Духовно-нравственное воспитание молодежи

30 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Москвы. Эфир 29 октября

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители.  В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях председатель комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при епархиальном совете   г. Москвы, кандидат богословия, кандидат исторических наук, священник Андрей Алексеев. Здравствуйте, батюшка.

Денис, здравствуйте. Дорогие друзья, приветствую вас.

По традиции программы, прошу Вас, благословите наших телезрителей.

Бог благословит нас на добрые дела. И укрепит в желании, в готовности трудиться и идти за Ним.

 

Тема нашей сегодняшней передачи – духовно-нравственное воспитание молодежи. Итак, тема очень серьезная, актуальная, не могли бы Вы несколько слов сказать о духовно-нравственном воспитании молодежи.

Знаете Денис, дорогие друзья, мы живем в мире, где люди, по слову преподобного Серафима Саровского, так далеко зашли с просвещением, что о том, что Христос жив, часто забывают. Я признаюсь вам честно, спохватываюсь, и мне бывает страшно стыдно за то, что я начинаю нередко какие-то дела, Бога в помощь не позвав. Но, спохватившись, я ощущаю  реально насколько сильна Его поддержка и участие в жизни. Говорю об этом не по -наслышке, потому что всякий священнослужитель, который занимается каким-то делом, по благословению священноначалия, испытывает эту поддержку. Не он совершает что-то, но через него Господь творит в этом мире удивительные действия. И это правда. Рассуждая о воспитании, тем более духовно-нравственном воспитании, мы должны понимать, что воспитателем является Сам Господь. Мы только помощники Его и все наши степени, все наши определенные регалии – это все, то, что очень условно в этом мире. Мы помощники Христа в том деле, которое Он совершает и нам помогает совершать для тех юных, которые идут за нами, потому, что сами ощущают в сердце призыв Божий.

Ну, а мы должны дать возможность им над чем-то задуматься и помочь, постучав в сердце, осознать, кто они такие, чьи они чада и в чем цель и смысл их жизни. Я радуюсь тому, что имею возможность быть Богу полезным. И совсем недавно мы открыли 7 чемпионат воскресных школ пол футболу. А через неделю, несколько дней назад, провели очередной 21 международный Покровский турнир, кубок святого князя Дмитрия Донского, по футболу. Где, по традиции, участвуют воспитанники воскресных школ и студенты духовных семинарий. Это мероприятие проходило на «Локомотиве», лучшем стадионе у нас в стране. И так было отрадно слышать из уст президента российского футбольного союза,  руководства РФС о поддержке Русской Православной Церкви в деле духовного–нравственного воспитания человека.

Речь идет, конечно, не о футболе как таковом. Это просто открытый урок по физкультуре воскресных школ. Но, это событие и мероприятие, куда стекаются молодые люди и девушки, которые поддерживают футболистов, которые вышли поиграть на футбольное поле,  для того, чтобы вместе провести это время и, пообщавшись друг с другом, иметь живое общение в других сферах. Многие из них приходят после Литургии, кто-то из них участвуют в самих службах, потому что есть студенты духовных семинарий. Кто-то в пути. И вот ребята, которые приходят из школ воскресных, среди них есть дворовые мальчишки, которые включились в жизнь этих команд и тренируются, приходят на молебны, на общение со священником. То есть не только на турнире, но и в процессе подготовки этих команд.

Приходят в храм за советом, пообщаться о каких-то важных вопросах жизни, крестик освятить. Этот турнир, возраст участников до 30 лет, есть исключение и постарше, но их несколько человек. А так, преимущественно, ребята по 20 с небольшим лет. Юность, общение, взаимодействие, но для нас возможность взаимодействия, возможность прививку в сердце сделать этим людям.

Мы выходим на рыбалку и не скрываем этого. Наша задача уловлять не мячи, а души человеческие. И знаете, я посмотрел, мы шли по аллее стадиона «Локомотив», и вот такая тянулась змейка многих молодых людей. Когда-то 13 лет назад, когда святейший патриарх Алексий благословил это направление работы, мы расчистили заснеженное поле, в районе северное Бутово, и сыграли первый матч.

И сейчас  очень воодушевляет то, что приходят ребята на подобные турниры в разных городах и странах. А потом, сыграв отборочные матчи, у нас есть свой регламент, свои условия, они приезжают в Москву. И 20 команд играют одновременно, это минифутбол, одновременно играют в четырех группах, где определяется победитель. И так трижды в году – Покровский, Сретенский и Пасхальный турниры. Покровский прошел, Сретенский будет 23 февраля.

А 24 февраля мы проводим уникальное мероприятие, которое имеет прямое отношение к воскресным школам. В течение 13 лет мы провели 13 фестивалей воскресных школ, в государственном академическом   музыкальном детском  театре имени Наталии Ильиничны Сац, на юго-западе Москвы. И постепенно в этом фестивале стали участвовать и студенты духовных семинарий. Они участвовали во втором отделении, выходя на сцену с проповедью, выстроенной так, чтобы человеку, пришедшему в зал, было над чем всерьез задуматься.

Потому что,  когда слова их уст будущего священника произносятся, осмысленные им, через сердце проведенные, это очень ярко воспринимается. Это не только традиционные песнопения, которые совершаются в исполнении основных хоров, это и театральные постановки. И 24 февраля будет 4 фестиваль творчества духовных школ г. Москвы и мы надеемся, что, как обычно, в этот день будет аншлаг. То есть людей настолько много, что они даже на ступенях сидят, чтобы поприсутствовать на этом уникальном мероприятии, где поднимается самый главный вопрос в жизни. И сцена используется как еще одно место для проповеди, потому что наша задача – вести людей ко Христу.

Сегодня уникальную возможность Господь дает Русской Церкви. Потому что процесс воспитания не ограничивается только партой в здании воскресной школы или тем местом, куда приходят ученики, чтобы заниматься, это может быть общеобразовательная школа, библиотека, иное место. Но это место, куда приходит человек свидетельствовать о Христе и эти дети, эти юноши – закваска этого мира, соль этого мира, необходимая для того, чтобы постепенно приводить этот мир в церковной жизни. Конечно тех, кто этого хочет.

Вот Вы спросили меня о воспитании и мне вспомнился один случай. Я сегодня буду в одной школе, по окончании программы, хотя будет поздно, но меня там ждут, я приду. Школы, где мы, когда-то проводили турниры и сейчас тоже иногда проводим. Я там познакомился с разными людьми, но среди прочих была одна женщина, почему была, потому что она скончалась недавно, прошу ваших молитв о новопреставленной Наталии. Мы с ней познакомились в этой школе, она работала в администрации, постепенно пришла сама к Церкви, как и многие другие за эти годы. Мужа привела, они повенчались, Дети узаконили свои отношения, обвенчались, ребеночка покрестили. А Господь посетил ее немощью и она, постепенно угасая, у нее рак, в 50 лет скончалась, отошла в мир иной. Вы знаете, отошла по христиански, до последнего в храм приходила, протереть что-нибудь, убрать что-то, с просьбой помолиться. И за считанные дни до смерти, Господь дал приехать к ней, пособоровать, исповедать, причастить. Это очень отрадно. Но ведь мы с ней познакомились на футболе! Вот вам и воспитание.

 

Вы сказали о воспитании учеников воскресных школ, учеников семинарий, а что касается воспитания молодежи, которая не относится ни к воскресным школам, ни к семинариям?

Мы открываем наши мероприятия для всех, но для того, чтобы выступить на наших мероприятиях необходимо, начать взаимодействие с этими школами, как-то общаться с этими молодыми людьми, войти в состав команд. У нас  есть команды, состоящие из очень разных молодых людей, в том числе и дворовых мальчишек. Но они вливаются в эти команды и постепенно становятся частью этой жизни. И эта жизнь становится для них значимой и интересной. Конечно, это происходит не сразу, но это правда, это то, чем мы живем в течение этого времени, это то, что нас воодушевляет и вдохновляет.

Мы реально ощущаем присутствие Божие в этом непростом, очень непростом процессе, потому что и внимание и контроль и направленность для нас более значимая и внутренне необходимая. Важно ведь не увлечься внешними победами. Мы учим молодых людей правильному отношению и к победе, и к поражению, и к себе, и к Родине, и к родителям, и друг к другу, и дисциплине и порядку. И чем лучше мероприятие организовано, чем качественнее оно проведено, тем больше желания в нем участвовать, потому что человек откликается на красивое. И хотя сегодня, в большинстве своем, дети очень неблагодарны, на этом этапе их жизни, но мы призываем их помнить и благодарить Бога и тех, кто уделяет внимание их воспитанию. Не то, что мы просим от них добрых слов, нет, но мы призываем их учиться благодарности, этому искусству. Это очень важно для самого человека.

Вместе с тем, мы живем сегодня в современном мире. И заговорив о духовно-нравственном воспитании, а мы ведем разговор в конце октября, поговорим о традиционной проблеме, которая возникает каждый год в эти дни. Проблема под названием хэллоуин. И я не могу  не сказать о том, что несмотря на распоряжение, подписанное руководством департамента образования г. Москвы в 2003 году о недопустимости  проведения в школах подобных мероприятий, имеющих откровенно сатанинский характер, хеллоуины проводятся. Да, здесь не присутствует сатана, в своем ярком проявлении, которое отпугнуло бы людей, но присутствуют его слуги. И на профаном уровне, это,  безусловно, ритуальное действие. Участники в костюмах вурдалаков, ведьм, упырей, колдунов и прочей нечисти – это наши дети и проводится все это, увы, к сожалению, в светских школах.

Это нарушение конституции, это нарушение законов об образовании в нашем Отечестве. Подобные мероприятия, которые пропагандируют, рекламируют носят проявления откровенно демонического характера, они недопустимы. И каждый год приходится сталкиваться с одной и той же проблемой, потому что обращаются родители, приходят сами дети. Каждый день я решаю определенные вопросы и где-то удается решить эти вопросы положительно и директора школ, внимая консультациям, которые мы даем, отказываются проводить подобные мероприятия. Но нередко бывает и иначе.

Сейчас мы готовим бумагу с обращением к руководителю департамента образования г. Москвы с просьбой о повторном обращении к директорам общеобразовательных школ и муниципальных учреждений о недопустимости участия детей в этом сатанинском действии. Вдумайтесь сами, это, безусловно, демоническое мероприятие, где детей в легкой форме, порой шутливой, вводят в пространство взаимодействия с реальной темной силой. И последствия от этого самые печальные. Есть потрясающие разработки, уникальные, они существуют, не нужно далеко ходить, они есть  в интернете, они есть у нас в комиссии по церковному просвещению.

И я приглашаю вас выйти на сайт «Воскресная школа.ру», где мы завтра разместим, сегодня идет подготовка, на официальном сайте комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при епархиальном совете г. Москвы, будет информация о хеллоуине, будут высказывания известных ученых, и отечественных и зарубежных о том, что совершается с человеком, участвующем в подобных действиях.

Давайте рассуждать совсем по- простому: если мы положим какой-нибудь плод, огурец, в соленый раствор, он станет соленым и, если положим клубнику в сахар, она засахарится. Если душу человеческую погрузим в страшное, бесовское, мерзкое, она  станет, постепенно, такой. Она откроется  для влияния той самой силы, которая человека ненавидит.

И очень отрадно, что представители иных мировых религий обращаются с подобными посланиями и просьбами об отмене подобных мероприятий. У меня на руках есть документ, подписанный известными людьми в религиозной жизни иных направлений религиозных, где они просят о недопустимости проведения подобных мероприятий. Это античеловечно, это деструктивно. А сколько фобий, страхов, видений, голосов потом посещают детей, участвующих в хеллоуине. Я не понаслышке об этом говорю. И очень прошу вас, дорогие друзья, если вы узнаете о подобной ситуации, не быть равнодушными.

Есть постановления, можно их посмотреть, взять и прийти пообщаться, поговорить с руководством школ, пообщаться с преподавателями. Очень нередко подобные сатанинские действия проводятся на уроках по английскому языку, где преподаватели несведущие, незнающие, они будут отвечать, за то, что толкнули детей в это страшное, жуткое, эти преподаватели под видом ознакомления детей с иной культурой, американской, западноевропейской, втягивают в участие в страшных действиях. Там ведь совершается пусть символическое, но совершенно конкретное расчленение трупа.

В одной московской школе устроили показательное повешение двоечника. И повесили, да, человек остался жив, но это совершилось. Палач в красном одеянии, ребенок в белом балахоне. Может это звучит для кого-то потешно, но мы понимаем, кто и что стоит за всем этим. В эти дни на Западе, к сожалению и у нас, продаются всевозможные конфеты, всевозможные сладости в виде непотребных поделок. Я подбираю слова, не хочу пользоваться теми словами, которые можно прочитать сегодня в светской прессе. Я подбираю слова, которые имеют отношение к недопустимости.

Грех сегодня вторгается в нашу жизнь, и мы с вами решаем: стоит или не стоит нам участвовать в этом. Это проблема значимая, большая и весьма серьезная. Ведь если мы с вами отнесемся к ней теплохладно, то что Богу скажем потом? Как Ему будем в глаза смотреть там, в том мире? Я совершенно серьезно спрашиваю вас, обращаюсь к каждому, кто сегодня меня слышит. Если мы с вами не задумаемся и будем в этой ситуации равнодушными, это будет преступлением. Сегодня я ехал на лекцию в семинарию, когда мне позвонила одна мама. Ее ребенку предложили поучаствовать в этом мероприятии, он пришел к маме,рассказал, мама забила тревогу, пошла к соседке, у которой сын учится в другой школе, но и ему предложили нарисовать что-то и стать участником этого мероприятия. А соседка даже не знала, что это плохо, она ужаснулась, когда ей показали документы, исследования известных ученых о деструктивном влиянии на  душу человека, на весь духовный организм, тем более юного человека.

 

Вы не могли бы подробно рассказать – какое именно влияние?

Вы знаете, Денис, хорошие слова есть в священном Писании. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: не обольщайтесь, дурные сообщества развращают добрые нравы. Когда человека растормаживают и раскрывают для влияния сатаны, дьявол получает доступ к этому человеку. В этих культах, а здесь в легкой, шутливой, игровой форме, безусловно, совершается ритуальное оккультное действие, имеющее отношение к истории кельтского язычества. Стоит поинтересоваться, откуда эта тыква со свечой? Это символ потерянной, заблудшей души. Человек, входящий в пространство этого действа, открывается для этой самой силы. Ему предлагают поучаствовать в событии, которое его раскрепощает и потом собрать такого ребенка очень тяжело. Он входит в пространство, которое соделывает его способным воспринимать духовный мир со знаком минус.

Если назвать то, что совершается церковным языком - это беснование. И последствия от него не могут быть положительными, потому что дьявол – отец лжи и его задача убить человека и духовно и телесно. И совершается это убийство вначале на уровне мыслей. Знаете, есть такое простонародное выражение, когда бегает ребенок по улице и у него растрепалось все и бабушка кричит ему: Мишенька, Сашенька, ну что ты расхристанный, ну-ка заправься, ну-ка застегнись. Ребенка распахивают подобные действия для влияния этой самой бесовской силы, которая знает. Что ей делать. И если это совершается в учебных заведениях, то это преступление. Мы должны назвать это своими именами, это страшно, пагубно и важно найти нужные слова, чтобы говорить об этом, не молчать.

 

Если все это так чуждо для нас, то откуда оно у нас, откуда источник?

Денис, если мы почитаем историю человечества, то на первых страницах книги Бытия, мы увидим, кто выступает против Бога. И чьими помощниками мы можем стать. Это падшие ангелы, которые борются с Богом и мы сами решаем для себя с кем мы. Как писал Федор Михайлович Достоевский: сердце человека – поле битвы. Тут совершается выбор каждого из нас.

Но я хотел бы еще одну тему поднять сегодня. Не могу об этом не сказать, потому, что общаясь с людьми из мира спорта, из мира искусства, из мира политики, ведь христиане есть везде, я сталкиваюсь с тем, что сегодня является большой проблемой.

Совершается постепенное призывание человека к тому, что содомский грех есть норма жизни. Мы наблюдаем, что происходит в печати: как только кто-то поднимает свой голос против извращений, это называется сегодня нетрадиционной ориентацией, то на него начинаются гонения.  Если мы обратимся к Священному Писанию и религиозной жизни, той, что без знака минус, истинной духовной жизни, мы с вами обнаружим, что за подобное беззакония были Богом сожжены два города - Гоморра и Содом.

Стоило только известной спортсменке выступить со своим мнением, по поводу того, что у нас в России, все-таки, традиционно предпочитают мальчики дружить с девочками, а девочки с мальчиками, когда начинают думать о семейной жизни, то на нее обрушился целый шквал оскорблений, обвинений в узкости мышления, в нетолерантности. В том, что она человек отсталый и как же можно так примитивно рассуждать. Один известный спортсмен пишет: вроде бы такая просвещенная молодая женщина, по миру ездит, а таких простых вещей не понимает.

Вы знаете, в чем дело, нам сегодня предлагают принять этот грех, как норму жизни. Если мы посмотрим историю психиатрии, то в начале 20 века, подобные извращения назывались тяжелой патологией. В середине – легкой патологией, и потихонечку, двигаясь дальше в просвещении, мы признали это нормой жизни. Но это не конец. Сегодня, в некоторых европейских странах, чтобы занять видное положение в обществе и получить бонусы для поступления в престижные учебные заведения, необходимо быть членом подобных клубов. Если ты не являешься непосредственно  участником подобных оргий, ты хотя бы должен быть членом клубов, которые относятся к этому лояльно и поддерживают это. Ты можешь пока не участвовать, но дальше дьявол потребует и твоего личного участия. Так всегда бывает, он ведь никогда не останавливается на полпути.

И, постепенно, сейчас в сознании многих людей навязывается представление об этом грехе, как о норме жизни. И мы с вами, те кто не разделяют подобного мнения, скоро можем оказаться в числе ненормальных. Это наши взгляды могут оказаться патологией, это мы можем оказаться изгоями общества. Вы знаете, в Писании есть прекрасные слова: невозможно служить двум господам, либо будешь об одном не радеть, либо о другом…Не может из одного источника течь и горькая и сладкая вода. Это грех. Это страшный грех и последствия от этого страшного греха ложатся не только на того, кто совершает грех, но и на потомство его. Почитайте Святое Писание: до четвертого до седьмого колена, т. е. дети, внуки, правнуки, праправнуки будут нести последствия. Не грех передается, а последствия греха. Потомки будут подвержены влиянию сил зла, они будут открыты для сил зла. Печально то, что на Западе и Америке этим людям дали возможность вступать официально в брак. И брать на воспитание детей, мы с вами рассуждаем сегодня о воспитании, у которых будет совершенно извращенное представление и о семье, и о рождении детей и о нормах жизни. Если идти дальше – и о Боге и о спасении.

 

Люди, которые поддерживают это: они становятся такими или такими рождаются?

Человек в себе имеет и доброе и злое, В нем смешано одно с другим. Когда человек был в раю, он постоянно был с Богом в общении, не грешил, а когда он пал и лишился богообщения, грех вошел в его жизнь. Христос, Спаситель мира, пришел в этот мир, чтобы спасти мир от греха, от смерти и от дьявола. Что Он и совершает. И мы добровольно решаем для себя с кем мы? Священное Писание для нас является источником, откуда мы черпаем правду.

Священное Писание и Священное Предание – оттуда мы берем ту правду, по которой живем. Открываем святых отцов и читаем. У апостола Петра, у апостола Павла читаем слова о том, что люди, совратившись с истинного пути и став, вначале на уровне мысли своей, не на ту ступеньку, непременно, если не одумаются, будут дальше идти по этим ступенькам. И восприятие мира будет меняться.

Скажу вам, что великим Постом мы поем песнопение, часть псалма святого царя Давида, где сказано о том, что блажен, кто возьмет младенцев и разобьет их о камень. О каких младенцах речь идет? О помыслах.  Ведь постепенно, на уровне помыслов человек отдает себя доброй или злой силе, Богу или дьяволу. Если мы не будем учиться правильно мыслить, если мы введем в свой обиход понятие о грехе, как о норме жизни, мы не сможет находиться возле Бога.

Почитайте, о чем пишет святой Иоанн Златоуст: если человек не борется с тем злом, что в его сердце, постепенно он отрекается от Бога. Не сразу. Вначале он просто остывает в вере, потом он перестает в храм ходить, если он ходил. Дальше, если он не остановится, он непременно станет богоборцем. Потому что дьявол никогда на полпути не остановится, он хочет человека уничтожить. Вот почему Господь дал этому миру Церковь, священство, величайших угодников, которые пройдя по пути нравственного совершенства, показывают нам, как правильно учиться не только действовать, но и мыслить.

Если мы позволим себе принять, что то, о чем мы рассуждаем, страшное, худое, является нормой, то мы тогда погибли с вами. Апостол Павел пишет: люби грешника, грех ненавидь. Можно посочувствовать этим людям, но беззакония их нужно осудить. Людей этих мы не осуждаем, мы их жалеем, это слепые, духовно больные люди, но грех и беззакония, а за ними стоит темная сила, мы не можем не осуждать. И мы не можем молчать об этом, потому что молчанием предается Бог. Перед нами свободный выбор, для каждого человека, и мы решаем с кем: с Богом или не с Ним нам идти по жизни. Здесь идти по жизни, умереть со Христом и с Ним воскреснуть. Это личный выбор каждого человека.

Если вернуться к вопросу о хеллоуине и подобных деструктивных явлениях, не кажется ли Вам, что такое поведение молодежи является реакцией на чрезмерный призыв к дисциплине, быть правильными, соблюдать правила. И порой у молодых людей это вызывает желание пойти наперекор? И они идут в деструктивную сторону, потому что у них нет другого пути, нет творческой свободы? Какой-то созидательной дорожке, которую они могли бы противопоставить тому, что от них требуют?

Дорогой Денис, процесс воспитания – это искусство. Величайший русский святой Димитрий Ростовский написал, что ребенок подобен сосуду, что нальешь с детства, то там и будет. Родители должны для себя понимать степень ответственности. Я пришел осознанно к тому, чем я сейчас занимаюсь, к Тому, Кому я служу. Те убеждения, которые я сейчас имею, это мое личное, я их разделяю с теми, кто шел до меня и я преклоняюсь перед этим опытом. Для меня это естественно, я никому не навязываю своей позиции, но это та правда, по которой жили многие люди и я очень хочу жить по этой правде, я учусь этому. Я собою недоволен, но, вместе с тем,  я понимаю, что без Церкви, я не в состоянии преодолеть в себе тех противоречий, которые во мне есть. Это и проявления гордыни и тщеславия, и самомнения, и лукавства и зависти, и лени, свойственной каждому человеку. Но Господь показывает пути борьбы со всем этим.

И если молодому человеку не рассказать, как это правильно, не рассказать путь этой правды, но навязать ему, потому что это ведь навязывание, другой путь, то будет плохо. Вот, он пришел в школу, обычную светскую школу, ему говорят: завтра, у нас праздник, участвуешь? Это здорово! Вы знаете, он будет участвовать, если ему не объяснить, что за всем  этим стоит, какие последствия его ожидают. Ко мне подходят дети с просьбой защитить их от того, чтобы их не ввергали в подобную пучину. Ко мне пришла девочка, ей 10 лет, на уроке географии учительница ей и другим детям предложила красочно оформить гороскоп. Это нарушение первой Божией заповеди. Оккультные знания запрещены в книгах Второзакония, Исход, Левит. О недопустимости пользоваться лженаукой астрономией мы читаем у пророков Исайи, Иеримии, Иезекииля. Мы читаем постановления пятого и шестого  Вселенского Соборов. Мы читаем у известнейших святых отцов о последствиях того, кто выходит на живое, реальное общение с силами зла. Есть правила духовной безопасности, мы же с вами соблюдаем их или нет?

Или мы соблюдаем правила внешней безопасности, мы учим детей, как переходить через дорогу, как пользоваться бытовыми приборами, у нас есть инструкции. А как же в духовной безопасности? Мы не должны их предупреждать? Да это наша с вами святая обязанность. А дальше каждый решает уже сам для себя, как поступить ему? Я благодарю тех педагогов, преподавателей, директоров воскресных школ и общеобразовательных школ, которые не равнодушно на это реагируют и предлагают людям возможность разобраться. Дальше каждый решает сам, с кем он? И для меня это правда, по которой я живу. Это путь, по которому шли до меня многие, у которых я желаю поучиться этой правде жизни. У меня получается слабо, но я хочу быть другим. Помолитесь, пожалуйста, обо мне, грешном.

 

Правильно вы сказали, что нужно предоставлять людям самим выбор, не навязывать ни доброе ни злое

Постойте, дорогой Денис, предлагать выбор, можно тогда, когда мы познакомили человека с правдой и с ложью. Ложь не спрашивает, она не дожидается определенного возраста, она навязывается уже сегодня. Я пришел в обычную общеобразовательную школу, к обычным светским детям, меня просили провести урок о смысле жизни, я их спросил: есть ли у дьявола свои заповеди? Говорят: да, батюшка. - Какие? – А это Божии, наоборот. – А когда выходите на улицу вы чаще встречаетесь с Божьими заповедями, на рекламных щитах, или с дьявольскими? – Батюшка, с дьявольскими.

Если мы будем молчать сегодня, будем только рассуждать о правде, что ожидает нас дальше? Мы обязаны познакомить детей с той правдой, с той культурой, которая воспитала выдающихся сыновей и дочерей нашего Отечества. Они получили в православии ту закваску, что дала миру и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского, и Чайковского, и Рахманинова, и Менделеева, и Тютчева и я могу продолжать дальше.

Понимаете, перед нами потрясающая возможность дать человеку живую связь с Богом. И если не познакомить человека с тем, какие последствия ожидают его, если он заразится этой мерзостью… Вот у Вас есть ребенок и Вы знаете, что в той комнате есть змея. Вы же ребенка туда не пустите, чтобы он там определился брать змею за хвост или нет. Или еще: Вы знаете, что накрыт стол и там прекрасные кушанья на столе, но они все отравлены, Вы же Вашего ребенка предупреждаете, что он может отравиться, даже в комнату его не пускаете. Поэтому наша обязанность, зная, что правда, а что ложь, научить человека. А если мы этого не сделаем и предоставим выбор человеку несведущему… Зло не спрашивает, оно навязывает, предлагает себя. Мой друг священник обратился в префектуру: возле храма у него повесили плакат, где рекламируется мобильный телефон. Простите меня, но на плакате телефон достают из непотребного места и это все должны видеть? Возле храма. Это же кощунство. Всем неловко, но все молчат. Мы не имеем права молчать. Есть такие слова в Священном Писании: молчанием предается Бог. Я помню замечательные слова блаженной памяти старца Паисия: если не бороться со злом, то оно обнаглеет настолько, что все возьмет в свои руки.

 

Как бороться со злом?

Господь показал нам средства, во все времена одни и те же. Пост, молитва, покаяние, участие в таинствах Церкви, главные из которых, после Крещения – Исповедь и Причастие. Непременно просвещение себя в той традиции святоотеческой, которая нам предложена и дана и сохранена в Церкви. Православие прозрачно. Можно просмотреть сквозь многие и многие века, как, соприкасаясь с Богом, люди меняются в лучшую сторону и как, соприкасаясь с иной силой, люди тоже меняются.

Посмотрите на людей, которые практикуют сатанизм, разве они внешне не похожи на своих господ? И посмотрите на тех, кто учится жить христианской жизнью, они внутренне и внешне учатся быть похожими на Христа. Нужно просто определиться, с кем мы. Поэтому, когда мы предлагаем этот выбор, мы должны показать правду. И как писал святой Иоанн Златоуст: мудрые отцы показывают и ложь своим детям, когда приводят их, уже повзрослевшим и могущим отличать добро от зла, ранним утром в места непотребства, откуда выходят люди, проведшие ночь в оргиях. И мудрые отцы показывают детям на этих людей, чтобы они пожалели их и ужаснулись тому, чему служат эти люди. Мы грешников оправдываем, мы зло осуждаем и дьявола. Вот почему важно, в нашей жизни, учится этому искусству из искусств. Постепенно учится читать человек, постепенно учится писать, постепенно учится разбираться в сложностях какого-то механизма. Перед нами духовная жизнь, забота о спасении человека в вечности, главная задача и цель – достичь спасения. И Господь дал все средства.

Вспомните, когда привели к Христу отрока, из которого апостолы не смогли изгнать злого духа. Мы сегодня рассуждаем об области влияния злых духов. Что сказал Христос? Почему ученики не смогли изгнать? На вопрос отца отрока, Христос сказал: сей род изгоняется молитвой и постом. Вот почему невозможно человеку без поста и без молитвы сражаться с дьяволом. Когда преподобного Серафима Саровского, в начале 19 века, спрашивали: Отче, Вы о падении России говорите, о падении монархии. Как такое может произойти, у нас такая сильная империя? Это невозможно. А он, прозревая будущее, говорил: среду и пятницу перестанут соблюдать. В воскресение в храм перестанут ходить. Молитвы утренние и вечерние перестанут читать. Молиться не будут так, как должно. И дьявол их возьмет голыми руками. Что и происходит с теми, кто не учится этому искусству и Бога не призывает. Господь всегда готов помочь, мы бываем на стороне далече и не желаем этого сами. Поэтому очень важной составляющей является изучение основ своей веры и вытекающих отсюда принципов духовной жизни, которые вводят человека во внутренний мир Церкви. А вместе с тем и духовной безопасности, чтобы понимать, как правильно ориентироваться в современном мире. Где добро и где зло.

 

То есть, главное показать ясную картину: последствия одного пути, последствия другого? Чтобы человек сам понимал, что его может ожидать?

Денис, важно привести человека к Богу, направить его. Будем помнить, кто является учителем и воспитателем. У каждого из нас есть совесть. Для каждого из нас Господь приготовил Трапезу и нас пригласил на Трапезу и мы можем Ее с Ним разделить. Мы должны позвать человека прийти туда, где он может Господа услышать и помочь ему двигаться в этом направлении. Вот наша задача. Потому что не мы спасаем, а Христос спасает. В каждом человеке вложено стремление к хорошему, к нравственному. Это вложено Богом. И отдать это на растерзание темной силе, чтобы потом, когда -нибудь человек определился? Это преступление. Зная, как правильно, надо научить всему этому. А те процессы восстания и бунта против правды… Мы знаем, как Денница восстал и когда что-то подобное происходит в жизни какого-то человека, за него нужно молится. И молиться крепко и молиться многим, особенно родителям, потому что основа воспитания – это семья. Они. Наши родители, ведут детей по пути света или чего-то иного.

Расскажите, пожалуйста, о своей работе на поприще духовно-нравственного воспитания молодежи.

 Чем дальше, тем больше я понимаю, что я только инструмент. И для меня большая радость ощущать, что ты в чем-то можешь быть Богу полезным. Бывают случаи, очень яркие, которые поражают тебя присутствием Божиим, и ты понимаешь, что тебе оказана великая честь. В конце минувшего года я был назначен настоятелем храма, такие храмы называются временными, хотя и вмещают 400 человек, и мы построили его за 2 месяца. Это было чудом. И сейчас смотреть на происходящее в этом храме и вокруг него для меня великое утешение, потому что в этом месте люди стремятся Христу послужить. У нас люди сами ухаживают в храме за тем, что в нем есть. Моют, чистят, покупают, приносят. Это не хаотичный процесс, все организовано. Эти люди желали потрудиться Христу в иных местах, а потом получилось так, что они в этом месте объединились, потому что послушание по взаимодействия с молодежью, по благословению святейшего Патриарха, я несу в течение 13 лет.

И вот, в течение этих лет, люди помогали мне в иных местах, участвовали в разных мероприятиях и сейчас в храме, в котором я служу, а это храм святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в северном Бутове. Это метро – бульвар Дмитрия Донского. И это удивительная возможность почувствовать заботу Божию, как Он все устрояет. Удивительный резной иконостас деревянный, и уникальная утварь, и писаные иконы в древнерусском стиле, и пение мужского хора. И мы только открыли школу воскресную, прошло только 3 урока, в нашей школе 305 человек. Это не может не воодушевлять, потому что ты понимаешь, кто работает и ты только должен учиться быть Его помощником.

Преподавая в духовной семинарии, я говорю студентам о том, что трудности и сложности – непременные условия нашей жизни, мы должны Богу доказать, что мы хотим идти за ним. Мы должны доказывать, что мы хотим, чтобы храм был и, превозмогая трудности, совершается чудо Христом, но через нас. В прошлом году, когда мы готовились к фестивалю духовных семинарий, как раз была стройка храма. И, вместе с тем, были большие молодежные мероприятия, которые мы не отменяли и, участвуя в них, порой приходилось мало спать. Это естественно, все, кто трудятся, знают, что иногда надо недоспать.

Мне понравилось, как сказал покойный Патриарх Алексей: только чрезмерные усилия бывают плодотворными, умеренные – никогда. И я уже объяснился с ребятами из семинарии, что не смогу написать никакого сценария, потому что нет возможности и времени: и преподавание и стройка храма, и молодежные мероприятия. И еще писать в стихах, я только в стихах пишу. И ребятами меня поняли, но я чувствовал, что им бы хотелось, чтобы это все было. На фестиваль мы уже предполагали другую программу от семинарии, но я помню взгляд этих ребят, они хотели не выступить на большой сцене, нет, они хотели о Христе свидетельствовать. И мы служили Литургию на Новый Год, знаете, ровно в полночь возглас: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков! Аминь!

У меня до полудня было свободное время и я думал выспаться наконец-то, но вспомнил про этих ребят, братьев-семинаристов. Господи, помоги! И Господь дал мне написать  сказку и ровно к полудню у меня на столе лежало девять листов стихотворного текста. Эта сказка про аленький цветочек, костюмы мы взяли, по обычаю, на Мосфильме, для репетиций оставалось всего лишь две ночи. И мы за две ночи поставили этот спектакль и показали его сначала в семинарии, а потом на сцене, не фестивале духовных школ. Там купец по миру ездит и ищет аленький цветочек для своей дочки. Костюмы были великолепные, купец скорее похож был на боярина, у него были стрельцы, помощники его.  На корабле, на котором они плыли,  были морские офицеры 17 века, в стилизованной, конечно, одежде. Треуголки, подзорные трубы. И вот они приплывают в одну страну и в их жизнь врываются знакомые понятия – таможенный контроль…  И офицер докладывает капитану, что прошел досмотр и есть некоторые претензии в тем, кто приплыл. Это обвинения в отсталости, в темноте, где толерантность, вы, мол, в схизме, одежды, мол у вас не те, и девушки, мол, старомодны, и вид у них, совсем не тот. Забиты вы и тихоходны.

Вообщем, пропащий ваш народ. И затем два чиновника, в плащах с красным подбоем, цилиндры, фраки, белые рубашки с бабочками, очень вежливые – они предлагают расписаться в одной бумаге, тогда, пожалуйста, можно покупать любые цветы, в том числе и аленькие. Купец спрашивает: скажи-ка нам, о чем бумага?  - Извольте: я согласен с тем, что дерзость - это есть отвага и гордость –то, что нужно всем. Свобода чувств, любви и слова, жизнь наслаждений, Бог есть – я. Любить себя – это основа. Тут распишитесь-ка, друзья. Они отказываются, а два чиновника, обращаясь к полному залу, говорят: а вы про всех не говорите, мы по рядам сейчас пойдем. Друзья, давайте, подпишите, и мы с собою вас возьмем. Мы просчитали вариант, если кто-то захочет подписаться, но никто не захотел. Когда они приплывают в следующую страну, их, ну надо же такое, встречают те же самые чиновники, те же двое.

И купец в недоумении говорит: постойте-ка, ведь эти двое уже были, ну помните, в другой стране? Эти двое отвечают: мы отвечаем на поклоны и тоже рады видеть вас, не удивляйтесь, мы – клоны. У нас так принято, приказ. Теперь ввели, с началом года, такое правило в формате, таможня, ведомство природы – одни лишь клоны в аппарате. Есть страны те, что подписались, их рейтинг вверх, доходы прут. А против тех, что отказались, штрафные санкции введут.

Но это мелочи, проблема совсем в другом, и без лукавства я вам скажу – опасность хамства, как с этим быть? Вот тут дилемма, так эти хамы надоели, мы им одно, они – свое. Жить по закону не хотели, о чем тут говорить, хамье. Но выход все-таки нашелся, дошел до неба люда всхлип. Наш департамент так завелся и изобрел вот этот чип. И с хамством, с этою заразой, покончим навсегда. Все хамы разбежались сразу, кто в лес, кто в горы, кто куда. Без этой штуки невозможно продать чего-то и купить. А с нею жить совсем несложно, мы просто чудно стали жить.

Вам нужен аленький цветочек, поверьте это – он и есть. В нем счастье, рая уголочек, любовь, надежда, вера, честь. Причем бесплатная вакцина, не больно, быстро, нет проблем. Чего достигла медицина, и мы вам предлагаем всем. В этой сказке был счастливый конец, когда ребята сняли с себя одежды театральные и оставшись в свое одежде, говорили о правде, о православии, о возможности спасения в вечности со Христом. И у нас есть выбор, как поступить. Но если мы будем без Бога, у нас уже не будет выбора, у нас будет прямая дорога, понятно куда.

Спасибо большое за беседу. К сожалению, время нашей программы подошло к концу. И в конце передачи, по традиции, прошу Вас, благословите наших телезрителей.

Помощи Божией вам, братья и сестры. На добрые дела. Благословение Божие на труды. И испрашиваю искренне ваших святых молитв. Всего доброго.

А я напоминаю вам, что у нас в гостях был председатель комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при епархиальном совете г. Москвы, кандидат богословия, кандидат исторических наук, священник Андрей Алексеев. Всего вам доброго, до новых встреч.

До свидания!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать