Беседы с батюшкой. Христиане воскресного дня

2 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев.

– У нас сегодня весьма необычная тема для обсуждения: «Христиане воскресного дня». И есть цитата: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Наверно, для кого-то все сегодняшние проблемы не являются искусительными. Для кого-то наоборот. Я знаю людей, которые в паническом чувстве.

Но самая главная тема, которая нас сейчас интересует, – это молитва дома. Если мы по разным причинам отказываем себе в посещении храма, то возникает вопрос: «Как молиться Богу?» Тем более что Святейший Патриарх сказал именно так: «Не ходите в церковь, молитесь дома». Я задумался: что значит молиться дома? Наверно, это тот труд, который, может быть, непосильный для очень многих людей... Даже для меня.

Не могу сказать, что я обрадовался: «Вот буду молиться дома теми молитвами, на которые у меня никогда не хватает времени. Может быть, наконец доберусь до Игнатия (Брянчанинова)». Кормлю себя этими радостными обещаниями, но оказывается, что я не совсем способен на такой, казалось бы, простой подвиг.

Мы привыкли быть христианами воскресного дня и посещать храм по воскресеньям (за редким исключением, когда люди работают по воскресеньям и посещают храм в будни). Отец Михаил, Вы приходской священник и видите, сколько у вас человек по будням и сколько по воскресеньям. Христиане воскресного дня – кто это?

– Христиане воскресного дня – это те люди, которые приходят в воскресный день в храм, чтобы прославить воскресшего Господа. На мой взгляд, это самый главный повод для того, чтобы прийти в храм в воскресный день. Помню, один мой хороший знакомый делился своим переживанием о том, что долгое время он в храм не ходил, а когда наконец пришел в воскресный день и увидел на иконе воскресшего Христа, то искренне, с полнотой сердца, с захлестнувшей его радостью сказал: «С Воскресением, Господи!» Он искренне и по-настоящему поздравил Христа с Воскресением.

Вот это правильная мотивация. От любви, от полноты сердца пришел в храм, чтобы Бога поздравить с Воскресением, поблагодарить за Его Воскресение и причаститься, чтобы потом выйти на улицу, пойти к себе в семью, домой, по городу и стараться быть светом миру по призыву Господа нашего Иисуса Христа. Вот кто такой христианин воскресного дня. Я понимаю, в чем суть вопроса, и, конечно, мы рассмотрим и другие возможные формулировки.

Но в чем я вижу действительно проблему, так это в том, что сегодня нам, христианам, тяжело понять, что такое соборная молитва в Церкви и частная молитва, разделить их. Люди, которые вообще не ходят в церковь и объявляют, что Бог в душе (знакомая фраза), говорят: «Сказано же в Евангелии: запрись в своей комнате и молись Богу, Который втайне. Для чего все эти церкви, собрания? Это все очень странно. Я могу и так молиться».

Но тогда возникает вопрос. Христос же говорит эти слова? Говорит. Они обращены к каждому из нас. В то же время Господь устанавливает на земле Свою Церковь. На апостолов сходит Святой Дух в день Пятидесятницы. Они проповедуют, крестят. Церковь начинает преодолевать первые муки роста, начинаются рукоположения епископов. Епископы рукополагают дьяконов и пресвитеров. В результате Церковь растет и множится по лицу земли.

И сегодня мы видим, что храмы в каждом районе. Говорят, есть в России города (я в таких городах не бывал), в которых вообще нет храмов… Тем не менее Церковь умножилась, Господь установил Церковь. В церквях началась соборная молитва. Свидетельства о соборной молитве мы с вами встречаем в Книге Деяния святых апостолов. Даже в Евангелии видим, что соборная молитва – очень важная часть жизни иудеев и потом христиан.

Центром для христиан с самого раннего христианского времени, кульминацией собраний является Святая Евхаристия: поют псалмы, слушают Священное Писание, проповедь предстоятеля и причащаются Святых Христовых Таин. Когда мы с вами приходим в храм, мы видим, что Церковь предлагает нам определенный порядок молитвословий. Он от лица всей общины. Эти молитвословия от лица всей общины во главе с предстоятелем обращены к Господу. 

Это соборная молитва Церкви. Мы видим, что она некоторым образом отличается от той молитвы, которую мы с вами можем творить дома. У нас есть молитвословы. В молитвословах есть утреннее, вечернее правило, молитвы в продолжение дня, каноны, Последование ко Святому Причащению… Молитвословия на службах во многом очень сильно отличаются от тех, которые предлагаются нам для домашнего использования.

Дома мы с вами не творим стихиры. Может быть, кто-то и делает, конечно... Недавно владыка Амвросий Верейский, наместник Сретенского монастыря, писал, что так он постигал православное богослужение. Ему однажды довелось совершить дома всенощное бдение. Но, может быть, кто-то дома действительно и каноны каждый день читает, и стихиры, и вообще все, что предлагает нам Минея, в которой содержатся службы на каждый день года.

Кто-то, может, имеет дома Октоих, Типикон, вообще все богослужебные книги и может как в храме, так и дома открывать для себя богатства православного богослужения. Но все-таки богослужение устроено так, что эта молитва ко Господу возносится от лица всей общины. Порядок тех молитвословий не то что не дает нам возможность молиться частно о своем, но все-таки Церковь предлагает нам молиться всем вместе и обращать свою молитву к Господу таким образом, как нам предлагает то или иное чинопоследование всенощного бдения, Божественной литургии или вечерни в соединении с утреней, великого повечерия с полунощницей и так далее.

Наша проблема как раз заключается в том, что мы, приходя на богослужение, молимся о чем-то своем по углам, просим о чем-то своем. В то время как для этого нам дана целая неделя. Да, мы работаем, трудимся, очень заняты, и порой у некоторых людей не остается времени для молитвы. Бывает и такое, что человек даже минуту в неделю не обращается к Богу. Но он приходит в храм, начинается всенощное бдение или Божественная литургия, человек исповедовался, подготовился к Святому Причастию, стоит и молится о чем-то своем.

На этом каждый из нас может себя поймать. В то время как Божественная литургия и предшествующее ей всенощное бдение предлагает нам совершенно определенный порядок молитвословий. Осознать бы нам для себя в первую очередь эту проблему, потому что если я пришел на службу в воскресный день (слава Богу, это замечательно), то нужно попытаться постичь то богатство богослужебных текстов, чтения и пения, которые предлагает нам Церковь за соборным богослужением. На это готов далеко не каждый, поэтому часто канон, во время которого происходит помазание, и прочие моменты всенощного бдения (пение стихир, чтение кафизм) проходят мимо человека, и он улавливает, дай Бог, ектеньи, возгласы священника; может, еще отпуст. Получается, что помазание – это центральная часть бдения.

На литургии то же самое: послушали песнопения, помолились о чем-то своем, потом причастились Святых Христовых Таин. Изначально такого, конечно же, не было. Мы читаем Евангелие, Деяния и этого не видим, а видим соборное богослужение, пение – все вместе устремлены ко Христу. Для частной молитвы у нас достаточно времени. С этой проблемой, если она есть, я призываю каждого из наших телезрителей разобраться. Чтобы все-таки больше было соборной молитвы во время службы, чем частной.

– Вопрос телезрителя: «У первых христиан была община, а сейчас приход. Община – это правильно. Частная молитва сильнее, чем соборная? Ведь мы сами предстоим пред Господом».

– Мне очень сложно классифицировать молитвы: эта сильнее, эта – слабее. Наша молитва, если это действительно молитва, – это наш диалог с Богом. Хорошо делает человек, когда молится дома. Встал, успокоился, взял паузу, когда улеглось все внутри, постарался хотя бы одну минуту своей жизни в день искренне поговорить с Богом о том, как вообще обстоят дела: «Вот – я, Господи».

Я сейчас не призываю к такой практике: молиться только своими словами. Хотя это тоже очень хороший опыт. Но нужно понимать, что слова молитвослова нас учат молитве, это как бы школа молитвы, это опыт святых. Но этот опыт нас может научить молитве в принципе. Идешь по улице – молишься, зашел просто в храм, когда не совершается богослужение, – помолился. Начал дело – помолился. Закончил дело – помолился. День начался – помолился. День закончился – помолился. И поблагодарить важно. И Господь говорит: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди их».

Что важно в церкви? Люди приходят в церковь в разном состоянии. Кто-то унывает, кто-то, наоборот, от полноты сердца радуется, кто-то в смятении, кто-то озлоблен, обижен и так далее. Ты пришел в храм искореженный, не имеешь никаких сил… И если представить, что такое соборная молитва, то это вот так: сил у тебя сейчас нет, а вокруг есть люди, у которых они есть; и они тебя взяли и как бы понесли на руках с собой туда, где Господь, где Истина, Путь и Жизнь.

Наша жизнь имеет определенный ход, мы не можем стоять на месте, мы либо катимся назад, либо движемся вперед. Соборная молитва и молитва вообще – это возможность идти вперед за Господом нашим Иисусом Христом. И когда люди собираются на соборную молитву, это, наверно, лучшая возможность пережить то, что ты не один. Можешь быть одиноким человеком, но понимаешь, что есть те, кто движется с тобой в одну сторону, в одном потоке, направлении. Это очень важно, потому что и сегодня, слава Богу, есть община, священники стараются наладить общинную жизнь в приходах, в этом нуждаются прихожане. Когда есть хоть и небольшая община – это уже очень хорошо. Когда потихонечку она множится, ширится – тоже замечательно.

Люди, которым пойти больше некуда (бывает и такое) и поговорить больше не с кем, могут обрести в церкви, помимо Господа нашего Иисуса Христа, и людей, которые станут для них друзьями, в чем-то помощниками, сомолитвенниками. Это очень важно. Говорить, что та молитва сильнее, а эта – слабее, я не готов, но готов говорить, что частная молитва, домашняя имеет свое значение и свою направленность (хотя молитва вообще – это наш разговор с Господом). Это может быть слезный крик или просто плач, немое вопрошание, яркое благодарение (или тихое, но радостное, умеренное). Мало ли у нас каких-то переживаний… Мы со всем этим приходим к Господу.

Только нам бы научиться благодарить чаще, а то у нас семь раз «подай, Господи» и один раз «Тебе, Господи».

– «Миром Господу помолимся» – первый возглас, который говорит дьякон после «Благослови, Владыко».

 Вопрос телезрителя по поводу творчества такого замечательного православного писателя, как Евгений Водолазкин. Недоумение вызывает его страстный язык. Оправдывает ли цель средства? Имеются в виду те способы, которые использует Водолазкин в описании подробностей.

– Очень хороший вопрос. Мне не доводилось встречать ни одного ни священнослужителя, ни мирянина, который сказал бы: «Это какой-то кошмар». Это действительно книга о святом. Я не готов говорить, почему Евгений Водолазкин использовал такой язык, тот или иной прием, но он мастер, творец. Если будет возможность, я обязательно спрошу его об этом и озвучу в эфире (если еще встретимся), так как доводилось общаться с ним лично в Пушкинском Доме у нас в Петербурге, это была очень интересная встреча.

В результате мы получаем удивительное произведение о святом, юродстве – этом феномене, который очень ярко перед нами предстает. Я бы хотел привести такой пример. Я очень люблю одного проповедника, можно сказать, нашего современника, священника нашего времени, который уже почил, это отец Александр Шмеман. Я очень отца Александра почитаю, он мне очень дорог. Я прочитал много его книг, и он во многом повлиял на мое формирование как христианина.

Как-то раз довелось общаться с одним человеком. Он говорит: «А в дневниках Шмеман сам пишет, что ел курицу в Великую Пятницу. Как после этого его воспринимать нормально как священника, как христианина? Это же вообще невозможно». Я читал дневники отца Александра Шмемана, нет там ни про какую курицу. И я был так возмущен этой реакцией, что написал небольшое стихотворение, обращенное к моему собеседнику. (Мы  с ним после этого не расстались, остались друзьями.) Я бы хотел его процитировать, потому что это и на тему книги Евгения Водолазкина тоже.

Шмеман ест курицу
В Великую Пятницу,
Но это ему не нравится.
Он в глубокой задумчивости
Со своей провизией
Заcедает перед телевизией.
А завтра – тишина
Великой Субботы
И Шмеман будет есть шпроты.
Ну а на Христову Пасху –
Колбаску.
Но гастрономические интересы
Отца Александра
Не тема для разговора.
От шмеманистов тогда
Нам не избежать укора.
Так что не брюзжите
Как старики,
А внимательно читайте
Шмемана дневники.
Там ведь
Не только про курицу
И про шпроты,
Но еще и про
Торжественную тишину
Великой Субботы!

 

Вот когда я прочитал дневники отца Александра Шмемана, мне тоже захотелось пережить эту торжественную тишину Великой Субботы. Я, может быть, и переживал это ранее, участвуя в богослужении Великой Субботы, но не мог это выразить. А когда прочитал, узнал, что это торжественная тишина: Христос сошел во ад, чтобы воскреснуть, победить смерть.

И уже спустя 12 часов или меньше мы будем петь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех», и эту весть будет подхватывать весь мир, весь мир будет славить воскресшего Спасителя, победившего смерть и даровавшего нам возможность воскреснуть вместе с Ним! А тут, понимаете, курица…

Я понимаю, что человек имел право на такое мнение. Естественно, мы люди свободные, обладаем свободой воли… Книга может не понравиться, и мой взгляд может быть весьма субъективен. Но все-таки вновь и вновь решаюсь рекомендовать ее к чтению. Конечно, есть там моменты, которые могут кого-то удивить, а кого-то даже шокировать. Но в целом, дорогие друзья, если прочтете книгу, вы удивитесь.

– Было очень интересно услышать от Вас эти стихи…

Совсем скоро мы все будем встречать величайший светлый праздник Воскресения Господня. И, увы, по требованию властей будем находиться на самоизоляции до 30 апреля. Я уже сегодня встречал разные точки зрения по этому поводу. Пасха 19 апреля в этом году. И это еще время карантина. Мы оказываемся в очень сложном положении. Как мы можем встретить Пасху, Воскресение Господне вне храма?

– Я хотел бы ответить на этот вопрос так: мы все (или, по крайней мере, многие) слушали, читали или хотя бы что-то слышали о проповеди нашего Патриарха в минувший воскресный день. Святейший призвал нас до его повторного к нам обращения постараться пребывать в эти дни дома, дабы как-то можно было остановить или некоторым образом притормозить распространение и инфекции, которая заражает тело, и инфекции паники, ужаса, недоверия друг к другу, инфекции равнодушия.

Я понимаю, как сейчас нелегко нашему Патриарху принимать какие-либо решения. Церковь, конечно, сталкивалась с чем-то подобным – с эпидемиями и так далее. Но сегодня вот такие условия задачи: время, в котором мы находимся. Я, как приходской священник, не хотел бы забегать вперед священноначалия при принятии каких-либо решений. Предположим, мы остались дома на Пасху. Я не знаю, как это будет. Если Святейший призовет нас остаться на Пасху дома, мы будем размышлять, как с этим быть.

Если священноначалие благословит нас пойти в эти дни в храмы, можно как-то рассредоточиться по Светлой седмице – например, кто-то придет на ночное богослужение, кто-то – на утреннее, кто-то будет приходить в дни Светлой седмицы. Может быть, священник как-то об этом с прихожанами договорится – это один вариант. Если же ситуация будет слишком серьезной (например, будет введено чрезвычайное положение, когда не только людям после 65 лет будет запрещено покидать свои дома, но и вообще всем), то в этой реальности нам нужно будет принимать очень серьезные решения, смотреть трансляцию и радоваться воскресному дню  в своих семьях.

Люди, которые сегодня в Церкви (кто 30 лет назад пришел, кто раньше), не сталкивались с чем-то подобным. Я сам думаю: «А как же?.. Пасха – это в храме, это радость». А жизнь нас ставит в такие условия, и как-то нужно понимать, что с этим делать. И поэтому радоваться Светлому Христову Воскресению дома (например, со своими родителями или детьми, с супругой или супругом) – это, конечно, новый опыт для каждого христианина. Но если это наша новая реальность? Если так будет все время?  

– Я вдруг вспомнил советское время, когда на Пасху ходили как на светское развлечение. Была некая мода – сходить на крестный ход... Да, конечно, многие люди потом обратились к вере, пришли к Господу. Но все-таки, вспоминая те времена, я понимаю, что сейчас мы, может быть, находимся даже в более сложной ситуации, нежели во времена гонений на Церковь со стороны властей.

Поэтому, может быть, действительно мы научимся быть христианами не только по воскресеньям, но и видеть Воскресение Христово в каждом дне. Вспомним Серафима Саровского, который в любой день говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Можно ведь и таким образом… Тем более что сейчас малая церковь в наших домах, в наших семьях… как бы сказать… если не возродится вполне, то начнет свое возрождение.

– Это время, когда каждый из нас может осознать себя, пережить в опыте малой церкви. Потому что малую церковь мы не можем умалить, это церковь самая настоящая, как и Церковь большая. Христос так же посреди нас и в нашей малой церкви, как и в Церкви в ее понимании, так скажем, великом. Поэтому главное, что нам важно понять в эти дни, всем нам, народу Божьему: Христос в эти дни посреди нас, во все дни. В храме мы – Христос посреди нас, дома мы – Христос посреди нас.

– И хочется ответить сразу: «И есть, и будет».

– И ведь многие сейчас работают, на самом деле трудятся. А что говорить о священниках? Священник на посту в эти дни. Он на посту так же, как врач, как полицейский, как и экстренные службы – все, кому в эти дни необходимо быть на посту.

И, находясь на посту, батюшкам тоже необходимо какое-то слово обращать к своим прихожанам, чтобы проявить заботу о них. Помнить, что самое главное: кроткие наследуют землю, как Христос говорит. Я хочу наследовать землю, Вы хотите наследовать землю; думаю, что все наши телезрители хотят наследовать землю.

Наследовать землю – это и в буквальном смысле. Чтобы, если этот карантин, даст Бог, закончится, мы могли выйти из своих домов. Босиком пройти по весенней траве… Представляете, как мы обрадуемся, какое это будет обновление того, что было рядом и проходило как само собой разумеющееся!

Вот, например, какое острое ощущение жизни как дара сейчас может наступить. Вот день как дар. Мы не знаем, что это такое, что это за вирус такой. Мы ничего про него не знаем... Какая у нас появилась возможность ценить своих близких, вспомнить о них! Вспомнить о тех, кто нуждается сейчас, чтобы помочь им, утешить их и поддержать хотя бы по телефону. Чтобы человека паника не захлестнула, не съела, не лишила его здоровья.

У супругов есть возможность взглянуть друг на друга и сказать: оказывается, мы есть друг у друга. У детей – вспомнить о родителях, у родителей – вспомнить о детях. И у всех – возможность вновь и вновь вспомнить о Боге. Может быть, тот, кто не имеет опыта молитвенного, начнет его приобретать. Такое время на самом деле для этого плодотворное. Время страшное, но плодотворное для молитвы. Вот так.

– Вспоминается: «…а других страхом спасайте». И, может быть, действительно для всех  нас это какая-то особенная проверка. Конечно, хорошо, когда человек приходит к Богу от радости, но ведь большинство-то из нас приходит в Церковь от несчастья, когда мы понимаем, что ничего сами сделать не можем. И тогда мы обращаемся к Господу. И слава Богу, если мы обращаемся к Нему.

Вопросы ведь сейчас тоже возникают очень разные. Вот, например, телезритель из Москвы спросил, почему ценилась суббота, а теперь – воскресенье. Ответ, наверное, очевиден, тем не менее...

– Христос воскрес в первый день недели. Мы это свидетельство встречаем у всех четырех евангелистов: и Матфей, и Марк, и Лука, и Иоанн говорят о первом дне недели. Почему первый день недели? Потому, что это первый день, который следовал за иудейской субботой, днем покоя. День Воскресения Христова – первый день недели, день воскресный, как сказано в Откровении Иоанна Богослова. День Господень – тоже очень распространенный термин, характеризующий этот день. Воскресенье – говорится в славянской традиции, или «неделя». Этот день стал главным для каждого христианина. Для каждого иудея главным днем была суббота, в которую Бог почил, отдыхал от дел Своих. И каждый иудей также чтил покой субботний. У Дороти Сэйерс есть строки: «О, как сладок покой субботний, отдых усталым, награда кротким. Тихая радость Иерусалима...» Вот эта тихая радость в каждый воскресный день (в малую пасху) касается наших сердец.

Понятно, что для христианина центром всего жития стало событие Воскресения Господня и, как следствие, воскресные дни в течение года стали как малая пасха. Этот день в конце концов стал днем выходным. В 321 году император Константин этот день узаконил как тот, в который важно было молиться, поэтому на законодательном уровне не благословлялся никакой труд, кроме сельскохозяйственного, то есть возделывания земли. Постепенно по понятной причине этот день стал центром для каждого христианина…

– Сейчас мы привыкли называть неделей семь дней, а на самом деле это седмица.

– Если для иудея великим днем была суббота (шаббат), то для христианина это день воскресный – первый день недели, следующий за иудейской субботой, в который воскрес Господь. Произошло самое важное событие для каждого христианина. Ранние христианские общины и сегодняшние собирались и собираются в храмах, чтобы прославить воскресшего Христа, причаститься Его, прославить едиными устами и единым сердцем; и, выйдя из храма, постараться быть светом миру и солью земли.

– Почему по воскресным дням отменяются земные поклоны?

– Потому, что воскресный день – праздничный. Строго говоря, воскресный день – не постный. Почему? Первая причина: отсутствие траура в воскресный день. По уставу не положено произносить за богослужением заупокойную ектенью. Распространенная приходская практика – произнесение за воскресной литургией заупокойной ектеньи, и никого за это не ругают, естественно. Почему так? Потому, что большинство прихожан наполняют храмы в воскресные дни, а в будние дни занимаются своими делами, семьей, работой и не имеют возможности соборно помолиться за усопших. Поэтому делается такое снисхождение к немощам молящихся – произносится заупокойная ектенья. Но при этом пение преобладает над чтением и есть все атрибуты праздника, совершается полная литургия и самое главное – Евхаристия. Если в будние дни Великого поста совершается только литургия Преждеосвященных Даров (по сути, вечерня, соединенная с причащением, то есть Дары уже освящены, мы только их причащаемся), то в воскресный день совершается Евхаристия.

Евхаристия – это возможность всем вместе собраться, чтобы возблагодарить Господа, чтобы Святой Дух освятил Дары и мы все вместе причастились Святых Христовых Таин. Это праздник, и этот праздник мы чтим особо.

Есть, конечно, люди, которые и в воскресный день делают земные поклоны, и в этом нет ничего предосудительного. Если есть у человека такое благоговение – пусть без страха и упрека делает земные поклоны.

– Когда мы молимся в храме, мы молимся по отдельности? Для нас Спаситель индивидуален? Или моя частная молитва не должна быть во время общей молитвы?

– По практике моего общения с народом Божиим выясняется, что очень многие как раз о чем-то своем молят Господа. Тут не за что народ ругать – слава Богу, человек вообще пришел в церковь (сегодня это благо) и помолился. Но все-таки важно объяснять, что для своей молитвы есть время перед службой, или после службы, или дома, а соборная молитва все-таки имеет определенную последовательность, определенные прошения, определенный вектор движения, развития и так далее. Поэтому давайте эти два-три часа во время всенощного бдения постараемся все вместе молиться Богу теми молитвословиями, которые предлагает Церковь, и слушать те молитвословия, которые предлагает Церковь к слушанию. Это будет полезно и во благо.

Важно понять, что всенощное бдение – это дар человека Богу. Мы пришли в храм – и у нас есть возможность помолиться соборно; это наш маленький, совсем ничтожный, но все же дар Богу. Потому что на следующий день совершится великий дар Бога нам, который мы вообще не заслужили. Тем не менее Господь каждый раз, за каждой литургией выходит к нам из алтаря в Святых Таинах и дает нам возможность причаститься Его Тела и Крови. Это величайший дар! И чтобы хоть немножечко к этому дару подготовиться, есть возможность соборно помолиться накануне.

– Спасибо большое, отец Михаил. Благословите наших телезрителей.

– Божьего всем благословения, дорогие братья и сестры, и доброго здравия! Помоги Господь всем достойно пройти этот период испытаний. Божьей помощи всем!

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать