Беседы с батюшкой. Свидетельство о вере в современном мире

22 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы.

– Нужно ли свидетельствовать о своей вере? Многие считают, что вера – это сугубо личное дело. Если нужно свидетельствовать, то как?

– О вере невозможно не свидетельствовать, потому что вера – это духовное богатство. Человек, сердце которого горит любовью к Богу и ближним, наполнено благодатью Божией, не может этим духовным сокровищем не поделиться с ближними. От человеческого сердца, любящего Господа и людей, рождается энергия, неутомимость, ревность, различные миссионерские проекты. Если человек почувствовал хоть раз в жизни любовь Божию к нему, ощутил, что Господь его простил такого, какой он есть, то этой духовной радостью невозможно не поделиться. Вся христианская вера по своей сути апостолична, направлена на то, чтобы эту радость распространять в мире.

– Если у человека нет такого количества радости и благодати, если он не чувствует потребности, то ему не следует свидетельствовать?

– Наша вера такова, что когда мы молимся и просим у Бога милости и прощения, чувствуем обратную связь, то этой радостью хочется сразу поделиться с другим. Например, если в сложной ситуации Господь сохранил, помог, уберег от опрометчивых шагов, поступков, слов. Есть разные степени благодатных состояний, приближенности к Богу, это зависит от степени чистоты сердца. Очищенное сердце сияет благодатью Божией, которую человек стяжал. Но даже человек, который только встал на путь покаяния и почувствовал милость Божию к себе, хочет этой радостью поделиться, особенно видя, что люди вокруг пока еще не нашли дорогу к храму, не почувствовали радость веры и любви.

– Если человек очищает свое сердце, свидетельства о вере становятся естественными, это не требует усилий…

– Да. Это идет от внутреннего порыва поделиться радостью.

– А если этот внутренний порыв не находит отклика у других людей, а порой возникает осуждение и даже обличение? Как быть с этим?

– Человек должен быть готовым к тому, что не все его могут понять, окружающие могут пошутить и ранить его. У христианина возникает дилемма и искушение: как не осудить тех, кто тебя не понял, не захотел выслушать. Не значит, что эти люди хуже тебя и Господь их меньше любит, они тоже, может быть, когда-нибудь сподобятся такого же. Важно понять грань между осуждением людей и обличением нехороших поступков, а она очень тонкая. Внимательный к своей духовной жизни человек эту разницу почувствует. Осуждение всегда основано на эгоизме, гордости, внутреннем чувстве превосходства над тем человеком, которого мы осуждаем. А обличение греховных поступков и зла этого мира у христианина в идеале исходит от сердечной боли и сострадания за согрешающего человека. В этом и есть разница между осуждением и обличением. Обличение уместно, а осуждение совершенно неприемлемо для христианина, это большой грех. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Осуждение ближних и гордыня – это препятствие для всех твоих миссионерских трудов».

– Вопрос телезрителя: «Неоязычники говорят о возвращении к вере предков, о том, что язычество – вера сильных людей, а православие – вера слабовольных, смиренных. Как можно правильно отвечать на все эти выводы и вопросы?»

– Это движение, которое можно наименовать как «неоязычество», быстро набирает темпы в России, Украине, Белоруссии. «Нео» – это потому, что о подлинном язычестве наших далеких предков до принятия Крещения при святом князе Владимире, о быте, культуре, о том, во что веровали предки, как молились, что соблюдали, очень мало информации. Если информация и есть, то это удел узких специалистов – этнографов. Неоязычество – это направление самых разных течений и групп, порой противоречащих друг другу. Их общий знаменатель в том, что они говорят о надобности возвращения к вере предков, потому что вера в славянских богов (Перуна, Ярилу и пр.) – это вера мужественных людей, победоносных, а князь Владимир принес христианскую веру от греков – веру слабых, закомплексованных, которые не могут даже постоять за себя.

Неоязычники в своих проповедях опираются на «Велесову книгу» – новодел, возникший во второй половине XX века, который ни один серьезный ученый не признавал за подлинный, это очень грубый, искусственно созданный якобы первоисточник. Также они опираются на «Славяно-арийские веды», которые впервые возникли в 2000 году, их создали бывшие комсорги, комсомольцы. В Интернете много информации об этом, есть фильмы.

Я хочу обратиться к людям, попавшим под влияние неоязыческой пропаганды. Вопрос к размышлению: в пропагандистских фильмах рассказывается, что якобы при святом князе Владимире на территории одной только Киевской области за 10 -12 лет было уничтожено 9 миллионов человек из 12 миллионов, а остальные были насильственно обращены в христианство. Целевая аудитория – это в основном молодежь, которая, может быть, в школе училась посредственно и не обременяет себя вопросами о достоверности фактов. Если представить, что в X веке на одной только территории нынешней Киевской области проживало 12 миллионов человек, то это огромное государство, чего на самом деле не было, как и такого числа людей. Уничтожение 9 миллионов человек стало бы массовым геноцидом населения. Если бы он произошел на самом деле, были бы свидетельства историков или это бы подтверждали археологические раскопки. Во время советской атеистической пропаганды, когда археология шагнула далеко вперед, если бы при раскопках нашли свидетельства о массовом геноциде населения при святом князе Владимире, то, поверьте, пионеров и октябрят водили бы туда строем смотреть. Но этого не было, неоязычники опираются на свои выдумки.

Например, представим даже, что так и случилось. У князя Владимира была дружина из 400 воинов. В лучшем случае можно было мобилизовать, из обращенных в христианство, 35 – 40 тысяч воинов. Как 40 тысяч воинов за 10 лет могли уничтожить 9 миллионов человек? Оружия массового уничтожения тогда не было. К тому же каждый взрослый мужчина, русич, мужественный воин имел у себя дома щит, меч, копье и лук со стрелами. Наверное, он не сидел бы, глядя в окно, как воины князя Владимира пришли обращать его в новую веру или убивать его семью. Как 40 тысяч христиан могли уничтожить 9 миллионов человек? Те люди, которые это говорят, сами не замечают грубейшего противоречия в собственных словах.

У меня есть небольшой опыт общения с людьми, которые называют себя родноверами – представителями неоязычества. Я задал вопрос одному молодому человеку о том, как он все это представляет, как это могло произойти. Он сказал: «Видимо, такова была воля богов». Я ему ответил: «Вы своими же устами сказали о воле богов, в которых Вы верите, Перуна, Ярилы, Велеса, Сварога и пр. Значит воля ваших богов была такова, чтобы дружина князя Владимира уничтожила 9 миллионов человек, а остальных насильно обратила в христианство? Где же тогда вера сильных людей – язычников, как они могли допустить, чтобы христиане так быстро их обратили? Куда смотрели доблестные языческие боги?» При желании можно в Интернете зайти на сайт пропаганды язычества и посмотреть, как изображают славянских богов – красивыми голубоглазыми и русоволосыми витязями на конях. Куда же смотрели эти языческие боги, когда происходил массовый переход населения в другую веру, почему они сами не защитили язычников, взывающих к ним о помощи?

В историческом источнике «Повесть временных лет», не вызывающем сомнения ни у одного серьезного человека, описывается, как в Киеве по приказу князя Владимира идола Перуна бросили в Днепр, несколько язычников побежали за ним, крича: «Выдыбай (вставай), боже!» Они ждали, что он встанет, и это была последняя беспомощная мольба нескольких язычников к Перуну. Он ни себя не защитил, ни тех язычников, которые к нему обращались.

Каким же надо быть наивным, чтобы сейчас призывать вернуться к тем богам, которые оказались абсолютно безразличны к судьбе тех, которых обратили в новую веру. Спросите неоязычников, что делали языческие боги в тот момент, почему они не метали молнии в адрес христианского Бога, Который, с их точки зрения, слабый, учит подставлять одну щеку, если тебя ударят по другой, ничего не сказавший в Свою защиту, когда Его распинали? Получается, христианский Бог, Который учит прощать и любить врагов, оказался сильнее языческих богов? Может, язычники и пытались что-то делать, но чувствовали, что бессильны, или же ощущали, что этих богов не существует. Русским людям и другим, живущим на территории СНГ, нужно быть очень осторожными. Новое веяние, именуемое родноверием, неоязычеством, – грубо составленный новодел, не имеющий совершенно никаких разумных обоснований.

– Вопрос телезрительницы из г. Ярославля: «В жизни приходится сталкиваться с разными религиозными проповедниками. Они встречаются на улице, ходят по квартирам, ведут себя навязчиво. Как вести себя с ними?»

– Я предполагаю, что Вы имели честь встретиться с религиозной организацией «Свидетели Иеговы». Обычно они ходят по двое, это широко распространенная нетрадиционная религиозная организация в современной России. У них сейчас продолжается «весеннее обострение» активности, они ходят по домам, и каждый христианин неоднократно в год с ними встречается. Общение с ними заставляет о многом задуматься, потому что ты разговариваешь с человеком, который тебя совершенно не слышит, только улыбается, ждет паузу, мысленно ставит запятую в своей речи и после твоего ответа продолжает говорить заученные цитаты, как будто он вас совершенно не слышал, – диалог невозможен.

Если с любовью и терпением попытаться с ними поговорить, нужно задавать им вопросы, чтобы помочь им немного задуматься. Попросите у них любую литературу, которую они с собой обычно носят, и спросите, почему она у них вся анонимная. Там полно цитат из Священного Писания, выдернутых из контекста, но нигде не написан автор той или иной статьи. При чтении литературы у Вас может возникнуть вопрос, по которому Вам захочется подискутировать с автором, но он нигде не указан. Они отвечают, что это Священное Писание – слово Божие. Тогда Вы при них можете попросить Священное Писание, которое они тоже носят с собой, открыть оглавление и показать, что даже в Священном Писании нет никакой анонимности. Все апостолы пострадали, но тем не менее они свои убеждения не прятали. Задайте вопрос, почему же авторы их статей себя прячут? Видимо, им есть что скрывать.

Обратите внимание, что они сразу поспешат удалиться от Вас, вспомнят, что у них есть какие-то дела. Будьте готовы, что свидетели Иеговы и другие протестантские деноминации используют «запасной аэродром», куда они постараются посадить вашу дискуссию. Они скажут, что когда-то заходили в православный храм, что-то спросили о вере, и вот выскочил из алтаря священник, взял их за шкирку, выкинул из храма, и поэтому они стали свидетелями Иеговы. Это чистой воды выдумка, так священник не поступил бы с пришедшим к нему человеком. Такого не было и в советское время, когда храмов было меньше, людьми дорожили, нет и сейчас. С ними нужно говорить с любовью, стараться задавать больше вопросов. Если в конце они расскажут эту небылицу, попросите у них точный адрес храма, где все произошло, и тогда узнаете, что это было в другой области, в другом веке и вообще не с ними.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Как правильно общаться с бывшим прихожанином, который отошел от Церкви? При разговоре он высказывает претензии к Православной Церкви в целом, к членам нашего прихода. Сам человек уклоняется от вопросов и не хочет делиться своим душевным состоянием».

– Это большая проблема. Когда человек уходит из Церкви, не называя причин своего ухода, это с сердечной болью воспринимают люди. При встрече с таким человеком уже не можешь с ним общаться просто, как это было раньше. Даже с людьми, далекими от Церкви, священнику проще общаться, поговорить совершенно на нейтральные темы. А человек, который был прихожанином и ушел по какой-то причине, со своим приходским священником не может даже просто поздороваться.

Иисус Христос в Евангелии от Луки, в притче о блудном сыне, очень емко описал, что произошло с этим человеком. Сын попросил у отца часть имения, надлежащую ему, ушел в страну далече и там расточил это имение, живя блудно. Когда оса попадет в банку с жидким медом, ее лапки начинают постепенно погружаться, но в первый момент она безмерно счастлива, ведь столько меда принадлежит ей. Лапки все больше погружаются, крылья слипаются, она не замечает того, что погибает, хотя вокруг, может быть, полно других ос, погибших от «сладкой жизни». Она испытывает эйфорию, и примерно то же происходит на начальном этапе с человеком, ушедшим из Церкви Христовой в «страну далече». Дьявол его старается максимально утешить, говоря: «Друг, ты теперь свободен! Теперь можно все: не молиться, не соблюдать пост, в Интернете теперь можно смотреть все без запретов, пить и есть сколько угодно!» Поначалу может вскружить голову эйфория свободы от «религиозных предрассудков».

Если на первоначальном этапе вы встретите человека и спросите, что с ним, почему он не ходит в храм, он, с огоньком в глазах, ответит: «Со мной все нормально, я счастливый!» Но потом, как нам говорит притча, «настал сильный голод в той стране, в которой был блудный сын». Он начал нуждаться, хотел насытиться рожками для свиней, но даже этого ему не давали. Сколько бы дьявол ни пытался поначалу увлечь «побрякушками» бедного бывшего христианина, он не может его бессмертную душу действительно наполнить радостью, человек начинает испытывать возрастающую мучительную тоску, а чтобы оправдать муки совести, ищет возможности в своих собственных глазах оправдать свой уход из Церкви. С этим связано то, что такие люди при встрече, как правило, начинают говорить плохо о Церкви, чтобы спровоцировать вас на иронию или даже оскорбление. И, услышав это, он утверждается в своей мысли, что он сделал правильно, уйдя из такой Церкви, от таких христиан, у которых нет любви.

Чем больше человек будет уходить дальше, тем сильнее будут возрастать муки совести. Такие люди, как правило, если не возвращаются по благодати Божией обратно, становятся распространителями небылиц о Церкви и самыми яростными богоборцами. При встрече с такими людьми вспоминайте слова апостола Павла: «Не давайте повод ищущим повода». Ни в коем случае не надо отвечать на провокационные и оскорбительные слова в адрес Церкви. Старайтесь вести с ним уважительный разговор, как будто ничего не происходит. Уважайте его как личность, человека, с любовью понимая, что сейчас он сам страдает. Только таким образом можно ему помочь и разрушить стереотип о христианах, который есть в его помыслах. Проявляя терпение, любовь и смирение, не отвечая на провокации, вы помогаете ему немножко задуматься. Нужно усугубить молитву за такого человека и милостыню. Блудный сын почувствовал, что рожками для свиней не напитаешься, и возвратился в отчий дом.

– Разумно ли в такой ситуации поинтересоваться у человека о причине его ухода из Церкви?

– Тут очень много нюансов. Способен ли человек в данный момент поделиться? По своему опыту могу сказать, что, встретившись со священником, он со счастливым лицом скажет, что у него все в порядке. Он закрывается в скорлупу, не откроется и не расскажет. Если у него с другими мирянами есть хоть какая-то точка соприкосновения, то было бы неплохо их спросить, что с ним произошло. Но нужно спрашивать не с целью, чтобы надавить, обличить, учить жизни, а чтобы просто понять причину.

– Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «Почему образованная талантливая молодежь попадает в сомнительные, нередко экстремистские организации? Как уберечь, чем увлечь, побудить тратить силы на созидание, а не на разрушение?»

– В самом Вашем вопросе уже коренится ключ к ответу – именно самая умная и талантливая молодежь имеет опасность туда попасть. На человека, окончившего школу с золотой медалью, университет с красным дипломом, успешного во всем, родители смотрят с надеждой, а кто-то с завистью. Родители могут даже сказать: «За него (нее) я спокоен». Там, где родители успокоились, все восхищаются успехами, – самая большая опасность для души. У не менее умных и талантливых сверстников, но более скромных больше шансов не попасть в экстремистские организации. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Все коренится в семье: можно быть умным, талантливым, изучить все языки мира, но не знать веру и культуру своего народа. Такому молодому человеку можно посоветовать сходить на кладбище, там он увидит, что его деды и прадеды лежат под сенью креста – значит предки другим своим предкам ставили крест, они верили в Того, Кто распят на Кресте. Узнай свою культуру и свою веру! Это будет неким иммунитетом от сомнительной информации. Родителям нужно быть внимательнее к своим детям. В детстве они ограждают ребенка и не дают ему сделать то, что может причинить вред, а в подростковом возрасте родители разводят руками: «Он не хочет с нами поехать на дачу, пойти гулять, а хочет дома сидеть в Интернете, и мы ничего не можем поделать!» Это первый звоночек, когда ребенок не хочет общаться с вами, когда начались проблемы с учебой, он не хочет никуда с вами ходить, а желает быть наедине с Интернетом. Да, в Интернете много полезной информации, но едва ли подросток, оставшись один, будет там искать душеспасительную информацию. Он может очень легко попасть на сайты, где пропагандируют суицид и делают это очень грамотно, в радужном свете. Родителям нужно в этих ситуациях проявить твердость и последовательность. Если ребенок потянулся за едкой жидкостью, вы тут же это пресечете, а в данном случае ребенок будет принимать духовный яд.

– Не получится ли так, что, принимая какие-то меры, родители могут вызвать, наоборот, отторжение у подростка, ведь запретный плод сладок?

– Я не говорил о запрете, должны быть комплексные меры, нужна разумная альтернатива. Корень проблемы все равно в вере родителей. Если родители в духовном вакууме, неверующие, они не могут поделиться духовным богатством, у них его нет. Когда говорят о молодом поколении «потерянное поколение», то это не совсем верный термин. Что они потеряли? Что им дали родители, разве они привили им любовь к своей культуре, вере, чтению, классике? Они изначально ничего не нашли, чтобы это потерять. Ребенок живет в доме, но, по сути, он как беспризорник.

Я прочел рассказ одного человека, вернувшегося в православие из неоязычества. Вспоминая свою юность, он пишет, что родители могли спокойно при детях смотреть по телевизору, мягко говоря, безнравственную информацию, открыто сквернословили. Живя в таких условиях, естественно, ребенок не имеет духовного фундамента. Если отец такому ребенку что-то запрещает, это вызывает протест, а если отец сам старается жить духовно, то даже ласковые, добрые слова, сказанные с любовью и от духовного опыта, по-другому воспринимаются.

– Вопрос телезрительницы: «Большинство священников, зная о необходимости духовного руководства, все же стараются избегать этого и ссылаются на многие причины: что их могут перевести на другой приход или говорят, что у них недостаточно духовной подготовки. Но людям хочется духовного руководства. Что бы Вы посоветовали?»

– Вы коснулись очень важной темы. Причин много. Одни причины лежат на поверхности, другие видны только людям, сознательно ведущим духовную жизнь. Если вы подойдете к священнику и попросите его стать своим духовным отцом, то вероятность того, что батюшка откажется, девяносто девять процентов, и он сделает это не потому, что у него нет к вам любви или нет времени. Каждый священник, ведущий духовную жизнь, понимает, как непросто бороться со своими страстями, как велика ответственность перед Богом за души других людей. Святой апостол Павел говорит: «То, что не хочу делать, делаю, а что хочу делать, не делаю, ибо делаю не я, а живущий во мне грех». Это, можно сказать, крик души каждого внимательного к своей духовной жизни человека. Поэтому пастырь, понимая груз ответственности перед Богом за вашу душу, скорее всего, по смирению, откажется; возможно, посоветует обратиться к более опытному батюшке.

Вторая причина тоже связана с этим, но имеет другой нюанс. Когда преподобного Амвросия Оптинского спрашивали, почему так мало старцев, он отвечал: «Потому что мало послушников». Мало тех, кто, задав вопрос, способен прислушиваться к совету, принимать его. Настоящий старец вырастает из послушника, только тот, кто прошел всю школу послушания, может быть руководителем для других. Настоящим опытным капитаном может стать только юнга. Раз осталось так мало тех, кто способен прислушаться к совету, то и мало тех священников, которые готовы с легкостью взять на себя это тяжелое бремя руководства.

Третья причина: каждый опытный священник понимает, что некоторые люди слушаться не будут, они начнут только задавать вопросы, утомлять, но творить будут свою волю, а потом еще и станут обвинять вас как духовного отца в своих неудачах. Есть категория людей, которые перекладывают ответственность на других, а сами думать головой, жить по заповедям не хотят. Христианская жизнь – это крест, нужно понуждать себя, а люди не хотят этого делать. Понимая это, на просьбу стать духовным отцом священники скорее всего отправят вас к кому-то более опытному.

Четвертая причина: священники дают отказ для испытания твердости намерений. Преподобный Никон пришел юношей в обитель к преподобному Сергию. Прозревая Духом Святым, преподобный Сергий знал, что этот юноша будет любимым его учеником и преемником (игуменом). Тем не менее он отослал юношу к своему ученику Афанасию, там он принял постриг и впоследствии вернулся к преподобному Сергию. Также любой духовно опытный священник первому встречному человеку, чтобы испытать серьезность намерений, скажет: «Я не могу, Вам лучше к кому-то другому». А если человек приходит несколько раз, то пастырь, видя серьезность его намерений, скорее всего не откажет в возможности давать советы, но при условии, что человек их будет принимать.

– Как свидетельствовать о своей вере в семье: например, если один человек верующий, а его окружают неверующие люди?

– Вся наша сегодняшняя беседа построена на мысли о том, что свидетельство о вере должно начинаться с семьи. Недаром русская пословица говорит: не нужен и клад, если в семье лад. Если нет лада, то и клад не поможет. Если в семье нет единомыслия в самом главном, то тяжело быть и считать себя миссионером. Близкие люди знают все твои немощи. Главное, чтобы они услышали не просто красивые слова о вере. Чаще бывает так, что жена пришла к вере, муж еще нет, а дети смотрят, кто из них победит в идеологических беседах. А если еще бабушка с дедушкой рядом, то у них старая советская закалка и свой взгляд на это. Важны не красивые слова, а собственный добрый пример.

Верующий человек чаще всего услышит очень хлесткие, запоминающиеся, но глубоко неверные обвинения: «Лучше бы ты мясо ела, чем нас! Лучше бы ты с нами поговорила, чем так долго молиться!» Имейте в виду, что не нужно попадаться на искушение и есть мясо. Лучше и мясо не есть (если идет пост), и других не обличать, ничего никому не навязывать, а молиться, проявлять любовь. Не должно быть одно в ущерб другому. Паисий Святогорец вспоминает: когда он только пришел на Афон, в монастыре был послушником и трудился в трапезной, это очень большой труд – нужно было носить котлы, мыть их. Один пожилой немощный старец как-то его попросил: «Арсений (так звали старца Паисия), принеси мне чай в келью». И он стал приносить после трудового дня чай ему в келью. Один из братьев постарше как-то ему сказал: «Арсений, он тебе так на шею сядет. Он меня тоже попросил принести чай, я принес. Потом просил перевернуть его на другой бок, нагреть кирпич (его использовали вместо грелки). Стучался в келью и просил: то кирпич, то чай, то кирпич, то чай! Я с ним измучился, не могу прочитать молитвенное правило, он постоянно стучится ко мне в келью!» Старец Паисий это вспоминал с юмором и говорил: «Как же можно молиться Богу: «Господи, помилуй меня грешного!», а потом с раздражением относиться к человеку, который просит кирпич?» Молитва не пойдет на пользу тому, кто относится с раздражением к немощи ближних. Так же в семье: например, нужно читать молитвенное правило, а ребенок плачет или пожилым родителям нужна какая-то помощь. Естественно, нужно приостановить молитву и помочь ближним, а потом молитву продолжить. Когда будет гармоничное сочетание православного благочестия и евангельской нравственности, тогда можно говорить, что в семье будет свидетельство о вере.

– В вопросе о неоязычестве прозвучало, что христиан считают слабыми и безвольными людьми. Как отвечать на такие слова?

– Древнее язычество наших предков проигрывало при соприкосновении с любыми религиями. Это факт. Христианство было принесено, и люди добровольно, с радостью отказались от веры в языческих богов, потому что языческие боги держали людей в страхе и требовали человеческих жертвоприношений. Многие современные неоязычники едва ли согласились бы жить в таких реалиях. Например, если муж умирает, то жена и дети должны вместе с ним перейти в мир иной, их убивают или заставляют покончить с собой, затем хоронят вместе с мужем. При разнице между языческими богами, требующими человеческих жертв, и христианским Богом, принесшим Себя в жертву за людей, язычество проиграло христианству. В соприкосновении с исламом, буддизмом язычество проиграло и им. Можно провести аналогию. Если вам говорят: «Учитесь у этого боксера», а вы знаете, что он проиграл все бои, то вы вправе задать вопрос: «Чему я у него научусь?» Поэтому когда говорят, что христианство – вера слабых, надо посмотреть на плоды. И у любого неоязычника можно спросить: «Назови имена хотя бы пятерых великих наших предков, которых бы знал весь мир, именами и делами которых можно гордиться». Он не назовет ни одного человека, который не был бы христианином.

– Чехов, например. Он был крещеный, но являлся атеистом.

– Он был крещен в православной вере – это тоже немаловажно. Есть люди, которые были крещены в вере, но потом от нее отошли, а по каким причинам это произошло, только Господь знает.

– Лев Толстой, например.

– Я бы не сказал, что этим человеком можно гордиться. Например, Ломоносовым можно гордиться, а Львом Толстым едва ли, хотя как писатель он гениален. Конец – делу венец. А какой был финал у Льва Николаевича? Преподобного Варсонофия Оптинского по приглашению самого графа Льва Толстого позвали к нему умирающему. Для своего окружения Лев Николаевич стал уже идолом, не напрасно Ленин его назвал символом русской революции, поэтому окружение не допустило старца к человеку, который, может быть, хотел даже покаяться. Финал был весьма плачевный.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать