Беседы с батюшкой. Благоговение к Таинствам Церкви

25 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы.

 

 - Как часто следует исповедоваться христианину в условиях современного ритма жизни?

 - Современный ритм жизни таков, что «людям некогда задуматься о вечности, о смысле жизни», как справедливо говорил святой Паисий Святогорец. Не без старания дьявола такой ритм, что все время нужно что-то успевать. Люди отдают массу душевных и физических сил, чтобы сделать все свои дела. Вроде бы все они нужны, ничего нельзя оставить без внимания, но, погружаясь в суету жизни, люди совершенно забывают о своем вечном предназначении и бессмертной душе, о том, что рано или поздно мы должны будем перейти в вечную жизнь, оставив земную суету. Какой-нибудь талантливый писатель оставит недописанной книгу, в которую он вложил значительную часть своей души, строитель оставит здание недостроенным, ученый не допишет диссертацию, художник, может быть, не допишет самую лучшую свою картину. Мы обязательно покинем этот мир, и душа перейдет в вечность, которой не будет конца. Те люди, которые, говоря словами преподобного Паисия Святогорца, «осознали глубочайший смысл своей жизни, понимают, что предстоят перед Богом».

Всё в нашей жизни мы должны делать с проекцией на вечную жизнь. Если мы забываем, что впереди вечность, то вся наша земная жизнь обессмысливается. Рано или поздно мы предстанем перед Богом, и Он спросит нас за каждое мгновение нашей жизни - вот почему важно каяться. Каяться необходимо, потому что грехи неизбежны, и как говорит Священное Писание: «несть человека, иже жив будет един день и не согрешит».Впадая в грехи, мы попадаем под власть дьявола, а он, приобретая власть над человеком, лишая его таким образом Божией благодати, делает человека своим послушным орудием, рабом, переносчиком своей злой воли и участником страдания, которое дьявол несет в самом себе. Общение с ним приносит страдание в этой и вечной жизни, потому что он - источник зла, человекоубийца от начала. Важно каяться, нужно знать, как это делать. Важно причащаться Святых Христовых Таин и правильно к этому готовиться. Исповедоваться современному христианину нужно как можно чаще, даже если вы не готовитесь причащаться в данный день. В недавно опубликованном документе «Об участии верных в Евхаристии», который накануне Великого поста был принят и одобрен на Архиерейском совещании, об этом сказано. Насколько часто нужно причащаться, человек должен обсуждать со своим духовным отцом.

 - Вопрос телезрительницы из Москвы: «Я слышала, что людям, которые желают часто причащаться, например каждое воскресенье, можно подходить к Таинству без подготовки, главное - иметь желание и сокрушение сердца. Вычитывание канонов и пост перед Причастием - более поздняя практика. Что Вы думаете по этому поводу?»

 - Этот вопрос очень актуальный в наше время и долго будет таковым. Это проблема, потому что современное общество меняется и хочет, чтобы Церковь менялась вместе с ним. Вся вина и беда этих людей в том, что они хотят, чтобы Церковь менялась, но не в сторону следования ко Христу, а чтобы Церковь превращалась лишь в организацию, которая оказывает услуги населению. Человек пришел в храм, заплатил за свечку, отдал какую-то сумму на пожертвование и внутренне убежден: «Я пришел в организацию, где должны оказать духовные услуги. Моя жизнь - это моя жизнь, пусть в нее не вмешиваются, я живу так, как хочу, это мое право». Со стороны таких людей, как Вы правильно отметили, чаще всего можно услышать такие слова: «Зачем нужны долгие молитвенные правила, пост? По немощи хочется жить так, как хочется. Исповедь - это билет на Причастие. Я хочу причащаться, мне нужно оказать услугу, а готовился я или нет, мое личное дело». Так рассуждают люди, с которыми и мне приходилось сталкиваться, несмотря на мой небольшой пастырский опыт. Очень печально встречаться с людьми, у которых такой менталитет.

Если они способны выслушать совет, им можно порекомендовать вспомнить евангельскую притчу о званых на брачную вечерю. Она изложена в Евангелии от Матфея (См.: Мф. 22, 2-14). В Евангелии от Луки есть точно такая же притча. Суть ее такова, что Господь уподобляет вхождение в Царство Небесное самому торжественному событию в земной жизни - брачному торжеству. Царь сотворил вечерю для своего сына и послал звать гостей. Не все хотели приходить, многие уклонялись, ссылаясь на более важные дела. Когда все званые пришли, хозяин зашел, чтобы на них посмотреть, и увидел одного человека, одетого не в брачные одежды. Толкование, которое нам оставили святые отцы Церкви, говорит, что Господь привел эту притчу, учитывая реалии древнего мира. На Востоке была традиция: человек, приходящий на какое-то торжество, должен был омываться, ему давали даром новую праздничную одежду. А этот человек вошел на брачное торжество в грязном одеянии, в котором пришел с дороги, он не захотел омыться, проявил неуважение, неблагоговение и нелюбовь к самому хозяину. Если провести аналогию с современной жизнью, то можно представить, как человек, поработавший в канализационном люке, не умывшись, с грязными руками и в зловонной одежде пришел бы в гости к своим друзьям. Входя в таком виде, он показывает полное неуважение к хозяину и себе. В притче, обращаясь к тому человеку, царь говорит: «Друг, как ты вошел сюда, не имея одеяния брачного?»

Очень важно, как толкуют святые отцы то, что царь назвал этого человека другом: по факту крещения очень многие люди принадлежат к Церкви, но по образу жизни и мысли к Церкви не имеют никакого отношения. Когда такие люди приходят в храм, они считают, что их обязаны причастить, и пусть только попробует священник задать им вопрос о подготовке, посте. Святая Церковь как любящая мать составила молитвословия, которые как раз и помогут очистить вашу душу, чтобы в ней было место для благодати, чтобы душа приняла ее, причащаясь Святых Тела и Крови Христовых. В Последовании ко Святому Причащению, молитвах перед Причастием все направлено на то, чтобы очистить нашу душу. Не случайно в одном из текстов Последования есть такие слова: «Вопричастие святынь Твоих како дерзну, недостойный? Аще бо дерзнукТебе приступитисдостойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей». То есть моя небрачная одежда меня обличает. Современные люди говорят, что подготовка - не главное, а главное - иметь любовь ко Христу и сердце сокрушенное.

Телезрительнице я советую встать на позицию античного мудреца Сократа, который задавал вопросы своим слишком «грамотным» собеседникам и в процессе опроса выяснял, что они на самом деле ничего не знают. Задайте таким людям вопрос: «А что мне делать, чтобы иметь сокрушенное сердце, стяжать его? Объясните мне пошагово, как этого добиться, если после трудовой недели в пятницу, плотно покушав, не соблюдая пятничный пост, проведя всю субботу у телевизора, не побывав на богослужении, не прочитав никаких правил, я пойду на воскресную службу?» Люди, рассуждающие так, не имеют подлинной веры. Меру их вины определит Господь, но их беда в том, что они считают, что Церковь должна меняться, а не они каяться.

 - Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: «В необходимости духовного отца сомнений нет, но как его найти? Многие знакомые сетуют, что это очень трудно сделать. Может быть, лучше руководствоваться книгами, пока они не обрели подходящего духовного наставника?»

 - Святые отцы Церкви советуют избегать двух крайностей. Первая: вдаваться в послушание и советоваться с человеком, которого вообще не знаешь, таким образом всю свою душу и жизнь вкладывая в руки человека, может быть, духовно неопытного или даже духовно поврежденного. Доверие первому встречному пастырю опасно, это неблагоразумная крайность. Вторая: думать, что духовно опытных наставников вообще не осталось, все это в далеком прошлом, о чем мы читаем в житиях святых, а сейчас можно руководствоваться только Священным Писанием и книгами святых отцов.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Когда ты поднимаешься в гору без руководителя, который знает дорогу, то вершина для тебя в тумане». В III томе «Духовной борьбы» в главе о необходимости духовного руководителя он пишет, что, поднимаясь в гору, ты можешь упасть и повредиться, поэтому нужен опытный руководитель. Самому руководствоваться очень опасно, потому что обилие духовной литературы не всегда можно правильно прочесть и применить к себе. Архимандрит Рафаил (Карелин) очень мудро пишет: «Из-за страстности своей души мы читаем святоотеческие произведения порой не с целью применить к себе, а чтобы в какой-то ситуации блеснуть своей эрудицией, стать учителями и наставлять других людей». Именно поэтому современным людям небезопасно пускаться в мир святоотеческой литературы без духовного руководства реального священника. Возомнив, что те высокие духовные состояния, о которых пишут святые отцы, были и у тебя, можно уклониться в прелесть.

Духовного отца нужно искать и просить у Бога. В деревне нет профессора медицины, но это не значит, что нужно заниматься самолечением и нельзя обратиться к фельдшеру. Если нет хорошего педагога, не значит, что мы не будем отдавать детей в школу. Духовно опытные священники есть, но их нужно искать, а то, что мы их не находим, - это уже отдельный вопрос.

 - Вопрос телезрительницы из Московской области: «Очень хочется помочь друзьям и близким в том, чтобы они встали на путь спасения своей души. Можно ли уговаривать этих людей исповедоваться и причащаться, если они сами не понимают необходимости этого? Можно ли просить это сделать ради меня?»

 - В современных семьях, когда один человек пришел к вере, а другие еще не созрели, эта проблема часто бывает. Верующий человек хочет поделиться духовным сокровищем, а его родственники, не разделяя с ним его убеждений, не видят в этом необходимости. Иногда просят: «Ради меня исповедуйся и причастись». Но святые отцы Церкви не рекомендуют так делать, потому что без живой веры формальное отношение к покаянию и причащению Святых Таин приведет к тому, что человек отдалится от Бога еще больше, это неблагоговение. Может быть, он приближался маленькими шажками к Господу, но если человек формально причастится, то совершит грех и еще дальше отойдет. Лучше маленькими шагами привести его к вере своим примером, молитвой, милостыней за наших ближних.

 - Не может ли частая исповедь привести к тому, что человек начнет относиться к ней формально? Как этого избежать?

 - Если есть живое осознание того, что мы своим грехом оскорбляем Бога, оскорбляем Его любовь, то хочется сразу каяться. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие святые: «Покаяние - это состояние души». Мы должны постоянно его в себе возгревать. Исповедь - это само Таинство, на котором мы устно исповедуем свои грехи. Поэтому если есть живое чувство покаяния, если ты произносишь грех с болью и стыдом, вспоминая себя и то, что ты сделал, то исповедь не может быть формальной, даже если она происходит часто. Покаяние - это состояние души, которое приобретается частой исповедью.

 - Вопрос телезрительницы из Челябинска: «В нашей митрополии существует почитание отрока Вячеслава Крашенинникова. Его мать и некоторый круг людей объявили его святым, пророком, блаженным. Совершаются паломничества, берут землю с могилы для ритуалов. Создается новый лжекульт, при котором используется православная обрядность. Наш митрополит предупреждал об опасностях этого культа, но все равно заблудшие люди продолжают это почитание. Как помочь и достучаться до их сердец и разума?»

 - Это очень животрепещущая тема, болезненная, «кровоточащая рана» нашей Церкви. 24 декабря 2007 года Святейший Патриарх Алексий II на ежегодном обращении к клирикам и монашествующим города Москвы коснулся этой темы. С архипастырской заботой и душевной болью он говорил о том, что сформировался культ почившего мальчика. Говорят, что это суперсвятой, которому не было равных. Вы можете найти брошюрку с выступлением Патриарха. Тогда он сказал: «Можно понять боль и страдание матери, которая потеряла своего сына, но ее последующие действия нельзя назвать правильными, потому что создался псевдоправославный культ, сопровождаемый антицерковными магическими действиями». Сейчас, наверно, нет ни одного священника, который бы ни разу не столкнулся с людьми, находящимися под влиянием опасного культа. Вся беда в том, что Святейший Патриарх, правящий архиерей и их слова для этих людей не авторитет. Они считают, что все священники, которые выступают против отрока Вячеслава, продались антихристу, беснуются.

Если возможно построить какой-то мостик к таким людям, обратите внимание на то, что в XX веке было множество исповедников веры. Например, известный белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), у которого окормлялось много архипастырей, духовенства, мирян. Также ярославский старец архимандрит Павел (Груздев), который преставился в 1996 году, архимандрит Иоанн Крестьянкин - духовник, известный всей России и всему православному миру, протоиерей Николай Гурьянов. Также скончавшийся три года назад духовник Одесского Успенского монастыря схиархимандрит Иона Игнатенко и многие другие. Эти люди - исповедники веры, вся их христианская жизнь свидетельствует об их верности Христу, они стали сосудами благодати Духа Святаго. Эти люди тщательно скрывали благодатные дары, которые стяжали подвигом всей своей жизни, исповедничеством. Многие из них в советское время находились в лагерях. Но вокруг их личностей нет такого болезненного ажиотажа. Например, никто из духовных чад и близких архимандрита Иоанна Крестьянкина никогда не говорил: «Если ты не почитаешь отца Иоанна, ты продался антихристу, ты не наш и ничего не понимаешь в духовной жизни». Они не грозят таким людям карами небесными и земными, нет жесткого разделения и мнения, что ты не спасешься, если не читал его произведения, не ездил к нему на могилку и не взял оттуда песочек.

Вокруг подлинно духовных личностей и святых никакого ажиотажа нет. На могилы убиенных на Пасху в 1993 году трех монахов в Оптиной Пустыни (иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима) приезжает духовенство со всей России, служит панихиды по убиенным братьям (они не прославлены в лике святых). Во время совершения панихиды люди чувствуют духовную радость, помощь по молитвам убиенной братии. Но никто сам им не пишет иконы, акафисты и нет болезненного ажиотажа. Никого не делят на своих и чужих по принципу отношения к тем или иным подлинно праведным.

Самый яркий пример - святой преподобный Паисий Святогорец, который преставился в 1994 году. Двадцать лет вся православная общественность ждала его официальной канонизации. Но многие люди, и я в том числе, лично на своем жизненном опыте убедились, что старец Паисий слышит наши мысленные обращения к нему, и по его молитвам Господь помогает в сложных ситуациях. Однако самочинно до его канонизации никто икон не писал, культа не создавал и не обвинял тех, кто по какой-то причине не знал старца.

Обратите внимание тех людей, которые находятся под влиянием этого культа, прежде всего мамы этого мальчика, на то, что они не совсем правильно поступают. Если нас сейчас смотрят эти люди, я вызываю на себя огонь критики своими словами, но хочется призвать их к тому, к чему призывал Святейший Патриарх Алексий: «Необходимо молиться об упокоении души усопшего мальчика, прежде всего это должна делать его мать». Нам всем нужно молиться, чтобы Господь простер Свою руку и уврачевал эту болезненную опухоль на теле современной псевдоцерковной общественности.

 - Вопрос телезрителя: «Иоанн Лествичник в своих трудах писал, что духовного отца нужно испытать. Что это значит?»

 - Да, преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Прежде чем довериться в послушание, испытай своего духовного наставника». Это, конечно, не в смысле устраивать ему экзамен, богословский минимум на его знания основ православной веры. Преподобный Иоанн Лествичник предостерегает необдуманно вверять свою душу другому человеку, которого ты хочешь сделать своим путеводителем ко спасению. Господь говорит в Евангелии: «Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму». Об этом очень подробно пишет святитель Игнатий Брянчанинов в V томе своих творений «Приношение современному монашеству». Он говорит о проблеме лжепастырства, лжедуховничества и о том, к каким проблемам это приводит.

Просите у Бога помощи в поисках духовного отца, походите по приходам, присмотритесь, и если Вы чувствуете, что душа расположена к какому-то батюшке, то спросите его совета несколько раз. Если Вы видите, что его совет ложится на душу и помогает на практике, можно пообщаться со священником и поговорить о том, каковы его убеждения, насколько он опытен. Немаловажным является наличие духовного отца у самого батюшки, потому что тогда он понимает, что такое послушание и отречение от своей воли, он сам спрашивает совета, а не просто находится в свободном плавании, руководствуясь своим умом, что очень опасно. Или же он может своих духовников менять как перчатки. Еще хуже, когда пастырь, не имея духовного руководителя, прикрывается именами великих и славных, показывает фотографии, где он запечатлен, например, со старцами, но по его образу жизни не видно, что он там был и руководствовался их советами. Вот что значит «испытать». Отец Рафаил (Карелин) очень мудро пишет: «Ищи не прославленного духовника, а православного, кто не сребролюбив, а прост нравом». Где просто, там и ангелов со сто.

 - Что хуже: слишком строгий духовник или слишком снисходительный?

 - В греческой мифологии есть миф об Одиссее. Его корабль должен был проплыть между двумя морскими чудовищами - Сциллой и Харибдой. Харибда могла утащить в воду зазевавшихся пловцов, а Сцилла могла поглотить весь корабль. Если не дерзновенным будет сравнить, то чрезмерно суровый духовник, очень требовательный, который налагает неудобоносимые бремена, уподобляется одному из этих чудовищ. Но гораздо меньше людей попадут под его влияние, потому что сейчас люди склонны делать себе исключения во всем: жить, не напрягаясь, ничего не делая, получать хорошую зарплату. Сам склад современных людей таков, что они едва ли попадут под влияние строгого ригориста, будут держаться от него подальше.

Второму чудовищу уподобляется слишком снисходительный духовник, который все прощает, добренький (в худшем смысле этого слова). Худший вред, как мне кажется, от чрезмерно снисходительного священника, который молча с улыбкой смотрит, как его духовное чадо погибает во грехах. Чтобы ни с кем не испортить отношения, не прослыть фанатиком, ретроградом, излишне строгим, он все всем прощает. Его приход медленно погибает, люди могут своего батюшку прославлять, но финал такого духовничества может быть очень печальным для многих.

- В каких случаях священник имеет право сделать послабление при подготовке к Таинству Причастия?

 - В документе «Об участии верных в Евхаристии» об этом говорится. Беременным женщинам, тяжело больным людям и тем, кто испытывает какую-то немощь, оказывается снисхождение. Священник - это добрый пастырь, который должен уподобиться Христу. Он не должен налагать неудобоносимые бремена, во всем должно быть рассуждение, нужно видеть, каков путь человека ко Христу, может быть, он только начинает его, и нельзя человека надломить еще больше, как надломленную трость.

 - Вопрос телезрительницы: «По Уставу Церкви положено получать благословение от священника крестом после литургии. Какой рукой положено это делать? Почему в некоторых храмах священники благословляют левой рукой, от чего это зависит? Когда меня благословляют правой рукой, то мне легко, а когда левой, то становится очень неуютно».

 - В конце богослужения священник благословляет, держа крест в правой руке. Или держит крест в левой, а в правой руке служебник. В период времени от Пасхи до ее отдания священник держит в руках трехсвечник с крестом. Иногда он благословляет, держа крест двумя руками. Главное, что батюшка испрашивает на всех, находящихся в храме, Божие благословение. Какой рукой это делается - это не принципиальный вопрос. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о людях, которые считают священника недостойным и не идут к нему, пишет: «Золотая монета с изображением царя, упав в грязь, все равно останется монетой с изображением царя». Благодать священства, данная священнику, остается на нем. Может быть, она замазана грязью его личных грехов и недостатков, но нужно понимать, что совершенных людей на земле нет. Если их искать, то это заведомо ложный путь, тупиковый. Какой бы рукой батюшка ни благословлял, примите это с миром и духовной радостью.

 - Если человек встречает в жизни затруднения, начинает молиться и хочет узнать Божию волю, как ему распознать ее?

 - Святые отцы Церкви нам говорят в своих аскетических произведениях, что Богу угодно, чтобы человек спасался через другого человека. Преподобный Паисий Святогорец в III томе «Духовной борьбы», отвечая на подобный вопрос, пишет: «Чтобы познать волю Божию, пойди и вопроси священника или другого человека, единомысленного с тобой по духу». Сам он пишет о себе: «Когда мне что-то нужно решить, даже если я знаю на сто процентов, как мне нужно поступить, я все равно иду и вопрошаю другого брата, чтобы этим проявить смирение, через которое Господь вразумит». Он с юмором в этой же главе пишет о тех, кто уклоняется от советов других, пытается сам узнать волю Божию. Преподобный Паисий рассказывает об одном духовно больном человеке, который приходил в храм и, становясь перед иконой Божией Матери, говорил: «Владычице моя, можно я возьму деньги из церковного ящика?» Его помысел отвечал ему, что это можно сделать, и он, пока никто не видел, открывал и брал сколько нужно. Он так делал постоянно, пока служители храма и люди не заметили этого. Даже такой курьезный случай показывает, как человек пытается искать волю Божию. Видите, до какого лукавства он доходит, когда уклоняется от духовных советов и послушания. Те, кто руководствуется советом, идут правильным путем.

 - Что значит «отрекаться от своей воли»?

 - Господь дал нам свободную волю. Он хочет, чтобы мы отрекались от своей воли ветхого человека. Есть воля, ум и сердце. Воля - это неотъемлемая сила бессмертной человеческой души. Господь не призывает отрекаться от нее, как от Богом дарованной силы, Он ее не отнимает даже у закоренелого грешника, богоборца и богоотступника. Нужно отречься от своей греховной воли, очистить ее и перенаправить, чтобы она была согласна с волей Божией. Для этого и нужен духовный отец. То отречение от воли, которое есть в монашестве, неприменимо для мирян, и никто из духовно опытных людей не требовал этого никогда. Это не полезно ни духовнику, чтобы он превращал людей в рабов безвольных, ни самим духовным чадам, чтобы они думали, что батюшка проживет их жизнь за них, сам помолится и попостится.

Я бы хотел передать низкий поклон одному замечательному, доброму и духовно опытному пастырю, протоиерею Леонтию, который является настоятелем храма в честь Преображения Господня села Нижние Прыски Калужской епархии.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​