Рождество Христово

7 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

 

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове города Москвы. Передача из Москвы. Эфир 7 января 2014 года.

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.

Здравствуйте, батюшка!

 

- Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие телезрители, поздравляю Вас с праздником Рождества Христова, хотелось бы всем пожелать милости Божией, чтобы свет Вифлеемской звезды всегда озарял ваш жизненный путь.

Мне бы хотелось напомнить слова Патриарха Кирилла из его Рождественского послания о том, что событие, которое мы переживаем сегодня, является величайшим событием в истории человечества, ибо в мир пришел Бог. В течение многих веков люди искали Бога, пытались прийти к Нему разными путями. Но вот чуть более двух тысяч лет тому назад в мир пришел Сын Божий. Пришел не как грозный судья, а как беззащитный младенец. И в том, что произошло тогда в Вифлееме, отражается отношение к Богу.

Мы знаем, что в ту ночь явились ангелы пастухам, о которых говорят, что они были людьми суровыми, эти люди в простоте сердца своего поверили, пришли и поклонились младенцу Иисусу. Мы знаем из истории Церкви и в наше время, что многие люди так и приходят к Богу – в простоте своего сердца.

Ко Христу пришли и волхвы, проделавшие долгий и опасный путь с Востока. Благодаря своим, знаниям, можно сказать, научным они поняли, что должны прийти в Вифлеем и воздать славу Спасителю мира. И на протяжении веков многие повторяли этот путь к Господу через познание мира, через богословие приходили ко Христу, и такие люди есть и сейчас.

Однако свидетелями и участниками этого события были и жители Вифлеема, которые оказались равнодушны к просьбе престарелого путника дать приют ему и его молодой жене, которая вот-вот должна была родить. Как часто бывает так, что мы, особенно жители больших городов, бываем абсолютно равнодушны к просьбам других людей. Мы заняты своими делами, мы погружены в суету и не откликаемся порой на просьбы. Но что произошло затем с жителями Вифлеема? Их дети были жестоко избиты, и в истории Церкви Христовой очень многие пострадали за Христа, даже не осознавая этого.

Но были и другие. Был царь Ирод, который стремясь сохранить свое господство, посылает своих воинов, чтобы избить младенцев и того Царя мира, о Котором ему сказали волхвы - это прямое восстание на Бога. Воины не вполне понимали, зачем их послали, они просто выполняли приказ. Как часто и мы, выполняя чьи-то поручения, не соотносим их со своей совестью.

Среди свидетелей Рождества Христова был совершенно удивительный человек Иосиф Обручник, он жил спокойной жизнью в Назарете, у него была семья, дети, он был вдов. И Господь вручает ему сохранение Божией Матери и самого Сына Божия. И немощный старец совершает это делание. Он бежит с ними в Египет, скитается на чужбине, а когда ему указывает ангел, возвращается в Палестину и там заканчивает свой земной путь, дав воспитание Богомладенцу Иисусу.

В истории Церкви можно найти примеры, соотносимые с подвигом Иосифа Обручника. Мне кажется, подвиг совершенный великомучеником Петром, митрополитом Крутицким в прошедшем 20 столетии, чем-то сходен с подвигом Иосифа Обручника. Митрополит Петр сначала не имел никакого церковного сана, он был сотрудником Синодального учебного комитета, и вот уже в годы гонений революции и гражданской войны Господь призывает его на служение. Патриарх Тихон просит его принять монашество, принять епископский сан, стать его помощником. Будущий митрополит Петр прекрасно понимает, что ему предлагается. Он говорит своему брату: если я откажусь от этого, то я отвергну волю Божию, а если я соглашусь на это, то я подпишу себе смертный приговор. Что и произошло: после смерти Патриарха Тихона став блюстителем патриаршего престола, митрополит Петр в течение двенадцати с половиной лет был предстоятелем нашей поместной Русской Православной Церкви. Из этих двенадцати с половиной лет двенадцать он находился в тюрьмах, лагерях, ссылках, очень часто в одиночной камере. Были даже ложные сведения о его смерти, которые распространили задолго до расстрела, и по живому служились панихиды, расстрелян он был в 1937 году.

Празднуя праздник Рождества Христова, мы всегда должны, с одной стороны, благодарить Господа, что Он настолько возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного не судить мир, а спасти его, а значит, чтобы и мы с вами были спасены. Но также, вспоминая эти Рождественские события, мы должны не только радоваться на светлых и радостных богослужениях и с нашими детьми около елки, но также должны сосредоточиться и дать оценку, где и с кем мы с вами находимся: с волхвами, пастухами или с теми воинами, что пошли избивать младенцев? Или мы остались равнодушными подобно жителям Вифлеема?

 

- Среди новомучеников были не только священники, но и миряне. Существуют ли принципиальные отличия между сегодняшними мирянами и теми, что вошли в сонм новомучеников?

 

- По моему глубокому убеждению, подвиг новомучеников особенно важен для нас тем, что они были такие же, как и мы. В истории Церкви чаще всего в лике святых прославлялись некие великие люди: аскеты, святители или блаженные. Мы, простые люди, понимаем, что такие великие подвиги совершить не можем, у нас нет такого дара слова, как у святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста. Новомученики были такие же люди, как и мы, они жили в очень похожих условиях. Слава Богу, условия политические, общественные, бытовые во многом изменились, но во многом те проблемы, которыми жили новомученики, решаются и нами. По своим дарованиям они были подобны нам, но что выделило их из массы даже верующих людей – это их преданность Христу и Церкви до смерти. Они послужили Христу тем, что свидетельствовали миру о Его пришествии и воскресении, своим свидетельством того, что все мы спасены Иисусом Христом.

 

- Наше время не столь суровое, как во время новомучеников, как Вы считаете, возможен ли подобный подвиг и в наше время, могут ли появиться новые новомученики в современных условиях?

 

- С одной стороны, обстоятельства нашей жизни иные, чем обстоятельства начала 20 века. Но тогда буквально за несколько лет, а может быть, месяцев и даже дней подавляющему большинству представителей нашей поместной церкви и в голову не могло прийти, что произойдет то, что произошло и что им придется страдать за Христа. Мы не знаем, как будет в дальнейшем развиваться история в нашей стране и во всем мире. Есть очень серьезные силы, которые противостоят Церкви, Христу. События прошедшего года в Сирии показывают, что они уже поднимают руки, вооруженные дрекольями, на последователей Христа. Мы не знаем, как будут развиваться события у нас. Сейчас у нас соблазн комфорта, и грань между христианством и не христианством стирается, и это очень опасно.

Одна монахиня сказала, что нашим предкам в 19 веке было проще, поскольку было ясно, с кем надо бороться – было нашествие «двунадесяти языков», и было понятно, что делать. Сейчас все размыто, мы размякаем и становимся доступными разным соблазном. Наше время тоже очень непростое. Думаю, что среди нас есть и те, кто в случае испытания, будут свидетельствовать Христа даже до смерти.

 

- Вы сказали, что сейчас размыта грань между христианством и не христианством, а где она проходит?

 

- Было бы очень просто, покрестившись, время от времени посещая храм, отвечать при соцопросах, что я христианин. Мы понимаем, что настоящие ученики Христовы – это те, которые настолько возлюбили Его, что готовы жертвовать чем-то ради ближних. И смысл их жизни не стремление к земным достижениям, а желание соединиться со Христом. Вот в чем заключается истинное христианство, и это очень трудно, это подвиг. И человеческими силами это недостижимо, о чем есть свидетельство Христа. Когда ученики после Его проповеди о том, как достичь Царствия Божия, сказали, что это невозможно, Христос ответил, что человеку это невозможно, но Богу все возможно. Только с Богом мы можем быть христианами и надеяться на спасение.

 

- Как Вы думаете, в чем причины того резкого слома, который произошел в начале 20 века, что православные люди стали убивать своих соотечественников, расстреливать священников?

 

- Мне кажется, что хотя русский народ и назывался богоносцем, а страну свою Святой Русью. Народ не был со Христом, и когда пришел момент решать, быть ли со Христом до конца, быть ли до конца с Божиим помазанником, он оказался неверным сначала Божиему помазаннику, а затем и Богу, и отошел.

Но отошли далеко не все. И как это ни парадоксально, именно в 20 веке, а не раньше Русь доказала, что она Святая Русь. Мы даже не сможем назвать цифру людей, которые сделали выбор и сознательно пошли на страдание за Христа. Это не только иерархи и священнослужители, но и миряне, и таких примеров можно привести множество. Они знали, что идут на мученическую кончину, но не могли поступить иначе, и это было подлинным свидетельством о Христе и Его Воскресении. Наверное, мало сейчас на земле народов, которые могут принести к Божьему Престолу такое свидетельство о своей вере.

 

- Еще один вопрос, касающийся начала 20 века: почему Церковь не оказала активного сопротивления безбожной власти?

 

- Патриарх Алексий I в беседе с митрополитом Антонием (Сурожским) как-то сказал, что Церковь подобна Телу Христову, которое преломляется за своих гонителей. Подобно Христу, который мог бы призвать легионы ангелов, чтобы избегнуть страдания, но Он этого не сделал. Так же и Церковь, она не призывала к оружию, она пыталась вразумить словом и часто даже останавливала пролитие крови.

 

- Расскажите, пожалуйста, о своем деде новомученике Владимире Амбарцумове.

 

- Мой дедушка прошел необычный путь: он был священником Русской Православной Церкви, но не был русским по крови. Его отец был чистокровным армянином, а мама (моя прабабка) – чистокровной немкой, из немцев Поволжья. Дедушка был воспитан в лютеранстве, семья была религиозной. В начале 20 века дедушка, учась в Германии, познакомился с Христианским студенческим течением, которое тогда было очень распространено во многих странах мира. И дедушка перешел в баптизм, считая это течение более активным, хотя это, конечно, секта. Перед самым началом Первой мировой войны дед по наитию свыше вернулся в Россию и принял активное участие в Христианском студенческом движении уже здесь в России. Деятельность этого движения была направлена на проповедь слова Божия среди молодежи, и оно по взаимной договоренности было внеконфессиональным.  В начале 20-х годов дедушка даже возглавил Российское христианское движение, которое было разрешено вплоть до 1924 года, а после официального запрещения до 1928 года проводились подпольные Всероссийские съезды этого движения. В ходе этой работы дедушка познакомился с Православной Церковью, православным вероучением понял, поняв, что это истинное вероучение. Достаточно быстро он стал православным священником, но служил открыто недолго, не более трех лет, затем из-за церковных нестроений тех лет был вынужден выйти за штат, но продолжал пастырское и миссионерское служение, и, как и раньше, продолжал проповедь среди молодежи. В связи с тем, что многие из священнослужителей были арестованы и их семьи голодали, он организовал целую сеть помощи таким семьям. Мне приходилось встречаться с уже пожилыми людьми, которые, как они говорили, будучи в то время детьми священнослужителей, выжили благодаря организованной дедом помощи их семьям.

Несколько раз подвергался арестам: в 1920 году, в 1932 году. 5 ноября 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне, а в 2000 году был причислен к  лику святых. Мы долго искали место гибели и хотели узнать обстоятельства его смерти. Сначала говорили, что он умер в лагере во время войны, то, что дед принял мученическую кончину в 1937, мы узнали только в 1989 году. В 1994 году нашли место, где он пострадал и где он погребен, с этого времени я стал заниматься сохранением этого места и перед Вами в том обличии, в котором я нахожусь.

 

- Как прославляются новомученики? Как пишутся иконы? Много ли храмов строится в их честь?

 

- Конечно, этот процесс очень сложный, потому что для нашего церковного сознания очень сложно принять появление таких святых. Мы, как я говорил, привыкли видеть великих подвижников, а здесь – простые люди, и осознать это, действительно, непросто. И процесс осознания святости этих святых, и деятельное их прославление непросто идет в нашей Церкви, но, слава Богу, он идет. Очень отрадно, что в последнее время появляется, если немногое, то значительное число храмов, которые освящаются в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. В Москве по программе «200» в ближайшее время будут заложены и освящены храмы в честь этих святых.

Если говорить о написании икон, это очень трудно. Ведь на иконе изображается не портрет, а лик святого, с другой стороны, святой должен быть узнаваем, тем более что мы имеем фотографии или портреты большинства из новомучеников. Очень осложняет работу иконописцев то, что имеются родственники этих святых, хотя они едва помнят своих родных или даже не видели, у них все равно есть представление об облике своих родных. Иконописец должен передать как портретные черты, так и дать духовную характеристику, чтобы он был узнаваем. Дедушкиных икон сейчас написано достаточно много, какие-то узнаваемы, какие-то нет.

 

- Расскажите, пожалуйста, о храме, настоятелем которого Вы являетесь.

 

- Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове находится в уникальном месте, так как в тридцатых годах двадцатого столетия здесь находился полигон НКВД, где приводились в исполнение приговоры о высшей мере наказания, расстреле, и там же расстрелянных хоронили. По тем документам, которые мы сейчас имеем, в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. на Бутовском полигоне было расстреляно 20 760 человек. Среди  них самые разные люди, жители Москвы, других регионов и даже стран и континентов. В основном, это православные, и более 1000 человек, пострадавших за православную веру. Сейчас 330 человек из этой тысячи прославлены в лике святых.

Когда это место оказалось открыто, приснопамятный Патриарх Московский Алексий II сразу издал указ о строительстве здесь храма. Была создана община из родственников пострадавших, и был сначала построен небольшой деревянный храм, а затем двухэтажный каменный, центральный престол которого освящен в честь Воскресения Христова. Сейчас этот верхний храм расписан, конечно, преобладают иконы Новомучеников, но есть и иконы других святых, потому что здесь представлена вся Церковь, начиная от ветхозаветных праведников, праотцов и пророков и новозаветных святых, преподобные, святители и иные. Роспись нижней части посвящена в основном новомученикам: это и лики святых, и эпизоды гонений на них, и страдания Царской Семьи, и праведников на Соловках и в Бутове. Поскольку левый придел посвящен Патриарху Тихону, роспись этой части храма посвящена ему, в том числе замечательная фреска «Служение Патриарха в Америке».

Конечно, присутствуют лики наших бутовских новомучеников, расположение ликов по храму соответствует местам их служения в разных частях нашей Отчизны, то есть лики тех, кто служили на северной части, в Санкт-Петербурге, Архангельске, расположены на северной стене, те, кто на юге, на Украине – на южной, и так далее. Это сделано для того, чтобы показать, что по всей стране проходили гонения, и во всей стране есть святые.

 

- Возвращаясь к рождественской теме, есть ли Новомученики, пострадавшие в само Рождество Христово?

 

- Из известных это протоиерей Сергий Мечёв, сын замечательного московского старца Алексия Мечёва. Отец Сергий пострадал в 1942 году, он был расстрелян в канун Рождества Христова, в ночь под Рождество. Арестован был в день рождества Иоанна Крестителя и через полгода расстрелян. Замечательный пастырь, он оставил много проповедей, писем. Очень советую ознакомиться с духовным наследием этого нового святого нашей Церкви.

 

- Как прихожане воспринимают, что в храме много еще непривычных для них икон новомучеников?

 

- Конечно, это для них непросто. Сначала был открыт первый этаж храма, где по стенам расположены 51 икона наших бутовских святых, конечно, есть образы Спасителя и Божией Матери, но иконы новомучеников, безусловно, преобладают. Когда наши прихожане вошли в первый раз, купили свечи, хотели поставить перед образами Казанской иконы Божией Матери, святителя Николая – и не нашли их. Для них это было, конечно, непросто, и они задавали вопросы об этом.

Мы объясняли, что идея нижнего храма – это переживание страданий новомучеников и исповедников Церкви Русской, верхний храм – прославление их подвига, там, конечно, есть икона и святителя Николая, причем, особая, бутовская. Святитель Николай изображен на ней в полный рост, под его ногами изображен полигон со рвами, с колючей проволокой, а в руке он держит каменный храм и остоженский платок, который был первой жертвой, принесенной в строящийся храм. Его принесла раба Божия Наталья, у которой на бутовском полигоне пострадал муж.

 

- Что сейчас представляет собой бутовский полигон? Ведь это не только храм, к нему прилежит большая территория.

 

- В те времена спецзона бутовского полигона была около 2 кв.км. Она была окружена колючей проволокой, и в центре этой спецзоны было внутреннее ограждение, где производились расстрелы и захоронения. До нашего времени внутренняя зона сохранялась за НКВД и КГБ, а в 1995 году была передана Русской Православной Церкви. Зона обнесена глухим забором с колючей проволокой, и мы этот забор сохраняем, за этим забором находятся погребальные рвы. Хоронили в 1937-1938 годах во рвах, которые копались экскаватором, ширина рвов до 5 метров, глубина до 4 метров, длина каждого до 100 и более метров. Таких рвов обнаружено 13, общая протяженность рвов около 1 км.

По благословению Святейшего Патриарха мы детально исследовали один из участков такого рва: он наполовину наполнен останками. Если остальные наполнены так же, то в известных нам рвах может быть погребено около 40 тысяч человек, вполне реальная цифра. Эти рвы обозначены могильными холмами, они были насыпаны лишь в середине 2000-х годов в результате финансирования московским правительством работ по благоустройству территории. На этой территории находится деревянный храм и поклонный крест.

Рядом с захоронением здание, где раньше находилась комендатура полигона, здесь построен большой каменный храм. Между храмом и территорией захоронения в 2007 году установлен большой поклонный крест, который привезен крестным ходом с Соловков. Тогда возникла идея соединить эти две русских Голгофы. На Русском Севере издревле существовала традиция установки поклонных крестов в память об определенных событиях и освящении мест.

На Соловках до советского времени существовало несколько сот таких крестов, к сожалению, большинство древних крестов было уничтожено в советское время. Сейчас традиция изготовления поклонных крестов на Соловках возобновлена, и мы заказали там такой крест, который – по благословению Святейшего Патриарха Алексия II – был принесен на бутовский полигон крестным ходом. Крест этот уникален, его высота 12 метров, поперечина 7 метров, и он сделан из цельного дерева, вес его около тонны. Крест пришел водным путем по тем системам Балтийско-Беломорского и Волго-Балтийского каналов, которые были построены руками заключенных. В основание креста легли камни, которые служили фундаментом разрушенного большевиками храма в Зачатьевском монастыре. Так все собралось воедино. Этот крест оказался памятником не только убиенным людям, но и разрушенным храмам.

 

- Спасибо, отец Кирилл, время нашей передачи подходит к концу. Скажите, пожалуйста, на прощание несколько слов о Рождестве.

 

- Еще раз хотелось бы поздравить с этим светлым, радостным праздником, хотелось, чтобы свет от Вифлеемской звезды всегда озарял ваш жизненный путь и был тем ориентиром, которым надо идти в деле спасения нашего. Храни вас Господь!

 

Гость передачи: протоиерей Кирилл Каледа.

        Ведущий: Денис  Береснев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать