Великий пост

3 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик храма святых Кирилла и Мефодия Украинской Ужгородской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия (Московский Патриархат), врач - специалист в области организации здравоохранения. Передача из Москвы. Эфир 3 марта 2014 г.

 

 - Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, архимандрит Александр (Глоба). Здравствуйте, отец Александр.

 

 - Здравствуйте. Мир и Божие благословение, дорогие телезрители.

 

 - В первый день поста мы говорим о Великом посте.  Напоминаю, что вы можете позвонить нам в студию и задать любые интересующие вас вопросы. Телефон в Москве: 8 (495) 781-49-54.

Отец Александр, расскажите о таком явлении как пост. Какие виды поста бывают, какие главные цели поста?

 

 - Пост - это время усиленной молитвы. Сегодня в нашей Святой Матери Церкви существует очень много проблем, за которые нужно, прежде всего, молиться Господу. Всем известны процессы, которые происходят сегодня на украинской земле, поэтому Святая Церковь благословила особую молитву. Она короткая, и я хотел бы со всеми телезрителями почитать, помолиться Господу и таким образом начать тему поста. Называется она «Молитва о мире на Украине»: Всевышний Боже, Владыко и Содетелю  всея твари, наполняяй вся величеством Твоим и содержаяй силою Твоею.

К Тебе Великодаровитому Господу нашему припадаем, сердцем сокрушенным и усердною молитвою о стране Украинстей, распрями и нестроениями раздираемой.  

Премилосердый и Всесильный, не до конца гневайся, Господи! Буди милостив нам, молит Тя Твоя Церковь представляющи Тебе начальника и совершителя спасения нашего Иисуса Христа. Укрепи силою Твоею верныя люди в стране Украинстей, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим божественным, да уразумеют Твою истину, умягчи их ожесточение, утоли вражды и нестроения на страну и мирныя люди ея воздвизаемая, да все познают Тебе, Господа и Спасителя нашего. Не отврати лица Твоего от нас, Господи, воздаждь нам радость спасения Твоего. Помяни милости, яже показал еси отцем нашим, преложи гнев Твой на милосердие и даждь помощь Твою народу украинскому, в скорби сущему.

Молит Тя Церковь Русская, представляющи Тебе ходатайство всех святых в ней просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, от лет древних покрывающия и заступающия страны наша. Возгрей сердца наша теплотою благодати Твоея, утверди волю нашу в воли Твоей, да якоже древле, тако и ныне прославится всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Помолимся об упокоении душ усопших рабов Божиих, в братоубийственной смуте на Украине убиенных и еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному. Аминь.

Вообще, тема поста, прежде всего, связана с молитвой. Сейчас мы вместе с вами помолились об этой трагедии, которая действительно раздирает украинскую землю. Это является примером того, что в эти постные дни мы должны молиться друг о друге. Пост - это аскетическая практика, которая состоит из воздержания тела от пищи животного происхождения, скоромной пищи.  В пост благословляется определенная пища, которая не содержит животный жир. Пост - это особое время, когда наша душа воздерживается от злых помыслов, дел, слов, это время сугубого покаяния, сугубого молитвенного делания. Мы должны помнить, что в православной традиции пост является особо действенным и спасительным средством для того, чтобы стать ближе к Богу. Наша жизнь настолько пропитана духовно грязными вещами, мыслями, делами, что нужно какое-то время, чтобы очистить себя от этих вещей, веществ, свойств человеческой души, чтобы дух тяготел к Богу, душа питалась от духа, а тело питалось от души и чтобы эта стройная духовная иерархия не нарушалась и не повреждалась.

Для этого Церковь и благословляет особое время постов, время очищения, время приближения к Богу, когда мы начинаем замечать тех людей, которые находятся наиболее близко к нам, которые нуждаются в нашей помощи, поддержке, молитве. И вот как раз это благословленное Церковью время называется постом. Мы не должны, конечно же, под постом понимать только гастрономическое воздержание. Условно говоря, пост делится на пост физический, или гастрономический, когда мы воздерживаемся от определенных видов пищи, когда мы принимаем какое-то определенное количество пищи, меньшее, чем могли бы принять в простые дни, когда мы выбираем определенные виды пищи, когда эти продукты не стоят очень дорого.

Иначе что же это за пост, если человек не замечает тех людей, которые находятся в детских интернатах, не замечает того, что есть хосписы, что в храм Божий приходят люди, которые нуждаются в нашей помощи и просят какую-то копеечку, но люди часто не дают, но идут в супермаркет, чтобы купить себе корзину постной еды на 10-20 тысяч, чтобы ублажить свое состояние поста. Святые отцы говорят, что это не идет на пользу. Тогда уж лучше съесть непостную пищу - и подешевле, и подкрепить себя, если человек нуждается. Но мы должны  особенно в это время, когда мы готовимся к Пасхе Христовой, Воскресению Христову, подготовить себя определенным образом: очистить чувствия свои. Пост как раз и предназначен для этого.

 Прежде всего, мы должны вычленять главное, что такое пост. Мы помним, что есть в нашей Церкви великий подвижник, Иоанн Златоуст, который говорил: «Ошибается тот, кто считает, что пост - лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похоти, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Этот святой отец указал нам, как надо соблюдать пост. Не нужно мучить себя днями воздержания от пищи, честнее сказать, особенной грубой диетой, или голоданием. Это не является постом. Когда человек не молится, а не употребляет воду, продукты питания и думает, что он тем самым постится, это абсолютно не пост. Должны об этом помнить люди, которые курят, которые страдают алкоголизмом, которые являются наркоманами. Если они в дни Великого поста не бросают курение, не воздерживаются от употребления алкоголя, тяжелых и легких наркотиков, то должны помнить, что этот пост не вменяется им в пост. Даже если они пытаются помолиться, то у них ничего не получится, потому что Господь таких людей не слышит. Был цикл программ, посвященных состоянию людей в пост, страдающих алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, азартными играми. Так, особенно в это время они должны оставить это пагубное действие, которое пагубно влияет на душу, тело, внутрисемейные отношения.

 

Звонок телезрителя, Волгоградская область: Здравствуйте. Батюшка, акафист Иисусу Сладчайшему, икос 4-й. Там есть такие строки: «Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю; Иисусе, преисподних потребителю». Не могли бы Вы объяснить эти строки?

 

 - Акафисты в дни Великого поста не читаются. Читается особый канон в первые дни Великого поста, особенно совершается суточный круг богослужений, исключая Литургию, читаются Изобразительны вместо Литургии, кроме времени, которое необходимо для совершения Литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается в среду и пятницу. Акафисты все-таки читаются до поста и после поста. Здесь необходимо вспомнить, что  сам пост, прежде всего, должен быть направлен на молитву, а акафист - тоже молитвословие, но более праздничное. Этот акафист читается при подготовке к Причастию, но не в великопостные дни.

Здесь сказано о догматическом учении Церкви: об Иисусе Христе, о том, как Он воскрес, снисшел во ад, о том, как Он освободил праотцев. Таким образом происходит манифестация учения Церкви. Это догматическое обоснование церковного учения нашего спасения. Основано на апокрифах, первых христианских источниках. Это глубокая богословская тема, так просто ее не раскроешь, вместе с тем она не является прямой темой нашей сегодняшней беседы.

 

 - Расскажите, пожалуйста, о целях поста.

 

 - Цели поста естественно вытекают из тех процессов, о которых мы рассказывали, из классификации поста: телесный, физический пост, гастрономический пост. Также пост душевный, сензитивный пост, связанный с органами чувств, все, что с этим связано - театры, увеселительные заведения и мероприятия - в пост отлагается. Все это отвлекает нас, здесь задействована высшая нервная деятельность, которая находится в праздности. Если смотреть на неврологическом уровне, физиологическом уровне высшей нервной деятельности человека, все это является очень сильными сигналами, стрессовыми актами для высшей нервной деятельности. Это является отвлекающим моментом, когда человек должен успокоиться, привести свои чувства в порядок.

 Что это значит? Это значит - настроиться на определенную физиологическую волну. Если смотреть на приборе, измерять биоритмы головного мозга: когда человек молится, они ровные, бета-волны, альфа-волны, гамма-волны, находятся в пределах физиологической нормы. Когда человек получает очень сильные раздражители - различные увеселительные мероприятия, крики, смех, эмоции - происходит нарушение нормальной функции головного мозга. Когда происходит это нарушение, человек перестает быть восприимчив к духовной составляющей, человек забывает Бога, человек забывает помолиться, он не хочет что-то делать. Мозг настолько привыкает к этим раздражающим факторам, что ему хочется еще. Он получил определенный заряд, получил выброс катехоломинов, адреналина, эндорфинов. Это приятно телу, приятно мозгу, и человек получает маленькую дозу наркотика. Когда это происходит, человек перестает замечать духовную составляющую нашего бытия. Человек не хочет молиться.

Молитва - это усиленная работа, усиленное обращение к Богу. Мы должны послать Ему наше обращение и, в принципе, если наша высшая нервная деятельность находится в нормальных пределах, должны получить ответ: чувство удовлетворения, чувство прощения. Когда человек живет о Боге, когда человек соблюдает пост, когда человек очищен, к чему и призывает пасхальный канон, тогда и есть определенный духовный  результат. Когда же человек живет душевной жизнью, на эмоциях, на театральности, все это отдаляет человека от Бога. Поэтому здесь Церковь призывает людей особенно воздерживаться от всех этих вещей. Когда мы гонимся за второстепенным, мы пробегаем самое главное. Когда водитель любит полихачить, он перестает замечать предупреждающие, запрещающие знаки, и очень часто он пролетает поворот. Увлекшись этой быстрой ездой, он теряет главную цель, куда он ехал. Так вот и в духовной жизни происходит что-то подобное, когда человек начинает заниматься второстепенными делами, он теряет главное.

 

 - То есть душевное отвлекает от духовного?

 

 - Да, обязательно. Пост призван помочь побороть нам свои духовные немощи, различного рода страсти, нелюбовь к Богу, нелюбовь к ближним. Духовный пост - это всегда благословенный период напряженной работы и усиленной молитвы к Богу. Когда эти три составляющие соединяются в одно, тогда получается идеальная система: человек может обратиться к Богу и получить просимое. Сам Господь Иисус Христос говорил, что «вы просите, но не верите, когда просите». Потому что отвлекаемся на различные житейские моменты, на житейские ситуации, когда мы вроде бы и обратились к Богу, а на самом деле часто бывает, что мы не верим в то, что Он есть. Мы по привычке обратились, попросили, это не больше, чем идолопоклонство. Бог - это Дух, и мы должны жить духовной жизнью, быть духовно ориентированы, духовно настроены. Для того, чтобы с Духом, с Богом  общаться, мы должны быть сами духовными. Необходимо созидать в себе духовную составляющую поста.

Отсюда и вытекают определенные цели поста.

 

Звонок телезрителя: Добрый вечер. Я хотел бы узнать о понятиях «исповедь» и «покаяние». Покаяние подразумевает изменение. А человек скажет: «А зачем мне меняться?» Исповедуется, причащается. А покаяния как такового нет.

 

 - Исповедь - это Таинство, которое заповедано Самим Господом Иисусом Христом. Покаяние - это наше личное качество. Исповедь - то, что предоставляет нам Церковь, то, что соединяет нас с Богом, примиряет нас с Богом, а Таинство Покаяния - это наше личное Таинство, которое исходит от души, от сердца. Каяться - отбросить ту защиту, которая защищает грех, оголить свою душу, которая бывает очень черствой. Покаяние - это окаять ее, оголить ее, сделать доступной для Господа Иисуса Христа, чтобы Он увидел ее и исцелил. Греческий термин - «метанойя», превращение, переформатирование взгляда греховной жизни на правильный. Когда человек стреляет в одно место, то со временем он научается стрелять в цель. Смысл христианской жизни - научиться стрелять в цель. Грехи - это ошибки, промахи.

Поэтому мы должны помнить: чтобы прийти к чувству истинного покаяния, мы должны видеть главное - соединяемся ли мы с Христом или нет. Если человек подходит к этому формально, Сам Христос сказал, что никакой пользы ему это не принесет. Мы должны сами знать, формально мы подходим к этому или нет. Священник читает разрешительную молитву, священник имеет ключи от Царства Небесного посредством этого Таинства. Священник с верой, когда произносит эту молитву на разрешение грехов, эти грехи как бы отсекает от человека, то есть он направляет человека в правильное русло. Таинство Исповеди всегда сопряжено с Таинством Причастия, Евхаристии, когда человек должен омыть эти грехи Кровью. Священник вынимает частички о здравии, упокоении, омывает, среди этих частичек есть имя того человека, который пришел, подал записочку, который покаялся. Частички омываются видимым образом Кровью Христовой, все грехи стираются. Если человек сделал это искренне, то, соответственно, они с него смываются. Если с какой-то другой целью, то ответственность лежит на человеке, который это сделал.

 

 - То есть, будет ли результат, зависит от человека?

 

 - Конечно. Что такое Церковь? Это организм, в котором и тот, кто кается, и тот, который прощает грехи, это как омоложение клетки в организме, есть ферменты - священники, которые позволяют клетке омолодиться. Омолаживаться клетке или превращаться в какую-то чужеродную клетку в организме - это уже качество того человека, который хочет покаяться. Здесь такая система, она вполне стройная и увязывается с той системой, которая была сказана апостолам Христом: «Все вы являетесь членами одного тела». Христос - глава этого тела.

 

Звонок телезрительницы: Здравствуйте. Есть люди, которые по разным жизненным обстоятельствам становятся бомжами. Я их не виню, они могли быть и жертвами. Мне их очень жалко. Но если такой человек зашел и сидит в подъезде, его жаль выгонять на мороз, но в подъезде они гадят. Я не могу понять, как быть.

 

 - Спасибо за вопрос. Если Вы видите, что ночью лежит человек и Вы ничего  не можете сделать, пусть переночует. Если сделал то, что Вы сказали, что сделаешь: нужно или убрать, или позвать уборщицу, чтобы она убрала. Чтобы это не носило закономерный длительный характер, необходимо обратиться к участковому милиционеру, необходимо обратиться в службу социальной помощи, она есть в любом регионе, то есть приложить определенные усилия. Плакаться здесь нет смысла, потому что, к сожалению, не только у Вас эта проблема, это бывает и в нашем подъезде, где я живу, это бывает во всех подъездах, где живут люди. Мы должны относиться с уважением к этим людям, если можете, хлебушка вынесете, водички теплой, чая в стаканчике. Не нужно осуждать этих людей. Всякое может быть, и с нами может непонятно что случиться. К людям надо относиться по-людски. Если видите пьяного человека, скорую вызовите, полицию вызовите. Страшного ничего здесь нет. Главное - не оставлять человека одного. Таким образом мы поможем избежать ему более грубых последствий, предотвратим воровство, убийство.

 

 - Давайте вернемся к целям поста.

 

 - Первая цель поста - подчинение тела духу, то есть восстановление иерархии духа и тела, о чем мы говорили.  Дух питается от Господа, душа питается от духа, а тело питается от души. Цели поста - умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, молитва, отношение к ближним, к Церкви, воспитание своей воли: мы можем съесть определенное количество пищи, встать из-за стола немножечко голодными, не нужно вставать  из-за стола с чувством переедания, это очень отвлекает от молитвы, от Бога. Мы должны помнить, что особенно во время поста должны вычитывать утренние и вечерние молитвы, молитвы в течение дня, от этого никто не освобождается. Бывает, люди страдают сахарным диабетом, другими различными заболеваниями, когда они нуждаются в употреблении непостных продуктов. Церковь благословляет этих людей употреблять эти продукты. Мы не воюем со здоровьем людей. Мы приводим людей к Богу. Если люди нуждаются в определенной диете, которую назначил врач, то пусть они придерживаются нужного стола. Нам нужно направить людей на чувство покаяния, то есть вспомнить о своих грехах, мы должны привести людей к чувству молитвенного созерцания, к тому, чтобы люди побольше узнали о Боге, хотя бы в это время.

Существуют различные каноны, уставы, которые были написаны в идеальном обществе  монашествующих. Но нельзя подводить людей под церковные каноны, которые были написаны много сотен лет назад и регламентировали жизнь тех людей, которые жили в том идеальном обществе. Так, говорить о том, что в пост человек должен воздерживаться даже от рыбной пищи, то есть два раза рыбу в пост по Типикону, в Благовещение и Лазареву субботу. Сейчас в некоторых российских, украинских монастырях бывает, что в пост благословляют братии рыбу. Здесь выступает главенство здравого смысла. Это не жаркая Палестина, когда человек съел немного хлеба и оливок. Вообще, оливки - большой деликатес, самая дешевая банка оливок стоит, наверное, 30 рублей, самая дорогая - до 500 - 1000 рублей. Сильно не попостишься. Дешевле купить курицу или недорогую рыбу и таким образом поддерживать себя.

Конечно, мы должны помнить о том, что существует такое понятие как чревобесие, чревообъедение, гортанобесие, когда человек хочет побаловать свои органы чувств различными яствами, когда человек покупает различные продукты питания, услаждает себя, услаждает свой вкус. В пост необходимо от этого воздерживаться.

 

Звонок телезрителя: Здравствуйте. Батюшка, Вы говорили, что Господь не слышит тех, кто курит. Но в Евангелии Господь говорит, что пришел спасти не праведников, но грешников.

 

 - Оправдывать себя можно сколько угодно. Господь пришел к грешникам не для того, чтобы грешники продолжали дальше грешить, а для того, чтобы грешники каялись, оставляли свой грех. Как только человек начинает жить со Христом и начинает бороться со своей страстью, а курение - это страсть, тогда Господь и помогает этому человеку. Когда Христос пришел, было очень много блудниц, очень много грешников. Но Господь прощал тех грешников, которые обращались к Нему за помощью. В Евангелии сказано, что когда Он пришел в определенное место, то не исцелил ни одного человека, потому что в тех людях не было веры. И когда человек ставит такой вопрос: Господь пришел, я курю, я грешник, Господь пришел ради меня. Да, ради тебя, если ты приходишь к Нему с открытым сердцем, с открытой душой и готов измениться, то есть у тебя должно произойти покаяние, метанойя, чтобы ты изменил формат и образ своего мышления, отношения к Богу. Вот тогда Христос помогает. Но Христос не приходил к тем людям, которые, зная, что Он пришел, уходят от Него и оправдывают себя. Это порочный и неправильный способ мышления, это грех.

 

 - Отец Александр, расскажите об этапах вхождения в пост.

 

 - Церковь благожелательно и благонамеренно входила в святой пост. За три недели до поста была мясопустная неделя, потом масленица, потом сыропустная неделя и заговение на пост. Человек потихонечку отсекал определенные продукты питания для того, чтобы ему было легче входить в пост. Были сплошные седмицы, когда человек запасал определенное количество питательных веществ, минеральных веществ, которые  находятся в мясе. Если человек живет, воздерживаясь, не употребляя очень много питательных продуктов - мясных, различных колбасных деликатесов - то он не зависит от них и может легко от них отказаться. Когда человек потребил это количество питательных веществ, минералов, витаминов, он все это запас в себе. Потом происходит отказ от мясных продуктов. На Масленице, или Сырной неделе, человек употребляет все продукты питания, исключая мясо, то есть яйца, сыр, молоко, масло. Он берет оттуда самые полезные вещества и готов вступить в это время покаяния.

Пост подобран очень физиологически, поскольку в течение этого времени запас питательных веществ как раз расходуется. Не переедая, можно вести среднюю христианскую жизнь, в отношении гастрономического поста. А вот духовная, душевная часть должна быть усилена. Очень часто бывает, что люди работают на трудных производствах - металлурги, водители автобусов, метро, летчики, люди, которые укладывают дороги, рельсы, шпалы - сильно попоститься не могут, у них не будет сил, не будет продуктивной работы, КПД их действий будет равен нулю. Церковь к этому относится объективно. Таким людям послабляется гастрономический, физический пост. Вместе с тем у них возрастает составляющая духовного, душевного поста. Церковь просит отказаться их от курения, от алкоголя, от наркотиков, от супружеских обязанностей, рекомендует воздерживаться. Мягкий плавный подход к посту.

 

Звонок телезрительницы: Здравствуйте. Когда начинается пост, моя дочь сразу начинает посещать театр, какие-то увеселительные заведения. Она живет с человеком, который был женат четыре раза. Дочери 28 лет. Что мне делать?

 

 - Церковь благословляет людей, если есть такие отношения, бросить греховную жизнь, вернуться в дом или же жить отдельно, и плотские утехи, различные душевные увеселения Церковь рекомендует бросить. Если человек нецерковный, пока не нагуляется, не образумится. Поэтому матери остается молиться, самой ходить в храм Божий. Прежде всего, это ошибка матери: воспитательный процесс был упущен. У человека нет ответственности перед своей совестью, перед самим собой, перед Богом и Церковью. Для этого человека не существует авторитетов - ни духовных, ни физических. Конечно же, мы молимся за таких людей, но мать должна сама молиться, должна нести бремя поста, потому что пост - это время, когда человек отказывается от чего-то ради Господа. И Господь, когда человек это делает с чистым сердцем, слышит и помогает таким людям.

 

 - Отец Александр, если человек начинает пост и ему становится очень тяжело, у него начинает болеть голова, становится плохо, как ему быть? Перестать поститься?

 

 - Такие физиологические нарушения, реакции происходят у людей очень часто. Во-первых, люди начинают менять свой метаболизм: люди ели колбасу, и в Сырную неделю ели, и в Мясопуст ели, и в Мясоед ели, и продолжают есть. Посмотрели по телевизору, оказывается, пост. Решили поститься, не зная, что такое молитва, что такое духовник, что такое церковная жизнь. Перестают даже воду пить. Пост - это духовное средство, обоюдоострый меч, который может отсечь  плохое, но может рубануть и по хорошему. Поэтому к этому явлению нужно относиться с умом. Прежде всего, нужно возыметь духовника, спросить у него, прочитать молитву на пост вместе с Церковью, войти в этот пост нужно было по-церковному. Тогда таких явлений и побочных реакций со стороны организма не отмечалось бы.

Когда человек постится, он должен понимать, что организм - такое физиологическое устройство, где используются счетчики калорий. 70-тикилограммовый человек в повседневной практике сжигает в день  от 1500 до 2500 килокалорий. Применительно к монастырям, где писался Типикон, это была система, которая идеально вписывалась к тем монахам, которые там находились. Все они были суховатые, тощие, нуждались в малом количестве пищи и пития, всего того, что они принимали. Когда смотришь рацион, который был описан в Типиконе, это была идеальная среда, идеальный рецепт для их жизни. Им этого было достаточно. Они не выполняли большие физические нагрузки, когда бы сжигалось очень много калорий, когда организм начинал бы есть собственные мышцы, нервы, связки, потому что белок должен откуда-то браться. Если он не поступает извне, он начинает браться изнутри. Поэтому здесь человек должен подходить с умом. Если у человека масса 90 кг, а рост 170 см, то, конечно, такому человеку будет очень трудно поститься, потому что объем желудка растягивается до 5-ти литров, в желудке очень много рецепторов, которые имеют непосредственную связь с головным мозгом и которые будут давать импульсацию в головной мозг. Такие люди начинают очень много кушать. В пост они начинают обрубать привычную систему своего питания и начинают от этого страдать.

Это надо делать постепенно, чтобы эти рецепторы потихонечку уменьшались в количестве. Уменьшается объем желудка, уменьшается количество рецепторов. Такое вот физиологическое правило. Тысячу лет назад это правило знали только опытным путем. Сейчас мы научным опытом подтвержденных данных можем это доказать. Эти рецепторы прекрасно видны под микроскопом, мы прекрасно знаем физиологию. Поэтому человек должен входить в пост определенным  образом. Иначе могут случаться невролого-физиологические расстройства: человек может падать в обморок, может случится потеря сознания. Инсулин вырабатывается поджелудочной железой, а сахар не поступает. Люди, предрасположенные к сахарному диабету 2-го и 1-го типа, очень сильно ощущают на себе недостаток глюкозы.

 

Звонок телезрительницы: Здравствуйте.  Может ли кровоточащая женщина подходить к Исповеди и Причастию? У меня пьющий муж. Один день он может воздержаться, подходит к Исповеди. К Причастию он не подходит. Можно ли ему, воздерживаясь один день от алкоголя и табакокурения, подходить к Причастию?

 

 - Есть в жизни женщины естественные физиологические дни каждый месяц, когда она должна воздержаться, дома помолиться до очищения. Теперь о муже.  Если он не бросает пить и подходит к Исповеди, то Исповедь не носит какой-то лечащий характер. Человек должен приложить определенные усилия. Если усилий недостаточно, а здесь, по всей видимости, 3-я - 4-я стадия алкоголизма, рекомендуется обратиться не к священнику, а к врачу, который занимается лечением таких запойных людей - наркологу. Если возникнет необходимость применения каких-то лекарств - внутримышечного введения препаратов, которые блокируют потребность человека или тягу к питию, различным психолечебным техникам, то существуют различные стандарты, когда врач использует их в отношении таких больных. Тогда уже и надо заниматься душевной, духовной составляющей - Исповедью, Причастием. Здесь человек не чувствует ни своей вины, ни своей ответственности.

 

 - Отец Александр, расскажите об искушениях, которые могут быть во время поста.

 

 - Вы слышали, женщина звонила и рассказывала, что девушка загуляла. Такие искушения очень сильно нападают на таких людей. Бывает, люди входят прекрасно в пост, но в середине поста начинают испытывать искушения к физическим, эмоциональным потребностям, потому что они захотят новых ощущений.  Чувствия начинают очищаться, человек становится более восприимчивым к внешним раздражителям, восприятиям, он начинает все видеть в новом свете. Эндокринная система человека приходит в определенное равновесие и таким образом человек захочет в конце концов сорваться. В середине - конце поста люди будут особенно это ощущать. Человек должен знать, что эти искушения будут, это естественный закономерный процесс. Поэтому нужно особенно обращать на это внимание и не поддаваться на провокации со стороны нашего любимого организма, себя любимого и окружающих нас людей. Будем воздерживаться, особенно к середине поста, концу поста, чтобы достойно встретить Пасху. Именно об этих искушениях мы должны помнить.

 

 - Что делать человеку, если у него во время поста возрастает агрессия?

 

 - Дело в том, что надо посмотреть, как он постится, что он делает. Если человек не получает достаточное количество килокалорий, то их надо восполнить. Агрессия возникает у тех людей, у которых очень сильно вырабатывается кортизол, адреналин, неправильное соотношение между мужскими и женскими половыми гормонами, подскакивает тестостерон или наоборот подскакивают эстрогены. Здесь должна быть определенная система питания. Должен быть опытный духовник, но должен быть и врач-диетолог, который мог быть составить постное меню, чтобы правильно входить в пост. Человек имеет право знать постное меню в пост. Церковь с этим правом не борется: пожалуйста, составьте и пользуйтесь, это будет польза и для тела, и для души, и для духа. Человек должен к этому подходить рационально, не нужно чего-то стесняться, нужно пойти к врачу, священнику и попросить составить это меню, или рацион, и таким образом поддерживать себя. Допустим, человек с ростом 160 см и массой тела 90 кг будет получать недостаточное количество питательных веществ и будет агрессивным, злобным, мстительным, раздражительным. Поэтому кому необходимо, прибегать к правилу рационализации питания. Это естественные физиологические механизмы, они коррелируются, корректируются, и человек при достаточно успешном и правильном подходе к этому явлению адаптируется к посту. Молитва, правильный подход к жизни всегда помогают человеку в это время.

 

 - Отец Александр, хочу задать вопрос о церковных канонах в посте.

 

 - Существуют очень сильные церковные каноны, очень строгие. Существует 69-е Апостольское правило об обязанностях поста: если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или  певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствий от немощи телесной, да будет извержен; а если мирянин, то будет отлучен.

Сейчас, конечно, Церковь разрешает послабления. 8-е каноническое правило Тимофея Александрийского: пост установлен для усмирения нашего тела. Когда тело находится в смирении и немощи, ты должен принимать пищу и питие как можешь. Это касается и беременных женщин, пост для них послабляется.

10-е правило того же святого: нужно разрешать больному принимать пищу и питие, смотря по тому, что он может понести. Здесь говорится о послаблениях.

Духовник должен руководствоваться этими правилами, законными основаниями для того, чтобы усилить человеку пост, как епитимья, или же ослабить пост, если человек больной.

 

 - Спасибо большое. К сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

 - Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

 

 - А я напоминаю вам, что у нас в гостях был доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, архимандрит Александр (Глоба). Всего вам доброго. До новых встреч.

 

Расшифровка текста: Наталья Локтева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать