Патриотизм

5 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Москвы. Эфир 4 ноября

 

-Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня у нас в гостях настоятель Никольского храма села Лямцино ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии протоиерей Александр Трушин! Здравствуйте, отец Александр! По традиции программы благословите наших телезрителей!

- Здравствуйте, дорогой Денис! Здравствуйте, дорогие телезрители! Господь всех нас благословит. Позвольте мне всех поздравить с праздником, столь любимым всем народом!

 

- Сегодня праздник Казанской иконы Божьей Матери, и День народного единства! Сегодняшняя тема «Патриотизм». Скажите, отец Александр, в чем заключается патриотизм, и в чем заключается непатриотизм?

- Тема очень непростая и очень злободневная.

 

- Какие есть конкретные примеры в вашем опыте? Есть ли элементы патриотического воспитания в вашем приходе?

- Слово «патриотизм» имеет корень от слова «патрос» – отец. В другом случае мы говорим «потир», это чаша, из которой мы причащаемся. Понятие «патриотизм» обозначает верность православной церкви и верность своему Отечеству. Вы удачно сформулировали вопрос. Мы не можем говорить «патриотическое образование», а можем сказать «патриотическое воспитание». Воспитание начинается от утробы матери и продолжается до конца наших дней. Писание говорит, что самый высокий подвиг – это отдать «душу свою за други своя». Говоря о патриотизме, давайте возьмем шире.

Хочется обратить внимание на родителей. Не секрет, что ребенок воспитывается не на наставлениях, но на живых примерах. На том, как ведут себя мать и отец, о чем они говорят. Каждый священник знает следующую проблему: родители приходят и говорят – «надо же, батюшка, наш пятилетний ребенок так врет, так врет!» А сами-то вы, родители, не врете? Очевидно, в вашей повседневной речи постоянная ложь. Иногда отец так лукаво поступает. Звонит телефон, и он говорит ребенку: «Скажи, что меня нет дома». Или мать, встретившись с подружкой, говорит ребенку: «Скажи, что дома никого не было, мама мыла посуду». И за этими маленькими шажками еще маленького ребенка вырастают крупные плоды.

Первые зерна патриотизма закладывают родители. Если дома ругают свой народ, страну, правительство, хвалят зарубежные народы, инстанции и страны, какое отношение к родителям закладывается у ребенка? Они проводят рассечение между собой и ребенком. Хорошо, когда родители имеют время проводить время с ребенком! Особенно с ребенком до 6 лет.

А потом у детей начинается школьный этап. Хочется тут рассказать пример. В городе Ярославле в местном музее собраны музыкальные инструменты, в том числе шарманки, клавесин, фисгармония. В этом музее я видел, как экскурсовод вела группу. Группа состояла из молодых мам и нескольких детей в возрасте лет пяти-шести. Я вошел в зал, и поразился: дети полезли на музыкальные экспонаты, стали их крутить-вертеть. Молоденькая девушка-экскурсовод смотрела растерянно, не зная, что предпринять. А мамы были заняты собой, они болтали. Их совсем не интересовали экскурсия и то, как ведут себя дети. Я не выдержал, и цыкнул на детей: «Что вы творите! Тут старинные экспонаты, а вы лазаете по ним!». Дети испуганно притихли, подошли к мамам. Экскурсовод вздохнула облегченно. Но матери не встревожились: «Ну-ка стой рядом! Не лазай!», а зашептались между собой: «Какой злой батюшка. Стой рядом, вот священник уйдет – я тебя отпущу». Вот тут патриотизм – уважение к старине, которая принадлежала твоим отцам и дедам. Это не обязательно флаги и гимны. Это уважение к истории, уважение к тому, что принадлежит семье, роду и Родине!

 

- В прошлой передаче вы говорили, что проводятся встречи со студентами. Скажите, проводится ли патриотическое воспитание в ВУЗах? Есть у студентов интерес к вопросам патриотизма?

- Я веду Основы Православной Культуры в филиале Российского Нового Университета в городе Домодедово Московской области. Мы сделали с преподавателями вывод, что не может патриотическое воспитание заканчиваться только уроками истории. 3 года назад была задумана идея выставки в филиале Университета «Участие церкви в Великой Отечественной войне». Тема оказалось непростой, а пласт для светских педагогов – нераспаханным. Мы стали собирать фото-, видеоматериалы, связанные с тем периодом. К этой работе подключили студентов. Ребята стали копаться в недрах интернета в поисках доказательств участия церкви в Великой Отечественной войне и вклада церкви в Победу. Они столько много нашли интересного для себя самих!

Сейчас плохо знают историю Великой Отечественной войны. Ребята узнали много нового. Они сделали несколько стендов с фотоматериалами и с комментариями к ним о том, какое положение было у церкви перед началом Великой Отечественной войны. Был найден текст обращения патриарха, призывающего народ на защиту Отечества. Затем нашли материалы о пожертвованиях людей на приходах. На эти пожертвования построили авиационное и танковое подразделения. Было приобретено много имущества для воинов. Надо учесть, что в период войны люди жили впроголодь, и выплаты были низкими. Несмотря на это, люди жертвовали деньги в церкви на вооружение и военное обеспечение-обмундирование.

На начальной стадии подготовки выставки было важно, что студенты сами ищут исторические материалы об участии священников и в Великой Отечественной войне, и в партизанском движении, и в духовном подъеме народа. Священники выполняли требы в голодные годы ленинградской блокады. Они ездили на отпевание усопших, крестили детей и провожали воинов в армию. Получилась прекрасная выставка! Мы назвали выставку «Союз во имя жизни», к нам приезжал митрополит Ювеналий. Дорого то, что молодежь принимала активное участие в подготовке под руководством преподавателей.

Следующим этапом патриотического воспитания стала подготовка к другой выставке: «Участие и победа русского народа в Отечественной войне 1812 года». Молодежь настолько развернулась, что у нас получилась великолепная экспозиция на холле 2 этажа корпуса. Стенды заняли все стены. Это подготовка при активной работе студенчества! Откликнулся священник из Новочеркасска, который происходит из казачьего сословия. Он собрал коллекцию многовековых принадлежностей казаков, и предоставил нам некоторые вещи в качестве экспонатов. Это было откровением для нас!

Мы решили сделать копию гусарского костюма. Господь всё посылает. И он послал нам военного закройщика, который по старинным энциклопедиям сшил натуральный гусарский костюм. Также мы демонстрировали тему «Участие священников в Отечественной войне 1812 года». Нашли исторические материалы. На двух манекенах были надеты – на одном гусарский мундир, а на другом ряса священника. Священство тоже награждалось орденами и медалями. Протоиерей Василий Васильковский был награжден за участие в боях и на передовой. Когда убивали командиров и офицеров, то солдат в атаку поднимал священник. Он вместо оружия держал в руке крест. И в Бородино, и под Смоленском, и при реке Березине такое произошло!

Привожу описание боя: «Солдаты поднялись за священником, в это время его ногу контузило пушечным ядром, его лицо залило кровью. Но он продолжил идти впереди солдат. Воины плотными рядами шли за ним навстречу врага». У молодежи возникло чувство гордости за таких героических предков! Собирая витрину, мы нашли копии орденов тех времен и казачьи папахи, какая была одежда и форма. Были представлены 2 нагайки. Одна из них – непривычная и толстая, «волкобойка». Удар этой плетеной из кожи булавой был смертелен, с ней казаки охотились на волков. И когда не были шашки в руке, они пользовались этой «булавой».

 

- Я работаю педагогом. Родилась я в 1958 г., моя молодость пришлась на советскую эпоху. Сейчас принято ругать и критиковать советское время. Но дело в том, что у нас воспитывалось чувство патриотизма и воспитывалось делами. Мы организованно убирали урожай, помогали престарелым людям, читали на уроках литературы богатую классику и патриотические советские произведения! А сейчас, наблюдая за молодежью, я не вижу трепетного отношения к Родине.

Если раньше отправляли служить в армию, то его провожали с радостью, а теперь столько уклонистов, люди не хотят в армии служить. Во-вторых, не все поколение зрелых и «предпенсионных» людей потеряно. Это у меня родители были неверующими. А мама была секретарем комсомольской организации. Она ничего мне не дала. Стала я посещать церковь после 50 лет. Я столько в жизни потеряла. Как обвинять молодежь, если я сама выросла не в семье благочестивых родителей? И в вопросах веры просто идешь как слепой котенок. Какой у батюшки комментарий будет?

- Вы говорите о воспитании в благочестивой семье у родителей, говорите о посещении вами храма после пятидесяти лет, но, милая Наталья, благочестивый разбойник раскаялся, будучи на кресте, и вошел в Царствие Небесное. Так что у вас все впереди, только началась настоящая жизнь.

Простите, а вас мама учила воровать или пьянствовать? Вот вы говорите, что семья не была благочестивой. Может мама учила вас блудить? Поэтому тут понятие «благочестивые» подходит и для ваших родителей. То, что они не привили веру в Бога, так вся страна была такая. И мы отголоски богоборчества до сих пор расхлебываем. То, что люди сохранили до сих пор. Нимало не жалейте! Ваша мама дала вам лучшее, что она представляла о правильности воспитания.

Говорите об отсутствии трепета перед Отечеством? Пока мы не научимся трепетать перед Богом, пока мы не научимся трепетать перед святынями, мы не будем трепетать ни перед чем! Патриотизм и любовь к Отечеству начинается с веры в Бога. Это был самый веский аргумент во все времена.

Я как-то давно читал рассказ писателя, как он был в гостях у друга в дальнем домике. Писатель вышел из домика и пошел бродить по полям. Вышел он к краю леса, и вдруг видит, как крестьянин из леса тащит сухое дерево. Крестьянин, увидев писателя, сказал: «Барин, прости, я не ворую. Бревно лежало сломанное». Писатель отвечает: «Да мне то что? Это же ничейный лес». А крестьянин сказал: «Нет, как ничейный? Лес Богов». В этой фразе подтверждается любовь ко всему: и к Отечеству, и к родителям, и к тому, что для человека должно быть свято.

Говоря о благоговении молодежи к Родине, надо понимать, что должна быть идеология в государстве. А у нас идеологии пока нет. Православию никак не дают занять устойчивое место в государстве. Оно борется за свое место. А другой идеологии нет. Родителям трудно воспитать своих детей на каких-то других примерах.

 

- Как вы относитесь к тому, что молодежь сейчас не воспитывают на таких примерах Великой Отечественной войны, как подвиг панфиловцев или подвиг Матросова? Становится обидно за свою державу!

- Мы тут вскользь упомянули СМИ. Масс-медиа играют во многом печальную роль. Начинаешь думать, что иногда и не помешала бы цензура. Во-первых, часто журналисты пишут или «несут» в прямом эфире такую ахинею, и не несут за это никакой ответственности! А попробуй, священник, ошибись, и тебе сразу скажут: «а, батюшка, что ты говоришь, ведь не то написано в Евангелии». А светским журналистам все сходит с рук.

Во-вторых, бесконечно видишь пародии и карикатуры на президента или премьер-министра. Зачем это нужно?! Каждая мелкая собачонка считает своим долгом тявкнуть в адрес руководства страны. Иногда хочется сказать: представьте, что окружающие люди постоянно будут на вас рисовать карикатуры. Какое чувство возникнет у вас в сердце? Если не ненависть к этим людям, то озлобленность на них точно. А теперь представьте, что должен испытывать президент, когда на него такое устраивают. Поэтому, дай Бог ему здоровья! Что он прощает эти издательства или эти злобные и недостойные выходки телепрограммам. А ведь это тоже составляющая часть нашего патриотического воспитания…

Вы затронули тему Великой Отечественной войны. Иногда создается впечатление, что журналисты СМИ, как в пословице «свинья найдет грязь всегда», задаются целью что-нибудь опорочить. Ничего не говорят о подвигах наших современников. Я знаю немало офицеров, смелых и порядочных людей, которые исполняли свой воинский долг в Чечне, Дагестане, в подавлении терактов, бандитских вылазок. И эти достойные люди стесняются говорить о себе вслух, потому что СМИ наполнено гавканьем против того, что люди исполняют свой воинский долг.

Я столкнулся с такой проблемой. Один офицер мне сказал, что он пошел в Отдел Социальной защиты населения просить льготы, которые ему полагаются. А ему сказали: «Нет, вы их не получите». Он возразил: «Но я - участник войны в Чечне». А инспектора ему отвечают: «Но мы вас туда не посылали». Это же жутко слышать!

Мы организовали встречу с ветеранами разных войн. И на нее пришли ветераны Великой Отечественной войны, покрытые орденами и медалями. А остальные наши современники надели на мундиры только колодки. И оказалось, что каждый из них имеет множество наград, но их попросили их не носить, «не провоцировать тех, кто плохо относится к участию в горячих военных конфликтах в позднее советское время и в Чеченской республике». На людях ветераны Чечни и Афганской войны стесняются появляться с медалями. Это ненормально!!! Это обидно. Эти люди рисковали жизнью, участвуя в операциях. Настолько не вспоминают героев, заминают подвиги наших воинов-интернационалистов...

В патриотическом воспитании многое зависит от руководства страны. Люди совершили подвиг, и надо воздавать им честь по подвигу! У нас должны быть примеры, на которых надо воспитывать молодежь. Сейчас мы можем воспитывать на примерах воинов, которые защищают Отечество на дальних рубежах, на примерах воинов, которые подавляют бандитские вылазки. Мы этих имен почти не знаем. Редкая информация появляется, редкие книги выходят о героях России в Дагестане или в Чечне. В книжных магазинах книги с именами и портретами этих людей должны стоят на полках во множестве.

 

- Меня зовут Юра. У нас в школе на уроках истории в 5 классе рассказывают, что люди произошли от обезьян. Мы пишем задания на эту тему. А я знаю, что люди произошли от Бога. Как быть, если я не хочу писать задания о том, что люди произошли от обезьян?

- Юра, у тебя непростая задача. Помоги тебе Бог быть верным Христу! Уже с ранних пор тебе предлагают предать Христа или согласиться с тем, что дальние родственники твоих учителей – обезьяны. Постарайся поговорить с учителем. Только не ссорься. Предложи учителю высказать версии, которые описаны в Библии. Ты возьмешься написать сочинение в защиту библейского воззрения на происхождение человека.

 

- Отец Александр, давайте вернемся к ситуации в школе.

- Давайте. Так вот, основное патриотическое воспитание проводится в школе. Как ни пытаются учителей убедить, что они менеджеры знаний, это неправда. Каждый педагог – это воспитатель. Мы сталкиваемся с тем, что педагоги восстают против преподавания Основ Православной Культуры и против библейской точки зрения на происхождение человека, против библейского воззрения на историю. Это показатель невысокой нравственности учителей. Человек, который знакомится с Евангелием, Библией, начинает смотреть на мир так, как учит православие и христианство. Часто у учителей нет желания отвечать этой точке воззрения.

Учителя истории и литературы начинают излагать свои собственные взгляды на развитие человечества. Часто такие взгляды у них – языческие. Педагоги, увлекающиеся мистикой, начинают школьникам доносить мистику. Я знаю педагогов, которые увлекаются экстрасенсорикой и гороскопами. И ученики переносят слова учителя как полученные знания домой. Ещё мы встречаемся с попытками панибратства с учениками, особенно у молодых преподавателей. Когда зазвучало Евангелие и Библия, ученики, понимая свое плохое поведение, стали задавать молодым преподавательницам вопросы: «А почему вы поддерживаете наше поведение?» Это вызвало гнев молодых педагогов к священнику. Поэтому мы видим, и можем объяснить реакцию учителей против преподавания Основ Православной Культуры тем, что это вынудит повышать культурно-нравственный уровень педагогического состава. Требования не только к ученикам, но и к учителям.

 

- Объясните, что такое День народного единства? Мы должны примириться с поляками, французами и нашими казаками или между собой?

- Вы обратили внимание, что когда мы говорим о народе, войне или политике, нас охватывает гнев. Иногда гнев ярко выражен, иногда он бурлит внутри. Как священник призываю нас и вас, давайте сначала объединимся со своим сердцем, потом – объединимся с Христом, и только в состоянии покоя и благодарения Бога можно обсуждать какие-либо вопросы. Если меня будет раздирать гнев, беседы не получится.

Вы хотите объединиться с поляками и французами? Убрать границы между странами, что ли? Так коммерсанты уже пытаются это сделать. В духе мы объединяемся с вами Христом. А дальше уже задача – оберегать Отечество. Если смотреть историю героических войн России, то мы знаем только отдельные имена. Даже по воспоминаниям немецких офицеров Второй мировой войны, у них проскальзывает выражение «массовый подвиг русского народа». Массовый! То есть подвиг тех имен, которых мы даже и не знаем.

Как на иконе «Собор святых Киево-Печерских», посмотрите, на первом плане святители, равноапостольный князь Владимир, потом сонм монахов, и только на заднем плане в уголках нарисованы черепа, то есть главы без имен. Но они все равно святы. Это говорит, что есть святые имена, которых мы не знаем. Но Бог их знает. Так и русские солдаты, погибшие и защищавшие нашу Родину и в 17 веке, и в 19 веке, и в 20 веке. Всегда был массовый подвиг русского народа! И подвиг этот всегда держался на вере в Бога.

 

- Наше общество во время Великой Отечественной войны было неверующим. На чем держался этот патриотизм?

- Были живы еще бабушки, которые молились. Они передали этот дар любви к Богу тем, кто видел, и был рядом. Те подхватили эту эстафету. Я вспоминаю, когда мы готовили выставку о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, нашлись записи генерала Ермолова. Он пишет, что в начале войны солдаты, набранные из крепостного крестьянства, не очень хотели идти за генералами. Генералы в их глазах были господами, аристократами, так же говорившими на французском языке. Крестьянам было все равно, какие у них господа будут. Лишь бы им давали возможность пахать и собирать свой урожай.

И тут, пишет генерал Ермолов, надо отдать должное священству! Священники стали связующим звеном между низшими чинами и высшей командной аристократией. Те же генералы уважали священников. Ведь священники знали 3-4 иностранных языка, хорошо знали географию; священник был соучастником штабного планирования мероприятий. И так же священник был носителем веры и представителем Бога. Только потом уже создалось единство между командирами и рядовым составом.

Многие вспоминают, что народное ополчение раскачалось из-за кощунства французских солдат. Те стали осквернять православные святыни, загрязнять храмы, устраивать в них конюшни. Когда началось осквернение святынь, тут крестьянство поднялось. Поэтому патриотизм начинается с веры в Бога. Знаете поговорку «Без царя в голове»? А есть, оказывается, вторая часть: «и без Бога в душе». Без царя в голове и без Бога в душе - так полностью звучит поговорка.

 

- Отец Александр, мне вспоминается фильм о советских офицерах «Офицеры», у них были очень высокие нравственные ориентиры и понятия. Но ведь в фильме нет церкви. Как вы объясните такое расхождение?

- Там подразумеваются высокая духовность, высокие духовно-нравственные идеалы. Я помню, что в фильме первый герой, когда говорит о своей «профессии защищать Отечество», он вспоминает, в каком энном поколении он офицер. Подразумеваются еще офицеры, пришедшие из царской армии. Многие по заблуждениям участвовали в красной армии, но не это суть. Все-таки высокая духовность и высокий духовно-нравственный уровень человека подразумевают приверженность Богу. Пусть это явно не сказано, но все равно это ощутимо просматривается.

 

- Отец Александр, время нашей передачи подошло к концу. В заключении я прошу вас благословить наших телезрителей.

- Телезрители, извините, если не ответил на все ваши вопросы, я такой «многоразговорчивый» человек. Благодарю, что пригласили на передачу. Храни всех Господь! Всех поздравляю с праздником!

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать