Беседы с батюшкой. Догмат Боговоплощения

20 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о тайне Боговоплощения отвечает преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, клирик Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга протодиакон Константин Маркович.

– «Возвестила всему миру тайну Боговоплощения»… О тайне Боговоплощения мы сегодня поговорим с клириком Свято-Никольского морского собора города Санкт-Петербурга протодиаконом Константином Марковичем.

– Здравствуйте, дорогие телезрители, я чрезвычайно рад первой нашей встрече в наступившем году и всех вас поздравляю последовательно: с наступившим новолетием; прошедшим великим торжеством Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; с продолжающимся праздником Богоявления Господня; и в сегодняшний день Церковь празднует Собор, или торжественное празднование, Иоанна Предтечи – подобно тому как второй день Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы. Церковь в этот день прославляла Божию Матерь, послужившую тайне Рождества Господа. Так и ныне прославляет святого Крестителя Спасова Иоанна, послужившего Крещению, Богоявлению Господню. Еще раз всех поздравляю с праздником!

– Спасибо, отец Константин, за приветствие и поздравление.

Прежде чем мы начнем говорить о догмате Боговоплощения, хотелось бы ввести термин и кратко сформулировать его – что такое догмат. Не секрет, что сегодня в повседневном общении этот термин употребляется в негативном ключе. Есть очень известная цитата Стива Джобса, которую можно часто встретить в Интернете: «Не живите мыслями чужих людей и не попадайтесь в ловушку догмы». Хотелось бы понять, что такое догмат для нас, христиан.

– В светском языке слово «догмат» или «догматическое мышление» имеют негативную коннотацию. И в сознании обычного человека слово «догмат» означает некую окаменелую установку, некое окаменелое положение, которое сковывает свободное мышление человека. Но на языке Церкви «догмат» имеет совершенно иное значение.

Любая мировоззренческая система, необязательно религиозная, зиждется на определенных принципах, которые априори существуют и сформулированы. Если с этими принципами вы будете не согласны, то это означает, что вы и не исповедуете эту мировоззренческую систему, а, наоборот, относитесь к ней критически. Так и в христианстве существует определенная  совокупность принципов, которые называются догматами. Эти принципы выведены из Божественного откровения, сформулированы Церковью большей частью на Вселенских Соборах и являются обязательными для каждого христианина. Собственно говоря, если человек согласен с ними, тогда его можно именовать христианином. Если человек с ними не согласен, то христианином он не является.

Так, например, для каждого христианина обязательно исповедовать то, что Иисус Христос является одновременно Сыном Божиим, второй Ипостасью Святой Троицы, Истинным Богом и истинным Человеком. Но, допустим, последователи ислама также почитают Иисуса, однако как одного из великих пророков. Соответственно, мы не можем говорить, что те, кто исповедует Христа как пророка, являются христианами. Христианин должен исповедовать Христа Богом и Человеком. Также если человек не исповедует веру в Бога как в Святую Троицу, он не является христианином. Если человек не исповедует Христа как Своего Спасителя, Искупителя, то также не может являться христианином.

– Мы подходим к догмату Боговоплощения. Что это такое? Как он сформулирован и как для нас раскрывается?

– Прежде всего, почему мы выбрали эту тему для сегодняшней беседы? Потому что как раз недавно мы пережили празднование Рождества Спасителя, обрезания Спасителя и, наконец, празднование Крещения Спасителя в Иордане от Иоанна, которое еще называется праздником Богоявления (или праздником Просвещения). Все эти литургические торжества посвящены раскрытию тайны Боговоплощения, то есть пришествия в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его рождения и воплощения от Девы Марии. То есть это все то, что объединено кратким, но емким евангельским изречением: «Слово (Слово Божие) стало плотью и обитало среди нас».

Сам праздник Рождества исторически был установлен Церковью в IV веке в разгар арианской смуты, когда появилось еретическое движение, которое поставило под сомнение Божественное достоинство Христа. Ариане стали говорить, что Христос сотворен, является высшим, но все же творением Бога, что Он не имеет Божественного достоинства, соответственно, не может называться в полном смысле Богом. В разгар этой смуты, для того чтобы еще раз донести до самых широких масс людей, посещавших  храм, истину о том, что Христос является Истинным Богом, воплотившимся от Девы Марии, и был установлен праздник Рождества Христова. В этот день мы как раз и вспоминаем эту великую тайну воплощения ради нас, ради нашего спасения Слова Божия, как говорит апостол Павел: многочастно и многообразно издревле говорил Бог через пророков, в последок дний сих говорил нам в Сыне, Имже и веки сотворил. Подобно тому как Господь во время Ветхого Завета посылал людям пророков, через которых возвещал Свое слово, так наступил момент, когда Бог послал Сына Своего Единородного. И опять же, как говорит евангелист Иоанн Богослов, «послал Бог Сына Своего Единородного, для того чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Для спасения человечества от греха потребовалось воплощение Сына Божия, пришествие Его к нам.

– Видимо, это очень важный ответ в сегодняшние дни на вопрос тех, кто говорит: «Зачем Церковь? Бог у меня в душе». Бог – это некая абстрактная сила. И когда в догмате Боговоплощения Господь открывается нам как Личность, это очень важно для диалога с такими людьми.

– Дело в том, что мы не исповедуем Бога как некую абстрактную, безличную субстанцию. Мы исповедуем Живого Бога, Который является любовью и изливает Свою Божественную любовь на все человечество и на каждого из нас. Но и от нас Господь ждет проявления нашей любви, потому что христианство и есть диалог любви. Человек должен ответить своей любовью на любовь Божию. И в чем видимые проявления человеческой любви? Как человек может явить свою любовь к Богу? Двумя путями: во-первых, через стремление к богообщению, через молитву, участие в церковных таинствах; во-вторых, через исполнение закона, заповедей Божьих. Это два пути того, как человек может явить свою любовь Богу.

Но если человек не будет проявлять своей любви к Богу деятельно, активно, как он тогда может говорить, что любит Бога? Кроме того, мы не должны забывать о том, что невозможно достичь спасения, нарушая Божественную волю. Самое горячее желание Христа было выражено в молитве в Гефсиманском саду, после которой начался Его крестный путь: «Отче, да будут ученики Мои едины так же, как и мы». И для того Господь установил Церковь, и для того в более широком смысле существуют видимые проявления нашей христианской религии, чтобы через них мы обретали единство с Богом, с Христом и единство во Христе друг с другом, чтобы мы становились единым Телом во Христе. Как говорит апостол Павел, Церковь есть Тело Христово. Это не просто сообщество людей, объединенных единым мировоззрением, или едиными практическими устремлениями, или единой религиозной практикой. Прежде всего это единство во Христе. Поэтому когда человек говорит, что верует в Бога в душе, но никак не проявляет видимым образом своей религиозности, такое убеждение является абсолютной ложью. Он не сможет достичь единства с Богом, он никак не отвечает на любовь Божию, почему он тогда думает, что Господь спасет его?

– Да, это важный момент. Спасибо за разъяснение, потому что такие вопросы возникают часто, и в рамках нашей сегодняшней темы это весьма актуально.

Мы взглянули на праздник Рождества с исторической и догматической точек зрения, а дальше следует праздник Богоявления, Боговоплощения. Какая здесь связь?

– И Рождество Христово, и Богоявление тесно связаны между собой. Не случайно даже с богослужебной точки зрения эти празднования имеют очень много общего. Сама внешняя организация богослужения практически идентична. Конечно, звучат разные богослужебные тексты, разные библейские и евангельские чтения, но сама некая канва абсолютно идентична что на Рождество, что на Богоявление. Это указывает на то, что эти события рождения от Девы Марии Сына Божия и Его явление Себя миру в событии Крещения на реке Иордан тесно взаимосвязаны. В чем здесь взаимосвязь? Господь сотворил человека по образу Божию. В чем заключается этот образ Божий? Он заключается в таких чертах человеческой личности, как разумность, способность абстрактно мыслить, различать добро и зло, то есть это нравственные чувства человека, его совесть. Наконец, это способность к любви.

Но одновременно Господь наделил человека еще способностью свободного выбора. И для того чтобы человек мог реализовать свою свободу, как нам повествует Книга Бытия, сотворив человека, Господь поселяет его в Эдемском саду и дает заповедь. Он говорит, что человек может вкушать от всех деревьев, брать их плоды, употреблять их в пищу. Но есть только одно дерево познания добра и зла, к которому Адам не должен прикасаться. И символический смысл этого библейского повествования заключается в следующем: человек должен абсолютно свободно, не по принуждению, не рабски, а абсолютно свободно полностью и всецело вверить себя в волю Божию. Потому что сутью и сущностью Промысла Божьего о человеке является Его любовь. Бог является абсолютным благом, и все, что Он промышляет о человеке, является благом для него.

В свободном следовании благой воле Божьей, без всякой самостоятельной, исходящей из своей личной самости, гордости попытки определить, что есть добро и что есть зло, и заключался смысл этой заповеди. Человек не должен самостоятельно касаться этой проблемы, он должен просто любить Бога, слушаться Его и доверять Ему. Но человек нарушает этот завет любви, ведь эта заповедь была настоящим заветом любви. Человек отказывается от этой любви Божьей, он считает, что будет сам определять, что для него есть добро и что зло. И когда человек делает этот выбор, тогда наступает грехопадение. И все духовное и телесное устроение человека (не только Адама, но через него и всего человеческого рода) повреждено грехом.

Что такое грех в православном понимании? Грех не просто преступление или нарушение Божественного закона. Грех – это прежде всего нравственная, духовная болезнь, которая повреждает сначала духовный мир человека, а впоследствии и телесное устроение человека. И тогда не наказанием, а логичным, закономерным результатом грехопадения становится смерть. Потому, рождаясь в этот мир, это греховное, болезненное состояние человеческой природы приводит к распаду человеческой личности, человеческого тела – наступает смерть.

Тем не менее Господь не хотел, чтобы человек, которого Он сотворил от преизбытка Своей любви, оставался в таком состоянии, и поэтому Господь определяет божественный план спасения человеческого рода, который на языке богословия часто называется «икономия». Наверное, это греческое слово не очень точное, потому что обычно оно переводится как «домостроительство», но в буквальном смысле «икос» – это дом, «номос» – закон, то есть это закон для дома. Скорее всего, слово «икономия» употребляется и в Священном Писании, и в богословии как определение божественного плана спасения человеческого рода, как некий закон, алгоритм, по которому строится дом. Как человек, приступающий к строительству какого-то здания, имеет архитектурный проект, определенный свод правил, по которому совершается строительство этого дома, так и Господь устанавливает определенный план, закон, определенные закономерности, по которым будет совершаться спасение человеческого рода.

И вот в течение всей ветхозаветной истории Господь приуготовляет человека различными способами, иногда любовью, иногда строгостью, потому что в Ветхом Завете часто мы видим, что наказание Божие может быть жестоким. Но эта жестокость не потому, что Бог жесток, а потому, что человек в то время находится в таком состоянии, что может воспринимать такие методы. Но одновременно Господь являет Свои благодеяния, Он воспитывает человека. В конечном итоге, когда Господь в Своем Божественном Промысле определяет, что наступил момент, когда пришло время воплотиться Сыну Божьему, тогда воплощается Единородный Сын Божий, оставаясь при этом абсолютно неизменным. В Его Божественной природе ничто не изменяется: так же Он остается Сыном Божиим, так же постоянно рождается от Отца. Как говорит 113-й псалом, стихи которого часто употребляются в крещенские дни: «Бог наш на небеси и на земли» (Бог наш на Небе и на земле). Оставаясь на Небе, Бог одновременно снисходит в девственную утробу Девы Марии и воплощается от Нее. И Церковь учит о том, что, оставаясь Неизменным Богом, Господь воспринимает человеческую природу, во всем подобную нам. Нет ничего, чего бы Господь ни воспринял из того, что имеет человек.

Но  Господь воспринимает на Себя природу чистую, Он не причастен никакому греху и злу. И не случайно происходит особое сверхъестественное зачатие. Не обычным естественным способом от соединения мужских и женских клеток, а Дух Святой находит на Деву Марию и подобно тому, как когда-то Адам был сотворен словом Божиим, так и в Ее утробе образуется новая плоть нового Адама. Не случайно апостол Павел называет Христа Новым Адамом – родоначальником нового рода. Это было новое творение нового человеческого рода. Христос воспринимает на Себя власть стать родоначальником нового рода людей. Того рода, который апостол Петр называет «народом святым, царственным священством, людьми, взятыми в удел».

– Христос – Новый Адам; в связи с этим вопрос, который часто задают наши телезрители, но который еще не звучал в эфире. Мы видим распятие, на котором изображается Господь, и у Него под ногами находится череп с костями. Что это означает? Таким образом обозначается ветхий Адам?

– Есть предание, которое, может быть, потому и существует, что имеет очень важное символическое значение: Голгофа – лобное место, на котором произошла крестная смерть Спасителя, находилась именно на том месте, где был погребен Адам.

Иерусалим – это удивительное место. По крайней мере, по преданию, храм Соломонов был построен на том месте, где Авраам пытался принести в жертву своего сына Исаака. И там, где сейчас на месте храма стоит мечеть Омара, до сих пор существует камень, на который предание (причем существует оно не только у христиан, но и у мусульман) указывает именно как на то место, где Авраам пытался принести своего сына в жертву. А Голгофа – это то место, где когда-то был погребен Адам. По символическому преданию, кровь, излившаяся из раненого тела Спасителя, достигла глубин земли и омыла кости Адама. Это, конечно, не библейское, а достаточно позднее предание, но само по себе даже его символическое значение очень характерно. Отсюда происходит это изображение.

На праздник Богоявления Христос приходит в этот мир. Иоанн Богослов говорит, что «Христос – это Свет Истины, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». Этот Свет Истины является миру. До Своего Богоявления Христос жил со Своей семьей, в послушании у названного мнимого отца Иосифа. Но в этот момент начинается служение Спасителя миру. И начинается оно с удивительного и таинственного события, когда Христос приходит и принимает крещение от Иоанна.

Что такое было крещение от Иоанна. Мы знаем из Евангелия, что Иоанн Предтеча проповедовал, что скоро придет Мессия, Сын Божий, и говорил: «Покайтесь, очистите себя покаянием». В знак совершающегося покаяния он использовал особое символическое действие, которое называлось крещением, или омовением. Слово «крещение» в переводе со славянского языка означает погружение с воду с целью омытия. Очень интересно, почему Иоанн Предтеча использовал не какой-то иной обряд, а совершал крещение через погружение в реку Иордан.

Евангелие говорит, что Иоанн Предтеча до своего выхода на проповедь с детства жил в пустыне. Но мы прекрасно понимаем, что ребенок, отрок жить в пустыне не мог. Современные толкователи приходят к заключению, что, скорее всего, Иоанн Предтеча жил среди людей, проживавших в пустыне. В то время существовали общины ессеев – это были благочестивые люди, которые удалялись от мира, жили своей замкнутой жизнью, были строгими ревнителями закона. У ессеев в знак очищения от нравственной нечистоты практиковался такой обряд омовения, погружения в воду. Известно, что когда-то кто-то из ессеев был вынужден выйти в мир и возвращался потом домой, в знак очищения от соприкосновения с миром он погружался в воду. Эти общины ессеев жили как раз в Иудейской пустыне, недалеко от того места, где крестил Иоанн Предтеча. Во-первых, в Евангелии от Иоанна говорится, что Предтеча крестил около селения Вифава. В наше время существует общеизвестное мнение, что есть место, указываемое как место крещения Спасителя, на реке Иордан, недалеко от Иерихона, от тех оазисов, где жили ессеи. Сейчас это граница Израиля и Иордании. Это был древний обычай, символизировавший покаяние и очищение.

Тем не менее почему крестился Христос? Когда люди приходили к Иоанну, они каялись в своих грехах и, по крайней мере, веровали, что Господь через это омовение в реках Иордана прощает им их грехи. То есть люди как бы символически смывали с себя греховную нечистоту в реках Иорданских. Почему Христос, не причастный никакого греха, приходит и, как последний грешник, просит Иоанна крестить Его? В Евангелии от Матфея говорится, что Иоанн своим пророческим взглядом провидел, Кто стоит перед ним. Что это Мессия, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира. Он отказывается, говорит: «Это Ты меня должен крестить, а не я Тебя». И тогда Христос отвечает: «Оставь, ибо так надлежит исполнить всякую правду». Христос, как последний грешник, погружается в реку Иордан, чтобы исполнить правду.

В чем заключается эта божественная правда? В том, что Христос воспринимает на Себя зрак раба. В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит о том, что Христос Себя «истощил» – это славянское слово; или есть греческое слово «кенозис» – истощение, обнищание, крайняя степень самоуничижения. Господь смиряет Себя, уничижает. И вот как раз это крещение, с одной стороны, является видимым проявлением этого кенозиса – самоуничижения Себя Богом. С другой стороны, Христос как бы символически берет на Себя вину за грехи всего человечества. Потому что когда Исаия возвещает об Агнце Божьем, говорит, что Он берет на Себя весь грех мира. Погружаясь в воды Иордана, Христос берет на Себя грех всего мира. И с этой виной он взойдет на Голгофу, с тем чтобы принести Себя в жертву. Будучи Сам абсолютно безгрешен, за грехи всего человечества Он принесет Себя в жертву. Он несет на Себе наказание всего мира. В этом заключается смысл события крещения.

Но когда Христос выходит из вод Иорданских, Иоанн видит дивное видение. Разверзаются небеса, голубь снисходит на Сына Божьего, и Иоанн понимает, что это Дух Святой в образе голубя. Иоанн слышит глас Отца Небесного: «Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В этом событии Господь впервые видимым образом открывает Себя как Триединого Бога. До этого в Ветхом Завете Бог являл Себя Единым, Непостижимым, Невидимым Богом. А здесь Он открыто, видимо проявляет Себя как Троицу. Поэтому мы говорим о том, что этот праздник является Богоявлением. Начинается эра Нового Завета.

– Вопрос телезрителя: «Что сначала сотворил Бог: рай, или землю, или всю Вселенную?»

– Первая фраза Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю...» То есть сначала Бог сотворил мир невидимый, – мир ангелов, а потом мир земной.

Но здесь очень интересный вопрос о том, что такое был рай прародителей и что такое Царство Небесное? Иногда словом «рай» мы называем и тот библейский рай, и Царство Небесное. Даже в Евангелии Христос, обращаясь с креста к разбойнику, говорит: «Ныне же будешь со Мной в раю». Но в Библии Эдемский сад имел совершенно четкие географические координаты на земле. Христос приходит для того, чтобы возвести нас в Небесное Отечество. Подобно тому как после вознесения Он возносится Своей плотью и садится одесную Бога Отца, так и все человечество, по крайней мере тех людей, которые достигнут спасения Божия, Он принимает в Свои небесные обители, те, где находится Престол Божий.

Это как раз говорит о том, что спасение, совершенное Христом, не просто восстановление человека в его прежнем достоинстве, которое он имел до грехопадения. Христос почтил человечество неизмеримо большей славой, чем оно имело ее до грехопадения. Об этом прекрасно говорит святой Симеон Новый Богослов: «Смотри, как велико Его человеколюбие. Сойдя в ад и воскресив их (то есть человечество), Он не восстановил их опять в тот же рай, от которого они отпали, но возвел их на самое Небо небес. Видишь ли, на какую высоту Он возвел их за их покаяние, смирение, плач и слезы. И не только Адама Бог почтил и прославил, но и всех его сынов, которые подражают ему в исповедании, покаянии и слезах». Через Христа мы достигаем гораздо большей славы, нежели имели прародители до грехопадения.

– Вопрос телезрительницы: «Идет праздник Рождества, затем Обрезания Господня, а после праздник Богоявления. И не совсем понятно, почему потом следует праздник Сретения. Каким образом получилось, что несколько нарушен хронологический порядок?»

– Это связано с чисто историческими обстоятельствами, а именно с историей формирования богослужебного календаря христианской Церкви. Изначально, где-то в середине III века, был установлен праздник Богоявления. В I–II веках христиане праздновали лишь такие праздники, как день Господень (то есть каждый воскресный день), Пасху и Пятидесятницу. Потом, по мере того как умножались мученики, вспоминали дни их смерти, но это были местные, локальные традиции. В III веке, как предполагают, сначала  в Александрийской Церкви был установлен праздник Богоявления 6 января. И сейчас по юлианскому церковному календарю праздник Богоявления празднуется 6 января. Где-то 100–150 лет спустя, в IV веке, праздник Богоявления был как бы разделен надвое, потому что до праздника Рождества Христова в день Богоявления вспоминалось и Рождество, и поклонение волхвов, и крещение Спасителя на Иордане. Такая же точно традиция существует в Армянской Церкви, потому что Армянская Апостольская Церковь празднует 6 января день Рождества и Богоявления. Это единственная христианская Церковь, где осталась старая традиция.

Существует древнее литературное произведение – путевые заметки одной благочестивой итальянской путешественницы, которую звали Сильвия Аквитанка (или Этерия). Называется оно «Паломничество по святым местам Сильвии (Этерии)» и относится к концу IV века. Интересно, что она повествует об увиденном ею праздновании Богоявлении в Иерусалиме (это примерно 80–90-е годы IV века): что совершался он 6 января и был крестный ход в Вифлеем. И праздновали все-таки не Крещение в Иордане, а Рождество Спасителя.

Четкое смысловое разделение этих празднований произошло только в V веке, и произошло именно в византийской богослужебной традиции. Потому что в латинской традиции издревле и до сих пор Рождество празднуют 25 декабря, 6 января – Богоявление, но это воспоминание поклонения волхвов. А в первое воскресенье после Богоявления празднуют Крещение Господне в Иордане. Поэтому это чисто историческая особенность литургического календаря нашей Православной греко-византийской  Русской Церкви, так как мы унаследовали нашу православную веру из Византии, Греции.

А праздник Сретения был установлен на 40-й день после Рождества Христова, потому что именно в 40-й день младенца приносили в храм для принесения жертв. И праздник Рождества Христова имеет символическую связь с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, потому что от явления Архангела до Рождества Христова ровно девять месяцев.

Еще раз напомню, что здесь постепенный процесс развития нашего церковного календаря.

– То есть нашим телезрителям, которые интересуются этим вопросом, важно понять, что литургический год – это не строго хронологическая последовательность событий.

– Это не строго хронологическая последовательность событий.  Кроме того, мы в принципе не можем достоверно установить даты таких событий, как Рождество, Благовещение, потому что не находим на страницах Евангелия указаний на четкий день месяца, года и т.д. Потому что Евангелие – это не строгая летопись, а благовестие о Христе. Здесь не надо искать какой-то исторической точности. Смысл установления тех или иных праздников – это призыв Церкви обратить свой духовный взор к размышлению о тех или иных евангельских событиях, которые имеют ключевое значение в истории нашего спасения, являются ключевыми событиями земной жизни Спасителя.

Поэтому в эти дни важно обратиться к богословской, нравственной, моральной сути этих событий, а не к их хронологической взаимосвязи.

– Отец Константин, в оставшиеся пять минут у нас есть возможность резюмировать наш сегодняшний очень серьезный и интересный литургико-догматический разговор. Как можно кратко и понятно в целом охарактеризовать догмат Боговоплощения?

– Я хочу сейчас вспомнить слова Августина Блаженного, которые он сказал на известную евангельскую фразу: «Не хлебом единым жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих». Он говорил о том, что такое «хлеб жизни». Чтобы было более понятно, я перескажу своими словами. Хлебом Жизни называют Таинство Евхаристии, и оно действительно таковое и есть, потому что питает нашу душу. Но хлебом жизни является также и слово Божие, которое мы слышим на богослужении. Хлебом жизни являются те гимны и песнопения, которые мы слышим в Церкви. Хлебом жизни для каждого человека, пищей духовной, должны также быть и наши размышления о том, что мы слышим и видим в храме. Потому что Церковь устанавливает те или иные праздники не просто для того, чтобы дать нам возможность отвлечься от повседневной рутины, а прежде всего призывает нас к глубокому, но и действенному размышлению. С тем чтобы плоды этого размышления мы применяли в нашей христианской жизни. Поэтому призываю всех в эти дни прежде всего духовно переживать и размышлять над всем, что мы слышим и видим во время христианского храмового богослужения.

– Спасибо, отец Константин, за сегодняшнюю очень содержательную беседу. У нас продолжается цикл бесед, поэтому хотелось бы порекомендовать нашим телезрителям обратиться к нашей прошлой с Вами передаче, посвященной Рождественскому посту и празднику Рождества Христова, чтобы в полной мере понять и поразмышлять над тайной Боговоплощения. Как раз в этих двух передачах мы с отцом Константином очень емко поговорили о двух этих событиях. Конечно, всего, о чем хотелось бы сказать, за пятьдесят минут не охватить, но тем не менее…

– Спасибо. И, прощаясь, вновь приветствую вас замечательными словами святителя Григория Богослова, которые были положены одновременно в основу первого ирмоса Рождественского канона: «Христос рождается — славите! Христос с небес — встречайте! Христос на земли — возноситесь! Пойте Господеви вся земля...» Еще раз с праздниками! Всего вам доброго!

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать