми по-разному: с детьми – так, со взрослыми людьми – по-другому. Человеку, который находится в возрасте и может что-то недослышать, совершенно по-другому нужно сказать. Так же и здесь. Все зависит от нас.

– Мне вспомнилась проповедь апостола Павла: он мог говорить с простолюдином на простом языке, с людьми знания – на языке знания. Понятно, что у каждого из нас есть определенный багаж знаний...

– Телезритель привел пример об учениках, что «им дано знать тайны Царствия Небесного». Это потому, что ученики были со Христом всегда. А другие люди, слушающие Христа, впервые Его видели, и они услышали притчу, которая тронула их сердце. Поэтому апостолам не надо было всего объяснять, они и так были рядом с Ним.

– Наверное, Вы с этим сталкивались и чувствовали, как Дух Господень помогает Вам в Вашей проповеди, в Ваших словах. Можем ли мы, миряне, просить Господа, чтобы Он нам послал слово?

– В Священном Писании Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего». Проповедь о Христе – это всегда ответственно, потому что люди смотрят на тебя как на Его представителя, как на человека, верующего во Христа. Предпринимая какое-либо дело, мы все равно просим у Бога благословения. Так и здесь: обращаясь к кому-то, мы внутренне должны сказать: «Господи, помоги мне! Дай мне разум, чтобы сказать этому человеку полезное».

Иногда ничего не надо говорить человеку, а просто посидеть рядом с ним и помолиться. Я вчера шел к Лавре, вижу: стоит девушка, плачет. Казалось бы, какое мне дело? Нашел в себе силы, подошел, взял за руку, сказал: «Не переживайте, все будет хорошо». А в ответ получил улыбку. Когда мы научаемся даже не словами, а поступками доказывать правильность своей веры, глубину своей веры, это уже огромное дело. Господь говорит: «С плачущими плачьте, а с радующимися будьте радостны». Поэтому проповедь людям о Христе всегда начинается с молитвы: помолились, хотя бы кратко, попросили у Бога помощи – и сеем семена.

– Мы говорили о детях и о взрослых, которые готовятся к тому, чтобы в их доме появился еще один воин войска Христова. Наверное, Церковь как-то по-особенному говорит с детьми? Как выглядит проповедь детям?

– Самая главная ошибка, которую допускают иногда рьяные верующие христиане, – сказать фразу: «Бог тебя накажет». Никогда своим детям такие вещи не говорите, потому что Бог, в принципе, никогда никого не наказывает. Господь есть Любящий Отец. Приучите своего ребенка жить с осознанием, что Бог не злой и не каратель, но нужно бояться Его обидеть. Родители должны сказать: «Когда ты делаешь что-то неправильно, мы очень расстраиваемся. Так и Господь. Если ты будешь жить неправильно, будешь обманывать нас, родителей, вредничать, делать какие-то гадости, ты прежде всего обидишь Его. Конечно, и нас, потому что мы твои телесные родители. Но и Создателя. Когда нас не будет, ты с Ним должен будешь жить дальше, после нас». Разговор с детьми – это всегда честный разговор. Но без фанатизма. Бог есть любовь – учите детей этому прежде всего.

– Вы сейчас сказали удивительную фразу, что это должен быть честный разговор. Я подумал о том, что, наверное, не только с детьми должен быть честный разговор. Я так понимаю, проповедь о Христе должна быть честной всегда. Но может ли быть такой момент, когда человек решает, что нужно не всю правду сказать? Потому что правда ведь может быть столь жесткой и обличительной, что мы боимся иногда сказать ее всю.

– Чтобы человек услышал правду, все равно надо человека немного подготовить. Всегда спорный вопрос, говорить ли пациенту с нехорошим диагнозом: «Извини, тебе осталось жить три месяца». Один человек может отреагировать нормально и сказать: «Хорошо, я понял, я готов».

– «У меня есть три месяца на покаяние».

– А другому, может быть, и не надо это знать, потому что появится отчаяние, злоба: «Почему у всех так, а у меня так?»

Конечно, правду нужно всегда говорить, как я уже сказал, и быть честным. Но все-таки нужно понимать, хотят ли услышать эту правду от тебя. Иногда надо промолчать. Хотя говорят, что молчанием предается Бог. Бывают разные жизненные ситуации, и по-разному надо к этому подходить.

– Это честный ответ. Потому что если человек все-таки понимает, что с его здоровьем все плохо, но его духовное состояние позволяет это принять – это одно. Если иначе – все по-другому. Это все очень сложно.

– Я хотел бы повторить слова Спасителя (Евангелие от Матфея, седьмая глава, шестой стих): «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Людей, закоренелых в грехе и испорченных духом зла, Спаситель советует не трогать. Есть грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов, поэтому что бы вы им ни говорили, будет бесполезно. Более того, если человека не коснулась благодать Божья, Евангелие для него будет просто книгой с набором правил хорошего тона, хорошего поведения, но не будет смыслом его жизни, пока он сам не откроет свое сердце Спасителю и тем словам, которые звучат из уст Господа.

Поэтому очень важно ко всему подходить с разумом: что говорить и кому говорить. Не нужно уподобляться людям, которые носят брошюрки, стучат в дверь со словами: «Мы вам расскажем об Иисусе». Хотя у нас есть много возможностей донести людям Благую Весть о Спасителе, чтобы это тронуло их сердца.

– До Вознесения шли пасхальные праздники, и, бывая на них, всегда удивляешься тому, как люди радуются. Причем радуются все. Во время самой ночной пасхальной службы, куда приходят и люди верующие, и неверующие, все с радостью кричат: «Христос воскресе!» И с радостью отвечают: «Воистину воскресе!» Но проходит время – и в храм возвращаются не все.

Вопрос у меня в следующем. Человек, скажем так, заставляет себя ходить в храм сначала раз в месяц, потом каждую неделю. Пока еще к нему не пришло знание, и пока он не стал человеком, которого мы называем «воцерковленный», но он упорно ходит в храм. Возможно ли, что количество перейдет в качество?

– Я считаю, что есть вещи, к которым мы себя должны понуждать. Ведь иногда утром, может быть, не хочется зубы чистить, умываться, но мы заставляем себя, понуждаем. Так и здесь. У человека, который только переступает порог церкви, уже работа внутренняя произошла, он уже Христа почувствовал. А нахождение на богослужениях, исповедь, причастие, проповедь, Евангелие, слова песнопений более приближают его к Создателю. Когда постоянно посещаешь богослужения, начинаешь наизусть знать многие моменты, многие молитвы; тебе не надо их зубрить, как стихотворения в школе. Когда человек постоянно это делает, когда понуждает себя, когда у него правило жизни такое, что воскресный день он посвящает Богу, молясь за себя и за свою семью, он учится различать, какой момент идет на богослужении, что означает. А если еще  книгу возьмет и посмотрит, то это будет огромная польза. Участие в таинствах – это тоже очень важный момент.

– Вопрос телезрительницы из Ростова: «Мне 88 лет. Хочу узнать, повредит ли моей душе то, если меня после смерти кремируют? Я крещеная, хожу в церковь».

– Самое главное – долгих Вам лет жизни. Живите долго, радуйтесь этой жизни, обращайтесь к Господу. Что касается этого вопроса, конечно, кремация не приветствуется, и есть положения в Концепции Русской Православной Церкви, где содержится  момент по поводу кремирования. Ведь это языческие корни. Мы, православные, относимся к нашему телу с почтением и благоговением. Тело для нас – соработник в спасении, оно помогает нам творить добрые дела, поэтому мы не избавляемся от него.

Есть в ряде религиозных культов или философских течениях такое понятие, что тело – это темница для души. У нас совершенно иное отношение к телу. Апостол Павел так и говорит: «Неужели не знаете, что вы есть храмы Духа Святого?» Это отличает нас от остальных.

Конечно, существует еще социальный момент (к сожалению, это действительность нашей жизни) – дешевле людям совершить кремацию своих близких, чем купить место на кладбище, похоронить. Часто к этому прибегают от неимения средств, и это уже вопрос не церковный, а вопрос социальной несправедливости нашей современности.

Все-таки кремировать нежелательно. Но если даже это произойдет, я считаю, что и отпевание будет совершаться, и молитва на Вашем месте погребения будет совершаться. Но, может быть, что-то поменяется – и Вы по-другому отнесетесь к своему телу, которое столько лет с Вами?

– Вернемся к нашей теме. Мы говорим о том, нужно ли проповедовать людям, которые не готовы услышать наши слова. Здесь есть еще один аспект. Представим себе какой-нибудь далекий остров в океане, где есть люди, которые никогда в своей жизни не слышали о Христе. Но при этом они живут так, как будто читали Евангелие, поступают как настоящие христиане, не слыша никогда о Христе.

Помните, в советском обществе было много попыток убрать воскресенье, чтобы даже слова «воскресенье» не было... Пытались изменить, убрать из жизни все, что касалось Церкви, рушили храмы и даже людей убивали за веру. Но ничего не получилось. Можно ли представить себе общество, которое никогда не слышало о Христе, но при этом было высоконравственное и духовное?

– Нравственное и духовное общество невозможно без Христа. Потому что именно то, что мы слышим от Него, наполняет нашу жизнь смыслом...

Чисто организационно можно сделать любое общество, но оно всегда будет саморазрушаться. К сожалению, грех невозможно победить без Бога. Грех будет разрушать любое общество, обязательно пойдут расслоения на богатых и бедных. С чего начинается ссора в семье или ссора в каком-то коллективе? Один превозносится над другим. А Господь говорит: «Служите друг другу…»

Церковь не безмолвствует. Давайте вспомним равноапостольных служителей уже после апостолов, которые просвещали целые народы: это и равноапостольная Нина, просветительница Иверии, и равноапостольная Ольга, и князь Владимир... Огромное количество примеров, когда один человек доносил до огромного количества людей, своих соотечественников, слово о Христе. И эти слова не пропадали. Для нас это пример.

Для Церкви миссионерское служение является неотъемлемой частью. Миссия Церкви – приводить людей ко Христу, это самое важное. А методы могут быть различными: выпуск определенной литературы, проекты, литургия с пояснениями. Я пару раз служил такую литургию, когда останавливается служба и человек разъясняет тем, кто находится в храме, что сейчас происходит, как воспринимать то или иное действие священника или что поют на клиросе. Поэтому методы различные, а цель одна – привести человека ко Христу.

– Миссионерские литургии проводятся уже не первый год, они есть. Знаю, что при Коневецком монастыре летом организуется лагерь, где живут вместе в палатках не только верующие православные христиане, но и те, кто вообще ничего еще не слышал о вере. И отцы рассказывают, что эти люди приходят к вере; может быть, не в первый год, но приходят.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Как себя вести как воин Христов, когда в публичном пространстве встречаешь оскорбления в адрес веры, Церкви, священства, православных? Имею в виду социальные сети. Я в них не заходила никогда, но появился такой сайт, где соседи задают друг другу вопросы, и там начались вбросы оскорбительного характера. Как я должна на это реагировать? Я, собственно, вступила в эту схватку, но там таких, как я, очень мало, а оппонентов очень много, поэтому очень тяжело. Что делать? Метать бисер или нет? Ведь это публичное пространство, и многие, кто еще ничего не знает о Христе, на это смотрят и как-то реагируют».

– А что говорили про Христа? Что Он ест с грешниками и непонятно чем занимается. А первых христиан вообще обвиняли, что они пьют кровь и едят младенцев. Чего только не было! Накал злобы, особенно в наше время, велик. Защищать нашу веру, конечно, необходимо; может быть, мудрым ответом. Если не знаете, как защититься, надо остаться при своем мнении. Потому что сегодня действительно огромное количество людей, которые, не зная жизни Церкви, по каким-то случаям оценивают всех. Если во власти, например, появился человек недобросовестный и нечистый на руку, это же не значит, что во власти все воры. Так и здесь.

Священники – как самолеты: о них говорят только тогда, когда они падают. Даже священник может ошибаться, даже общество может принимать какое-то неправильное решение. Но мы должны понимать, что Бог всегда на стороне правды. И какие-то отдельные события не могут повлиять на ход истории, на жизнь Церкви.

Защищать надо. Защищать своей жизнью – жить честно, жить правильно, чтобы говорили: «Посмотри, вот действительно настоящий представитель христианства». Я думаю, всех не переубедишь. Сколько у нас умных людей с образованием, которые пытаются донести слова правды... Но кто их слышит? Немногие, наверное. А остальные остаются при своем субъективном мнении.

– Мне приходится постоянно заниматься этим вопросом, работая в социальных сетях в том числе. И есть очень тонкий момент: люди, которые ругают Церковь, – это те, которые не хотят слышать, они хотят говорить.

– Да, что бы вы ни говорили, даже какие-то объективные вещи, вас просто не услышат.

– Но что касается вопросов, связанных с исповеданием веры, есть огромное количество литературы. Есть такая наука, как апологетика (то есть защита веры), можно пойти на какие-то курсы. Например, в Санкт-Петербурге есть курсы Иоанна Кронштадтского при Лавре. Есть воскресные школы для взрослых, помогающие получить те знания, с помощью которых мы могли бы отвечать на какие-то очевидные вопросы.

– В социальных сетях эти посты распространяются не для того, чтобы найти истину, а для того, чтобы оскорбить, унизить человека. Вот здесь и начинается доля ответственности; с этого момента начинается грех.

– Если телезрительница задает такой вопрос, значит, она размышляет на эту тему, задумывается о том, как проповедовать. И это, по-моему, самый лучший вариант – размышлять… Если подвести итоги, то как все-таки ответить на вопрос: нужно ли проповедовать тем, кто не готов услышать?

– В любом месте – дома, в семье, на улице – мы всегда должны оставаться христианами. И слово может быть не всегда уместно, а наши дела, поступки будут наилучшей проповедью нашей веры, нашего отношения к Богу. Апостол Павел сказал, что мы должны быть готовы отвечать на вопросы, которые нам могут задавать, и правильно, грамотно на них отвечать. Поэтому надо учиться, читать литературу, которая так или иначе будет нам помогать отвечать вопрошающим.

– Отче, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры! Я хочу пожелать, чтобы Господь хранил вас на всех путях вашей жизни!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Владислав Рябов и Светлана Тодосейчук

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы