Беседы с батюшкой. Приходская жизнь

29 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Иоанн Лозовой, настоятель храма Вознесение Господне села Большие Брусяны. Передача из Екатеринбурга.

 

- Тема нашей передачи – «Приходская жизнь». В вашем селе, что редко встречается, существует настоящий приход, достаточно большая община, в которой проводятся различные военно-патриотические лагеря, встречи, слеты, мероприятия, совместные поездки. Завтра вы вместе с приходом храма Рождества Христова отправляетесь на сплав по реке. Вы сами будете участвовать в этом мероприятии?

- Конечно. Это большая радость для всего нашего прихода. Такие мероприятия мы стараемся устраивать как можно чаще; раз в год – обязательно, особенно во время проведения лагерей, организованных для детей. Мы всегда преодолеваем километров тридцать маршрута по реке с достаточно быстрым потоком. В этот раз мы идем по Нугуш: решили посетить одну из самых полноводных и чистых башкирских рек. Она берет свое начало в высокогорье. Потоки этой реки начинаются на вершине высшей точки Южного Урала Ямантау.

- В какой раз отправляется ваш приход в такое путешествие?

- Посчитать сложно. Вместе с лагерями мы путешествуем примерно пятый раз.

- Это отдых физический или духовный? Вы как священник сопровождаете группу. У вас, наверное, есть совместные утренние, вечерние молитвы, беседы на духовные темы. Чего больше в такой поездке?

- Когда меня назначили настоятелем этого прихода в 1998 году, была проблема: с чего начинать. Сам я никогда не жил в селе, поэтому мне было сложно. Конец 90-х годов – время кризиса, который особенно сильно чувствовался на селе: народ обнищал, помощи ждать было неоткуда. Приходили на службу бабушки, большая им благодарность, потому что на них держалось начало нашего прихода, они очень много сделали. Но нужно было как-то привлечь молодежь.

Первоочередной задачей было развитие такой деятельности, при которой молодежь будет участвовать в жизни прихода. Молодежь не может ограничиваться только богослужебной жизнью, ей необходимо общение в неформальной обстановке. У нас места очень красивые, можно встречаться в лесу, рядом такая интересная река, по которой можно организовать сплав. Прошло достаточно много времени со дня основания прихода, пока мы смогли кого-то собрать и объединить. Сразу начала действовать Воскресная школа. Дети должны были немножко подрасти, для того чтобы смогли держать в руках весла и стали более управляемыми.

Мы всегда вспоминаем наш первый сплав приходом в 2006 году. Получилось достаточно интересно. Примерно с того же времени организовался туристический клуб при приходе. Мы прошли порог Ревун, притом сходу, а это полноводная река. Все серьезные сплавщики идут по большой воде. На тот момент, 6 июня, воды было очень много, перекаты серьезные. Для нас, новичков в таком деле, это был и восторг, и серьезная задача. Когда прошли порог Ревун, то было чувство эйфории, победы, нас всех это сплотило. Если сначала существовала проблема отдаленности друг от друга, особенно между теми прихожанами, которые вновь появлялись в нашем приходе, то поход решил эту трудность. Церковь обрела доверие и уважение в глазах молодежи, которая поначалу присматривалась к нам.

- С начала нашей беседы рушатся два стереотипа. Первый – в Церкви на селе всегда критичное и кризисное состояние, там мало людей, прихожан два-три человека. Второй стереотип - Церковь представляет собой только богослужение и все.

- Конечно, богослужение – это важнейшая часть церковной жизни. Но для того чтобы молодому человеку понять богослужение, с ним нужно найти общий язык в неформальной обстановке, научиться разговаривать на его языке. Одно из средств – беседы у костра, пение песен, может быть, и светских, но добрых и назидательных. Наши песни очень глубокие. Мы всегда обсуждаем темы песен. У людей открывается новый взгляд на ту культуру, в которой мы живем.

Когда дети и молодежь видят, что батюшка умеет делать что-то помимо того, что, по выражению светских людей, «махать кадилом», петь в церкви, читать молитвы, красиво ходить по храму, то у них это вызывает уважение. Большое спасибо моим родителям, особенно отцу, который был великим туристом, сплавщиком. Слеты туристов, песни у костра – это не отдаленный звук для меня, а то, чем я с детства жил, что мне тоже грело душу. Мой отец не только по Уральским рекам сплавлялся, но и по Кавказским, и многим другим. Так что навыки юности мне очень пригодились.

Моя матушка тоже занимается с молодежью, ведет Воскресную школу, но она этим занимается как неким служением. Когда мы начинаем какое-то дело, организуем лагерь или очередной поход, сплав, то нужно учесть много организационных моментов. Матушка часто спрашивает, как все сделать и успеть: это ведь сложно, плюс еще богослужения, усталость. Я ей говорю: «Я ничего не делаю, просто иду сам и беру с собой тех, кому это интересно». Мне кажется, очень важно, чтобы то дело, которое ты делаешь, было тебе интересно, чтобы ты им болел. Это прописные истины.

- Вы говорили о большой роли в организации всех мероприятий Вашей матушки. Насколько для Вас в Вашем служении важна женская помощь?

- Роль матушки очень велика. Важно, чтобы она была единомышленницей. У моей матушки главный талант полагается в музыке. Она концертмейстер, окончила музыкальное училище. То, что связано с музыкой: проведение детских праздников на приходе, театральные представления – все это делается ее трудами, и я могу в полной мере полагаться на нее. Без нее моя деятельность была бы неполноценной.

С другой стороны, матушка выполняет для батюшки отчасти и смиряющую функцию – в хорошем смысле этого слова. Матушка – это тот человек, который скажет батюшке именно то, что есть. Одно из пастырских искушений, как говорят богословы, - можно в мыслях высоко взлететь. А матушка всегда поставит тебя на место. Кто, кроме матушки, может сказать батюшке, что он не прав в каком-то вопросе и что-то не так. Все это она делает с любовью, деликатно.

Конечно, женщина – устроительница быта, тот человек, который, когда батюшки дома нет, выполняет функцию воспитания детей. У нас их пятеро, есть за кем приглядывать.

- Вопрос телезрительницы: «Когда дома читаем молитвы, обязательно ли, чтобы горела лампада или свеча?»

- Думаю, что это очень помогает, настраивает к стяжанию молитвы, но если нет лампадки или свечи, то личностное обращение к Богу возможно всегда, в любой обстановке. Священное Писание нам говорит: придут времена, когда люди будут молиться везде и без всяких внешних атрибутов. Но если есть возможность обустроить свое молитвенное правило святынями, то это будет очень помогать в утверждении молитвы, настраивать, умиротворять.

- Такие мероприятия, как сплавы и совместные походы, позволяют Вам войти в доверие к людям?

- У нас на приходе все просто: батюшке могут задать любой вопрос. Всегда присутствует неформальная, семейная обстановка в определенных рамках. Матушка тоже принимает участие в походах, сплавах. Она массовик-затейник по второй своей специальности в детском саду, поэтому все песни, игры организует она.

- Расскажите, какие еще совместные мероприятия вы устраиваете в своей приходской жизни.

- Все церковные праздники, особенно Рождество, Пасха Христова обязательно сопровождаются различными встречами, посиделками, устраивается празднество для детей, на которое приезжают люди из окрестных сел, Екатеринбурга, Каменска и других близлежащих городов. Праздники получаются масштабные. Мы выходим на территорию школы, сотрудничаем с ней, проводим мероприятия в актовом зале. Руководство идет навстречу, им все это нравится. Приходит много народу. Во время поздравления мы стараемся не только наших детей поздравить, но вовлекаем в игры, поздравления, дарим подарки светским детям.

Лет восемь прошло, как мы начали отмечать праздник Жен-Мироносиц, поздравляем наших мам, жен, бабушек. В этом активное участие принимают прихожане, сами покупают цветы, чтобы подарить от лица прихода.

Организация лагерей – это тоже большое дело, которое в нашем приходе стало осуществляться с приходом Владыки Сергия, епископа Каменского. С его легкой руки уже четвертый год мы организуем детские лагеря. В этом году мы попробовали делать их круглосезонными – на все детские каникулы. Хоть на недельку собраться, сходить в поход, покататься на санках, лыжах.

- Я читал, что у вас проводятся военно-патриотические лагеря. Насколько важно проводить такую работу, заниматься военно-патриотическим воспитанием? Что дают такие лагеря подрастающему поколению?

- Даже в советское время много занимались патриотическим воспитанием детей. К сожалению, сейчас у нас эта традиция утратилась, может быть, даже целенаправленно упразднялась, этим никто не занимался. Для меня было однозначно, что, помимо духовного воспитания, необходимо утверждать патриотические начала в детях. Эти два начала сопряжены между собой. Когда у человека есть понятная святыня в душе (возможно, он еще не совсем понял, что такое духовность), он знает, что такое патриотизм. Духовность – это любовь к Богу, патриотизм – это любовь к своему Отечеству, а отсюда – к своим ближним. Через такую светскую любовь человек легко переходит к пониманию духовности. Если у человека нет любви к Отечеству, к своим ближним, нет и любви к Богу. В Евангелии говорится: как вы можете любить Бога, если не любите ближних своих (См. 1 Ин 4, 20). Все это идет в связке, поэтому естественно, что нужно было начинать с патриотического направления.

- Вопрос телезрителя: «К нам в Челябинск привезли мощи святого Спиридона. Как правильно себя вести: нужно писать записки или мысленно обратиться к святому?»

- Господь не обусловлен ничем. Всякую нашу мысль, всех нас Он видит целиком, поэтому надо смотреть, как Ваше сердце устроено, что Вам ближе. Если Вам ближе к Богу или к святому обратиться естественным образом, про себя, полагая свою веру, то, я думаю, что Вы будете всякий раз услышаны. Если Вы чувствуете, что хотели бы написать записочку, от этого Ваша вера утверждается, и Вы вдохновляетесь, то можете написать записочку. Можно и так и эдак свою веру поддерживать. Здесь полное духовное творчество. Главное, чтобы Ваша вера каким-то образом выразилась. Есть очень много святых мест, куда люди едут и приносят свои чаяния, записочки. Например, в Санкт-Петербурге есть часовня святой блаженной Ксении. Туда приезжаешь, полагаешь записочки, если поздно пришел, можно оставить записку в какой-нибудь щелочке. И человек чувствует, верит, что его слышат, что святая его не оставит.

В Евангелии описан случай, когда пришел начальник синагоги и просил Господа, чтобы Он пришел исцелить его умирающую дочь. Господь ему начинает говорить о вере, а он торопится – «приди скорее» (См. Лк 8, 41-56). И Христос идет, Он видит, что у человека нет еще такой полноты веры, чтобы совершилось чудо. Господь приходит в его дом и ему нужно показать явное действие. Спаситель полагает руку на девицу и говорит: «Девица! встань» (Лк 8, 54). И она встает.

Еще в Евангелии повествуется о событии, когда некий благочестивый и верующий сотник просит о своем слуге, который был тяжело болен. Господь уже направляет Свои стопы к этому дому, но сотник посылает других слуг, которые говорят: «Не утруждайся, наш господин говорит, что не достоин того, чтобы Ты вошел под кров его дома, но только скажи слово и исцелится слуга» (См. Мф 8, 5-10). Господь удивляется его вере, показывая ее как пример ревнителям иудейского вероучения – книжникам, которые считали, что являются первыми в вере. Спаситель говорит о том, что язычник имеет такую веру, которую Он даже в родном народе не увидел и обращается к сотнику: «Будет тебе по слову твоему» (См. Мф 8-13). И в тот же час выздоровел слуга сотника. Понимаете, все зависит от Вашей веры.

Еще важно понимать, что когда человек чувствует духовное утешение, то это есть следствие принятой молитвы. Человек помолился, пусть даже два слова сказал, но такое благорастворение внутреннее произошло, значит – Господь его услышал. «От души воздохнул», - говорит псалмопевец Давид. А бывает так, что человек говорит сотни слов, а все внешне, напоказ – мало пользы от такой молитвы. Все зависит от внутреннего состояния.

- Вопрос телезрителя: «Как правильно поминать сорок дней: с тридцать девятого на сороковой или именно на сороковой день?»

- Как говорится: хорошо яичко к светлому дню. Поминовения очень важны именно на сороковой день. Но бывают разные моменты. Например, Пасхальная Седмица. Часто спрашивают, что делать, если сороковой день поминовения приходится на Пасху Христову. А по церковным канонам мы не поминаем усопших в этот День. Конечно, в этот День можно собраться всем близким и родственникам, но нужно, чтобы наше поминовение не превращалось в трагедию, потому что это Светлые дни, в которые грешно печалиться и унывать. Нам предлагается собраться и порадоваться Воскресению Христову, поговорить, может быть, об усопшем, но немножко с другой стороны: вспомнить светлые моменты, порадоваться, прославить Пасху Христову. А во вторник за Светлой Седмицей – Радоница, во время которой совершаются заупокойные поминовения. Церковь своими канонами регламентирует наши чувства, отношения, чтобы они преломлялись в зависимости от того или иного дня церковного богослужебного года.

- Хотелось бы вернуться к предыдущему звонку по поводу мощей святителя Спиридона Тримифунтского, которые пребывают в Челябинске. Мощи были в Екатеринбурге, стекалось множество людей, чтобы поклониться святому. Мои коллеги осуществляли выезды к Храму-на-Крови, где пребывали мощи, чтобы поговорить с людьми, которые стоят в очереди, желая помолиться святому. Иногда встречались люди, которые не знали, кто такой Спиридон Тримифунтский, для чего они стоят и куда идут. Хотелось бы, чтобы Вы объяснили для чего человек идет помолиться святому и почему стекается множество людей тогда, когда привозят великую святыню.

- Пребывание тех или иных святынь или мощей, например, пояса Пресвятой Богородицы, который посетил несколько лет назад нашу страну, - это великое событие, радость, духовный праздник. Если бы открылись наши духовные очи, то мы бы увидели, что за тем или иным святым идет воинство небесное. Небо в полной мере раскрывается в данном месте.

Мы знаем, что когда Адам и Ева жили в Раю, то зрение телесное и духовное было совмещено, не было разделения, они видели совершенно естественно и тот и этот мир. После грехопадения произошло разделение, Господь положил на человека кожаные, тяжелые ризы, которые скрывают от нас видение того мира. Понятно, в каком виде представится мир человеку в новом, отягощенном состоянии, к сожалению, это будет далеко не светлый мир. Господь видел, что человек будет тяготеть к этому миру. Чтобы он еще более не осквернился, были положены на него тяжелые одежды физического тела.

В момент, когда пребывают те или иные святыни, наш мир сугубо наполняется присутствием святого и того, что с этим присутствием связано. Свет от святыни умножается во множестве своем от веры людей. Представьте тысячи людей, приходящих на поклонение к святыне. К поясу Пресвятой Богородицы, например, стекались миллионы людей. Насколько сильно благодаря этому освятился наш мир!

Сейчас мы испытываем подъем и патриотический, и, надеюсь, духовный. Он связан с не совсем приятными событиями, происходящими вокруг нас, но это может быть проекция того, что люди в большей степени стали тянуться к свету. Господь дал нашей стране вдохновение, возможность как-то изменить свою судьбу, пойти по другому направлению. В некотором плане мы до сих пор стоим на распутье: куда наш маятник в большей степени качнется, туда мы и пойдем – с Богом мы будем или вне Его. Хочется надеяться, что вера, которая была показана через явление тех или иных святынь, укрепится через прикосновение к святыням. У святых появляется повод усиленно молиться за нас. Одно дело, когда мы чего-то хотим, но ничего не делаем. Другое - человек еще далек от воцерковления, не может заставить себя пойти в храм, и он вдруг услышал, что привезли великую святыню, и маятник в его душе качнулся в сторону Бога.

Второе заграждение для нашей веры – громадные очереди. Можно решиться и встать в очередь, а можно сказать: «Нет, я не могу, у меня дела». И все-таки человек решается и стоит много часов. Разве это не проявление веры? Разве Господь не радуется этому, разве святые этого не видят? Разве они не ниспошлют благодать этому человеку, его семье? Многое, что происходит в жизни, это следствие того, что человек сделал.

- Вопрос телезрительницы: «Может ли дедушка быть крестным своему внуку?»

- Да, конечно. Можно сказать так: кто, как не дедушка, побеспокоится о своем внуке. В какой-то момент родство душ очень характерно. Родители – это родители, они строги, озадачены и немножко по-другому смотрят на свое чадо, с любовью, это одно отношение. А бабушка или дедушка – это совсем другое дело, у них более доверительные отношения, часто они становятся друзьями, в хорошем смысле слова заговорщиками, сотаинниками своих внуков. Но очень важно, чтобы дедушка имел веру, чтобы мог наставить не просто внука, но уже и крестника в православной вере.

- Мы говорили о военно-патриотических лагерях, которые организуются вашим приходом и их значении. Совсем скоро наша страна отметит памятную дату 70-летие великой Победы. В вашем приходе поднимается эта тема?

- О войне мы очень много говорим. При храме у нас есть кафе, в котором мы часто собираемся. Это кафе нам служит миссионерскую службу. В нашем приходе мы очень чутко реагируем на все события, связанные с патриотизмом. Например, празднование дня Народного Единства. Мы беседуем об этом, анализируем, проводим параллели, осмысляем.

В этом году к 70-летию Победы мы планируем провести с ветеранами встречу, к которой основательно готовимся. Дети нашей Воскресной школы объехали ветеранов, поздравили их, приготовили им открытки, поделки, пасхальные куличи, потому что День Победы всегда близок к Пасхе. Ведь День Победы 9 мая 1945 года пришелся на Пасху Христову.

- Вопрос телезрительницы: «У нас такая ситуация: ребенок капризничал, отец ударил ее и разбил губу. Сделал это с раздражением, озлобленно. Я защитила ее, а он ушел. Как мне, матери, быть?»

- Дай Бог умирения отцу, который это сделал. Наказание через раздражение в любом случае недопустимо. О наказании сына говорится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Известно и выражение: «наказывай чадо, пока оно лежит поперек лавки, чтобы, когда оно вырастет и не станет вмещаться на всю длину лавки, оно не стало наказывать тебя».

Надо понимать контекст. Что значит наказание? Наказание – это некий указ, указание неправильности пути. К наказаниям телесным нужно подходить очень осторожно, стараться повсеместно их не применять. Если такое происходит, то ни в коем случае это не должно быть сделано через раздражение: «Крик, капризы ребенка мне надоели, и я могу делать все, что хочу». В этом случае человек просто сорвет свою злобу, он не делает наказ, а срывает злость на бедном ребенке. Надо почувствовать, понять ребенка, что-то сказать, по-хорошему встряхнуть. Всегда находятся слова, особенно если помолиться: «Господи, вразуми, научи, наставь меня. Как мне быть, что мне сказать ребенку? Укажи, что сделать». Всегда после молитвы дается внутреннее умиротворение и понимание того, как правильно поступить.

Однажды римского философа Цицерона сильно раздражил сын, и он сказал удивительную фразу: «Если бы я не был раздражен, я бы тебя наказал». Это очень мудрые слова. Прежде всего нам нужно самим успокоиться, только после этого мы будем знать, как помочь ребенку.

- Вы являетесь настоятелем храма, который только в 1998 году передали Церкви. Насколько я понимаю, он был в достаточно запущенном состоянии, и приходилось долгое время его восстанавливать. Насколько сплачивает людей восстановление храма?

- Все наши радости и беды в полной мере сопряжены с участием людей. Сначала это было участие старшего поколения. Наши бабушки – хранительницы веры, они пронесли ее через годину гонений и возвратили на нашу территорию, вдохнули силу в приходскую жизнь, заложенную пастырями, которые возрождали традиции. Я у них многому научился. Каждое время предлагало своих помощников. Оживал приход, появлялись более молодые люди, дети. По мере пополнения прихода возрастал и храм. Как только начинает теплиться духовная жизнь на самом разрушенном приходе, по промыслу Божиему начинается восстановление.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков

Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать