Беседы с батюшкой. Конец света

8 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Исидор (Минаев), настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Передача из Санкт-Петербурга.

– Батюшка, почему у нас сегодня такая тема?

– Это, отец Михаил, недоразумение. Есть еще один отец Михаил, тоже диакон, мой секретарь. Мы созванивались, когда я ехал в машине, уточняли вопросы: во сколько нужно приехать, куда. И возник вопрос о теме программы. Я говорю: «Любая, какую предложит ведущий». Потом я решил пошутить и сказал: «А давай «Конец света». Затрепанная такая тема, самая замыленная. Не знаю, в курсе ли наши телезрители, но в серьезных церковных кругах обсуждать ее считается дурным тоном, потому что она, во-первых, непростая, во-вторых, непостижимая, а в-третьих, очень опасная, так как может привести к каким-то неправильным выводам. Приходишь в церковный книжный магазин: про Иисуса Христа книг нет, только Евангелие, а про антихриста – десять разных выпусков с картинками и подробными пояснениями. И я полушутя сказал: «Да хоть «Конец света». А он, видимо, не понял юмора, потому что в это время был за рулем и был сосредоточен на дороге, – так вам и передал. Потому что для меня это новость. Поговорим на эту тему, потому что вопросы присланы, я думаю, и звонки сейчас будут. Тема людей волнует, так что деться некуда.

– Хорошо, тем более что импровизация – это гораздо интереснее.

– Да, я сегодня не готовился, не знал, что будет такая тема, и не принес никаких цитат. А у меня в голове их немало. Буду вещать от себя что помню.

– Тогда, может быть, начнем с того, что мы, христиане, подразумеваем под «концом света»?

– Мы мало что подразумеваем, потому что мало в этом понимаем и мало видим. Мы имеем только свидетельства об этом в книге апостола и евангелиста Иоанна Богослова (это последняя книга Библии – Апокалипсис), в которой говорится о некоем конце света. Я думаю, это конец относительный. По той причине, что время вечно, и вряд ли Иоанн Богослов или мы могли бы представить, что оно остановится, закончится. Недаром я видел среди вопросов, когда просматривал материалы перед программой, вопрос: «А что будет после конца света?» Может, ответить опять с юмором: «начало тьмы»? Неизвестно. Нас ожидает Страшный Суд. После него, как сказано, настанет тысячелетие Царства Божия, радость, справедливость. Понятно, что «тысячелетие» – это в общих чертах, потому что книга говорит о взаимодействии человека с Богом. А у Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Поэтому все цифры, которые приводятся в библейских текстах, разве что кроме каких-то конкретных указаний (в период Рождества Христова и т.д.), конечно, метафорические и достаточно размытые, и нельзя относиться к ним буквально. Единственное, что можно сказать, это то, что апостол Павел прав: когда мы перейдем эту черту, мы всё увидим, а пока видим гадательно, как сквозь мутное стекло. Данные разговоры малополезны, потому что они именно гадательные. Например, смириться, подчиняться родителям, чтить святыни, любить, стараться жить для других, а не для себя – конкретные вещи, которым человек должен обучиться. Они научают правильному житию. А разговоры о конце света – нет. Ладно еще мы с Вами: у нас есть образование, сан; а сколько таких разговоров ведется на кухнях! Помню, я сам подвергался наказанию от моего учителя, отца Фотия, когда был трудником, послушником на Валаамском подворье в Приозерске: если ночью он приходил и заставал нас за разговорами о конце света или чем-то подобном, тут же ставил нас на ночные работы. Во время Великого поста, например, была лютая работа – взбивать масло руками: брали трехлитровую банку со сметаной и трясли ее минут 40 – 50, пока не взобьется. Взбил масло – оно ж вкусно пахнет, а идет Великий пост. И отец Фотий рядом. Это почти конец света. Так он нас посильно и наказывал за эти пустые речи. И святоотеческая традиция нам прямо свидетельствует, что ничто так не опустошает душу, как пустые разговоры. Боюсь, сегодня мы с Вами их заложники.

– Большинство вопросов, касающихся Второго Пришествия Христа, основаны на книге Иоанна Богослова Откровение. Как относиться к этой книге и стоит ли читать ее без подготовки?

– Я думаю, ее трудно читать и с подготовкой, потому что там все очень сложно и неконкретно. В жизни Церквей и стран было огромное количество негативных событий, когда люди на государственном или церковном уровне пытались забраться в эти дебри. Например, все постоянно ждали конца света, объявляли Петра I, Ленина и других антихристами (их было много). Получается какое-то сектантство. То же самое было, когда наступил 1666 год. Надо быть очень абстрактным математиком, чтобы спутать цифру 1666 с цифрой 666. Если бы так выдавали зарплату, люди бы сразу разобрались, чем различаются эти цифры. Представьте: тебе посулили зарплату старыми русскими, советскими деньгами в 1666 рублей, а выдали всего 666. Маловато будет. А тогда, в новый церковный год, люди ждали, что же будет, что произойдет. Ничего не произошло. Все было как обычно: моровая язва, кто-то с кем-то воевал, что-то замышлял. Поэтому это неблагодарное дело. Недаром книга Апокалипсис (или Откровение) Иоанна Богослова изъята из церковного чтения: мы с вами не услышим, чтобы эта книга читалась, ни на одной службе. Есть такие книги, которые не входят в церковный богослужебный круг. Апокалипсис читать можно, но келейно или в каких-то беседах. Это говорит не о загадочности книги, а о том, что она, прежде всего, очень опасна: она может повредить человеку, и он начнет искать апокалипсис в каждом явлении (прорвало водопровод, случилось наводнение, уволили с работы, убили губернатора).

Помню, как один человек (не буду называть его фамилию), известный музыкант, который дирижировал оркестром во время исполнения некого произведения, в антракте пригласил меня к себе и спросил, правда ли, что в этом произведении было нечто апокалиптическое. Это было в Петербурге. Я, конечно, сострил. Человек обиделся. Я говорю: «Знаете, у нас сейчас такое время (а это был конец 90-х), что даже в «Сникерсе» можно найти нечто апокалиптическое. Особенно если прочитать, что в него входит».

Посмотрите: художественные произведения, когда налицо нет особой одаренности режиссера или сценариста, часто начинают начинять апокалипсисом (удар ниже пояса). Сколько раз мои творческие и другие знакомые звонили мне в Иерусалим: «Давай создадим какую-нибудь программу, инсценируем апокалипсис, споем, прочитаем, пригласим народных артистов, они будут все это читать под музыку». Присылали сценарии. Я что-то всегда грустил, когда приходили эти предложения, и увещевал знакомых, что не надо, потому что тот, у кого буйная фантазия, такого напридумывает, прочитав эти метафорические тексты! А у кого фантазия скудная, например, для него «666» всего лишь 666. Пожалуйста, возьмите Библию, откройте. Там есть страница 666. Так что, ты ее вырвешь? В Синодальном переводе (по крайней мере, в моем экземпляре книги) это как раз книга Иова. И что? У некоторых благочестивых людей (страницу же не вырвешь) вырезан уголочек с номером страницы. Ну что это? Люди буквально восприняли. А у людей с фантазией – еще страшнее. Поэтому главное, на чем бы я попытался акцентировать внимание (и свое, и братьев и сестер), это то, что Господь говорит, что, во-первых, это будет внезапно. Никто, даже ангелы, посланники и предвестники Божии не знают, когда это произойдет. А во-вторых, будьте готовы к этому всегда. В монастыре есть очень хорошее напутствие (я и сам часто о нем говорил, и мне говорили, и я пытался ему следовать): «Пусть ты и десять, и двадцать лет прожил в монастыре, а веди себя так, как будто первый день пришел». Помнишь, какой ты пришел: на все готовый, с горящими глазами? Пусть теперь ты уже архимандрит или иеромонах. Веди себя как в первый день, а не говори: «Да ну! Что Вы это мне говорите? Я что, на побегушках, что ли?» Это очень точный и важный действенный совет. Господь говорит нам: «Поскольку не знаете, когда это произойдет, всегда будьте готовы». Это важнее всего. Вот что я подчеркнул бы, а не искал пророчеств.

«Город великой блудницы» – помню, в советское время все бабки-кликуши говорили: «Это Москва, которая отравила все царства ядом коммунизма». Теперь это подходит и Вашингтону, и чему угодно. 400 лет назад тоже чему-то подходило. Мне кажется, что эту книгу берут в руки либо для опасных развлечений, либо когда разум человека уже настолько «заламывается» в какую-то нестандартную сторону, что человек ищет «реалий». А их там, кроме общих направлений, к сожалению, нет. Я бы на месте любого прихожанина просто прочитал Откровение один раз, чтобы ознакомиться с текстом (что, о чем). Там много символики. Почему евангелистов изображают как льва, орла, ангела, тельца (то есть быка)? Почему рисуется старец Бог Отец Ветхим деньми? Описано, что Бог Отец явился как Ветхий деньми (старый, древний). Можно прочитать, чтобы просто что-то понимать, и, конечно, сделать это под руководством. Но делать Апокалипсис настольной книгой и руководствоваться только им, мне кажется, опасно. Не стоит этого делать.

– Отец Исидор, как Вы считаете, почему первые христиане прежде всего ждали именно встречи с Христом, а сейчас преобладает ажиотаж вокруг стихийных бедствий?

– Я думаю, так было всегда, потому что это люди. Ведь что такое язычество? По-славянски «языки» – «народы». Языческая религия – народная религия: кто чего себе придумал. В семинариях и академиях не учились, на службу не ходили, а если ходили, то толкались и выясняли, кому ближе встать, кто старше, поучали друг друга, вместо того чтобы слушать поучения священника, – и ничего не знали. А фантазия у многих работает хорошо. И всё: люди придумывают любые объяснения.

Есть же смешные случаи с языческими придумками (не про апокалипсис, а вообще). Существует милая придумка, описанная в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне». Воспитатель Горкин перед Рождеством повез мальчика на базар, чтобы купить там провизию. Недалеко от Кремля располагался огромный мясной рынок (в пост – грибной, а перед Рождеством и Пасхой (но там сказано про Рождество) – мясной). Свиные туши лежали просто штабелями, потому что это все раскупалось, имело спрос. Мальчику 5 лет. Он спрашивает Горкина: «А почему на Рождество едят свиней?» Почему их едят в России на Рождество? Потому что корову не зарежешь – она дает молоко; овец разводили не все, и для них у нас было немного пастбищ. А свинья растет быстро: начал кормить осенью – к Рождеству она уже готова. Это традиционная, самая доступная мясная еда. Горкин ему отвечает: «А это за то, что когда Младенец лежал в ясельках и Его обступили животные, коровка грела его дыханием, а свинья хрюкала и мешала Ему спать, а еще Он уколол о ее щетинку пальчик и заплакал. За это теперь свиней на Рождество и едят». Он забыл сказать, что за это их едят в России, а, например, в православной Сирии или Вифлееме свиней на Рождество вряд ли едят. Это смешная придумка, но все равно опасная, потому что она направляет ребенка не по тому пути. Нужно было просто сказать: еда и еда. Зачем путать Божий дар с яичницей, как говорится в пословице, и подкладывать под свиное мясо какую-то богословскую подоплеку? Апокалипсис – вершина этой опасности. Не знаю, может быть, если бы у нас был еще один гость, какой-нибудь врач-психиатр с большим опытом, наверняка он мог бы (это я сейчас фантазирую) привести огромное количество примеров, когда люди не только становятся Наполеонами и Александрами Македонскими, а повреждение ума происходит именно на тему апокалипсиса. Скорее всего, есть целое направление, отрасль в медицине.

– Но у нас однозначно есть некие направления, которые осуждаются Церковью: это околоцерковные суеверия, связанные с ИНН, паспортами, шестерками и прочими вещами такого рода. Надо ли с этим бороться, и как к этому относиться простым верующим?

– А они есть?.. Это сущность личности, когда у нее фетишистско-сектантское восприятие действительности, когда кажется, что кругом опасность и тревоги, а чтобы тревоги не было, надо что-то напечатать, запечатать, нарисовать или убрать какой-то рисунок. Тот, кто бывал в Иерусалиме, на Святой Земле, видели в храме (или кто еще только поедет – когда придете в храм Рождества Христова в Вифлееме, обратите внимание): по центру – большой православный алтарь, а слева – маленький армянский, Армянской Апостольской Григорианской Церкви, – престол, стоят четыре столба, и ниша с балдахином. И прямо по центру этой ниши – просто красная звезда, знаете, как из фанеры, точно на могилке у тех, кто воевал (там все на этом помешаны: везде Вифлеемская звезда; мы считаем, что она восьмиконечная). Памятники тогда были без крестов, делали пирамидку, покрашенную серебрянкой, а сверху на штырьке – красная фанерная звезда… И у них она не прямая, а наклонная, как сатанинские пентаграммы рисуют. И пятиконечная. Она прибита прямо на балдахин над армянским алтарем. Такая традиция. Но они относятся к этой звезде как к Вифлеемской. Вот такая она у них. Видимо, древние армяне не знали, что такое советская армия. У них так, но это не значит, что это «то самое» и они проповедуют какие-то коммунистические или советские лозунги. Так бывает. Ну и что? Но кто увидит – все начинают об этом говорить, потому что они уже где-то чего-то начитались.

– Вопрос от телезрительницы из Псковской области: «Приходят свидетели Иеговы и предлагают изучать Библию. На Ваш взгляд, это секта? Или с ними можно общаться?»

– Это секта, причем немного даже злобная. Если бы Вы попросили их доказать, что их течение проистекает из древности (как они говорят), то этого сделать нельзя, потому что оно было придумано в Америке в конце XIX века человеком, которого зовут Чарльз Рассел и который, кроме коммерческого интереса и опять же своей безудержной фантазии, не имел никаких других достижений. Он попал в очень плохую историю (думаю, это все есть в Интернете, потому что я видел книгу, основная идея которой направлена против этой секты). Когда он начал свою деятельность, то возымел успех, потому что у него появилось достаточно много последователей в народе (особенно в Америке), так как люди не имели коренной конфессии. И вот один пастор Лютеранской Церкви написал в газете большую разгромную статью про Чарльза Рассела, основателя данной секты, в которой сильно обругал его словами, допустимыми для печати, назвал «недоучкой», «выскочкой», «самозванцем». А свидетели Иеговы очень любят (и у нас, и во всем мире) подавать за оскорбления в суд, потому что их везде оскорбляют, а не оскорблять их невозможно, потому что истина против них. И вот идет разбирательство (просто я читал протокол этого суда, он наверняка есть в Интернете, его можно найти): сидит обвиняемый пастор и потерпевший Чарльз Рассел, основатель секты свидетелей Иеговы, который сам перевел Библию и сказал, что все, что люди читали до этого, – ерунда. В итоге Расселу на этом суде пришлось оправдываться, потому что адвокат пастора закрутил все таким образом: «Вас обозвали неучем – докажите, что Вы ученый». Тот, по-моему, даже колледж не закончил, у него не было диплома.

– Предъявите нам диплом колледжа.
– Не могу.
– Почему?
– Я из него ушел, был занят, не закончил.
– Какой богословский факультет Вы закончили? В Гарварде, Сорбонне, Цюрихе? В Америке или Европе? Дайте документ.
– Нет документа.
– Хорошо, какие Вы знаете языки?
Он назвал арамейский. Пригласили эксперта, преподавателя университета. Он задает Расселу вопрос, а тот не понимает, о чем его спрашивают.
– Вы знаете этот язык?
– Знаю.
– Переведите это предложение.
– Не могу.
Профессор говорит: «Но я не перевожу студента во второй семестр, если он не знает этой фразы».
– Вы говорите, что Вы богослов, священнослужитель. Какая Церковь произвела Вашу хиротонию, в какой сан, какой епископ?

Тоже ничего. Он оказался просто выскочкой. Рассел проиграл этот суд. Свидетели Иеговы потом стали действовать чуть-чуть по-другому. То есть это чисто придумка, причем злобная и высосанная из пальца, нельзя сказать, что традиция. Они пытаются действовать как христианская Церковь, но не признают Христа Сыном Божиим, считая, что это просто посланник, хороший человек. Есть и разные другие моменты. Про них можно говорить много, целую передачу, но у нас не урок сектоведения.

Лет девять назад я был на курсах повышения квалификации для руководящего состава Русской Православной Церкви в Москве. Там читали лекции замечательные ученые, они приводили результаты исследований. Оказалось, что во всех точках, где находится ядерный щит Российской Федерации (подземные ракеты и пункты управления есть не во всех городах), секта свидетелей Иеговы наиболее активна. В России наконец их стали ставить на место после того, как где-то в Сибири в 90-е годы (когда уволили политработников) они обратили в свою веру целое воинское подразделение, больше ста человек: сначала командира, а потом остальных. А это вооруженные люди: мало ли что им потом взбредет в голову. К ним приходил не батюшка (как сейчас принято) или мулла (как делают в каких-то регионах), а брат свидетелей Иеговы. После этого сектой занялись компетентные органы, сказали: «Хватит терпеть эту демократию и вседозволенность». Теперь свидетели Иеговы прижаты и, слава Богу, поставлены на место. Но так, по-партизански, они действуют.

Более того, был случай, когда в Петрозаводске (я стоял в рясе, с крестом, портфелем – приезжал по делам к петрозаводскому епископу) ко мне подошел человек и спросил: «Простите, а вы Библию читали?» Я ответил: «Знаете, как Вам это ни покажется странным и эгоцентричным: читал! И даже проповедовал». Конечно, у них идет зомбирование. У нас – прихожанин и прихожанин. А там – нет: если ты привел десять новых членов, ты уже на ранг повышаешься; еще 10-20 – еще повысился. У них есть продвижение. А оно допускает тебя к финансам, которые очень оперативно и серьезно собираются со всех «верующих». Так что это опасная секта. Лучше перед ними вежливо закрывать дверь или говорить: «Если мне надо поговорить о Библии, я пойду к батюшке и все спрошу». Только дай Бог, чтобы батюшка выслушал, принял и все разъяснил как надо.

– Вопрос от телезрительницы из Железногорска: «Я работаю с протестанткой. Она говорит: «У нас тоже всё по Библии, мы так же молимся, соблюдаем посты». В чем заключаются наши разногласия? Она считает, что мы молимся иконам. Я объясняю ей, но она не понимает. Стоит ли вообще вести эти разговоры, приводящие к разногласиям?»

– По молодости я тоже пытался вступать в такие разговоры, приводящие к разногласиям, а потом перестал, особенно когда стал служить в Израиле, в Иерусалиме. А там ведь идешь по улице, а навстречу тебе идут католики, протестанты. И это еще близкие люди, потому что есть и иудеи, и, бывает, агрессивно настроенные, потому что считают, что Израиль их дом, а тут «понаехали всякие». Есть мусульмане, которые тоже считают, что Израиль их дом. Иерусалим – вообще столица Палестины, а «всякие в рясах с крестами понаехали». Там все непросто, но это образовывает и отесывает.

Можно целую передачу рассказывать, чем мы отличаемся от протестантов. Я обращу внимание на два момента. Вы можете найти все это на сайтах в Интернете, задать вопросы, Вам пришлют ссылки и ответят более подробно, чем позволяет наш формат. Но я думаю, что если Вы вынуждены общаться с этим человеком по работе, соседству, каким-то семейным или дружеским причинам, то надо просто договориться и искать точки соприкосновения. Они же признают Христа Богом? Признают. Троицу признают не все протестанты. Но они признают, что надо любить, каяться, терпеть, прощать, помогать бедным. Часто люди сидят на кухне и болтают про ереси, новости, апокалипсис, Бог знает про что. Рядом, где-нибудь за стенкой, находится брошенная пенсионерка, а им не до этого: они будут до смертоубийства спорить. Помогать ближним надо? Надо. И православные помогают бедным, сиротам, старушкам, больным, и протестанты.

Простой пример: два парня любят одну девушку. Они соперники. Накал страстей. Если девушка «специфическая» (нет чтобы примирить их, так, наоборот, устраивает между ними раздоры – одному то скажет, другому это), в итоге между ними – война. Но вот вдруг – «вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»: пришел фашист. И эти два парня в общем окопе, рядом. У них есть то, что их разделяет? Есть: один хочет, чтобы девушка вышла замуж за него, а другой – чтобы за него. Но есть общее для объединения? Тоже есть: защита Родины, Отечества. Ясно, что вряд ли они подстрелят друг друга ради девушки в этом бою. Хотя подлец, наверно, так бы и поступил. Но будем считать, что эти абстрактные ребята – нормальные люди. Так и Вам надо найти точки соприкосновения с Вашей знакомой.

Я могу Вам ответить, чем протестантизм отличается от православия: например, тем, что у протестантов нет настоящих священников. Апостолы возложили руки на своих преемников, епископов, епископы – на священников: так и передавалось служение Церкви. Благодатью через таинство рукоположения. Это не просто традиция, а настоящее таинство, сакраментальное посвящение в сан. Отец протестантства Мартин Лютер отверг это, сказав, что не может быть никаких священников, хотя Ваша подруга говорит, что они живут по Библии. Но посмотрите, там написано: апостолы рукоположили епископов, епископы – священников, диаконов. А где это у них? У них это прервалось. Потом, когда уже прошли века, они вернулись к этому, поняли, что в Церкви кто-то должен быть старшим, отвечать за казну, порядок, уборку, кто-то должен говорить. У них пастор не посвященный в сан человек, а его должность выборная: сегодня один, не понравилось – завтра переизбрали другого. Они вернулись к этому по названию, но по факту, возложению рук, – нет. Любой из нас (священник, диакон) может довести до самих апостолов. Меня рукоположил патриарх Алексий II, его – патриарх Алексий I. И так далее, дойдем до патриарха Тихона, дореволюционных и древних русских патриархов, от них – до первых митрополитов, которые пришли к нам из Греции или из Сирии, и до самих апостолов. А протестанты это прервали, поэтому все их священники – все равно миряне, хотя и одеваются как священнослужители. Это важный момент. Думаю, Ваша знакомая просто не знает об этом или не очень это понимает. Я советую не препираться, пусть каждый остается в своей конфессии и ищет точки соприкосновения в благих христианских делах. И, если можно, без пустых разговоров. Лучше один раз подраться, чем десять лет выяснять, кто прав: протестант или православный.

– Вопрос от телезрителя: «Когда я прихожу в храм, я плохо себя чувствую: кружится голова, тошнит. Из-за этого нет желания туда идти. У меня сахарный диабет, и поститься я не могу. Что Вы посоветуете? И другой вопрос: если наступит конец света, что будет с православными: они попадут в рай или в ад?»

– Спросят фамилию конкретного православного, как он жил. Обобщать нельзя. Понятно, что православие – наиболее неповрежденное христианское учение. А уж кто как будет себя вести, туда и попадет. Я могу поверить, что какой-нибудь католик или человек иной религии (как благочестивый разбойник, который по вере был иудеем, был распят за страшные грехи, но исповедовал Иисуса Христа и, не будучи ни крещеным, ни миропомазанным, ни причащенным, первым вошел в рай) попадет в рай, а православный – в ад. Это очень трудный вопрос, как и с апокалипсисом. Тут можно разобраться только индивидуально. Лишь Господь это видит. Чем виноват человек, который родился в джунглях в Таиланде, посвящен в буддистскую веру и никогда ничего не слышал о христианстве? Может, он видел только каких-то христианских туристов – и всё. Чем он виноват перед Богом, что он неправославный? Значит, Господь будет судить его по его совести: злым он был или добрым. Это гибельный и некорректный, неправильный вопрос: рассуждать, кто, куда и когда попадет. Чтобы рассуждать, мы должны знать душу, сердце человека. Господь – Сердцеведец: Он ведает не только дела, но и мысли, желания, помыслы. А мы-то с вами этого не ведаем, видим внешнее проявление, а чаще всего слышим какую-то сплетню и по ней судим, потому что нам выгодно выставить человека в плохом свете: «Ой, сплетня?! Как хорошо! Значит вот он какой. Я так и думал». А что ты думал? Ты завидовал! А тут сплетня. Как все прекрасно совпало! Вынес суждение, спаси Господи. Молодец. Надо это отставить.

Что касается здоровья: пост нужен здоровым людям для того, чтобы умертвить, сдержать свою плоть. Если плоть больна, то пост не может быть таким фанатичным. Мне трудно в данном случае общаться посредством телекамеры, но, думаю, Вы должны найти местного батюшку, который находится рядом с Вами, чтобы он благословил послабление поста. Я сам уже много лет страдаю диабетом, приходится жить на уколах, инсулине. Первые десять лет я соблюдал пост «от» и «до», потому что жил на Валааме: там очень строгий Устав. Это не так уж и трудно. Но если Вы идете в храм и Вам перед этим надо покушать, кто Вам мешает? Когда Вы причащаетесь, можете не кушать, но, опять же, нужно договориться с батюшкой. Я знаю, некоторые говорят: «У меня диабет – надо делать укол, а сделал укол – надо кушать». Значит в тот день, в который собираешься причащаться, просто не делаешь с утра укол. Тогда приступа не будет. Но если есть проблемы с желудком (такое бывает), можно поплотнее покушать вечером, чтобы наутро остался запас. Естественно, не съесть свинью (и не выпить литр водки перед Причастием), а, например, кашу, кусочек рыбы или что-то еще питательное. Бывают ранние литургии. Можно прийти в десять утра, а можно в 6-7 часов. Я считаю, что если человек, имеющий любые заболевания, связанные с пищеварением, немного поест (не бутерброд с колбасой, а кусочек хлебушка, чай), в этом нет ничего страшного, потому что первые христиане не имели догмата о том, что надо причащаться натощак, и причащались после трапезы. Это просто традиция. Вспомните: что такое Тайная Вечеря? Пасхальный ужин. Они съели ягненочка, а не овес и не пшено, не травы. А потом Христос вознес и преломил хлеб и сказал: «Сие есть Тело Мое». Затем возвысил чашу и промолвил: «Сия есть Кровь Моя», – и всех причастил. Первые христиане так и делали. Но вопрос «есть или не есть перед Причастием» – это не вопрос спасения или догматики. Это вопрос дисциплины. Впоследствии христиане так вкушали перед Причастием, что потом, наверно, еле до него доходили. Сами понимаете: объесться или напиться не годится. Видимо, такие случаи бывали. Тогда Церковь сказала, что для дисциплины есть перед Причастием запрещено. Не объедайтесь, не предавайтесь этой плотской немощи – вот ради чего это делается, а не из-за того, что Господь обидится, если семидесятилетняя бабушка с язвой желудка выпила чайку и скушала сухарик, чтобы в церкви не потерять сознание. Я не могу благословить Вас не видя. Надо просто прийти к батюшке (найти нормального, адекватного, не фанатичного священника) и поговорить с ним, взять благословение. Я своим прихожанам такое благословение всегда даю.

– Вернемся к теме нашей сегодняшней программы. Не является ли смерть человека его личным концом света?

– Нет. Во-первых, все продолжается. Как говорят те, кто прошел через клиническую смерть, это только встреча со светом, светящийся коридор, по которому ты летишь. А потом за какой-то оградой видишь умерших знакомых: они пришли поприветствовать тебя и поддержать. Те, кто вернулся, за эту ограду не заходили. Люди видели Светящееся Существо, то есть Господа Бога, совершали поклонение. Кого-то Он отпускал, кого-то оставлял. Причем все говорят, что не хотели уходить: так там интересно и хорошо. Поэтому это не конец. Это конец земной, плотской жизни, но не конец жизни вообще, тем более света, в том числе в личностном понимании.

– Но тем не менее каким образом можно быть готовым и ко Второму Пришествию, и к своему последнему дню?

– Не делать зла, а если мы не выдерживаем и делаем (бывает так, заклинит человека: полюбил – умирает; или находится на какой-то должности, на которой должен всех держать в ежовых рукавицах, и сам этим недоволен, совесть обличает), хотя бы правильно себя оценивать, то есть говорить: «Да, я грешник. Господи, прости». Со смирением. Что читает священник, когда начинается Херувимская песнь? «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися… Тебе, Царю Славы». А дальше добавляет: «Но Ты сподобил меня, грешного (не то чтобы я достоин), претворить просфору и вино в Тело и Кровь Твои. Я никто, но Своей благодатью ради собравшихся молящихся, не по моим грехам, а по вере этих людей, прими и меня, прости и очисти, потому что я знаю, что я человек грешный». Какая разница, кто в чем согрешил... Я знаю таких жестокосердных отцов! Постится идеально, на противоположный пол не смотрит, на свой пол, слава Богу, тоже, не объедается, никакого имущества, чтобы что-то взял из церкви и себе построил, а такой жестокосердный! Я сейчас беру не конкретных людей, а рисую собирательный образ. Такой человек не видит в людях (не только в прихожанах, а даже в своих собратьях) ничего ценного, он использует их как инструменты: нужен – взял, не нужен, сломался – выкинул. Люди для него не цель, а средство. При этом это человек идеального поведения, не грубый. Вот сколько я уже себе позволил острых слов на грани приличия за передачу? Тот никогда такого не скажет. У него все как положено, благоговейно. Только одно: жестокосердие и пренебрежение к людям. Чем он лучше вора, блудника, гордеца (хотя, думаю, это и есть порождение гордыни, это страшнее всего), того, кто не воздержан на язык и говорит всякие гадкие слова? Он ничем не лучше. Скажите мне, чем лучше одноглазый одноногого? Ничем. Поэтому священник и говорит: «Прости, Господи, я недостоин». Это очень важно. Главным ощущением при богослужении (это надо знать всем молодым священнослужителям) должно быть ощущение недостоинства. Потому что нам часто приходится приосаниваться: «Ну, что у вас там? Что? Какие проблемы?» Я сам боюсь перед Престолом Божиим закрыть глаза и подумать, кто я. Необходимо держать это в сердце, то есть правильно себя оценивать, тогда уже полдела сделано. Как мы говорим в заупокойной молитве: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси Един кроме греха». Человек согрешит не тем, так этим. Поэтому утешаться тем, что я не краду, мало, если я при этом всем хамлю. Любой должен чувствовать себя недостойным. Правильная оценка себя – кем люди себя почитают – и есть подготовка к внезапному концу света. А то люди порой видят себя очень положительными: «Я-то хороший, не краду». Фарисей – да. «Жертву отдаю, милостыню даю, не блудник, не убийца. Всё, я нормальный человек».

– Вопрос от телезрителя: «Меня смущает и гложет чувство собственного недостоинства. Нормально ли чувствовать себя таким ничтожным перед Богом?»

– Сейчас мы подопрем эту стеночку. Чувство недостоинства – это одно, а есть золотое правило: называется «чувство меры». Самоуничижение не должно быть тотальным. Очень часто через это сатана и повреждает людей. Хочется через гордость, а нет: бывают негорделивые люди. Тогда он начинает подтачивать: «Ты плохой, ты злой».

Помню, у нас был мальчик, который, по-моему, повредился умом. Это было 22 года назад в городе Приозерске, где я был послушником, трудником, иеродиаконом и стал иеромонахом. Настоятелем нашего подворья был отец Фотий, батюшка из первых валаамских монахов Нового монастыря. А мальчик был хороший, благообразный, в отличие от многих трудников не пил, не курил, хорошо себя вел. Правда, с ним-то мы и цеплялись языком про всякие апокалипсисы, а потом трясли сметану, превращая ее в масло. Вдруг меня сделали иеродиаконом (я там был один иеродиакон). А что делает иеродиакон? Он потребляет Дары, съедает то, что остается после Причастия, моет, все вытирает, чтобы ни капельки не пропало. И вот этот мальчик мне говорит: «Да как ты можешь это делать?!» Поскольку церковное начальство, наверно, видело, что у него не очень устойчивая психика, его не продвигали, а я как-то быстро пошел вверх по служебной лестнице (тоже, кстати, мимо канонов, потому что надо выдерживать три года, а меня постригли в рясофор на девятый месяц – неважно, за это ответим). Так вот: мы с ним встречаемся в трапезной, и он говорит: «Как ты можешь это потреблять?! Ты кто? Ты помойка! И ты вкушаешь эту святыню, Тело и Кровь Христа!» Я отвечаю: «Это же не я придумал, так заведено по канонам». И он повредился от этой мысли, потом вообще куда-то убежал, перестал подчиняться, ему говорят одно – он делает другое. Бывает, что сатана улавливает через это. Поэтому все должно быть ровненько.

Святоотеческое напутствие старца Силуана Афонского такое: «Ум держи в аду (то есть правильно себя оценивай) и при этом не отчаивайся». То, что я и сказал: должно быть чувство меры. Нельзя же отчаиваться до медузообразного состояния. Тому, кто унывает, надо помнить простую вещь: Господь долготерпелив и многомилостив, и имя нашему Богу не закон, не правда, а прежде всего Любовь. Хотя и закон, и правда тоже включаются. Мы любим котенка, который где хочет, там и безобразничает, ребенка, который не дает спать, кричит, а подрастет – начинает врать, подворовывать и так далее, а когда вырастет – вообще «тушите свет», но любим же мы его. Бывают такие ужасы: сын не звонит больной несчастной безденежной маме по десять лет, а сам процветает, потом позвонит или коряво напишет какую-нибудь открыточку – и это счастье для мамы, там даже обиде места нет. Если мы так любим своих детей, то как же Господь, имя Которому Любовь, не примет, не простит и не приблизит? Другое дело – не наградит, не причислит нас к лику небесных святых, потому что мы не совершили подвигов, но если мы правильно себя оцениваем, то надежда (а у данного человека проблема состоит в том, что он теряет надежду на спасение) никак не должна угасать. Поэтому «ум держим в аду» (оцениваем, что мы «последняя дрянь»), но при этом не отчаиваемся (не в смысле, что «пируй, пей, гуляй, веселись: завтра помрем», а в смысле поиска способов, как немного очиститься, начать созидать и принести какую-то пользу).

Всего доброго, пусть Господь вас благословит и не попустит ввержения в апокалиптические дебри, чтобы жить этой земной жизнью, но стремиться к небу.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать