Беседы с батюшкой. Начало Великого поста

5 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (г. Москва) архимандрит Петр (Поляков).

– Сегодня тема нашей передачи – «Начало Великого поста». В чем заключается радость Великого поста?

– Я начну нашу беседу со слов благодарности за приглашение принять участие в вашей программе. И хочу предварить беседу одним таким замечанием: могу сказать что-то из того, что не является официальной позицией Церкви, а есть выражение моего личного духовного и жизненного опыта.

 Действительно, Великий пост называется духовной весной. И как весенний ветер оживляет в нашей душе радостные чувства, так и наступление Великого поста возбуждает предвосхищение встречи величайшего праздника – Святой Пасхи. В году четыре поста, они разнятся и по строгости, и по продолжительности. Например, церковный год начинается с Рождественского поста, по своей продолжительности он равен Великому посту, но почему же все-таки Святая Церковь называет этот предпасхальный пост Великим? Потому что он наполнен особым духовным и богословским содержанием.

Великий пост предваряется подготовительными неделями. Это Неделя о Закхее, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя воспоминания о Страшном Суде; следующее воскресенье – воспоминание Адамова изгнания из рая. Подготовительные недели содержат особые молитвословия. За богослужением (на всенощном бдении) исполняются духовные песнопения, которые по своему духовному и богословскому содержанию дают возможность всем молящимся в храме вспомнить о своем жизненном предназначении, о своих христианских обетах, которыми мы должны руководствоваться в своей жизни, вспомнить о вечности. Радость Великого поста именно в том и состоит, что мы живем в предвкушении очищения наших душ от греховных привычек, от пороков. Мы призваны примириться с окружающими людьми, с ближними, мы призваны Церковью вспомнить о своем высоком достоинстве быть чадами Божиими.

Один из моих духовных друзей – архимандрит Мелхиседек – очень красочно изобразил в одной из своих проповедей состояние человеческой личности. Он предложил очень современный образ. Каждая человеческая личность – это как бы смартфон, он может быть дорогим, может быть дешевым, но основное его предназначение – осуществлять связь с окружающими людьми. Так вот, рожденный человек есть тот смартфон, у которого нет сим-карты. И сим-картой является крещение, которое открывает каждой человеческой личности врата Церкви.

Но иметь сим-карту недостаточно, необходимо ее активировать. Активацией сим-карты является таинство Миропомазания. Но если, скажем так, этот смартфон уже действует и со всеми можно осуществлять связь, необходимо тем не менее постоянно его подзаряжать участием в таинствах. Также необходимо его очищать от различных вирусов (это покаяние). Это очень красочное и понятное для современного человека сравнение.

Радость Великого поста состоит в том, что нам предоставляется очень хорошая возможность очистить свою душу в таинстве Покаяния. Именно к покаянию призывает Церковь своих чад в эти подготовительные недели Великого поста. Это, конечно, молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Я сын священника, и нас с детства родители приучали постоянно повторять эту молитву мытаря.

Если мы по каким-то обстоятельствам не можем исполнить вечернее или утреннее правило, то, встав утром с одра, нужно просто произнести молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному». Если совершил какой-то поступок или какая-то мысль суетная посетила, сразу можно вспомнить молитву блудного сына, обратившись к Богу: «Отче, согреших на небо и пред Тобою». И эти краткие молитвы, которые нам предоставляет Святая Церковь в этих евангельских образах, держат нашу душу в духовном тонусе и соединяют нас с Господом.

– Вопрос телезрительницы: «У меня больные ноги; утренние, вечерние молитвы и правило ко Святому Причащению я читаю сидя. А как же быть с покаянной молитвой Ефрема Сирина? Ее же надо читать на коленях. Как мне быть?»

– Этот вопрос давно решен Церковью. Дело в том, что наша Святая Церковь, как заботливая мать, не принуждает нас к каким-то чрезмерным физическим подвигам, надо исходить из тех возможностей, которые есть у каждого. Например, один из наших прихожан сломал правую руку – крестился левой. Этим он ничего не нарушил. Так и в Вашем случае: вполне можно читать молитву Ефрема Сирина сидя, совершать мысленные поклоны. Господь принимает нас такими, какие мы есть.

– Сейчас идет мясопустная неделя и вместе с тем празднуется Масленица. Как традиция празднования Масленицы совмещается с подготовкой к Великому посту?

– Здесь совмещения как бы не предполагается. Мясопустная неделя называется так потому, что уже не употребляется мясная пища, и, естественно, хочется перед Великим постом себе и своим близким и родным доставить некую радость, особо употребляя молочные продукты и блины. Я не знаю точно историю возникновения Масленицы, но что удивительно, даже в советское время Масленица праздновалась как  общенародное гулянье (уже в последние годы советской власти) и всегда высчитывалась по церковному календарю.

Помню, перед Пасхой в 60–80-е годы в булочных появлялся так называемый весенний кекс. Это куличи продавали. Таким образом, Масленица по-своему замечательная, и Церковь благословляет это утешение. Но здесь, как и во всем, надо знать меру. Скажем так, участие в каких-то карнавальных шествиях – это не очень христианский обычай, это остатки язычества, которые сейчас романтизируются некоторыми нашими согражданами. Говорят о том, что выбор святого благоверного князя Владимира, который прекратил поклонение идолам, как бы обеднил нашу культуру. Но на самом деле он не только не обеднил ее, а просто прекратил те ужасные вещи, о которых нам почему-то не говорят.

Например, есть такая замечательная сказка «Снегурочка». Мы умиляемся этой сказкой, где Снегурочка, перепрыгнув через костер, растворилась как облачко. А на самом деле это пережиток ужасного обряда, который творился в то время: разводился большой костер, и выбранная жертва (как правило, девушка) танцевала на углях, а вокруг нее бесновались ее подруги и друзья. Это происходило до того, пока девушка в изнеможении не падала посреди этих углей; тогда этими углями ее закапывали, а через три дня откапывали и смотрели, все ли кости сгорели. Если сгорели – значит, бог Ярила принял эту жертву, если не сгорели – значит, не принял, будет неурожайный год. Эта романтизированная сказка возвращает нас к языческим временам. И карнавалы, которые происходят, тоже не облагораживают наши души. Здесь надо быть очень осторожным. Конечно, повеселиться не грех, но не надо принимать активное участие в этих игрищах.

И можем вспомнить, что на Руси в те времена были и драки – кулачные бои, это тоже пережиток язычества, они происходили тоже на Масленицу. У Сурикова есть замечательная картина «Взятие снежного городка», там показано то неистовство, которое тоже являлось пережитком этих языческих обычаев. Так что Масленица имеет как бы двойной характер. Во-первых, это совершенно безобидное общение между родными, близкими, знакомыми, а с другой стороны, имеет некое языческое начало, которое Церковью не приветствуется.

– Вопрос телезрителя: «У кого настоящее покаяние: у мытаря, который бил себя в грудь и говорил слова, или у Закхея, который не бил себя в грудь, но пообещал кое-что сделать?»

– Здесь давать оценку покаяния Закхея или мытаря не совсем правомочно уже потому, что Закхей – это историческая личность, а мытарь – персонаж притчи Христовой. Закхей, принимая Господа у себя в доме, сказал: «Я половину имения своего раздам нищим, а если кого чем обидел, возвращу четверицею». За этим последовала и молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». То духовное перерождение, которое произошло в душе Закхея от встречи со Христом, конечно, имело и дальнейшие последствия. Несомненно (и об этом свидетельствует церковное Предание), Закхей в дальнейшем стал одним из учеников Христовых и проповедовал Христа в своем обществе, принял мученическую кончину.

– Что является главным в подготовке к посту? С каким настроем следует вступать в поприще Великого поста?

– Телезрительница упоминала в вопросе о молитве Ефрема Сирина. И эта молитва раскрывает перед нами тот путь, которым мы призваны пройти и в подготовительные недели Великого поста (ведь эта молитва уже читается в храме за богослужениями, и на этой неделе она будет читаться в среду и пятницу). Эта молитва содержит те ступени духовного восхождения, которые и ведут нас к совершению истинного поста. «Господи и Владыко живота моего» – в этой молитве мы сразу обращаемся к Источнику всякой жизни, Господу нашему Иисусу Христу. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» – здесь указывается на необходимость избавления от греховных привычек, поступков. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему» – здесь уже указываются ступени восхождения, какие качества надо возгревать в своей душе для того, чтобы исполнить поприще Великого поста достойно.

Эта молитва замечательно была выражена Александром Сергеевичем Пушкиным в последний год его жизни. Он пишет так:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Можно выучить эти строчки, и они будут нас руководить к истинному прохождению и подготовительных недель, и самого Великого поста.

– Как связаны между собой пост и молитва?

– Когда мы говорим о посте, сразу вспоминаем о неких ограничениях в пище, так сложилось. Но на самом деле пища, которую мы употребляем, имеет отнюдь не первостепенное значение для нашего духовного очищения и духовного воспитания. В прошедшее воскресенье читалось послание апостола Павла, я повторю его слова: «Еда не поставляет нас пред Богом». То есть это не является основной добродетелью при прохождении поприща Великого поста. Пост должен обязательно сопровождаться покаянием и молитвой. Без покаяния и молитвы любое ограничение в еде не принесет нам никакой пользы. Пост – это не диета, пост всегда должен сопровождаться деланием добрых дел.

Если вспомнить аналогию, о которой так наглядно рассказал отец Мелхиседек, то помимо подзарядки нашего смартфона необходимо всегда за него вносить определенную плату. Так вот, если не будешь вносить определенную плату, то при полностью заряженном аккумуляторе и действующей сим-карте не сможешь никому дозвониться, потому что связи не будет. Добрые дела и являются той платой. Хотя Бог не требует от нас никакой платы, но добрые дела обязательно должны сопровождать пост вместе с покаянием и молитвой. А если уже Бог даст силы, то и исполнять предписания по ограничению в пище.

– Но молитва без поста как бы ослабевает, пост является катализатором молитвы, можно так сказать.

– Само слово «пост» не является синонимом ограничений в пище, пост в его богословском, аскетическом понимании в первую очередь предполагает духовные подвиги, а потом уже и телесные труды. Предписания поста очень помогают в восстановлении не только духовного, но и физического здоровья. Например, во время одного великопостного богослужения совершается до тридцати земных поклонов. И они являются хорошей тренировкой и хорошо взбадривают физически. Я по себе могу сказать: в первую неделю, когда исполняешь все эти поклоны, первые три-четыре дня мышцы побаливают, а потом, когда уже входишь в этот режим молитвы с поклонами, с ограничениями в пище, чувствуешь легкость и физическую крепость.

– Первая седмица поста особенная. Расскажите, пожалуйста, о ней.

– Первая седмица Великого поста особо благодатная, потому что ежедневно читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Это покаянная дисциплина, о которой мы забываем и которая является необходимой для нас. Здесь она во всей своей духовной силе помогает православному христианину, во-первых, осознать свою немощь духовную. И в тех ветхозаветных и новозаветных образах, которые нам представляет Великий покаянный канон, мы видим образцы, указатели для возрождения нашей духовной жизни.

Сам покаянный канон начинается с умилительного тропаря: Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. В этом тропаре изложена вся глубина духовного призыва, с которым грешный человек обращается к Источнику всякой жизни – Спасителю. Здесь буквально каждое слово требует некоего духовного комментария.

«С чего начну оплакивать окаянное мое житие?» Мы как-то не совсем точно понимаем это: «окаянное житие». Первоначально, в своем основном переводе, слово «окаянный» означает «несчастный». «С чего начну оплакивать несчастное мое житие?» Потому что грешник, осознавший свое недостоинство, глубоко несчастен. Но в этом же тропаре содержится упование на всесильную помощь Божию в возрождении духовной жизни.

– Вопрос телезрителя: «Есть ли разница между мысленной молитвой и молитвой, произнесенной вслух? И почему я не могу по воскресеньям связаться с Вами? Что за проблема?»

– Второй вопрос мне не очень понятен; как по воскресеньям со мной связаться? Я в храме нахожусь постоянно с 7 утра и до 18 часов вечера. Так что связаться со мной просто: достаточно прийти в храм и спросить обо мне, и сразу Вам служащий нашего храма окажет содействие. Но для этого надо иметь какую-то причину.

Что касается первого вопроса, есть очень большая разница. Любая молитва (об этом говорили и старцы, и подвижники благочестия) имеет особую действенность для человека, если она произносится вслух, даже если вы находитесь наедине. Во-первых, это помогает более сосредоточенно возносить молитву. Когда мы молимся мысленно, то частенько уходим в своем сознании в совершенно другие сферы. То есть вроде бы мы глазами следим по молитвослову за словами молитвы, а своими мыслями далеко отстоим от тех молитв, которые читаем.

Когда мы произносим молитву, уже наше соучастие в молитве имеет совершенно другую степень, уже и отвлекаться на посторонние мысли гораздо труднее. Да и практика произнесения молитв вслух помогает запомнить эти молитвы наизусть. Я бы посоветовал обязательно читать молитвы вслух. Конечно, смотря где читается эта молитва. Конечно, не в метро... Кстати, я заметил такое замечательное явление, что часть людей в метро читают молитвы. Случайно глазом посмотришь, что читают в планшете, – а это молитвы. И я этому очень радуюсь.

– Имеет ли значение, с какой громкостью произносятся молитвы? Я слышал, что многие люди молятся очень громко, даже соседи слышат, если человек молится дома. Это просто такое личное предпочтение?

– Я бы сказал так: любая экзальтация (вот это чрезмерно громкое чтение) не полезна для души, тем более в таком диапазоне, когда это слышно соседям. Молитва сама по себе – это интимное состояние человеческой личности, его общения с Богом. Господь слышит, даже если мы шепотом произносим эти молитвы. Но динамика и громкость молитвы отнюдь не является показателем ее качества.

– Что Вы могли бы посоветовать нашим телезрителям: как правильно и плодотворно молиться во время Великого поста?

– Надо себя ограничивать в Великий пост в тех привычках, которые становятся губительными для нашей души. Например, длительный просмотр телепередач, каких-то фильмов, которые разрушают наше подсознание. На меня произвело очень сильное впечатление, когда один из старцев сказал, что если мы по телевидению видим сцену убийства, то будем судиться как соучастники этого греха, потому что когда мы смотрим сцену насилия, мы духовно принимаем в этом участие или в качестве жертвы, или в качестве насильника.

То есть надо избегать и в другие периоды (не только во время Великого поста) просмотр передач, где происходят сцены насилия и другие подобные вещи, и в целом ограничить себя в просмотре даже новостных передач. Потому что мы живем в информационно-агрессивном поле. Даже в новостных программах мы редко слышим какие-то оптимистичные новости. Как правило, новостные передачи перегружают нас довольно удручающими новостями, и это, к сожалению, стало системой нашего телевидения.

Сначала надо ограничить себя в просмотре кинофильмов, каких-то шоу, различных развлекательных, новостных передач. Наше счастье в том, что у нас сейчас есть хорошие возможности. Например, просмотр телеканалов «Союз» или «Спас» обогащает нас не только духовно, но и интеллектуально. Великий пост – это как раз время, чтобы сосредоточить свое внимание на просмотре именно таких программ.

Далее, надо избавляться от греховных привычек, которые разрушают не только наши души, но и наше здоровье. Например, тем, кто пристрастился к курению, на период Великого поста надо ограничить себя в этом, а сэкономленные деньги употребить для подачи милостыни. Также можно ограничить себя и в количестве потребляемой пищи. Даже постная пища тоже требует от нас соблюдения некоторой меры. Допустим, вместо трех раз в день принимать пищу два раза в день. Это поможет сохранить и духовное, и физическое здоровье. И, конечно, все наше времяпрепровождение во время поста должно сопровождаться молитвой.

Это не значит, что мы должны установить себе какое-то особое правило без благословения священника. Но, допустим, взять благословение у священника прочитывать по одному псалму из Псалтири в день. Очень полезно чтение Псалтири. И стараться держать в своем уме такие краткие молитвословия: «Боже, милостив буди мне, грешному». Феофан Затворник предлагал своим корреспондентам, которым писал письма, краткие молитвословия из ектении, например: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим; прощения, оставления грехов и прегрешений наших подай мне, Господи. Вот такие краткие молитвословия, которые мы приучимся постоянно иметь в своей душе, помогут нам достойно очистить свою душу и пройти поприще Великого поста.

– Вопрос телезрительницы: «Как часто нужно исповедоваться и причащаться в Великий пост?»

– Это очень важная составляющая духовной жизни для православного христианина в период Великого поста. Обязательно нужно причаститься на Крестопоклонной неделе или в субботу первой седмицы Великого поста. После духовных молитвенных подвигов и обязательного посещения храма, молитвы при чтении Великого покаянного канона в конце недели надо подготовиться к исповеди и причаститься. Это можно сделать в субботу первой недели или в первое воскресенье Великого поста, в Неделю торжества православия. Затем очень благочестивый обычай – причащаться на Крестопоклонной неделе. Также необходимо молитвенно подготовиться к этому, исповедаться и причаститься. Затем есть особая неделя – неделя Марии Египетской, посвященная преподобной. И таким образом мы соблюдем духовный режим исповеди и причастия.

В нашем литургическом быту исповедь всегда связана с причастием, но я бы мог посоветовать так: исповедоваться можно и чаще, чем причащаться. Например, на исповедь можно приходить еженедельно, каждое воскресенье Великого поста, а причащаться в те недели Великого поста, о которых я сказал: это Неделя торжества православия или  суббота первой недели Великого поста, Крестопоклонная неделя и неделя, посвященная памяти Марии Египетской. Также подготовиться к исповеди и причастию необходимо уже по окончании Великого поста, на Страстной неделе. Там уже можно причащаться чуть ли не ежедневно. Это и в среду, когда служится последняя литургия Преждеосвященных Даров, и в Великий Четверг (это великая радость – быть соучастниками Тайной Вечери), и в Великую Субботу, и на Святую Пасху за литургией.

– Обязательно ли собороваться во время Великого поста?

– Это неоднозначный вопрос, требующий неоднозначного ответа. Я скажу так: в Католической Церкви (хоть она для нас и не является образцом) после соборования человек теряет все гражданские права (может быть, сейчас не так в секуляризированном западном обществе), он не может составить завещание.

– Почему?

– Потому что после соборования, по католическому учению, человек уже как бы переселяется в другой мир; там соборуются, как правило, перед смертью. В нашей Православной Церкви соборование – это великое таинство, которое помогает человеку в тех случаях, когда он болеет. Если человек относительно здоров, у него нет какого-то хронического тяжелого заболевания, то здесь Церковь не предусматривает соборование. Но сейчас, в последние 20 лет, практика таких соборований в храмах стала уже обыденной.

Но здесь тоже нужно иметь определенную степень рассудительности. Например, не приветствуется приводить на соборование детей. Как говорится в Послании святого апостола Иакова: «Заболеет ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церковных, и они сотворят молитву над ним и елеем его помажут, и исцелеет». Вот условие для совершения соборования. Но поскольку могут быть какие-то болезни, которые мы еще не осознаем, соборование может принести какую-то пользу. Но в целом за Великий пост достаточно собороваться один раз. Потому что некоторые уже теряют чувство меры: соборовавшись в одном храме, идут в другой, потом узнают, где же еще совершается соборование, и так в течение Великого поста они ходят и соборуются. Но здесь я бы сказал так: этот обычай свидетельствует о некоем благочестии, но в то же время он не поддерживается Церковью.

У меня был случай в прошедшую Пасху, когда одна прихожанка пришла на исповедь к поздней литургии и сказала: «Мне нужно исповедоваться или нет? Я сегодня ночью причащалась в другом храме и хочу у вас причаститься за поздней литургией». Я сказал, что в течение суток можно причаститься только один раз. Она очень обиделась и сказала: «Вы на Святую Пасху меня очень огорчили». Вот такое чрезмерное благочестие, конечно, не должно иметь места.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 65 лет, в свое время мы были комсомольцами, коммунистами, поэтому о Церкви речи дома не велось. Родилась я в 1953 году; у меня мама чистокровная немка, а отец русский. Крестили меня тайно, и я даже не могу теперь сказать, в какой вере меня крестили: католической или христианской. Мои дети и внуки все крещеные. Считается ли мое крещение правильным?»

– Если Вас крестили в костеле, там тоже крестят по-христиански, потому что католическая конфессия – христианская. И человек, крещенный в Католической Церкви, считается крещенным и в Православной Церкви. Так что если у Вас есть какое-то сомнение по поводу того, действительно ли Вы крещены, я бы посоветовал Вам просто прийти в церковь и там этот вопрос изложить священнику. Тогда Вы придете к правильному решению. Если Вы знаете, что Вас точно крестили, тогда этого крещения будет достаточно. Главное, чтобы не оказалось, что оно совершено в какой-нибудь протестантской, лютеранской церкви. Там крещение не является действительным. Но если Вас в Католической Церкви крестили, этого вполне достаточно. Однако лучше это обсудить непосредственно со священником, а не по телевизору.

– Как с пользой для души провести Великий пост?

– Все наши рассуждения как раз и раскрывали эту тему. Главное, жить в мире с окружающими людьми. Особенно с близкими, особенно в своей семье сохранять мир, сохранять благожелательное отношение. Предотвратить всякие семейные ссоры и разборки во время Великого поста, научиться сдерживать себя, больше молчать, не стараться доказать свое первенство в семье или свое превосходство над другими. Начальствующим вести себя более снисходительно с подчиненными. И пребывать в этой взаимной любви, взаимном смирении. Дух же целомудрия, смирения и любве даруй ми, рабу Твоему, читается в молитве Ефрема Сирина. Смирение, терпение и любовь являются залогом благополучного и достойного проведения Великого поста.

– Может быть, еще какое-то краткое наставление для наших телезрителей, связанное с подготовкой к Великому посту?

– Я бы хотел закончить нашу передачу просьбой помолиться обо мне, чтобы Господь дал мне силы, мудрость достойно провести этот Великий пост. Хотел бы попросить прощения посредством этой передачи, если кого-то я чем-то огорчил в своем служении, в своем личном обращении. В этой молитве друг за друга да благословит Господь нас достойно провести этот действительно великий подвиг поста и достойно встретить праздник Святой Пасхи.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы