Беседы с батюшкой. Как пережить потерю близких

6 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Фома (Василенко), настоятель храма св. Димитрия Донского при Университете МВД РФ. Передача из Санкт-Петербурга.

– Новость о том, что разбился самолет, следовавший из Египта в Санкт-Петербург, и никто на борту не остался в живых, была потрясением для всех. Людей больше всего пугает внезапная безвременная потеря близких. Батюшка, что можно сказать по этому поводу?

– В монашестве есть такая практика: памятование о смерти. Данная практика присуща Православной Церкви. Глубоко верующие люди всегда готовятся к смерти. Поэтому хотя верующие и скорбят в случае потери близких (это свойственно человеку, Сам Господь наш Иисус Христос прослезился, когда шел к гробнице Лазаря и увидел Иерусалим, зная, что этот город через несколько десятков лет будет погублен), их утешает вера в то, что без Божией воли ничего не бывает. А наш Бог есть Любовь, и если Он что-то делает, то делает для нашего блага. Если случаются какие-то скорби, значит Он уберег нас от больших скорбей. Конечно, нам хотелось бы идти по пути земных наслаждений, но это бывает вредно для души, поэтому Бог нас исправляет. Наша человеческая природа в первую очередь духовная. Дух не должен служить телу. Наоборот, тело – слуга души, душа подчиняется духу, а человеческий дух стремится туда, откуда он вышел: к Святому Духу, к Господу.

Эта трагедия, с одной стороны, всех отрезвила, а с другой – кто-то может и соблазниться. Например, есть одна погибшая девушка, которая исповедовалась и причащалась перед полетом. Возможно, она делала это с такой целью: «я поисповедуюсь, причащусь – и благополучно вернусь назад». Может быть, я не знаю. Плохо, если так, потому что происходит подмена. В жизни должно быть следующим образом: наслаждайся Господом Иисусом Христом (именно Им, не каким-то другим богом, так как бог – это слишком широкое понятие, под ним может скрываться все что угодно) и пользуйся Его творением. А не так: «Я наслаждаюсь творением – и для этого пользуюсь Иисусом Христом: помолюсь, исповедуюсь, причащусь, поставлю свечку». Это неправильно. Каждому человеку нужно меняться. Это произошло непосредственно рядом с нами, а ведь такие трагедии встречаются повсеместно, просто далеко от нас. А здесь это коснулось нас: у кого-то есть знакомые, летевшие в этом самолете. К нам постучался Господь. Как говорят святые отцы, Он несмело стучится в сердце человека. Не из-за того, что Он несмелый, а из-за того, что Он дал нам право выбора. Он сотворил нас настолько свободными, что мы даже можем выбирать не Его. И Он не забирает нашу свободу. Иначе мы бы не были людьми.

Любой смерти есть духовное объяснение, в том числе смерти всех этих людей, которые так скоропостижно окончили свою жизнь. Смерть на пользу любому из них, будь то маленький человек (ведь на борту было несколько детей) или очень хороший. Почему он погиб? Потому что он созрел для Царства Божия. Почему погибли дети? Возможно, если бы они выжили, то пошли бы по такому пути, что потом стали непригодны Богу. Может быть, на этом самолете были очень грешные люди (не знаю, просто предполагаю). Чтобы облегчить им вечную муку, которая ждет их за грехи, Бог именно по Своей любви послал им сейчас такое страдание. Они все равно будут мучиться, так как не смогут полностью искупить своего греха. Но кто-то искупит свои незначительные грехи такой смертью и совершенно очистится. Готовы ли люди принять все это и так любить Бога, как в свое время Его любил Авраам? Он всю жизнь ждал появления сына, а когда Господь сказал ему «принеси сына в жертву», был готов это сделать, уже занес нож, веруя, что Бог как-то все устроит. И Бог устроил: остановил его, в самый последний момент послав ангела. Но сердце Авраама было готово это совершить: Господь его проверил. Так и мы. Мы, крещеные, говорим, что любим Бога, – и Он проверяет нас, посылает нам испытания. Кого же мы любим больше: Его или Его творение? В Евангелии написано: «Кто любит отца, мать или детей больше Меня, тот Меня не достоин». Неужели Бог такой жестокий? Нет, но Он знает, что говорит, потому что Он абсолютная мудрость, а мы относительная (если можно назвать мудростью то, что в нас есть). Начало мудрости – страх перед Творцом. То, что произошло, естественно, внушает страх. Дни очень лукавы. Нельзя думать: «Доживу до такого-то времени». Нельзя рассуждать так дерзко и надеяться на свою порядочность, свои молитвы. То, что я помолился, обратился к Богу, не значит, что теперь Он мне что-то должен, «куда Он денется»… Ничего подобного. Сколько в истории Церкви встречается таких случаев? Например, Афанасий Афонский. Он постился и молился, это был святой человек. Как он погиб? Зашел в храм – и на него рухнул свод церкви, которую он сам строил. У него были одни добрые дела. Бог знал, что для Афанасия так полезнее. Земная жизнь – испытательный срок перед жизнью вечной, а она, несомненно, больше. У нас есть вера в это. В Евангелии написано: «Когда Господь наш Иисус Христос придет во второй раз, найдет ли Он веру на земле? Будет ли это вера в Него, Его обещания, или это будет какая-то спекуляция именем Божиим, Церковью в угоду себе, каким-то своим страстишкам?»

– Тем не менее у большого количества людей буквально вырван кусок жизни. Как его заполнить? Как прийти домой и не плакать, видя вещи, связанные с воспоминаниями о дорогом человеке?

– Не плакать невозможно. Но это пройдет, когда человек начнет в горячей молитве обращаться к Богу. Вечером мы уже совершили заупокойное богослужение, завтра утром оно продолжится. Хорошо, что есть Димитриевская родительская суббота. У Бога все живы. Сегодня в Церкви праздник у усопших. Мы пришли в храм, чтобы сделать для них праздник. Стоять в церкви два-три часа, повторять про себя имена усопших сродников, ставить свечки не очень-то и легко. Наверно, было бы удобнее в это время лечь на диван и посмотреть сериал, почитать журнал или газету, дать своему телу какой-то комфорт. Но мы пришли в храм из любви к нашим близким, веруя, что они бессмертны. По Преданию Церкви мы знаем, что у усопших в это время духовный праздник. Мы подали записки, помянули их имена; частицы, вынутые о них, ссыпались в Чашу, потир, священник сказал: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Пречистою Кровию Твоею, молитвами всех святых». У них в том мире – ликование. Сколько нам Бог отмерил, все это время нужно стараться поминать своих сродников, необязательно ждать, пока придет родительская суббота. Есть домашняя молитва утром и вечером: их можно и нужно помянуть. У нас есть моменты, когда мы ничем не заняты. Вздохни о них в это время. Необязательно это как-то внешне обставлять: чтобы была свечка, икона. Идешь по улице – и можно просто обратиться к Богу внутри себя. Бог это тоже примет. Без Господа мы ничего не можем делать: «Без Мене не можете творити ничесоже», – говорит Он. Поэтому когда мы обращаемся к Нему в молитве, это облегчает и нашу скорбь. Без молитвы оказавшийся в данной ситуации человек может быть раздавлен горем. Психологи отмечают, что если просто рассказать кому-то о своем горе, поделиться, оно убудет. Человек не исправит этой ситуации, не воскресит мертвого. Но если ты рассказал об этом другому, он тебя послушал, у него хватило терпения, половина горя ушла. А если ты обращаешься к Самому Создателю? Что такое молитва? Это мой разговор с Ним. Он слушает меня. Конечно, Он слушает терпеливо. Это пример терпения для всех. Не знаю, сколько Он оставляет мне из моего горя. Это проверено на практике. Тому, кто этого не ведает, стоит только услышать то, о чем мы говорим, попробовать и убедиться, что так оно и есть. Умер близкий человек – читай о нем Псалтирь. Это древняя традиция на Руси. Ладно, нам не удается восстановить храмы такими, какими они были, не удается восстановить культуру. Но это же просто: купи книгу Псалтирь, тебе объяснят, как молиться за родственников. Пожалуйста, читай 40 дней, поминай на каждой «Славе» – и сам увидишь, как меняешься внутри. Бог наполняет надеждой, дает веру, что этот человек там утешен. И меня самого это утешает.

Когда я служил в Мордовии в Параскево-Вознесенском женском монастыре, у нас был такой случай: приходила одна женщина, у нее было черное от горя лицо, она без конца плакала. У нее убили дочь, тело расчленили, сожгли и закопали у них на даче. Оказалось, что это сделал муж дочери. Сильнее горя я не знаю. Наверно, только у Иова, но у него и то такого не было. Мы посоветовали ей регулярно ходить в храм, принуждать себя, не замыкаться. Дьявол в это время хочет отсечь человека от Бога, говорит: «Тебе ничего не надо, как-нибудь сам, побудь наедине с собой». Обычно человек переносит горе очень тихо. Истерики бывают редко, случаются и показушные (не из любви к ближнему, а из любви к себе самому, может быть, хотят показать другим, как любили усопшего). И дьявол этим пользуется, чтобы куда-то увести, задавить человека его мыслями. Она стала ходить в храм, постоянно исповедовалась, каждое воскресенье причащалась. И она стала улыбаться. Эта женщина ничего не могла с собой поделать: если бы она и захотела поплакать, погоревать, Бог бы не дал ей этого сделать. У нее была тихая грусть, но она была растворена радостью от Господа, Который вселился в нее и давал ей надежду. Она верила, что Бог помогает ее дочери в то время, когда она молится. Она сама чувствовала Его помощь. Это невозможно подделать. Бог вселяется в человека – и человека уже не переубедить. Почему христиане шли на страшные муки? Потому что они знали, что Бог есть Любовь и за Него надо страдать. Были и отступники, но это неправильное распоряжение своей свободной волей.

– Но все-таки ушел близкий человек – и остались какие-то дела, обязанности по дому, которые он выполнял. Эти ниши пустуют. Стоит ли сразу заполнять данные пустоты, брать эти обязанности на себя или на время оставить все это неприкосновенным?

– Знаете, говорят: «Война покажет распорядок». Нельзя дать людям совет сразу на всю жизнь. Нужно смотреть по обстоятельствам. В первую очередь, разумеется, нужно молиться о себе и близких. Нужна горячая, благочестивая жизнь. Горе заставляет о многом задуматься: почему так произошло, почему пострадали дети? Где найти ответ? Или он будет каким-то безумным, или можно найти утешение в том, что это произошло, потому что люди бессмертны. Когда Господь пострадал на Кресте, Он вернул людям бессмертие, которое они утратили, вступив в общение с падшим духом. Только здесь можно найти утешение. А заботы, может быть, и отпадут. Возможно, то, что усопший человек когда-то делал, было и для него не настолько важно. У нас осталась память о нем, и мы хотим быть через это ближе к нему. Но необходимо взвешивать: нужно ли ему это, нужны ли ему пышные цветы на могиле, большой крест или огромный памятник из тонн мрамора? Митрополит Варсонофий сейчас находится на Афоне. В Греции есть могила старца Паисия. Там крестик меньше метра высотой. Человек величайшей духовной жизни, автор книг, которые читала, наверно, вся верующая Россия, построивший огромный женский монастырь, лежит под маленьким крестиком, очень скромно. Посмотрите на Гроб Господень: Творец Вселенной лежит в таком месте! Конечно, в то время, когда это совершалось, это было очень хорошо. Да и сейчас неплохо: все сделано из натурального мрамора. Но масштаб не тот. Это указывает на смирение и ненужность всяких пышностей, которые мы почему-то любим. Начинается с малого, как лавина: какая-то страсть нашла место в человеке и не останавливается, прогрессирует. Человек идет у нее на поводу. Думаю, Бог открывает человеку, что нужно сделать сначала, что второстепенно, а на что не следует обращать внимания. На самом деле человеку много не нужно: крыша над головой, простая пища (кстати, чем она проще, тем дольше живешь). Архимандриту Иеремии, наместнику Свято-Пантелеимоновского Русского монастыря на Афоне, совсем недавно исполнилось 100 лет. Он живет очень воздержанно. Бывает, монахи заболевают раковыми болезнями, хотя ведут здоровый образ жизни. Пути Господни неисповедимы: одному – так, другому – так. Один просит Господа о солнце, другой говорит: «Господи, дай дождь». Бог дает то, что надо: например, ветер или град.

– Вопрос от телезрителя: «Почти полгода назад скончалась моя бабушка. Она снится мне довольно часто (по крайней мере, сейчас), причем в самых различных ситуациях. Однажды она приснилась мне счастливой и была в компании своего второго супруга, который умер в 2002 году, а сегодняшней ночью бабушка приснилась мне рядом со своим телом. Эти сны означают, что я слишком сильно переживаю, или же это какой-то знак, что нужно молиться о ее упокоении?»

– То, что нужно молиться о ее упокоении, это точно и без всяких знаков. Сделаем небольшое отступление: скажем, какими по своей природе бывают сны. Святые отцы делят их на три категории: от Бога (вразумляющие), от дьявола (которые смущают человека) и обычные (просто сны, не имеющие никакого духовного значения). Какое значение у Ваших снов? Думаю, это сны от противоположной силы, потому что они приводят Вас в смущение. Если сон от Бога, дается конкретное простое откровение, которое не надо додумывать и объяснять, тем более что нам пишет простой человек. Из этого сна нужно взять на заметку только то, что за бабушку необходимо молиться. Во сне показано то одно, то другое – не поймешь, какая у нее участь. На всякий случай надо молиться. Если она праведная, то это вернется, потому что я за нее помолюсь – она отзовется благословением в мою сторону. Она имеет дерзновение к Богу, обратится к Нему, и Бог пошлет мне что-то по ее молитвам. А если она не праведная, нужно восполнять то, что она уже не может для себя сделать. Ее земная жизнь прекратилась, все возможности исчерпаны. Дальше она может только в духовном смысле озираться по сторонам: найдется ли кто-нибудь из родственников, кто о ней помолится, сделает за нее какое-то доброе дело, помянет на проскомидии, подаст за нее милостыню.

– Вопрос от телезрительницы из Рязани: «Мой папа военный, офицер, защищал Родину. Мама умерла очень рано, в 30 лет. Оба родителя некрещеные. Отец был коммунистом – ему нельзя было креститься. Все мы были невоцерковленные, бабушка и дедушка тоже. В то время на Дальнем Востоке не было храмов. Так как мои родители не были крещены, я не могла подавать записки об их упокоении в церкви, ставить свечи. Я старалась восполнять это через милостыню бомжам, чтобы они помолились о моих родителях, и делала так долго. Потом одна православная воцерковленная женщина (ей уже за 80 лет) принесла мне книгу, в которой было написано, что тем, кто молится за некрещеных людей, будет очень плохо, что я должна прийти на исповедь и покаяться в этом. Моя келейная молитва грешницы ни о чем. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Как вымолить родителей, бабушку, дедушку?»

– Непонятно, почему в этой книге написано, что за таких людей нельзя молиться. Не всем книжкам надо доверять. Можно молиться дома и даже в церкви, не подавая записок, потому что по традиции записки подаются за людей, крещенных в Православной Церкви. Но если совершается проскомидия – стой и тоже молись. Существует келейная молитва о некрещеных. О них молился преподобный Макарий. Он увидел в пустыне череп, перевернул его посохом – и череп заговорил. Макарий спросил у него: «Кто ты?» И тот ответил: «Я языческий жрец. Ты блажен, авва Макарий: когда ты о нас молишься, мы испытываем утешение». Многие святые по своей неизмерной любви молились даже о бесах. Любовь такая, это не значит: «за этого буду молиться, а за этого не буду». Она охватывает все и молится о всех. Авва Макарий спросил у черепа: «А какое утешение вы испытываете?» «А мы, – говорит, – видим друг друга. Муки не прекращаются, но мы хотя бы видим друг друга в это время».

– А есть ли муки хуже ваших, если для вас утешение увидеть лицо другого человека?

– Есть. Мы не познали истинного Бога, а те, кто познал и отрекся от Него, ниже нас.

Вам, конечно, нужно продолжать молиться за своих усопших сродников. Есть келейная молитва, но чтобы иметь какое-то дерзновение, нужна Ваша благочестивая жизнь. Сейчас другое время, у Вас есть выбор: Вы можете часто ходить в храм. Не знаю Вашего возраста, но если Вы пенсионер, Вы можете ходить туда очень часто. Что делать дома? Если нет сил нянчить внуков – иди молись. Один человек может вытащить всю свою фамилию, всю семью, предков, которые, может быть, были богоборцами. Так бывает: один из некрещеной среды принимает веру, становится горячим молитвенником – и Богу этого бывает достаточно. Есть такое мнение, об этом пишет Амвросий Оптинский. Как Бог терпит совсем неверующих людей? Бывает, из их среды выходит такой человек, что он один все восполняет. Насчет спасения не знаю, спасутся ли они все, но преподобный Амвросий говорит, что Богу этого достаточно. Вам тоже просто нужно упорно молиться, самой быть горячо верующим человеком, не с прохладцей ходить в храм, по возможности часто причащаться. Хорошо, когда человек причащается каждое воскресенье. Ведь это легко можно сделать. Если ты свободен от физических трудов, ты можешь поститься. А если причащаешься каждое воскресенье, то по благословению духовного отца можешь поститься только в среду и пятницу, говеть три дня не нужно. Если у Вас есть желание (а похоже, что оно у Вас есть), Вам нужно действовать. Всем нам нужно действовать, а не убиваться горем, в том числе и родственникам тех, кто скоропостижно погиб на Синае несколько дней назад. Как действовать? Как учит Православная Церковь. Есть молитвы, милостыня. Конечно, важна и благочестивая жизнь людей, которые молятся. Говорят: свой дом горит, а бежишь тушить чужой. Надо соблюдать и свой дом.

Хотя бывают случаи, что совершенно распущенные люди имеют большое дерзновение перед Богом. В церковном Предании упоминается женщина, у которой умер ребенок. Она идет, убитая горем, рыдает, а ей навстречу идет блудница (в те времена это было видно по одежде). Мама с усопшим ребенком обращается к блуднице: «У меня горе, помолись за мою дочь». Она в отчаянии и готова обратиться даже к этой женщине. А та отвечает: «Разве ты не видишь, кто я?» Она идет со своей работы. А мать говорит: «Я верю, что Бог услышит твои молитвы». Блудница становится на колени, молится Господу – и ребенок воскресает. Может ли Господь сделать это сегодня? Может. Почему не делает? Я не знаю. Но сделает и не такое, если захочет. Видно, что одного этого случая в Церкви достаточно для всех, на все времена, чтобы мы не пренебрегали другими людьми: «Ой, она такая, я не буду ее просить». Она, такая, воскресила ребенка, а я, игумен, не могу. Бог почему-то не дает. А то я буду такой важный, что никто ко мне не подойдет.

– Вопрос от телезрительницы из Псковской области: «Шесть лет назад в моем доме при пожаре погибли двое малолетних детей, им было два с половиной и полтора года. В этот момент я была дома. Дети задохнулись дымом, а меня выходили. Где-то через два месяца после этого Господь дает мне сына, он рождается здоровым. Сейчас моему ребенку пять с половиной лет. Каждую неделю я вожу его в храм на Причастие, сама тоже исповедуюсь и причащаюсь. Но у меня нет духовного спокойствия, смирения. Я смотрю на своего ребенка – он живой, а тех двоих нет. Я чувствую, что во мне нарастает беспокойство, мной будто начинают руководить духи злобы. Такое состояние, что временами хочется наложить на себя руки. Мой ребенок все это чувствует. Что мне делать?»

– Похоже, что у Вас возникает ропот. Все беспокойства нужно открывать на исповеди. Конечно, это происходит под воздействием падшего ангела. Падший ангел не любит, когда человек открывает его действия, приходит на исповедь. Говорят, в тихом омуте черти водятся. Он хочет, чтобы было определенным образом, как-то влияет на человека, внушает ему всякие помыслы (в том числе о самоубийстве).

Во-первых, для детей, которые так умерли, даже если они были некрещеные, у Господа есть место. Это не рай, они не видят Господа, их состояние нельзя назвать ни мукой, ни наслаждением, которое будет и есть у тех, кто попал и попадет в рай. Утешайтесь этим. Во-вторых, свои помыслы всегда надо открывать на исповеди. В хороших монастырях существует такая практика: открывать духовную брань, которую испытываешь. И данная брань сразу ослабевает. Может быть, это пройдет не сразу, но нужно терпение. Бывает, Бог попускает нам вести эту мысленную войну, чтобы нас же потом наградить, потому что мы воюем с соперником, который заведомо сильнее нас. Если бы Бог нам не помогал, тот бы нас просто уничтожил. Господь дает ему какую-то небольшую возможность действий, чтобы заработать нам венцы. Поэтому Вам нужно просто бороться.

– Вопрос от телезрительницы: «Мой дедушка выпил несколько таблеток, чтобы уйти из жизни. Мы вызвали скорую, чтобы сделать ему промывание желудка, но в процессе промывания у него прихватило сердце, и он умер. Как молиться за умершего дедушку? Могу ли я писать его имя в записках в церкви, или он считается самоубийцей и можно молиться только дома без церковного поминовения?»

– В Церкви этого человека можно поминать чином молитвенного утешения. Смерть наступила в результате его намерения себя убить. Хотя это произошло и не из-за отравления, а из-за остановки сердца, намерение все равно было. И он в нем не раскаялся. Мы судим человека по намерению, поэтому он считается самоубийцей. Но в Церкви есть чин для таких случаев. Нужно просто его найти. Вы можете обратиться к нам, позвоните – и мы объясним, как это делается. Это общецерковный чин, принятый в 2011 году, он называется «чином молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Я сталкиваюсь с такими людьми практически каждый день.

– Вопрос от телезрителя: «В родительскую субботу у меня не получится посетить кладбище, могилки усопших родственников, но я пойду в храм и закажу панихиду об упокоении душ усопших. Как еще можно помянуть близких в этот день и что обычно принято жертвовать на милостыню?»

– Самая лучшая церковная молитва – на проскомидии. Священник вынимает из просфорки частицу за усопшего. Это выше всего. Также есть панихида, лития (сокращенный чин панихиды). Можно ставить свечи. Если известно, в чем нуждаются люди, которым предназначена милостыня, лучше всего это и подать, потому что они по разным причинам не могут приобрести этого сами. Есть универсальное средство, полезное изобретение – деньги, которые являются эквивалентом услуг, материальных ресурсов. Это полезное изобретение, но не все им правильно пользуются: кто-то начинает набивать деньгами все, что можно ими набить, кто-то мучается от того, что денег нет. Деньги сами по себе ничего не значат. Ценность денег в том, что взамен их можно получить то, что мне нужно.

– Вопрос от телезрительницы из Мордовии: «Хочу передать низкий поклон своему духовному наставнику, который в трудную минуту после смерти сына возвратил меня к жизни, научил меня молиться и дал мне веру в то, что мой сын будет спасен моими молитвами, потому что молитва матери и со дна моря достанет, и из ада. Я благодарю Вас за то, что Вы спасли мою душу и души моих детей».

– Спасибо! Я знаю, кто это, мы иногда переписываемся. Благодарю за такие теплые слова.

– Роль духовника в сложных ситуациях уже обозначена, но случается, что и духовный отец уходит из жизни. Каким образом можно пережить эту потерю?

– Есть грех излишней привязанности к человеку. Он закрывает собой Бога. Кто послал тебе этого человека? Бог. Помните, Христос сказал апостолам: «Иного Утешителя пошлю вам»? Они хотели остаться с Ним, но Он послал им Святого Духа. Они получили восполнение и пошли утешать Вселенную сами проповедью Евангелия. Они исполнились божественной силы, хотя у них были и моменты человеческих слабостей. Апостол Фома, например, боялся идти в Индию. Христос явился ему и укрепил уже после сошествия Святого Духа. Потом апостол Фома доказал свою преданность и даже был казнен. В житиях других святых тоже встречаются такие моменты. Пророк Илия, бесстрашный человек, испугался и убежал, когда ему начала угрожать женщина Иезавель. До этого он гремел как гром, обличал царя, убил 850 лжепророков. Мы, люди, такие: когда Бог с нами, мы говорим как апостол Петр: «Я готов и на смерть за Тебя идти». Когда Бог говорит нам: «Попробуй сам», – ситуация другая. Апостол Петр трижды отрекся, а в третий раз даже поклялся, что не знает Христа. Бог с нами – и мы горы готовы свернуть и думаем, что это мы такие. Чуть Бог от нас отошел, дал нам себя увидеть такими, какие мы есть, мы бежим, не боимся смерти и ищем ее, лишь бы только избавиться от уныния, которое нас посещает в момент оставленности Богом. А как оно прогоняется? Обратись опять к Нему. Конечно, Он отзовется. Может быть, не сразу, но в зависимости от того, сколько человек имеет сил. Бог для духовного роста дает потерпеть столько, сколько человек может. Тренер все время ставит спортсмену задачи. Если он ставит перед ним одну и ту же задачу, тот не станет чемпионом. Тренер все время поднимает требования. И так везде. Бог тоже так делает. Вернее, тренер делает так же, как Господь, потому что все, что мы имеем в жизни, начинается с Бога: иерархия, различные упражнения и вся мудрость.

– Мы с Вами еще не говорили о кончине одного из супругов. Мы знаем, что через смерть брак расторгается. Как быть тому, кто остался на земле? Искать ли нового брака, сколько носить траур? Как жить?

– Я не знаю, сколько нужно носить траур. Может быть, есть определенные сроки, но я не встречал такой информации. Каждый решает сам.

Насчет того, как жить оставшемуся супругу: посмотрите на примеры святых. Мать святителя Иоанна Златоуста осталась молодой вдовой, не бедной и привлекательной, было много предложений, но она не захотела снова выходить замуж. Ее удержала память о муже и сын. Она решила посвятить свои силы воспитанию мальчика. И получился вселенский учитель и святитель. Уникальный пример. И он не единственный. Человек остается один – и лучше не вступать в другой брак. Это допускается по немощи, снисхождению. Мы часто говорим: «Ой, я немощный». Нужно себя проверять. Как узнаешь, что можешь выполнить какое-то духовное упражнение, если не попробуешь (к примеру, воздержание), как узнаешь свои силы? Сначала думаешь: «нет, я не могу этого перенести», а потом оказывается, что все это проходили в первом классе. Если ты задался целью стать человеком (а это самое лучшее: быть человеком, а не человекообразным), остается один путь: быть одному. Потому что потом будет воскресение из мертвых. Умер любимый супруг или супруга. Казалось бы, его или ее нет. Грустно. А потом воскресение. И как быть? Надо же думать об этом. Если человек этого не делает, не верит, что потом будет воскресение из мертвых, он легко вступает в другой брак. Семейная жизнь дает свои утешения. Но верующий человек смотрит вперед, дальше. Как я потом буду смотреть в глаза супругу или супруге? Церковное право на вступление в другой брак существует. Но нужно ли это делать?

– Отец Фома, скажите еще несколько слов о смерти в общем.

– Смерти нет. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Мы вспоминаем эти слова на Пасху. Но, например, преподобный Серафим дорос до такого высокого духовного уровня, что у него Пасха была всегда. Он встречал тех, кто к нему приходил, возгласом: «Христос воскресе, радость моя!» Естественно, он не говорил этого из лицемерия: его уста говорили от избытка сердца. Нам тоже нужно помнить, что смерти нет.

Мы все время стоим перед выбором: выбрать жизнь или смерть. Что значит «выбрать смерть»? Сделать грех. А выбрать жизнь – бороться с этим грехом и воздержаться от него. Тем более что при крещении мы получили над этим власть. Если человек находится в процессе воцерковления (нельзя сказать: «я воцерковленный»; можно только – «я воцерковляемый», потому что это процесс всей земной жизни), активно в нем участвует, тогда у него небольшой выбор, только один: победа над злом, грехом, выбор добра. Есть вечная жизнь. Нет такого, чтобы раз – и уснул. «Раз – и уснул» – это хорошая кончина, но ее надо заслужить. А иногда раз – и ты вышел из тела. И пошел либо мучиться, либо радоваться. Другого нет. Небытия нет.

Надеюсь, что мы поговорили продуктивно. На будущее хотелось бы пожелать, чтобы Господь помогал нам извлекать пользу из всего: и радостей, и скорбей. Чтобы мы все время прилеплялись к Господу нашему Иисусу Христу. Аминь.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать