Беседы с батюшкой. Всё, что вы хотели знать о Соборовании, но боялись спросить

24 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

– Отец Михаил, мы поговорим сегодня с Вами о таинстве Соборования. Тема у нас такая: «Все, что вы хотели знать о Соборовании, и боялись спросить». Сегодня с нами в студии Ваша новая книга «Таинство Божьего милосердия. Соборование». Хотелось бы ее нашим телезрителям представить. Дорогие друзья, благодаря издательству «Никея» вышла новая книга отца Михаила об одном из церковных таинств – Соборовании, о чем сегодня, собственно,  и будем разговаривать.

Отец Михаил, это уже не первая Ваша книга, посвященная церковной жизни, литургической жизни Церкви, богослужению. Пожалуйста, расскажите о том, как возникла идея ее написания. После такой интересной работы, которая называлась «Православное богослужение. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи», это такое продолжение. Будьте любезны, познакомьте нас.

– Эта книга появилась довольно-таки случайно. Что касается всех остальных книг, я вынашивал идею очень много лет, а эту книгу мне предложил написать главный редактор издательского дома «Никея» Владимир Лучанинов. Поскольку эта тема мне показалась очень и очень интересной, я написал книгу. Книга тоненькая, но чем тоньше книга, тем больше над ней работаешь. В течение года эта книга была написана и совсем недавно, в начале этого года, вышла в Москве.

– А почему Вы решили сосредоточиться именно на таинстве Соборования?

– Потому что именно о нем меня попросили написать, и для меня это стало замечательной возможностью разобраться в этом таинстве, которое действительно ставит очень много вопросов перед нами. Кто приступает к этому таинству? Человек больной, как и сказано у апостола Иакова, то есть человек, который не может прийти в храм, а может лишь позвать к себе домой пресвитеров церковных. Либо же все мы – люди духовно больные. Все мы нуждаемся в обновлении нашей жизни, в исцелении наших грехов. Поэтому есть традиция Великим постом приступать к этому таинству и тем, кто не имеет тяжелых физических заболеваний.

– Название таинства Соборование, или Елеосвящение. Что означает каждое из этих названий?

– Таинство Соборования – потому что в идеале его совершает Собор, собрание священнослужителей. Когда апостол Иаков говорил об этом таинстве, он не обозначил точное число совершающих его священнослужителей. Но уже в VIII–IX веках Соборование стали совершать семь священников. Понятно, что семь – это число совсем особое, число полноты. На семи столпах утверждена Божия премудрость согласно Ветхому Завету, семь церковных таинств означают полноту освящения человека в Церкви, семь Вселенских Соборов в истории определили основные положения догматического вероучения Православной Церкви.

А что касается Елеосвящения, то само это название говорит о том, что основным веществом при совершении таинства является освященный елей, оливковое масло.

– Спасибо большое, с названием понятно. Как мы понимаем, у каждого из таинств есть свое основание, которое зиждется на Священном Писании. И у этого таинства тоже оно есть. Это только свидетельство о совершении как бы подобия этого таинства апостолом Иаковом? Или есть еще какие-то свидетельства в Священном Писании, которые, может, Вы разбираете в своей книге и о которых рассказываете?

– Господь Бог еще во время Своего земного служения послал учеников целить болезни, и как гласит Евангелие, апостолы многих больных мазали маслом и исцеляли. Поэтому когда апостол Иаков в своем послании говорит о Соборовании, он говорит о нем как о чем-то хорошо известном его читателю: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церковных, и они, помазав его маслом, совершат молитву. Молитва веры исцелит болящего».

– Что касается книги, какая у нее структура? Какие моменты Вы рассматриваете, как знакомите читателя с таинством?

– К сожалению, мы начинаем с болезни. Почему «к сожалению»? Потому что болезнь связана со скорбью, болезнь связана с нашим несовершенством, болезнь вошла в мир, когда человек стал грешным. Первый грех увел человека от Бога – от Источника жизни, и следствием ухода от жизни стала смерть. А предшествуют смерти слезы, скорби, страдания и болезни. Если Вы позволите, я как раз и зачитаю небольшую главку, которая говорит о болезни и о ее преодолении. Главка называется так: «Врачевание от болезни. Святой целитель Лука Крымский».

«История Церкви знает святых врачей, которые своей молитвой и медицинским искусством бескорыстно служили ближнему. Среди них святые бессребреники Косма и Дамиан, святые мученики Кир и Иоанн, великомученик Пантелеимон, мученик Диомид. Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним, испрашивая их молитвенной поддержки. А совсем недавно, в 2000 году, в сонме святых новомучеников и исповедников Российских был прославлен еще один святой врач – Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).

Этот удивительный человек в самые суровые богоборческие годы совмещал служение епископа и хирурга. За свою веру святитель претерпевал ссылки и тюремные заключения, но не оставлял работы врача и преподавателя медицины. Его научные открытия в области хирургии спасли тысячи жизней во время Великой Отечественной войны. Удивительно, что несмотря на постоянное давление и преследование со стороны властей, святитель, тем не менее, получил Сталинскую премию. Хорошо известны его слова, произнесенные на одном из показательных процессов. На замечание обвинителя: Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы Его видели? – святитель ответил: Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

В одной из своих проповедей святитель Лука спрашивал своих слушателей: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что Господь послал Своих учеников не только для того, чтобы проповедовать, но и исцелять больных? – И сам же объяснял им: Если так, если наряду с проповедью Он ставил великое дело врачевания болезней, то значит, это дело – одно из самых важных дел человеческих. Ведь не сказал: Проповедуйте Евангелие, учите, как устроить государственную и общественную жизнь, – об этом ни слова. Он повелел им исцелять болезни. Два дела им назначил: дело врачебное поставил наряду с великим делом проповеди Евангелия. Почему так? Почему Господь наш Иисус Христос так много-много сил и внимания уделял исцелению больных и бесноватых и воскрешению мертвых? Почему и ученикам заповедал исцелять больных?

Потому что болезни – это самая тяжкая скорбь человечества. Много есть болезней страшных и мучительных, совершенно искажающих жизнь человека, мешающих ему жить и действовать, повергающих его в безграничную скорбь, в тоску, слезы и уныние. А Бог милосерден и всем нам заповедал в первую очередь творить дела милосердия,  дела любви. Врачевание от  болезней есть первое из таких дел: оно является проявлением любви и сострадания нашего к людям. (Так учил святитель Лука.)

И как в дни Своего земного служения Христос отправил учеников проповедовать покаяние и исцелять больных, «помазывая их маслом», так и сегодня по примеру апостолов и в соответствии с заповедью Господа Церковь совершает помазание человека святым елеем и приносит за него молитву».

– Спасибо, отец Михаил, за чтение вводной главки. У нас уже добрая традиция, когда мы с Вами встречаемся и знакомим наших телезрителей с Вашими книгами, Вы зачитываете из них какие-то фрагменты. Это очень важно.

– Но чтобы узнать больше, надо почитать книгу целиком.

– Конечно. Теперь продолжаем говорить и о таинстве, и о книге. Что касается аудитории: для кого эта книга, кому она будет полезна, интересна, необходима?

– Работая над этой книгой, я думал о тех людях, которые приходят во время Великого поста в храм на Соборование с желанием получить душевное, духовное, физическое исцеление. Поэтому задача книги – подготовить человека к участию в церковном таинстве.

– Да, это очень важно. Потому что, бывает, человек приходит, обращается: «Я хочу пособороваться». Но в полном смысле не понимает, что с ним в этом таинстве происходит. Как Вы через свою книгу объясняете то, что происходит с человеком во время таинства?

– Происходить может очень многое. А моя задача как священника и как автора книги настроить человека на духовную волну. Только сердце сокрушенно, только сердце смиренно Бог не уничижит. Только с сердечным сокрушением и смирением мы можем участвовать в церковных таинствах так, чтобы участие в них было нам не в суд или во осуждение, а, наоборот, во исцеление души и тела. Поэтому в нашей книге мы говорим и о грехе, и о борьбе с грехом, о преодолении греха, об аскетическом подвиге, об участии вообще в церковной жизни. Что значит жить церковной жизнью? Это значит жить в таинствах Церкви, жить в церковной молитве. И конечно, человек должен знать церковное учение, знать, что главное и Кто главный в церковной жизни. Главный в церковной жизни – Сам Христос Бог, а все остальное должно нас к Нему приблизить.

Что касается конкретно исцеления, я бы хотел прочитать еще один небольшой отрывок, где речь идет действительно об исцелении телесном, но о том исцелении, которое неразрывно связано с исцелением души.

«Если бы наша вера была совершенной, то все, даже горькие обстоятельства нашей жизни, мы бы принимали как дар Божественной любви. Конечно, человек не обязан радоваться постигшей его болезни, наоборот, он должен с ней бороться, прибегать к медицине и просить помощи у Бога – Врача душ и тел. Но во всем полагаться на волю Божию.

Митрополит Антоний Сурожский, пастырь и врач, однажды сказал: Таинство Елеосвящения не направлено специально на исцеление тела. Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу. Я думаю, что неверно прибегать к таинству Елеосвящения с единственной целью – получить телесное здравие; это не некое клерикальное лечение, это – подлинное проявление пастырского попечения. В процессе подготовки человека, помогая ему обрести вновь цельность, целостность души и духа, мы, может быть, обнаружим, что он сможет сказать: я чувствую себя настолько преображенным, что мне уже не важно, жив я или умру, получу ли физическое исцеление или нет... (так учил владыка Антоний Сурожский).

Если мы будем стремиться к такому духовному устроению, если наше участие в Соборовании будет сопровождать доверие Богу, надежда на Бога и любовь к Нему, тогда, без всякого сомнения, это таинство будет нам во спасение. Исцеление от болезни в таинстве Елеосвящения может происходить далеко не всегда. Исцеление от смертельной болезни сродни чуду. Об этом, конечно, знал и апостол Иаков, тем не менее он без всякого сомнения утверждает: Молитва веры исцелит болящего. Наверное, церковнославянский перевод этой фразы молитва веры спасет болящего поможет нам понять мысль апостола: исцеление в данном случае равно спасению, а спасение относится не только и не сколько к сей временной жизни, но прежде всего к вечной участи человека – к его жизни со Христом. Греческий глагол σώσει в тексте Иакова буквально означает спасет. Быть спасенным – быть исцеленным! Исцеленным, прежде всего, от греха и его последствий».

– Спасибо, отец Михаил. Что касается самого таинства Соборования, то, возможно, и Вам неоднократно приходилось с этим встречаться в своей пастырской практике: человек, который к таинству приступает, не совсем понимает, что это такое, и часто у него существуют разного рода убеждения. Предположим, есть такое мнение, что в Соборовании прощаются все забытые грехи. И человек думает: я пойду пособоруюсь, потом еще и еще пособоруюсь, и все у меня в жизни будет в порядке; и телесное исцеление я получу (так он размышляет), и грехи мне все простятся. Как бы на исповедь ходить не надо и все остальное не нужно. И вот он раз в год, на Великий пост, заходит в церковь и просит его пособоровать. Как с такими предубеждениями бороться?

– Только одним способом: призывая человека жить полной церковной жизнью и участвовать, прежде всего, в самом главном церковном таинстве, – таинстве Причащения. А по традиции нашей Церкви причащению предшествует покаяние в таинстве Исповеди. Почему? Потому что мы приходим к Богу, Который свят; к Богу, на Которого, по слову Священного Писания, и ангелы не смеют взирать; к Богу, Который в ангелах Своих усматривает недостатки. А что сказано о человеке в Священном Писании? Сам Господь говорит о нас: род грешный и прелюбодейный. И понимая, что нас и Господа Бога разделяет наше разное совершенство, наши грехи, мы приходим к Богу только через покаяние: осознание своих духовных немощей и раскаяние в них.

Поэтому выход только один: для того, чтобы не иметь ложных представлений, надо знать подлинное церковное учение и стремиться жить в Церкви, потому что это наше призвание. Не заходить один раз в году в церковь на Пасху или приступать один раз в году к таинству Соборования, а действительно учиться жить церковной жизнью. Для этого нам и дан, кстати, Великий пост, во время которого мы будем бороться со своими недостатками, будем больше обычного о Боге размышлять, больше обычного читать Священное Писание и больше обычного молиться.

Действительно, Вы сказали о том, что таинство Соборования избавляет человека от грехов. Все таинства Церкви спасительны, и в этом плане все таинства ведут нас к духовному обновлению. И болезнь, без всякого сомнения, связана с грехом. Конечно, не потому, что Господь нас наказывает за наши проступки, наши грехи. Связь греха и болезни самая глубинная: это первый грех привел в мир смерть и болезнь. Но болеют святые, болеют праведники. Святитель Лука, которого мы сегодня цитировали, к концу жизни ослеп; других исцелял, а сам был лишен зрения. Преподобный Амвросий Оптинский, великий святой, всю жизнь мучился недугом, а о себе говорил так: «В болезнях нахожу отраду, когда размышляю о святителе Иоанне Златоусте, который был очень болен и тем не менее не оставлял попечение о Христовой Церкви».

В этом мире мы всегда будем сталкиваться и со скорбями, а иногда и с болезнями. Но у нас есть выход: у нас есть медицина, у нас есть молитва, у нас есть таинство Соборования, предназначенное для исцеления и души, и тела. И наконец, у нас есть самое главное – представление о том, что Господь с нами и в радости, и в скорби, и тем более в болезни, если мы о Нем помним. Помните, апостол Павел говорит так: «Любящим Бога все содействует ко благу». То есть не только то, что для нас радостно, не только то, что нам приятно, но даже скорби и даже болезни могут служить ко благу. Но в каком случае? Если мы помним о Боге. Тогда мы понимаем, что за всем, что с нами происходит, стоит Божественный Промысл. Господь нас любит? Любит. Господь о нас заботится? Заботится. Соответственно, Господь поставил нас в ту жизненную ситуацию, которая нам полезна. Если мы это знаем, если мы об этом помним, то мы стараемся Бога благодарить. Преподобный Амвросий Оптинский так и говорил: «Только благодари Бога, и Он тебя не оставит». Не потому, что Господь обидится и оставит, а мы, когда благодарим, помним о Боге, и это не Он, а мы Его не оставляем.

– Конечно, многие из святых очень болели и явились для нас действительно ярчайшим примером правильного отношения к своей болезни. То есть можно рассматривать таинство Соборования и как одну из ступеней на пути вот к этому изменению, о котором мы говорили. И в частности то, что в Великий пост Соборование совершается особо: Соборование, далее покаяние и причащение. То есть это такой постепенный путь как раз к полной церковной жизни, о которой мы с Вами только что говорили.

– Конечно, человека должно двигать стремление быть здоровым, быть счастливым. Скажите, пожалуйста, а Вы соборовались когда-нибудь?

– Да.

– А я ни разу.

– Но наверняка соборуете.

– Соборую постоянно: и в больнице, и во время Великого поста в храме.

Если позволите, я хотел бы прочитать главку, посвященную разнообразию традиций: «Участие в таинстве. История и современность».

«Сегодня в Церкви мы видим очень широкий взгляд на то, кто же может становиться участником таинства Елеосвящения. Церковь допускает к этому таинству не только тех, кто болен настолько, что не может посетить богослужение, а может лишь призвать пресвитеров домой или в больницу, но и тех, кто чувствует не столько физические, сколько духовные немощи. А ведь таковы мы все. Как к этому отнестись и что для себя выбрать?

Обращаясь к опыту Церкви, мы можем найти различные ответы на этот вопрос. Противоположность мнений допустима и понятна. В разное время в разных обстоятельствах разным людям приличествуют разные правила. Неизменными в Церкви остаются ее догматическое вероучение и каноническое устроение. Согласно с древним принципом в церковной жизни должно быть: в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь.

Так, в XIX веке историк Церкви, богослов, митрополит Московский Макарий (Булгаков), выражая главенствующий в те времена в России взгляд на таинство Елеосвящения, писал, что оно предназначено для христиан только больных, и больных тяжело, страждущих, изнемогающих. А изданный в 1646 году Требник, составленный святителем Петром Могилой, митрополитом Киевским, содержал такое наставление священнику о совершении Елеосвящения: “Тайна сия больным точию преподана имать, беды смертныя сущим, употребление же разума имущим. Такожде и престаревшымся, и от старости изнемогающим, яже на всяк день мнятся умирати, аще и другие болезни и не имуть…Здравым же никакоже подавати да дерзнеши…”

Между тем еще в древности в Греческой Церкви существовала практика помазания святым елеем не только страждущих физически, но, как гласят об этом славянские рукописные чины, следующие за греческими, “всех требующих благословения сего”. На Афоне дважды в год, в канун Рождества Христова и Великого Четверга, совершалось помазание святым елеем над всеми монахами и паломниками. Причем помазание в этом случае было не семикратное, но только одно – в самом конце чина, при целовании Евангелия. В XIII веке практика единичного общего Елеосвящения, совершаемая, как правило, епископом, утвердилась и на Руси.

После XVI века общее Соборование во время Великого поста стало особенностью богослужения в некоторых крупных храмах. Так, в Успенском соборе Кремля оно происходило в Великий Четверг, а в Троице-Сергиевой лавре – в Великую Субботу. Эта традиция сохранялась и после катастрофы 1917 года в храмах Православной Церкви за границей, где обычно Соборование совершалось после утрени Великого Четверга.

И вот в согласии с этой практикой святитель XVIII века Дмитрий Ростовский допускал совершение таинства Елеосвящения и над здоровыми, но только в Великий Четверг или же в Великую Субботу, когда оно происходит, как пишет святитель, “по обычаю установившемуся церковному, а не по писаному Преданию. Поскольку в Великий Четверток на вечери Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своих. Ради того и этой тайны не неприлично причаститься хотя бы и здоровому человеку, не ведающему дня и часа своей кончины”.

Последние слова святителя могут указывать на распространенный в те времена взгляд на Елеосвящение как на последнее напутствие Церковью умирающему. В XII веке в католическом мире Соборование получило название “последнее помазание” и стало восприниматься как таинство на исход души. Через Киевскую духовную школу это мнение проникло и в Россию (вспомним указание Требника Петра Могилы). Против такого понимания таинства возражал великий святитель Филарет Московский, который в одном из писем дает следующий совет: “Обращаю ваше внимание на врачевство, которое собственно нам вверено, которого употребление всегда благотворно и едва ли когда может быть погрешительно. Я говорю о Елеосвящении”.

Также и святитель Феофан Затворник утверждает: “Елеосвящение идет к больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтобы пожить в покаянии”».

– Благодарю Вас, отец Михаил, за такой исторический и сравнительный экскурс.

– Я надеюсь, Вы узнали то, что не знали до этого.

– Да, конечно, абсолютно точно могу сказать, что узнал. Это здорово знать, что и в других конфессиях, и в поместных православных церквах была эта практика. Некоторым образом она отличалась…

– Поэтому каждый человек может выбрать для себя то, что ему подходит и необходимо. Если человек приступает к таинству Соборования вне тяжелой физической болезни, но с покаянием, с сердцем сокрушенным и смиренным, конечно, он получит дар Божьего милосердия, дар Божественной любви. Но тот, кто не спешит при каждом заболевании, при каждом недуге прибегнуть именно к этому таинству, всегда знает, что если, не дай Бог, его постигнет серьезное заболевание, у него всегда есть верный способ – таинство Соборования.

– Да, еще здесь содержится очень важное указание на то, что в большинстве поместных церквей человек может приступить к таинству Соборования, то есть ему в нем не откажут. И если он, например, находится в паломничестве в Великий пост (такое тоже бывает), он может приступить к таинству Соборования. Если в католическом мире это «последнее помазание», то здесь совсем иначе.

– Как мы сказали, древняя практика, зародившаяся, по-видимому,  на Афоне.

– Что касается чинопоследования таинства, люди, участвуя в богослужении, прежде всего в Божественной литургии, во всенощном бдении, в других богослужениях, таких как таинство Соборования, о котором мы сегодня говорим, не всегда понимают, что происходит, не понимают сам порядок совершения богослужения. Мне доводилось общаться с людьми, которые очень верующие…

– Дорогой Михаил, очень верующие – это святые вообще-то.

– Есть такой термин, прошу прощения. Интересует именно момент разбора чинопоследования.

– Чинопоследование очень простое. Самый древний, дошедший до нас чин содержит одну молитву на освящение елея, одну молитву на помазание. Со временем, когда семь священников стали совершать таинство Соборования, у нас получилось семь молитв на освящение. И самую главную тайносовершительную молитву – обращение к Врачу душ и тел, Господу Богу, священник читает во время помазания болящего. А поскольку в идеале таинство совершают семь священников, то эта молитва звучит семь раз. И так же как на литургии, во время таинства Соборования мы слышим евангельские и апостольские зачала, которые, так же как и на литургии, предваряют чтение и пение прокимнов, стихов из псалмов.

– Что касается чтений, перед тем как мы сели с Вами беседовать, я познакомился с книгой и увидел, что в том числе там разбираются и те евангельские чтения, которые звучат при совершении таинства.

– Во время совершения таинства Соборования мы слышим слово Господа, Господь обращается к нам со Своим живым словом. И необходимо знать и понимать, о чем говорит нам Господь. Поэтому книга содержит краткое толкование, краткий комментарий и к апостольскому, и к евангельскому чтению.

– То есть все это так или иначе касается здоровья души и тела.

– Здоровье души, прежде всего, обусловлено тем, что человек слышит слово Божие, слышит Евангелие и старается всеми силами жить так, как нас учит Сам Господь.

– Отец Михаил, а можно попросить Вас еще раз обратиться к книге и с некоторыми комментариями наших телезрителей познакомить. Тогда, вполне возможно, они обратятся к Священному Писанию. И конечно, к Вашей книге, когда она будет доступна. Об этом мы еще скажем, то есть о презентации.

– Самое главное, что книга с картинками.

– Да, это важно.

– Книга должна быть красивой. И мы с издательством «Никея» постарались сделать эту книгу действительно красивой.

«Евангелие – живое слово Живого Бога, обращенное ко всем и к каждому лично. Евангелие – Благая Весть о пришествии в мир Иисуса Христа, и суть Его учения – о Царствии Божием. Царство Божие в совершенстве откроется со Вторым Христовым Пришествием, но уже сейчас может пребывать в человеке. «Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Господь, ибо с нами в Церкви пребывает Сам Господь.

Семь евангельских зачал, включенных в последование таинства, состоят из реальных историй, в которых Господь учит, помогает, исцеляет, а также двух притч – образных рассказов, в которых земное и знакомое свидетельствует о небесном и непостижимом.

Открывает евангельские чтения притча о добром самаритянине, которая стала ответом Господа на вопрос: кто является нашим ближним. Главная Божия заповедь гласит: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя”. И согласно рассказанной Господом притче ближним для ограбленного и избитого разбойниками человека становится самаритянин, иноплеменник, презренный в глазах иудеев, к которым была обращена эта история. “Иди и ты поступай так же” – таким наставлением закончил притчу Господь.

О том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, свидетельствует второе евангельское чтение. Господь, отвечая на духовный порыв начальника над мытарями Закхея, входит к нему в дом и провозглашает его спасение. При этом многие возмущаются тем, что Господь общается с явным грешником: мытарь обирал свой народ, собирая налоги для римской власти. Но Закхей заявляет, что он изменит свою жизнь, отдаст половину имущества нищим и вчетверо возместит всем, кого обидел.

Третье зачало повествует о том, как Господь во время Своего земного служения, учивший о Царствии Божием и сопровождавший Свои слова делами, чудесами и прежде всего исцелениями, дарует и двенадцати ближайшим ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Господь заповедует ученикам: “Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное, больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте”.

В четвертом зачале евангелист Матфей усматривает в совершаемых Христом Богом исцелениях исполнение древнего пророчества Исаии: “Он взял на Себя наши немощи и понес болезни”. А также приводит слова Христа, и оказывается, что то, что было сказано конкретным людям по определенному поводу, через века может относиться и к нам. Когда Господь произносит: “лисицы имеют норы, птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову”, – это не только свидетельство того, что во время Своего земного служения Господь странствовал и не имел постоянного прибежища. Это также указание на то, что Господь желает обитать, приклонить голову в сердце человека. Ведь это о двери человеческого сердца Он говорит: “Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной”. Также слова Господа “предоставь мертвым погребать своих мертвецов” имеют прежде всего духовный смысл и призывают решившихся следовать за Христом и трудиться над своим сердцем, уже не обращаться вспять к жизни греховной. “Ибо никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божьего”.

Притча о десяти девах, пять из которых были мудрыми, а пять неразумными, составляют пятое евангельское чтение. В этой истории присутствует елей, о котором не позаботились юродивые, так что им пришлось отправиться на его поиски, и в результате они не попали на брак с женихом. Эта притча должна научить нас жить сегодняшним днем, жить в поиске Бога. Брак – символ Царства Небесного, куда вошли мудрые девы, у которых в светильниках был елей. И всех нас Господь предупреждает: “Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий”.

Если сначала Господь посылал Своих учеников с проповедью Царства Божьего к тем, кто был воспитан на Ветхом Завете, то после воскресения учение Христово распространяется уже на все народы. “Идите, – говорит Господь ученикам, – научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам”. Еще во время земной жизни Христа похвалы за веру от Него удостоились именно язычники: сотник, римский офицер и женщина хананеянка. Не сразу становится ясно, почему на просьбы, вопли женщины исцелить ее дочь Господь сначала ничего не отвечает, а затем и упрекает ее довольно обидными словами. Но ответ женщины, ее похвала от Господа показывают, что Спаситель хотел явить ученикам величие веры, которая в смирении достигает просимого. Эта история исцеления дочери хананеянки составляет шестое чтение.

Большинство евангельских текстов, звучащих во время Соборования, взяты из Евангелия от Матфея. И в заключительном седьмом чтении Матфей рассказывает, как его, грешного мытаря, Господь призвал следовать за Ним и стать Его учеником. Отверженного Господь превратил в святого апостола. И Матфей приводит слова Христа, когда на упреки к ученикам: ”Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”, единственно Святой и Безгрешный ответил, что Он пришел призвать грешников к покаянию».

– Спасибо, отец Михаил. У вас в храме, конечно же, тоже совершается в Великий пост Cоборование. Когда обычно это делается? Когда прийти, помолиться и поучаствовать в этом таинстве в храме святых равноапостольных Константина и Елены, где Вы служите, на улице Доблести в Санкт-Петербурге?

– Один раз во время Великого поста мы будем совершать таинство Соборования. Но я обычно всегда всех предупреждаю, что для того, чтобы участвовать в таинстве Соборования, необходимо жить в Церкви, жить церковной жизнью. Невозможно лишь раз в году приходить в храм. Невозможно лишь раз в году участвовать в одном из церковных таинств. То, что общее Соборование проводится именно во время Великого поста, означает, что Церковь предъявляет особые покаянные требования к тем людям, которые приступают к этому таинству. И вся наша жизнь – это путь изменения, путь покаяния.

Господь Бог сотворил человека для Себя. Человек был сотворен для того, чтобы общаться с Богом в раю. Когда эта гармония богообщения, которая была в раю, нарушилась человеческим грехом, то устремленность к Богу, возвращение к Богу, путь к Богу стали путем покаяния. То есть через изменение, через осознание своих ошибок и их преодоление мы можем возвращаться к Богу, тем самым реализуя свое человеческое призвание. Потому что смысл человеческой жизни в том, чтобы прийти к Богу.

– Известно, что часто жизнь человека в Церкви начинается именно с его первого входа в храм. Поэтому очень здорово, что в так называемых спальных районах тоже строятся храмы и люди, просто видя из окна церковь, которая появилась, могут зайти, помолиться, открыть для себя мир христианства и начать жить церковной жизнью. Поэтому я Вам желаю, чтобы храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери, который Вы сейчас созидаете, строился. И люди в окрестных домах, которые будут наверняка очень густонаселены, потому что там сейчас идет активное строительство, тоже будут открывать для себя мир веры, откроют для себя Господа, может быть впервые переступив порог этого храма.

– Спасибо, дорогой Михаил, за доброе пожелание. Действительно, наша община храма Константины и Елены на улице Доблести сейчас занимается постройкой храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери на юго-западе нашего города. И конечно, всех телезрителей я приглашаю помолиться о том, чтобы это благое дело – созидание Божьего дома происходило по Божией милости, по Божией любви. Чтобы храм возводился, а люди могли действительно обретать веру и приходить к Богу, участвовать в церковной жизни и церковных таинствах.

– Дай Бог! И последний вопрос о презентации Вашей книги. Известно, что скоро она состоится…

– У нас есть возможность пригласить всех, кто сегодня нас слышит, познакомиться поближе с книгой. Девятого марта в церковно-просветительском центре Санкт-Петербургской епархии на Староневском проспекте, дом 177, состоится презентация новой книги «Таинство Божьего милосердия. Соборование».

– Спасибо, отец Михаил, за то, что сегодня Вы нашли возможность прийти к нам в студию, рассказать нам о своей новой книге, познакомить нас с ее избранными главами, открыть, может быть, для многих людей такую завесу тайны, которая часто окружает церковные таинства.

– Но тайна и должна окружать церковную жизнь. Мы и говорим, что основные действия Церкви – это таинства; это тайное участие Бога в нашей жизни. Тайна остается тайной.

– Да. Но просто какие-то моменты стали понятны даже для меня. Странно говорить «даже для меня», но некоторых вещей я действительно не знал.

– Книги и пишутся именно для того, чтобы люди, в том числе и люди, которые получили высшее богословское образование, могли открывать для себя что-то новое и незнакомое.

– Спасибо огромное, отец Михаил. Еще раз покажу нашим телезрителям книгу. Сегодня мы говорили о таинстве Соборования и о новой книге отца Михаила, которая называется «Таинство Божьего милосердия. Соборование».

– Спасибо, дорогой Михаил! И спасибо всем, кто сегодня провел время с нами у телевизора.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать