Беседы с батюшкой. Христианское супружество и православное устроение семейной жизни

24 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала - беседа с председателем Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, клириком храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте протоиереем Константином Головатским.

– Тема нашей сегодняшней беседы: «Христианское супружество и православное устроение семейной жизни». Такая тема навеяна предстоящим общегородским молодежным молебном о даровании христианского супружества и семейного благополучия. Насколько я знаю, Вы курируете этот проект, поэтому я прошу Вас подробнее рассказать об этом. Регулярная традиция служения таких молебнов достаточно нова в епархии. Расскажите о ней, пожалуйста, подробнее. Как она зародилась, как появилась мысль служить такие молебны?

– Тема вообще очень важная, интересная, очень популярна среди молодежи. Потому что, наверное, уже с юношеских лет люди задумываются о том, что будет происходить в сфере их личных отношений и что будет в итоге, появляются какие-то планы, взгляды: хочет человек создавать семью или, может быть, хочет какое-то время подождать, чтобы подойти к этому уже более взрослым, имеющим определенный ресурс для создания семьи.

Взгляды на этот вопрос могут быть разные. Мы предлагаем помолиться. Это важно как для тех, кто, может быть, только впервые начинает думать об этих вопросах, еще не испытав в полной мере даже чувства любви, не имея опыта знакомства, общения, так и для людей, которые уже вполне сознательно ставят такие цели в жизни: жениться, выйти замуж, создать на христианской основе свою семью, чтобы она действительно была малой церковью, как мы это любим часто говорить. То есть внести в устроение семьи христианское, духовное содержание, выстроив ее на этой основе. Поскольку эта тема действительно очень востребованная, то, наверное, не случайно этот проект у нас появился. Вообще, мне кажется,  многие такие вещи, которые появляются у нас в Церкви, это не какой-то вымысел и не плод каких-то фантазий: вот, кто-то это придумал, кто-то решил, давайте вот так сделаем. Конечно, на каком-то человеческом уровне понимания это происходит, но мы думаем, что потребность в этом возникает именно духовная, что-то подобное озарению приходит в какой-то момент, для того чтобы такие вещи имели место.

Проведение молодежных молебнов о даровании супружества и христианского благополучия у нас на самом деле насчитывает уже несколько лет. Первоначально такая идея появилась в одном из молодежных клубов, там ребята специально собирались в какое-то отведенное время, чтобы помолиться в храме. А еще было, что сами молодежные встречи происходили не в храме, а в специальном помещении, которое они нашли, чтобы встречаться, общаться. И вот они приходили в храм и совершали такую совместную молитву о том, чтобы Господь помог подготовиться им к созданию семьи, чтобы Он даровал христианское супружество, помог встретить спутника жизни, того единственного и неповторимого, с которым человек готов уже, наверное, всю оставшуюся жизнь провести, связать свою судьбу.

Ведь это действительно всегда открытый вопрос, наверное, для любого человека: как встретить свою вторую половинку? Только Господь это знает; я думаю, все в этом уверены. На этот молебен стали приходить другие ребята, которые стали просто узнавать о том, что такое где-то происходит. И вот прошло несколько лет, и возникла идея о том, чтобы проводить такую совместную молитву именно на общегородском уровне.

Так появилась идея общегородского молебна. И где еще быть таким событиям, как не в Казанском кафедральном соборе нашего города, который вмещает несколько тысяч человек? Поэтому Отдел по делам молодежи попытался организовать такие молебны, и много людей откликнулось. Очень многие эту идею поддержали. И сейчас, когда такие молебны проходят у нас в городе, обычно собирается до тысячи человек в Казанский собор. Это удобное вечернее время, когда у людей уже заканчивается учеба, работа, когда они могут спокойно прийти в храм помолиться, поразмышлять, подумать о том, что вообще в жизни происходит, и именно задуматься о таком важнейшем вопросе, как устроение семейной жизни.

Такие молебны проходят сейчас у нас несколько раз в году. Обычно они как-то привязаны к памяти особых среди всех других русских святых – святых преподобных Кирилла и Марии. Это родители преподобного Сергия. Это ведь сразу как-то звучит таким лейтмотивом: будьте такими же, как преподобные Кирилл и Мария, и тогда у вас родится такой человек, как преподобный Сергий. То есть действительно эти святые являются образцом христианского супружества для нас, потому что в этой семье родился преподобный Сергий, а семья была к тому же многодетной. В конце своей жизни родители последовали по пути, который им указал сын: приняли монашеский постриг. И прославлены как преподобные.

То есть это очень интересный жизненный путь; можно сказать, классический житийный пример. Но с другой стороны, именно этот момент любви, создания христианской семьи, устроения жизни, семейного счастья – все это мы можем почерпнуть здесь. И молебен обычно бывает посвящен этим святым; к ним все участники молитвенно обращаются с просьбой о том, чтобы они помолились Господу и чтобы Господь все устроил согласно тем желаниям, помышлениям, с которыми каждый человек приходит на такой молебен.

– Замечательно. Но очень интересно выбрана дата предстоящего молебна – 27 ноября, как озвучено в анонсе на сайте молодежного отдела. Это день бракосочетания святых царственных страстотерпцев: императора Николая и императрицы Александры. Вы сказали о преподобных Радонежских святых, которым чаще всего служатся такие молебны. По опыту других храмов – как-то чаще средневековым или каким-то древним святым служатся такие молебны (допустим, в нашем храме, где я служу). Получается, это наиболее близкие к нам по годам жизни святые, пример которых очень ярок для нас сейчас. Расскажите, пожалуйста, про эту дату. Понятно, почему она выбрана, тем не менее подробнее о выборе даты предстоящего молебна...

– На мой взгляд, все-таки близость к современной жизни не играет в Церкви ключевую роль, святые все нам близки, и древние святые не в меньшей степени, чем современные,  жившие не так давно. Это важно отметить. Дело в том, что можно молиться совершенно различным образом об этом предмете, формы совершения молебнов могут быть самые разные. Можно обращаться к святым, молебен может быть обращен к Божией Матери. Может быть, мы просто Господу молимся и надеемся на то, что Господь, Который побывал в Кане Галилейской и благословил брак, и нас тоже благословит на счастливое супружество.

Такого рода инициатива (проведение молебнов) получила у нас в епархии дальнейшее продолжение – помолиться каким-то другим образом; может, другим святым. У нас был молебен, посвященный памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Он как раз один из наших святых современников, который не так давно жил, оставил память; это миссионер, удивительный человек, который всю свою жизнь занимался еще делами милосердия.

У нас есть примеры, когда в некоторых благочиниях проходят такие же молебны. То есть  идею подхватили и где-то на приходах, для того чтобы эта программа как-то уже развивалась. И действительно, она находит поддержку среди молодежи, потому что очень важно об этом молиться. И многие приходят, обращаются.

Здесь, наверное, нынешний молебен имеет какое-то особое значение, потому что 2017 год – это столетняя годовщина Октябрьской революции, всех тех трагических событий, которые связаны с революционным переворотом в нашей стране. О плодах  революции вообще говорить очень сложно, потому что на самом деле жизнь русского человека перевернулась. Но есть яркие примеры, они настолько очевидны, что сразу  дают какое-то понимание, осмысление.

Буквально пять дней прошло после революции, как был зверски замучен, избит толпой священномученик Иоанн Кочуров. Это священник, тоже очень яркий миссионер, который трудился в Америке, и сейчас там о нем тоже вспоминают. Это была первая жертва революции в Царском Селе. Вот что принесла с собой революция. Справедливость? То, о чем все мечтали? Какое-то совершенно новое измерение жизни? Ничего подобного. Революция принесла кровь и страдания в первую очередь. И вот мы вспоминаем именно тех, кто пострадал в результате всего того, что в России случилось из-за этой великой исторической трагедии. В первую очередь среди новомучеников Российских мы всегда вспоминаем и святых царственных страстотерпцев, и преподобномученицу великую княгиню Елизавету.

Кстати, не могу не вспомнить о том, что в мае этого года у нас в Санкт-Петербурге было событие, связанное с именем преподобномученицы Елизаветы. Из Нью-Йорка, из Синодального храма Русской Православной Церкви Заграницей, была привезена святыня – десница преподобномученицы Елизаветы. И мне как-то очень отрадно, как руководителю Отдела, что мы в этом принимали участие и способствовали тому, чтобы в год столетней годовщины это событие тоже состоялось. Многие люди приходили помолиться преподобномученице Елизавете, которая является примером милосердия, удивительной любви, самопожертвования и тоже пострадала в 1918 году.

Собралась молодежь у нас в Александро-Невской лавре, где эта святыня пребывала, тоже был совершен молебен преподобномученице Елизавете в очень теплой обстановке. Очень много людей собралось с искренним отношением к ней, это во время молитвы ощущалось. Чувствовалось, с чем люди пришли и как они почитают преподобномученицу. Потому что, наверное, тем, кто хотя бы что-то немногое знает о ее жизни, нельзя не проникнуться таким удивительным чувством (может быть, даже близким к восхищению), которое возникает, когда весь ее жизненный путь проходит перед глазами.

И царственные страстотерпцы: император Николай, императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, пострадавшие вместе, расстрелянные в подвале Ипатьевского дома 17 июля 1918 года, пронесшие свой крест до конца, – для нас не только пример мужества и твердости в своих страданиях, в тех испытаниях, которые они перенесли с верой во Христа и проявили при этом удивительные христианские качества, но еще и пример счастливой семьи, которая была основана именно на христианских принципах. Это пример христианского благочестия.

Как сейчас часто говорят, император Николай II был прославлен не за свое правление, это действительно так. И если мы посмотрим на то, что происходило в России, какие-то политические нюансы, мы можем увидеть ошибки. Здесь есть разные мнения по поводу того, что тогда в России происходило и какова роль императора, как он себя проявлял во всем этом. Это был человек, который не был лишен каких-то определенных недостатков, как и любой другой человек. Но что нам необходимо помнить? Что и он, и его супруга, и его дети жили с каким-то очень глубоким внутренним христианским устроением. И подвиг страданий, который они перенесли, был венцом их жизни. Это не могло просто так случиться, если бы не было никаких оснований для того, чтобы это произошло. Господь ведь тоже Себе избирает тех, кто готов пострадать и пронести все до конца. И, наверное, мы можем сейчас, рассматривая их жизнь, говорить о том, что весь их жизненный путь был движением к тому итогу, к тому прославлению, которое потом произошло, к тому, чтобы подготовиться и пронести свой крест до конца.

Конечно, говоря о них, мы не можем не вспоминать о том, что это действительно была счастливая семья. Во многом это был образец православной семьи и для людей того времени, и для нас. Многие современники не понимали императора, они даже считали, что он больше заботится о своей семье, как-то погружен в свои личные проблемы, а о России меньше думает. И не понимали, почему именно так у них все в семье устроено, с какой-то строгостью: они читают Евангелие, молятся, детей своих очень строго воспитывают. Все было доступно, все возможности, это ведь император всея России, все что угодно можно было детям дать. Как сейчас родители часто рассуждают: «Я готов все своему ребенку отдать. Если мне будут даны какие-то материальные средства или еще какие-то возможности, то, конечно, ребенок все получит». А вопрос ведь в том, будет ли это ему полезно.

– Вопрос телезрительницы из города Рязани: «Если венчанный брак, может ли вступать в повторный брак инициатор развода?»

– Это достаточно сложный вопрос. Вообще вопрос о прекращении венчанного брака решается правящим архиереем, поэтому в таком случае обычно происходит обращение к нему, для того чтобы владыка благословил. И нужны какие-то серьезные обстоятельства для расторжения брака, нужны основания, чтобы это было зафиксировано как факт, чтобы человек мог вступить в брак во второй раз.

– Вы сказали, что император и императрица Александра очень много времени посвящали именно духовному устроению своей семьи. И, возвращаясь к теме регулярных молебнов, хочется отметить: несмотря на то, что молебен называется молодежный, наверное, уместно, если о даровании христианского супружества их детям будут молиться также и родители. Есть, наверное, и такие примеры?

– Да, конечно. Но так получается, что сейчас тоже какое-то очень сложное время. Сто лет назад произошла революция, а нет какой-то консолидации по поводу понимания, оценки этих исторических событий. Мы сейчас знаем, что возникли всякие инсинуации в творческой среде, почему-то приуроченные к этой годовщине. Светлое имя этих святых должно быть для нас добрым примером, на который нужно ориентироваться. Не должно быть здесь каких-то сомнений. Именно к ним нужно обратиться, помолиться о том, чтобы вот этот добрый пример каждый для себя мог позаимствовать.

На наши молебны собирается обычно большей частью молодежь, потому что молодые, может быть, наиболее обеспокоены вопросом создания семьи, тем, как встретить своего человека, действительно вторую половинку, как создать крепкую семью, что для этого нужно. Потому что иногда нет опыта семьи. Хорошо, если он есть перед глазами, если есть родители, которые живут в христианском устроении супружества; или бабушки и дедушки. Но многие не имеют такого примера и задаются этими вопросами: как же все-таки построить счастливый брак, создать семью? Что нужно сделать? Мы знаем, что проблема разводов сейчас очень серьезная. Люди не могут долго жить вместе, и это очень острый вопрос. Что нужно вложить в само понятие «семья», как эти отношения должны сохраняться, как должна приумножаться любовь? Это не на поверхности лежит, это очень глубокие вопросы. И они, наверное, приходят по мере воцерковления человека, по мере приобретения какого-то своего внутреннего духовного опыта.

Что здесь важно? На молебен приходят не только молодые люди, а и люди более старшего возраста. Почему? Потому что есть необходимость помолиться о своих детях, о своих внуках, о том, чтобы они могли создать семью. Иногда старшее поколение очень хорошо видит те проблемы, которые есть у молодежи, и их молитва, их участие тоже очень важны. Конечно, бывает такая проблема, когда родители что-то очень жестко навязывают: за этого выходи замуж, за этого нет, не разрешаем. Но все-таки сейчас такое редко встретишь, наверное, а больше родители как-то волнуются о том, что происходит. Вот они видят – привел сын девушку. Что за  девушка, кто она, откуда? И выспрашивать-то неудобно. Как-то надо познакомиться. А у них уже всё, они уже любят друг друга. Конечно, это очень волнительно. Все родители мечтают о том, чтобы дети были счастливы в браке. Поэтому к нам приходит много людей. Но бывает, что у тех людей, которые имеют за плечами определенный жизненный опыт, тоже возникают эти проблемы (может быть, несчастливый брак).

И если раньше человек оказывался вдруг холост, потому что терял мужа или жену, овдовел в силу каких-то причин, то сейчас проблема в основном в том, что люди разводятся и происходят какие-то аморальные с христианской точки зрения вещи.  Греховность лежит в основе всех этих несчастий, которые происходят у нас в области семейной жизни. Поэтому многие люди, уже имея какой-то негативный, печальный опыт, тоже приходят помолиться. Конечно, как писал Пушкин, «любви все возрасты покорны». Если у человека, к сожалению, что-то в браке не получается, наверное, он все равно надеется на то, что все-таки сумеет это счастье найти в семейной жизни. Так что этот молебен  имеет значение, может быть, не только для молодежи, но и для старшего поколения тоже.

– И плюс, наверное, возможные опасения, что касается взаимодействия, извечная тема отцов и детей. Некоторые родители как-то опасаются влиять напрямую, проще беседовать со святыми и с Господом, просить их вразумить детей в каких-то случаях, чем напрямую, как Вы говорите, чтобы не давить. Лучше пойти помолиться.

– Наверное. Потому что в этих вопросах, да и в других, современные дети часто как-то очень болезненно это воспринимают: хочется быть уже самостоятельным и взрослым человеком. Отдельный вопрос, конечно, что такое самостоятельность. Не всегда молодые  понимают и осознают, насколько они взрослые и самостоятельные. Вообще на самом деле мы должны на что-то хорошее и правильное ориентироваться. Если родители дадут добрый совет, все-таки, наверное, это будет очень хорошо; отмалчиваться тоже не нужно. И каким-то своим мнением, отношением аккуратно родители всегда должны детей поддерживать. Так, наверное, и происходит в хороших семьях, где сохраняется доверие между поколениями, где проблема отцов и детей не является такой трагической,  противостоянием. Если взаимопонимание сохраняется, то, конечно, это очень важно для молодых людей – услышать какую-то поддержку, мнение своих родителей, как было бы лучше.

– Такая ваша традиция на протяжении нескольких лет, но вот интересно: в результате участия в этих молебнах есть ли примеры, когда действительно молодые люди получают просимое, устраивают свою семейную жизнь, связывая это устроение именно с молебнами, в которых они участвовали?

– Мы здесь не занимаемся статистикой, но, конечно, такие примеры есть. Есть люди, которые у нас знакомятся после того, как они приходят на молебен, создают семьи, и я таких людей знаю. У нас есть один такой замечательный пример: пара; они сейчас уже повенчались, имеют небольшой опыт совместной семейной жизни. Они обручились именно перед началом нашего молебна и сами захотели, чтобы это произошло вот так. Они познакомились после одного из молебнов, и вот ими было принято такое решение, чтобы их обручение произошло в этой обстановке и чтобы многие люди, которые на этот молебен пришли, могли о них тоже помолиться. Прошло полгода, и они уже повенчались, создали семью. Мы очень надеемся, что молебен даст человеку правильное христианское понимание того, как нужно строить свою семью. Такие примеры, конечно, есть.

– Вопрос телезрителя: «Мне кажется, сейчас, когда у нас в стране совершилась  перестройка, когда открылись связи с Западом, на нашу страну хлынула разная грязь, в частности это понятие «гражданский брак», что разрушает семейные отношения. Удивительно, но мне так кажется (хотелось бы услышать и Ваше мнение), что в советское время семья была ячейкой общества. Мы, люди того времени, понятия не имели, что такое гражданский брак. Хотелось бы, чтобы с амвона вы, священнослужители, больше говорили, что нельзя молодым людям вступать в такой гражданский брак, ибо он разрушает семью. А если нет семьи, то и нет будущего у нашей страны. Я в советское время родился, учился, венчался, и мы до сих пор с супругой живем венчанным браком уже более тридцати лет».

– Вы действительно говорите очень правильные слова в отношении того, что сейчас называют как бы гражданским браком. Но все-таки на самом деле гражданский брак – это когда люди расписываются и юридически закрепляют создание семьи. Однако я бы все же не стал связывать такое широкое распространение сожительства  (это более правильное определение того, о чем Вы говорите) только с тем, что подняли «железный занавес». И вообще, мне кажется, ни за какой занавесочкой особенно от этого не спрячешься, как сейчас человеку не спрятаться от современного мира и его влияния.

Сейчас трудно  представить, чтобы, например, человек отказался от телевидения, от Интернета, от средств массовой информации. Прятаться не нужно, нужно просто иметь свою определенную позицию. И я не думаю, что государство способно от этого человека защитить и делать так, чтобы давать человеку определенную модель поведения: так, а не иначе. Это не задача государства, это задача Церкви. Но Церковь не может не уважать свободу человека, его свободный личный выбор. Просто Церковь доносит определенные нравственные ценности и объясняет, почему должно быть так, а не иначе, почему нужно создавать семью, почему сожительство – это грех, который ведет к разрушению семьи. Это абсолютно так, действительно правильно.

Понимаете, в чем здесь вопрос? Нужно для современной молодежи найти такой язык, такую форму общения, чтобы эти понятия донести, чтобы люди разобрались в этом, чтобы они как-то поняли, что действительно семья имеет ценность. И у нас, в нашем современном государстве, все-таки происходит поворот в области семейных ценностей. Это государственная политика сегодня, направленная на возрождение семьи и семейных ценностей. Но навязать это нельзя, современный человек должен разобраться в этом. И тот откат от традиционных моделей представления о семье начал происходить отнюдь не в 90-е годы, после того как подняли этот самый «железный занавес», а значительно раньше, к сожалению. Этот факт тоже надо признать.

– У нас еще есть вопрос из нашей группы «ВКонтакте», который звучит следующим образом: «Можно ли венчаться в преклонном возрасте, после 50-60 лет?»

– Можно, Церковь разрешает. Но, с одной стороны, знаете, как часто бывает? Приходят люди, которые уже многие годы прожили вместе, и бывает, что священнику, особенно молодому, трудно что-то посоветовать таким людям. Но они пришли к этому, это их сознательное решение, которое мы должны уважать и как-то оценить по достоинству, ведь люди прожили вместе много лет и захотели повенчаться, чтобы Господь благословил их союз. Действительно, такое благословение Божие придает особую красоту этим отношениям и имеет особое значение для людей, когда это происходит в Церкви.

– Выглядит очень умилительно, когда люди в возрасте приходят на венчание. И такие люди, на мой взгляд, тоже являют собой для молодого поколения образец супружества, когда они вместе прожили столько лет и потом приходят вместе к такому решению.

– Очень хорошо, когда у молодежи есть живой пример перед глазами. Лучше всего, если это родственники, родители, бабушки, дедушки. Поэтому вопрос о сохранении семьи, о привнесении духовного смысла в семью – это ведь не только к молодежи обращенный вопрос. Отец может очень долго говорить сыну: «Не кури, я тебя буду наказывать… Гулять больше не пойдешь целую неделю», – а сам не может с этим справиться, выходит на лестничную площадку, тайно курит, прячется, а все равно все знают, что это происходит. Нужно убеждать личным примером, потому что иначе очень трудно объяснить что-либо.

Есть, например, бабушки и дедушки, которые вместе прожили 50 лет, отпраздновали золотую свадьбу, все видят, что они счастливы, что они дороги друг другу и воспитали много детей, все здесь собираются за общим столом, общаются, поздравляют – вот такие примеры должны быть у нас. Тогда и молодые люди будут на это ориентироваться и создавать крепкие семьи. Наверное, все-таки для православных христиан понятно, что без молитвы, без обращения к Богу это невозможно. Потому что у человека много слабостей, немощей. Разделяет прежде всего грех, который как-то входит в жизнь, нарушает ту гармонию, которая могла бы состояться.

Я хотел бы еще добавить по поводу молебна. Мы собрались, помолились, сводный хор православной молодежи спел акафист святым (в ближайший понедельник это будет акафист святым царственным страстотерпцам), прочитали молитву, Евангелие, назидание, услышали проповедь священника. Но после этого все не заканчивается, для молодежи еще организовано в крипте Казанского собора чаепитие.

Как мы к этой идее пришли? Это тоже не было как-то выдумано искусственно, просто мы узнали, что та молодежь, которая собирается на эти молебны, потом идет в окрестные кафе, которых очень много на Невском проспекте. Люди общаются, знакомятся, пьют чай. Так зачем это делать где-то там? Лучше, чтобы это совместно произошло, чтобы вся та молодежь, которая собралась на молебне, могла бы еще пообщаться и провести небольшую программу. Это уже поздний час, но большой город позволяет это сделать, до закрытия метро мы успеваем. Предлагается небольшая программа на знакомство, чаепитие, молодежные игры, которые помогают людям преодолеть какую-то внутреннюю застенчивость, чтобы познакомиться и пообщаться, располагают к общению, к непринужденной обстановке. Подобное будет и в ближайший понедельник, поэтому всех приглашаем.

– Вопрос телезрительницы: «Мы венчались в браке, потом, через какое-то время,  разошлись, создали свои семьи. Эти семьи опять разрушились, и мы соединились вместе. То есть с тем, с кем я венчалась, с ним сейчас и живу. Когда мы расходились, я написала письмо, чтобы нас  развенчали, и мне пришел ответ, что мы развенчаны. Вопрос такой: сейчас какие нужны действия, обряды? Второй раз венчаться мы не можем, потому что уже венчаны».

– Вообще-то очень приятный факт, что так произошло в итоге Вашей жизни. Здесь какой-то чисто юридический, канонический вопрос. Мне кажется, Вам стоит обратиться туда же, куда Вы обращались, когда писали письмо о церковном разводе, чтобы было благословение на восстановление Вашего брака. Конечно, венчаться второй раз не нужно.

– Мы говорили о том, чтобы родители все-таки давали какие-то свои мягкие советы. На этих чаепитиях или каких-то встречах молодежи после молебнов девушки и юноши задают вопросы о том, как вести себя, если кто-то понравился? Как начать вот это знакомство? Как правильно именно с христианской точки зрения продолжать знакомство? Возникают ли такие вопросы? Как Вы отвечаете? Что можно порекомендовать таким застенчивым молодым людям?

– Что касается молодых людей (не девушек), то обычно хочется порекомендовать человеку быть более решительным, если есть избранница, такая девушка, которая очень нравится. Православные девушки иногда жалуются на то, что молодые люди очень стеснительные, что-то им мешает просто подойти и первыми начать разговор и общение. Я думаю, не нужно стесняться, и очень хорошо, если молодые люди проявляют инициативу. Что касается совета девушкам, то все-таки надо учитывать реалии современного мира, нельзя все выстроить по «Домострою», по-патриархальному, нужно выстраивать такие отношения как-то еще и по-современному. Наша вера позволяет это делать.

То есть, считаю, не должно быть никакого запрета на то, чтобы девушка могла сама первая подойти и познакомиться. Это же ни к чему не обязывает. И если отношения двух людей начинаются просто с дружбы, с общения, если им интересно друг с другом, то они могут просто найти какую-то форму для этого, где-то пообщаться, сходить куда-то, лучше узнать друг друга. Это может быть началом и более глубоких личных отношений, а в итоге – создания семьи. Если молодой человек так к этому относится, то, наверное, это будет правильно.

– Может быть, есть какие-то советы уже сложившимся молодым парам? Как устроить свою жизнь уже после заключения брака? На что Вы чаще всего обращаете внимание, когда совершаете таинство Венчания? Вы же, наверное, даете какие-то наставления молодым парам?

– Иногда у молодых пар возникают какие-то сложности, проблемы именно во взаимоотношениях друг с другом. Потому что когда вместе не жили, просто общались, открывалась только какая-то одна сторона. А когда уже всё разделяют и живут вместе каждый день, имеют какие-то определенные обязанности, открываются другие стороны характера, иногда какие-то негативные.

В связи с этим я могу вот что рассказать. Ко мне как-то подошел один молодой человек (он стал посещать православный молодежный клуб) и задал такой вопрос: «А почему все православные девушки с такими сложными характерами, вредные?» Я вот смотрю на них: они такие милые и приятные, общительные, веселые, красивые, чистые. Наоборот, как-то располагаешься к ним. А он другое увидел. Я как-то поразмышлял над этим и нашелся в итоге, что ему ответить. Не знаю, насколько мой ответ попал в точку; во всяком случае, такое мнение имеет право быть.

Наверное, православные девушки, да и молодые люди, ничего специально из себя не изображают. Все-таки вера призывает человека к искренности, к тому, чтобы не было лицемерия. У нас же есть ужасные примеры лицемерия – фарисеи, которых Христос обличает. Там очень уж хорошо, сильно все написано… Наверное, когда человек пытается с таким лицемерием, какой-то наигранностью в жизни бороться, он становится более естественным и другим людям тоже  видится таким же.  И, может быть, есть недостатки, которые люди прятали, надевая на себя какую-то маску, а после заключения брака вдруг обнаруживается, что человек совсем не тот, что на самом деле другой.

Можно заранее увидеть и плюсы человека, и его достоинства, какие-то хорошие качества, черты характера и какие-то отрицательные стороны, недостатки. В браке приходится учитывать и то, и другое, и нельзя чем-то пренебрегать, потому что человек такой, какой  есть, и приходится с ним выстраивать отношения без наивной идеи переделывания. Иногда молодые люди хотят кого-нибудь спасти. Особенно романтические девушки рассуждают, что придут на помощь и вытащат его из какой-нибудь ямы, куда он угодил. Это может быть наркомания или какая-нибудь худая компания, игромания. У нас же сейчас много таких проблем. А он еще и жалуется, плачется. «Давайте, я его спасу». Не получится. Точно так же, как не получится переделать уже сложившегося человека.

Конечно, молодые люди по сравнению с людьми старшего поколения более гибкие, поэтому если брак заключен рано, можно друг под друга подстроиться, все еще более гибко, пластично. Я вспоминаю: когда сам учился в университете и жил в общежитии, попались очень сложные напарники, но было легче. Сейчас уже трудно представить такую ситуацию, это была бы, наверное, борьба за выживание. А тогда как-то удавалось договориться. Эта юношеская пластичность помогает. Но все-таки другого человека не переделаешь, и есть какие-то основные черты личности, которые в течение всей жизни сохраняются, даже если человек серьезно духовно работает над собой. Все-таки есть какие-то недостатки, есть какие-то слабые стороны в жизни человека – все это нужно потерпеть. Когда возникают такие вопросы взаимоотношений в семье, хорошо бы вспомнить о таких христианских добродетелях, как смирение, терпение, любовь, прощение. Именно поэтому семья – это школа христианской жизни, человек начинает об этом вспоминать и задумываться. Для того чтобы сохранить мир в семье и обрести полноту счастья, обязательно нужно стать христианином.

– Да, молодежи действительно легче подстроиться друг под друга. Если вернуться к парам, которые  приходят к осознанию, что нужно проводить семейную жизнь под благословением Господа, бывает ли, что на это решение прийти к Богу вместе, принять таинство Венчания начинают возникать какие-то сложности во взаимоотношениях? Приходят ли к Вам такие пары, которых Вы повенчали, знаете их какое-то время, и они начинают сталкиваться с какими-то сложностями, которых до этого не было?

– Конечно, приходят, и не только ко мне, но и к другим священникам, часто к тем, кто повенчал; или, может быть, к духовникам. Если постоянно ходят в храм, то это для них совершенно естественно и нормально, когда возникают какие-то сложности, прийти посоветоваться со священником. У меня таких случаев тоже немало бывает, когда им нужен какой-то пастырский совет. Молодые люди приходят, чтобы посоветоваться и как-то разрешить возникающие вопросы, которые неизбежно возникают у человека, и Господь помогает их как-то разрешить, разобраться. У молодой семьи должны быть такие вопросы, они должны появляться, это правильно. Если таких вопросов нет, значит, они возникнут позже. Мне кажется, что какие-то вопросы взаимоотношений обязательно появляются. Не нужно этого бояться, не нужно от этих вопросов бегать, как-то их зачеркивать, делать вид, что никаких проблем нет. Очень опасно делать вид, что проблем нет, потому что со временем они могут назреть – и люди могут не справиться.

Бывает так, что есть какой-то вопрос, на каком-то этапе его можно разрешить, можно помолиться, можно разобраться, произвести какую-то перезагрузку в семье. А прошел период времени – и уже так эти обиды накопились, такой внутренний поворот произошел, что уже очень трудно все наладить и восстановить. Бывают такие случаи уже и у взрослых и серьезных людей. Почему это появляется? Потому что люди как-то пытаются сами решить проблемы, но ведь мы же в Церкви, которая дает нам и инструменты решения вопросов, и очень доброе, евангельское осмысление тех процессов, которые происходят в нашей жизни. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Я думаю, если молодые люди (молодая семья) вместе причащаются, постоянно ходят в храм, знают такого священника, с которым можно посоветоваться, которому можно доверять, то все у них в браке будет замечательно.

Ведущий: диакон Евгений Фомин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать