Патриотизм и Отечественная война 1812 г.

24 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма в честь Всемилостивого Спаса. Передача из Москвы. Эфир от 23 декабря 2013 года.

 

- Здравствуйте,  дорогие телезрители, в эфире телеканал «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии - Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма в честь Всемилостивого Спаса, руководитель проекта «Православие и мир» протоиерей Александр Ильяшенко.

Здравствуйте, отец Александр, благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, Денис. Здравствуйте, дорогие телезрители. Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи «Патриотизм и отечественная война 1812 года». Мы работаем в прямом эфире, и вы можете задавать интересующие вас вопросы.

Когда мы говорим «отечественная война», прежде всего, думаем о Великой отечественной 1941-1945 гг., а война 1812 года отходит как бы на второй план. В чем всё же актуальность Отечественной войны 1812 г.?

 

- Мне кажется, такие героические эпохи навсегда входят в историю страны  и должны входить в память народа. Конечно, то, что было давно заслоняется более поздними событиями, но в 1812 году, как и 1941 году были задействованы многие европейские страны. Как Наполеон, так и Гитлер возглавили объединенные силы всей Европы. Говорят о «двенадцати языках»: Наполеон привел с собой не только французов и немцев, но и испанцев, португальцев, даже мавританскую конницу, поэтому Отечественную войну 1812 года тоже можно назвать мировой войной. Потери в наполеоновских войнах - с учетом количестве народонаселения того времени - в процентном отношении сравнимы с потерями Второй мировой войны.

Причины того, что мы не видим актуальности Отечественной войны 1812 года, в том, что во-первых, её события более удалены во времени, во-вторых Вторая мировая досталась нашему народу очень большой ценой, в-третьих, это результат пропаганды советской власти, которой была необходима заслуженная слава Великой отечественной. Однако если бы пришлось сравнивать управление государством и войсками, то это было бы не в пользу новейшей истории, при всем великом подвиге русского народа.

Тем важнее вспомнить этот славный период истории, в который ярко проявились и мощь русского народа, и таланты его полководцев и правителей. Впоследствии, как это часто бывает, на эти события были наложены необъективные оценки, принижающие и роль России, и роль русского народа, искажены некоторые факты. В результате что-то становится немотивированным и непонятным. Почему я и заинтересовался этой темой.

С юности меня смущало, что о Бородинской битве говорят как о победе русского народа, но при этом в большинстве источников говорится, что силы были приблизительно равны: около 130-135 тысяч у Наполеона и примерно 120 тысяч у русских. Русская армия стоит в обороне, значит, потери у нее должны быть существенно меньше, если она не разгромлена и не обратилась в бегство. Русская армия не была разгромлена,  лишь незначительно оттеснена, однако, по общепринятым данным, потеряла около 40 тысяч, в то время, как французская лишь 30. Спрашивается, как же так? Ведь означает, что французская армия была чуть ли на голову выше. Нам говорят, что так и было, ведь воевала «развитая» Европа и «лапотная» Россия. В чем же тогда величие русской армии? Только в силе «русского духа»? Но идти в атаку на сильных духом – это ли не тоже сила духа? Тогда ничего не понятно.

При этом «недаром помнит вся Россия про день Бородина», это чувство крепко живет в русской памяти, а цифры, которые могут быть очень красноречивыми, ставят нас в тупик. Однако есть данные, которые почему-то замалчиваются, хотя были сразу известны русскому командованию, они высечены на памятном монументе, установленном на Бородинском поле. Монумент увенчан крестом, а наши предки под крестом не лгали. Там написано, что русских было 120 тысяч, потери составили 44 тысяч, в то время как французов – 185 тысяч, потери – 58. Это  радикально меняет дело.

Выстоять перед признанным гением Наполеона и его прославленных маршалов (этого мы не можем отрицать), перед объединенными военными силами Европы в таком количестве – это, действительно, можно назвать победой.  Не дрогнуть перед такой армией – в этом подлинное величие русского духа и фантастическое искусство военачальников и солдат. Здесь можно низко склониться перед доблестью воинов Бородинского поля.

 

- В чем же состоял тот самый «русский дух»?

 

- Это многогранное понятие, для иллюстрации приведу несколько цитат из приказов командующих перед сражением. Так, генерал Кутайсов, который в свои 28 лет уже командовал всей артиллерией русской армии, перед сражением отдал потрясающий приказ: «Артиллерия должна жертвовать собой». Это суворовский дух. Дальше он писал: «Ни в коем случае не бросать орудия. Пусть выстрел, пущенный в упор, окупит потерю». И это были не просто слова: генерал Кутайсов сам погиб в этом сражении: лично повел солдат в атаку, тем самым отразив страшный напор французов в решающий момент сражения.

Барклай-де-Толли в период подготовки к войне издал инструкцию, в которой проводятся мысли о том, что в прежние войны (1807 год) малодушные солдаты кричали: «нас обошли», и к таким должны применяться самые строгие меры. Для настоящего солдата нет слова «обошли» - повернись и иди грудью, тогда враг снова будет перед тобой. Я передаю примерно, у него сказано, ярко и лаконично, он блестяще владеет русским литературным языком. Главное - пишет он, - храбрость солдата, ею выиграно большинство сражений. Сам Барклай был на коне под выстрелами, под ним было убито пять лошадей, погибло несколько его адъютантов. Представьте: вокруг страшный рев орудий, ужас, а он спокойно и невозмутимо отдает приказы, все видит, все анализирует, у него феноменальная память, он исправляет ошибки подчиненных без паники, нервотрепки. Впоследствии он очень подробно и точно описал все в донесении, то есть все видел, понимал, адекватно реагировал перед лицом смертельной опасности. Это человек, которому нестрашно предстать перед Богом, потому что он служил Ему всю жизнь как и Отечеству, Церкви, потому что берег солдат и не жалел себя. Чего о Наполеоне не скажешь.

Хочу привести еще одни красноречивые цифры, которые мы почему-то не изучаем в школе. Наполеон привел с собой в Россию 610 тысяч человек,  для тех времен это колоссальная цифра, он вел всеобщую воинскую повинность в Европе и реализовал эту идею, и в этом его гениальность. Россия могла выставить всего 250 тысяч человек, то есть, в два с половиной раза меньше. Однако через полгода войны в обратном направлении - из России в Европу - границу пересекло лишь 58 тысяч человек наполеоновской армии. Это неслыханная цифра, от огромной армии осталось всего 10 %. То же касается лошадей и орудий.

Когда будете в Кремле, обратите внимание на арсенал, где лежит более 800 стволов наполеоновских пушек.

Цифры удивительно красноречивы. Большая часть армии – 550 тысяч человек - погибла, причем, далеко не все в сражениях: на одного погибшего в бою приходилось трое погибших на марше. Довести армию от места комплектования до места сражения было в те времена сложнейшей задачей. Для наступления Наполеон (как и Гитлер) выбрал конец июня, когда в России заканчиваются дожди начала лета и наступает сухой июль, но приходит он вместе с жарой и пылью. Темп наступления Наполеона был очень высок, при этом каждый километр давался высокой ценой, что хорошо понимали наши военачальники. К Бородинскому сражению армия противника сократилась почти вдвое: сказались жара, пыль, недостаток питьевой воды и отдыха, продовольствия. Наполеоновская армия шла вслед за русской и несла колоссальные небоевые потери, например, пили в то время из колодцев, которые не были рассчитаны на такое количество людей, а французы приходили в населенные пункты после того, как там уже побывали русские. Думаю, что отступление русской армии имело в виду и эти потери. Русские брали много пленных, знали ситуацию в войсках противника, сами же отходили организованно, стремительно, не оставляя после себя никого. О том, что Кутузова назначили главнокомандующими, французы узнали лишь из газет, и это существенно для психологии французского главнокомандования.

 

- Отец Александр, у нас телефонный звонок из города, который тоже был участником этих событий, из Смоленска. Вопрос телезрителя: «Я слышал такой факт, что наши партизаны в ночное время убили немало своих русских дворян, которые разговаривали на французском языке. Так ли это?»

 

- Думаю, что автор этих сведений базировался на высказывании гусара Давыдова, который, поняв, что крестьяне не различают русскую и французскую формы, снял гусарский мундир, одел кафтан, отрастил бороду и носил на груди образ святителя Николая, чтоб его принимали за своего. Конечно, такие вещи как свой или чужой выяснялись быстро и естественно. Представьте, что действительно отстал французский солдат, например, по болезни, ведь армия шла стремительно. Для такого отставшего встреча с крестьянами и партизанами была страшнее встречи с медведем или волком. С французами, и правда, расправлялись сурово, но это был ответ на их безбожное глумление над храмами,  которые они грабили, ругаясь святыням и алтарям. Есть воспоминание об обнаруженном в алтаре, на престоле трупе истерзанной убитой девушки. Французы делали все, чтобы вызвать праведный гнев нашего православного народа.

Для Наполеона солдаты – «пушечное мясо». Это устойчивое выражение выказывает действительное его отношение. Совершенно иначе относились к солдату в русской армии: по-христиански, как к соратнику. Барклай-де-Толли писал, что ротный командир должен вникать во все подробности жизни своих солдат, быть им отцом, только в таком случае, когда он поведет роту в штыки, можно рассчитывать, что солдаты не позволят ему в одиночку ворваться в ряды противника. Из подобных отношений и вырастает то самый русский воинский дух.

 

- Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «С большой радостью выслушал Ваши аргументы и с болью сожалею, что многие сведения о событиях Отечественной войны 1812 года не доводятся до сведения наших школьников. Часто встречаюсь с мнением наших соотечественников, что раз французы считают нас проигравшими на Бородинском поле, мы должны оценивать это сражение так же. Причина в том, что люди не знают тех фактов, которые Вы сейчас совершенно точно изложили. Мой вопрос: «Вы сказали, что более половины людей погибло вне сражений, имеется в виду в течение всей кампании или только до Бородина? Я читал воспоминания художника Верещагина, который писал, что до Бородинского сражения французы потеряли небоевыми потерями около 100-120 тысяч человек».

 

- Верещагин в своих представлениях о численности наполеоновской армии и ее потерях опирался на французскую статистику. Сейчас у меня с собой нет записей точных цифр, но могу сказать, что на пути от границы к Москве общие потери французской армии превышают потери на обратном пути. Получается, не «генерал мороз» погубил большую часть армии. В сражениях погибло 138 тысяч солдат, из них 95 тысяч на первом наступательном этапе и 43 тысячи  в боях на обратном пути, остальное сделали жара, голод, дизентерия, холод, дезертирство.

Наполеоновская армия объединяла народы, которые совсем недавно были врагами,  да и наемники не спешили бросаться в бой, используя любой повод, чтобы вырваться из пекла Бородинского ада. Русские защищали свою родину, веру, Москву - французская пришла грабить, поэтому у них была совершенно разная мотивация для борьбы. Кроме того, русская армия несла гораздо меньшие небоевые потери, и это очень важно, это и есть мера отношения к солдату.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Могилева: «Я слышала, что русские войска дошли до Парижа и там не было ни одного акта бесчинства. Как это могло быть, ведь люди в армии были очень простые?»

 

- Действительно, так и было, и это поразительный факт. Хотя пропаганда говорит об обратном. В том, что касается «простых людей» приведу такой пример: моя прихожанка беседовала со старушкой в Тверской области, девочкой, пережившей Великую отечественную войну. Она рассказывала, что однажды, еще до войны отец не взял ее, девочку, в церковь только потому, что, проходя по улице, она не поклонилась в пояс старушке. Отец объяснял, что та жизнь прожила, проложила ей жизненную дорожку и тем заслужила хотя бы поклон. Вот как воспитывали, так будет ли такой крестьянин насильничать? И это уже  те, кто прошли испытания революцией и жили при безбожной власти, тем более те, кто жили за сто лет до них. Такие вот незлобивые, чистые сердцем, самоотверженные простые люди вошли в Париж, потому и не было бесчинств.

 

- Одним из поворотных моментов войны был Тарутинский маневр. На Ваш взгляд, это был вынужденный рискованный шаг или четко продуманная операция?

 

- Думаю, и необходимость, и рискованный шаг, и четко продуманная операция. Существует книга «Стратегия», написанная генералом Свечиным, замечательным, но совершенно неоцененным человеком, верующего судя по его произведениям, который был расстрелян в 1937 году. Книга написана блестящим литературным языком, поражает эрудиция, кругозор, масштабность мысли автора. Он пишет, что наполеоновские маршалы были блестящими тактиками, могли организовать на поле десятки тысяч людей, но стратегия предполагает совершенно иной подход.

Стратегия - это умение ставить задачу, масштабно мыслить, представлять, как может поступить твой противник. Свечин пишет, что настоящий стратег должен быть глубоко образованным человеком и отчасти пророком, а это понятие уже религиозное.

Вступая в Москву, Наполеон должен был задуматься о том, что будет делать Кутузов. Самое естественное – это представить, что тот будет по инерции отступать в том же восточном направлении, как сначала это выглядело с поправкой на юго-восточное. Однако в стратегическом смысле такое отступление Кутузову ничего не давало. Отступать на север к Санкт-Петербургу – риск при поражении потерять вторую столицу. Идти к Туле, на чьи оружейные заводы рассчитывал и Наполеон, – угроза потерять и Тулу. Единственный вариант -  встать на запад от Москвы, тем самым прикрывая дороги и на Тулу, и на Петербург: если бы французы двинулись на север, русская армия оказалась у них в тылу, идти на восток не было резона.

Если бы Наполеон проявил пророческие черты, то ухватил бы Кутузова, когда тот переходил с Калужской, Каширской дороги, перехватил и разбил – в этом и была рискованность маневр. Русская армия отступила по Рязанской дороге, перешла Москву-реку, сделав там дневку, чтобы беженцы ушли на север, в Мытищи, а затем абсолютно незаметно для французов повернула на запад, при этом несколько казачьих полков для прикрытия продолжали отступать в рязанском направлении.  Французы, ничего не замечая, преследовали эти несколько полков по рязанской дороге, думая, что это вся армия, а затем целых десять дней не знали, где находится вся армия. И об этом нам тоже не говорят! Наполеон сидел в пылающей огнем и ненавистью Москве и не знал, где русские – как это должно было действовать! Это замечательная психологическая победа. В то же время Кутузов постоянно выпускал разведку, чтобы знать, не обнаружили ли их французы, и ему удалось дойти до Тарутина на юго-западе, тем самым встав в тыл противнику!

Самое замечательное – сохранившееся письмо Кутузова к своей семье в Тарусу сразу после назначения его главнокомандующим, но до прибытия в действующую армию. Расстояние между Тарусой и Тарутиным совсем небольшое, и в письме к родным он писал: «Ради Бога, срочно уезжайте, только никому ничего не говорите, иначе очень мне повредите». То есть, уже за месяц он все понял: что придется оставить Москву, сделать этот маневр. Ведь это настоящее предвидение, блестящие стратегические данные. Одним этим маневром он вырвал победу у французов.  Русская армия была в меньшинстве, поэтому Кутузов никак не мог рисковать и после, преследуя противника, но не давая генерального сражения. И он блестяще справился с задачей, выгнав армию Наполеона из России.

 

- У такого предвидения, видимо, есть духовные корни?

 

- Безусловно. Кутузов был глубоко верующим человеком. Когда ему доложили, что Наполеон в конце октября вышел из Москвы, он встал на колени перед образом Божией Матери, перекрестился и сказал: «Слава тебе, Господи, Ты услышал молитвы меня, грешного».

 

- В конце передачи хотелось бы подвести итоги,  сформулировав «уроки» войны 1812 года.

 

- На мой взгляд, Отечественная война 1812 года - звездный час нашей Родины. Это наша беспрецедентная победа: была разбита блестящая армия, в два с лишним раза превосходящая наши силы и под командованием гениального полководца. При таком соотношении сил и с такими результатами – это было поразительно.

Здесь было проявлено особое единство всех сословий: начиная с государя императора, генералитета, дворянства, духовенств и до купечества, крестьянства. Практически не было случаев предательства. Все это свидетельствует о глубине патриотизма и высоте духа всего народа. Особо надо подчеркнуть, что все: от государя до простого крестьянина были глубоко верующими людьми. Это и создавало единство духовное, единство в любви к Родине. Когда народ выступает как единое целое, тогда и оказывается, что может за полгода совершить невозможное. Мы видим здесь величие русского народа, когда он не делится по сословиям и должностям, но по-христиански видит друг в друге братьев.

 

- Вопрос телезрителя из Московской области: «К сожалению, на прилавках наших книжных магазинов много прекрасно изданных книг, где Наполеон преподносится как герой, а ведь при том, что он гениальный стратег, он не меньший мерзавец, чем Гитлер.  Вопрос же такой: Вы прекрасно сказали о духовном единстве русского народа, как же получилось, что чуть более, чем через сто лет наш  народ отказался от своего царя, а царь - от престола?»

 

- Вы задали вопрос, на который быстро и кратко не ответишь. Действительно, спустя сто с небольшим летом при всей многочисленности и вооруженности русской армии начала XX века, все рухнуло в одночасье. Если пытаться сказать кратко, то так: в самом высшем эшелоне власти была утрачена вера, можно назвать лишь единицы, хотя и потрясающих, личностей, которых потому и убивали, что они могли переломить ситуацию в стране. Террор, начавшийся с 1900-х годов, был направлен как раз на лучших, поэтому страна оказалась обезглавлена. Конечно, причин было много, и еще требуются исследования, потому что в советское время это было невозможно. Будем надеяться, что ответы на эти вопросы еще будут даны нашими историками.

 

- Отец Александр, большое спасибо за беседу. Прошу благословить наших телезрителей.

 

- Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь. Милость Господня и покров Божией Матери да сопутствуют всем нам.

                                                  

 

Гость передачи: протоиерей Александр Ильяшенко.

        Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать