Аудио |
|
Скачать .mp3 |
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Полевской. Передача из Екатеринбурга. Эфир 25 июня 2014 года.
- Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов.
Сегодня у нас в гостях протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Полевской.
Почему молодые люди, у которых вся жизнь впереди, есть возможности, здоровье, впереди вся жизнь, вместо того чтобы уверенно идти по жизни, начинают вгонять себя в зависимость?
- Здесь нет ничего нового. То, о чем Господь говорил: похоть плоти, похоть очес, гордость житейская, по сей день остается основным законом существования мира – стремление к наслаждениям. И это стремление к наслаждениям, материальному благополучию, по словам святых отцов, тщеславию, и есть основная причина бездуховности и попадания в эти сети. Беспрестанная тоска и уныние, которые хочется заглушить этой необузданной веселостью, бесконечным слушанием музыки, развлечениями и удовольствиями.
С одним парнем мы решили проследить динамику развития зависимости: сначала начал покуривать, потом пиво, за ним более крепкие напитки, потом компании, где кто-то однажды предложил покурить «травку», ведь «это ничего страшного»… Грех нарастает, бесконечная тяга к удовольствию является причиной этого втягивания в наркотическую зависимость.
Столь же важной причиной этого является бездуховность. Ведь может быть духовность показная – крестик, иконы в машине и дома, а когда спрашиваешь человека о том, когда он в последний раз исповедовался и причащался, он говорит, что заходит в храм поставить свечу и помолиться, когда у него есть проблемы. Реальной духовной жизни у человека нет. Если этого нет у родителей, то у ребенка нет «системы безопасности»: он не научен противостоять страстям, соблазнам. Мало сказать, что хорошо и что плохо, надо показать это собственным примером, но многие взрослые люди этого не умеют. Задумываются они об этом, лишь когда у детей возникают проблемы, тогда только стремятся измениться, но, к сожалению, уже что-то упустили в воспитании ребенка, который уже попал в эту зависимость.
- Вопрос телезрительницы из Свердловской области: Какую молитву надо читать, когда человек желает себе смерти?
- Если человек желает себе смерти, значит, он не видит смысла в своей жизни, и надо разбираться в этом. Я бы посоветовал, в первую очередь, читать Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Потому что через покаяние начинается просветление ума, и начинают отпускать страсти нашей души. Такому человеку надо, в первую очередь, прийти на исповедь к священнику, чтобы он помог разобраться, в чем же заключается проблема.
У меня была такая ситуация: после службы я увидел человека у иконы, который был до того взволнован, что даже никак не мог поставить свечку. Я дождался его и спросил, какая у него проблема, на что получил ответ:
- Вот я поставил свечку и сейчас пойду вешаться.
Я предложил ему поговорить, спросил, есть ли у него семья. Оказалось, что у него жена и двое детей.
- За что же Вы так ненавидите свою семью, что хотите оставить жену вдовой, а детей сиротами? В чем причина?
Оказалось, что причина банальна: этот человек взял кредит, заложив машину, не смог отдать, и у него забрали любимую красивую машину, о которой он давно мечтал. И у человека пропал смысл жизни.
Когда мы стали просто беседовать и выяснять, что же главное в его жизни, то стали постепенно разбираться, и он успокоился. Теперь он стал хорошим прихожанином нашего храма. Дети выросли и уже создали свои семьи, а начиналось все с того, что человек потерял смысл жизни из-за того, что у него отобрали любимую машину.
- Вопрос телезрителя: От многих страстишек с Божией помощью удалось мне избавиться, даже от любимого автомобиля отказаться, а вот курить бросить никак не могу.
- Это, действительно, проблема из проблем. Когда ребята поступают в наш реабилитационный центр первейшее условие, которое им предъявляется – бросить курить. Оказывается, что даже от наркотиков и алкоголя отказаться проще, чем от курения, с ним борьба идет достаточно долго. Эта мелкая, противоестественная страстишка, которую очень тяжело побороть. Только сейчас стали запрещать курение в общественных местах, но по большому счету порицания курения, как и алкоголя, в обществе нет. Очень трудно человеку, который решил бороться с табакокурением и побороть эту страсть. Эта зависимость стала уже духовным заболеванием, и побороть ее без Божией помощи невозможно.
Первое – надо искренне молиться каждый день «Господи, помоги мне избавиться от этой противной, глупой страсти». Второе – надо постараться прийти на исповедь, поговорить со священником и начинать здоровый духовный образ жизни. Для меня здоровый образ жизни – это духовный образ жизни.
- Батюшка, давайте вернемся к разговору о центре и о людях, которые, наверное, не думали, что окажутся в такой ситуации. Наверное, за каждым человеком стоит своя особая история.
- Каждый человек – это уникальная личность, поэтому я никогда не верил в некий универсальный «поточный» метод реабилитации наркозависимых. Это всегда индивидуальная работа, потому что каждый человек – особый образ жизни, особые условия воспитания, очень много разных нюансов.
Зависимость, казалось бы, одна, но люди все разные, и каждый по-своему воспринимает эту зависимость. Есть те, кто, по сути, с раннего детства не имел воспитания, кто-то уже отбывал наказания в местах заключения, а есть дети из благополучных семей, где, казалось бы, ничто не предвещало такой опасности.
Невозможно сказать, что если семья благополучна, ребенок поступил в высшее учебное заведение, такой проблемы для вас не существует. Зависимость наступает не с того момента, когда человек употребил наркотик, но с момента, когда человек не умеет контролировать свои эмоции, чувства, желания.
На самом деле существует огромное количество зависимостей. По телевидению постоянно говориться о борьбе с ожирением, это самая распространенная зависимость. Есть зависимости от телевидения, музыки, игромания. В зависимостях человек «тренируется» с самого детства.
В нашей Церкви есть такое спасительное средство, как пост, потому что именно он воспитывает воздержание человека от тех зависимостей, которые он должен сам видеть. Своим прихожанам я советую, прежде всего, найти ту зависимость, отказаться именно Вам тяжелее, чем от всего прочего, и о которой знаете только Вы сами. И это бывает для человека более сложно, чем соблюдение канонических требований поста. Духовная жизнь охватывает все стороны человека: и дух, и душу, и тело.
- Вы сказали об ограниченности возможностей Вашего центра, есть ли планы по его развитию?
- Наш центр рассчитан на 30 человек, и, к нашему сожалению, пустым он не бывает. Как говорит директор нашего центра, очередь желающих попасть в центр достигает 90 человек. Поэтому и возникла идея строительства нового здания для центра. Когда его создавали выбор принципиально пал на здание, находящееся рядом с храмом, хотя нам предлагали более просторное здание, но почти на самом краю города. Тем не менее, для нас было очень важно, чтобы ребята, которые поступают в центр, видели и постепенно вливались в нормальную духовную атмосферу, проживая церковный год с праздниками и постами, на живом примере, а не на словах видели, как реализуется духовная жизнь на приходе.
Поэтому сейчас созрела идея строительства нового здания для центра также в непосредственной близости от храма. Мы будем разговаривать об этом с главой нашего города, искать возможности, есть добрые люди, которые уже откликнулись на эту идею и готовы помогать. Но пока мы в самом начале, лишь определяемся с местом для строительства.
- Вопрос телезрителя из Белгорода: У апостола Павла есть слова: не обманывайтесь, дурные сообщества развращают добрые нравы. Для молодежи самое страшное, когда они видят двойные стандарты: вранье на всех уровнях, будь то семейном, бытовом или государственном. Может быть, это главная причина, как Вы считаете?
- Могу полностью согласиться с тем, что так и есть, и именно в этом заключаются проблемы нашего современного общества. Действительно, худые нравы, по сути, вводятся в ранг закона. Это, действительно, проблема: мы говорим о высоком, духовном и значимом, а на самом деле находимся в тех же самых страстях нашей испорченной человеческой природы: гордости, тщеславия, гнева и уныния, которое буквально разлито повсюду. Это и есть основа тех обществ, которые развращают нравы.
Поэтому я и говорю о важности воспитания детей в семье в любви и духовном трезвении, чтобы будущий молодой человек понимал, что когда он выйдет из тепличных семейных условий, то попадет вовсе не в замечательные условия светлого общества. Он должен быть готов к тому, что его подстерегают огромнейшие и серьезнейшие искушения, которые он может и не преодолеть по своему слабоволию, неразумию и непониманию.
- Вопрос телезрительницы из г. Самары: Я хочу выразить огромную благодарность отцу Сергию. Я проходила реабилитацию в Вашем центре пять лет тому назад, огромное спасибо за то, что приняли, обогрели, не все у меня хорошо тогда получилось, но для меня это очень важный опыт. Сейчас я веду трезвый образ жизни, стараюсь жить с Богом, хожу в храм. Мне очень помогла программа «Двенадцать шагов» для анонимных алкоголиков, благодаря Господу, Вашей помощи и этой программе, я остаюсь трезвой. Огромное Вам спасибо.
- Очень благодарен за этот звонок, и хочу сказать, что жизнь это борьба. Господь не обещал, что путь будет широк, но что тот, кто хочет идти ко спасению, должен прилагать усилия, поскольку это узкий и тернистый путь.
Будем помнить слова Тихона Задонского, который говорил, что даже если вы падаете, очень важно не сидеть и не хныкать, но вставать и снова идти. Самое главное – не сбиться с правильного направления, хотя на этом узком пути будут и падения, но очень важно вставить и снова, снова идти с Божией помощью.
- Телезрительница, звонок которой сорвался, задала вопрос о том, принимаете ли вы в свой центр иногородних?
- У нас почти все иногородние, у нас очень обширная география: есть ребята и из Москвы, Санкт-Петербурга, соседнего Челябинска, Красноярска, из Екатеринбурга бывает еще больше.
- Вопрос телезрительницы из Казахстана: Мой сын наркозависимый уже десять лет. Как ему помочь, если сам он не хочет лечиться?
- Если человек много лет является наркозависимым и не хочет лечиться, это, прежде всего, означает, что он хорошо и удобно устроился. То есть, он имеет какие-то возможности для употребления наркотиков и имеет серьезную заботу о себе со стороны своих близких. И он будет иногда нагло, иногда цинично пользоваться расположением ближних.
Поэтому очень важный момент: для таких людей надо ставить очень жесткие рамки, прекращать все возможные источники доходов. Вспомните очень важную евангельскую притчу о блудном сыне. Когда он уже все растратил и дошел до того, что мечтал насытиться рожками из свиного корыта, тут он вдруг вспомнил, что в доме его отца слуги имеют гораздо больше, и это побудило его к возвращению к отцу. Чаще всего, в нашей жизни именно такое состояние заставляет человека задуматься о своем состоянии, о смысле жизни, предпринять какие-то действия. Именно когда прекращаются источники доходов и возможности эксплуатации ближних своих. Поэтому не бойтесь ставить жесткие условия для детей, близких, которые попали в наркозависимость: это больные люди.
Конечно, это его выбор, но если у него больное сознание, а ему предоставляют возможности для продолжения, он никогда не захочет лечиться: он получает кайф. Поэтому здесь требуется более строгое отношение и постановка условий, тогда можно сдвинуть потихоньку эту гору. Конечно же, необходима искренняя молитва за него.
- Вы говорили о состояниях уныния, одиночества, безысходности молодых людей, попадающих в ваш центр. Ведь начинать свою жизнь в таком состоянии очень и очень непросто?
- Конечно, непросто. Это состояние чаще всего возникает от страсти печали, когда человек хочет всего и сразу, не потрудившись, не помолившись, не потерпевши. Идеология потребительства, когда я могу получить что-то вдруг и сразу, очень развращает сознание и ввергает молодого человека с ложными целями в уныние. А враги рода человеческого тут же подсовывают «утешители» от этого уныния: либо алкоголь, либо наркотики и т.д.
Чаще всего, по разговорам с нашими ребятами выясняется, что человек ставит себе запредельные цели и, не достигая их, обижается на ближнего, общество и даже на Бога. Меня, такого особенного, никто не заметил, никто не возвеличил и так далее. Борьба с гордыней начинается именно с покаяния. Если у человека есть хоть грамм покаяния, сердце потихоньку начнет оттаивать и сознание начнет возвращаться к нему.
Всегда советую начинать с чтения Евангелия, и сердце понемногу начинает отзываться на слова, которые говорил Господь: не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим от Бога.
- Вопрос телезрительницы из Рязани: Мой отец был мусульманин, но я двадцать лет в православии, и отец моего ребенка погиб, когда шел за самогонкой. Теперь сын вырос и находится в местах лишения свободы, но сам выразил согласие бороться со своими страстями с Божией помощью. Он не хочет возвращаться к прежней компании, поэтому мы хотим приехать в Екатеринбург. Как он может попасть к вам в центр после выхода на свободу?
- Это очень хорошее, благое намерение – не возвращаться в эту компанию. Действительно, стоит сменить не только компанию, но и места жительства, сыну надо устроиться на работу и начинать жить по-новому.
Я никогда не говорю вперед, потому что мы не знаем, что с нами будет через месяц, неделю, тем более, через год. Кто может загадывать дальше, чем одно мгновение.
Ваш вопрос я услышал. Когда Вас сын выйдет и если захочет приехать, приезжайте, а там будет видно.
- Курс реабилитации длится двенадцать месяц. При условии, что человек искренне покаялся и искренне трудился над собой, как потом складываются судьбы ребят, прошедших реабилитацию?
- Как я уже сказал, каждый наш парень – особая личность, и у каждого формируются особые уникальные условия новой жизни. Есть у нас семьянины, у одного нашего выпускника уже шестеро детей, сам он предприниматель, бизнесмен. Есть и другие, у которых уже по несколько детей. Есть те, кто более склонны даже к монашескому образу жизни и постепенно настраиваются на то, чтобы принять монашеский постриг. Есть ребята, которые не хотят уходить далеко от нашего центра, находят работу в Полевском, а мы стараемся помогать им. Они приходят в храм, регулярно исповедуются, живут самостоятельно, но стараются не отдаляться от храма. Есть те, кто становятся сотрудниками в центре, помогают.
Поэтому наш приход выглядит очень молодым, потому что много молодых ребят. Они женятся и приводят в храм своих жен или приезжают пожить, чтобы настроиться на пост, помолиться. Это приход, в котором ребята родились духовно, и считают его своей малой духовной родиной. Они для нас очень близкие, родные, и мы всем рады.
Понятно, что случаются искушения и падения, и мы всех поддерживаем. Кто-то, бывает, чувствует, что не выдерживает искушений, все бросает и приезжает в центр хотя бы на неделю-две, чтобы заручиться поддержкой, подпитаться духовно. Это настоящая приходская жизнь и для нас, и для ребят, и для наших прихожан, которые любят ребят, уважают их и стараются всячески им помогать.
- Как попасть в реабилитационный центр?
- Директором и руководителем центра является Вячеслав Владимирович Боровских, доктор, психотерапевт, нарколог. Прием осуществляет именно он. Существует сложившаяся схема, что все, кто хотят попасть в центр, связываются с ним. У него есть замечательный сайт Боровских.ру, на котором можно ознакомиться со всеми условиями.
Необходимо записаться и приехать на первичную консультацию, где не только знакомят с условиями и распорядком жизни, но, как врач, Вячеслав Владимирович ставит диагноз, выявляет зависимость. Через пару недель поступления человека в наш центр, когда он привык, мы начинаем знакомиться, он присутствует на наших духовных беседах и постепенно готовиться к первой исповеди, затем первому причастию. Все это постепенно проходя этапы духовного осознания.
- К сожалению, время нашего эфира закончилось. В планах телеканала «Союз» приехать в детский лагерь для съемок. Как Вы сказали, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Спасибо большое, что Вы были у нас гостях.
Ведущий: Тимофей Обухов.
Расшифровка: Юлия Подзолова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!