Беседы с батюшкой. Здоровый образ жизни

30 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. Передача из Санкт-Петербурга.

– Наша сегодняшняя тема – здоровый образ жизни. Перед тем как перейти непосредственно к теме, хотелось бы у Вас спросить о сегодняшней дате: она выделяется, особенно в жизни северной столицы – Санкт-Петербурга.

– Выделяется не только для нашего города, но и для жителей всего постсоветского пространства, потому что сегодня мы вспоминаем жертв политических репрессий. Для Русской Православной Церкви эта дата является особенной, потому что в XX веке многие православные христиане приняли мученическую кончину. Они не побоялись исповедовать Христа, причем в разный период времени: и когда советская власть только появилась, и уже в последующие годы, когда советская власть уже утвердилась. Мы знаем, что было очень много репрессий в период пятилетки безбожия и после нее еще многие люди приняли мученическую кончину, но они сумели найти в себе мужество жить и исповедовать веру в истинного Бога в тех трудных, сложных условиях советского государства, которое идеологически старалось всячески поработить практически любого гражданина страны. И многих из этих людей мы прославляем, но имена многих знает только Господь. Имена тех, кто был репрессирован, сегодня у нас в городе зачитывались, и я знаю, что многие жители нашего города откликнулись и пришли почитать имена тех людей, которые в этот период времени отошли в мир иной. И, с одной стороны, это очень радостно, что у нас память сохраняется, но, с другой стороны, мы должны, помня об этой трагедии XX века, стремиться к тому, чтобы она у нас никогда не повторилась.

– Когда мы с Вами общались насчет темы сегодняшней программы, скажите, что подтолкнуло Вас к мыслям о здоровом образе жизни?

– Мы очень много прикладываем усилий, для того чтобы помочь приходу в его жизни. В свое время, почти 20 лет тому назад, передо мной очень остро стоял вопрос о создании приходской общины. Тогда я был еще молодым священнослужителем, и хотя у меня был уже опыт служения настоятелем, но это было в пригороде и служение было не очень продолжительным. В городе, который много пережил, создать общину, не имея достаточного духовного образования, при отсутствии преемственности, было очень и очень сложно, поэтому приходилось думать о том, что мы трудимся на перспективу, что это принесет свои плоды в будущем. Мы понимали, что за небольшой промежуток времени создать общину невозможно: для этого нужен длительный период времени. И вот, приложив все усилия, которые только могли, мы создали ту общину, которая на сегодняшний день является хорошим свидетельством для других, только появляющихся приходов (а у нас на сегодняшний день будет открыто, думаю, еще немало приходов, которые будут нуждаться в помощи со стороны духовенства, других общин, и это прекрасно).

Попытка привить людям здоровый образ жизни, то есть такой образ жизни, который позволял бы каждому на приходе ощущать себя полноценным человеком, то есть быть в достаточной степени и физически здоровым, и психически (душевно) здоровым и иметь такое социальное благополучие, которое говорило бы о том, что человек пребывает в состоянии радости в жизни с Богом в данной конкретной общине, – задача, конечно же, непростая. Например, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) говорит о том, что для здоровья человека нужна полнота физических, душевных и благополучных социальных элементов. Мы говорим о том, что для каждого индивидуума это не может быть отражено во всей полноте, но, когда мы говорим про создание здоровой общины, я думаю, это вполне возможно, и мы должны к этому стремиться. Каждого приходящего к нам в храм мы просим рассказать о себе, чтобы познакомиться с ним, рассказываем о том, какая деятельность совершается на приходе, и предлагаем человеку тоже начать принимать участие в жизни прихода, и прежде всего в молитвенной, чтобы человек, просыпаясь, вспомнил, что он член общины, и помолился за наш приход. В определенных ситуациях мы молимся о тех людях, которые тяжело больны и им нужна помощь: это могут быть и представители духовенства, и миряне, тяжело заболевшие, это могут быть и люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, – совершенно разные ситуации, но чтобы человек, просыпаясь, вспоминал, что он член общины, и дальше в течение дня жил с тем, что он не является одиноким волком в этой жизни, а он овца стада Христова и представитель определенной общины. Вот такая постановка вопроса помогала и помогает приходу осуществлять свою деятельность. И говоря о здоровом образе жизни каждого человека, мы должны прежде всего говорить о том, что если человек имеет желание молиться, читать утренние и вечерние молитвы, совершать какое-то определенное молитвенное правило, которое у него есть, посещать богослужение в праздничные службы, то такому человеку дальше уже легче воцерковляться, чем тому, кто только пришел в храм, пробыл в нем какое-то время, ушел и дальше храм (приход) сам по себе, а человек сам по себе. Неоднократно приходилось слышать от людей, что, попав в тяжелую ситуацию и придя в храм, они ощутили теплоту, ощутили, что на приходе они не одиноки. Хотя до этого они приходили, какой-то период времени присматривались к жизни прихода, а кто-то и не присматривается: приходит – и у него появляется искреннее желание стать членом общины и активно участвовать в жизни прихода. Каждый приходящий, как правило, является профессионалом в своей области: если это врач, я спрашиваю, чем он может помочь тем или иным нашим прихожанам, и такая помощь оказывается. Рядом с нашим храмом длительный период времени был расположен военный санаторий, и многие сотрудники нашего прихода и прихожане получали бесплатную медицинскую помощь, причем это была именно хорошая, профессиональная помощь, та помощь, которая требовалась человеку в данный момент. Мне кажется, что это очень важно, это очень дорогого стоит. Были разные тяжелые ситуации, например, у человека происходил острый приступ аппендицита на рабочем месте, и можно было прийти, сразу получить консультацию, вызвать скорую помощь и тут же оказать человеку помощь, необходимую в данном случае.

Рядом у нас располагается городской клинический онкологический диспансер, и многие (как врачи, так и пациенты и их родственники) обращались и обращаются за помощью. Насколько я могу, я всегда стараюсь каждому человеку помочь, вплоть до того, что в каких-то очень сложных ситуациях могу позвонить главному врачу и попросить решить ту или иную ситуацию, когда вопрос стоит о жизни и смерти. И у меня не было ни одного случая, чтобы главный врач мне отказал (сейчас он главный онколог Санкт-Петербурга). Он всегда находил и находит время, чтобы помочь, и помощь реально оказывается. Вот совсем недавно удалось спасти одного человека: он остался жив, хотя была очень и очень сложная пограничная ситуация, человек мог в короткий период времени уйти в мир иной, но Господь дал ему еще здесь на земле подготовиться к жизни вечной. И была ситуация действительно такая, что человеку необходимо было время, чтобы он духовно подготовился. То есть эта медицинская помощь не ради того, чтобы мы получили тут вокруг утешение, что «вот мы какие, мы продлили жизнь человеку», а жизнь была действительно продлена для того, чтобы человек подготовился. Это тоже очень важно, чтобы человек именно здоровый, цельный мог предстать пред Богом.

Недалеко от храма расположен Институт мозга человека. Это тоже особая тема, потому что, многократно общаясь в свое время с Натальей Петровной Бехтеревой, мы пытались проговорить те возможные аспекты помощи и врачам, и людям, которые оказываются в тяжелом физическом и душевном состоянии и, кроме всего прочего, в неблагоприятных социальных обстоятельствах. У нас очень много говорится о здоровье телесном, о физическом состоянии, о психике, о душе, а вот о том, что социальная обстановка тоже должна быть благоприятной, мы практически не слышим. Я замечаю, что и на различных заседаниях в правительстве, в администрации уделяется внимание той или иной медицинской помощи, которая должна была бы быть, но ее не хватает; где-то разговор идет о психическом здоровье человека, но, чтобы речь шла именно о необходимости благоприятной социальной обстановки, этого мы практически не слышим. Мне кажется, что на сегодняшний день это является очень большой проблемой, хотя в нашей конституции сказано, что у нас государство социальное, но о социальном вспоминать как-то не очень-то и хочется. Чаще всего мне приходится слышать о том, что «это идеал, к которому мы стремимся». Вот о том, что надо Церковь отделить от государства сразу и безоговорочно, без всяких возражений, мы слышим, а о том, что необходимо, чтобы государство было социальное, это уже отходит совсем на задний план или полностью задвигается. По-моему, это очень большая и серьезная проблема на сегодняшний день, и как раз приход и имеет возможность помочь каждому члену общины иметь такое полноценное здоровье: быть в определенной степени физически здоровым, не имеющим тех или иных болезней, которые будут мешать человеку в его жизнедеятельности; чтобы было все в порядке в его душевном состоянии, помочь в социальной обстановке, чтобы она была максимально благополучной в данных условиях. Санкт-Петербург – это не какая-то глухая деревня, и мне кажется, что реализовывать это нам по силам. Мне радостно, что на сегодняшний день в нашей митрополии очень большое внимание уделяется социальной работе на приходе, работе с молодежью, миссионерской и катехизаторской деятельности. Более того, нужны и ответственные, которые будут отвечать на приходе за каждое из этих направлений. Мы движемся в правильном направлении, и слава Богу, что на некоторых приходах это уже существует, и не первый год.

Но при этом есть еще и другая большая проблема – это большая занятость нашего населения. Молодежь в основном учится, кто-то создает семью, и времени для определенной большой деятельности на приходе уже не остается. И вот при отсутствии этого времени тем не менее наладить эту работу – это дорогого стоит. И здесь нужен не только один энтузиазм, здесь именно очень важным является духовное руководство и преемство, когда одни молодые люди уже подрастают и становятся взрослыми людьми и на их место приходят другие, и они приходят не на пустое место, а в общину, где уже ведется работа. Плавно вливаясь в эту работу, они дальше продолжают трудиться. Таким образом, община является крепкой, не зависящей от каких-то внешних факторов, как, например, смена настоятеля. При подобной ситуации новый настоятель может опереться на такую общину, и практически безболезненно приход будет дальше жить, потому что в этом приходе все в порядке. И наоборот, когда община не является приоритетным направлением, происходит очень много сложностей, о которых мы неоднократно слышали. Слава Богу, в нашей епархии таких проблем массово никогда не было, и это большая радость. Я думаю, и в дальнейшем у нас серьезных потрясений не будет, и это говорит о том, что мы действительно движемся в правильном направлении.

Здоровый образ жизни приходской общине необходим как воздух, я думаю, что с этим согласны все. Но эта деятельность в определенной степени складывается, с одной стороны, благодаря настоятелю и духовенству, а с другой стороны, тем активным прихожанам, которые принимают деятельное участие. Одним только командным распоряжением, что «завтра будет то-то и то-то», ничего создать невозможно; я думаю, все это прекрасно понимают. А когда священник живет интересами своего прихода, когда он стремится создать общину и община видит молитвенную жизнь пастыря, духовенства, которое на приходе, она тоже отвечает на это.

– При разговоре о здоровом образе жизни возникает вопрос, как в старом анекдоте, про то, что здоровых людей нет, есть только недообследованные. Здоровый образ жизни предполагает определенные рамки, и человек, входящий в эти рамки, у нас называется здоровым. А на приходе мы все-таки часто видим людей, которые приходят с теми или иными увечьями, с теми или иными психологическими травмами. Насколько эти люди могут вписаться в эти рамки о здоровом образе жизни?

– Многое зависит, во-первых, от священника, насколько он может стать духовником, насколько он сможет помочь этому человеку обрести жизнь с Богом, именно молитвенную, духовную жизнь. Если это удается, то тогда все идет постепенно, самое главное, чтобы у человека на первом месте был Бог. Если Бог будет на своем месте, то все остальное тоже будет на своем месте, но это непростая задача. Говоря о здоровом образе жизни, я имею много таких примеров, когда к нам на приход пришел тот или иной человек, будучи больным, например онкологическим, и постепенно начинал воцерковляться, вести правильный образ жизни – и болезнь от человека отступала, человек ощущал, что его жизнь качественно менялась, причем мне открыто говорили: «Батюшка, невозможно понять, как я жил (а) до этого, потому что та жизнь и жизнь, которая сейчас, – это как небо и земля, это очень большая разница». И обретая смысл своей жизни, такой человек получал здоровье физическое, то есть болезнь отступала и, более того, не возвращалась. И таких людей у нас немало: тех, кто был прооперирован и 10 лет тому назад, и больше; они, как правило, каждый год обследуются и получают заключение о том, что болезнь не возвращается. У них появляется определенное физическое здоровье, душевное равновесие, и в социальном плане их жизнь тоже преображается, то есть они имеют тот достаток, который им необходим. Можно, конечно, ставить перед собой какие-то заоблачные задачи: приобрести подводную лодку или самолет, но это уже совершенно другое – мир утопий. Как правило, такого на приходах не происходит. Но это преображение людей, благодаря тому, что идет воцерковление, оно присутствует. Как правило, все начинается с того, что человек начинает читать утренние и вечерние молитвы (а до этого в основном никто их не читал, да и молитвословов, как правило, не имели); начинают регулярно посещать богослужения, воскресную школу. У нас на приходе действуют еще и катехизаторские курсы, и после них мы многократно отправляли желающих на епархиальные курсы. На сегодняшний день моя помощница, например, пошла на курсы повышения своего образования к нам в епархию. Я считаю, что это прекрасно, потому что, несмотря на то что человек трудится на приходе, он хочет и дальше над собой духовно работать, не останавливаться на достигнутом.

Бывают все-таки, но очень редко, такие случаи, когда те или иные прихожане, заболевая, пребывают в определенном состоянии озлобления. Это тоже, к сожалению, имеет место быть, и тогда здесь уже многое зависит от общины, от тех, кто общался и общается с этим человеком, насколько они помогут человеку в его сложной ситуации обрести мир с Богом, преобразить свою жизнь так, чтобы сотворить достойный плод покаяния и дальше иметь правильный, здоровый образ жизни.

– Вопрос телезрителя, поступивший через группу ВКонтакте: «Если я с рождения инвалид с диагнозом ДЦП, скажите: так Господь наказал меня либо Промыслом Своим испытывает, а впоследствии дарует вечные блага и радости?»

– Господь – Он Благ и Человеколюбец, и то состояние любви, в котором человек может пребывать, – это величайшее благо. Нам, конечно, очень трудно говорить о том, каков Промысл Божий о том или ином человеке, и Священное Писание Нового Завета нам тоже говорит о том, что есть разные ситуации. Например, когда спрашивали о слепом: «Кто согрешил: он или родители его», Господь сказал, что «никто не согрешил, но для того, чтобы Слава Божия была явлена на этом человеке». Жизнь каждого человека индивидуальна и неповторима как на физическом клеточном уровне (ДНК у каждого человека индивидуальны), так и в личностных взаимоотношениях с Богом: они тоже уникальны. Конечно, мы знаем много случаев в истории христианства, когда Господь открывал о том или ином человеке Свою волю, но это исключительные случаи. Например, исключительный случай – жизнь блаженной Матроны Московской: она была при жизни удостоена милостью Божией особой любви, несмотря на то что могла бы очень сильно страдать от тех недугов, которые имела. Но тем не менее, пребывая в определенном состоянии, она испытывала радость от жизни с Богом, от общения с Ним. То духовное состояние, в котором она пребывала, давало ей силы помогать еще и другим людям, и это является очень важным свидетельством того, что, если мы желаем иметь жизнь с Богом, Господь нас не оставит, а подаст нам то, что нам нужно в этой временной жизни для вечного спасения. Более того, поможет еще и окружающим нас обрести жизнь с Богом, поэтому, когда речь идет о том, что есть тот или иной физический недуг, мы вспоминаем апостола Павла, которому Господь сказал, что «довольно для тебя именно того, что есть. Сила Божия в немощи совершается». В каждой такой ситуации мы должны все-таки воспринимать то положение, которое есть со здоровьем, именно как то состояние, в котором мы и должны спастись, и не только сами спастись, но и помочь окружающим иметь соответствующую жизнь с Богом. Это величайшее состояние любви, и к нему нужно стремиться. У нас есть одна работница, у нее тоже сын болен именно этим заболеванием, тем не менее мы на приходе стараемся помочь настолько, насколько можем. И эта помощь может быть совершенно разной, но главное, чтобы человек ощущал, что он не одинок. Создать вокруг такого человека определенный социальный уют мы в состоянии. Помочь человеку иметь душевный Христов мир мы тоже в состоянии, как священнослужители, так и представители общины. Это все вполне по силам, зависит только от благой воли, поэтому, в чем Господь призвал того или иного человека, в этом состоянии человек и должен себя проявить. Бог, видя расположение человеческого естества к Нему, отвечает на это расположение. Дорогой телезритель, я Вам хочу напомнить о том, что Бог есть Любовь, и Он нам заповедовал любить Его и любить ближних своих. Та любовь, которую мы должны являть к себе в том числе, потому что мы творения Божии, является для нас тоже очень и очень важным, поэтому ни в коем случае не давайте возможности духу уныния Вами овладевать.

– Вопрос телезрительницы из Геленджика: «Можно ли православному христианину лечиться у остеопата?»

– Можно лечиться у остеопата. Я думаю, что остеопат, о котором Вы говорите, является православным верующим человеком и может принести Вам соответствующую помощь. По крайней мере, у нас в Санкт-Петербурге я знаю остеопатов, и все они верующие люди. Говорить обо всем мире сложно, о Геленджике в том числе, но хотелось бы надеяться, что человек, являясь профессионалом, желающим оказать помощь, при этом еще является и православным человеком. У нас в Санкт-Петербурге остеопаты стараются посещать православные храмы; я знаю, что и молятся многие, и священникам помогали в нашей епархии даже в очень тяжелых ситуациях. Я знаю очень хорошую рабу Божию, остеопата, которая прикладывала большие усилия, чтобы спасти одного настоятеля монастыря от неминуемой смерти, так что деятельность остеопатов может быть весьма и весьма положительной. Более того, если остеопат – настоящий профессионал, то он сможет оказать хорошую, грамотную помощь в определенной ситуации, поэтому не сомневайтесь ни в коем случае, а стремитесь исследовать: что за человек тот, с кем Вы общаетесь. Но все-таки мы должны в том числе и к священникам очень внимательно относиться: о чем говорят священнослужители, что они исповедуют, не учат ли они какой-либо ереси: «по делам их узнаете их». Не всякому духу надо верить, но нужно проверять, что собой представляет тот или иной человек, если он является профессионалом своего дела. Но ведь когда человека привозят в тяжелом состоянии и он попадает на операционный стол, тут уже нет такого опросника – верующий, неверующий, православный, неправославный, может, мусульманин или буддист – врач помогает любому человеку и, если он настоящий профессионал, все делает лучшим образом. Я вспоминаю святителя Луку (Войно-Ясенецкого): когда он молился в храме во время Великой Отечественной войны и ему сообщили о том, что нужно срочно провести операцию, он оставил храм, уехал и провел операцию. Община его ждала и молилась в это время; он приехал и предложил помолиться еще вместе, чтобы с этим человеком дальше было все во славу Божию, и община тоже молилась. Это такой хороший пример, когда здоровая община с праведным пастырем совершает то дело, которое она может совершить. Поэтому в вопросе об остеопатах постарайтесь разобраться в этой ситуации, и, я думаю, Вы сами сможете ответить на этот вопрос – принесет Вам это пользу или нет.

– У такой секты, как свидетели Иеговы, есть запрет на переливание крови. Кстати, из-за этого запрета некоторые члены этой секты погибают, хотя их можно было бы спасти средствами современной медицины. Как Вы считаете, насколько религиозная жизнь может регламентировать применение тех или иных медицинских технологий?

– Давайте приведем пример со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Можем мы допустить, чтобы этот великий праведник не использовал те медицинские средства, которые возможно было бы использовать для того, чтобы человек жил? Можно себе такое представить?

– Отнюдь.

– Я совершенно не могу себе этого представить. Сектанты потому и называются сектантами, что они пытаются навязать людям какой-то свой образ жизни. Этот образ жизни далек от здорового образа жизни, потому что каждый раз это сопряжено с определенными проблемами как для здоровья физического, телесного, так и для душевного, потому что будет отсутствие душевного покоя, отсутствие мира – и вокруг будет создаваться напряженная социальная обстановка, что мы наблюдали и наблюдаем по сей день. Все подобного рода разговоры о том, что мы не должны пользоваться теми достижениями медицины, которые могут помочь человеку в его жизни, в частности связанными и с этим вопросом, – это уже, наверное, все-таки от лукавого. И если в той или иной ситуации мы хотим разобраться, сейчас есть достаточно средств массовой информации, практически все пользуются Интернетом, и всегда можно получить грамотную консультацию, и на приходе в том числе. И наш Святейший Патриарх Кирилл по большинству вопросов высказывал свою точку зрения. Кроме всего прочего, у нас есть и Основы социальной концепции, с которыми тоже было бы неплохо познакомиться. Мы нашу общину знакомили с документом и очень подробно все объясняли и продолжаем и дальше в этом отношении проводить разъяснительную работу не только на нашем приходе, но и вне прихода. Я прихожу в общеобразовательные школы и рассказываю об этом, посещаю и высшие учебные заведения и тоже пытаюсь донести до понимания позицию Русской Православной Церкви по тем или иным аспектам. Работа миссионерская в этом плане ведется – было бы только желание с этим познакомиться. Если такое желание познакомиться будет, тогда все будет в порядке. Ученье – свет, а неученых – тьма. Поэтому каждый раз, когда мы говорим, что хотим разобраться в той или иной ситуации, нужно и самим приложить некоторые усилия. Я, например, постоянно читаю духовную литературу, Священное Писание, принимаю участие в различных круглых столах, обсуждениях, конференциях, и это меня обогащает. Людей отличает от остального животного мира то, что мы можем постоянно духовно совершенствоваться, но, если мы не будем работать над собой, не будет ничего. Если ребенка с пеленок, с молоком матери не начинать учить, то это будет маугли, и с этим ничего не поделаешь. Животное и то дрессируется, для того чтобы выполнять определенные команды, уж тем более человек должен прикладывать очень много усилий в работе над собой, причем до своего последнего вздоха. Для того чтобы нам подготовить себя достойными к вечной жизни, к Царствию Небесному, нам необходимо очень и очень много трудиться. И вот этот важнейший для жизни каждого человека момент мы должны осуществить в полной мере и в полном объеме, поэтому не надо стесняться учиться, знакомиться, беседовать, в том числе и с духовенством.

– Вопрос телезрительницы, поступивший через группу ВКонтакте: «Всем нам знакомо выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Как к нему относится Православная Церковь? Какой же был дух у физически больных святых отцов и учителей Церкви?»

– Сейчас я сразу вспомнил, например, о преподобном Антонии Великом. Когда я посетил в Египте монастырь, в котором он подвизался, я побывал в пещере, в которой он молился ежедневно ночами, а пещера расположена рядом с монастырем на горе, что составляет большой труд только подняться до этой пещеры и спуститься. Он, будучи настоятелем монастыря, целый день проводя с братией, уходил на молитву в эту пещеру, и, как нам повествует его житие, он, постоянно двигаясь, прожил долгую жизнь (по разным версиям, 90 или даже более 100 лет). Вот это имеет очень и очень большое значение, что человек пребывал постоянно в движении. Тело-то может быть уже в определенной степени и дряхлым в 90 лет, но тем не менее при бодром духе это тело будет выполнять те команды, которые необходимы, для того чтобы человек мог в полном объеме осуществлять свою жизнедеятельность. И вот Антоний Великий такую жизнедеятельность осуществлял.

Мы знаем, что отец Иоанн Кронштадтский тоже прожил очень долгую жизнь и до конца своих дней вел активный образ жизни, и сколько же нужно было энергии, сил для того, чтобы это осуществлять! Я сам, как священник, неоднократно задумывался об этой колоссальной нагрузке, которая была: для этого нужны были большие жизненные силы, определенное здоровье (как говорят, сибирское), для того чтобы так служить Богу и людям.

Здоровое тело – это тело, которое пребывает в гармонии с нашим духом, с нашей душой. Когда эта гармония присутствует, то человек осуществляет то, что дано ему Богом именно так, как это необходимо и для спасения самого человека, и для окружающих. Вот мы сегодня разбирали разные ситуации: кто-то может находиться в очень непростых жизненных условиях, например, мы говорили про блаженную Матрону; можно привести достаточно много примеров святых, у которых не было достаточного физического здоровья, но они жили полноценно, потому что жизнь была в Боге. И вот то тело, которое им было дано, оно не было для человека врагом, оно, наоборот, помогало человеку в его жизни, в достижении Царствия Небесного. Вот это нужно понимать, что тело должно нам служить, помогать, оно не должно быть нашим врагом. А здесь очень много зависит от того, каков наш духовный настрой, потому что если наш настрой связан с духовной жизнью, то и каждая клеточка нашего организма будет стремиться действовать правильно, поступать правильно. Когда человек заболевает, мы говорим: человека посетил Господь. Почему? Потому что в тех условиях, в которых человек находился, ему необходимо осознать, что дела пошли не туда. Иногда бывает так, что дела идут хорошо, но неизвестно куда, и человеку нужно остановиться и подумать о своей жизни. Иногда какой-нибудь «осенний марафон» может привести человека не к Богу, и это может стать для него трагедией. И наоборот: когда человек ведет настоящий, праведный образ жизни, Господь ему помогает.

Я сейчас вспомнил нашего святого преподобного Серафима Вырицкого. Его жизнь – это хороший пример жизни с Богом, здоровья как телесного, так и душевного и создание вокруг себя благоприятной социальной обстановки. Казалось бы, послереволюционные годы советской власти, тяжелая ситуация в нашем городе, а он становится в этот период монахом Александро-Невской Лавры. Он трудится для того, чтобы Православная Церковь имела то, что ей необходимо в данный момент, чтобы те знания, которые у него есть, те возможности, дарования, которые ему Господь дал, он мог бы полностью реализовать. И он их реализовывал. Но в дальнейшем ему было сказано о том, что необходимо город покинуть. И он покидает город, уезжает в Вырицу, потому что для его здоровья пребывание там – это большая польза. Конечно, он мог бы остаться в большом городе, очевидно, прожить, может быть, меньше, чем он прожил, но он принял такое решение, уехал в Вырицу, по милости Божией, и там продолжал служить Богу и людям. То есть это такой интересный пример, который нам показывает, что, говоря простым светским языком, мы не должны быть твердолобыми. Мы должны быть, как апостолы, которые пошли в одно место и почувствовали, что Духа Святого с ними нет. Они развернулись, пошли в другое место и ощутили, что Дух Божий пребывает с ними. Вот так и мы должны постоянно ощущать, что здесь с нами благоволение Божие, здесь с нами Господь, Который нас не оставляет, а нам помогает. И в жизни общины, конечно, это осуществлять значительно легче, когда у тебя есть духовный наставник, когда вокруг тебя люди, которые тебя знают, любят, о тебе молятся и готовы прийти на помощь в любой ситуации, возникающей с тобой, которые будут с тобой и в моменты радости, и в моменты горя и печали, которые могут разделить с тобой твою судьбу.

– В заключение передачи благословите нас на прощание и скажите еще несколько слов.

– Господь да благословит всех нас жить дальше во славу Божию и трудиться на благо нашей Матери-Церкви. В различных обстоятельствах, которые у нас возникают (а на сегодняшний день клеветники, как и в прежние времена, много нашу Церковь Христову поливают грязью), молитесь Господу, чтобы Он сохранил нашу Церковь, молитесь за тех людей, которые являются ее врагами, дабы Господь их вразумил и помог стать им в дальнейшем членами Церкви Христовой.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников). Тема беседы: «Как научиться любить».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​