Беседы с батюшкой. Монастырское подворье, священник на селе

26 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов). Передача из Москвы.

 

  - Отец Сергий, Вы уже более года несете послушание на подворье Новоспасского монастыря в селе Сумароково. Сегодня телезрители нашего канала могли наблюдать, как в передаче «Кулинарное паломничество» Вы готовили замечательные зеленые щи из тех продуктов, которые растут на вашем подворье. Скажите, чему еще научила Вас жизнь на подворье и чем она отличается от жизни в монастыре?

- Жизнь монаха, где бы он ни находился, в городе или на селе, подчинена монашеским правилам, поэтому, какое бы послушание человек ни нес в монашеском звании, он, в первую очередь, остается монахом. Вся его жизнь подчиняется монастырскому уставу: день начинается с молитвы и заканчивается молитвой. Кроме того, у каждого монаха есть свое послушание.

Время, в течение которого я являлся настоятелем подворья Новоспасского монастыря и не жил в черте города, было, наверное, самым плодотворным в моей жизни, потому что жизнь на селе учит благодарности Богу за каждый прожитый день.

Мы учимся благодарить Господа и за тяжелые жизненные испытания, которые Он нам посылает, и за радость, которую Он нам дает по Своей великой милости. Конечно, в городской жизни есть свои плюсы и свои минусы. Такие же плюсы и минусы есть в жизни на селе. Одно из очевидных преимуществ жизни в деревне – это свежий воздух, экологически чистые продукты, которые как раз и были представлены в сегодняшней кулинарной передаче. Мы употребляем в пищу только то, что можем вырастить сами. Наш рацион зависит от времени года. В грибной сезон мы едим грибы, в ягодный — ягоды. Мы используем и первые дары Бога — щавель и крапиву, которые не только позволяют насытиться, но и приносят огромную пользу здоровью, потому что в них много витаминов.

Жизнь на подворье подчинена определенным правилам. Иногда монастырский устав, который включает в себя молитвенные правила, послушания, совместные трапезы и краткие периоды отдыха и сна, не оставляет нам времени, чтобы насладиться красотой окружающей природы. Нам иногда звонят и задают вопросы, связанные с природой, с погодой, полагая, что я или трудники нашего подворья имеют возможность вести соответствующие наблюдения, но нам часто не до этого.

Знаете, до того, как я стал послушником Новоспасской обители, я некоторое время был насельником Сретенского монастыря, наместником которого является архимандрит Тихон (Шевкунов). Мы с ним много общались, он вообще много общается с братией. До того как стать наместником Сретенского монастыря, архимандрит Тихон был послушником Псково-Печерского монастыря. Как-то я его спросил: «Батюшка, там такие красоты, такая замечательная горка за храмом. Вы, наверное, часто гуляли там с братией?» А он ответил: «Ты знаешь, за многие годы своего пребывания там мне удалось прогуляться по этой горке всего один раз».

- Вопрос телезрительницы: Объясните, пожалуйста, чем смирение отличается от смиренничества?

- Смирение является добродетелью, которую человек должен стяжать в течение всей своей жизни. Сможет ли он ее приобрести, зависит, конечно, от усилий, которые он приложил, чтобы искоренить грехи ей противоположные, такие как гордость и тщеславие. Но стяжание этой добродетели зависит не только от собственных усилий, но и от помощи Бога, Который, видя усилия человека, дает ему благодатную помощь.

А слово смиренничество, как мне кажется, похоже на слово обезьянничество. Часто человек, не обладающий даром смирения от Бога, просто напускает на себя вид смиренного человека. Перед людьми он предстает смиренным, а внутри сгорает от гордости и тщеславия. Он даже может думать про себя: «Какой я смиренный!» - но сама эта мысль уже является греховной.

- Есть ли у вас помощники на подворье? Или Вы трудитесь практически один?

- Когда больше года назад я был назначен на подворье, то из братии монастыря был один. Но, конечно, меня поддерживали прихожане, например, мне очень помогла одна пожилая семейная пара. Настоятеля на подворье не было более двух лет, храм остро нуждался в заботе, а территория - в уходе. Благодаря этой семье подворье сохраняло приемлемый вид.

Конечно, как только меня назначили настоятелем, я начал искать помощников, людей, которые желают посвятить свою жизнь Богу, готовы потрудиться во славу Божию, испытать себя в качестве послушников, а потом, может быть, принять монашеский образ, если их на то благословит Господь. Такие люди приходили. У кого-то из них были серьезные намерения, но никто надолго не задержался. Не знаю, с чем это связано, может быть, не было на то Божиего благословения. Человек предполагает, а Бог располагает. Но почти год назад Владыка прислал мне из монастыря одного трудника, который, пройдя через некие испытания, был принят в братию, и теперь является послушником. Сейчас подворье мы восстанавливаем вдвоем.

- А чем вы занимаетесь? Какова она, жизнь на подворье?

- Наша жизнь – это жизнь монахов. Ведь мы монастырское подворье, а не подворье храма, например. Ваш вопрос я бы сформулировал немного по-другому. Каков смысл существования монастырского подворья? Зачем монастырю заводить какие-то свои филиалы и направлять туда братию, хотя и в самом монастыре дел много?

Дело в том, что существует традиция умерших монахов хоронить при храмах. Но с захоронениями в Новоспасском монастыре могут возникнуть проблемы, потому что он находится в центре Москвы, где захоронения запрещены. А возле храма нашего подворья есть кладбище, на котором есть и монастырский участок, где и будут находить место упокоения насельники монастыря.

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: «У меня вопрос связан с одним эпизодом из Деяний апостолов. Там сказано, что апостолы сначала молились в доме, потом на них сошел Святой Дух в виде языков пламени, после чего Петр проповедовал и обратил ко Христу 3000 иудеев. Где же они нашли такой большой дом?»

- Апостолы, действительно, находились в доме, в Сионской горнице, и по велению Господню ожидали сошествия Святого Духа. Но, после того как произошло это событие, апостолы, в том числе и апостол Петр, вышли из дома. Они проповедовали в городе, а апостол Петр, вероятно, пошел в сторону храма, где всегда было много народа. Святые отцы говорят, что свою первую проповедь о Христе Воскресшем апостол Петр произнес именно на территории ветхозаветного храма и обратил ее к евреям.

- Телезритель: «Так они же говорили на разных языках - и все их слушали? Они в это время были в доме! Это только в храме могло быть, а не в каком-то доме, ведь такого дома в Иерусалиме в то время не было!»


- Но в тексте Деяний апостолов не сказано, что апостол Петр проповедовал дома. Апостол свою первую проповедь в Иерусалиме произносил на территории Иерусалимского храма. Так как это происходило в период Пасхи, в храм пришли многие иудеи из рассеяния, чтобы совершить положенные обряды жертвоприношения. Многие из них забыли родной язык и говорили только на языке той местности, где они проживали, например на египетском или на языках других отдаленных регионов Римской Империи. Когда апостолы получили от Святого Духа дар говорения на разных языках, они заговорили, не задумываясь, не прилагая никаких усилий, так же легко, как мы с вами говорим сейчас по-русски. Их проповедь была абсолютно грамотна. Те же, кто слушал этих простых рыбаков, не могли не удивляться подобному чуду, и слова Благой Вести быстрее доходили до их сердец.

Еще раз подчеркну, что в тексте Священного Писания нет противоречия: проповедь апостола Петра происходила не в Сионской горнице, а в храме или, может быть, на площади перед храмом.

 - На подворье находятся два храма. Сейчас активно восстанавливается церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которая была построена еще в XIX веке. Расскажите об этой церкви подробнее.

 - Наше подворье имеет довольно древнюю историю. Самые ранние упоминания о селе и о том, что здесь был построен первый деревянный храм, относятся к XVI веку. Может быть, храмы здесь строились и раньше, но именно эта дата зафиксирована в документах. Первые храмы возводили из самого дешевого и доступного материала – из дерева. Деревянные храмы, конечно, были недолговечны. Они и горели, и ветшали, их часто перестраивали, на месте старых зданий возникали новые сооружения.

Тот храм, который стоит у нас сейчас, был возведен из камня в конце XIX века. Он посвящен святому Иоанну Предтече. В храме есть два предела – святителя Николая и Илии Пророка. В советское время храм закрыли, а священник, который там служил, был репрессирован. Два пономаря этого храма – Алексей Скоробогатов и Григорий Машков - были прославлены в лике новомучеников. Колокольню разобрали в шестидесятые годы, а кирпичи использовали для строительства дороги к селу Ощерино, к которому относился наш храм первоначально. Деревня Сумароково, к которой мы относимся сейчас, располагалась по соседству. Раньше село Ощерино было более значимым населенным пунктом, чем Руза. В нем проходила известная ярмарка, куда съезжались многие из центральной России.

Сейчас наш храм находится в процессе восстановления. Дел много: еще не возведена колокольня, и крыша требует ремонта. Мы занимаемся восстановительными работами чуть больше года. Делаем, что можем, но мне кажется, что улучшения уже заметны. Конечно, все, что нам удалось сделать, мы сделали с Божией помощью. И мы очень благодарны тем, кто оказывает нам финансовую поддержку, участвует в ремонте и помогает, применяя свои разнообразные таланты.

Второй храм нашего подворья деревянный, в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Этот храм был построен при предыдущем настоятеле. Дело в том, что каменный храм слишком большой и его трудно отапливать в холодное время года, а богослужения нужно совершать круглогодично, поэтому было принято решение построить деревянный храм. Его возвели на том месте, где до революции располагалась часовня. Храм получился очень яркий, красивый, живописный и снаружи, и внутри: храм раскрашен. Он вызывает восхищение и местных прихожан, и приезжих. Мы привыкли к тому, что деревянные здания сохраняют цвет дерева. А у нас и кровля, и горизонтальные поверхности выполнены в цвете. Предыдущий настоятель нашего подворья отец Гурий, ныне епископ Арсеньевский и Дальнегорский, - по профессии архитектор. Этот храм – его совместный проект с московским архитектором Татьяной Кудрявцевой. Изучая памятники деревянного зодчества на Севере, они нашли там остатки красочных слоев и пришли к выводу, что храмы на Руси раскрашивались так же, как, например, собор Василия Блаженного.

- Наверно, ваш храм единственный в своем роде?

- Может быть. Я, по крайней мере, не видел ничего подобного.

- Насколько я понимаю, этот храм был построен совсем недавно?

- Он был построен четыре года назад. В зимний период именно в нем мы совершаем богослужения. Дело в том, что жизнь на селе подчинена сезонности, от которой зависит и количество прихожан, особенно если это село располагается недалеко от крупного города (а мы как раз находимся недалеко от Москвы). Зимой у нас прихожан меньше, а летом больше, потому что приезжают дачники. Зимой нам вполне комфортно и в маленьком деревянном храме, летом же богослужения совершаются в каменном, в котором и просторно, и прохладно. Сейчас, например, температура внутри храма всего 15 градусов.

- Расскажите о Вашем приходе. Есть ли у Вас постоянные прихожане? Много ли их?

- Как я уже говорил, количество прихожан на нашем приходе зависит от сезона. Конечно, есть и постоянные прихожане из местных жителей, которые составляют ядро прихода. Летом добавляются дачники, и они тоже являются нашими постоянными прихожанами. Предыдущему настоятелю удалось создать живой и дружный приход. Наши прихожане общаются между собой, поддерживают друг друга в сложных обстоятельствах. Мы проводим совместно праздники, стараемся помочь нуждающимся, поэтому даже те, кто на зиму уезжает в Москву, не разрывают связь с приходом, участвуют в наших богослужениях и в приходской жизни.

- Есть ли какое-то отличие между дачниками и сельскими прихожанами?

- Отличие есть. Среди прихожан-дачников больше молодежи. Из местного населения к нам ходят только пожилые люди. Молодежь на селе есть. Молодые люди очень отзывчивы, всегда здороваются со мной, постоянно приглашают на разные мероприятия, зовут в школу, иногда просто приходят пообщаться, но на богослужениях местной молодежи практически нет. А когда начинается дачный сезон, наш приход оживает, в нем появляется молодежная струя. Конечно, у нас есть воскресная школа, ее посещают местные дети, но на богослужениях их пока нет.

- А с какими просьбами к Вам обычно обращаются сельские жители?

 - Как правило, они приходят в храм для совершения Таинств. В основном им требуются крещение и отпевание. Но сейчас, как вы знаете, перед крещением необходима огласительная беседа. Некоторые наши жители хотят обойти это правило, говорят, мол, ты же наш батюшка, окрести нас и так! Но я никогда не совершаю Таинство Крещения без беседы, в противном случае это может превратиться в формальность. А человек, принявший крещение формально, рискует остаться вне стен храма. Но некоторые наши жители ищут легких путей, уезжают на соседний приход, там их крестят, а потом они живут как жили, на богослужения не ходят.

- Вопрос телезрительницы: «В каноне Ангелу-хранителю есть слова «и ненавидети ми злых настави мя». Что они означают? Почему нужно ненавидеть злых?»

- Нет, там сказано немного по-другому: нужно простить тех, кто относится к нам со злом. Мы просим Бога не о том, чтобы Он изменил их, а о том, чтобы Он изменил наше отношение к этим людям. Кто бы ни встретился на нашем жизненном пути, мы ко всем должны относиться с христианской любовью.

Необходимо учитывать и то, что переводы с греческого языка на церковнославянский имеют свои особенности. Они могут быть непонятны современному человеку. Даже я некоторые фразы не могу воспринять на слух с первого раза, хотя и закончил Московскую Духовную Академию. Только если вчитаться в текст, можно понять, что одно слово нужно перенести на пять слов вперед, а другое – на десять слов назад и тогда все встанет на свои места.

Если какие-то слова и выражения нам непонятны, нужно разобрать их со словарем или посмотреть молитвослов с толкованием, в котором есть и пояснения, и переводы на русский язык. В познании Бога участвует все человеческое естество, поэтому мы должны искать не только душевного контакта, когда мы чувствуем, что нам хорошо и комфортно, но участвовать в молитве и разумом. А разум может участвовать через изучение того, что мы читаем в молитвослове. Об этом очень хорошо сказал Святейший Патриарх Московский и всея РусиКирилл в речи, произнесенной по случаю празднования Дня славянской письменности и культуры. Он указал на то, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, переведя часть Библии на славянский язык, дали нам пищу для ума, чтобы человек стремился познать истину не только сердцем, но и разумом.

- Расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые Вам помогают, о трудниках, которые восстанавливают подворье.

- Нам помогают многие. Среди тех, кто восстанавливает подворье, есть и мужчины, и женщины, и старики, и дети. Всегда есть определенная сезонная или разовая работа. Мы часто проводим субботники, на которых вместе трудятся гости из Москвы, прихожане Новоспасского монастыря и местные жители. Бывает так, что наши прихожане сами просят провести субботник, потому что видят в этом необходимость, сами указывают на какие-то недостатки. Прихожане участвуют и в сельскохозяйственных работах. У нас есть своя пасека, которой, конечно, занимается профессиональный пасечник, но ему тоже требуется помощь.

Есть среди трудников и те, кто приезжает не на день и не на несколько часов, а желают какой-то период своей жизни посвятить трудам во славу Божию, в том числе и на территории нашего подворья. Приехать можно на любое время, но хочу предупредить, что монастырь у нас мужской, поэтому для трудничества мы принимаем только мужчин, чтобы не создавать соблазна для братии. Мы не принимаем людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, потому что работа с ними требует определенных навыков, условий и участия специалистов.

- А курящих людей вы принимаете?

- Ну, курение, это такая страсть, которая больше вредит самому человеку, чем его окружению. А те зависимости, которые я назвал, могут принести значительный вред окружающим. В Русской Православной Церкви есть много центров, которые профессионально занимаются реабилитацией людей, страдающих подобными зависимостями. Им нужна не только духовная, но и врачебная помощь. У нас на подворье такой возможности нет.

Мы также не принимаем тех, у кого есть проблемы с документами, потому что для их восстановления нужно свободное время, которого у нас нет.

- Паспорта достаточно?

- Да, паспорта достаточно. Если с ним все в порядке и у человека есть намерение потрудиться во славу Божию, то мы готовы его принять. Пусть он поживет здесь, поработает с нами, помолится, и если мы увидим, что он желает остаться в монастыре, на подворье, посвятить всю свою жизнь служению Богу, то мы будем только рады.

- Вопрос телезрителя из Московской области: « Как Вы считаете, все ли в итоге спасутся или кому-то предстоит гореть в адском пламени? При мысли о том, что кто-то будет в аду, на меня нападает уныние, а мысль о том, что все спасутся, наоборот, радует и согревает душу. И второй вопрос: как научиться не любоваться собой, не красоваться перед другими, не стараться привлечь кого-то своей сексуальностью, не смотреться часто в зеркало?»

- Начну с первого вопроса. Спасутся все или не спасутся? На протяжении всей истории Церкви святые отцы пытались найти ответ на этот вопрос, но окончательного ответа на него нет. Все зависит от Бога, тем более дело спасения мира или какого-то конкретного человека. Размышлять на эту тему для нас неполезно. Видите, на Вас нападают помыслы, Вы впадаете в грех уныния, думая о том, что кто-то из Ваших родных и близких не идет по пути спасения и по окончании своего земного пути может оказаться в таких страшных условиях. Такие мысли не должны вести к отчаянию и унынию.

Да, человеку свойственно беспокоиться о родных. Но, в первую очередь, забота о близких должна проявляться в том, что человек занимается делом своего спасения. Нужно не кого-то спасать, пытаясь подтолкнуть его на верный путь, а стараться в своей жизни исполнить заповеди Христовы. Если в центре нашей жизни будет Христос, то все греховное постепенно из нее уйдет. Наша забота о близких должна проявляться и в молитве. Чем мы ближе к Богу, тем наша молитва будет действенней. Чем больше мы трудимся над собой, тем более наша жизнь способствует исправлению окружающих. А беспокойные мысли, приводящие к унынию, нужно отсекать. И если мы будем поступать так, то милосердный Господь помилует и нас, и наших близких и поможет тем, кто еще не просвещен светом Христовой истины, найти дорогу к храму.

И второй вопрос, касающийся самолюбования. Стремление к красоте естественно. Человек изначально создан красивым во всех планах: и в духовном, и в физическом. Все, что сотворил Бог, совершенно, но свободная воля человека способствовала грехопадению наших прародителей, в результате чего извратился и образ человека, и тот мир, о котором он должен был заботиться, поэтому и стремление к красоте, заложенное в нас, может толкать нас к греху. Если человек уделяет излишнее внимание своей внешности, если он думает только о том, чтобы кому-то понравиться внешне и даже соблазнить кого-то, то это является тяжелейшим грехом, потому что свой Божий дар, свой талант, свою красоту он использует во грех. Этим он губит и свою душу, и души тех, кого он соблазняет. Поэтому мой Вам совет: благодарите Бога за то, что он Вам дал прекрасную внешность, но не используйте ее во зло, на соблазнение.

- Наш телезритель еще спрашивал о том, как бороться с этой страстью.

- Любая борьба начинается с того, что мы боремся с помыслами. В первую очередь, мы должны научиться отсекать греховные мысли. Например, мысли о том, что я прекрасен, или, если от внешности перейти к другим аспектам самовосхваления, что я обладаю определенными талантами. Принимая такие помыслы, мы присваиваем себе то, что нам дано от Бога. Подобного рода мысли нужно отсекать решительно и избегать поводов, которые возбуждают их в нас. Если Вы не в силах оторваться от зеркала, лучше его просто разбить, если, конечно, оно принадлежит лично нам. Можно убрать его с видного места или пообещать себе, что Вы не будете смотреться в него больше минуты. Борьбу со страстями нужно начинать с элементарных вещей. Любая страсть ведет к возникновению зависимости, физической, как в случае с алкоголем и наркотиками, или только психологической.

Итак, нужно устранять причины, отсекать помыслы и помнить, что наша красота и дарования – это отнюдь не наша заслуга, а дар Божий, и если мы употребим Его дары не для прославления имени Божьего, а во грех, то Господь может у нас их отнять.

- Вопрос телезрительницы: « За последние два года на мою долю выпало много скорбей. Два года назад у меня серьезно пострадал в аварии сын, через три месяца после этого умерла мама, правда, она была больна и уже в возрасте. Еще через три месяца умер муж, а вскоре после этого я узнала, что больна онкологическим заболеванием, причем в четвертой стадии. Я хочу жить, борюсь со своим недугом, но после всего случившегося жизнь моя пуста и состоит из обезболивающих таблеток. Конечно, я что-то делаю для сына, забочусь о родственниках, но в жизни меня ничто не держит. Какова же цель моей жизни? Стяжание терпения, как пишут святые отцы? Никакой пользы я людям не приношу, государству – тоже. Скорби я, конечно, заслужила, на Бога стараюсь не роптать, хотя бывают разные мысли. Я помню, что достойное по делам моим приемлю - и слава Богу за все! Но трагическая смерть мужа совсем меня выбила из колеи. Он ушел на дачу и не вернулся».

- Как Вас зовут?

- Меня зовут Вера.

- Помогай Господь Вам, Вера. Цель Вашей жизни совпадает с целью жизни любого человека, потому что наша земная жизнь – это небольшой период. Как говорит царь и пророк Давид в одном из своих псалмов, «Дние лет наших, в них же седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс 89: 10). Жизнь наша временна, и целью ее является возвращение к Богу. Земная жизнь – это некий период испытаний. Важно то, будет ли направлен вектор нашей души в течение земной жизни в сторону Бога или в сторону обратную? Обратиться к Богу – это и есть наша единственная цель.

К сожалению, иногда даже человек верующий ставит перед собой временную, маленькую цель. Она может заключаться в работе, в учебе, в семье, но проходит время, Господь забирает от нас тех, кого мы любили или кто любил нас, нас увольняют с работы, у нас пропадает имущество, и сами мы не становимся здоровее. И тогда человеку кажется, что у него нет цели, что в его жизни образовалась пустота. Он оказывается в вакууме, потому что не относился к жизни как к дару Божьему, не понимал, что дар этот временный. Теоретически мы все понимаем, что смертны, но как трудно нам принять эту мысль в свое сердце! На то, чтобы обрести постоянное памятование о смерти, можно потратить всю жизнь, но если в нашей душе находится Господь, если мы уповаем на Его милость, то пустоты в нашей жизни не будет. И Вы должны благодарить Бога за то, что было в Вашей жизни, а если там было что-то греховное, то через Таинства Церкви Вы можем попросить у Него прощения. Нужно благодарить Бога за то, что у Вас есть еще силы послужить кому-то, кому-то помочь, проявить христианскую любовь. Вы сказали, что у Вас есть сын, есть, наверное, и внуки, о которых Вы можете также заботиться.

Не нужно слишком сильно бояться смертного часа – момента перехода, который рано или поздно для каждого из нас настанет. Не нужно готовиться к смерти, нужно готовиться к жизни, но к жизни абсолютно иной, жизни вечной. И от того, насколько серьезно мы отнесемся к этой подготовке, будет зависеть, будем ли мы бояться перехода из этой жизни в жизнь иную, будем мы бояться встречи с Богом или нет. Первые христиане, да и все святые люди во все времена, не боялись встречи с Богом, но ждали ее, а жизнь телесная, жизнь в греховном мире была им в тягость, потому что она становилась препятствием на пути к Богу и к святости.

- По какому телефону можно позвонить, чтобы предложить подворью свою помощь?

- Мы будем рады любой помощи, особенно помощи тех, кто желают всю свою жизнь или какой-то ее отрезок посвятить служению Богу. По вопросам оказания помощи нашему подворью и по любым другим вопросам, связанным с духовной жизнью и со сложными жизненными обстоятельствами, можно обращаться по телефону 89037702340. Это мой телефон. Прошу только не звонит ночью, потому что ночь – это время для сна и для молитвы.

- Трудники могут приезжать в любое время года?

- Да, но если человек желает остаться с ночевкой, то ему предварительно нужно связаться со мной по телефону или по электронной почте, адрес которой можно найти на нашем сайте http://www.novospasskiymon.ru/deyat/podvore. Напоминаю, что мы принимаем только лиц мужского пола при наличии паспорта.

- У вас есть гостиница для паломников?

- Да, у нас есть несколько домиков, где могут разместиться те, у кого есть желание потрудиться во славу Божию.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Екатерина Иванова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать