Ответственность перед прошлым

6 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Передача из Москвы. Эфир 6 мая 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, Денис. Здравствуйте, дорогие телезрители. Христос Воскресе!

 

- Тема сегодняшней передачи «Ответственность перед прошлым».

Многие люди согласятся с тем, что каждый отвечает за свои поступки, совершенные в прошлом. Отвечаем ли мы, как народ, за те события, что были в нашей истории?

 

- Несомненно. События, которые произошли в истории народа, накладывают несомненный отпечаток на его дальнейшую жизнь. Подобно тому, как человек, совершивший грех, вспоминая его, чувствует угрызения совести и старается его исправить. И наоборот, если человек пережил минуты благодатного общения с Богом, это также накладывает на него очень серьезный отпечаток.

Также в жизни народа: злодеяния, совершенные в прошлом, накладывают отпечаток на его жизнь в современности. Пережитые общенародные успехи и достижения также накладывают отпечаток на жизнь этого народа. Очень важно ответственно подходить к нашей истории и серьезно заниматься ее изучением с тем, чтобы не закрывать глаза на то, что было в ней трудного и даже постыдного. С другой стороны, видеть в этой истории и настоящие достижения, настоящие проявления святости представителей этого народа. Ведь именно проявление святости в жизни народа - благодатный источник для его дальнейшего существования и развития.

 

- Кажется, у Генриха Ибсена есть сравнение общества с пароходом, который плывет по реке. Основная масса людей находится в нем на палубе: они веселятся, слушают музыку, пьют шампанское и не знают о том, что в трюме этого парохода погибают люди.

Мне кажется, в нашей истории есть такие скрытые «трюмы», и люди живут как бы в неведении о том, что было. Еще хуже, что возникает путаница, кто был героем, а кто негодяем. Как обрести ясность и на что опереться?

 

- Истина в том, что на землю пришел Сын Божий и дал нам свое учение. Именно с позиций евангельского учения и должны мы смотреть на истории народа, и в целом человечества. Тогда можно будет понять, кто есть кто. Где действительно герои и святые, а где люди совершили тот или иной грех. Вообще, история человечества, с христианской точки зрения, должна быть историей святости, потому что смысл жизни человека и человечества в целом – это поиски путей к Богу, познания Бога. Именно в этом плане должна оцениваться история человечества.

Мне сейчас вспомнился труд нашего отечественного церковного историка отца Сергия Мансурова. Он жил в первой половине двадцатого столетия и начал писать историю Церкви. В предисловии он обратил внимание на то, что чаще всего история Церкви пишется как история Соборов, появления ересей, перемещения с одной кафедры на другую тех или иных, пусть и замечательных иерархов. Но, с его точки зрения, и думаю, нам стоит согласиться с этим, это в первую очередь история святости, как конкретные подвижники достигали ее. Поэтому он предполагал построить историю Церкви, переходя от одного святого к другому. К сожалению, он не смог закончить свой труд, но этот подход должен быть, наверное, не только в изучении истории Церкви, но и в изучении истории народов. Тогда все действительно станет на свои места.

К великому сожалению, в истории нашего недавнего прошлого есть немало «трюмов», в которых есть не только темная сторона и страшные моменты, но есть и светлые моменты. Потому что всегда есть борьба добра и зла, а полем этой борьбы являются сердца и души человеческие.

Несмотря на то, что в начале XX века колоссальное число людей погибло физически и не меньшее число людей, оставаясь на свободе, было сломлено морально, мы знаем много примеров, когда в этих сложнейших исторических условиях люди сохранили образ и подобие Божие и достигли святости.

 

- Говорят, что расстрелы и репрессии 1937 годы были связаны с предшествующей переписью населения.

 

- Действительно, к настоящему времени изучены материалы переписи начала 1937 года, которая впоследствии была признана вредительской. В организации этой переписи были действительно допущены методические ошибки. Но вредительской она была признана потому, что в ней был поставлен вопрос об отношении человека к Богу. Надо сказать, что это совершенно уникальный случай, поскольку такой вопрос возможен лишь при анонимном опросе. Но на самом высоком уровне было принято решение о включении такого вопроса. Это было связано с тем, что 1937 год – двадцатилетие победы Октябрьской социалистической революции. Соответственно, партийное руководство надеялось, что наши народы за эти двадцать лет отошли от Бога. Совершенно неожиданно оказалось, что более пятидесяти процентов населения назвали себя верующими, в большинстве православными. Это вызвало у партийного руководства шок, перепись была признана вредительской, ее организаторы были репрессированы, и затем было принято решение о необходимости проведения карательных мероприятий, раз народ не принимает государственную атеистическую идеологию.

На закрытых пленумах, которые прошли летом 1937 года, было принято решение о проведении компании по борьбе с врагами народа, ему предшествовал доклад Сталина, где было сказано, что в ходе строительства коммунизма количество его врагов не уменьшается, а увеличивается. По городам и весям были посланы планы, в которых указывалось какое количество людей надо посадить и какое расстрелять. Это также не имеющий никаких аналогов в истории репрессий случай.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Рязани: Хотелось бы узнать Ваше отношение к тому, что сейчас происходит на Украине. Ведь у наших народов общее прошлое. Что делать нам, православным русским людям, чтобы хоть как-то облегчить сложившуюся там обстановку?

 

- Святейший Патриарх Кирилл в своем обращении в связи с эскалацией событий на Украине сказал, что его сердце с болью воспринимает происходящее. Я могу также подписаться под этими словами. Это просто сердечная боль, когда слышишь, что там происходит.

Надо понимать, что сейчас на Украине враг рода человеческого воздвиг борьбу против православия и стоит вопрос о сохранении православной веры в этом многочисленном народе. Сейчас там много искушений, о которых не расскажешь в рамках сегодняшней передачи. Надо надеяться, что подобно тому, как и раньше в истории украинского народа всегда находились мудрые мужи, которые отстаивали православную веру и удерживали народ от искушений, такие мужи найдутся и сейчас.

Что делать нам? Наверное, надо помнить слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Нам надо молиться о том, чтобы и на Украине был мир, и чтобы Господь не дал злобе проникнуть и в наши с вами сердца.

 

- Отец Кирилл, Вы выросли в православной семье, хотя вокруг было атеистическое общество. Расскажите о тех сложностях, которые были связаны с этими условиями.

 

- Когда мы росли, то воспринимали окружающую жизнь как данность. Конечно, определенные сложности были, но мы понимали, что так устроена жизнь, и надо жить. У нас не было каких-то внутренних трагедий. Слава Богу, что наши родители сумели как-то объяснить нам наше положение в обществе и воспитать так, что мы никогда не противопоставляли себя этому обществу. Хотя прекрасно понимали, что те идеологические установки, которые преподавались в школе и вузах, ложные, хотя непросто приходилось на экзаменах. Мы прекрасно понимали, что, не вступая в комсомол, а потом партию, мы ограничиваем себя в возможностях выбора жизненных путей. Если бы этого не было, возможно я пошел бы на исторический, а не геологический факультет. Но исторический был факультетом идеологическим, поэтому я и не думал туда поступать.

С другой стороны, папа говорил, что в тех условиях быть православным, наверное, было даже легче, чем в условиях свободы, потому что тогда были определенные четкие границы, в которые тебя ставили как православного. Сейчас все открыто, возможно: могу пойти в церковь, а могу не пойти. Мы не могли ходить в церковь, которая была рядом, чтобы потом бабушки не разнесли повсюду эту весть, и мы ездили далеко. Но осознание этих границ помогало держать себя в каких-то нравственных позициях. Понимание того, что надо глубже понимать православное учение, чтобы достойно ответить на какие-то вопросы в нужный момент и т.д.

Сейчас мы более размягчены: можем не пойти на заутреню, а посмотреть по телевидению. Конечно, это благое дело для немощных и больных людей, которые не могут принять участие непосредственно в церковном богослужении. Люди нецерковные как-то приобщаются через это к жизни Церкви, что очень важно. Но в какой-то степени это расслабляет.

 

- Вопрос телезрительницы из Белгорода: Мой отец был коммунист и, умирая, оставил мне партбилет, чтобы я хранила его. Жизнь изменилась, я хожу в Церковь, не вредит ли моему отцу то, что я храню этот партбилет?

 

- Думаю, что Вам надо выполнить волю Вашего усопшего отца хотя бы из послушания. Но, конечно, Вам необходимо молиться Господу, чтобы Он простил Вашему отцу его заблуждения, увидел добрые дела, которые он, несомненно, в своей жизни совершал, чтобы принял его в свои райские обители. В этой молитве к Господу и должна проявиться Ваша дочерняя любовь к отцу.

 

- Среди наших предков и те, кто пострадал от репрессий, и те, кто их проводили. Как относиться к исполнителям этих преступлений, ведь они так же наши предки?

 

- Это очень трудный вопрос. Казалось бы, проще всего сказать, что они нехорошие, и тем самым отгородить себя от того, что ими было совершено. Так как я служу на Бутовском полигоне, я каждый день хожу мимо погребальных рвов, в которых лежат более двадцати тысяч убиенных. В них рядом лежат останки святых и тех, кто вначале репрессии проводил, а затем сам подвергся им. Наверное, осознать это богословски мы еще не можем, ведь оказалось, что перед лицом смерти они вместе. Наверное, наша обязанность, как христиан, постараться с прощением вознести молитвы и о тех, и о других. О прощении их грехов.

 

- Но ведь среди нас сейчас живут непосредственные потомки тех людей?

 

- Господь устроил таким образом, что мне пришлось встречаться с людьми, отцы и деды которых принимали участие в этих репрессиях. Сейчас это православные люди. Несомненно, им непросто воспринимать то, что было содеяно их дедами. Но мне также известен случай, когда человек, бывший сотрудником этих репрессивных органов, в конце своей жизни принес покаяние. Лично с ним я знаком не был, но когда мне об этом рассказали, у меня был сильнейшее чувство удивительного Божьего милосердия по отношению к нам всем. Ведь он, как разбойник на кресте, в последний момент возопил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Господь как бы до последнего ждал, что этот человек раскается в содеянном, и Господь дождался. Поэтому я всегда воздерживаюсь от каких-то резких высказываний по отношению к тем людям, которые работали тогда в органах. По большому счету это очень несчастные люди, в большинстве случаев их судьба очень трагична. Многие из них были репрессированы.

У нас в Бутово лежат останки Лациса, сподвижника Дзержинского при организации ЧК, который в 1918 году буквально залил кровью Киев, а затем тоже был расстрелян. Другие спились, третьи сошли с ума. Конечно, есть случаи, когда эти палачи почили в своих постелях, но по-человечески это очень несчастные люди, и они достойны нашего сострадания.

Подобно тому, как испачкавшись где-то, мы стремимся очистить нашу одежду или загрязнившееся место в доме, нам надо также очищать эти места в нашей истории. Но очищать, не выбрасывая за борт истории этих людей, но просить у Господа их прощения.  Наверное, это было бы слишком дерзновенно, у нас нет духовных сил, чтобы молиться за этих палачей, никому не рекомендую это, можно впасть в прелесть. Но в целом мы должны просить прощения этим людям.

 

- Отец Кирилл, Ваш отец воевал, прошел войну, расскажите, пожалуйста, немного об этом.

 

- Мой папа родился в 1921 году в Питере. Его отец был из крестьянской семьи, но получил высшее образование. Мама происходила из старинной дворянской семьи. Папа был воспитан в православии и действительно прошел всю войну. Так получилось, что из-за смерти своей матери, он позже окончил школу, и потому не попал в армию сразу же в 1941 году. Но с декабря 41-го по май 45-го года он воевал, был радистом в дивизионе гвардейских минометов, часто находился на наблюдательных пунктах, то есть на самой передовой. В частности, во время Сталинградского сражения он находился на наблюдательном пункте в самом центре Сталинграда, в узкой полосе, которую удерживали наши войска. Прошел Курскую битву, был участником взятия Кенигсберга, кончил войну под Датском. Господь хранил его, и у него была только одна легкая контузия, хотя он неоднократно попадал в очень сложные ситуации.

Как это ни странно, папа говорил, что никогда не был столь духовно свободен, как во время войны. Он объяснял это тем, что не знал, будет ли жив завтра. Это давало исключительную свободу, несмотря на порой адские условия реального физического существования. Сохранилось замечательное письмо от папы к маме (тогда они были еще друзьями), где он писал, что прекрасно понимает, что его сохраняют не ровики, которые он копает по приказу командира, а Господь, это настоящее охранение. Даже неверующие его товарищи не раз говорили, что он спасался просто чудом.

 

- Вопрос телезрительницы из Казахстана: Лет двадцать тому назад, когда у нас еще не были открыты храмы, к нам приезжал немецкий пастор, и я крестила у него своих детей. Моя дочь умерла, будучи крещена в той Церкви, могу ли я подавать за нее записки, хотя имя у нее совсем не православное?

 

- Поскольку дочь крещена не в православной вере, то по правилам поминовение неправославных на Литургии недопустимо. Однако существует чин поминовения неправославных христиан, составленный в XIX веке Филаретом Московским. Можно просить батюшек, чтобы по этому чину шло поминовение Вашей дочери. Но такой вопрос надо решать в личном порядке, подойти к священнику, рассказать Вашу историю, показать документы, может быть, батюшка знает, что это были за пасторы.

 

- Скоро мы будем праздновать День Победы, и у нас радостное ощущение событий. Но, наверняка, существуют не всем известные суровые факты о войне. Стоит ли их вскрывать в преддверии праздника?

 

- Наверное, в День Победы и не стоит о них говорить, поскольку празднуется победа, доставшаяся нашему народу очень высокой ценой, и это действительно «праздник со слезами на глазах». Вместе с тем мы должны понимать эту цену, и почему это произошло.

Победа казалась действительно достигнутой благодаря колоссальным усилиям и огромным потерям нашего рода. В значительной степени вопреки действиям руководства. Потому что руководство, к большому сожалению, относилось к рядовому солдату и офицерам точно так же, как относились к тем, кого посылали строить в сорокаградусный мороз железные дороги через тайгу, совершенно не считаясь с ценностью человеческой жизни. Слава Богу, что победа была достигнута, и это действительно народная победа, которой мы вправе гордиться.

 

- Расскажите, пожалуйста, о значении Бутовского полигона для нашей страны.

 

- Бутовский полигон – место и уникальное, и типичное. Практически у любого крупного города есть такие места (может быть, не столь масштабные, как Бутово), где в период террора 37-38 год проводились расстрелы или захоронения убиенных, которых было сотни и тысячи.

Уникальность Бутовского полигона в том, что в этом месте лежит много священнослужителей и простых верных чад Русской Православной Церкви, которые пострадали за православную веру и к настоящему времени прославлены в лике святых.

Более 330 новомучеников лежит в Бутовской земле. На канонической территории Русской Православной Церкви  нам пока неизвестно место, где бы еще почивало в мощах такое количество угодников Божиих. Поэтому Бутовский полигон – уникальное место, которое некоторые сравнивают не только с Соловками, но и с Иерусалимом по той духовной обстановке, которая имеется на этом месте. Поэтому я приглашаю всех, кто имеет возможность, посетить это место, особенно в преддверии праздника, посвященного собору новомучеников, в Бутове пострадавших. Каждый год в пасхальный период, обычно в четвертую субботу по Пасхе, совершается память новомучеников, пострадавших в Бутове. На Бутовском полигоне прямо под открытым небом совершается Патриаршее богослужение, в котором принимают участие до двадцати архиереев, около трехсот священнослужителей и три-четыре тысячи молящихся.

В этом году Патриаршее богослужение состоится в субботу 10 мая, начнется в 9 часов утра. Бутовский полигон расположен совсем рядом с Москвой, на южной окраине города. Добраться до нас можно, доехав до станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» и далее на автобусе № 18, который в этот день будет ходить с интервалами 5-10 минут. Приезжайте и приобщитесь к этой удивительной славе угодников Божиих, которая сияет на Бутовском полигоне.

 

- Вопрос телезрителя из Новосибирска: Каково значение имени для христианской души? Мой друг хочет назвать своего сына дохристианским именем, но хочет его крестить. В сербской традиции это возможно, а как в Русской Церкви?

 

- Конечно, имя накладывает значительный отпечаток на человека: образ того человека, в честь которого он называется. Поэтому традиции наречения древними именами есть, нельзя сказать, что это запрещено. Как Борис и Глеб – это дохристианские имена наших прославленных князей, а в крещении они были Давидом и Романом. Так же и князь Владимир, который в крещении был наречен Василием. Поминаем же мы их славянскими именами, которые они освятили своей жизнью. Я бы не рекомендовал называть детей древними именами, а все же предпочел имена христианские. Мне кажется, их так много, и за каждым стоят такие праведники, что среди них можно подобрать тот образ, тот пример, который будет по душе.

 

- Вопрос с форума «Как поминать своих предков, если  «Как поминать своих предков, если не знаешь их имена?»

 

- Просто «усопших сродников наших». Это употребляется в нашей церковной практике, когда мы сначала называем по именам, а потом говорим «имена же Ты, Господи, сам веси». Такие формулировки используются и священниками в поминании. Очень ярко это выражено в молитве святого Василия Великого, которая тайно читается священником во время Евхаристического канона, где прямо говорится «помяни всех, имена Ты Сам, Господи, веси». Тех, кого мы не помянули по множеству имен или забвению, помяни Сам, Господи.

К великому сожалению, за время бурной трагической истории XX века были прерваны многие семейные связи, и часто мы не знаем имен даже своих прадедов.

 

- Большое спасибо, отец Кирилл. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Да хранит вас Господь Бог! Христос Воскресе!

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать