Беседы с батюшкой. Фестиваль "Трезвая волна". Ответы на вопросы

5 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев.

– Сегодня мы будем говорить об очень интересном событии в жизни людей, которые так или иначе связаны с проблемой трезвой жизни. Это фестиваль, который называется «Трезвая волна». Но прежде чем погрузимся в эту тему, я очень хотел бы узнать еще и о том, что нового сейчас происходит в противодействии зависимостям, с которыми сталкиваются наши люди.

– Новое то, что, по сути, мы потихонечку образовываемся, больше узнаем об этом явлении. Мне кажется, одно из таких новых видений проблемы в том, что все эти сложные ситуации уходят корнями в семью. Даже не в школу, не в какую-то социальную структуру или сложное положение в стране, а именно в семью.  Весь путь человека, конечно, оказывает влияние, и особенно первые годы жизни, в том числе во время беременности. Ждали ребенка или нет, хотели его или это была вынужденная ситуация. Он рождается ненужный, «за плинтусом», можно так сказать, и это страшный старт для человеческой жизни, когда ты родился и никому не нужен, тебя не хотели ни мама, ни папа (может, с тобой, дай Бог, занимаются бабушка с дедушкой). Как такому человеку жить и что с ним будет дальше?

Мы видим, что проблемы разные, но многие из них приводят к зависимости. Мне кажется, это интересная идея. И она нас толкает к традиционным семейным ценностям, которые настолько значимы. И когда мы говорим о противостоянии алкоголизму и наркомании (химической зависимости) как о профилактике, то здесь, конечно, важна пропаганда именно традиционных ценностей. Прежде всего семейных: создание крепкой семьи, где муж – глава семьи, жена – помощница ему, есть детки, жизнь в семье наполнена любовью. Без любви семья тоже теряет свой смысл.

Совсем недавно читалось Евангелие (в прошедшую субботу): «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей – и будут два в плоть едину. Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». А что сочетал Бог? Это как раз слова о чуде, что во время брака чужие люди становятся ближе друг к другу, чем кровные родственники. Для ветхозаветного человека это звучало еще более сильно, потому что тогда кровь и род значили всё. Если ты вне рода, вне племени, ты бесправный, становишься вне закона. И вот чудо есть то, что сочетал Бог. И, конечно, если это есть, родилось, то потом это будет основой нормальной жизни детей. Эта основа профилактически позволит нам избавиться от зависимости. Но мы видим, что и здесь, к сожалению, все не так просто в нашей жизни.

– Вопрос телезрителя: «Приходили ли к Вам на исповедь нетрезвые прихожане и что Вы предпринимали?»

– Конечно же, я не принимал исповедь у человека, если он находился в состоянии алкогольного опьянения. С ним можно поговорить, но лучше его направлять в какие-то специальные службы. В частности, у нас в епархиальном управлении есть Координационный центр, и мы можем принять человека в таком состоянии, если он к нам придет, наши специалисты могут с ним очень корректно поговорить. Наша задача добиться, чтобы человек пришел трезвым, хотя бы сделал первый шаг. Пьяный человек не совсем дееспособный, не понимает, что происходит. Поэтому здесь задача вывести человека в трезвое состояние, а дальше уже можно с ним работать.

– Я встречал в епархии время от времени людей, которые спрашивают, где здесь помогают пьяницам. Я уже знаю, куда направлять.

– Семьдесят третий кабинет.

– Вы говорили о семейных ценностях, и я не могу не задать следующий вопрос. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы не видеть в сегодняшнем состоянии общества, что семейные ценности часто пытаются размыть, даже каким-то образом пересмотреть. И мы давно видим, что сожительство мужчины и женщины в так называемом гражданском браке уже не считается преступлением. Более того, в таких псевдобраках сейчас живут очень многие люди, и часто невозможно объяснить – почему. Это объясняется зачастую даже финансовым состоянием самого общества (что очень сложно создать семью). Мы знаем примеры других стран, где норма для вступления в брак даже не 30-40 лет, а уже под 50. Что же нам делать в противодействие этому размыванию семейных ценностей?

– Мне кажется, традиционные семейные ценности все-таки основаны на религии. И нельзя этого не видеть, потому что если мы будем делать вид, что в традиции нет религиозного наполнения, то тогда не будем понимать, что происходит. Поэтому все традиционные общества базируются на твердом религиозном основании. К сожалению, основание нашего народа не совсем твердое, поэтому идет такое размытие. И чем дальше человек будет отходить от Бога, тем менее он будет соотносить себя с традиционными ценностями. В этом смысле проповедь Христа, воцерковление человека, его просвещение, христианское просвещение русского народа – это то, что поможет нам вернуться к традиции, именно к традиционным достойным ценностям. Ведь христианство говорит о человеке в самом возвышенном смысле, что это богоподобное существо, выше уже только Бог. Вот к чему призывает христианство верующих.

А другой взгляд... Я помню выступление Владимира Владимировича Познера. В свое время у него была такая акция: он ездил по всей стране и занимался пропагандой профилактики ВИЧ-инфекции – СПИДа, устраивал какие-то большие региональные собрания. В очередное свое выступление в Пскове он говорил: «Конечно, это замечательно – верность до брака и в браке, но вы же все понимаете, что это иллюзия, мужчина – это самец, женщина – это самка». И вот его позиция в том: он человека, наоборот, принижает до животного. Отсюда, мне кажется, многие вещи и вырастают.

– Тогда нет запрета ни для алкоголя, ни для наркомании, потому что это все в одном поле, без сознания человека.

– Да, это в одном поле зависимого поведения и страсти. Ведь что такое зависимость? Это прежде всего разрушение личности. И грехи, связанные с употреблением каких-то веществ, и блудные грехи, и грехи сребролюбия  разрушают личность, разрушают жизнь по сути, убивают человека. Наша задача – вывести на этой трезвой волне человека к жизни, показать человеку, что есть другая жизнь, есть другое бытие, и оно удивительное, радостное, есть жизнь с Богом.

– Что за фестиваль «Трезвая волна»? Когда Вы говорите о каких-то  проектах, у Вас начинают блестеть глаза, и я понимаю, что это какая-то очень близкая вещь для Вашего сознания. Что это за фестиваль?

– У нас есть Всероссийский день трезвости, он установлен в 1914 году и восстановлен в 2014-м. Одиннадцатого сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи. А в нашем регионе, в Санкт-Петербурге, 12 сентября крестный ход. Это, по сути, самое большое событие для города в богослужебном году, именно связанное с городской церковной жизнью. Это крестный ход в честь перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.

На фоне этого события наш День трезвости теряется. Но в то же время мы постоянно хотели, чтобы в городе было слышно об этом, потому что это хороший способ донести наши идеи, выйти на гребне трезвой волны к какому-то свету жизни и радости. И родилась идея провести фестиваль. Двадцать второго сентября основное событие фестиваля, в московском парке Победы у нас будет большая программа.

Для нас это в новинку, мы ни разу в таком формате не проводили мероприятия, обычно праздновали День трезвости молением. Здесь тоже 22-го числа будет отслужен молебен, а так мы 11 сентября в этом году тоже соберемся, всех приглашаю в храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Этот храм был построен трезвенниками еще до революции. И в этом храме в День трезвости мы все соберемся (батюшки, кто занимается этой проблемой, трезвенники и люди, проходящие реабилитацию в разных реабилитационных центрах) для совместной молитвы в 15.00.

– То есть могут приходить все, кто считает актуальной эту проблему?

– Конечно. А также родственники зависимых.

– Вопрос телезрительницы из Липецка: «У меня очень большое горе – в феврале умер сын, он был у меня один-единственный. Рос нормальным мальчиком, затем школа, техникум, институт, женился, и постепенно все начиналось с пива с друзьями, потом все дальше и дальше; он выпивал, хотя работал (у него была тяжелая работа дальнобойщиком).

Он очень любил семью, свою дочь, жену, нас – родителей, он был очень добрым, порядочным и вежливым человеком (и это говорю не я, а многие, кто его знает). И в один момент у него был такой сильный срыв, когда мы боялись, что он с ним не справится. Я, как мать, решила отправить его в наркологию и прокапать, хотя он очень сильно сопротивлялся, не хотел ехать и просил меня об этом. Но я все-таки думала, что могу его спасти. А утром позвонили и сказали, что мой сын умер. Не могу простить себе, что я его туда отправила. Хотела как лучше, но погубила. Но душа у него была светлая, он никогда не обижал старых, всегда им помогал, даже птичек, кошек домой приносил. Я теперь не знаю, где находится душа моего сына.  Он лежал на отпевании в соборе, и ко мне потом пришел батюшка и сказал: «Ваш сын увидел Господа». Я спросила: «Почему?» – «Потому, что он лежал и улыбался, он был умиротворенный». Но я себя считаю виноватой. И в то же время не знаю, где находится его душа. Хоть он и употреблял, но душа его была светлая. Я говорю это не как мать, это говорил мне даже батюшка, который был на отпевании».

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Насколько я понял, у него был запой?

– Да, неоднократно. Мы хотели его вывести из этого. И он с каждым разом все тяжелее и тяжелее из него выходил.

– По всей видимости, у него были какие-то трудности. Если у человека все хорошо, он все-таки не пьет.

– Я у него спрашивала: «Почему? У тебя все есть для жизни, но что тебе мешает жить?» Он говорил: «Мам, ты знаешь, как хорошо, когда я не пью. Я не знаю, как меня так затянуло». Мы даже ездили летом в Троекуровский монастырь к батюшке, ему там разрешили исповедоваться, причаститься. Он говорил: «Мне стало полегче на какое-то время». А потом опять заново, понимаете? Я в отчаянии была.

– То, что Вы его положили в больницу, – это нормально; я не считаю, что Вы должны себя за это как-то винить. Более того, винить себя вообще не надо, надо думать о грехах, но не так, что я виновата – и теперь пропала. Надо трезво оценивать свою жизнь и, конечно, видеть свои грехи и в них каяться перед Богом.

Но что такое грех? Есть степени греха. И все-таки полноценный грех – это то, что я задумал плохой поступок, хотел сделать и сделал его. Это грех. Возможен какой-то грех по неведению. Но в Вашей ситуации никакого греха не было. Человек, переживающий абстиненцию после алкогольного запоя, в домашних условиях действительно может не выдержать и умереть. И обычно как раз для этого помещают алкоголика в больницу, чтобы снять то напряжение и ту тяжесть телесных переживаний, что вызывает алкогольная абстиненция.

Может, что-то в больнице произошло, но Вы хотели, чтобы он прошел детоксикацию, пришел в себя – это совершенно нормально и правильно. Здесь нет Вашего греха. Ведь он умер не от того, что попал в больницу, он попал туда потому, что болел, у него была эта проблема – алкоголизм. Это и грех, это и болезнь. И это не Ваша вина, это разные вещи.

Действительно, на этом примере мы видим, что наши усилия противостоять химической зависимости не простые, они основаны на тех потерях, которые мы пережили. И у меня были в жизни близкие люди, друзья, которые ушли (не от алкоголя, а от наркотиков). Мне 50 лет, это как раз то поколение, которое пережило наркореволюцию в России. И целый ряд моих близких и знакомых умерли от передозировок. Действительно, эта страсть ведет к смерти, это данность. Поэтому мы как раз и говорим о жизни, о том, что можно вырваться из этого.

И, конечно, телезрительнице хотел бы все-таки посоветовать усилить свою церковную жизнь. Надо прийти к священнику, найти хорошего душевного батюшку, который выслушает, внимательно к Вам отнесется.

Нам сейчас сообщили в студию, что сына звали Андрей. Пожалуйста, прошу всех помолиться за раба Божьего Андрея. Верю, что Господь милостив, что Он всех хочет спасти. Поэтому, если есть возможность, Он человека заберет. У меня есть такая вера.

И если говорить о моих близких людях, несколько лет назад умер мой достаточно близкий друг, раб Божий Константин (тоже прошу молитв). Мы были одногодки. Он мучился, у него семья, дети, он пил, употреблял и наркотики. Не мог вылечиться, при этом  воцерковился, был верующим человеком.

И вот он ушел. У него был инсульт, в то же время он что-то употребил (какие-то наркотики), но Господь дал ему возможность исповедоваться, мы его причастили, пособоровали, и он отошел ко Господу. Мы надеемся на его какую-то светлую жизнь. Многие вспоминают Константина и тоже говорят, что он был светлый, несмотря на весь его тяжелый бэкграунд. В нем был какой-то свет, он любил Христа, и есть надежда. Мы молимся и верим, что Господь милостив, надеемся на это.

– Вопрос той же телезрительницы из Липецка: «У меня еще один такой вопрос. Если он был в больнице, значит, Господь видел, как он мучается, живя на этой земле. Может быть, Господь и призвал его к Себе, видя все это? Я верующий человек, хожу в церковь. Семь месяцев прошло, а я не могу об этом не думать, каждый день  молюсь за него и в монастырь подаю записки. Я просто хочу, чтобы он был с Богом. Если он с Богом, мне больше ничего не надо, только бы он был с Богом, чтобы его душа обрела покой».

– Может быть. Молитесь, нам неведомы пути Господни. Мы знаем, что случайных смертей не бывает, смерть – это настолько серьезно, что это не случайная вещь. Поэтому какой-то в этом смысл есть. Насколько я понимаю, в полноте это нам раскроется только там, когда мы уже сами перейдем в вечность; мы поймем, почему это так, а не как-либо иначе. Господь забирает человека для того, чтобы не было хуже, чтобы человек не опустился в какую-то более тяжелую, страшную жизнь.

Бывает по-разному, мы не ведаем, но надеемся на любовь Бога. И эту надежду у нас никто не отнимет. И надежда – это добродетель. Надо надеяться, что Господь помилует, простит сына по Вашей любви. Когда принесли к Христу расслабленного четверо его друзей, Господь сказал: «По вере вашей прощаются ему грехи». И мы видим этот пример в Евангелии, что по вере одного человека могут проститься грехи другому. Поэтому надейтесь, молитесь, верьте. Господь да поможет нам.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Этот звонок с вопросом и молитва для всех нас как дыхание, потому что иначе все бессмысленно. Как тогда жить без упования на Господа, на Его милосердие? Если бы мы верили только в справедливого Господа, то, наверное, сейчас же расплатились за все свои грехи. Но по милости Божией многое нам прощается еще при жизни.

Вы говорили о радости, и как это ни парадоксально, но после этого звонка я подумал еще раз о радости. Если в доме, в семье есть радость, то не возникает желания каким-либо образом изменять это состояние радости с помощью алкоголя, наркотиков, химических и любых других зависимостей.

– Я за Бога, если в доме есть Бог. Если есть Бог и есть любовь, то будет и радость. Сейчас можно электронным способом узнать, сколько раз произносится слово «радость» в Библии, и я взял на себя такой труд. Оказалось, что слово «горе» в Библии произносится гораздо чаще.

Но я вернусь к нашему фестивалю. Одиннадцатого числа с молебна начнется фестиваль. Мы считаем, что это первый день нашего фестиваля. А дальше будет и круглый стол 20 сентября, в Александро-Невской лавре, в синем зале. Он будет посвящен как раз фестивалю.

– А кто будет там собираться?

– Мы пригласим представителей профильных структур, государственных чиновников. Это соцработники, городские комитеты, молодежь, Социальный комитет. И также пригласим общественные организации.

Очень важно подчеркнуть, когда зародилась сама эта идея. Мы проводили круглый стол с содружествами анонимных алкоголиков, наркоманов (раньше они назывались сообществами), которые работают по 12-шаговой программе. Мы с ними собирались в июле и задали тему не о том, какие есть между нами различия и чем плоха эта программа, а говорили уже о другом. Там есть какие-то нецерковные вещи, но это инструмент, это не секта, инструмент работает, приносит пользу.

Для меня как священника содружество анонимных алкоголиков и наркоманов – это поле для миссионерства. Это те люди, которые слышали о Христе и готовы Его воспринять,  у них есть идея Бога, эти люди веруют в Бога, хотя часто не совсем еще осознают, в какого Бога веруют. И если мы их отталкиваем, говорим: «Идите, вы не такие, как надо»?.. Помните, когда человек попал в руки разбойников по дороге в Иерихон, и священник прошел мимо, и левит. Помощь оказал самарянин. Это какой-то полувер, ни рыба ни мясо, не иудей, не язычник, вообще непонятно кто. И в нем оказалось больше любви.

Мы собрались и стали думать: что мы можем сделать вместе? С другими христианскими конфессиями в вопросах религии, в догматах мы разнимся, а вместе можем помогать людям, совершать служение любви, социальную работу. И здесь мы тоже решили, что одно из таких дел – проведение фестиваля. Поэтому он не только церковный, там участвуют и светские организации, в том числе общественные.

Также надо упомянуть организацию «Здоровое поколение», движение «Трезвая жизнь», благотворительную организацию «Фавор» и другие. Наша задача – привлечь больше людей. Одна из идей самого фестиваля и процесс его организации дают нам возможность объединиться: церковным трезвенникам и тем, кто противостоит этим проблемам, и людям, которые вне Церкви, но которые тоже есть в нашем городе, они тоже трезвятся  и хотели бы этой совместной работы. Эта задача отчасти исполняется, и надеюсь, исполнится. Другое дело, что мы ни разу этого не делали. Это же такое общественное мероприятие, которое требует согласования с комитетами.

Основное мероприятие у нас пройдет в воскресенье, 22 сентября, в московском парке Победы. Всех приглашаю на центральную аллею, где с 13 до 17 часов будет проходить наш фестиваль. Мы хотели бы, чтобы он стал ежегодным. У нас есть идея проведения трезвого досуга. И в субботу у нас еще одно мероприятие в концертном зале завода АТИ на Цветочной улице, дом 16. Будет спектакль «Полианна». Это семейный спектакль.

– В театре «Странник».

– Нет, там будет театр «С миру по нитке», спектакль идет четыре часа, в концертном зале триста мест. Говорят, что каждый раз все места заняты. А 22-го будет молебен, большой концерт, викторины, конкурсы, призы. Для нас это все интересно, впервые. Посмотрим, как получится.

– Должно получиться.

– Это же еще идея миссионерства, Церковь в таком формате, по сути, выходит в люди. Мы не людей зовем в церковь, а идем к ним в парк и начинаем общаться. Мы будем там служить молебен, будем в рясах. Идея в том числе такая, чтобы трезвеннические организации, православные братства трезвости и содружества, другие организации  могли себя представить публике, тому народу, который к нам придет, и поделиться своим опытом, рассказать о своей работе и, может быть, помочь избежать тех трагедий, о которых мы сегодня слышали.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я слышал, священник сказал, что Бог забирает зависимого в такой момент, чтобы дальше не было еще хуже. Но у меня есть такой пример. Один молодой человек употреблял наркотики, человек он по натуре хороший, но все время прятался, боялся, что об этом узнают. И так допрятался, что его не могли три дня найти, нашли на четвертый день, по заключению врачей у него остановилось сердце. Что он там употребил, никто не знает, но факт в том, что он на жаре уже разлагаться начал, родители не могли с ним проститься, хоронили его в закрытом гробу. Куда ж еще хуже? Гитлер лучше умер, чем этот человек».

– Знаете, я тоже могу Вам рассказать массу страшных историй. С 1996 года я занимаюсь помощью зависимым людям. За эти годы видел многое. Да, трагедии есть, и мы не ведаем волю Божию. Я предлагаю здесь не пытаться понять, а молиться, надеяться и верить. Молиться за тех людей, которых мы потеряли. И если Вам дорог этот человек, о котором Вы сейчас сказали, я тоже Вам предлагаю за него молиться,  потому что Господь милостив.

Ведь этот человек не исчез; он умер, но его душа-то есть, она жива, и ей необходимы молитвы. Конечно, в идеале – молитвы тех людей, которые его любят, чтобы эта любовь шла и дальше, чтобы она от нас переходила к другим. Это одно из установлений нашего вероисповедания – молитва за усопших. Например, у протестантов нет такого, они не молятся за усопших, они не знают этого чуда. А для нас это чудо, это возможность прикоснуться своей любовью к нашим близким, которые уже там, по которым мы скучаем и которых любим.

Так вот, есть слова молитвы, и в ней мы в буквальном смысле узнаем, что они живы, и понимаем, что есть с ними какая-то связь. Как это происходит? Ведь мир духовный настолько неведомый и загадочный... Но что-то мы знаем однозначно – там будет Страшный суд, за все наши действия мы будем как-то отвечать. В то же время мы знаем, что есть любовь Божия, есть покаяние. И Господь может убелить человека, но при условии покаяния.

К сожалению, у современного человека есть вот эта духовная дебелость, толстокожесть. Он разучился видеть духовные смыслы и духовные взаимосвязи и не осознает, что будет дальше после его поступка. Я глубоко убежден, что причинно-следственные связи существуют, и они железные, все возвращается. Все, что мы делаем, потом так или иначе отзывается в нашей жизни.

На Востоке есть понятие кармы, но православие говорит о том, что есть Бог. В чем чудо покаяния? Почему мы говорим о чудесах? Что такое чудеса? Это когда Бог по Своей благодати нарушает естественный ход вещей и происходит чудо. Человек по какой-то своей динамике идет к смерти, к тем страшным историям, о которых нам сегодня рассказали телезрители. Человек к этому идет, а приходит в его жизнь Господь через покаяние, через какую-то милость Божию – и человек воскресает на наших глазах. Это всегда настолько удивительно, когда люди преображаются!

Сейчас мы работаем немного с другой группой людей, но особо сурово было тогда, когда работали с теми, кто употреблял героин, опиум... А сейчас работаем больше с алкоголиками, но такими, для которых подходит наша амбулаторная программа. И все равно это люди часто разрушенные, внутренне запутавшиеся. И не просто запутавшиеся, а до такой степени, что они уже год, два или три пьют – и их жизнь становится каким-то беспросветным существованием. И дальше та самая перспектива, о которой мы сейчас говорим.

Они уже чувствуют эту печальную перспективу. И они воскресают, меняются, возрождаются, начинают жить. Это прямо чудо. Мы часто видим эти чудеса возрождения человеческой жизни своими глазами. Вот чем удивительно наше служение. Оно тяжелое, потому что это не простые истории. Мы слышали сегодня в эфире эти страшные, тяжелые истории. В то же время это соприкосновение с чудом, с видением того, как благодать Божия действует в судьбах людей, превращая творимое ими зло во благо. Это удивительно.

Сегодня читали на литургии Второе послание к Коринфянам, и апостол Павел об этом говорит. Он  написал такое укоризненное письмо: «Вот я опечалил вас, но я надеюсь, что эта печаль будет в радость и через покаяние приведет вас к Богу; в отличие от мирской печали, которая приводит к смерти». О чем это? О том, что в горе мы можем через покаяние (а это есть обращенность к Богу) прийти к Богу и даже к спасению. Но если не будет Бога, – конечно, это страшно, это приводит к смерти. Вот такие удивительные слова сегодня читались в церкви.

– Очень ободряюще. Это правда, потому что есть ощущение какого-то нашего вечного не то чтобы уныния, а бытовой усталости.

Я вернусь к фестивалю; понимаю, что там должен быть и какой-то концерт.

– Обязательно. Будет сначала церковный хор, потом прекрасная фольклорная группа. У девушек джазовое образование, но они были поражены нашим русским фольклором (не лубочным, а настоящим), нашими глубинными русскими народными песнями, и они их прекрасно поют. Там будет целый ряд артистов, многие современные музыканты-трезвенники, в том числе и те, которые через программу «Двенадцать шагов» пришли к трезвости. И будут даже, можно сказать, православные рок-группы. Есть такая группа «Лунный пес». Мне, конечно, интересно посмотреть на все это самому, потому что такой концерт проводится первый раз.

Какая будет форма в дальнейшем? Может, действительно это будет форма такого музыкального фестиваля. Нам бы хотелось, чтобы это стало городским действом, такой трезвой волной, которая бы захватила наш город и вымела всю грязь.

Один наш прекрасный православный трезвенник говорит, что он по своей работе бывает во многих городах, даже в Казахстане. И первое, что он слышит: «В Питере – пить». Понимаете, как это нам, людям верующим, обидно? Потому что Питер – это о другом. И, конечно, нам бы хотелось, чтобы эта волна смыла эту грязь, эту шелуху из нашего прекрасного города.

Мой духовник и настоятель отец Константин Смирнов часто говорит о том, что мы можем смотреть на Петербург Достоевского, и тогда сразу говорят о чем-то мрачном, тяжелом. Это убийство, топоры, старушки-процентщицы, кровь – жуть какая-то... А еще и «Нос» Гоголя, и бедный Акакий Акакиевич из «Шинели».

А есть другой Петербург – город святого Петра. У нас не так много городов, которые названы в честь апостолов и святых. К нам пришли мощи Александра Невского, у нас появляется наша городская святая Ксения Петербуржская. Это же плод жизни еще совсем молодого города. И сколько у нас святынь! Это другой город. Можно по-разному смотреть. А какой он красивый! Ведь многие люди сейчас путешествуют, видят другие города и за границей. И, конечно, Петербург – это совершенно удивительное, прекрасное место на земле. Этот город для того, чтобы в нем жить, и жить счастливо, с любовью о Господе.

– В Питере – жить!

– Да.

– Мы обязательно расскажем о фестивале, который называется «Трезвая волна». Я так понимаю, что эта волна будет все-таки постоянной, как волна на Финском заливе (она не стелет, но все время бьет). Будем надеяться, что это будет именно так.

В самом конце передачи я бы хотел еще раз обратиться к Вам с вопросом. Что делать людям, которые попали в состояние, требующее изменить жизнь? Что нужно сделать прежде всего?

– Если мы говорим о болезни (а мы не раз говорили о том, что это есть и страсть, и грех, и болезнь), конечно, я за то, чтобы люди обращались за помощью. И, слава Богу, на сегодня эта помощь есть, особенно в нашем регионе есть такие возможности. Обращайтесь в наш Координационный центр, назову номер телефона, по которому можно позвонить, выйти на нашего специалиста и с ним поработать: 8-911-170-54-04.

Также надо искать помощь в других регионах, она тоже там есть. И здесь я посоветую обратиться за помощью в Москву, в Синодальный отдел по благотворительности, в котором есть целых два Координационных центра: один занимается наркозависимыми, другой – алкозависимыми. Телефон горячей линии Синодального отдела Патриархии можно найти в Интернете, это тот отдел, который стоит над всей Русской Православной Церковью.

Еще можно узнать, какие есть церковные возможности в вашем регионе. На сегодня по России более шестидесяти реабилитационных центров, помимо этого еще и другие трезвеннические проекты, которые помогают людям. Есть и светская помощь. Мы, в частности, говорили об анонимных сообществах. Такие группы есть практически в каждом городе, туда тоже можно обратиться.  

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать