Беседы с батюшкой. Традиция наименования в честь святых

27 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга.

 

- 27 мая 1703 года считается датой основания Петербурга. В этот день произошла закладка Петром Первым на Заячьем острове в устье реки Невы Петропавловской крепости. Если переводить название города Санкт-Петербург с иностранного языка на наш, то получается, что город назван в честь небесного покровителя Петра Первого. Хотелось бы сегодня поговорить о традиции наименования городов, улиц, значимых объектов в честь святых, небесных покровителей, важных церковных событий и праздников. Почему на Руси существовала и существует такая благочестивая традиция?

- Во-первых, подчеркну важность знания обо всем этом. Порой слышишь, когда люди говорят о том же Петербурге или о нашем городе, Екатеринбурге, что Санкт-Петербург был назван в честь императора Петра, а Екатеринбург назван в честь императрицы Екатерины. И действительно, у многих людей существует стойкое убеждение, что «в честь себя и назвали». Но на самом деле здесь затрагиваются очень важные вещи. Мы видим, что наши правители чтили своих святых небесных покровителей. Это очень важно помнить и знать, потому что в этом есть и большой смысл, и очень хороший пример. И, как Вы правильно заметили, у нас в стране довольно много населенных пунктов, которые названы в честь святых или каких-то священных событий. Да, может быть, городов не так много, было больше, просто что-то переименовали, например Краснодар. А вот сел и деревень много - одних деревень в честь Покрова Божией Матери сколько, сколько сел Троицких!

Откуда идет такая традиция? Если посмотрим, как человеческая цивилизация развивается, то увидим: людям всегда было свойственно связывать свою жизнь с чем-то значимым, с какими-то событиями, людьми, с какой-то местностью. Потому что у человека внутри есть ощущение, что он и мир - одно, то есть его жизнь всегда связана с окружающим миром, в том числе с природой, людьми, обществом, государством. Не только с именами людей связывали названия каких-то населенных пунктов, а пытались эти наименования привязать к духовному, мистическому. Можно вспомнить столицу Греции - Афины, названы в честь богини. То есть людям хотелось, чтобы эта связь с чем-то божественным в их жизни присутствовала. Сейчас не идет речь о том, где истина, где не истина. Мы наблюдаем этот феномен, это желание людей не просто существовать, что называется, без роду без племени, а быть причастными к истории, событиям, жизни своих соплеменников. Кстати, почему важно знать и помнить историю? Потому что связь поколений определяет настоящее. И эта связь человеку может показать, куда надо стремиться.

Например, живут люди в Санкт-Петербурге. (Поздравляю жителей этого замечательного города с праздником.) И вот человек узнал, или, может быть, просто вспомнил, или осознал очень глубоко, что город, в котором он живет, назван не просто в честь человека - того же великого императора Петра, а в честь святого первоверховного апостола Петра. Человек подумает: «Такое название у моего города, а я его житель. Как это здорово! Я должен жить так, чтобы быть достойным этого названия. Я ведь не просто петербуржец, а я санктпетербуржец!» То есть у человека появляется мотивация к жизни высокой, жизни духовной.

Может быть, более понятной станет совсем недавняя часть истории нашей страны, период советской власти. Мы знаем, что город Санкт-Петербург в это время назывался Ленинградом. И опять же - как люди ценили то, что они живут в этом городе! Там история, очень богатая событиями, какими-то потрясениями, в том числе человеческими подвигами. В этом году, когда мы празднуем 70-летие Великой Победы, уместно об этом вспоминать и говорить о подвиге ленинградцев, который они понесли в годы и блокады, и всей Великой Отечественной войны. Этот город - город-герой. Название, история города очень часто определяют жизнь его населения. Конечно же, если город назван в честь святого, какого-то священного события, это может очень хорошо повлиять на наше отношение к себе и нашей жизни. Так что, думаю, для всякого петербуржца святая и почетная обязанность - знать жизнь апостола Петра. Так же и для всякого екатеринбуржца святая обязанность - знать житие святой великомученицы Екатерины. И подумать: а что бы я из их жизни мог взять для себя примером?

- Как Вы считаете, насколько важно и необходимо возвращение к историческим истокам, если произошло переименование города?

- Люди должны этого желать все-таки. У меня такое мнение. Желать, чтобы город назывался именно так. Конечно, для того чтобы человек пожелал, надо ему объяснить, почему это было бы хорошо.

В чем заключалась проблема советской пропаганды? Была попытка оторвать прошлое. Сказать, что «наше государство начинается с 17-го года XX века. То, что было до этого, период царского режима, - все плохо, неправильно, а вот теперь у нас светлое будущее наступит». Неверно. Нельзя людей лишать их прошлого. Точно такая же ошибка, если мы сейчас говорим: то, что было во время 70-летней советской власти, все было плохо, скорее давайте забудем. Нельзя этого делать. Мы должны набраться смелости, признать свои падения. Потому что без падений не бывает взлетов. Хорошо бы, конечно, не падать, но, к сожалению, такого не бывает ни в жизни отдельно взятого человека, ни в жизни целого государства. И далее трезво определяться: чему быть, а что менять. Хорошо бы, чтобы названия в честь святых возвращались. Простите, чем святые запятнали себя, что теперь мы должны стыдиться использовать их имена в названиях улиц, городов, деревень? Ведь чем прекрасна святость? Она показывает пример жизни настоящей, чистой, потому что Бог действует в жизни святого. В жизни великомученицы Екатерины, апостола Петра при всем желании не найти что-то дурное. Нельзя сказать: давайте про них забудем, они ошибались. Нет такого.

А взять советских деятелей, в честь которых назывались населенные пункты… История, если к ней подходить по-честному, порой очень безжалостна. Она четко определяет, где правда, а где неправда. Но для этого нужна смелость, нужно мужество желать, чтобы все было честно.

- Во вновь создаваемых районах названия улиц определяют в зависимости от каких-либо предпочтений людей, которые проектируют эти районы, и общественного мнения. И почему-то в новых районах указывают имена героев, имена каких-то современников, которые отошли в мир иной, но редко встретишь название улицы, носящей имя святого.

- Нужно просто предлагать это людям. Мне кажется, люди пожелают этого. Почему нет? Ведь нас, верующих, немало на самом деле. Просто есть привычка быть тише воды, ниже травы. Но есть события и ситуации, когда нужно, чтобы твой голос звучал.

- То есть нужно проводить информационные кампании и проявлять инициативу?

- Конечно, обязательно. Благо возможность сейчас для этого есть.

- А насколько для нас вообще важно вспоминать и чтить тех небесных покровителей, под защитой которых находятся наши города, села, населенные пункты? Важно знать историю, нужно читать, знать их житие? А как быть тем людям, которые не считают себя верующими, но знают, что город назван в честь святого апостола Петра?

- Есть заповедь: «Чти отца твоего и мать твою. Благо тебе будет и долголетен будешь на земле». В чем смысл этой заповеди, в чем должно заключаться почитание родителей? Это послушание в определенной степени. Пока ребенок не повзрослеет, он находится в прямой зависимости от родителей и, соответственно, выполняет их волю. Это нормально, естественно. Прислушиваться к мнению, уважать их ценности, уважать то, что для них дорого, не делать того, что причинило бы им боль.

В почитании святого алгоритм схожий. Ведь святые не те люди, которые куда-то в параллельную вселенную перенеслись после смерти и непонятно где существуют теперь. Нет, связь вполне реальна, она влияет на нашу жизнь. Всякий человек способен, даже ради эксперимента, ощутить, что это такое - связь со святым. Начни ему молиться - и в определенный момент это произойдет: почувствуешь. И будешь почитать этого святого.

Для чего надо знать жизнь того, кому молишься? Чтобы сложились личные взаимоотношения, чтобы ты понимал человека, какой он был, чем жил. Можно даже представить, предположить, что он чувствовал, как к жизни относился. И уже в жизни этим руководствоваться, жить так, чтобы святому было отрадно быть вместе с тобой, чтобы вы были одного духа. Как два хороших друга, когда они способны друг друга чувствовать, с полуслова понимать. То же самое и здесь. Со святым вполне реально установить хорошую дружескую связь. И нас Церковь учит, что святые - самые правильные друзья, которые тебя не забудут, не предадут, не обманут, не будут своего искать. Они находятся в любви. И мы в какой-то степени сами себя обкрадываем, когда лишаем себя общения со святыми.

- Составил для себя список городов, которые так или иначе связаны со святыми: Архангельск (по некоторым источникам - в честь Архангела Михаила), Златоуст Челябинской области (в честь Иоанна Златоуста), Екатеринбург (город святой Екатерины), Борисоглебск (в честь Бориса и Глеба), есть поселок, именуемый Преображение, вспоминается также нынешний Краснодар, а ранее - Екатеринодар (тоже город святой Екатерины). Хочется отметить, что, помимо того что сам город назван в честь святых, это возвышает его определенным образом, даже сами названия как-то благозвучно произносятся.

- Да, мне тоже нравится.

- Кого мы понимаем под небесными покровителями?

- Стоит об этом поговорить более подробно. Не совсем верно, когда люди самоопределяются, скажем: «Зовут меня Иван, и буду я молиться только святому Иоанну Предтече. Он мой небесный покровитель, до остальных дела нет, я для них чужой». Это совершенно неправильно. У нас вся небесная Церковь является покровительницей каждого из нас. И в этом плане хоть кому молись. К кому душа лежит. В каждом православном доме есть много всяких икон. Человек ездит по святым местам и обязательно привозит оттуда образы святых. Вот и хорошо. Замечательно. И молится им, и все они являются его небесными покровителями.

Конечно, имя святого, которое мы носим, дает нам некое право обращаться к нему чаще, любить его более светлым чувством, если здесь уместно говорить о какой-то разнице. Но в действительности молиться можно любому святому. И неважно: мужчина, женщина, - ведь во Христе все едины. Когда мы обращаемся к святому, то обращаемся к Богу. Ведь святость существует через Бога. Это не какой-то особый подвиг отдельно взятого человека, а проявление образа Божьего в человеке, восстановление образа Божьего, действие благодати Духа Святого. И всякая связь со святым делает нас ближе к Богу - вот что важно.

- Вопрос от телезрителя из Екатеринбурга: «Если Бог знает все наперед, знает будущее человека, как он будет поступать, то почему допускает, чтобы рождались педофилы, маньяки, убийцы?»

- Господь действительно знает, будучи совершенным Существом, будучи Творцом, гораздо больше, чем мы себе можем представить. Даже мы, люди, способны знать будущее. Предположим, пошел мальчик Ванечка зимним вечером гулять на улицу. Ему мама говорит: «Ванечка, вы будете возле качелей играть, не надо к железной качели языком прикасаться, потому что плохо будет». Что происходит? Мама определяет будущее Ванечки? Нет. Но Ванечке, знающему об этом, чаще всего хочется испытать, что это такое. Тем более обязательно найдется какой-нибудь Петя, который, может быть, чуть постарше и скажет: «А вот я фокус знаю. Кто лизнет железную качельку?» И Ванечка прилип, плачет, плохо ему, тяжело ему. Возникает вопрос: мама виновата в том, что Ваня сделал? Определила ли мама будущее своего ребенка, когда предупредила его об этом, виновата ли в том, что у нее родился такой сын, который в итоге причинил боль? А Ванечка мог еще потом и Петю стукнуть: «Как ты мог меня на это надоумить?»

Да, Бог знает, что будет, как будет, но не из-за того, что Он определяет это за нас. Ему ведомы наши пути. Свобода нашего выбора, несомненно, остается свободой, но она тем не менее ограничена. Мы живем в мире, который ограничен. Если я стою на балконе шестнадцатого этажа, то как бы я ни мечтал, что могу летать, но если с балкона спрыгну, разобьюсь и погибну. Потому что существует закон земного притяжения, мое тело летать не способно. Сколько бы ни было вариантов для выбора каждого человека, они все равно ограничены. И Бог знает, к чему может привести та или иная цепочка событий. Но еще раз скажем: внутренний выбор Господь не контролирует. Человек выбирает для себя сам.

Что побуждает кого-то становиться педофилом, маньяком? Тут сложно сказать. Жаль, что такое бывает. И всегда человека нужно, наверно, в первую очередь пожалеть: и пострадавшую сторону, и того, кто делает зло. Потому что всякий грех разрушает самого человека. Почему Бог попускает таким людям жить? Ответ единственный: в надежде на то, что люди покаются, исправятся. Потому что покаяние способно удивительным образом менять человека. Какой бы страшный злодей ни был, при наличии покаяния он может поменяться. История нам дает много примеров того, когда люди до определенного момента творили ужасные вещи, останавливались, а после становились примером для подражания. Конечно, когда мы видим какое-то злодеяние, какая у нас первая реакция? Как же так, почему такое происходит? Надо это немедленно остановить! И на Бога ропщем: Господи, где же Ты, куда смотришь? Почему Ты молнией не убил какого-нибудь богохульника или насильника?

Где-то я слышал: «Давайте у Бога попросим: Господи, а давай Ты завтра в восемь часов утра уничтожишь всякого злодея. Уничтожишь страшной смертью, чтобы неповадно другим было. Возникает вопрос: а есть гарантия, что я до половины девятого доживу?» Мы свои грехи, личные, как правило, склонны уменьшать. Не будем рядить, что грех убийства тяжелее, чем грех осуждения, предположим. Пусть Господь все это делает, Он смотрит в сердце человека. Конечно, можно сказать, что зло нельзя прощать. Но человеку всегда нужно давать шанс. Шанс на исправление, раскаяние. Если мы порой готовы людей миловать, когда они просят прощения, когда они готовы меняться, то тем более Бог этого желает. Бог, Который за каждого человека, в том числе и насильника, и убийцу, пошел на Крест. Он умер за каждого человека, чтобы каждый мог спастись.

Беда наша, что мы, не зная Бога, живем по законам зла, греха. Мы выбираем какие-то свои желания. Взять любого насильника, педофила - все они были когда-то маленькими замечательными детьми. Что случается с человеком, когда он, будучи взрослым, становится таким, кто в этом виноват? Точно не Господь Бог. Потому что как-то уж совсем безрассудно Его обвинять. Виноваты мы, виновато общество, виноваты в какой-то степени родители, которые не так воспитывают детей. Виноват человек сам по себе, когда он начинает в своей жизни выбирать не добро, а зло. Судит пусть Бог. И органы, которые должны за этим следить, контролировать. Конечно, надо оберегать нас от злодеев. И к этому вопросу надо всегда очень вдумчиво подходить. Потому что и попустительство тоже плохо, и крайностей не должно быть. Всегда нужно искать золотую середину. Хотя опять же спроси себя: а если бы случилось в моей семье такое, с моим ребенком, какая бы была у меня реакция? Дай Бог, чтобы хватило сил не ненавидеть. Дай Бог. Мы для этого Богу и молимся, просим: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Молится Церковь за весь мир, чтобы было у людей покаяние и вразумление, чтобы всякий, живущий во зле, остановился, одумался, раскаялся, изменился, исправился. Потому что это возможно.

- Вопрос от телезрителя из Асбеста: «Один священнослужитель сказал: как называются улицы в городе, такую направленность город и несет. Я иду по своему городу: улица Клары Цеткин, Войкова… Такое уныние это навевает. Мы вспоминаем Александра Невского, Суворова - великих полководцев. А почему не вспоминаем Юденича, Деникина, Корнилова? А ведь это такой пласт истории! Это наше последнее офицерство, святое воинство, которое было так поругано! Хотелось бы услышать Ваше мнение.

- Во-первых, что касается исторических фигур. Здесь упомянуты были белые офицеры, полководцы. Знаний часто не хватает - вот в чем дело. Потому что мы детство, юность провели в эпоху советского режима. Себя вспомню, как я в детстве с любовью (это не преувеличение) читал книги о красногвардейцах, Ленине, каких-то других деятелях того времени. Это было так преподано: и интересно, и захватывающе. Мне очень нравилось быть октябренком, пионером. До определенного момента, когда взросление началось. Пропаганда существовала. Да, это была уже вторая половина 70-х годов, не так сильно, может быть, она проявлялась, но тем не менее… И люди привыкли так жить. У человека просто не возникало вопросов, почему улица названа в честь Войкова или почему город Екатеринбург назывался Свердловском. «В нашей замечательной советской стране, которая всех сильней, все лучшее, все самое прекрасное и честное» - если так советская власть определила, значит, все это правда, все это хорошо. Вот и хватало общего настроя.

 Но сейчас этого не хватает. Что тогда правды не хватало, что сейчас. Мало кто говорит о том, что было. Но сейчас, слава Богу, как-то все это понемногу раскрывается в более или менее правдивом ключе. И фильмы сейчас снимают хорошие о тех временах, такие исторические моменты, где не пытаются какую-то из сторон обелить, какую-то очернить, сказать, что вот это - зло, а вот это - точно добро. Нет. Кажется, что и того, и другого хватало в то время. Наверно, когда знаний у людей будет больше о тех событиях, о тех личностях, когда эти знания будут преподноситься в правдивом ключе, а не по инерции, (что «красные» были молодцы, а «белые» глупцы и плохие), то тогда люди будут уже выбирать. И возможно, найдется необходимое количество людей, которые скажут: сделаем улицу не Войкова, а Колчака, например. Разве он мало для страны постарался? Но для этого нужны знания. А второе - нужна воля, смелость, нужно мужество. К превеликому сожалению, этого у нас не хватает. Не хватает единства, того, чтобы мы вместе собрались и пожелали: давайте вот так в нашей жизни будет. Мы много отсиживаемся по домам, занятые личной жизнью. Когда что-то происходит, мы не можем собраться, не можем быть вместе. На что-то дурное, знаете, люди легко собираются, идут что-нибудь громить, ломать, жечь, «власть свергать».

В этом году такое было утешение в День Победы - Бессмертный полк! Весь мир с удивлением на это смотрел. Может, судя по средствам массовой информации, западный мир уже приучил себя считать, что у нас здесь сплошной диктат, все навязано, наверху всё решили, всех из-под палки погнали на парад... Но тысячи, сотни тысяч идут с фотографиями своих дедов, прадедов, своих близких - тех, кто жизнь отдал за страну, за людей. И это естественный порыв, их никто не заставлял это делать. Каждый, кто хотел, пришел. Вот этого бы больше в нашей жизни. Собраться бы жителям какой-то улицы и решить: пусть наша улица будет вот такой. Кто мешает? Да никто не мешает. У нас законодательство настолько гибкое в этом плане, что позволяет проводить такие народные инициативы.

- Телезрительница из Нижнего Новгорода делится: ее взрослый сын спрашивает, почему сейчас строят больше храмов, чем детских садиков.

- Не больше. Сам, слава Богу, принимаю участие в строительстве храма и вижу, как все непросто, нелегко происходит. Во-первых, кто строит? Бытует мнение (и у очень многих людей), что существует определенный разряд богатых людей, у которых есть обязанность (не знаю, кто эту обязанность им вменил), что они должны строить храмы. Или мнение, что государство строит. А священник или епископ приходит к определенному человеку с указанием: ну-ка, давай-ка построй в этом районе такой-то храм. Так вот, без сучка и без задоринки, что называется. Такого нет! Заверяю всех. Это настолько частная инициатива! Конечно, слава Богу, если какой-нибудь священник смог найти общий язык с людьми, кто действительно может помочь. Но чаще, что называется, с миру по нитке. А детские сады строятся на общественные деньги, на муниципальные, как строят города, поселки. Для этого есть бюджет, в который отчисляются налоги, есть какие-то вливания из федерального бюджета для таких целевых программ. Но храмостроительство далеко от всего этого. Нет в нашем государстве такой статьи расходов: построим в этом году сто храмов. Или двести. Или хотя бы один. Благо если еще храм древний, полуразрушенный, внесен в список ЮНЕСКО (что культурную ценность имеет), тогда, может быть, через Министерство культуры деньги переходят на реставрацию, восстановление. И то все весьма и весьма не быстро происходит. Но это единичные случаи. Все остальное - всегда народная инициатива. И я не побоюсь сказать этого слова - подвиг тех людей, кто этим делом занимается. Дай Бог здоровья всем людям, которые принимают участие в строительстве храмов. Больших, малых - неважно. Это то, что переоценить очень сложно.

И детских садов ведь немало. Строятся - и слава Богу, очень хорошо. Деток рождается много - и замечательно. Сейчас дни наконец наступили теплые, светлые, выйдешь на улицу - видишь мам с колясками много. И садики будут строиться.

- Если провести некую аналогию между строительством храма и строительством детского сада, то кто мешает какому-то числу родителей собраться и решить, что они своими силами готовы потянуть какой-то садик и осуществить эту общественную стройку?

- Конечно. А где-то, может быть, так и делается. У нас есть некий пережиток прошлого: многим людям кажется, что им кто-то что-то должен, кто-то должен сделать, кто-то за что-то отвечает, а я пользуюсь. Это еще есть в сознании людей.

- Мы с Вами говорили о том, что небесным покровителем человека является не один святой, это может быть весь сонм святых, все, кто есть в церковном календаре, и что можно подружиться с небесным покровителем, иметь дружеское общение со святым. Как человеку эту дружбу прочувствовать?

- В первую очередь нужна вера. Если человек себе сознательно говорит: нет, это все выдумки, басни, жизни после смерти не существует, кто-то все это непонятно зачем придумал, - это жизни не улучшит. То есть вера все-таки нужна. А дальше - молитвенное общение. Как в обычной жизни, грубой, земной, ограниченной, происходит дружба людей - всегда на общении основывается, правда же? На разговоре, когда ты внимаешь собеседнику, вместе с ним время проводишь, есть общие интересы. И это дает удивительное внутреннее чувство единения.

В принципе, единство заложено в человеческой природе. Богу угодно, чтобы мы были все (по Его образу) едины. Как в Боге Троица. Мы видим единство трех Ипостасей, трех Лиц: Отца, Сына, Духа Святого. Человечество по этому же образу создается. Одна природа человеческая, много личностей, каждый из нас отдельная личность, но мы можем быть вместе. В союзе любви, в союзе доверия, в единении. Святые отцы говорят, что для того Господь на землю пришел, чтоб людей объединить. Соответственно, мы можем иметь единение с теми, кто уже оставил границы этого земного материального мира и пребывает теперь в блаженной вечности. А ведь что значит быть в Боге? Это значит быть восстановленным существом, значит, что человек выздоровел - выздоровел от смерти, греха, от страстей, от всего того, что ограничивает, сжимает, уродует, коверкает, то есть человек наконец-то стал человеком в истинном смысле этого слова. Для меня (даже из каких-то корыстных соображений) очень полезно с этим здоровым человеком иметь связь. Предположим, я маленький, худенький, калека-инвалид, нищий, убогий, слепой и глухой. Как мне жить? Мне нужна помощь, нужен кто-то, кто б меня за ручку взял, меня оберегал, помогал, кормил, поил, тот, кто бы мог это делать. Святые - те, кто может это делать, кто может действительно заботиться о нас. Мы им чем-то воздать не можем. Тут нет такого: ты мне, я тебе. Им от нас ничего не нужно. Они всё имеют, потому что в Боге пребывают. Но они, пребывая в Боге, Который есть Любовь, опять же не могут не любить. И эта любовь изливается на нас бескорыстным образом. Давайте этим пользоваться, обретать эту связь с ними, доверительные, дружеские отношения. И все это будет основываться на общении. Почаще разговаривай со святыми, молись им и верь - они слышат и видят. Ну и что, что ты их не слышишь и не видишь? Много ли мы вообще слышим и видим? Мы сейчас находимся в студии и знать не знаем, что у нас дома происходит. Однако мы не впадаем в панику и неверие, что наших домов не существует.

- Есть в жизни людей такие события, как именины, день ангела. Почему-то именины мы привыкли называть днем небесного покровителя. Можно ли какую-то границу определить? Потому что, насколько я знаю, именины являются днем, когда отмечается память святого, в честь которого назван человек, а день ангела (по сути, день крещения) - день, в который к человеку приставляется Ангел, призванный его в дальнейшем сопровождать.

- Проще тем, кто своего новорожденного ребенка назвал в честь того святого, который в этот день Церковью прославляется. Такая традиция была испокон веков у нас в стране. И сейчас, насколько я знаю, многие православные семьи ей следуют. Примерно определяют заранее, в честь кого бы хотелось ребеночка назвать, а далее уже, на волю Божью положась, смотрят, в какой день родился, смотрят святцы и называют. И тогда именины и день рождения совпадают. И естественно, человека в день его рождения поздравляют с именинами. Как Вы правильно заметили - упоминая святого, память которого празднуется. Если кто разделил эти два события (скажем, ребеночек родился летом, а назвали его в честь святого, день которого празднуется осенью), что ж, дополнительный праздник появился, ничего страшного нет. День рождения отметили, отпраздновали, поздравили и Бога поблагодарили, что дает жизнь, и, соответственно, день святого как-то особенно провели. И, как уже было упомянуто, день ангела логично отделять. Это все-таки связано с моментом крещения. Потому что перед крещением Церковь молится и у Бога просит Ангела Хранителя для человека, который крещение принимает. То есть день ангела - это не именины.

Стоит еще упомянуть, как эти дни отмечать, потому что, бывает, люди не знают, что делать в день ангела, например. В жизни православного христианина, воцерковленного человека, много событий. В Церкви постоянно какие-то праздники. В этом есть очень глубокий смысл. Церковь человеку создает некую атмосферу, которая ему постоянно напоминает о другой жизни, его предназначении, его связи с Богом: ты не увлекайся особо земной жизнью, это все временное, твоя задача во время этих нескольких десятков лет подготовиться к вечности, к встрече с Богом, а еще лучше - уже в этой жизни с Ним встретиться и с Ним в живой связи остаться. Как говорил преподобный Симеон Новый Богослов: «Тот человек, который в этой жизни в сердце своем обрел Христа, уже не ждет Второго Пришествия: для него оно наступило». Для него особо уже ничего не поменяется, он с Богом вместе. А жизнь церковная, с чередой каких-то событий, праздников, человеку постоянно напоминает: ты - особое существо, ты живешь в особом мире, в тебе особое предназначение, к тебе особое отношение со стороны Бога, со стороны небесной Церкви, великого сонма святых. Естественно, в эти дни нужно не просто собраться, поесть-попить. Конечно, важно семьей собраться, с друзьями. Но эти дни необходимо провести именно в духовном ключе, особенно. Принято (да и так надо) в эти дни обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Это вообще нужно делать регулярно и как можно чаще, потому что, к сожалению, из-за своей не всегда чистой в духовном плане жизни мы от Бога часто отпадаем. Мы становимся такими, которые не способны принять благодать Божию. И постоянно нужно обновление. Оно ведь и происходит в покаянии, в причащении, во внутреннем делании, в молитве. Эти дни хорошо бы этим наполнять, а дальше уже и встретились - и вкусный пирог для именинника.

- Вопрос от телезрителя из Владимира: «Я работаю с русскими, они почему-то не верят во Иисуса Христа. Я сам мусульманин, но очень уважаю христианскую религию. У меня есть друзья, которые ходят в храм, они очень добрые. А те, которые со мной работают, не верят в Бога, они все в основном какие-то злые. И у меня такой вопрос: что означает слово Троица?»

- К великому сожалению, укор вполне справедливый, часто люди называются христианами, а жизни христианской нет. Соответственно, нет плодов этой жизни. Если сердце «не обрабатывать», как землю не обрабатывать и не сажать туда семена, никогда ничего не вырастет. Совершенно верно: когда человек ведет жизнь, в которой присутствует богообщение (ведь христианство - это возможность живого общения с Творцом во всех проявлениях), это меняет человека. И всегда меняет в лучшую сторону - это абсолютно точный факт.

Что касается Троицы: Бог - Троица. Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Откровение Божие говорит об этом. Бог стал Человеком, чтобы, кроме всего прочего, еще и открыть нам, что Бог является Троицей. Иисус говорит: «Я и Отец одно»; говорит о равенстве Духа Святаго с Собой и с Богом. Чтобы было понятно (совет всем), надо Новый Завет хотя бы один раз прочитать. Очень многие вопросы отпадут. Или появится пища для вопросов по существу. Обратитесь к источникам, источникам нашей веры, нашего упования. Будет гораздо проще о чем-то говорить, когда не будет недостатка знаний, о чем мы сегодня упоминали, недостатка правильной информации. Задавайте, конечно, вопросы, и в таком формате, в каком мы с вами общаемся сейчас. Замечательно, если есть возможность так общаться, какие-то вопросы обсудить и найти ответы. И дай Бог, чтобы от этого была польза. Мне кажется, она есть.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать