Приход молодежи в церковь

29 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

- Сегодня у нас в гостях протоиерей Игорь Фомин, настоятель строящегося храма при МГИМО. Здравствуйте, батюшка! По традиции, благословите наших телезрителей.

- Благодать Божия на вас благодатью и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

- Сегодня тема передачи «Приход молодежи в церковь». Вы можете позвонить и задать все интересующие вопросы. Какими путями молодежь приходит в церковь?

- Естественно, путями Божиими приходит, только Ему одному ведомыми. Хоть молодого, хоть зрелого человека приведет Господь, который стучится в каждое сердце. А отворить или не отворить Ему – это дело каждого человека. Молодежь имеет ту особенность, что она очень категорична, не ищет кривых путей, не любит блата и не любит неправильных проявлений. И через искание правды молодежь приходит в храм.

 

- Возможно, что через трудности в жизни приходит молодежь?

- Через трудности – это редко. Это чаще у зрелых людей такие причины, тем, кому за 25-30 лет. А молодежи – главное, напитать свою алчбу, найти правду.

 

- Если ищущий человек приходит в церковь, могут его какие-то проявления оттолкнуть?

- Конечно, могут. И проявления в «околоцерковной» среде скорее оттолкнут, чем в церковной среде. Это может быть невнимание со стороны священнослужителей и обслуживающего персонала. Это часто бывает, но с каждым разом все реже и реже. Это могут быть другие проявления. Лукавый тоже не дремлет. Он ищет жаждущую душу, и пытается подставить ей подножку. По-настоящему ищущий человек ничем не смущается, он добивается своей цели.

 

- А могут быть недостатки в самой церкви, которые могут смутить молодого человека?

- В церкви априори не может быть недостатков. Это установленный Богом институт, тут все творится по воле Божьей. Могут быть недостатки в представлении о церкви. Когда молодой человек пытается храм переделать под свои понятия и устремления. В церкви все взвешенно, грамотно, всё с любовью и аккуратно.

 

- Что молодые люди находят в церкви, какие качества приобретают?

- Искания людей, будь они молодые или не молодые, заключаются всегда в искании счастья. Счастье – это непонятное нам качество, о котором мечтает каждая душа, вышедшая от Бога. Любой человек ищет счастья для себя, для знакомых, для сродников, для ближних друзей и тому подобное. Человек приходит в храм за счастьем. У взрослых это утешение, понимание смысла жизни. У юных людей - это то же плюс правдоискание. И находит «поле деятельности». Потому что счастье – это не то, что мы нашли, увидели и в покое сели и «ешь, пей, веселись, житниц много построено». Счастье – это осмысленный труд не только на свое благо, но и на благо ближнего, и на благо Божье.

 

- Как то беседовала в монастыре с мальчиком и его мамой, одиноко воспитывающей мальчика. Он мне задал такой вопрос: «А зачем я вообще родился? Я бы не хотел рождаться. Ведь меня не спросили. Мама не совсем счастлива. Жизнь у нас не очень сложилась». Как на такие вопросы уметь отвечать нам, православным?

- Детям свойственно в самую середину быть. Если уж что-то узнавать и познавать, то сразу конкретную суть. «Я б не хотел рождаться. А зачем я вообще родился? Вы у меня не спросили разрешения». Это распространенное утверждение уже людей юношеского состояния 22-23 лет. Обычно они лежат на диване и таким образом манипулируют своими родственниками.

Что же ответить этому мальчику? Наверное, мы должны сказать правду. Ту правду, что открыта нам в Священном Писании. Что Господь творит человека для сорадования. То есть мы призваны к тому, чтоб научиться радоваться этой жизни. Радость это не кирпичик, который упал с неба тебе на голову, и ты раз, так, сразу стал веселым и счастливым. Это скорее к медицине относится. А сорадование Богу – это видеть во всем смысл, промысел Божий, видеть радость в труде, видеть, что родители твои не только несчастны. Они, уставшие, могут, придя домой, плакать. Хотя это категорически не рекомендуется. Родитель должен быть «святым» по восприятию. Поэтому на вопросы «А зачем вы вообще родили меня? Надо отвечать «Для того, чтоб ты научился радоваться». А это очень большой труд. Это если в двух словах вам ответить.

А если вам ответить не в двух словах, то надо брать книгу «Путь ко спасению», Священное Писание, и читать святых отцов. Вы узнаете, почему мы сотворены, почему в нашей жизни бывают трудности, почему в нашей жизни бывают радости, как надо реагировать на скорби и как надо радоваться и веселиться в этой жизни, чтобы и вечером, и утром, и всегда ты был тем человеком, с которым очень хочется общаться окружающим.

 

- Вы сказали, что счастье и правду можно найти в церкви. А возможны счастье и правда вне церкви?

- Вне церкви тот же сотворенный Богом мир, что и внутри церкви. Я имею в виду, творится Богом. Дождь льет и на праведных, и на грешников. И какие-то отголоски счастья и правды можно найти и в любом уголочке земного шара, где бы мы ни были: и в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя и в племени тумбо-юмбо. В племени тоже есть свои моральные и нравственные законы, законы совести, по которым это племя будет судиться. Но счастья во внешнем мире мало. Это крупицы совсем. И это временное счастье. Истина пребывает внутри церкви.

 

- Вы сказали, что в племени тумба-юмба есть свои моральные и нравственные законы, законы совести. А жить по законам совести недостаточно?

- Вы знаете, нет. Нравственный закон – это хороший закон, о нем говорит Сам Спаситель. Но к нравственному закону должно приложиться не только соблюдение заповедей, но еще должна быть любовь к Богу, любовь к ближнему. И тогда нравственный закон становится живым законом. Если в твоем законе живет любовь к ближнему, то этот закон не совершенен. Посмотрите по заповедям. Ветхозаветные заповеди – это запретительные заповеди. А новозаветные заповеди – побудительные заповеди, с обетованием, которые настраивают нас на определенный лад. Если в ветхозаветных заповедях нужно четко соблюдать «не», то новозаветные заповеди говорят о любви.

 

- А проявлять любовь к Богу вне церкви невозможно?

- Я думаю, нет. Если ты церковный человек, то ты обязательно будешь в церкви. Это значит, принадлежать к обществу людей, верующих в Бога. А вне церкви как ты можешь служить Богу, если ты его не знаешь?

 

- Чем отличается воцерковленная молодежь от невоцерковленной?

- Воцерковленная молодежь отличается знанием Бога, причем грамотным знанием Бога. Есть молодые люди, которые находятся в лоне церкви, но не воцерковлены. Есть молодые люди, которые крещены, но не познали еще Господа Иисуса Христа. Они в полной мере не знают своего Отца Небесного. А воцерковленная молодежь в полной мере живет, и служит Христу, и дышит в Духе и Истине. О том и говорит Господь.

 

- Какими качествами отличается воцерковленная молодежь от невоцерковленной?

- Я думаю, что именно божественными качествами - неизменяемостью. Они, конечно, стареют внешне, совершенствуются нравственно и духовно, но всегда остаются молодыми сердцем и душой. Радость их бывает непрестанной всегда. Я знаю такого священника, которому 87 лет. Он ощущает себя молодым человеком, он в радости сердца служит Богу и людям, и непрестанно делится радостью.

 

- Неужели нет людей, которые обладая этими качествами, не воцерковлены?

- У воцерковленного человека это качество внутреннее и непреходящее. Это как благодатная почва, в которую упало зерно. И выросло большое-большое дерево. А все-таки для человека внешнего это временное состояние, преходящее состояние. Он сегодня может пользоваться названными качествами, а завтра он ими пользоваться не может. Для воцерковленного человека это недопустимо. Он живет в Боге, или живет в любви, и является воцерковленным человеком. Или он не только невоцерковлен, но он - не верующий человек.

 

- Мне понравилось, как вы сказали «внешний человек». Видимо, у воцерковленного человека это более глубокие корни этих качеств? Они имеют прочное основание.

- У воцерковленного человека разницы между внутренним «Я» и внешним «Я» почти нет. А у внешнего человека может быть большая разница и дистанция между внутренним «Я» и внешним «Я».

 

- Скажите, пожалуйста, что такое душа и что такое дух?

- Человек трехсоставен, он состоит из духа, души и тела. Тело – субстанция, которую мы осязаем, она нам понятна, мы ее в школе проходим на уроках биологии. Душа человека появляется еще в утробе матери, еще при соединении материнской и отцовской клеточек. Душа - это лучик, имеющий начало, но не имеющий конца. Душа вечна. Именно вечно то состояние, которое входит в райское состояние. Но мы можем и не войти в райское состояние. Будем надеяться на первое. Причем душа есть только у человека. У животных нет души, к сожалению.

А дух животворящий – это дыхание Божие. То, что исходит от Господа и оживляет человека, и это вернется к Богу. Мы живем и движемся с помощью духа животворящего, как он и называется.

 

- Молодой человек ищет веру, он приходит в храм, и спрашивает: зачем Сыну Божию нужно было вочеловечиться, чтоб спасти людей?

- Господь приходит в мир, чтоб приподнять человечество до уровня, который был задуман Богом еще в Эдеме, чтоб приподнять человечество до райского уровня. Господь сотворил весь видимый и невидимый мир. И в видимом мире человек становится выше ангелов. Он насаждается в раю, он трудится, чтобы достичь состояния обожения, чтоб войти в радость Бога. «Стать как Боги» и войти в сорадование Богу.

Но грехопадение и свободная воля привела человека к тому, что он ниспадает вниз по своей греховности. И чтоб поднять человека на новый уровень нравственного состояния, и духовного состояния, Господь Сам спускается с неба, воплощается в этой жизни в таком же теле, как и у нас. Причем Он ест, и пьет, и носит одежду, и выражает эмоции, и вздыхает с сожалением. Он такой же, как мы, кроме греха. Спаситель отдает свою жизнь, чтобы каждый взирающий на Него имел надежду и веру, и мог войти в Царствие Небесное.

Отождествление себя со Христом в этой жизни, дает человеку возможность и надежду войти в Царствие Небесное. Господь сошел на землю, чтоб возвести человека на небо.

 

- Молодежь остро реагирует на любое принуждение, как правило, резка в своих взглядах, упорно отстаивает свои позиции и взгляды, ведет себя по-бунтарски. Совместимо ли бунтарство с церковью?

- Если бунтарский дух имеет твое чадо, то это не значит, что оно перестает быть твоим ребенком. Ребенок обязательно проходит все этапы бунтарства. Он обязательно в своей жизни проверяет родителя, как тот отнесется к его выходкам. И если родитель пройдет эту проверку на прочность, то тогда человек-ребенок возвращается в родительский дом.

Когда бунтует личность человека, когда он в церкви бунтует, это приемлемо. Но если он начинает совращать определенную группу, и уводит созданную группу от истины, то будет трагедия для бунтаря. Человек должен определиться с кем он, как он, где он, со своими гордостью и мыслями или он приходит в лоно церкви. Иногда человек приходит в храм и пытается изменить себя под правила храма. Это положительный пример. Но иногда человек приходит в храм и говорит, как пел В.С. Высоцкий, «… и в церкви все не так, все не так, как надо»… «Дайте-ка я тут все изменю. Я сейчас вашу двухтысячелетнюю традицию научу, сейчас Богу покажу, как управлять людьми, как вести их к спасению». А потом, когда это не получается, говорит: «Извините», и разводит руками. Не доезжает до Оптиной пустыни, как один персонаж истории (Лев Толстой), и не успевает покаяться в своих злодеяниях.

Личное бунтарство совместимо, общественное бунтарство не совместимо.

 

- Постоянный зритель из Белгородской области, Евгений. Большинство молодых людей максималисты по природе. А у апостола Иакова есть такие слова: «Братья мои, имейте веру в Иисуса Христу, не взирая на лица». А вот это как раз процветает в храмах. Особенно взирание на лицо того, кто должностью повыше. Это чисто человекоугодие. Поэтому молодежь и не стремится в церковь.

- Евгений, я бы не сказал, что молодежь не стремится. Все-таки молодежь стремится. И на этих приходах много молодежных программ. Это спортивные мероприятия, лагеря, поездки в детские дома. То есть, каждый может найти себе применение. Так же молитвенное состояние. Каждый из нас ездил в паломничества в монастыри России и зарубежья, и может свидетельствовать, что среди монашествующих очень много молодежи. Много молодых людей занимаются проповедью Христа.

А по поводу фарисейства и лицемерия, ну кто на это обращает внимание, тот это вокруг всего и видит. А когда ты учишь других уважению и почитанию, ты в первую очередь сам должен быть уважительным к другим людям и почитать их. Поэтому тут нет разницы: кто перед тобой стоит.

Если на меня посмотреть, кто передо мной стоит: хоть архиерей, хоть прихожанин, оба являются образом и подобием Божиим. И за того, и за другого Господь пролил кровь свою, поэтому мы уже «не свои, а Христовы».

 

- Есть ли в монастырях старцы, которые отчитывают молодежь, детей?

- Наверно, есть. Вряд ли кто отличает отчитку для взрослых и для юного человека. В Подмосковье, например, был отец Нектарий. Я за всю Россию сказать не могу. Я вот помню старца, который отчитывал. И сила его отчитки была такая, что во время молебна исходили из человека бесы. Старец говорил следующее: если правильно воцерковить человека, то отчитка ему не нужна. Тут идет речь о правильном понимании человеком Бога и господа Иисуса Христа. Другое дело, что есть психические заболевания. Надо осторожно смотреть на это.

 

- А что значит грамотное воцерковление?

- Когда это не формально происходит, а совместно с тем человеком, который сам узнал, познал Христа. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, когда на его лице отобразился тот божественный след, через который Господь каждого призывает.

 

- А какие трудности могут быть на пути воцерковления? Может человек ошибиться? Могут быть подводные камни?

- Камни могут быть. И об одном из камней я хочу сказать. Друзья мои, если во время воцерковления вы заметите, что начинаете привязываться к личности, священнику или катехизатору, который вас ведет к Христу, будьте осторожны. Это опасный путь. Это путь не приведения к Христу, а путь приведения к человеку. При любом воцерковлении, в любом месте, должен быть итог: познание Христа, видение Христа, любовь к Христу. Но, ни в коем случае, не обожение человека. Нельзя взирать на них с благоговением, придыханием и восхищением. Будьте осторожны и внимательны.

 

- Полезно ли паломничество по святым местам для укрепления веры?

- Да. Очень полезно, очень важно и необходимо. Мы в паломничестве напитываемся опытом той духовной жизни, который привел человека к Христу какой-либо подвижник. Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру мы обязательно сравниваем с преподобным Сергием Радонежским. Мы едем в другое место, чтобы прикоснуться к опыту чужой духовной жизни. Чтоб в маленькой мере этот опыт принять. В своем сердце складывайте те жемчужины духовного опыта, которые вы увидите в этом святом месте.

 

- Сегодня прозвучало слово «максимализм». А в чем максимализм христианства? В чем героизм христианства?

- Для христианства надо разделить максимализм и героизм. Максимализм христианства проявляется в святости. Святость – это беспорочность. В этой святости и должен пребывать всякий христианин. Когда молодые люди приходят в храм, ищут долгих служб или ищут изнурительного труда в хосписах и детских домах – это максимализм.

А героизм христианства состоит в том, чтоб свою падшую природу обожить. Мне кажется, это самый большой подвиг. Изменить себя так, чтоб образ и подобие совпадали с Богом.

 

- Моему сыну 20 лет, он занимается рэп-музыкой. Сын сочиняет песни, в них говорит о пороках и грехах окружающего. Я с ним не согласна, потому что надо с пороками и грехами внутри себя бороться. А он отвечает, что если об этом не говорить, то люди не задумаются, и не начнут изменяться. Он с отрицательной точки зрения говорит о людской порочности. Кто из нас прав?

- Мне кажется, ваш сын пытается говорить с ними на понятном молодежи языке. Мне довелось побывать на фестивале талантливых детей из детских домов «Будущее России». Там одна девочка исполняла рэп против американизмов в русском языке. Наверное, это доходчиво до аудитории, которая не принадлежит к церкви. Мирское общество возводит порок в стадию нормы.

Где нельзя говорить о пороке? В детском саду! Нельзя говорить о пороке в начальной общеобразовательной школе. Там у детей еще не испортилась душа. Нельзя говорить о пороке в семье. Но с людьми, которые еще не вкусили горечь порока, нужно говорить, чтоб они хотя бы услышали, увидели и поняли. Наверное, мнение вашего сына и будет тем ушатом холодной воды, который отрезвит этих молодых людей. А может это будет зернышком, которое когда-нибудь прорастет. Но тут есть опасность для вашего сына. Как бы все это не засосало его.

Если эта борьба с грехом его засосет, будет плохо. Из истории церкви, мы знаем, самые большие ересиархи – сначала были миссионерами, проповедниками определенных воззрений. Но перегибали палку в противоположную сторону общества, чтоб показать насколько это плохо. Укоренившись в этих противоположных сторонах общества, они сами стали далекими от церкви.

Жизнь в церкви нельзя подменять такой миссионерской проповедью.

 

- Молодежь часто стремится жить своим умом, иметь свой взгляд, не доверяет чужому мнению. Совместимы ли вера и критический взгляд на вещи?

- Конечно, совместимы. Вера и критический взгляд на вещи совместимы. Несовместимы упорство, твердолобство, причем несовместимы, только с точки зрения пользы этого человека. Уж если врата ада не одолеют церковь, то не сокрушит церковь и твердолобство людей. Но люди повредить себе могут сильно. Это упорство нанесет им непоправимый грех. Мы понимаем, что гордыня - это состояние, через которое пали наши прародители. Вообще, и мы сейчас через гордыню становимся все более уязвимыми. В церкви проявление гордыни, упрямства недопустимы. Но задавание вопросов в церкви приветствуется. В церкви приветствуется все, что является честным и нелицемерным.

 

- Молодые люди зачастую церковь воспринимают как источник каких-то запретов и несвободы. Что такое свобода?

- Свобода в церковном понятии – это свобода от греха. Грех порабощает душу человека, тот становится зависимым. На видимую марку свободы юного человека «жить, как хочу» церковь отвечает «жить так, как надо». «Жить так, как надо» раскрепощает человека.

Давайте возьмем порок, например, ложь. Ведь человек свободен, говорить все, что хочет. Церковь говорит: «Если ты хочешь быть свободным, ты должен идти в определенных рамках». Ложь сильно порабощает человека, человек начинает запутываться во лжи. Человек окружает себя паутиной лжи. Ему надо обязательно запоминать то, что он сказал одному человеку, второму, третьему, четвертому. Себе начинает врать. И он становится зависим от этого. Он начинает напрягаться от того, что он сказал. Если человек говорит правду, а мы обязаны говорить правду (это обязательство, которое делает человека свободным), то он высвобождает столько времени для правды, что он может направить его на созидательный труд.

Любые церковные ограничения приводят человека к свободе, к независимости ото лжи. Мне кажется, церковная свобода – это настоящая свобода будущего человечества.

 

- Как мне ответить на вопрос молодого человека «А для чего Богу надо было вообще создавать человечество, если он сначала предвидел грехопадение Адама и Евы, предвидел, что Спасителю придется искупить грехи человечества, предвидел, что мы сейчас катимся к концу света»?

- Давайте начнем с конца. Мы привыкли думать, что конец света это что-то ужасное, что надо отсрочить приход Антихриста, и тому подобное. Конец света – это соединение со Христом. У каждого будет своя личная смерть. Свой личный конец света. Так что этого бояться нельзя. Надо бояться быть неподготовленным к концу света, придти не другом Христовым.

Для чего Бог сотворил человека? Представьте себе, вы хотите порадоваться, но радоваться нельзя в одиночестве, ибо радость будет несовершенна. Вы будете думать, где-то вне дома есть люди, и как вы можете с ними радостью поделиться. Чтобы радость была совершенна, надо делиться ей с равными тебе. Можно ли радоваться с кошечками или собачками? С ними можно просто весело провести время. Они не могут проявить к тебе состояние, адекватное твоему состоянию, эмоции, подобные твоим эмоциям.

Бог творит человека по образу и подобию Своему для того, чтобы он, обожившись, мог трудиться в раю и сорадоваться с Богом. Мы творимся для радости. Но радоваться мы можем только свободно! Радость может быть у человека, освободившегося от греха, или, если брать райское состояние, если человек трудился и достиг обожения. С таким человеком мы можем сорадоваться.

Это не так трудно на самом деле. Начни радоваться с подобным тебе, и ты придешь в радость ко Господу. Начни радовать окружающих, и твоего сердца коснется радость Божественного. Умирают люди не от старости, не от болезней, они умирают тогда, когда они готовы. Господь призывает в нужный момент каждого человека, и бомжа, и старика, и праведного старичка. В момент, когда сердце человека готово и когда он может войти в рай.

 

- А если человек умирает внезапно, вследствие внезапного случая, сердце человека готово и он может войти в рай?

- Если человек умирает внезапно, он умирает внезапно для нас, а не для Бога. Надо доверять Богу в любое время, в любом проявлении Его в нашем мире.

 

- Может ли молодому человеку помочь отчитка для борьбы со страстями, для укрепления веры Христовой?

- Да, может. Но есть маленькое условие – это условие веры и то, если молодой человек находится в здравом уме и полной памяти. Отчитка может помочь человеку, уповающему на эту отчитку, человеку воцерковляющемуся.

 

- А может молодой человек избавиться от пороков по молитвам окружающих его людей?

- Может. И таких случаев много. Но этот путь для окружающих людей очень труден и тернист.

 

- На ваш взгляд, какие проблемы самые главные в молодежной среде, и как церковь может помочь в их решении?

- В молодежной среде, наверное, самая большая проблема - это медиа-пространство. В нем взрослые дяди и тети ставят неокрепшую душу молодежи. Ведь молодой человек, сталкиваясь с масс-медиа, попадает в сформировавшийся мир страстей и добрых дел, мир порока и праведности. Не имея иммунитета, что - добро, а что – зло, он начинает все в себя впитывать, а потом разбираться. Иногда он, разбираясь, смешивает доброе зерно с плевелами, или вместе с плевелами выбрасывает доброе зерно. Это состояние – страшно.

Медиа-пространство - самая большая проблема в современном мире, которая взрослыми сильно загрязнена.

 

- Что могут сделать люди и что может сделать церковь для исправления этой ситуации?

- Взрослые люди могут изменить себя. Что может сделать и делает церковь? Она делает: она говорит, призывает, показывает, она говорит, как измениться человеку. Она приводит образцы изменения человека на церковных примерах социальных программ, праведных людей, внутренних социальных структур!

Пример внутренних социальных структур. Российское общество охладело в семейных узах, и церковь первой вышла на проповедь того, что семья – это малая церковь, что семья – это малое государство, что из семьи состоит государственная мощь. Потом уже все остальные общественные институты подхватили. И так с проблемами алкоголизма, наркомании и т.д.

 

- Я думаю, что непонимание между молодыми людьми и церковью возникают из-за того, что многие вещи в церкви воспринимаются как скучные, далекие от их собственной жизни. Многие вещи требуют оживления, прояснении. Например, богослужения.

- Человек создан для развития, для внутреннего созидания, для накопления определенных знаний, для определенного опыта. Если человек останавливается, он начинает падать. И тут происходит отталкивание от церкви.

Кто почувствовал красоту молитвы, кто ее увидел, почувствовал, тот уже никогда не захочет ее променять на что-либо другое. Бывает, что человек меняет молитвенное состояние на какое-либо другое эйфорическое состояние. Он пытается создать такое состояние механическими вещами (алкогольное, наркотическое). Лукавый ничего нового придумать не может. Он пытается подменить: «вы хотите творческого состояния, вот вам наркотики и алкоголь, и вы будете всесильны». Но все это заканчивается очень плохо.

 

- В заключение, батюшка, я прошу вас, благословите наших телезрителей.

- Дорогие братья и сестры, желаю вам, чтоб Господь присутствовал в каждом моменте вашей жизни! Как говорит псалмопевец Давид, чтоб «мы искали лице Божье»! И чтоб это лице Божье мы находили в любом проявлении того, что происходит с нами. Чтоб мы знали, что это от Бога, и что наша реакция для Бога очень важна.

 

Всего доброго! До новых встреч в прямом эфире.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать