Казанская икона Божией Матери

21 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма святого праведного Феодора Ушакова в Южном Бутово. Передача из Москвы. Эфир 21 июля 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутово г. Москвы игумен Дамиан (Залетов).

Здравствуйте, батюшка.

 

- Здравствуйте, Денис. Здравствуйте, дорогие телезрители. С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

 

 - Расскажите, пожалуйста, как произошло явление Казанской иконы Божией Матери.

 

- Сегодняшнее торжество, чествование Пресвятой Богородицы связано с почитанием Казанской иконы Пресвятой Богородицы, и в этот день мы чтим именно явление этой иконы, которое произошло в этот день 435 лет тому назад. Событие произошло во граде Казани, откуда и произошло это название образа.

Накануне этого явления не так давно Казань была взята московскими войсками Иоанна Грозного. Для России этот город долгое время был источником многих проблем и страданий. Казань, Астрахань, Крым - на тот момент это были остаточные явления Золотой Орды, и насилия над Русью, людьми продолжалось еще долгие годы. Надо было прекратить этот разрушительный процесс частично через военный путь. Должна была произойти некая интеграция. Казань была взята русскими войсками, и город должен был занять свое место в полнокровной жизни России.

Это был процесс не простой, но не был насильственным или грубым, а постепенным. В этом была поддержка русского православного населения Казани. Господь поддерживал этот натиск Святой Руси, ориентированный не на подавление народов и веры, а на умиротворение, нахождение диалога. Это тема актуальная по сей день. Была явлена божественная помощь, поддержка: некая праведная девица, живущая в Казани, получила несколько раз откровения о том, что в одном месте зарыта икона Пресвятой Богородицы. К ней прислушались, пришли священнослужители, и в земле была отрыта икона.

С явлением Казанской иконы тесно связано имя мученика Ермогена, патриарха Московского, в то время Казанского митрополита. Это имя великого нашего патриота и исповедника обязательно должно быть упомянуто.

Интересен сам факт обретения иконы - разрытой в земле. Это говорит о том, что корни этого взаимопроникновения Казани и Руси были давно. Корни - они ведь под землей. Конечно, трудно было исповедовать православную веру в столице Казанского ханства, трудно было там жить. Сейчас, слава Богу, уже многие столетия это не трудно никому. Само нахождение иконы под землей говорит о том, что она была укрыта христианами от некоего преследования, возможного бесчестия. И в этом смысле икона эта тоже исповедница, проповедница, икона-миссионер. Это, вообще, служение Пресвятой Богородицы, которая сама была исповедницей и проповедницей Своего Сына, мужественно прожила Свою жизнь и потом помогала Церкви Христовой в несении веры дальше, что всегда сопряжено с трудностями и гонениями.

Икона, как отпечаток Пресвятой Богородицы на земле, сама претерпевала такие исповеднические, миссионерские труды. Интересно, что и в дальнейшем икона, рожденная в трудных годинах становления Казани Российской, она сохранила этот импульс, этот дух, и прошла всю историю России в этом качестве: защитница, покровительница, вдохновительница.

Самый яркий пример - Смутное время. Именно с Казанской иконой русские освобождают Москву, и снова она в городе, охваченном конфликтом, взаимной ненавистью. Она умиротворяет, просвещает, и все встает на свои места. Мне кажется, в этом дух Казанской иконы. В этом путь служения Самой Пресвятой Богородицы и конкретно исторический путь служения одной из Ее икон.

Явление иконы 435 лет тому назад, конечно, было встречено людьми с воодушевлением. Чудеса, явленные при этом, были лучшим свидетельством истинной веры, того, что Бог не в силе, а в правде. Люди почувствовали то благо единства, взаимопонимания, мира, которые давала икона Пресвятой Богородицы, и выстояли. Они не воздвигли икону, как символ для победы, гонения других, но она стала стержнем мира, единомыслия и взаимопонимания в этих непростых регионах и непростых исторических событиях. Это не стало порабощением или захватом. Русская история вообще двигалась именно этими понятиями: святости, чистоты, взаимопонимания, мира.

Когда нестабильность снова охватывала Россию, снова действовало это "лекарство". Но лекарство действует, лишь когда люди его принимают. Мы должны всегда знать, что это "лекарство" есть - это наша вера, наше исповедование христианства. Если в жизни конкретного человека или всего нашего общества возникают некие болезни, мы должны исполнить испытанное веками "лекарство", которое используется вот уже пять веков. Должны снова принять это "лекарство", приобщиться к этой великой истине, о которой свидетельствует икона Пресвятой Богородицы, родившей нам Господа нашего Иисуса Христа. "Лекарство" от всех наших нестабильностей.

- Откуда вражды и распри, - сказал апостол Иоанн, - не от вожделений ли Ваших?

Вражды и распри не бывают от благих целей, хотя и пытаются в них окрашиваться. Какое лучшее средство от этого? Покаянное осознание своей немощи и обращение к Тому, Кто есть путь, истина и живот. Лучшая поддержка нам на этом пути - Царица Небесная и ее икона. Поэтому мы ее так чувствуем и переживаем.

Казанская икона, пожалуй, самая известная на Руси. У нас есть целый ряд таких особых икон. Например, Владимирская, которая была как бы государственная икона, постоянным свидетельством о нашей вере. Но в годы нестроения в дополнение, в напоминание Казанская икона всегда рядом. Сейчас, наверное, нет такого дома, такого храма, где нет такой иконы.

 

 - Вопрос телезрительницы из Подольска: Мой муж умер полгода назад. Все говорят, что душа его жива, а где же она жива, если его закопали в землю?

 

- Думаю, что само наличие этого вопроса уже отчасти подсказка: человек не может смириться с исчезновением человека. Не будем сейчас говорить о божественном откровении и каких-то сверхъестественных явлений.

Человек, как существо, созданное Богом, образ Божий, не может смириться с таким тупиковым и бессмысленным фактом жизни. Возникает вопрос. Если он возникает - это первая подсказка о том, что что-то должно быть, придавать всему смысл, в противном случае все бессмысленно. Если нет души, нет вечной жизни, то все дозволено, как говорил Достоевский, и все бессмысленно. И, вряд ли, бессмысленное может существовать и быть жизнью.

И конкретно: человек создан Богом как сложное существо, состоящее из души и тела. Ангелы - только духовные существа. Тело не есть душа. Душа - вечная идея в человеке, вечная реальность, которая придает человеку высший смысл, идти вслед за Богом.

Откуда появилась смерть? Человек не оценил этого и пошел каким-то своим путем, поэтому происходит некое разобщение человека. Для чего это происходит? Для того чтобы человек задумался, ставил как раз такие вот вопросы. Не будь фактора смерти, живи и радуйся: это все материя живет, атомы двигаются. Но атомы, оказывается, не могут сами вечно двигаться. Не было бы смерти, может быть, многие не задумались о том, к чему предназначен человек и что он вечно живет.

Поэтому в землю уходит тело, как некий механизм с уже нарушенными заранее (то, что мы называем первородным грехом) функциональными особенностями. Тело разрушается, душа остается вечно. Где же душа? В духовном мире, конечно же. Не в могиле, не летает на кладбище, не сидит на зеркале...

Могу, наконец, порекомендовать открыть Евангелие и дополнительную литературу и понять принципы нашего понимания духовного мира. Не буду уже говорить о всеобщем воскресении. Если такие вопросы возникли на трагическом фоне, нужно ответить на них, а для этого поработать над ними. В этом состоит полезная божественная педагогика: смерть для нас важный экзамен, испытание, без которого многие бы не задумывались о том, кто я на самом деле.

 

- Вопрос телезрительницы из Саратова: Меня зовут Мария, и я родилась 12 июня. Православные отмечают не день рождения, а день Ангела, помогите мне, пожалуйста, понять, в какой день мне его отмечать?

 

- Для православного человека нетрудно решить этот вопрос. Во-первых, во время земной жизни можно отмечать день рождения, потому что это повод поблагодарить Господа, даровавшего нам бытие. Бог лишь источник бытия и такого высочайшего творения, как человек, а мы сотрудники Богу в этом процессе.

Далее поприще жизни, поприще спасения, и на этом поприще у нас есть помощники. Жизнь - это путь нашего спасения, спасения в Церкви: это крещение и осознанная, не формальная, не суеверная религиозная жизнь. Помощники нам на этом пути - те, кто его прошел: ангелы Божии и Сам Господь, наш главный Помощник.

Есть разные традиции определения дня Ангела. Во-первых, день крещения, как вступление на путь спасения, который тоже должен быть для человека поводом для духовного торжества. Должен напомнить, что под праздниками мы не подразумеваем устроение пирушки, но благодарение Господа: посетить храм, приобщиться Таин Христовых, сделать доброе. Если устроить застолье, то для неимущих или нуждающихся. Крещение - это день духовного рождения. Разве это не повод задуматься, возобновить в своей памяти, к чему я призван.

Далее - это день нашего Небесного Покровителя, то, что мы называем день Ангела. В данном случае у разных православных народов есть разные традиции. Важен принцип, что он есть. Чаще всего, во время крещения священник определяет этот день. День этот может быть определен родителями.

Бывает, что день Ангела совпадает с  днем крещения. Бывает, что человек родился в день Марии Магдалины, так его и назвали. Так было в старину. В связи с тем, что эта традиция была нарушена в советские годы, то сложилась так, что днем Небесного Покровителя считается первый день памяти святого после дня рождения.

Далее требуется Ваш маленький труд: приобрести церковный календарь, который является путеводной нитью нашей христианской жизни, сесть и полистать от дня своего рождения до первой Марии в этом списке. В этот день пойти в церковь и прославить свою святую. Конечно, можно найти Житие, иконочку или заказать ее. Поискать информацию, спросить у священника в Церкви, и чувствовать себя сильнее, чувствовать рядом, как говорится, локоть своего Небесного Покровителя. Такой вот путь я бы Вам предложил.

 

 - Вопрос телезрителя: В Книге Бытия описывается, когда Адам и Ева согрешили, то Ева зачала и родила. Получается, что все мы - население земного шара в 7 миллиардов - именно этому согрешению и обязаны своим появлением. Если бы они не согрешили, получается, что не было никого из людей. Значит, это все был Божий промысел?

 

- Очень важно читать и понимать всю Библию, потому что она вся единая, хотя и есть разделение на Ветхий и Новый Завет. Абсолютно невозможно до конца углубиться в один из них без взаимопроникновения. Надо изучать, начиная с Нового Завета, и снять завесу, как говорит апостол, и для Ветхого Завета.

Что касается умножения людей: до того как Адам пал, он получил от Бога определенные обетования еще в раю. Обетования как о самом рае и его защите и обустройстве, также еще до того получил заповедь о наполнении всей земли, о размножении.

Божий замысел был анти эгоистичен, и Господь это показал, когда сказал, что нехорошо человеку быть одному. И человек сам это почувствовал. А почему нужно много людей? Потому что человек не может познать Бога без того, чтобы освоить это на любви к ближнему. Он может бояться или уважать Бога: сотворил или указал, но как полюбить такое Существо?

Как потом сказал апостол, как ты можешь полюбить Бога, Которого ты не видел, если ты не любишь ближнего, который виден. Так же нужен и ближний, к которому мы направляем заповедь "возлюби ближнего твоего". Если человек не научится любить ближнего, он не сможет полюбить Бога. В противном случае человек может любить только самого себя. Конечно, есть какие-то социальные, психологические моменты, но, прежде всего, это сотериологические моменты: спасение человека стоит в замысле Бога на первом месте. Чтобы человек обожился, был похож на Него, Бога Троицу.

Потому и была сотворена Ева, чтобы Адам начал работать с ближним, понимать этого ближнего, или, как это выражено в Священном Писании, познавать ближнего. На определенном этапе это дошло до некой семейственности и деторождения, но познание Евы началось сразу. Адам увидел ее и сказал:

- Се жена моя, плоть от плоти моей, и так далее.

Даже в своем грехопадении Адам продолжал познавать жену свою. По сути, он пожалел ее. Это тоже очень нравоучительно. Сейчас разводятся по любому поводу, но представьте, какое потрясение, какую травму пережили эти люди - изгнание из рая. И после этого они стали лишь ближе друг другу. Семья в нашем земном смысле, в материальной ее составляющей возникла только после такого потрясения.

Наверное, у Адама были другие пути. Если бы, например, Ева не послушала змея, а пошла спросить  Адама, это был бы уже другой путь, путь взаимоуважения, послушания. Это не может быть выдумкой, четко прослеживается иной путь, как можно было познавать ближнего, научиться взаимоуважению, взаимопослушанию. Адам услышал заповедь от Бога, а Ева от Адама - гармоничная иерархия. Но Ева не стала обращаться к Адаму, сама все порешала, а Адама, как написано, послушался жены своей.

Однако даже в этом работает Божий промысел, а не попущение. Божий промысел состоит в том, что все плохое направляется к благим последствиям - это формулировка катехизиса. И они даже стали в этом сильнее, наш земной вариант этого - пуд соли вместе съели. После этого они не разбежались, не развелись, условно говоря, но окончательно сплотились, слились. Это стало не плодом греха, а плодом переживания трагедии греха. Они стали нужнее друг другу, и плодом этого стало рождение другого человека. Хотя, конечно, процесс продолжился, мы знаем историю Каина и Авеля, и об этом можно долго говорить.

Самое понятное для людей было бы друг друга обвинить, разбежаться, Бога обвинить, что они отчасти постарались сделать, защищая друг друга. Наверняка, был иной путь умножения человечества, но для нас он таинственный. Важно, что сейчас, коль путь взаимопонимания и создания семьи имеет на себе опыт преодоления греха, трагедии для нас это урок того, что проблемы, возникающие в нашей жизни, должны быть преодолеваемы с помощью Божией, с покаянием. В итоге Адам и Ева поняли свою ошибку и покаялись, хотя и получили наказание. Но получили и благую евангельскую надежду, которая была сказана Господом о семени жены, которое сотрет главу змия. Божий промысел все исправил, и человек остался на пути спасения. Людей стало много, ближних стало много, и все это, для того чтобы мы работали и искали друг в друге образ Божий.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Тулы: На телевидении прошли лекции и вышли диски Сергея Михайловича Масленникова, а теперь я часто слышу по телевидению, что надо воздержаться от чтения. Как же быть, посоветуйте, пожалуйста.

 

- Мы все-таки не выполняем функцию детальных комментарием и уточнений, думаю, что Вы, прежде всего, должны быть в живой связи с той церковью, где Вы находитесь. У Вас же есть епархиальное управление, миссионерский отдел и компетентные люди, которые дадут ответы на все вопросы. Проще, конечно, задать вопрос в прямом эфире, но думаю, лучше сходить и посоветоваться, начиная с батюшки в храме, а затем в епархии. Не могу сказать Вам точно, о ком здесь говорится.

Если Вы видите какие-то книги и кассеты, на них должно быть указание, кто их издал и кто санкционировал это издание. Не может быть положительным, если нет церковной санкции, и для этого приняты принципиальные, строгие меры на общецерковном уровне. Проходит проверка в издательском отделе, присваивается отдельный номер решения, существуют соответствующие грифы. Без этих грифов литература не может быть предъявлена вниманию верующих. Думаю, издания епархиального уровня тоже должны иметь ответственное указание, имеет ли данная книга или диск церковную санкцию. Если Вы не видите этой информации, это первый знак, что это уже надо отложить.

Сейчас доступно огромное количество литературы, проверенной уже десятилетиями и столетиями, а также современных, таких, как профессор Алексей Ильич Осипов, миссионер, проповедник. К сожалению, о названном авторе я не слышал, поэтому и советую обратиться в епархиальную службу.

 

- Вопрос телезрительницы из Саратовской области: Если муж настаивает на греховной близости, как быть жене, слушать ли ей в таком случае мужа?

 

- Думаю, что это вопрос не для обсуждения в прямом эфире. Надо идти к священникам, в церковь, на исповедь, все-таки должна быть живая связь с церковью. Вижу, что у многих ее не хватает. Есть проблема комфортности: задать вопрос по телефону легче. Но есть вещи, которые надо решать самим и трудиться самим для этого. Очень важно присутствие у аналоя с крестом и Евангелием, и так беседовать со священником.

Постараюсь ответить в общем. Конечно, если грехом называть отступление от веры, то это невозможно. Господом сказано, что кто возлюбить больше Меня отца или мать, сына или дочь, мужа или жену, Меня не достоин. Если речь идет о каких-то личных аспектах, то Господь сказал и об этом: воздерживайтесь по взаимному согласию. Конечно, если муж не разделяет убеждений, и это его может подтолкнуть к неправильному действию, то есть понятие жертвенной уступки и снисхождения к ближнему. Есть разные уровни жертвы: какое-то терпение и ожидание вразумления, но не подталкивание ко греху. Другое дело, если речь идет о действиях, неприемлемых для христианина, то возникает вопрос о том, за кого Вы вышли замуж и какие у вас отношения. Но все это вопрос дискуссионный, который надо задать священнику на исповеди.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: У каждого народа в мировой истории есть своя миссия. Насколько правильно считать, что главной миссией и задачей народа израильского было Рождество Пресвятой Богородицы?

 

- Вы понимаете правильно. Апостол Павел говорит о том, каково преимущество быть иудеем. Оно в том, что иудеям вверено слово Божие. Понимать это можно двояко: буквально и символически.

Буквально: они были носителями истины, принимая ее от древних патриархов и через Авраама, и несли истинную весть о Мессии вплоть до Рождества Христова. Не все подряд, а те, кто были действительно преданы этой истине.

Символически: Слово Божие – так мы называем и Самого Спасителя. Поэтому им было вверено рождение Спасителя, которое произошло реально, то есть в определенном месте от определенных людей, носителей истины, глубоко послушных Богу. Как сказала Пресвятая Богородица: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему".

Это конкретное служение народа израильского, как носителя света, в том мраке, который его окружал. Но Свет зажегся, значит, этот Свет стал доступен всем народам. И это не зависит от отдельных представителей израильского народа: кто-то родил Христа, кто-то служил Ему, а кто-то распинал. Независимо от этого, все люди стали причастниками Света, и все стали Новым Израилем. Все, кто продолжает это служение, стали Новым Израилем.

Апостол говорил о том же такими словами: во Христе несть ни иудей, ни эллин, ни варвар, ни скиф, ни раб, ни свободный, то есть новая общность во Христе - Новый Израиль. Эта общность может включать все народы, и у всех народов единая миссия - спасение.

Когда апостол Павел проповедовал в ареопаге, говорил о том, что люди взыскивали Бога, и те, кто действительно искал и стремился, все пришли в одну точку. Кто не искал - будь то в израильском народе, будь то в других народах - они оказались по другую сторону, вне Нового Израиля. Тем не менее, апостол молит, чтобы все, и мы вместе с ним, познали эту истину - Христа. Так что миссия любого человека, а значит, и обществ, и народа в спасении. Ибо Господь хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

В историческом контексте какие-то служения, конечно, есть. Греческий народ принес величайшую культуру, сохранил мысль, язык, это актуально по сей день. Александр Македонский создал великую империю, которая объединила в одну культурную ойкумену мир, очень разный, противостоящий, и это дало возможность христианству найти общий язык у всех народов и распространяться. Это Промысел на службе Истине, чтобы Евангелие, как сказано, было проповедано у всех народов. Все это нужно для общей цели - спасение всех, и к этому призваны все народы, и все конкретные люди.

 

- Существует многообразие изображений Пресвятой Богородицы: Казанская, Иверская, Владимирская и многие другие иконы. Почему возникает такое многообразие?

 

-  Это многообразие говорит о присутствии в нашем земном мире Пресвятой Богородицы, Которая, конечно же, Единая, Одна и Та же на всех иконах. Каждая икона - это Ее отпечаток, присутствие в мире, Ее след, Ее окошко в этот мир. Это множество говорит, насколько мы близки с Пресвятой Богородицей, и насколько этого не замечаем. Как Она нас любит, и насколько мы должны благоговеть перед этим и пользоваться. Чтить Пресвятую Богородицу и знать память этих икон, потому что это конкретный отпечаток в нашей церковной и общей истории действия Промысла Божия и любви Пресвятой Богородицы. Мы должны знать, как это происходило, благодарить Ее, и быть сопричастниками этого процесса.

 

- Вопрос телезрителя: Хотелось бы узнать Ваше мнение о статье митрополита Волоколамского Илариона, в которой он говорит, что "мы отказались от классификации католиков в качестве еретиков". В статье говорится о том, что католицизм более не еретическое учение, также признаются и таинства Католической Церкви. Как к этому относиться?

 

- Прежде всего, мы должны с уважением относиться к голосу Церкви, явленному в голосе епископата, преемников апостолов. Это прежде всего. Должны задуматься над этим, изучать, вникать, а не впадать в какие-то эмоции и самомнения.

Прежде всего, ключ к пониманию многих подобных вопросов - слова Христа и сила Церкви, которая основана на этих словах Христа "Я даю вам власть вязать и решить. Что будет связано на земле, то будет связано на небе, а что будет разрешено на земле, будет разрешено на небе". Поэтому воля Святой Церкви, выраженная должным образом, является священной.

Церковь ориентируется на то, чтобы мы находили пути друг к другу, и в наше время, когда эти пути открылись, повысился уровень сознательности, и мы не воспринимаем католика, как гетмана Сапегу, который прискачет сейчас в Москву. Мы воспринимает его, как человека диалога. Это касается и других религий. Мы можем поделиться с ними истиной, поговорить с ними о проблемах. С Сапегой мы не могли так поговорить, и тогда Святая Церковь в 1620 году постановила о перекрещивании католиков. Тогда не было диалога, был конфликт, а сейчас другое время и конкретные люди.

Я тоже бывал в Западной Европе и наблюдал молящихся там людей. И храмы там заполнены, и храмов очень много: и маленьких приходских, и соборов. Это то, чего так не хватает нам, ведь мы с таким трудом по сей день строим православные храмы, и это печально.

Нам нужно взаимопонимание, мы все вместе стоим перед общей проблемой зла, проблемой искажения истины на фундаментальной основе. В этом смысле мы не можем сказать много хорошего о протестантских конфессиях. В нашем взгляде на секулярный, обмирщенный мир католики - все же те, кто стоят на нашей стороне. Не говоря уже о социальной работе и многих вопросов вне религии, где мы можем найти взаимопонимание. Нужно убрать конфронтацию, убрать обострение.

Никто не говорит, что вопрос решен, и все едино. Конечно, все непросто. Может быть, будем веками говорить об этих проблемах. Тем, злободневных для православия, в этом нет, а вот диалог для нас открывается, ведь Церковь властна менять решения.

Если Вы посмотрите в истории христианства отношения с другими проблемными вопросами, например на Вселенских Соборах, то Вы увидите, насколько Церковь меняла свое мнение и суждение в разных ситуациях. Чтобы помочь людям, установить диалог, объединиться против общего врага и помочь друг другу.

Конечно, мы не протягиваем руки гетману Сапеге, нам бы эту руку обрубили, но если мы чувствуем кого-то рядом, это интересно, познавательно. Вне догматики можно очень многому научиться, например, у католиков в семейной жизни очень строгие правила. Мы можем интересно дополнить и обогатить друг друга. Мы с удовольствием пользуемся и общими святынями, но это никак не мешает нам быть православными и блюсти свои традиции, нормы и правила.

 

- В какие сложные моменты для нашей страны помогала Казанская икона?

 

- Думаю, вопрос в некотором смысле риторический. Во все сложные времена она помогала. Не сомневаюсь, что перед Казанской иконой со слезами молились наш народ и наши военачальники и в 1812 году, и в  1941 году. Думаю, что блокадный Ленинград - пример стойкости веры и защиты Казанской иконы, которая там чтится особо.

Яркие исторические примеры мы называли: Смутное время. Не случайной у нас на Красной площади находится храм Казанской иконы Божией Матери. И какая глубокая символика: напротив Кремля расположена Казанская икона - получается, что Кремль защищен еще одной оборонительной стеной. Каждый враг, пытающийся прорваться в Кремль, будет знать, что уже проложена дорожка освобождения, и не удержаться там врагу никогда.

Думаю, что во все времена Пресвятая Богородица была с нами, и ее икона, явленная в Казани 435 лет тому назад, всегда была вдохновительницей людей.

Сейчас, как мне кажется, Казанская икона является покровительницей брака, очень часто это икона венчальная. Пресвятая Богородица всегда осуществляет борьбу на главном фронте защиты человека - фронте защиты семьи, семейных устоев и ее святости.

Вспоминая Адама и Еву, будем помнить, что с помощью Божией, под покровом Царицы Небесной любое потрясение, любое искушение может быть преодолено лучше, чем это получилось тогда у них.

 

- Большое спасибо, отец Дамиан. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей.

 

- Пусть Царица Небесная, Заступница наша благословит всех нас своим образом Казанским. Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с этим радостным днем, вдохновляющим всех нас.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать