Беседы с батюшкой. Богословие Троицы

28 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протодиакон Константин Маркович, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Мы сейчас находимся в преддверии великого праздника Пятидесятницы, или Святой Троицы (так он называется в Православной Церкви). В этот день вспоминается явление Святого Духа в истории домостроительства человеческого спасения. Иисус Христос обещал Своим ученикам: «Когда Я вознесусь к Своему Отцу, то пошлю вам иного Утешителя, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать обо Мне и наставлять вас на всякую истину». Одновременно этот день является днем рождения Святой Церкви, потому что именно в этот день община учеников, которая ожидала исполнения обетования, была освящена благодатью Святого Духа, и ныне эта благодать пребывает в Церкви и изливается на каждого ее члена через святые Таинства.

- Вопрос через группу ВКонтакте: «Как правильно объяснить неверующим и иноверцам, особенно мусульманам, смысл Святой Троицы?»

- Догмат о том, что Бог является единым по Своей природе и троичным в Лицах, - основной догмат христианской веры. Также одним из основных является догмат о вочеловечении Сына Божия, о том, что Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком, Спасителем мира. Считается, что конфессии, не исповедующие этих двух догматов, нельзя назвать христианскими.

Существует секта иеговистов, которые раньше ходили по квартирам и навязывали людям свою проповедь и печатные издания. Слава Богу, сейчас их стало меньше. Они используют Библию, говорят о Христе, но не верят в Троицу, считают, что Христос - высший Пророк. «Свидетели Иеговы» повторяют то, что когда-то говорили ариане.

Объяснить догмат о Святой Троице человеку не совсем воцерковленному или неверующему - очень сложная задача не только для мирян, но и для священнослужителей и катехизаторов. Нужно подобрать слова, понятные современному человеку, не повторяя богословских терминов и понятий, которые были выработаны в IV веке и ясны только человеку, имеющему достаточный церковный опыт.

- Как учение о Святой Троице можно понять умом?

- Нужно для себя четко определить два принципа. Во-первых, Бог непостижим, невозможно понять человеческим разумом и осознать во всей полноте природу Божества, троических отношений. Священное Писание говорит: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18). Иоанн Дамаскин пишет, что даже Ангелы, Херувимы и Серафимы, воспевающие песни и служащие перед Престолом Божиим, тоже не видят Лица Его. Образно говорится, что Серафимы закрывают свои лица крыльями. Святой Григорий Богослов говорит: «Божество непостижимо для человеческой мысли, невозможно представить Его таким, какое Оно есть». Мы знаем о Святой Троице то, что нам открыл Господь в Священном Писании, или те догматические формулировки, которые отцы Церкви на Соборах выработали для того, чтобы оградить наше сознание от уклонения в ереси. Невозможно познать Святую Троицу разумом не потому, что разум человека настолько плох. Познавательная способность человека создана для изучения окружающего мира, наш разум оперирует теми образами, которые он видит вокруг себя, но Священное Писание говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Бога можно познать сердцем только в том случае, если мы идем по пути обожения, нравственного совершенствования. Но мы не сможем идти по нему, если Господь не поможет Своей благодатью. Если мы стремимся очистить свое сердце через молитву, доброделание, то будем постепенно подниматься по лестнице богопознания. Григорий Богослов, которого Церковь называет певцом Святой Троицы, совершеннее всего сформулировал учение о троичности Бога. Благодаря ему на Востоке была окончательно одержана победа над арианской ересью. Григорий Богослов говорит: «Богословствовать о Троице не всем доступно, а только тем, которые испытали себя и провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили или, по крайней мере, очищают душу и тело». Познать Бога можно чистым сердцем, а с помощью разума мы можем встать на первую ступень богопознания.

Когда Господь явился израильскому народу на горе Синай, Моисей по повелению Божию окружил гору чертой и сказал, чтобы люди расположились вокруг горы, но не переступали эту черту, а сам пошел ко Господу на вершину. Люди были свидетелями того, что Бог сошел на Синай, они слышали сотрясение, видели дым, сияющее облако небесной славы, тропинку, которая вела Моисея на эту гору. Так же и мы можем с помощью очищенного сердца подниматься к вершине богопознания.

- В Ветхом Завете говорится о строго монотеистическом представлении без влияния греческой богословской философской мысли, а богословие Троицы уже включает в себя определенное влияние античной философии.

- Богословие Троицы и христианство полностью основаны на Божественном Откровении. В истории человечества Бог открывал Себя людям постепенно. Эта постепенность была связана с духовным ростом человечества: на определенном этапе истории Господь открывал божественные истины ровно настолько, насколько человек был способен их воспринять.

В Ветхом Завете Бог предстает перед нами как Единый Творец мира, Промыслитель, Который постоянно властвует и ведет человечество ко благу и спасению, несмотря на то что человек оскорбил Его и отпал от Божественной любви. Он даже заключает союз с человеком, но предстает непостижимым, невидимым и неизобразимым. Господь говорит Моисею, поднявшемуся на гору Синай: «Ты не можешь видеть Моего лица». Непостижимость Бога является огромным испытанием для ветхозаветного человечества. Мы видим, как народ бессчетное количество раз уклоняется в идолопоклонство. Бог за это наказывал, учил, люди каялись, но потом снова падали в это. Даже у подножья горы Синай, видя своими глазами явление Славы Божией, они сказали Аарону: «Моисей ушел на сорок дней, мы не знаем, что с ним и где он. Сделай нам Бога!» Аарон, испугавшись народа, делает золотого тельца. С ним израильский народ не стал ассоциировать какого-то египетского бога, а сказал: «Это Тот Бог, Который вывел тебя, Израиль, из страны Египетской». Людям было очень мучительно верить в неизобразимого Бога. Они вкушали манну, видели облачный столп, который их вел по пустыне, но не видели Господа, и если бы такому народу Он открыл Себя Святой Троицей, то это была бы катастрофа.

 Новый Завет открывает явление Сына Божия не для того, чтобы удовлетворить человеческое любопытство, а с целью, чтобы человек смог по-настоящему понять, Кто такой Иисус из Назарета. Показать, что это не просто Пророк и Мессия, а Единородный Сын Божий, Который сошел с небес, принял плоть от Девы Марии и, по слову святого Иринея Лионского, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом».

Тем не менее мы даже в Ветхом Завете находим изречения или описание некоторых событий, смысл которых в то время был плохо понятен для людей, но раскрылся в подлинном значении в Новом Завете. Эти события предвозвещали Откровение Божие, которое Господь в лице Иисуса Христа открыл о Себе. Например, можно вспомнить первый день творения: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Слово «Бог» переводится на русский и греческий язык в единственном числе, а в арамейском тексте «Элохим» (Бог) звучит во множественном числе. На Предвечном Совете, предшествующем творению человека, сказано: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). В контексте Нового Завета речь идет о Святой Троице. Говорится о том, что Дух Божий носился над бездной, дал животворную силу земле, когда Господь повелел: «Да произведет вода душу живую; да произведет земля душу живую». О Святой Троице также свидетельствует явление трех Ангелов Аврааму, ангельская хвала, которую услышал пророк Исайя: «Свят, Свят, Свят Господь!» Свидетельствуют и многие изречения из псалмов, например: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих; Дух Твой Благий наставит мя на землю праву; и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Такие выражения в контексте Нового Завета говорят о том, что учение о Троице было предвозвещено, но не явно.

- Как понимать самое сложное - те представления, которые лежат в основе нашего учения о Святой Троице как Единосущной Ипостаси?

- В Ветхом Завете мы читаем о многих событиях, где явно и откровенно говорится о Троице. Во-первых, это событие Богоявления, когда Христос выходит из вод Иорданских и слышит голос Отца: «Это есть Сын Мой возлюбленный». И Дух Святой нисходит на Спасителя как голубь. В большей части Евангелия от Иоанна Господь говорит о том, что Он послан Богом Отцом. Исцеляя слепорожденного, Иисус сказал: «Веруешь ли ты в Сына Божия, Который говорит с тобою?» Тот ответил: «Да, Господи, верю!» Также свидетельствует о Троице молитва Богу Отцу: «Да будут, Отче, все едины так же, как и Мы»; ниспослание Духа Святого, Его явление в день Пятидесятницы после вознесения Спасителя. Если мы внимательно проанализируем, что открывается о Троице в Новом Завете, увидим, что действия Лиц Святой Троицы направлены на спасение человека, то есть благовестие Троицы раскрывается в той мере, в какой Евангелие благовествует о деле, ради которого пришел Христос, чтобы совершить человеческое спасение.

Имя Святой Троицы, наверно, самое распространенное для современного человека. В Евангелии и Посланиях святых апостолов мы этого имени Божьего не встречаем. Апостол Павел нам говорит: «Благодать Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и причастие Святого Духа будет со всеми вами». Но слово «Троица» впервые появляется в конце II века в писаниях святого Феофила Антиохийского, в его «Послании к Автолику»; Тертуллиан также употребляет слово «Троица». Потом оно появляется у Киприана Карфагенского и других святых отцов.

Без ключевых понятий троичного богословия, таких как «природа», «ипостась», «единосущный», нам трудно представить богословие Церкви. Эти слова появились лишь в IV веке, когда Церковь только обрела мир и покой благодаря святому равноапостольному Константину Великому, объявившему Миланским эдиктом принцип веротерпимости в Римской империи. После этого разразилось страшное бедствие - появилась ересь Ария. Он был пресвитером Александрийской Церкви в 10-х годах IV века, имел блестящее античное философское образование. Арий подверг ревизии ту веру, которая существовала уже три века, сказав, что Бог должен быть один, другого быть не может, а Иисус из Назарета - высший из Пророков, Спаситель, но не имеет Божественную природу и не может считаться равночестным Богу Отцу. Был созван Собор в городе Никея при поддержке Константина Великого с целью вынести церковные суждения об Арии. Тогда был сформулирован Никейский Символ веры - догматическое определение, в которое было включено слово «единосущный» (по-гречески «омоусиос»), то есть единосущный Богу Отцу. Никейский Собор, как сложилось исторически, вместо того чтобы положить конец арианской смуте, придал еще больший импульс этой страшной ереси. Арианство продолжалось на Востоке в течение всего IV века, а на Западе оно существовало примерно до VII века. Проблема была не в том, что ариане являлись плохими людьми, сознательно отвергающими церковное вероучение, а гораздо глубже: в Церковь пришли неофиты, воспитанные на греческой философии вне христианства. Была огромная проблема понять то, что говорят сторонники богословия Никейского Собора о Единосущном Боге, но Бог Отец и Сын - это не одно и то же. Получается, два Бога?

Термин «единосущный» - не библейский, изначально он появился в еретической среде в III веке у монархиан, отвергавших догмат о Святой Троице. У них было много течений. Идеи монархиан развивал Павел Самосатский, епископ города Самосаты (на территории современной Турции). Сейчас этого города уже нет, он затоплен морем. Павел Самосатский называл Сына Божия единосущным Отцу, но говорил, что это не Лицо Святой Троицы, а всего лишь проявление Бога Отца. В Ветхом Завете говорится, что Бог Себя являл как Иегова, а в Новом Завете - о том, что Он открыл Себя человеку как Иисус Христос. После Пятидесятницы Бог Себя явил как Дух Святой. Павел Самосатский утверждал, что на самом деле Бог один, никакой Троицы не существует. Поэтому для одних учений определение «единосущие» было тритеизмом, для других - возвращением к более древней ереси. На Соборе в 269 году Павел Самосатский был осужден.

Афанасию Александрийскому, который защищал термин «единосущие», было очень сложно убедить людей в своей правоте. Но Господь воздвиг великих мужей, которые в истории Церкви получили наименование великие каппадокийцы, - это святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Они ввели в церковный обиход два понятия: «сущность» (по-гречески «усия») и «ипостась» (по-гречески «ипостасис»). Благодаря этим понятиям сомнения, связанные со словом «единосущие», были развеяны и в умах людей все встало на свои места. «Усия» и «ипостасис» - не библейские термины, они заимствованы из античной философии и были почти что синонимами. Они обозначали то, что существует в реальности (неодушевленный предмет или живое существо). Но любая реальность характеризуется определенным набором свойств, признаков, которыми она отличается от другой. Свойства, которые указывают на сходство или принадлежность к какой-то общности, определяют усию. Например, все, что характеризует человеческую природу вообще, то, в чем люди подобны друг другу, - это усия, некое общее бытие. Свойства, которые указывают на индивидуальность, неповторимость, уникальность каждой реальности, - это ипостасис. Василий Великий говорил: «Есть человеческая природа (тело, интеллект и так далее), а есть конкретно каждый человек (Иаков, Андрей, Иоанн)».

- Вопрос телезрителя из Бреста: «Как существует Вторая Ипостась как Личность в Троице и одновременно в Иисусе Христе? Получается уже две Личности, Иисус Христос не входит в Троицу?»

- Это остается великой тайной, которую мы не можем до конца постичь. Церковь говорит о том, что когда Сын Божий воспринял на Себя человеческую природу, то Божество осталось неизменным. Бог есть Дух, Он не ограничен ни пространством, ни временем, ни границами тварного и нетварного мира. Восприняв человеческое тело, Бог оставался бесстрастным, неизменным и таким же Богом, Который всегда пребывал. Когда-то было догматическое движение (называлось «теопасхизм»), считающее, что Божество тоже страдало, когда Христа распяли на кресте, Оно даже умерло вместе со Христом. Но Церковь четко определила, что изменяемость, страдания, крестная смерть - это то, что Христос претерпел Своей человеческой природой, но как Бог Он оставался неизменен.

Применительно к троичному богословию усия - это то, что является общим для всех Лиц Святой Троицы. Мы говорим, что Бог неизменен, вечен, он Всеблагой, Вседержитель и так далее. Все эти эпитеты относятся к природе Божества. Но Бог Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца, и эти ипостасные свойства указывают на индивидуальность Святой Троицы. Есть единая природа, но в ипостасных свойствах есть различия - в этом заключается первый ответ на сомнения. Но и ипостасные свойства Лиц Святой Троицы тоже указывают на единство, потому что отношения между Отцом и Сыном, Духом Святым и Отцом имеют свойство движения: Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца как от Единого Начала. Если мы размышляем о троичности Божества, наш ум сводит ее воедино. Мы слышим в церковных песнопениях такое выражение: «Собезначальный Отец, собезначальный Сын и Дух Святой». Это выражение указывает на то, что процесс рождения и исхождения никогда не прекращается, происходит всегда, Бог вечен. Таким же образом Сын всегда рождался, рождается и будет рождаться; и Дух Святой исходил, исходит и будет исходить, даже когда придет конец этому миру. Но, с другой стороны, Сын и Дух Святой имеют причину Своего бытия в Отце. Святой Григорий Богослов говорит: «Итак, когда взираем на Божество и Первую Причину (Бога Отца) и монархию (единоначалие), тогда представляемое нами одно; а когда на Тех, в Ком Божество, на Тех, Которые от Первой Причины существуют вневременно и равночестно (Сын и Дух), тогда поклоняемся Трем». Еще Григорий Богослов говорит: «Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым; Оно наполняет мое зрение, я не могу объять Его величия. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу Единое Светило, будучи не в силах разделить или измерить соединенного света».

- Вопрос телезрительницы из Брянска: «Почему именно на Троицу украшают церковь и дома травой и веточками березы?»

- О традиции украшать зеленью храмы в день Святой Троицы говорится еще в Ветхом Завете. Бог повелел на 50-й день после Пасхи праздновать день Пятидесятницы, он до сих пор празднуется евреями. В Ветхом Завете этот праздник имел два значения: сельскохозяйственное (праздник начала жатвы) и воспоминание о том, как израильский народ получил Тору (Пятикнижие). Со времен Ветхого Завета было принято в иерусалимский храм и синагогу приносить зелень, начатки урожая. С самых первых христианских времен христиане тоже стали украшать храмы, потому что древние христиане, живущие в апостольскую эпоху в Иерусалиме, тоже соблюдали еврейские обычаи. Это идет оттуда, и до сих пор иудеи приносят зелень в места молений в день Пятидесятницы.

Несмотря на то что очень сложные отношения между религиями, основа иудаизма, христианства, ислама - вера Авраама. Агаряне (как еще называют арабов), среди которых зародилась исламская религия, произошли от Агарии - рабыни праотца Авраама. Поэтому их религиозная психология - это религия Авраама: строгий монотеизм, неприступный Бог, Который невидим, неизобразим (в исламе не приняты никакие священные изображения). В какой-то степени ислам - это шаг далеко назад. Ислам допускает многоженство, во времена Авраама оно существовало у евреев, но потом от него отказались. Также в исламе существуют совершенно архаические семейные отношения, особенно у исламистов-ваххабитов дремучий средневековый образ жизни. Даже некоторые саудовские мусульманские учителя заявляют, что верить в то, что Земля круглая, - это атеизм. Я ни в коем случае не заявляю, что все мусульмане такие, существует просвещенный ислам. Но исламский фундаментализм - это возвращение глубоко назад, на нижние ступени религиозного развития.

- В Ветхом Завете мы видим что-то от Троицы, по крайней мере - ссылаемся на явление Ангелов Аврааму. И потом, соответственно, «Троица» Рублева…

- Троичный Бог неизобразим, потому что мы знаем, что Сын Божий явил Себя в образе Иисуса Христа из Назарета. Традиционно существует иконописный лик Спасителя, в последнее время практически доказана подлинность Туринской Плащаницы, и мы имеем фотографическое изображение лика Христа. На сегодняшний день считается, что вероятность подлинности Плащаницы составляет 99,9%. Изображение на ней появилось в результате таинственного явления при воскресении Христа. Дух Святой появлялся в виде голубя, но Бога не видел никто, как говорит Священное Писание.

Явление Аврааму трех Ангелов - с одной стороны, символическое изображение, с другой - единственное каноническое, правильное ортодоксальное изображение Святой Троицы. На иконе изображены три Ангела, они вписаны в круг. На центральном месте восседает Ангел, облаченный в красный хитон и синий гиматий - одежды, в которых обычно изображают Иисуса Христа. Это указывает на то, что председательствует Иисус Христос. Святитель Филарет (Дроздов) в своем толковании на Книгу Бытия говорит, что символ Святой Троицы заключается именно в числе трех Ангелов, но в их лицах нельзя видеть символы Святой Троицы, потому что Бога Отца и Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов. Большинство святых отцов, среди которых Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Ириней Лионский, Тертуллиан, считали, что это явление Бога и двух Ангелов. Тем более мы знаем, что после явления Аврааму два Ангела уходят в Содом, а третий таинственно исчезает. Три Ангела указывают на Троицу, но явление Бога в виде главного Ангела, Который разговаривает с Авраамом как Бог и дает ему обетование, - это пророческое указание на воплощение Сына Божия, потому что Бог является в образе Ангела, Он даже вкушает пищу вместе с Авраамом. Благословение Чаши центральным Ангелом, Который изображает Христа, - это образ Евхаристии. Скорее всего, Андрей Рублев, изобразив эту композицию, имел в виду явление Сына Божия и двух Ангелов.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать