Беседы с батюшкой. Таинства Церкви

31 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман. 

– В Новом Завете мы не встречаем никакого упоминания о таинствах. Почему так? И почему мы говорим о них сейчас?

– Я не считаю, что Новый Завет не говорит о таинствах. Весь Новый Завет говорит о тайне того, что Бог стал человеком, тайне нашего с Богом общения. Может быть, Вы не встречали там этого слова, но когда-то святитель Григорий Богослов говорил так: «Не все, что есть в Писании, существует на самом деле, и не все, о чем Писание молчит, то не существует». Как понимать эти слова? В Ветхом Завете мы читаем, что Бог слышит, ходит, гневается. Бог есть Дух и так о Боге говорится применительно к человеку, в человеческих категориях, чтобы мы понимали, как действует Господь Бог в этом мире. В то же время в Писании мы не найдем точных догматических формулировок, которыми Церковь выражает свое знание о Боге. Тем не менее догматические вероопределения отражают абсолютную реальность знания Церкви о своем Боге.

Что же такое таинства, и почему, по моему мнению, весь Новый Завет говорит о церковных таинствах? Само слово «таинство» говорит о тайне нашего соединения с Богом. «Бог стал человеком, – говорили святые отцы, – для того, чтобы человек мог стать богом». Бог сошел с небес на землю для того, чтобы мы могли взойти на небо.

Бог-Творец и человек – что общего между нами и Господом Богом? Бога и творение разделяет ни с чем несоизмеримая пропасть. Но Сам Бог в рождестве становится человеком. Господь Иисус Христос – подлинный Бог и истинный Человек. И так как Сын Божий стал Сыном Человеческим, стал нашим братом по человеческой природе, мы имеем дерзновение называть Его Небесного Отца нашим Отцом Небесным. Так как Господь Бог приобщился человеческой плоти, человеческой природы, то и мы имеем дерзновение приобщаться к Богу, ставшему человеком через человечество Христа Спасителя. Согласно учению Церкви, во Христе Иисусе ни Божество, ни человечество не существуют отдельно. Поэтому приобщаясь человечества Христа Спасителя, в Нем мы становимся, если говорить словами апостола Петра, причастниками Божеского естества.

Конечно, Бог по своей природе трансцендентен, надмирен, неприступен. Но Господь Бог дарует нам Свою благодать настолько, что мы действительно пребываем во Христе Спасителе: не по нашим заслугам, не потому, что мы такие добрые и хорошие, а потому что Господь любит нас. Господь по любви сначала сотворил человека, а потом, когда человек стал ущербным, грешным, смертным, совершив первый грех и отпав от Бога, источника жизни, в мир приходит Сын Божий. Он принимает человеческую природу, освящает ее в Себе, преображает, а потом принимает смерть – смерть человека, но как Бог побеждает ее. Во Христе нам открыт доступ в вечное Царство, открыт доступ к победе над смертью, и все это происходит в Церкви, церковных таинствах, начиная с таинства Крещения. Как удивительно, что Бог, надмирный и непознаваемый близок нам, становится человеком, чтобы каждый верующий в Него, по слову апостола Иоанна Богослова, не погиб, но имел жизнь вечную.

– В повествованиях, которые мы имеем в Новом Завете: в Евангелиях, повествующих о жизни Спасителя, посланиях, говорящих о жизни первой общины, акцент делается больше на нравственном аспекте христианства. А мы часто говорим о мистике, и не всегда удается уловить связь между нашей церковной действительностью и Новым Заветом. Почему так?

– Мне кажется, что христианская нравственность – это лишь следствие той великой тайны, которая открывается нам в Евангелии. Евангелие – это благая весть, радостная и добрая весть о том, что в мир приходит Христос Бог. Мы призваны ответить на любовь Бога к нам, отсюда рождается христианская нравственность. «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец». Мы стараемся вести себя достойно, потому что так научил нас Христос Бог. Догматическое учение Церкви о Боге, ставшем человеком, учение о Пресвятой Троице, рождает нравственное богословие, то есть знание о Боге, Его величии, Его святости. И оно побуждает нас вести себя так, чтобы быть достойными своего христианского призвания: действительно знать, что мы дети Божии, а Бог – наш Отец, соответственно, призваны исполнять Его волю.

Участие в церковных таинствах неотделимо от всего строя духовной жизни. В V веке учитель созерцательной монашеской жизни авва Евагрий говорил: «Если ты богослов, то ты чисто (то есть без сомнения, без отвлечения) молишься, если ты чисто молишься, то ты богослов». То есть догматическое познание неотделимо от молитвы, именно из того, что мы знаем о Боге, рождается наше смиренное предстояние перед Ним. От того, что мы знаем о величии Бога, происходит великолепие наших храмов, потому что нам в Церкви открыто и величие, и слава Христа Спасителя.

Если мы внимательно обратимся к Евангелию, Господь Сам говорит о церковных таинствах, прежде всего о самом главном таинстве Церкви – таинстве Святого Причащения: «Кто будет есть Тело Мое, кто будет пить Кровь Мою, в том Я буду пребывать». И наоборот, кто не будет участвовать в жизни Христа Спасителя в таинстве Причащения (а эти слова именно об этом), тот не будет иметь в себе жизни, потому что жизнь истинная, жизнь подлинная, жизнь вечная, жизнь как победа над смертью, как победа над грехом – это Сам Христос Спаситель, Который так и говорит О Себе: «Я есть жизнь». Это слова о нашем призвании быть причастниками Христа Спасителя. Эти слова исполняются в жизни Церкви, потому что Церковь являет себя в богослужении, службе Богу.

Самая главная церковная служба – Божественная литургия, что переводится как «общее дело», общее для всех нас и общее для нас и Господа Бога. Мы собираемся на молитву, мы просим Господа, чтобы Он освятил хлеб и вино, находящееся на престоле, но освящение совершает Сам Бог силою Святого Духа. То есть литургия – общее дело человека и Бога. Литургия являет нам все Евангелие, потому что во время литургии вспоминается вся земная жизнь Христа Спасителя; вспоминается и является таинство Причастия, которое Господь установил когда-то на Тайной Вечере в Великий Четверг в преддверии страшных событий, смерти, но и последовавшего за ней Своего Воскресения.

– Главным таинством Церкви является Евхаристия. Когда мы читаем православный катехизис, видим такой порядок: сначала Крещение, потом Миропомазание, Евхаристия и Покаяние. Когда таинства приводятся в перечне, кажется, что теряется приоритет каких-то из них. Как бы Вы составили этот список?

– Список, данный нам святителем Филаретом Московским, совершенно логичен, потому что когда мы приходим в Церковь, мы рождаемся для вечной жизни в таинстве Святого Крещения. Вы говорили, что мы не встречаем в Евангелии упоминания о таинствах, но разве мы не считаем, что Господь, начиная Свое служение, пришел на Иордан, к Своему пророку Иоанну Предтече? Крещение (от греческого слова «баптизо») переводится как погружение. В эпоху Ветхого Завета погружение в воду, обливание водой, окропление водой было неким символическим действием, которое показывало очищение человека от грехов. Понятно, что прощать грехи может только Тот, Кто даровал человеку заповеди. Поэтому крещение Иоанна, как и вообще крещение Ветхого Завета, совершавшееся пророками, было пророческим, оно было знаком того, что в уже совершенстве явилось в эпоху Нового Завета, когда Господь пришел на Иордан. Люди исповедовали свои грехи, выходили из Иордана, и в эту воду, где люди символически смыли с себя грехи, входит единственный святой и безгрешный и, наоборот, берет на Себя грехи мира.

Когда Господь выходит из воды, пророк Иоанн указывает на Него и говорит: «Вот Агнец Божий (одно из имен Христа Спасителя, ветхозаветное имя, указывающее на жертвенность служения Господа), Который берет на Себя грехи мира». С момента крещения начинается общественное служение Христа Бога, которое будет продолжаться совсем немного – только три года, но за это время мир кардинально изменится. После этого служения всё в этом мире станет совсем иным, потому что Господь в итоге совершит самое главное – одержит победу над смертью. Пройдет 50 дней и схождением Святого Духа на Его учеников на земле возникнет Христова Церковь.

Интересно, что все, о чем мы читаем в Евангелии, все, о чем говорит церковное учение, является нашим достоянием, потому что мы крещаемся, а перед этим священник молится, чтобы Господь даровал воде благодать Святого Духа, чтобы Он сотворил ее водой избавления от грехов и даровал ей благословение Иордана. То есть то, что происходило 2000 лет назад на Иордане, повторяется теперь в любом храме по всему миру, когда человек готовится принять таинство Святого Крещения.

Господь исполняет Свою миссию, и на учеников сходит Дух Святой, Господь Животворящий. Конечно, Святой Дух всегда действовал в мире, потому что еще в эпоху Ветхого Завета люди произносили пророчества действием Святого Духа. Но, как говорит святитель Афанасий Великий, тогда благодать Святого Духа была для человека внешней, потому что наша испорченная грехом и непослушанием природа не могла стать причастницей благодати Святого Духа. И вот когда Господь исцеляет в Себе человеческую природу и в день Вознесения восходит на небеса с уже прославленной человеческой природой, тогда все мы, люди, получаем удивительную возможность стать причастниками благодати Святого Духа.

И раз мы христиане, то сразу после совершения таинства Крещения в следующем таинстве Миропомазания получаем печать дара Святого Духа. Все, что происходило со Христом, происходило с первыми христианами, – это всё и наша жизнь, то, в чем участвуем и мы.Поэтому Евангелие книга не о том, что было когда-то, а о том, что было и что происходит сейчас, потому что Господь воплощается во времени, Святой Дух сходит на учеников в определенное историческое время, но Господь Бог и над временем, поэтому все, что происходило в Священной истории, это и наша с вами жизнь – жизнь людей, совсем обыкновенных, но которых Господь называет Своими детьми, сыновьями и дочерями.

– Можем ли мы в ряд таких таинств, как Крещение, Миропомазание и Евхаристия ставить, к примеру, таинство Соборования? И почему в список таинств не входит монашеский постриг или отпевание?

– Число семь (а мы насчитываем семь главных церковных таинств) в символике Библии, символике богослужения означает некую полноту. За семь дней Господь Бог сотворил этот мир и в седьмой день почил; семь Вселенских Соборов знает история Церкви; семь даров Святого Духа перечисляет пророк Ветхого Завета. И применительно к церковным таинствам число семь означает некую полноту благодати, полноту нашего богообщения.

Конечно, таинством является все, что происходит в церкви. Таинство – это молитва, потому что молитву, произнесенную вслух, можно услышать, но нельзя увидеть, можно лишь предполагать, почувствовать некое ее действие. Конечно, и монашеский постриг, и чин прощания с усопшим (отпевание) являются в некотором смысле таинствами. Это обусловлено тем, что мы живем в тайне воплощения: Господь Бог, воплощаясь, становится человеком. Современники Его земного служения видели Его, некоторые воспринимали Его как самого обычного человека, некоторые считали грешником, говоря, что Он друг мытарей и человек, который любит пить вино. Никто не видел Его божественной стороны: она была сокрыта. И только некоторые люди, ближайшие ученики, могли (и то лишь в какой-то мере) почувствовать, что это не просто учитель, а Сам Божий Сын.

Вспомним,как Господь взял трех ближайших учеников: братьев Заведеевых Иакова с Иоанном, Петра и преобразился перед ними на горе Фавор. Никакого изменения тогда во Христе Спасителе не произошло, просто ученики на какое-то мгновение получили удивительную возможность видеть своего Учителя таким, каков Он есть в свете Своего Божества.

Господь Бог – Бог и Человек. Мы воспринимаем человеческую природу, а Божество остается таинственным. Точно так же и в таинствах есть некая видимая сторона: святое миро в таинстве Миропомазания, возложение рук в таинстве Священства, освященная вода в таинстве Крещения, но действие Святого Духа сокрыто. Поэтому нельзя без веры, с холодным сердцем участвовать в церковных таинствах:такое участие не имеет спасительного значения для человека. Бог есть Личность, и обращаться к Нему можно только лично – с верой, надеждой и любовью, тогда участие в церковных таинствах будет для человека спасительным и освящающим.

Что касается таинств, которые не упомянуты. Все упомянуто: разве Господь не говорит ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»? Разве апостол Иаков не пишет о таинстве соборования (или Елеосвящения): «Болен ли кто из вас, да призовет пресвитеров церковных (одно из названий священнослужителя), и они, помазавши больного елеем, сотворят молитву». Разве не Господь избрал Себе ближайших учеников, апостолов, и даровал им благодать быть служителями Святого Евангелия. И вот таинство священства через возложение рук от апостолов, самых первых учеников Христа, доныне пребывает в Церкви и называется апостольским преемством. А через апостолов и мы преемники Самого Христа Спасителя, Который избрал Себе первых учеников. Всё очень стройно и очень логично. Как удивительно: 2000 лет прошло, а до сих пор длится таинство священства, мы приходим к священнику, диакону, об избрании которых читаем в Книге Деяний, видим, что в Церкви продолжается то, что началось когда-то очень давно.

– Если мы посмотрим на то, как появилось то или иное таинство, то увидим формы, совершенно иные, нежели сейчас.

– Я бы не сказал, что формы совершено иные. Форма и содержание. Содержание – наша молитва и ответ Господа Бога в действии Святого Духа. В этом плане форма может меняться. Мы читаем в книге Деяний, что благодать Святого Духа (то есть таинство Миропомазания) совершалось в Древней Церкви через возложение рук епископа. Но когда ко Христу стало приходить очень много желающих, епископ уже не справлялся, и совершение этого таинства было делегировано священникам. Однако святое миро до сих пор варит предстоятель Церкви, самый главный епископ в нашей Церкви – Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. На Страстной Седмице он возглавляет мироварение и освящает его в Великий Четверг. Таким образом руки Первосвятителя присутствуют каждый раз, когда совершается Таинство Миропомазания.

– А если говорить о таинстве Покаяния?

– В церковной традиции оно еще называется Второе Крещение. Таинство Покаяния даровано нам Господом, потому что Он знает нашу духовную немощь, нашу духовную слабость. И даровано оно очень давно: Господь по Воскресении Своем явился апостолам и прежде Пятидесятницы именно Своим ученикам даровал особую благодать быть служителями таинств, сказав: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Таинство Покаяния совершенно удивительное, из всех таинств оно выделяется тем, что включает в себя некий человеческий элемент: мы не просто просим прощения у Господа Бога, но мы просим прощения у Господа Бога через свидетеля, потому что священник, принимающий исповедь, является свидетелем искреннего раскаяния грешника перед Богом. Это несет на себе определенную сложность, потому что все мы люди разные, каждый по-разному переживает свои грехи, каждый по-разному их может изложить. Священники тоже люди разные, с разными требованиями, но это не минус, а плюс, потому что это учит нас (и священников, и мирян) некой ответственности.

Мы должны учиться жить духовной жизнью. Я всегда говорю прихожанам, что мы не столько молимся, сколько учимся молиться. Мы не дерзнем сказать, что молимся совершенной молитвою, но мы пробуем, учимся, мы ошибаемся на этом пути, и тогда у нас что-то получается Божией милостью. Точно также мы учимся каяться. Покаяние – это не просто осознание своей греховности перед Богом. Любой здравомыслящий человек понимает, что он перед Богом грешен. Покаяние – это изменение себя с Божией помощью Божией благодатью. Мы хотим становиться лучше: мы знаем наше призвание, высоту нашего призвания. Ведь Господь говорит не каким-то особым людям: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Эти слова, которые обличают нашу совесть, обличают нашу жизнь, относятся к каждому человеку, который раскрывает и читает Евангелие, который приходит на богослужение и слышит евангельский текст за литургией.

Мы хотим изменить свою жизнь, хотим стать рабами Божиими. Иногда люди, незнакомые с церковной традицией, думают, что раб Божий – это некое уничижительное название для человека. На самом деле, раб Божий – это высшее звание человека. Раб Божий – это тот, кто работает Богу, Творцу неба и земли, Богу, который есть Любовь, Истина, Жизнь. Вне работы Богу человек работает кому и чему? Чаще всего человек становится рабом своих греховных привычек, и не надо строить никаких иллюзий. Мы хотим работать Богу, быть рабами Божиими, то есть исполнять Его волю, но одного желания мало. Потому что человек хочет доброго, как говорил апостол Павел от лица грешного человека, но то доброе, которое хочет творить, не совершает, а злое, которое ненавидит, то совершает. Наша природа испорчена грехом на всех уровнях: тело болеет, страдает и в итоге умирает, разлучается с душой; душа претерпевает скорби, страдания; дух едва-едва теплится. Но такое наше бедственное положение не безнадежно, потому что Господь Бог может сделать то, что мы по своей немощи сделать не можем, ибо Богу возможно всё. Насколько человек вручает себя в руки Божии (а это он делает каждый день и каждый вечер), настолько он получает помощь от Христа Спасителя. То есть наша жизнь подразумевает некую духовную борьбу.Включаешь телевизор, а там говорят, что нужно жить, ни в чем себе не отказывая, брать от жизни все, и человек становится расслабленным, у него растет живот, вместо того, чтобы играть в футбол, он смотрит его,лежа на диване, и так далее, и так далее. Конечно, это некий обман. Человек, чтобы добиться успеха в любой сфере (искусства, бизнеса, образования), должен проявлять усилия, напрягать себя. Господь говорит: «Царство Небесное усилием берется». Но Царство Небесное превосходит все видимое. Если это самое главное, тогда как нам не предпринять хоть какие-то усилия? Господь не требует от нас особых подвигов: чтобы мы уходили в пустыню и ничего не ели. Господь требует очень мало: чтобы мы хотя бы понимали, для чего живем, кто мы такие и чтобы мы преодолевали свои недостатки. Поэтому с покаяния – с обращения к Богу, с осознания себя грешником – начинается путь духовной жизни.

Насколько покаяние является началом духовной жизни, настолько оно является и ее серединой и концом, потому что мы призваны меняться всю жизнь. Таинство покаяния –замечательное таинство, которое говорит нам о том, что все не безнадежно и что, совершив ошибку (а мы все совершаем те или иные ошибки), мы можем продолжить жизнь с чистого листа, уйдя с исповеди обновленными. Если мы упали, то не должны лежать в грязи, но мы должны подняться, отряхнуться и идти дальше, потому что вся наша жизнь – это движение. Мы знаем, куда идем, куда направляемся, и на этом пути мы совсем не одиноки: мы друг с другом. Более того, у нас есть святые, есть Пречистая Дева Мария, Ходатаица и Заступница за нас, у нас есть Господь Бог, Который, хотя и взошел на небеса, тем не менее от нас не удалился: Господь пребывает в Церкви и ее таинствах. Насколько человек ищет Бога, настолько и познает Божественную силу, Божественное милосердие, Божественное прощение и Божественную любовь. Просто люди, увы, больше возлюбили внешнее, временное, а Господь Бог отодвинут на второй, третий, какой-то еще задний план. Но на самом деле это самое главное, потому что от Бога зависит все в нашей жизни. «Ни один волос, – говорит Господь, – не упадет без воли Отца Небесного».

– Есть ли какая-то гарантия реального результата, когда человек приходит к таинству? Должен ли человек ждать реального результата?

– Реальный результат обязательно будет, потому что Господь сказал: «Всякий, кто ищет, тот находит, всякому стучащему отворят, всякий просящий получает». Но мы не должны доверять своим чувствам, помня, что наши чувства (как и все в нашей природе) искажены грехом. Мы не должны ждать от участия в таинствах каких-то особых благодатных состояний. Мы должны действовать по-другому: должны уходить с таинства, усердно помолясь и помня о том, что мы ушли из храма обновленными, причастными Божией благодати. Мы вышли за порог храма для того, чтобы посреди этого мира, как бы это ни было сложно, оставаться христианами: людьми, которых знает Господь и которые служат Богу.

Человек не должен сам оценивать свое совершенство, свои успехи, потому что духовная жизнь – это не спорт. Нельзя каждый раз смотреть на секундомер и говорить: «Ну вот, сегодня стало еще лучше». Духовная жизнь – это то, что начинается каждое утро и не прекращается с наступлением нового дня.

– Кто совершает таинства?

– Таинства совершает Церковь посредством священнослужителей. Как удивительно, что в три священные степени – епископства, священства, священнодиаконства – поставляют во время Божественной литургии. Божественная литургия, как мы уже говорили, это общее дело Бога и человека, значит это свидетельство о том, что священником становятся не для себя, а для того чтобы служить Богу и людям. Священнослужители – часть церковного народа, но поскольку люди занимаются своими делами: растят детей, учатся, работают, то кого-то надо поставлять на особое служение, чтобы люди, посвященные в священный сан, молились за других людей и были служителями алтаря, то есть приносили молитвы и у престола Божия и через них Господь совершал бы церковные таинства. Быть священнослужителем – это большая ответственность.

Есть Таинства, которые обязательны для каждого христианина – таинство Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, но не все призваны становиться священнослужителями. Таинство Брака не для всех, а для тех, кто действительно вступил в брачный союз,таинство Елеосвящения для тех, кто болен.

– Таинство Крещения совершается единожды, это понятно, а с таинством Причащения остается масса вопросов: как часто причащаться, какими руководствоваться мотивами? Те же вопросы возникают по поводу таинства Елеосвящения.

– Начнем с Таинства Причащения, потому что оно касается всех нас, живущих в Церкви. Мы знаем, какова была практика у древних христиан, когда причащались за каждой литургией, об этом мы читаем у Василия Великого. Знаем, какая практика была в синодальный период, когда святитель Филарет Московский говорил: «Ревнующие о благочестии да причащаются четыре раза в год по числу многодневных постов».

Мне кажется, очень замечательно, что сейчас у нас есть разная практика на разных приходах. Надо помнить только одно:таинство Причастия – это духовный стержень всей нашей жизни. Поэтому подготовка к таинству Причастия – это не просто положенные молитвы, которые мы прочитали, не просто несколько дней поста, это вся наша жизнь. Мы живем так, чтобы нам возможно было приступить к Чаше Святого Причащения. У каждого человека свой внутренний ритм, у каждого человека свой жизненный ритм, поэтому хорошо, что у нас есть разнообразие. Но человек, который живет полной, насыщенной духовной жизнью призван каждый воскресный день приходить в храм, ибо каждый воскресный день – это воспоминание о самом главном событии мироздания, воспоминание о Христовой Пасхе,Христовом Воскресении, победе над смертью. А быть в храме в полноте – это значит участвовать в таинстве Святого Причащения, лишь бы это не было чем-то механическим, бездумным. Иногда люди думают, что они приступают к таинству Причащения редко потому, что нужно подготовиться, сделать себя достойными. На самом деле, мы не достойны дара, который нам подает Господь в таинстве Святого Причащения, но причащаемся потому, что Сам Господь призывает нас к Себе. Сам Господь говорил, что тот, кто не будет причащаться, не будет иметь в себе жизни. Сколько бы мы ни постились, сколько бы ни молились, сколько бы добрых дел ни совершили, мы не станем достойны Господа Бога. Поэтому мы приступаем к таинству Причащения со смирением, ибо пророк говорит: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», и, конечно, с любовью, хоть мизерной, потому что наша любовь несовершенна. Но когда мы знаем, что Господь Бог сделал для нас – принял ради нас и ради нашего спасения крестную смерть, – как нам на это не ответить, хотя бы с небольшой благодарностью, любовью, сердечным сокрушением и надеждой на Божие милосердие.

Что касается таинства Соборования (или Елеосвящения), у меня еще не было такого опыта, потому что сам я считаю, что заноза в пальце, простуда не повод прибегать к церковным таинствам. Таинство – то, что нас делает новыми, обновляет, поэтому приступать к таинству Елеосвящения (Соборования) надо, когда это действительно необходимо, а не для профилактики: «я сейчас выпью чая с медом, а потом еще схожу в храм на соборование, и будет мне хорошо». Думаю, что основанием для участия в этом таинстве является болезнь. Конечно, могут возразить, что нет здоровых людей, есть недообследованные, и, наверное, кому-то, кто приступает с верой и надеждой к этому таинству,в немощах это пойдет на пользу. Но для себя я пока не вижу необходимости участвовать в этом таинстве, хотя, как священник, совершаю его ежегодно, а также в больницах, когда это необходимо.

– Таинства в духовной жизни – это цель или средства?

– Мне кажется это тот случай, когда цель является и средством. То есть наша цель – спасение, оно же – участие в вечном Христовом Царстве, и оно же – Сам Христос Бог. Христос Бог – смысл нашей жизни, и в этом плане таинство – это то, что нас уже здесь, в земной жизни, соединяет со Христом Спасителем. Будучи людьми малодуховными(такова реальность), мы думаем, что духовны, но мы духовные лишь в силу того, что Господь даровал нам дар веры и в силу того, что мы участвуем в церковных таинствах, а так мы люди духовно неразумные, в большинстве своем духовно немощные.

Царство Божие в своем совершенстве и полноте откроется в жизни будущего века, но начинается оно уже здесь и сейчас, когда мы ищем Бога, стремимся любить Его, когда посвящаем Ему свою жизнь и когда приходим в Церковь и участвуем в церковных таинствах. Это то, что мы можем принести Господу Богу. А если Ему будет угодно, у нас будет и вразумление, и мы будем становиться из людей плотских, душевных немного и людьми духовными.

– Сейчас ситуация в стране такова, что большинство людей все-таки крещены и миропомазаны. При этом: «Я человек крещеный, но в Бога не верю. Я православный, но атеист».

– Это ужасная ситуация. Кто-то из классиков еще в XIX веке говорил, что Россия была крещена, но не воцерковлена. Это поле работы священнослужителей, чтобы мы призывали людей ответственно относиться к таинствам Церкви. Сейчас на всех приходах Русской Православной Церкви существует катехизация, то есть устное наставление в вере. Я вижу, что люди откликаются, ходят на занятия, приводят родственников.

Это большая проблема и потому, что телевизор говорит совсем о другом, не о том, что человеку нужно. Человек изначально существо духовное, ему нужно жить вечной жизнью. Первый человек Адам был сотворен для того, чтобы общаться с Богом. Все мы наследники Адама не только в его грехе (несем первородный грех – смертность), но все мы люди, которые помнят, что мы должны находиться в общении с Богом. Поэтому, с одной стороны, общение с Богом для человека совершенно естественно: мы приходим в этот мир, имея в себе нечто такое, что нам позволяет познавать Бога и Творца. С другой стороны, мы искажены и живем в искаженном мире, и поиск Бога в этом мире сопряжен со многими трудностями: и волевыми, и интеллектуальными, и душевными. Человек должен знать и помнить, для чего он в этом мире.Не для того,чтобы, раз Бога нет, есть, пить и веселиться, а завтра умрем (как говорил апостол Павел о ситуации), а для того, чтобы здесь найти Бога и войти в вечное Царство, и уже здесь жить полной жизнью. Как можно жить полной жизнью, радоваться, веселиться, общаться с друзьями, родными, воспитывать детей, если знаешь, что завтра умрешь, разложишься на атомы и ничего от тебя не останется? Всё сразу лишено смысла. Но если ты знаешь, что призван к вечности, то всё: и бытовые мелочи, и общение с людьми – сразу приобретает очень серьезный смысл.

– В отношении тех народов, которые еще не крещены и не просвещены: население планеты растет, а растет ли Церковь?

– Все знает только Господь Бог. Попытаюсь сослаться на святителя Григория Богослова, который писал, что тот, кто не принял крещение не по своей хотости и не потому, что противился Христовым заповедям, а по обстоятельствам, то есть родился не в то время, не в той стране, в неких африканских джунглях, где не было ни одного проповедника, тот не будет осужден, но, добавляет святитель, не получит и награды. Посмертная участь человека – ведение одного Господа Бога, но любой человек, говорит Писание, из любого народа, исповедующий любую религию,благоугоден Богу.

– Трудно сочетать эти слова с тем, что мы говорили ранее: о принципиальном значении таинств для спасения.

– Таинства принципиальны для спасения, но существует разная оценка для других людей и для самого себя. Если мы крещены, живем в Церкви, можем сказать, что мы верующие, потому что Господь даровал нам этот удивительный дар веры,то для нас главное – Церковь и ее таинства. О других людях мы не можем судить, потому что других судит Господь Бог, Судия Вселенной.Сказано в Писании: «Бог есть Спаситель всех человеков, наипаче верных». Если Господь призвал нас, постараемся быть верными Ему во всех сторонах нашей жизни.

– Мы сегодня ничего не сказали о таинстве Венчания, которое пришло к нам из Ветхого Завета.

– С первых страниц Библии мы читаем, что Господь Бог благословил союз мужчины и женщины. Что бы сейчас не говорили в мире, брак – это союз мужчины и женщины, так сотворил нас Господь Бог. Церковь, которая освящает все стороны человеческой жизни, дарует этому брачному союзу особое благословение, особые духовные дары, которые помогают людям взаимно расти, любить, уважать друг друга, воспитывать детей. Какова цель брака? Это совместное спасение. Человеку очень трудно жить в одиночестве (монашество – это особый путь служения Богу и ближнему), а вместе спасаться лучше и удобнее. Таинство Венчания – прекрасное, радостное, красивое.

– Существуют разные богословские позиции относительно того, кто совершает таинство Венчания: сами ли брачующиеся входят в брак или их благословляет Господь, священник?

– Разве одно отличается от другого? Молодой человек и девушка, или зрелые люди сами решили повенчаться, это их личный выбор. Никто не заставляет человека приходить к Богу заключать брачный союз. Вообще приходить к Богу можно только свободно. Господь сотворил нас свободными. Что Ему нужно от нас? «Сын мой, – говорит Господь Бог устами ветхозаветного пророка, – дай Мне сердце». Отдать сердце, полюбить в полноте можно только свободно.

В таинстве Брака брачующиеся сделали свой выбор, а Господь их благословляет через Своего служителя – священника.

– Согласно социальной концепции Церковь не осуждает брак, заключенный в ЗАГСе.

– Да, потому что бывают разные ситуации, например, когда в браке состоят люди, исповедующие разную религию. Это сложные жизненные ситуации. «Как знать, верующая жена, – говорит апостол Павел, – не спасешь ли ты неверующего мужа?» Поэтому мы, священнослужители, призваны относиться с тактом и пониманием к разного рода ситуациям, чтобы быть пастырями, а не наемниками, добрыми слугами, а не злыми.

– Как быть с разводом?

– Вся беда в том, что когда-то первый человек, сотворенный Богом для полноты богообщения, оказался недостойным своего призвания. Если бы мы с вами были на месте первого человека, поступили бы мы по-другому? Мы все в своей жизни совершаем грехи и также потеряли бы рай. Все, что есть в этом мире плохого, скорбного, тяжелого, – это следствия человеческого грехопадения. Развод лишь говорит о том, что люди не справились со своим призванием. Очень грустно, очень печально, особенно учитывая современную статистику.

– Скажите несколько слов для тех, кто по какой-то причине не участвует в таинствах Церкви.

– Если мы христиане, то призваны жить Христом. Как ветвь не может приносить плода сама по себе, так и мы не можем жить автономно. Человек не автономное, не самодостаточное существо. Может быть, не все об этом знают, но если мы христиане, то должны знать, что наша жизнь во всем зависит от Христа Спасителя. Поэтому жить в Церкви для человека радостно и легко.Будучи людьми немощными, но живя в Церкви ее таинствами, мы исполняем свое человеческое предназначение.

Всех вас, дорогие братья и сестры, кто еще не начал жить церковной жизнью, призываю серьезно отнестись к своему внутреннему миру и начинать жить церковной жизнью. Церковная жизнь – это жизнь с братьями и сестрами. У нас есть частная личная молитвенная жизнь: мы читаем молитвослов утром, вечером, днем (кто как может), но и приходим в храм как Божий народ прославлять Небесного Отца, участвовать в церковных таинствах. Поэтому не ленитесь, а трудитесь.

Призываю Божие благословение на всех нас, чтобы время нашей жизни было не просто блужданием во тьме или выбором неправильной дороги, а чтобы жизнь наша стала доро́гой ко Христу Спасителю,ее Источнику, Главе Церкви и ее Первосвященнику.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать