Беседы с батюшкой. Приходская жизнь. Отдание праздника Крестовоздвижения

4 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма Казанской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Теплом Стане священник Александр Зорин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня тема нашей передачи – «Приходская жизнь. Праздник отдания Крестовоздвижения». Расскажите немного о своем храме - храме Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане.

– Храм Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане – патриаршее подворье, строится по программе строительства новых храмов в городе Москве. Начало строительства – это 2011 год, когда строители зашли на площадку. Потом они выделили небольшое место, где был установлен временный храм, который состоял из вагончиков и был освящен в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Потом была произведена закладка основного храма, уже после заливки плиты под основание храма, и в 2013 году была совершена первая Божественная литургия. 

Потом управляющий Юго-Западным викариатством, владыка Феофилакт, по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение храма, и началась активная богослужебная жизнь в приходе. Храм был построен, стены были, но требовался еще дополнительный ремонт, внешняя и внутренняя отделка, установка иконостаса, паникадила и все остальное, чем мы, собственно говоря, сейчас занимаемся на протяжении всего этого времени: благоустройство, внешняя территория, то есть много разных дел и забот.

Хотелось бы сказать пару слов про историю храма, потому что храм хоть и новый, но находится в интересном историческом месте. До 70-х годов XX века еще на улице Островитянова и с Ленинского проспекта был виден полуразрушенный храм. Когда стали расширять улицу Островитянова и Ленинский проспект, строить второй медицинский институт, храм был разрушен, потому что на этом месте существовала усадьба с храмом. Первый храм там был построен деревянный, и, как пишут в летописях, он уже обветшал к 1627 году, а в 1777 году было завершено строительство каменного храма. На протяжении всех этих столетий он благополучно существовал. Храм был посвящен, конечно же, Казанской иконе Божией Матери с приделом в честь благоверных князей Бориса и Глеба. В начале XX века (1908–1911 гг.) была произведена реконструкция этого храма тамошним владельцем усадьбы. Как пишут исследователи, не очень удачная. Был испорчен внешний вид храма, но основные его черты сохранились.

А уже после революции усадьбу национализировали, первое время там размещались какие-то полки Красной Армии, потому что это было ближнее Подмосковье, усадьба, они там вели какое-то хозяйство. Потом там разрешили поселиться толстовцам, там была коммуна, жизнь и труд, они тоже там осуществляли свою деятельность, но, видимо, не очень удачно, потому что, как пишут опять же исследователи, им пришлось ломать усадьбу на дрова, продавать ее, для того чтобы выжить. А потом началось время колхозов, эту организацию толстовцев сократили, передали усадьбу уже не колхозу, а ее выкупила психиатрическая больница имени Кащенко, там существовали лечебные корпуса, патронатная служба, потому что при усадьбе была деревня и за больными следили как  врачи, так и деревенские жители, кто мог находиться на поселении. Потом уже там существовали и какой-то склад, и зернохранилище, и все это приходило уже в запустение, пока, как я уже говорил, храм не был окончательно разрушен.

И сейчас, как говорят исследователи, на месте электроподстанции медицинского института как раз и был местный храм. Но остался небольшой парк, который зажат с одной стороны Ленинским проспектом, с другой стороны – улицей Островитянова, домами. Замечательный парк с дорожками, где местные жители могут гулять. Может быть, еще стоит сказать, что остался дот от Великой Отечественной войны, потому что это было одно из мест обороны города Москвы: остался дот 1941 года постройки в центре этого парка.

– То есть Ваш храм стоит не на том самом месте, где раньше находился?

– Не на том самом месте, где-то примерно метров пятьсот–семьсот от исторического места, где находился сам храм. Если посмотреть на улицу Островитянова, она находится как бы в такой ложбине, там текла речка Очаковка, которая сейчас впадает в Очаковские, Тропаревские пруды. Ее убрали под землю, сейчас там находится улица Островитянова. С одной стороны была усадьба с домами, а с другой стороны – деревня, где жили местные жители.

– А как храм Казанской иконы Божией Матери связан с именем княгини Елизаветы Федоровны?

– Как я говорил, временный храм, который у нас был, где мы начали богослужения, был посвящен преподобномученицам великой княгине Елизавете и инокине Варваре. У нас от этого храма остался приставной престол, мы на нем служим, и в иконостасе у нас запланирована икона в честь преподобномучениц,  на приходе мы почитаем их память. И стараемся не только чтить ее на приходе, но и участвовать в разных мероприятиях, которые посвящены прославлению, возвеличиванию памяти этой великой святой.

Одно из таких событий – это Елизаветинский крестный ход, который происходит в сентябре, совершается он в Подмосковье, в усадьбах, из одной усадьбы в другую: из Ильинского в Усово, где было поместье великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны. В этом крестном ходе мы уже три раза принимали участие. Это ежегодный крестный ход, а проводился он всего пять раз: в этом году был пятый крестный ход, а наш приход три раза принимал участие.

Очень интересный крестный ход, потому что он очень нравится детям: мы идем вдоль Москвы-реки и в какой-то момент переправляемся на другую сторону (организаторы на плотах переправляют людей), и дальше он уже продолжается по другой стороне Москвы-реки в усадьбу Усово, в храм, где сейчас установлен памятник Елизавете Федоровне. Туда мы приходим, и там уже служится торжественный молебен и для всех паломников предлагается трапеза. Детям, да и взрослым это очень нравится. Вот так идешь, а потом акафист, молитва – и на другую сторону на плотах переправляешься. Очень интересно, вдохновенно, молитвенно. Конечно, красивые места у нас в Подмосковье.

– Сегодня Церковь празднует отдание праздника Крестовоздвижения. Давайте немного поговорим о смысле этого праздника.

– Отдается сегодня праздник Крестовоздвижения, но вообще, конечно, Крест Христов важен в жизни каждого православного христианина: он связан и со смертью нашего Спасителя, и, конечно, с Его воскресением. Потому что без воскресения Христова нет нашего спасения. Господь пришел на землю, уничижил Себя до крестной смерти, чтобы воскреснуть и нам дать возможность обрести вечное блаженство со своим Спасителем. И, конечно, каждый православный христианин старается прославлять Христа. Первое – тем, что мы носим на себе нательный крест, тем, что мы крестимся во имя Иисуса Христа, накладываем на себя крестное знамение.

Вообще Крест Христов в жизни каждого православного христианина очень важен, без него мы не можем осуществлять свое спасение. Он нас ведет ко Христу. Можно здесь, наверное, вспомнить Феофана Затворника, который говорил о трех видах креста: о внутреннем, внешнем и о нашем пути ко Христу, Который нас ведет. Поэтому я считаю, и, наверное, это и очевидно для тех, кто в Церкви, что без креста, без Христа нам нет спасения.

– Именно в вашем храме крест прославлен тем, что установлена копия известного Годеновского Креста на территории вашего храма. Расскажите немного о Годеновском Кресте и о его копии, которая находится у вас.

– Действительно, это милость Божия для нашего храма, для наших прихожан, для меня как настоятеля этого храма. Но, если позволите, начну не с истории Годеновского Креста, а как он появился у нас в храме, каким образом получилось так, что теперь у нас за алтарем стоит копия Годеновского Креста.

Вообще принято устанавливать поклонный крест на территории храма, и у нас тоже появилась такая мысль, и было благословение нашего владыки по храмам, чтобы по возможности настоятели устанавливали поклонные кресты, у которых можно было бы совершать и моления, и литии.

У нас есть прихожанин, который приходит, молится, исповедуется, причащается, и я случайно узнал, что он скульптор. Я подумал: «Как не обратиться к человеку, который может сделать какой-то крест?» Зовут его Сергей Бычков. Как-то после богослужения, в частной беседе, я к нему обратился и сказал: «Сергей, а не могли бы Вы нам помочь? Разработать какой-то проект, а мы бы его утвердили у священноначалия, чтобы у нас был крест за алтарем». Он говорит: «Вы знаете, конечно, я могу это сделать. Но не хотите Вы подумать, чтобы установить копию Годеновского Креста?»

Я слышал про Годеновский Крест, но, к сожалению, до того времени у меня не получалось побывать в селе Годеново, где находится сам Животворящий Крест. Я говорю: «А как он выглядит? Сама копия». Он отвечает: «Приходите ко мне в мастерскую, я Вам покажу, у меня там есть копия в натуральную величину, и мы можем вместе с Вами посмотреть». И договорились о встрече, я пришел к нему, и, конечно, когда увидел, на меня это произвело какое-то неизгладимое впечатление. Сам Крест, как он выполнен, с точностью сделан с настоящего Креста. Сам Крест деревянный, а здесь он выполняется из фибробетона, но точно соблюдены все пропорции и  размеры, делается специальная отливка.

Я, конечно, сказал, что действительно очень бы хотелось, чтобы этот Крест у нас был, но для этого нам надо испросить благословения и у священноначалия, и у матушки Евстолии, настоятельницы Свято-Никольского монастыря, в подворье которого, в селе Годеново, в храме святителя Иоанна Златоустого и находится Годеновский Крест.  Мы попросили Божие благословение, благословение священноначалия, матушки Евстолии и решили съездить к ней в паломническую поездку, чтобы познакомиться и со Свято-Никольским монастырем, и с Годеновским Крестом, чтобы к нему приложиться, помолиться и уже в личной беседе попросить благословения игумении Евстолии на установку Креста, чтобы она разрешила сделать эту копию.

И все очень хорошо, удачно сложилось, мы съездили, и не один раз, побывали в этом монастыре, который находится в Переяславле-Залесском. Чудный, изумительный город! Когда приезжаешь туда – одни монастыри, одни святыни. Познакомились с матушкой, она сказала: «Конечно, с удовольствием». Потому что копии Креста уже находятся в разных городах и весях, но в Москве это первый Крест. И когда мы побывали уже в самом селе Годеново, поклонились, помолились перед этим изумительным образом, мы, конечно, поняли, что это милость Божия. А сам Крест был явлен (нынче это ярославские пределы, Ярославская область) недалеко от села Годеново в 1423 году.

– Давайте мы ответим на звонок, а потом продолжим рассказ. Вопрос телезрителя: «Крест был обретен царицей Еленой в 335 году, а почему ни у апостолов, которые были со Христом после Его распятия, ни у первых христиан даже мысли не возникло обрести этот Крест и освятить это место, где был погребен Христос (тем более Он воскрес), а это произошло только через 300 лет?»

– Я думаю, что ответ очевиден. Хотя существуют разные предания по поводу обретения Креста, но мы знаем, что Иерусалим был разрушен в 70 году по Рождестве Христовом (там было восстание), и, конечно, был отстроен уже римский город, где были сделаны языческие капища, языческие храмы. По преданию, там, где была Голгофа, где находился Крест Христов, был храм Венеры. И уже после Миланского эдикта, как раз после того, как император Константин уверовал во Христа и с помощью Креста одержал свои победы (и первые, и многочисленные), он попросил свою мать, царицу Елену, чтобы она совершила паломничество в Иерусалим, где бы обрела этот Крест. Поэтому Крест Христов и был обретен уже в начале IV века. Христиане всегда об этом помнили, но так складывалась история Церкви, что нельзя было это сделать сразу же после распятия Христова.

– Спасибо большое за ответ. Продолжим рассказ об обретении Годеновского Креста.

– Мы остановились на обретении Годеновского Креста. Как мы сказали, это XV век. Я здесь даже вижу какую-то связь с евангельскими событиями. Как пастухи услышали благую весть о рождении Христовом, так же здесь пастухи в болотах, в полях пасли свои стада и увидели свечение над болотами, удивились, что же это такое. И когда они уже подошли к этому месту, то услышали глас Божий о том, что здесь святое место и здесь должен быть Крест, который явился с неба. И возвестили они об этом, и стали строить храм Божий. Но они решили, что на болотах как-то неудобно строить, поэтому немного вдалеке, но когда проснулись на следующее утро, то не нашли: первый венец храма вроде положили, а его нет – он был перенесен на то место, где было указано, как раз посреди этих болот, чтобы там был построен храм.

Храм был построен, началось российское почитание этого Креста. И люди, и паломники стали туда мало-помалу приходить. Для нашей страны, для Руси это тоже было очень важное время – XV век. Это как раз княжение Василия II Темного, собирание русских московских земель. Непростая судьба у этого правителя, много он претерпел, и его сын Василий III продолжил собирание русских земель. В это время, в XV столетии, как раз там был отстроен храм, который потом горел, потому что он был деревянный, но Крест и образ святителя Николая, который был явлен вместе с Крестом, сохранились, был построен каменный храм, люди приходили, молились, это место было известно. И уже с началом изменений политической обстановки в нашей стране, в советские годы стали разрушаться храмы, рушиться святыни, и храм этот был разрушен до основания. Какое-то такое было противление, там была создана коммуна, какой-то колхоз…

– На том самом месте, где находился храм?

– Да, его разрушили, а люди из села Годеново как-то этот Крест сохранили, выкупили его и перенесли в храм святителя Иоанна Златоустого, который существовал в селе, и там этот Крест находился. Сохранились истории, как его пытались уничтожить различными способами, но по милости Божией этого не случилось. И в этом храме Крест был до начала 90-х годов, до прихода матушки Евстолии. Когда в 1996 году этот храм стал подворьем Свято-Никольского монастыря, началось возрождение и храма, и самой святыни, потому что, конечно, Крест требовал реставрации. Были приглашены реставраторы, которые возродили этот Крест. Сейчас он находится в специальном саркофаге, но к «ножкам» можно прикладываться, он открыт в этом месте, всегда можно встать на коленочки и приложиться к этому Кресту.

Сейчас благоустраивается территория. Когда мы приезжали последний раз в паломническую поездку – все благоукрашается, и сам храм матушка построила, и трапезную для паломников, и крестильный храм. И сейчас, на Крестовоздвижение, когда едешь по основной дороге, там поворот на село Годеново, где матушка тоже установила копию Годеновского Креста, чтобы обозначить это место. То есть там все развивается, и тысячи людей приходят туда, приезжают каждый день к этому Кресту. Случилось практически второе его обретение уже в наше новое время. Так что еще раз хочу сказать,  для нашего московского храма это милость Божия, что у нас есть копия этого Креста, который стоит за алтарем нашего храма.

– Знаете ли Вы о чудесах, которые происходили у Годеновского Креста?

– Свято-Никольским монастырем издана замечательная книга, это такая летопись и фотографии, и можно увидеть и на сайте, и восстановлены дореволюционные чудеса. Есть чудеса, которые описаны, зафиксированы уже в наше время. Таких чудес очень много. Одно из чудес рассказывает мать Евстолия, как некий раб Божий, который спешил в аэропорт, чудом остался жив после дорожной аварии. Он связан и с Переяславль-Залесским, и он пришел поклониться Кресту, поблагодарить Спасителя, что Он сохранил ему жизнь, и стал основным благотворителем монастыря, который как раз и  благоукрашает это место и Свято-Никольский монастырь. А так чудес множество.

– И само появление Креста чудесно…

– Хоть сам Крест из дерева, он написан, но с неба явлен. «Чудесное явление Креста, небоявленный Крест»,  как про него говорят.

– Скажите, какие паломнические поездки проходят от Вашего храма в Годеново и часто ли они проходят?

– Первая поездка случилась немного спонтанно, потому что как только мы узнали, что хотим установить этот Крест за нашим храмом, я объявил об этом на приходе, и оказалось, что много людей знают про этот Крест, но не могут туда съездить, потому что и далеко, и тяжело собраться: это надо доехать до Переяславль-Залесского, а там еще километров семьдесят в такую глубинку, в поля, леса надо ехать. И все сказали: «С большим удовольствием поедем». Как-то группа очень быстро набралась, заказали автобус, сели, поехали, съездили, очень понравилось. Второй раз тоже я говорю: «Ну как-то один раз так съездили, но не хватило, надо еще раз». Второй раз люди сказали: «С удовольствием!» И кто ездил первый раз, и кто не успел съездить в первый раз, поехали...

Потом третий раз поехали, но я надеюсь, что в этом году тоже поедем обязательно, потому что мать Евстолия всегда ждет, всегда нас привечает. Не знаю, чем мы обрели милость в ее очах, но когда мы приезжаем, она всегда лично проводит нам какие-то экскурсии по монастырю, всегда нас принимает в трапезной, рассказывает, беседует, отвечает на вопросы, дарит подарки, то есть принимает как дорогих гостей. И всегда это удивительно, и всегда это радостно, и наших паломников это тоже впечатляет, все они с удовольствием едут.

– Как можно присоединиться к паломнической поездке в этом году?

– Присоединиться очень просто: обычно мы на сайте вывешиваем объявление, когда собираемся куда-то ехать.

– На сайте храма?

– Храма Казанской иконы Божией Матери. Можно в Интернете найти его – храм Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане. И там мы обычно вывешиваем объявление, что такого-то числа состоится паломническая поездка, приглашаем всех желающих. Можно прийти записаться за ящиком храма или позвонить по телефону. Или каким-то иным образом это сделать. Пожалуйста, милости просим.

– Вопрос телезрительницы из Ростовской области: «Мне 75 лет, после операции на сердце прошло 7 лет, теперь мне хотят ставить кардиостимулятор. Я воцерковленная, но когда я собираюсь в церковь, у меня начинаются сильные боли в сердце, давление (я гипертоник третьей степени). Перед покаянием и Причастием можно таблеточку выпить или нет?»

– Вы знаете, если Вы посещаете храм Божий, то, конечно, тут надо попросить благословения у своего духовника, у священника, которому Вы исповедуетесь, потому что принято причащаться натощак, соблюдать евхаристический пост, когда после 12 часов ночи мы не едим и не пьем. Но из каждого правила есть исключения. Если это Вам необходимо по жизненным показаниям, если без этой таблетки Вам тяжело и Вы не можете службу постоять, Вам тяжело находиться в храме, то, конечно, я надеюсь, батюшка благословит Вас на принятие таблеток, потому что они Вам просто необходимы, для того чтобы жить и чувствовать себя нормально. Потому что принятие таблетки не отлучит нас от Христа, но для этого надо посоветоваться и взять благословение у священника, у которого Вы исповедуетесь и будете причащаться.

– Скажите, а каков состав паломников в поездках в Годеново? Много ли детей?

– Состав паломников? Конечно, это наши русские православные женщины, которые стараются взять туда своих мужей, для того чтобы тоже их просветить светом Христовым, и, конечно, детей. Хотя поездка от Москвы до Годеново занимает где-то четыре часа, немного тяжеловато, но мы стараемся эту поездку скрасить: по пути мы рассказываем и про Крест, и про святых Переяславль-Залесского, где-то помолимся, где-то что-то почитаем, где-то в окно посмотрим – стараемся для того, чтобы время в пути  прошло легко и для детей, и для взрослых.

В основном, конечно, прихожанки нашего храма и дети с удовольствием едут, потому что сейчас автобусы теплые, комфортабельные. А ездили мы осенью, не в теплое время года, там практически сразу подъезжаешь к храму, там пройти недалеко. Здесь тоже в этом плане очень легко: до храма дошел, зашел в храм, помолился, и Крест там, и постоял, и приложился – просто замечательно. В основном, конечно, едут наши женщины и их сродники.

– Дети разных возрастов?

– Разных возрастов, конечно. Если совсем маленьких брать – это тяжело, но начиная с шести-семи лет и до 14–15. Как мы знаем, в 14–15 лет уже дети такие строгие, их не всегда уговоришь поехать в паломнические поездки, но стараемся.

– Вопрос телезрительницы из Краснодара: «Вопрос у меня о моем сыне, ему 17 лет. Юношеский возраст, общение с невоцерковленными сверстниками привели его к решению, что больше в храм ходить он не будет. Все мои друзья живут без этого («мне хорошо, когда уже буду старенький, тогда исповедуюсь, причащусь, а пока мне это не надо»). Это было после Пасхи в этом году. Сотворил он мне милость такую, согласился, и мы вместе в мае ездили к мощам Матроны Московской, стоял на коленях перед мощами и плакал, но охрана попросила его выйти, мне было очень тяжело это наблюдать. Вопрос вот какой: как мне себя вести? Я предлагаю ему иногда: «Может быть, сходишь?» Он отвечает: «Да, надо бы». Но в самый последний момент всегда отказывается, какие-то планы у него возникают. И не идет…Душа болит, хочется, чтобы человек вернулся к этой своей жизни. Что делать?»

– А как зовут Вашего сына?

– Телезрительница: «Сына зовут Иван».

– Иван. Помоги ему Господь! Постараемся сейчас как-то ответить на этот вопрос, поделиться своим опытом, не очень большим, не очень богатым. Конечно, наступает такой возраст у ребенка (11,12, чаще 13–14 лет), когда дети уходят из церкви. Некоторые остаются верующими, некоторые становятся воинствующими неверующими людьми – по-разному случается. Но если Вы его водили в храм, а, как я понимаю, Вы водили и он исповедовался, причащался, то, конечно, напитываем мы детскую душу благодатью. Тут с Вашей стороны самое главное не отчаиваться, не унывать, Господь поможет. И очень важно за него молиться.

Человек в своей жизни проходит разные этапы взросления. Он знает, куда ему вернуться, куда ему прийти, что есть храм Божий. Вот Вы сказали, удивительно – вроде бы он не хочет идти в храм Божий, но на коленях стоял и молился у мощей блаженной Матроны. Это о чем говорит? Что вера в нем жива, что он верит и в Христа, и в святых,  что обращается и просит помощи Божией. Поэтому с Вашей стороны прошу Вас: не отчаивайтесь и молитесь за него, потому что молитва очень много может. Иногда нам хочется получить сразу всё: прочитали какой-то акафист или какую-то молитву и думаем, почему же Господь нам сразу не дает просимое? А потому, что нужно время.

Господь нас сотворил свободными: и Вас, и Вашего сына. И он этой свободой должен распорядиться. Я надеюсь, и по Вашим молитвам, и по молитвам Церкви он вернется и в Церковь, и ко Христу. Потому что я говорю это из опыта, когда видел этих детей, которые уходили, а потом уже в 20–30 лет, когда у них появлялись семьи и свои дети, они с ними возвращались в храм, приносили их причащать, сами причащались. А чтобы этот период прошел для него как можно безболезненней, будьте рядом с ним, не укоряйте его, не уничижайте, а поддерживайте.

Конечно, как мать Вы всегда можете, когда видите какие-то неблаговидные поступки, сказать свое мнение, обратиться к нему: «Сын, я считаю, что это неправильно, не по-христиански, не по-божески, так тебе поступать не надо». Но будьте рядом с ним, поддерживайте его и молитесь за него. Я надеюсь, что Господь устроит – он вернется в храм Божий.

– Совсем недавно при вашем храме была открыта воскресная школа для детей, первого октября прошел первый урок.

– Да, начались занятия, мы уже четвертый год занимаемся – воскресная школа у нас существует. И дети пришли, с удовольствием открыли учебный год. Первое занятие как раз было посвящено Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Первый урок мы провели в нашем классе и вышли к Годеновскому Кресту. Дети там позанимались, рассказали про Крест Христов, про распятие Христово, про воскресение. Я надеюсь, что помаленьку мы будем продолжать, потому что идут строительные работы, немного, конечно, тяжело все это сочетать – и занятия, и цемент, и уборку пыли, но с Божией помощью пока справляемся. И дети приходят, и с ними мы проводим не только занятия, паломнические поездки, дети организуют различные выступления, поздравления и прихожан, и ветеранов к 9 Мая. У нас проходят концерты перед храмом на нашей небольшой площади, так что, я надеюсь, в этом году мы продолжим, с Божией помощью, свою деятельность.

А иногда детям интересно узнать, «пощупать» что-то такое церковное. В прошлом году мы организовывали для них поездку на завод по изготовлению колоколов и договорились на заводе, чтобы прямо при них отливали колокол, они наблюдали весь этот процесс. Они были очень впечатлены, я тоже был очень впечатлен. Удивительное дело, как на твоих глазах такое чудо Божие – колокол отливается. Так что стараемся что-то такое для них делать, чтобы эти впечатления у них оставались. Чтобы когда придет трудный возраст (о чем мы сейчас только что отвечали на вопрос), у них была возможность это вспомнить и вернуться в храм Божий.

– Как Вы считаете, как следует детям рассказывать о крестных Страданиях Христа, о смысле креста в православии?

– Здесь все зависит от ребенка, от родителей. Есть же разный возраст, когда надо это начинать. Когда ребенок ведет уже какую-то осмысленную жизнь, он уже понимает, что приходит в храм Божий, причащается (даже пусть он пока еще не исповедуется, но уже причащается), видит крест в храме. Если мы зайдем в любой наш православный храм, там большое место занимает Распятие, которое всегда стоит в храме, всегда мы к нему прикладываемся, и наши дети приходят и прикладываются. И, конечно, возникает вопрос: Кто там на кресте? Что это? Почему? Как? Конечно, надо говорить на уровне того возраста, в котором находится ребенок, и про страдания, и про распятие.

 Мы не можем избежать этой темы, потому что все это опять же идет к рассказу о воскресении, о нашем спасении. Ребенок это должен знать и понимать. Он же понимает, его сердце открыто, когда ему больно – он плачет, когда радуется – он радуется, он может и грустить – его сердце открыто к восприятию таких вещей, как страдание. Конечно, надо подбирать слова, где-то простые, а где-то сложные, а где-то сам ребенок будет задавать вопросы и спрашивать: «Мама, а почему (у Христа) в ручках или ножках гвоздики? Что это? А почему на Голгофе череп изображен, кости – что это такое?» Все это интересно, находит отклик в детском сердце, и надо объяснять, надо говорить. Ребенок это воспримет.

– Как современные взрослые православные христиане относятся к кресту? Не могли бы Вы рассказать какие-то случаи из жизни?

– Может быть, не совсем такой обычный случай недавно был в нашем храме. Сейчас перед принятием Таинства крещения мы проводим огласительные беседы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В московские храмы и, в частности, к нам в храм приходят люди, которые хотят или сами креститься, или стать крестными родителями, или приходят сами родители, которые хотят крестить детей.

И вот как-то пришла один раз молодая женщина, которая сказала: «Я хочу быть крестной родительницей у ребенка, которого мы будем крестить в ближайшее время». Мы с ней завели разговор о том, какие обязанности у крестных родителей, как они должны молиться за своих крестников, про Таинство крещения – в общем, такую небольшую беседу провели. А потом спросили: «А Вы на себе носите нательный крест? Как бы Вы сами хотите стать крестной, наверняка у Вас тоже есть нательный крест». Она сказала: «Нет, я на себе крест не ношу». Мы как-то очень удивились: «А почему не носите?» Она говорит: «Я не считаю это нужным, необходимым. Вот он у меня в кошельке лежит, и этого достаточно».

Тогда мы захотели как-то на нее так воздействовать, какое-то впечатление оставить. Как мы уже говорили, в каждом храме есть Распятие, мы подвели ее к Распятию, стали рассказывать о крестных муках Спасителя, почему это важно для нас, православных христиан, о смерти, о страданиях Христа и Его воскресении. И как-то сказали: «Человеку это невозможно: взять на себя такой подвиг, добровольно взойти на Крест». На что она сказала: «Ну а почему бы и нет? Я бы смогла. В этом нет ничего такого». Мы немножко потеряли дар речи, когда человек может вот так просто сказать, произнести такие страшные слова. Само по себе это невозможно, это мучительно, это мучительная смерть, позорная. Люди, которых распинали на кресте, как мы знаем, претерпевали тяжелейшие муки, и наш Спаситель последовал на это добровольно, приняв крестные страдания. И когда человек вот так легко об этом говорит…

Мы с ней поговорили, что все-таки ей надо обдумать это важное решение, подготовиться, еще раз прийти на беседу, осмыслить, принимает ли она Христа или нет, будет носить нательный крест или нет, и больше узнать про Таинство крещения. Но для себя я сделал такой вывод, как обесценилось в наше время слово. Слово стало Богом, слово Божие, и как часто мы произносим слова, которые ничего не значат и ничего не стоят. То ли в этом виноваты социальные сети, где мы привыкаем писать одно, другое – все равно ты под каким-то ником, тебя не знают – ты никого не знаешь, пиши, говори все, что хочешь, и за свои слова, самое главное, ты не несешь практически никакой ответственности.

Мне кажется, что это неправильно. Это недостойно православного христианина. Если православный христианин говорит, он должен отвечать за свои слова, нести за них ответственность, хотя бы перед собой и перед Богом. Конечно, мы можем сказать что-то и не по злому умыслу, какую-то неправду, где-то слукавить или еще что-то, но всегда мы должны помнить и понимать, что мы должны отвечать за свое слово. Такой вывод я для себя сделал после этой беседы, после этого случая, еще раз обратил внимание на те слова, которые мы говорим в жизни.

– Расскажите еще об акафисте, который читается в вашем храме, – акафисте Животворящему Кресту.

– Мы на приходе приняли решение о том, что если у нас установлена такая святыня, мы молитвенно должны ее прославлять и почитать. Поэтому каждый первый четверг месяца мы совершаем акафист Животворящему Кресту Господню и каждый последний воскресный день месяца тоже совершаем акафист Честному и Животворящему Кресту,  молимся о здравии, об упокоении, поминаем всех, кто пришел помолиться и кто записочки подает, для того чтобы прославить Крест Христов. И когда позволяют у нас погодные условия (сейчас мы это только начали), совершаем поклонение – небольшой крестный ход к Кресту, чтобы помолиться у него. А так каждый день храм открыт с восьми утра до восьми вечера. Я вот смотрю, когда утром мы начинаем богослужение, многие идут на работу, прикладываются к Кресту, вечером, когда возвращаются с работы, в течение дня люди подходят, так что милости просим, пожалуйста, каждый имеет возможность.

– Когда будет ближайший акафист?

– Ближайший акафист будет в этот четверг, это первый четверг месяца. Но, к сожалению, у нас сейчас в храме идут ремонтные работы, мы там служим только по субботам и воскресеньям, а в течение недели мы служим в приписном храме святителя Льва. Он находится недалеко от Казанского храма, также по улице Островитянова, тоже в Интернете можно посмотреть: ул. Островитянова, дом 8, корпус 1. Там будет совершен акафист.

– Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.

– Господь всех нас благословит. Хочу пожелать всем терпения, смирения, помощи Божией и хочу обратиться к вам с такой просьбой как настоятель строящегося храма, который сам знает, что не просто все это восстанавливать: мы ведем беседы на православном телеканале, который нуждается в вашей помощи, в вашей поддержке, потому что он существует за счет ваших пожертвований. Сотворите милость Божию, окажите помощь телеканалу «Союз».

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать