Социальные проблемы

4 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир от 3 декабря 2013 г.

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш) (иером. М.М.), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново.

Ведущий эфира – Денис Береснев.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Сегодня у нас в гостях клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). Здравствуйте, отец Макарий, прошу Вас благословить наших телезрителей.

- Дорогие телезрители, я очень рад сегодня с вами беседовать, для меня это всегда  радость и осознание чего-то очень важного, что мы делаем вместе.

 

- Спасибо большое. Сегодня мы говорим о социальных проблемах. Беседа наша проходит накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, и я бы хотел начать наш сегодняшний разговор с разговора об этом празднике. Не могли бы Вы рассказать о смысле этого праздника?

- Праздник этот достаточно хорошо всем известен: Пресвятая Богородица вводится в храм в раннем детстве. Праведные родители Иоаким и Анна приводят Ее в Иерусалимский храм в качестве девственницы, посвященной  Господу. Такой обычай был достаточно распространен в древнееврейском сообществе. И далее с этой юной девочкой происходят разные чудесные события, о которых нам повествуют наши литургические тексты. Этот момент входа во храм и отмечается завтрашним праздником.

Для каждого православного человека необходимо в очередной раз понять важность почитания Пресвятой Богородицы в Православной Церкви. Ведь люди, не знакомые с православием или, как это часто бывает, знакомые поверхностно, обнаружив, что икон Пресвятой Богородицы гораздо больше (хотя бы по разнообразию), чем икон Спасителя, увидев, что и в храмах икон Богородицы больше, такие люди начинают бросать предосудительные фразы в адрес Православия, не отдавая себе отчета в том, Она наша предводительница в общем движении ко Христу. Если Господь Иисус Христос – это Богочеловек, соединяющей в одном лице две природы: божественную и человеческую, то Пресвятая Богородица, Его Мать, которая дала ему человеческую природу – такой же человек, как все мы с вами. Она – представительница нашей стороны в церковном организме. Церковный организм, возглавляемый Богочеловеком, состоит из людей, и первый из них по времени и по своему месту в Церкви – Она. Именно по этой простой причине мы Ее помним, почитаем как Богородительницу, давшую человеческую природу Спасителю, и помогающую следовать Ее примеру и в нашей христианской жизни.

 

- То есть, Пресвятая Богородица – это представительница человечества, представительница Церкви?

- Да, Церковь включает в себя и свою Главу – самого Спасителя, и бестелесные, нематериальные субъекты – ангельский мир, и человечество, людей. И вот среди людей Она и есть первая по своей близости к Главе Церкви.

- Богородица – это идеал, а на практике все очень далеко от идеала, и сегодня хотелось бы поговорить о многих социальных проблемах, которые мы видим вокруг. Например, о проблеме социального неравенства, которая состоит в том, что многие люди живут в крайней бедности, едва сводя концы с концами, в то же время другие живут в чрезмерной роскоши. Почему такое возникает?

- Видите, мы с вами начали с Пресвятой Богородицы, Пресвятого семейства, в котором Она была воспитана. Ведь они тоже были небогатыми, а Спаситель, как мы знаем, был рожден в хлеву. Хорошо известно, что и сами эти люди, и среда, в которой они жили, были необеспеченными. Вспомним брак в Кане Галилейской, где даже не хватило вина, чтобы угостить гостей на свадьбе. И эти факты ни в коей мере, говоря языком современным, не были проблемой, ни у кого не вызывали отрицательных эмоций. Вспомним апостолов, которые были рыбаками, которых Спаситель - уже после своего воскресения - спрашивает, есть ли у них еда, а они отвечают, что нет, ничего не поймали. Вот их жизнь: ничего не поймали – значит, нечего есть. Когда мы говорим, что живем в крайней бедности, то честно должны признать, что последние десять лет в России, за время ее подъема из той ямы, в которую она угодила в девяностые годы, у нас все-таки такой ситуации нет. Я живу в Иванове, городе, гораздо более бедном, чем Москва. Достаточно сказать, что люди в большом количестве из Иванова ездят работать в Москву, вынуждены идти на такое неудобство, и все же я видел бедность в одном единственном случае – когда речь идет о пьянстве. Когда пропивают все, что есть, а бабушка прячет от внуков свою пенсию с тем, чтобы купить поесть маленькой правнучке. Да, такие страшные случаи я видел, но только по одной причине – это пьянство. И в этом виноваты мы, общество, потому что таких родителей надо было давно лишить родительских прав, сделать опекуншей бабушку или принять какие-то другие меры. Наша же позиция – пусть сами все решают. Эти события социального мира, материальных лишений во многом зависят от отношения к ним общества, но также от существующих законов и того, как эти законы приводятся в исполнение. Иными словами, мы, жители России, наша политическая воля, социальная и гражданская активность вполне способны преодолеть те негативные явления, что мы видим, с тем чтобы люди жили лучше. Хотя лучше – это не значит, что одинаково и что всех подстригут под одну гребенку и выстроят в две шеренги, как в концентрационном лагере.

 

- Продолжая разговор о богатстве: в Евангелии есть слова, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное, так значит, богатство   все-таки что-то нежелательное?

- Да, интересная и правильная цитата, здесь есть над чем внимательно подумать и разобраться. Прежде всего, посмотрим на саму метафору – верблюд, который никак не может пролезть сквозь игольное ушко. Евангелие, как и любой серьезный текст, всегда содержит осмысленные метафоры, например: корабль, который плывет по морю, пастух, который пасет овец, и так далее. Почему же вдруг верблюду надо лезть в игольное ушко? Для современного человека здесь какой-то необъяснимый парадокс, а между тем для слушателей Спасителя эта метафора была понятна, поскольку игольное ушко – не что иное, как узкий проход между домами, ворота в городской стене, вход в улицу. Верблюд, который идет по такой улице, не животное из зоопарка, а транспорт того времени, он тащит на себе тюки, которые висят по обеим сторонам горба, и он, разумеется, никак не может протиснуться в этот узкий проход. Такая вполне реальная картинка. Что же тогда делать с этим бедным верблюдом? Его разгрузят, будут вынуждены снять с него эту поклажу, чтобы он смог пройти. Так и человеку, имеющему намерение двигаться по своему христианскому пути, надо снимать с себя ту или иную поклажу, которая его отягощает. Ведь уходя из этого мира, мы не берем с собой такой багаж этого мира, как: ум, сила, красота, богатство, - все это мы оставляем, и только тогда у нас появляется возможность протиснуться и войти в узкие ворота. Вспомните: подвизайтесь пройти тесными вратами, а широкие врата ведут к погибели. Также и сам контекст беседы, в которой Спаситель дал ответ этой метафорой о верблюде и игольном ушке. Ученики спрашивают Его, неужели даже богатый не может спастись и даже богатство не помогает человеку избавить себя от проклятия смерти? Для традиционного взгляда было характерно, что богатство – знак Божьего благословения. Если человек богатый, он хороший, если бедный - ничтожный. Вспомните книгу Иова - самое характерное отражение этого взгляда. На что Спаситель отвечает: невозможно спастись человеку, но Богу возможно. И это независимо от того, богатый человек или бедный, но если он отдает себя Богу, идет путем, который предписал ему Спаситель, у него такая возможность появляется. Богатство само по себе не цель, а средство, как и все наши силы, ум, действия, совершаемые добрые дела - лишь средства нашего восхождения, следования Спасителю. Среди евангельских персонажей мы видим достаточно людей, например: праведного Никодима, Иосифа Аримафейского, которые были весьма обеспечены, но нигде не видим духовного ущерба, который они несли бы по сравнению с бедными галилейскими рыбаками.

 

- То есть, смысл не в богатстве и бедности, а в отношении к ним?

- Совершенно верно, в использовании этого богатства. Богатство аще течет - писал псалмопевец, - не прилагайте сердца. Сердце должно быть отдано Богу, а богатство использоваться лишь как материальное средство к добру.

 

- Почему же тогда в нашем обществе сохранилось такое предубеждение к богатству?

- К сожалению, это предубеждение, а иногда и хуже – наследие советской эпохи. Вспомним традиционное российское общество или любое другое традиционное общества, мне приходилось жить за границей. Например, мой сосед взял кредит, открыл магазин, через три года расплатился с кредитом, затем построил еще магазин. Какое у меня к нему отношение? Во-первых, я рад вместе с ним, за его материальный успех. Но если я начну спрашивать, почему у него столько денег, где он их взял -  это совсем не мое дело, но только его, его бухгалтера и налоговой службы. Это нормальное отношение людей к материальному богатству. Что произошло в 1917-ом году, мы с вами прекрасно помним. Классовая ненависть была тем инструментом, которым была разрушена Россия. Так же точно, как расовая ненависть была инструментом успеха нацистов, классовая -инструментом успеха большевиков. Большевиков с Божией помощью больше нет, а шрамы на душе народа в виде остатков классовой ненависти сохранились. Конечно, есть люди нечестные, и, как говорит наш президент Владимир Владимирович Путин, вор должен сидеть в тюрьме, но это уже вопрос не экономический, а юридический. Если же человек трудится и в результате свой деятельности, предприимчивости, активности получает материальное вознаграждение, то это не имеет никакого отношения к криминальной деятельности, а в нашем сознании все это замешивается на зависти и той самой классовой ненависти, и тянет нас назад.

 

- Получается, если человек осуждает предприимчивость, он остается в своем, так сказать, болоте и еще считает себя совершенно правым?

- Совершенно верно, грех замешивается на грехе и цементирует негативную обстановку, нежелательную ни для него самого, ни для его соседей, ни для нации в целом, а на этом играют враги нашей нации, люди, что пытаются подорвать успех российского общества.

 

- Один из важнейших институтов общества, институт семьи, тоже испытывает проблемы.

- Семья – не только институт, на который опирается общество, в первую очередь это малая Церковь. Прежде всего семья – это храм и школа любви, ее крепость, и в результате именно этих качеств, на нее и может опереться общество. Семья, конечно же, испытывает удары со стороны внешних трудностей: материальных, социальных, юридических. Возьмем к примеру: одинокая мать растит ребенка и получает от государства пособие. Находится мужчина, который готов на ней жениться, но он тоже небогатый человек, и вот она говорит, что если выйдет за него замуж, то потеряет пособие, и как же тогда они будут жить. Такое законодательство становится фактором, разрушающим семью, и надо постараться создать иное, которое не лишало бы льгот людей, вступающих в брак.

Но это внешняя сторона, а есть и внутренняя, которая мешает браку - некие личные качества, которые люди утрачивают, и недобрые, что приобретают, вот, что мешает семье стать храмом любви и малой Церковью. Это уже массовый процесс, и борьба против него должна быть на другом фронте – духовном. Прежде всего, стоит вспомнить, что семья состоит первоначально из мужа и жены, которых соединяет любовь, мужчина и женщина – это пол, но мы не отдаем себе отчета, что это означает половины одного целого. Половины, но они разные. Так как муж обладает качествами, которые не присущи женщине, а жена теми, которых нет у мужчины, они взаимодополняют друг друга и могут создать устойчивый союз. Когда эти качества размываются, несчастная женщина вынуждена выполнять функции мужчины, а мужчина не приобретает мужские качества, а растрачивает их. Он так и остается старым мальчиком, являясь мужчиной лишь физиологически, но не духовно. Отсутствие мужества у мужчин приводит к внутренней нестабильности, шаткости брака. Женщина должна быть женственной,  мужчина мужественным – это норма. Здесь законодательными мерами не поможешь, здесь нужны меры воспитательные, просветительские и духовные, христианские меры - молитвенные, церковные.

 

- Из чего состоит мужественность?

- У мужественности много компонентов. Прежде всего, я бы сказал об ответственности за свои поступки. Ответственность не идет рука об руку со свободой. Когда мужчина достигает возраста девятнадцати-двадцати пяти лет и начинает спрашивать, а можно ли вот это, а можно ли то, это, разумеется, разрушительно для него. Примеров можно привести много, но вот один, который очень затронул меня. Молодая женщина двадцати с небольшим лет собиралась выходить замуж, у нее были очень теплые отношения со своим женихом, но в какой-то момент выяснилось, что его родители не поддерживают выбор, и тогда он начал сомневаться и вихлять. Я пытался посодействовать, убедить его, что раз это его невеста и нет веских причин, мешающих браку, почему он должен так странно обращаться со своей невестой. Однако сама невеста сказала мне о том, что если уже сейчас жених начал колебаться, то стоит ли ей выходить за него? Ведь подобным образом он может поступить и в браке, когда уже будут дети. В результате эта ситуация развалилась, и брак не состоялся. Этот мужчина, уже не мальчик, оказался не готов к браку, а точнее неспособен к браку, ведь подготовиться еще возможно. И таких мужчин, неспособных к браку не только в 25, но и в 35, и в 45 лет, у нас предостаточно.

 

- Как приобретается способность к браку?

- Приобретается жизненным, молитвенным и духовным опытом, осознанием своего места в будущей семье, стране, обществе и перед лицом самого Господа. Воинская служба этому очень содействует, но она не панацея. Кто был на правильном пути, тому армия поможет, тому, кто не был, не очень. Основные христианские качества – осознание своего стояния перед лицом Христа, верность Христу. Когда мужчина осознает эту верность и реализует в своем поведении, тогда слово у него не расходится с делом, а воля соизмеряется с нравственными критериями, направляя к поступку, и он его совершает, а если не совершает, то не ищет оправданий, а ищет возможность исправить дело. Если в таком режиме он живет начиная со старшего подросткового возраста, продолжая  и юношескими годами и завершая созреванием, и если подростков с 13-14 лет и юношей воспитывать как мужчин, то к 23-24 годам они станут мужчинами.

 

- Наверное, корень причины, почему распадаются браки и почему молодые люди не так охотно вступают в брак, в отсутствии этого духовного созревания.

Безусловно, это один из ее корней, но только один. Чем глубже мы уходим в поисках причин, тем труднее их искать. Например, говорят, что нынешние молодые люди плохи, потому что они только сидят у компьютера. Зависимость, одержимость компьютерными играми – это, безусловно, плохо, но это лишь симптом, симптом ухода от реальности. Вместо того чтобы трудиться в этой реальной жизни, сталкиваться с трудностями, с конфликтами, преодолевать их, совершенствовать свою волю, свою верность Господу, вместо этого – компьютерный мир, точнее, дурацкий мир, реализованный посредством компьютера. Но если он живет в этом дурацком мире с восьми лет, то к двадцати четырем годам это уже полный дебил. И даже осознав в 24 года, что он на неправильном пути, -  а я таких людей часто встречаю – ему будет весьма трудно развернуться, потому что это уже въелось в душу. Мало того, он даже может стереть компьютерные игры, жениться на девушке, у него родятся дети, но тут и начнутся, так сказать, ухабы на дороге. Начнется буря на море, но готов ли такой человек стать капитаном корабля, который проходит через бурю? Нет. Семья начинает разваливаться, и он принесет несчастье себе, жене, своим детям и всем окружающим.

 

- Мне кажется, что таким уходом от реальности может быть даже духовная жизнь, в ее извращенном понимании.

- Совершенно верно, кто-то начинает выстраивать себе искусственное псевдохристианство, псевдоправославие, мне даже пришлось написать книжку с таким заголовком - «Псевдоправославие». Христианство и Церковь – это реальность, реальность богочеловечества и человека, который идет по земле, глядя в Небо. Но ничего не стоит взять «картинку» христианства и построить за ней свой собственный, «дурацкий» мир, такой же дурацкий, как компьютерный мир, но только с православными этикетками. В результате, молодые люди могут неправильно воспитываться  даже в православных семьях, и даже учась затем в семинариях. К сожалению, даже священнические семьи разваливаются, к счастью, их немного, но они есть. И это тоже потому, что мужчина в  физиологическом смысле так и не стал им в смысле духовном и социальном.

 

- В чем главное отличие истинного православия от псевдоправославия?

- В контакте с Церковью, неотрывности от церковного бытия. Когда человек выстраивает свою собственную вселенную, называя ее православной из собственных установок,  в основе лежит качество гордости, самомнения, и тогда существует опасность. Если человек приобщен к Церкви и вместо апокрифических историй про никому не ведомых «прозорливых старцев», каждую неделю читает обращение Патриарха. Если вместо разыскания чудотворных явлений и вещаний, читает «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», участвует в приходской жизни, погружен в жизнь Русской Православной Церкви, как она существует сейчас, тогда он в известной мере застрахован от этой опасности.

 

- То есть отличие в том, что человек может быть вписан в жизнь, а может быть одиночкой?

- Одиночка, то есть человек, который более склонен к одиночеству, не очень склонен к браку. Мы не должны забывать, что брак – это путь, путь большинства, но есть и путь меньшинства, который ничем не хуже брака, путь безбрачия, путь монашеский. Чисто арифметически вступающих в брак больше, но люди должны знать, что у них есть два пути. В IV веке была распространена идея о том, что там, где процветает девство, там процветает и брак. Потому что брак в таком случае переставал быть требованием, которое предъявляют молодым людям их родители, а становился льготой, привилегией. Если ты способен к браку, достоин его, то вступишь, если же у тебя иной путь, будешь жить в безбрачии, у тебя есть две возможности. И люди, склонные к одиночеству, не склонные к контактам с противоположным полом - а в этом есть и физиологическая, и социальная сторона и особенности характера - такие люди вполне могут себе с самого начала ставить целью монашеский путь. И это хорошо: должен быть осознанный выбор. Я иду в монастырь не потому, что у меня что-то неправильно, я на кого-то обижен, ведь и там меня могут обидеть, косо посмотреть, и я опять уйду? Одни и те же качества мужчины ведут его как к браку - отданию себя супруге, семье, так и к отданию себя монашеской общине, то есть напрямую Церкви.

 

- Еще одна социальная проблема, проблема патриотизма – уважения к своей стране, земле, государству. Многие стремятся уехать за границу, говоря, что там жизнь лучше.

- Это идеи весьма распространенные, но если сравнить сегодняшний день с тем, что было двадцать лет назад, в девяностые годы, сейчас они, конечно, гораздо слабее, хотя и остаются. В известном смысле для свободной страны и свободного общества это нормально: каждому дается возможность ехать туда, куда ему пожелается. Есть хорошие пословицы - «на чужом дворе трава всегда зеленее» и «там хорошо, где нас нет». Это раньше, уезжая, приходилось рвать все контакты со своей родиной, как это было со мной. Нынешние молодые люди могут ехать за границу учиться, трудиться, заработать немного денег. Лично я считаю, что в этом ничего плохого нет, мы не должны ставить им препятствия, наоборот, для их собственного развития – интеллектуального, профессионального, личностного – полезно поработать или поучиться за границей. Хотя бы знание двух-трех иностранных языков – уже положительное качество современного грамотного человека, и поучиться им – дело крайне важное.

При этом для молодого человека, который не имеет четкого взгляда на мир, на свой народ, собственную судьбу, идея отъезда за границу будет перемешиваться с собственными фантазиями или обидами. Если, например, не поступив в вуз, он обижен, обвиняет всех во взяточничестве, и потому намерен уехать, это уже детские фантазии, которым надо противодействовать. Если же юноша или девушка нормально воспитаны, трезво смотрят на свою страну, свой народ, на то, что такое наше национальное сообщество, то в таком случае я не вижу в отъезде за границу никакой угрозы или проблемы. Если же национальное чувство не воспитано, находится под спудом, подавлено, искажено, начинаются метания и даже личные трагедии.

В качестве примера расскажу запомнившийся мне эпизод с международным партнером, господином из Германии. Он сделал много доброго для нашей страны, проводил различные благотворительные акции, делал материальные пожертвования на развитие молодежи у нас в России. Как-то мы беседовали с ним о разных направлениях работы с молодежью, о том, что можно сделать для ее полноценного развития. Речь шла о благотворительности, творческой работе, спорте, и я упомянул патриотизм – развитие любви к своей нации, своему народу. Лицо моего собеседника вдруг резко изменилось, он помрачнел и сказал: «В нашей стране это невозможно, Вы должны понимать». Нашим русским людям надо сказать «держи, что имаши», то есть держи, что имеешь. Западная Европа, Германия, в частности, по сию пору несет страшное бремя поражения во второй мировой войне. Мы, приезжая в Германию, смотрим, какие там высокие дома и красивые поезда и говорим, как у них все хорошо, хоть они и потерпели поражение, а этой стороны не чувствуем, а это есть самая страшная сторона. Как и почему это получилось, почему сегодня германская молодежь не может воспитываться в любви к своей родине, к своему удивительному, уникальному культурному, духовному, и в том числе и христианскому наследию –особый разговор.  Но это трагедия германского народа и, я уверен, в целом всей Западной Европы.

 

- В нашей стране есть почва для патриотизма?

- В нашей стране никто не скажет, что патриотизм недопустим. В Германии же, как сказал мой собеседник, сам патриот, грамотный и разумный человек, он просто невозможен. Если мы можем сказать, что в целях сохранения семьи будем вести борьбу с половыми извращениями, то в Западной Европе это уже невозможно. Как невозможно сказать, что в целях укрепления народа и нравственного духа молодежи, надо укреплять свои патриотические основы.

 

- Каковы пути укрепления патриотизма?

Достаточно много: и школа, и Церковь, и государство, те меры, которые оно принимает, поддержка разных культурных направлений. Я бы добавил сюда то, что должны бы делать, но не делают - это забота о сохранении чистоты русского языка, противодействие разного рода искажениям, извращениям в прессе, печати, рекламе. Кстати, здесь мы можем посмотреть на примеры наших западных соседей. Знаю, что в Польше и во Франции существуют меры по сохранению языка.

 

- У нас, как я понимаю, принимаются законы, которые напротив размывают нормы, делают нормой то, что раньше ей не являлось.

- Пока, к счастью, подобных законодательных мер у нас нет, но де-факто в коммерческих, а может быть, и разрушительных целях мы видим вторжение в русский язык, его искажение и извращение, атаку на него. Я убежден, что в ближайшие годы Россия должна будет принять защиту русского языка в качестве одного из культурных приоритетов.

 

- Вы сказали, что школа является одной из платформ для воспитания патриотизма, но ситуация в школе сейчас тоже не вполне благоприятная и нуждается в оздоровлении.

- Образование, особенно среднее – это болевая точка, была и остается ей по целому ряду параметров. Я наблюдаю в нашем городе Иванове, что в одних школах состояние администрации, родителей, преподавательского состава близко к панике. В другой же завуч говорит мне, что у них ничего подобного нет, они держатся хорошо, хотя и много трудностей, связанных с реформами, неуклюжими административными требованиями, перегрузками учителей, недостаточной материальной стимуляцией. В результате такого дисбаланса хорошие сильные преподаватели уходят из школы куда угодно, а средняя школа оголяется, теряет свои кадры. Я убежден, что эти трудности можно преодолеть, например, недавно слышал очередное заявление Министерства образования и науки, что учителя должны быть освобождены от рутинной канцелярщины.

Мы должны понять, что Россия переживает трудный период, и в силу огромных пережитых бед, ее большой инертности и просто масштаба, трудности будут еще продолжаться достаточно долго. В  силу общей динамики мировой жизни нам вообще вряд ли удастся вернуться к спокойному, размеренному пути, но мы привыкнем, как привыкли ездить на машинах с высокой скоростью. В области образования и других сферах мы привыкнем к неизбежности перемен и их правильной отработке, и наша средняя школа тоже войдет в свое русло. Вызвать чувства паники и озлобления, неприязни, взаимного недоверия и отторжения – это цель наших врагов, видимых и невидимых.

 

- Это как бы первый шаг на пути к переменам?

- Перемены у нас все же к лучшему, и основная из них – падение большевизма, освобождение страны от ига безбожной власти. За границей это было хорошо видно. Русская Зарубежная Церковь в каждой ектенье произносила прошение «избавить люди своя от горького мучительства безбожной власти» - и вдруг в какой-то момент дьякон выходит и читает ее по-другому «о еже избавити люди своя от врагов видимых и невидимых» и затем объясняет, что безбожной власти уже нет. В скобках замечу, что американские священники Русской Зарубежной Церкви продолжали произносить ектенью по-прежнему и когда их спрашивали, почему они не следуют постановлению Синода, отвечали, что имеют в виду уже свою страну.

 

- Время нашей передачи подходит к концу, хотелось бы в финале подвести некий итог, назвать основные пункты того, что нужно для нормализации человеческой жизни.

- Думаю, правильный итог будет состоять из двух понятий. Одно – это просвещение, ликвидация невежества, безграмотности религиозной и социальной, начиная со средней школы и заканчивая пенсионерами.

Другое – консолидация, единство Церкви с народом, нацией. Церковь отделена от государства – это прекрасно, но Церковь неотделима от народа. Вот в это соединение Церкви и народа и направлен удар противника, который не хочет допустить, чтобы люди осознали, что, независимо от того, сколько раз они приходят в Церковь (или даже вообще не имеют православного исповедания), Церковь и христианство – реальность российской жизни. Реальность добрая, несущая счастье и благо всем жителям России, независимо от их вероисповедания. Это и можно рассматривать как нашу социальную цель, и она достижима.

 

- Спасибо большое, время наше подошло к концу и прошу благословить наших телезрителей.

- Господь всех вас благословит. С предстоящим праздником Введения Пресвятой Богородицы во храм, и Господь да дарует вам всевозможных успехов на ваших путях.

 

Гость передачи: иеромонах Макарий (Маркиш).

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать