Беседы с батюшкой. Собор екатеринбургских святых

31 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

– Тема предстоящей беседы – Собор екатеринбургских святых. Этот праздник будет отмечаться 11 февраля. Хотелось бы узнать, какие мероприятия будут проходить. Но прежде о событиях, завершившихся на прошлой неделе.  Двадцать шестого января завершились XXVI Международные Рождественские чтения. Знаю, что Вам не удалось на них побывать в связи с Вашей занятостью, но удавалось ли Вам следить за ними?

– К сожалению, не удалось там побывать непосредственно, но я следил за таким программным явлением в нашей Церкви, как Рождественские чтения, которые затрагивают действительно насущные проблемы и вопросы. Они всегда проходят после праздников Рождества и Богоявления, в начале календарного года. Актуальными были темы и вопросы, поднимавшиеся на Рождественских чтениях Святейшим Патриархом и в многочисленных секциях, в которых принимали участие представители и нашей епархии: руководители отделов, духовенство и миряне. Безусловно, они вникли в суть, извлекли серьезные уроки.

Предстоящий праздник Собора екатеринбургских святых и вообще целый год будет проходить под знаком столетия начала страшных событий как в жизни нашей страны, так и Православной Церкви. Это те серьезные гонения и мучения, которые претерпели многие люди, и прежде всего царственные страстотерпцы, столетие мученической кончины которых мы будем молитвенно чтить в этом году.

В Соборе екатеринбургских святых 63 человека, но это не окончательный список. У нас в епархии есть комиссия по канонизации, которая продолжает работать над многими именами людей, пострадавших в годы лихолетья. Думаю, впереди еще будут канонизации. Пятьдесят шесть из 63 святых – это новомученики Церкви Христовой. В центре царская семья, вокруг них как лица духовного сана, так и миряне, претерпевшие страдания и мучения.

Страдание этим мучениям было положено в 1918 году, после той страшной революции, которая совершилась чуть раньше – в семнадцатом году, когда уже была пролита первая мученическая кровь. Но основные преследования начались в 1918 году.

– Чтобы задать еще одну тему разговора, я хотел бы процитировать слова из одного интервью митрополита Кирилла Екатеринбургского и Верхотурского: «Как бы кто ни относился к правлению Николая II, страна при нем сделала мощный рывок как в экономическом, так и социальном плане, в образовании, здравоохранении и других сферах. Нам необходимо вернуть память о тех достижениях и восстановить историческую справедливость». Как Вам кажется, насколько в средствах массовой информации торжествует правда о времени правления Николая II?

– Не то что не торжествует, по-моему, она даже бледной тенью не присутствует в современном медийном пространстве.

Вы процитировали слова нашего владыки Кирилла, и я помню, что на региональном этапе Рождественских чтений, которые проходили в конце прошлого года, у владыки было глубоко содержательное и серьезное приветственное слово. В нем он как раз коснулся темы того, что недооценивается сегодня. Такое было упущение и в те далекие времена, когда свершалась эта страшная трагедия, – люди не обратили внимания на то, что называется клеветой. Клевета в прессе и везде. Порядочные люди даже не могли представить себе, что такое может быть, поэтому никому из нормальных людей даже в голову не приходило приводить какие-то доводы и аргументы в опровержение этой клеветы. Потому что казалась очевидной несуразность этого утверждения.

В то же время машина пропаганды лжи делала свое дело. Вместо подлинной исторической правды создавался миф, в который в определенный момент, к сожалению, поверил народ. Как бы ни относились некоторые к образованию и просвещению, но главный враг человечества – это невежество. Невежество в исламе – это крайний радикальный вариант ислама, и так везде, чего ни коснись. Недавно мне попалось на глаза мнение одного нецерковного журналиста, женщины, которая какое-то время преподавала в школе. Она пишет, что из года в год на Рождественских чтениях идут дебаты по поводу преподавания в наших школах «Основ православной культуры». Это серьезная проблема в нашем регионе: у нас довольно малое процентное соотношение по сравнению с выбирающими другие модули. Мало людей хотят изучать православную культуру.

Как пишет эта журналистка (не помню ее имени), когда она сказала школьникам восьмого класса, что Христос родился, произошел от богоизбранного израильского народа (получается, по национальной принадлежности Он еврей), все были в шоке, ступоре. Хотя эти темы они проходили в пятом классе, но это, видимо, было уже перед каникулами, поэтому: «так, сами потом быстренько почитаете». И наши дети в школе безграмотны, они совершенно не имеют представления о Церкви, христианстве. Поэтому когда приходит какая-то информация о жизни Церкви, это такой кошмар, который не приснится даже в страшном сне. Оказывается, люди считают, что такое происходит в Церкви. Если спросить такого человека, как он читает Евангелие, духовную литературу и как часто бывает в храме на богослужении, слушает ли проповеди (или, может быть, был в воскресной школе, детской или взрослой), – ничего этого нет. Он просто слышал, ему говорили, кто-то на хвосте или на рогах принес…

Поэтому, думаю, мы обязаны доносить до народа правду, в том числе и о царской семье. Несколько месяцев существует портал «Царская семья. рф», где можно найти и почитать первоисточники – письма, дневники, воспоминания современников о царской семье. Владыка Кирилл упоминал в своем докладе на региональных Рождественских чтениях, что как бы ни относились враги Церкви Христовой и нашего государства к правлению царя-страстотерпца Николая, они не могли упрекнуть его в какой-то безнравственности, потому что не было никаких к тому оснований. Тему как-то куда-то привязывали, и то в большей части по отношению к императрице Александре Федоровне, а в отношении страстотерпца царя Николая даже те, кто хотел свергнуть его с престола и предать мученической смерти, ничего не находили. А сейчас оказывается, что этого полным-полно.

Так что идеология свое дело делает. Даже в наше советское прошлое я рос верующим, ходил в храм. Безусловно, никакой литературы, информации не было, кроме официальной, где история была преподнесена известным образом. Когда смотрели фильм про Чапаева, то режиссером там уже был заложен элемент симпатии к «красным», поэтому сидели и переживали: вот такие нехорошие эти «белые». А вот эти – да! Это наши, «красные»! Машина пропаганды по-прежнему работает и на сегодняшний день, когда все смешано.

Тема Рождественских чтений – от сохранения нравственности зависит будущее нашей страны и всего мира. Казалось бы, зачем сейчас говорить о том, что такое нравственность? Оказывается, каждый человек определяет, что такое хорошо и что такое плохо, сам. Сейчас нет никаких авторитетов, и грань между добром и злом, нравственным и безнравственным абсолютно размыта. Если грех становится нормой, что нас ждет? Есть закон духовной жизни, и когда мы его нарушаем, получается грех: мы калечим свою жизнь, калечим себя, ближнего, то есть происходит практически самоуничтожение себя и всего, что тебя окружает. Эти вещи на сегодняшний день очень важны, тем более важен пример царской семьи.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «У меня вопрос по Ветхому Завету. Кто такие левиты-священники? И второй вопрос: в Книгах Царств и других книгах часто встречается выражение «разорвал на себе одежды». Например, Фамарь, дочь царя Давида, когда вышла, разорвала на себе одежды и посыпала голову пеплом. Что это означает?»

– Если вникнуть в Священное Писание, то мы видим, что есть такое понятие, как священство. Есть ветхозаветное священство и новозаветное. Есть патриарх, епископат, есть священники, диаконы. Так, в Ветхом Завете из двенадцати колен было избрано колено Левиино. Левий был одним из двенадцати ветхозаветных патриархов, которому выпал жребий совершать служение при скинии. Тогда еще не было храма, была скиния – некая походная палатка. Во времена Моисея были конкретно указаны права и обязанности, как построить скинию, как совершать богослужения. Вот двор, святилище, Святая святых – это разделение наподобие того, которое мы можем видеть в наших храмах. Хотя у нас притворы часто не обозначены как раньше; в древности были более серьезные помещения. Сам храм как святилище и Святая святых – алтарь, где находился Ковчег Завета со скрижалями, на которых были начертаны десять заповедей Моисеевых. Там был сосуд с манной и прозябший жезл Аарона (брата Моисея) – сухое дерево в доказательство того, что он был избран… Три предводителя Корей, Дафан и Авирон восстали против Аарона, сказав, что тоже смогут приносить жертву и совершать эти, можно сказать, богослужения. Поэтому было указано, что это право принадлежит именно колену Левиину. И от имени Левия появилось название левитов.

Также в Ветхом Завете было разделение на первосвященника, священников, которые собственно приносили жертвы, в основном кровавые, и левитов, которые совершали подготовку, – это уровень наших диаконов,  диаконский и священнический чин в нашей Церкви Христовой. Поэтому левиты помогали, готовили животных, приносимых в жертву, выполняли и другие обязанности, помогая священникам.

– А библейские выражения «посыпать голову пеплом», «разорвать на себе одежду»?..

– Это те внешние символы, которые, думаю, долго объяснять не нужно. Это не то что негодование, а скорбь и вместе с тем раскаяние. В Ветхом Завете есть еще такая деталь, что в момент раскаяния человек одевается во вретище, рубище – ветхую, драную одежду, посыпает голову пеплом. Это символ того, что он прах земной, он уничижается. Это естественный внешний порыв. Безбожники пытались доказать, что христианство заимствовало свое учение у других религий, и пытались находить его сходства с язычеством, буддизмом, индуизмом. Например, и там священники, и здесь священники. Во время богослужения священники воздевают руки при молитве или кланяются – это мы наблюдаем и тут, и там. Если мы хотим обратиться к Богу с  молитвенным порывом, руки, можно сказать, тянутся сами. Когда мы хотим попросить прощения, то падаем на колени и смиренно просим: «Господи, помилуй!»  Поэтому мы даже в жизни можем наблюдать: когда у человека невероятная скорбь или печаль, он готов на себе просто волосы рвать, землю грызть – такое состояние.

Кстати, в иудаизме до сих пор ведутся богословские споры. Мы помним, что во времена Суда первосвященник разодрал одежду  – это признак того, что уже так довели, что терпеть больше нельзя. Как доказательство, что человек этого не приемлет, что это уже полная ересь, – вот что значит разорвать на себе одежды. Этот ветхозаветный жест где-то сохранился и по сегодняшний день, но уже не несет в себе внутреннего, сердечного, психологического и эмоционального состояния, а некий внешний знак того, что это уже предел дискуссии.

– Вопрос телезрителя из Московской области: « В 1993 году еще при патриархе Алексии II я подвизался в Даниловском монастыре и в Троице-Сергиевой лавре. Мне три раза благословляли стать священником, но я отказывался. Что мне делать, как избавиться от горького сожаления, что я не согласился? Каких святых отцов читать, чтобы избавиться от вины?»

– А сколько Вам лет?

– Сорок девять.

– У Вас нет духовного образования?

– У меня только один курс Свято-Тихоновского богословского университета.

– У Вас еще не все потеряно. Раскаяние от того, что Вы не согласились, – это, думаю, нормально. Но раскаяние должно быть с какой-то надеждой. Вы сожалеете, что не приняли это предложение, и я предполагаю, что в этом смысле Вы, может быть, на тот момент еще не созрели.

Поскольку я имею непосредственное отношение к семинарии, мне приходится общаться со студентами. У нас на очном отделении учатся люди разного возраста, и 35-летние, и 17-летние.

Ведущий: – Каков возрастной предел приема в семинарию?

– На заочное отделение  до 50 лет. Хотя человек окончил один курс Свято-Тихоновского университета, можно там восстановиться, тем более там есть пастырское отделение. Почему я спросил? Сейчас приняты серьезные требования Священным Синодом и, по-моему, даже Архиерейским Собором по образовательному цензу. То есть рукополагать в дьяконы можно, только если у человека есть три класса семинарии заочно. Для рукоположения в священнический сан нужно окончить семинарию. А если человек обучается очно, то священнический сан можно принимать где-то к окончанию третьего курса.

У нас в семинарии есть пастырское богословие и патрология – учение святых отцов и учение о священническом служении, где по программе проходят в том числе учение святителя Иоанна Златоуста. Известно, что он тоже убегал и прятался в пустыню, когда его хотели рукоположить, и он написал свои знаменитые «Шесть слов о священстве», прочитав которые, человек искренний, более или менее объективно видящий себя, свое внутреннее, духовно-нравственное состояние, страшится. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: что вы хотите – связать меня по рукам и ногам и бросить на растерзание диким зверям в пустыне? То есть священство – это очень ответственный и тяжелый крест. Он отвечает не только за себя, но и за всю паству, и где уверенность, что ты действительно совершишь это правильно – спасительно для себя и для тех, кого тебе дал Господь? И когда ты предстанешь перед Ним там, сможешь ли сказать: «Господи, се аз и дети, которых Ты мне дал»? Это очень и очень серьезная ответственность.

Думаю, если бы каждый из священников до конца  это осознал и проникся этим, то, наверное, все бы разбежались. В тайной молитве литургии святителя Василия Великого говорится, что священник совершает то, к чему ангелы приникнуть желают. То есть ангелы только со стороны наблюдают то, что совершает священник. И с каким сердцем, с какой душой, в каком состоянии надо быть, чтобы совершать святое? Тем более таинство Евхаристии. Поэтому все эти опасения могут быть, но я думаю, здесь очень важно положиться на волю Божию, так как мы знаем слова Господа в Священном Писании о том, что волос не падает с головы человека без воли Божьей.

И то, что Вы не приняли священнический сан в те далекие 90-е годы, возможно, было по Промыслу Божию. Господь уберег, сохранил. Но, думаю, наступит момент, когда Вы созреете, получите образование. Батюшка на приходе рекомендует, и правящий архиерей совершит над Вами таинство хиротонии, рукоположения в диакона, священника. Потому что, думаю, если есть желание, стремление, есть любовь к богослужению, то надо говорить: «Господи, я недостоин, но если есть на то Твоя святая воля, пусть она свершится. Я предаю свою волю в руци Твои. Соверши со мной через правящего архиерея то, на что есть воля Божия».

Как говорит Господь: посмотрите, нивы созрели, а делателей мало, жатвы много, а жателей мало. Собирать эти созревшие плоды и бороться с сорняками, конечно, нужно, можно и необходимо. Поэтому, думаю, Господь сподобит, все будет хорошо.

Какова главная цель верующего человека в жизни? Спасти свою бессмертную душу. А все остальное – это путь ко спасению. Через любовь к Богу и ближнему совершать дела, которые должен совершать, – это самое главное.

– Вопрос телезрителя: «Я хотел бы спросить отца Николая, зачем нужно целомудрие. Но не для того, чтобы убедить в этом меня, а для того, чтобы его ответом можно было бы убедить невоцерковленного человека. Потому что в том формате, в котором даются ответы другими людьми, для такого человека они совершенно не подходят. То есть цитаты из Библии, Нового Завета, высказывания отцов – всего этого оказывается недостаточно, потому что против них высказывается аргумент такого типа: “Ну, наверное, Бог (или что там) есть, но время идет, мы люди современные;  то, что было раньше, устарело. Главное – это любовь, а я люблю. И вообще лучше попробовать пожить до брака, так лучше узнаешь другого человека”. Аргументов, которые убедили бы такого человека, что это все-таки плохо, я нигде не находил».

Вопрос касается сохранения чистоты до брака.

– Это вопрос не только о чистоте до брака, но и о чистоте в браке, потому что есть некие подразделения: блуд – это то, что до брака, и прелюбодеяние – супружеская измена. Но природа у этих вещей одна.

Как я понял, речь идет о целомудрии в более узком смысле слова. Существует богословская этимология этого слова: «целомудрие» как «целостное мудрование», как отношение к жизни, целостность. И есть целомудрие и нецеломудрие как блуд. Господь сподобил меня слушать лекции Алексея Ильича Осипова два года в семинарии и год в академии. Я поступил в Московские духовные школы в конце 80-х – начале 90-х; тогда многие венчались, и эти молодожены приходили в лавру поставить свечи или что-то еще. Алексей Ильич говорил нам: «Посмотрите на лица этих людей. Если женится верующий семинарист, то видно, какой у него целомудренный взгляд, какие у него целомудренные чувства, само его лицо об этом говорит. А по этим людям видно, что, по сути, они друг другу уже надоели. Они поврежденные, в них нет целостности».

Во время венчания трижды повторяются библейские слова: «Да оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два в плоть едину». Целомудрие – это когда он и она сохраняют эту целостность. Даже есть светское выражение «моя половинка». Поэтому чтобы дать ответ, без святых отцов и Священного Писания не обойтись. Чтобы отвечать сразу всем, это будет отвлеченно, какие-то общие рассуждения и размышления. Надо приводить аргументы конкретному человеку, а значит, вести с ним диалог.

Если рассуждать в целом, то без Священного Писания никак не обойтись. Святые отцы говорят, что если происходит разделение, то есть блуд, то идет разрыв единого целого организма. У святых отцов есть выражение, что если человек еще не потерял чувствительность, то это так больно, как если бы распилить человека пополам. Думаю,  многие из тех, кто совершал измены, по крайней мере те люди, что приходят на исповедь и каются, об этом свидетельствуют: «Никто не знает об этом поступке: ни жена, ни дети, ни родители, а я спать не могу, мне жизни нет». У меня был один случай, когда человек, изменяя, дошел до того, что стал просто спиваться. Он встретил меня после службы и рассказал: «Я успешный предприниматель, у меня все хорошо: жена, двое детей. Но я начинаю спиваться, потому что у меня есть любовница. И я уже дошел до того, что встречаться с одной женщиной два раза не хочу, каждый раз другая. И мне так плохо...» Правда, он был немного выпивший, но просто ревел: «Помогите мне, батюшка, избавьте меня от этого, я так жить не могу».

Слово «страсть» по-славянски означает «страдание». Мы уже вступили в подготовительные недели Великого поста, и во время поста будут совершаться службы, которые называются «пассии». «Пассия» – это латинское слово, которое в нашей современной речи тоже используется: любовницу называют пассией, а оно переводится как «страдание». Поэтому когда человек совершает измену, он сам себя обманывает и всегда страдает от этого. И аргумент «лишь бы им было хорошо» – это аргумент неубедительный.

Здесь можно много рассуждать, но мне бы хотелось сказать об одном. Почему в Ветхом Завете за этот грех побивали камнями, то есть предавали смерти? Ведь если бы у человека не было души, то в этой сфере взаимоотношения полов у нас было бы хотя бы столько порядка, сколько есть в животном мире. Животные имеют эту близость только для продолжения рода. У них это физиология. А когда это происходит у человека, то в момент, когда он совершает грех блуда, он же не может сказать: «Душа, ты посиди в коридорчике, а у меня физиологическая потребность. Сейчас я ее удовлетворю, а потом мы с тобой соединимся». Так не получится, идет единение души и тела. Не только в браке, но даже в этих случайных связях он и она становятся единым целым. Что собой представляет этот человек? А ты с ним становишься единым целым. Не знаю, насколько это достоверно, но есть целая наука о том, как это передается даже на генетическом уровне. Во всяком случае, бесследно это не проходит.

Если бы это было чисто физиологическое, не было бы столько проблем у людей. И люди назвали это любовью. Даже блуд они называют любовью, потому что человек создан по образу и подобию Божию и главная наша ценность – это способность любить. И то, к чему человек призван изначально, – любить Бога и ближнего, в грехопадении, таким образом, трансформировалось, перенаправилось и причиняет человеку одни страдания, не приносит удовольствия и радости.

Если человек глубоко вникнет в то, чем является эта страсть на самом деле... А что такое курение? Что такое наркомания? Удовольствие приносит, но за все надо расплачиваться своим здоровьем: приходят различные болезни и в конечном итоге смерть. Так и здесь.

Как известно, блаженный Августин в молодости вел довольно разгульный образ жизни, у него была бурная молодость, и, как он вспоминает в своей «Исповеди», он просил у Бога: «Господи, избавь меня от блудной страсти, но чуть позже...» Так и мы, когда на привязи, то, как телята, идем, уже совершенно не думая; силы воли никакой, все работает уже в одном направлении. Но это низко для человека и разрушительно.

– Но я предвижу вопрос звонившего нам телезрителя. Может быть, это сын или дочь, какую фразу произнести своему чаду? Причем сказать кратко. Молодежь вряд ли сможет выслушать даже запись нашей передачи.

– Кое-что может выслушать, потому что, думаю, человек все равно это осознает. Он может где-то хорохориться, бравировать, даже гордиться своими «геройскими» достижениями, но в глубине души  чувствует эту разрушительную силу. Может быть, он и хотел бы избавиться от этого, но ему тяжело признаться в этом даже самому себе. Возможно, родители и не смогут его убедить. Может, есть рассудительный священник, который сможет поговорить с ним чисто по-человечески. Как правильно сказал звонивший человек, иногда не работает ссылка на Священное Писание и святых отцов, потому что для человека это еще не стало авторитетом. Возможно, какие-то чисто житейские аргументы будут для него более убедительны. И только когда человек дозреет до религиозной и духовно-нравственной оценки этого явления, тогда уже Священное Писание может помочь его удержать.

– Мы начинали нашу встречу с разговора о Соборе екатеринбургских святых, и в продолжение темы любви я хотел бы процитировать слова Патриарха Кирилла о царственных страстотерпцах: «Пример подвига, который дают нам жития новомучеников и исповедников Русских, для нас очень важен. Среди них особое место занимают царственные страстотерпцы, столетие мученической кончины которых мы вспоминаем в этом году. Словно в награду за любовь, царившую в этой семье, они остались неразлучны и в смерти. Христианские нравственные идеалы были для них выше царской короны».

Готов ли человек отдать жизнь за любимого – может быть, этот тезис может как-то убедить?

– Безусловно. Мы говорим о царской семье, это действительно святая семья. Если почитать письма, то это поразительно; дневники – это восхитительно и удивительно. У них уже пятеро детей, им уже под пятьдесят. Помню, на одной из встреч кто-то процитировал их письма, предупредив, что это переписка царя Николая и Александры Федоровны. Казалось, что это пишут молодожены в медовый месяц, а они писали это уже на склоне жизни, в годы мировой войны. Что для них разлука, как ее пережить, как поддержать друг друга... Какие у них нежные чувства...

Тот же Алексей Ильич Осипов говорит: бриллиант красив, но если его раскурочить, растереть в порошок, куда уйдет его красота? Вот это распыление на тысячу частей и есть то, что представляет собой нецеломудренный человек. Словно человек наступил на мину или в него попала граната – вот его состояние. Целомудрие – целостность, а нецеломудрие – раздробленность, разорванность, раскуроченность.

В этом году и Собор новомучеников Русских, и Собор екатеринбургских святых в нашей епархии празднуется 11 февраля. Это воскресный день, и к нему у нас приурочено знаменательное событие – накануне в нашу епархию по благословению Святейшего Патриарха прибывает Чимеевская чудотворная икона Божией Матери. Десятого февраля в 16:45 будет ее встреча. Предполагается приезд правящего архиерея соседней Курганской епархии, где находится эта святыня, – митрополита Иосифа. Будет наш владыка, другие архиереи, которые совершат соборные богослужения: всенощное бдение и 11 февраля Божественную литургию.

Состоится VI научно-практическая конференция, организатором которой является наша епархия. В ней принимает участие наша семинария и множество других участников, география которых очень обширна: Москва, Подмосковье, Коломенское, Санкт-Петербург, Челябинск, Омск, Чита, Хабаровск; кажется, даже Симферополь и др. Будет более ста докладчиков, шесть секций, не считая молодежной секции и научно-практического семинара в форме круглого стола.

Одиннадцатого февраля, после Божественной литургии, в 14 часов в духовно-просветительском центре будет проходить пленарное заседание. В понедельник 12 февраля начнется работа по секциям в различных местах нашего города. Думаю, что это будут очень важные и серьезные встречи, главная тема которых – столетие подвига царственных страстотерпцев и их спутников. Эта тема в основе, а в остальном, думаю, будет тоже много интересного, поэтому желающие могут принять участие.

– Кроме того, грядет Сретенский фестиваль.

– С 4 по 15 февраля будет проходить молодежный бал и знаменитая уже интеллектуальная игра «Познай истину».

– Двенадцатого февраля состоится премьера фильма «Николай II. Опережая время» в Театре эстрады в Екатеринбурге.

– Поздравляю всех нас с 13-летием телеканала «Союз». Благодарность Богу и всем, кто трудится на этой ниве, Божьей помощи. Благословение и нам молитвенно и с пользой провести и предстоящие праздники, и богослужение, и нашу конференцию, чтобы принести пользу друг другу в деле спасения. Помогай нам Господь.

Ведущий Дмитрий Шакуров

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать