Подготовка к светлому Рождеству Христову

3 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

 

На вопросы телезрителей отвечает иерей Димитрий Симонов, настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла при РГПУ им. И. А. Герцена. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 3 января 2014 г.

 

Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете имени Герцена иерей Дмитрий Симонов.

Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Господь да благословит вас, дорогие телезрители.

 

- Наша передача выходит в записи. Тема ее: «Подготовка к светлому празднику Рождества Христова».

Отец Дмитрий, скажите, в чем же заключается эта подготовка к празднику?

 

- Подготовка к празднику начинается значительно раньше и выражена она церковной традицией – постом. В народе он называется Филипповым, привычнее, Рождественским, поскольку он предваряет Рождество. Смысл его в том, что мы пытаемся погрузиться в ту глубину откровения, которую дает нам Господь, и постараться подготовить не только тело, но и душу, потому что человек создан не только душевным, но и телесным, и они тесно переплетены в человеке. Поэтому к встрече с тайной Боговоплощения в человеке должно готовиться все: телесная сторона должна поддержать духовную, а духовная должна направлять телесную. Поэтому пост и является основой стороной подготовки к этому. Хотел бы подчеркнуть, что речь идет не об одних изменениях в питании, это значительная часть поста, но не самая главная.

 

- Перед началом поста в Церкви звучат отрывки из Священного Писания, в которых говорится, «Ядый не ядущего да не укоряет; и не ядый ядущего да не осуждает» и «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Но все равно акценты у нас падают, прежде всего, на еду и питье. Как Вы думаете, можно ли здесь что-то изменить?

 

- Разумеется, пока мы живы, изменить можно многое, главное – это захотеть этого. Любой человек, который только что обретает Бога, нуждается в особом попечении, подобно маленькому ребенку, который еще беспомощен, и только учится ходить, есть, смотреть, правильно себя вести. Когда ребенок становится старше, к нему меняются отношения и требования родителей. То же можно сказать и о человеке, который только входит в пространство церкви. Человек новоначальный пытается найти для себя какие-то схемы, простые правила, которые позволяют ему ощущать себя в церкви своим.  И первое, что здесь удается сделать человеку, это внешнее. Хотим мы этого или нет, это происходит с каждым человеком. Самым простым, первым шагом в таком случае является ограничение в определенных продуктах питания и внешних формах жизни.

Здесь очень важно понять, для чего это совершается, для чего человек вступает в это пространство поста. Необходимо помнить, что Богу невозможно угодить тем, что ты чего-то не ешь. Об этом и напоминает нам Церковь в тех отрывках, что Вы процитировали, таким образом, вразумляя нас накануне поста, для чего мы это делаем. Когда человек отказывается от удовольствий, допустимых в другое время, например таких, как сходить в театр или кино, развлекательное чтение и концентрирует свое внимание на вопросах духовных. Каждый христианин старается ежедневно читать Святое Евангелие, но именно в Пост он высвобождает себе больше времени для этого за счет ограничения удовольствий. Человеку надо научиться правильно использовать высвобождаемое время, необходима дисциплина, которая позволяет нам увеличить количество ежедневного чтения Священного Писания и ежедневной молитвы. То же надо сказать про духовную литературу, человек, который читает много различной литературы, на время Поста может отказаться от ее чтения в пользу чтения духовной литературы по истории Церкви либо аскетические труды, нравственные наставления.

Если человек семейный, то, может быть, он найдет больше времени почитать детскую Библию вместе со своими детьми и вместе поразмышлять над ее сюжетами. Так принято и у нас дома, Великим постом устраивать по вечерам совместное чтение с младшими детьми и самостоятельное чтение религиозной литературы старшими.

Важно обязательно учитывать и такой момент: нередко случается так, что бюджет, который человек тратит на пищу постную, гораздо выше, чем он тратил на непостную пищу. У нас существует стереотип, который подходит для людей, только входящих в Церковь, и это понятно: когда человек приходит в Церковь, там все так отличается от того, к чему он привык, что ему  очень сложно сориентироваться. Как, например, просто объяснить внешний смысл поста? Ему говорят: не ешь мясо, колбасу, молочные продукты, а если пост строгий, то не ешь рыбу. И человеку становится более или менее понятно. Но это маленькая верхушка айсберга, нередко человек тратит на постные продукты гораздо больше денег.

 

- Святитель Василий Великий говорит о том, что на сэкономленные в посту деньги мы творим милостыню.

 

- Да, это известные слова, это очень мудро, и Церковь правильно учит нас этому. Случается, что человек говорит: я так люблю морепродукты, наконец-то пришел пост. Но ведь если ты любишь морепродукты, их тебе есть как раз и не стоит. Здесь и начинается вопрос личной ответственности и личного рассуждения. Одна из существенных ошибок, которые допускают люди, то, что священник определяет меру поста. Определять меру должен сам человек, а священник может лишь помочь советом и откорректировать. Особенно это важно для новоначальных, чтобы не случилась еще одна проблема новоначальных, когда человек, не зная своей меры, начинает игру в подвижника. Получается «ролевая игра», когда создается внешнее подражание отцам-аскетам, в лучшем случае это приводит к такому срыву, что встретив Рождество или Пасху, человек едва ли не набрасывается на мясные продукты. В худшем случае могут быть духовные проблемы, когда человек начинает гордиться или становится крайне раздражительным. У него может начаться диссонанс между внутренним и внешним, и он впадет в уныние или даже разочарование от духовной жизни. Он так старательно и долго не ел, а никаких плодов за три-четыре недели не получил.  Если при разговоре об этом, возникает некая внутренняя ирония, человек, который в такую ситуацию попал, не чувствует этой ироничности. Надо быть очень внимательным и при намерении более строгого воздержания проконсультироваться со священником для определения меры своего поста.

Возвращаясь к столь любимой и актуальной теме еды, надо сказать, что обычно многие православные христиане накануне поста начинают оккупировать священника с просьбами о послаблении поста, а порой и с просьбой не поститься по причине слабого здоровья. Вполне резонно такому человеку отказаться от рекомендованного Церковью поста. Ведь пост не только в еде, бывает, что человеку необходимо вкушение белковой пищи, то он может есть, все дело в мере. Один священник говорил своей пастве, что если без мяса нельзя, то ешьте его, но без соли и без специй, вот и будет постная пища.

Важно понять, как учит нас апостол Павел, что смысл поста – стать ближе к Богу. Обычно мы знаем свои недостатки, но накануне поста можно провести такую генеральную исповедь и посмотреть, что больше всего разлучает меня с Богом, что делает меня чужим по отношению к Богу и ближнему. Например, если это раздражительность или тщеславие, то по совету священника, которому доверяешь духовное руководство своей жизни, надо сделать необходимые шаги, которые помогут их преодолевать. В целом, это должно привести к тому, что появляется новый ритм жизни, в него что-то входит, здесь очень важно понять, что итогом поста является не возврат к прежней жизни, как это порой совершенно неправильно воспринимается. Такие «марш-броски» просто недопустимы, все святые отцы сходятся в мысли, что в духовной жизни самое главное научиться жить по Евангелию, мы должны во всем быть Его учениками и последователями.

Пост должен стать для меня таким временем, чтобы после поста я уже не возвращался к чему-то. Каждый пост должен быть этапом, который позволяет мне подняться на следующую ступеньку. Но чтобы гордость и самомнение не атаковали нас, достаточно помнить, что нам самим это невозможно. Потому и не надо думать, что отказ от пищи и удовольствий сам ценен по себе. Это ценно лишь постольку, поскольку поможет нам больше времени отдавать Богу. Приведу пример: если папа очень любит футбол, а мама – кататься на лыжах, и они отказываются от этого на какое-то время, чтобы больше времени уделять своим детям, то они поступают правильно. Так и мы в пост отказываемся от любимых вещей, чтобы больше времени проводить с нашим Небесным Отцом. Для людей семейных не менее важно посвятить высвобождаемое время общению со своими детьми, пожертвовать ради этого своими вполне безобидными хобби и, служа ближнему, служить тем самым Христу.

Вторая очень важная составляющая – не делить так строго продукты на постные и не постные. Смысл поста в ограничении себя ради того, чтобы сконцентрироваться на главном. Нет смысла поститься так, что мы тратим на постную еду больше, чем в обычное время, в таком случае пост должен быть в том, чтобы питаться просто, без изысков, а средства, что остаются, жертвовать на то, что будет угодно Богу. Например, отдать своим знакомым или родственникам, что живут в нужде, или помочь больным детям.

Нередко мы совершаем ошибку, подобно фарисеям, забывая за внешним о внутреннем. Еда должна занимать ровно то место, которое должна занимать. Порой человек может поссориться со своим ближним, нагрубить, но при этом в магазине тщательно вычитывать этикетки на продукты. Такой пост становится бессмысленным, поскольку воздержание от еды есть и в других религиозных традициях. Неядение пищи само по себе не является постом во Христе, поэтому внешняя сторона поста должна занять допустимую ей  нишу. В противном случае, человек превращается в диетолога, что отвлекает от главного. Пост должен помочь нам сконцентрироваться на Боге, а не на пище.

 

- Постная практика фактически возникла в монашеской жизни. Смысл ее в погружении в себя, в борьбу со страстями, старается упражняться в воздержании. Но Евангелие в основном говорит нам о помощи ближнему, о делах реальных. Если мы посмотрим на диету или монашескую жизнь внешне, то мы увидим крайне мало реальных дел, нет ли в этом противоречия?

 

- Думаю, при верном понимании ситуации противоречия нет. Действительно, внешнее виднее. Когда мы обращаем внимание на внешнее, главное не забывать о внутреннем. Господь Сам говорит нам о том, что действительно ценно для Него. Ценно то, что делается ради любви - к Нему и к ближнему. Пост важен только такой, который виден только Ему; который делает меня ближе к Небесному Отцу, об этом говорится в 6-ой главе  Евангелия от Матфея, в Нагорной проповеди. Пост должен быть втайне, не в смысле, чтобы я скрыл, но в том, что я не ставлю себе цели, чтобы меня назвали постником, чтобы меня похвалили. Я ставлю себе цель осмыслять то, что я дитя Божие, Того, к Кому я обращаюсь со словами «Отче наш».

Когда мы читаем эту прекрасную молитву, в которой выражена вся суть нашего обращения к Небесному Отцу, мы не говорим «Отче мой», мы говорим «Отче наш», и это  напоминает нам, что мы должны любить не только Бога, но и тех, кто рядом. Ты наш Отец, и я не могу по-настоящему любить Тебя, не любя брата, и не могу любить по-настоящему брата, не любя Тебя. Мой пост не должен быть постом для моего ближнего. Нередко родители спрашивают, как быть, если дети хотят на выходных поиграть и повеселиться, а идет пост. Будет очень хорошей формой поста – уделить детям много времени, внимания, подарить им возможность общения, тем более, если для этого мы отказываемся от своих привычных удовольствий. Важно дарить радость ближним, своим детям.

Для внешнего человека мало заметно, как в монастыре братия относится друг к другу. Ведь основная цель более строго поста для монашествующих – научиться больше любить того, с кем ты в келье. А для нас – тех, кто живет рядом с нами, даже если они не знают Христа. В таком случае надо построить свой пост так, чтобы он не стал неудобоносимым бременем для наших ближних. Если в семье не все соблюдают пост, то надо попробовать договориться о совместном неупотреблении каких-то продуктов, если это будет тяжело, то надо просто ограничить количество пищи или готовить что-то более легкое. Мой пост не должен быть постом для моего ближнего. В этом смысле в монастыре все гораздо проще: есть брат, который готовит, у него есть помощники, келарь, который наблюдает за продуктами. Когда в доме все это соединяется в одной хозяйке, ей, конечно, гораздо труднее. Поэтому тут необходимо проявить ту мудрость, гибкость ради любви, к которой нас зовет Евангелие.

Мы должны во всех вопросах быть мудры, как змеи, и просты, как голуби, как учит наш Спаситель. И потому очень важно не подражать слепо и без строгости монашеской практике, но помнить, что для человека, который работает, отвечает за жизнь других людей, копировать строгость установлений древнего монашеского поста может быть неполезно, а порой и вредно. Например, если человек работает машинистом на поезде или водителем автобуса, у него должна быть очень ясная голова и быстрая реакция. Во время строгого поста в монастыре меняется ритм, становится меньше трудовых послушаний.

Строгость древнего уста предполагает такие вещи, как сухоядение и сыроядение, с моей точки зрения, для мирян в этом есть опасность увлечься, уйти в какую-то игру. Есть смысл поставить себе такой уровень: я буду питаться скромно и просто, в дни строго поста это может быть самая обыкновенная еда и не очень много, и этого будет достаточно. Если человек будет постоянно думать с маслом или без масла, то Богу и места не останется.

Для нашего разговора подходит и такой пример из Евангелия. Апостолы, проголодавшись в субботу, растирали колосья и ели пшеницу, чтобы хоть немного утолить голод, а фарисеи обвиняли их, что это недопустимые действия в субботу, поскольку являются работой. На что Христос говорит, что фарисеи думают не о том. Как в другом месте Он говорит о том, что разве мы не ведем в субботу на водопой вола, почему же мы тогда оставляем ближнего своего без внимания?

Когда мы приходим в гости к друзьям, и там приготовлено угощение, которое не соответствует нашему посту, мы должны, прежде всего, проявить любовь к пригласившим. Рассказов об этом немало есть у святых отцов.  В одном из поздних говорится об оптинском старце, подвижнике и аскете, который был приглашен на архиерейский обед, где было много угощений, которых он себе не позволял. Старец безропотно ел все, поскольку принимал с благодарностью проявленную в этом любовь, а когда вернулся в скит, то устрожил свой пост.

Когда мы приходим в гости и начинаем говорить, что нам нельзя то и это, конечно, это становится проявлением гордыни. Господу угоден пост втайне. Поэтому ешь, не афишируя, продукты более постные или ешь не досыта. Если хозяйка готовила какой-то изыск и хочет, чтобы его попробовали, то отказаться, будет даже нарушением любви к ней. Ведь мы постимся для того, чтобы этой любви научиться.

Почему так часто рекомендуют отказаться от строгости поста, если появляется раздражение? Потому, что теряется смысл поста, и можно в один присест уничтожить все, что строили, сказав неприятные вещи ближнему. Если кто-то делает для нас что-то с любовью, мы должны принять это со смирением, ради той же любви.

В жизни митрополита Антония Сурожского был случай, когда он еще работал врачом, в семье, которая жила очень скромно, он лечил ребенка и не брал за это денег, поскольку семья была стеснена. И вот однажды, чтобы хоть как-то отблагодарить, его усадили за стол и подали вкусно приготовленную курочку. Семья была нерелигиозная, а это была Страстная седмица. И в момент, когда курочку поставили перед владыкой, он понял, что отказать в этот момент будет нарушением любви по отношению к этим людям. И он ел эту курочку, и, может быть, это был гораздо больший пост, ведь он делал то, чего не хотел во имя любви к ближнему.

Конечно, если случается, что нам подсовывают непостное блюдо, зная о нашем посте, из желания посмеяться или побезобразничать, то в таком случае, может быть, и имеет смысл отказаться, и напомнить о своем посте. Но такие случаи встречаются гораздо реже.

Чаще всего случается, что мы, по слову Спасителя в Нагорной проповеди, лицемерно постимся, делаем унылый постный вид. Это очень заметно в начале поста, когда прихожане одевают темные одежды, делают постные, хмурые лица. Это большая ошибка, потому что Господь говорит, что наш пост должен быть скрыт, он должен быть только в наших отношениях с Богом.  Христос буквально говорит, когда постишься, умой лицо, помажь волосы маслом. Это связано с тем, как проходил пост в первые века, ничего не вкушалось с утра, голова посыпалась пеплом в знак того, что человек постится. В наше время мы это можем понять, как оденься красиво и аккуратно, улыбайся, будь приветлив, и пусть никто не узнает, как ты постишься. Мы должны удаляться от крайностей, которые превратят пост в игру, подмену, что недопустимо в духовной жизни, о чем пишут все подвижники. Это путь в никуда, поскольку игра не дает плодов; человек думает, что идет по правильному пути, но страшно будет услышать слова, которые говорит Христос в конце Нагорной проповеди о том, что не всякий, кто говорит «Господи, Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца. Поэтому столь важно правильно расставить акценты.

 

- Не так много осталось времени до конца Рождественского поста. Многие все-таки соблюдали постную диету, но не все смогли уделить время на добрые дела и те поступки, к которым призывает нас Евангелие. Как провести оставшиеся дни Рождественского поста?

 

- Неплохо было бы воспользоваться тем, что сейчас у многих в эти дни выходные, и провести больше времени за чтением Священного Писания. Может быть, многие возьмут в руки книги, помогающие задуматься о самом главном в своей жизни. Уделить больше времени своим близким, особенно тем, кто нуждается в нашем времени, кого можно посетить и принести радость этим посещением. Особенно, если это такие родственники, которых нам посещать не хочется, то есть их надо терпеть, нам это сложно. Если есть возможность, то хорошо провести время на приходе и помочь в подготовке к празднику. Бывает, что  на приходе организуется социальная работа: посещение дома престарелых или детского дома. Все это может быть формой служения нашему ближнему.

Конечно, надо очень серьезно отнестись к тому, чтобы найти время для молитвы, постараться не откладывать исповедь на последнюю рождественскую ночь. Не совсем верно откладывать генеральную исповедь на праздничную ночь, потому что получается, что мы больше думаем о своих грехах, вместо того, чтобы радоваться приходу Сына Божия в мир.

Приход Всемогущего Бога в образе беззащитного младенца, лежащего в яслях, приводит в смятение наш человеческий разум. И то, что Он совершил это по любви к каждому из нас – это великая тайна любви Божией, познать которую мы можем лишь тогда, когда научимся подражать Христу, как об этом пишет апостол Павел. Чтобы подражать Ему, надо подражать в этой любви и жертвенности.

Если же человек посмотрел по сторонам и видит, что ближние его не лишены внимания, у него самого хорошо и с молитвой, и с чтением духовных книг, то, может быть, ему стоит обратиться к Господу со словами: «Господи, может быть, я чего-то и не вижу? Может быть, Ты видишь, что и не все хорошо? Помоги мне принести к престолу Твоему тот дар, который Ты Сам счел бы нужным. Может быть, это покажется кому-то дерзновенным, но я готов к этому дерзновению».

И это тоже важная составляющая поста. Мы все дарим друг другу на Рождество подарки, но почему-то не думаем, что можем подарить подарок и Богу? Что может быть для Бога лучшим подарком, чем исполнить волю Отца? Во время поста у нас есть время поразмышлять об этом.

И даже если у нас осталось совсем мало времени, мы же помним притчу о работниках одиннадцатого часа, и у нас есть еще возможность сделать что-то важное и получить награду свою.

 

- Хотелось бы задать вопрос для утешения тех телезрителей, которые за время новогодних праздников на работе или среди неверующих родственников нарушали пост, как им вернуть рождественское настроение?

 

- Мы можем исполнить непосредственно наставление Христа Спасителя о тайном, внутреннем обращении к Нему. Для человека всегда найдется время и возможность сделать что-то доброе. Если человек обращается к Богу от всего сердца, то всегда выясняется один очень важный момент: ты обращаешься к Богу, и оказывается, что тебя давно уже ждали. Бог давно готов тебя принять в свою любовь, даже если подчас эта любовь будет не такой, как мы ожидали. А это означает, что никогда не надо отчаиваться, в любой момент можно обратиться к Богу, в любой момент поста можно войти в это пространство, вскочить в «последний вагон» и оказаться участником этой радости. И, может быть, стоит ответственно подойти к этому и попросить у Бога, чтобы это время прошло с должными, достойными плодами.

 

- Как встретить первые дни после праздника Рождества, поскольку есть соблазн вернуться к своей прошлой жизни, как от них удержаться?

 

- Вопрос довольно серьезный. Нередко случается, что во время поста человек пытается во многом себя ограничить, концентрируется на своей духовной жизни, приходит праздник – и здесь начинается расслабление великое. Человек оставляет молитву, перестает читать Священное Писание, вопрос об участии в Таинстве Евхаристии вообще не рассматривается. Это может быть проблемой, потому что дьявол – профессиональный психолог, он очень хорошо знает страсти и немощи человека, а так как опыт искушать нас огромнейший, он действует по этим схемам. Здесь нужно понять очень важную вещь. Смысл праздника Рождества в том, чтобы вместе с пастухами и волхвами приблизиться к Боговоплощенному и войти в ту радость ликования, которая была у ангелов.

Мы должны по-настоящему, то есть литургически, пережить этот праздник, и остальные дни начинать с молитвы рождественской, внести в свои утренние и вечерние молитвы рождественские песнопения, не только тропарь и кондак.  Можно найти в свободном доступе - в интернете и в книжных магазинах, либо поинтересоваться в храме и переписать – замечательные стихиры, удивительный, прекрасный канон, который читается на утрене Рождества Христова. Этот канон богословски раскрывает для нас всю тайну Боговоплощения, насколько это возможно. И надо молиться этими текстами, словами, не забывая для чего все это произошло. По большому счету нужно сделать Бога реальным участником твоего торжества. Это может сделать каждый человек, если он не забудет, ради чего этот праздник. Мы должны жить, подобно ветхозаветным праведникам, которые «всегда ходили перед Богом», то есть всегда помнили о Его существовании. Бог был для них такой же реальностью, как дети и жена. Разве нам это недоступно? Конечно, доступно, если мы этого захотим. Если Бог станет участником святочных торжеств, мы тогда не вспомним лишь 19 января, что праздник Богоявления и хорошо бы набрать крещенской воды.

Большая опасность резко остановиться, застыть в своей духовной жизни. Духовная жизнь имеет такое удивительное свойство, если не делаешь шаг вперед, стоишь на месте. Хотя стоять на месте невозможно, если не делаешь шаг вперед, на самом деле, делаешь шаг назад. Поэтому очень важно пережить рождественскую радость во всей полноте, прежде всего, с духовной стороны: посещать храмы, причащаться. Святочное время – время, когда Церковь постоянно воспевает Рождество. Не переключать сразу свою жизнь с церковной на светскую, развлекательную. Но радоваться и благодарить Бога за все: скоромную пищу, хороший фильм, поход на коньках. Благодарить Бога за всякую радость, которую Он дарит. Надо научиться благодарить Бога за все эти земные, простые радости, но и не забывать благодарить за Боговоплощение, в котором Он подарил нам радость вечной жизни.

Также полезно не забывать за пышным весельем на Святках о тех людях, которые в чем-то могут нуждаться: о наших близких, о бездомных, которые по какой-то причине не могут получить ту полноту радости, которая есть у нас. Принести к ним эту радость будет тоже очень важно, потому что это делается Христа ради, и значит, делая это, мы о Христе уже не забудем.

 

- Спасибо, батюшка. Стремительно пролетело время нашей передачи. Прошу Вас благословить наших телезрителей.

 

- Дорогие телезрители, дорогие братья и сестры, благодарю Бога, что у нас есть возможность такого общения с вами,  желаю вам всем Светлого Христова Рождества, чтобы та радость, которая вошла в жизнь падшего мира через Боговоплощенного, всегда была вашей путеводной звездой в Царство Отца нашего, чтобы вы ощутили это Царство во всей полноте уже здесь, на земле. Храни всех вас Господь!

 

Гость передачи: иерей Димитрий Симонов.

        Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать