Беседы с батюшкой. Великий пост. Часть 2

20 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о Великом посте отвечает кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин.

– Сегодня прежде всего хотелось бы затронуть такой обязательный момент нашей духовной жизни в Великий пост, как молитва Ефрема Сирина.

Но начнем с вопросов, касающихся вообще Великого поста, которые нам присылают телезрители.

Первый вопрос: «С чего начать пост тем, кто раньше никак не держал его и даже не ходил в храм?»

– Хороший вопрос. Думаю, если человек задумался о посте, значит, у него внутри уже происходят какие-то изменения. К посту не будет приступать человек, посторонний храму. Видимо, он уже чувствует какой-то смысл этого.

У поста две составляющие – духовная и телесная. Прежде всего пост – это время для нашего духовного делания, когда мы откладываем все мирские попечения. Постом, конечно, нежелательно бегать по магазинам, заниматься ремонтом.

– А почему нельзя заниматься ремонтом? Это ведь тоже труд.

– Согласен, что бывают ситуации, когда по-другому никак. Но если есть возможность, сделайте это в какое-то другое время. Ведь человек и так работает. А если вместо храма он идет делать что-то дома, то вся его жизнь переходит в труд. Если человек, допустим, берет отпуск и вместо выхода на свое профессиональное место что-то ремонтирует дома, то это одно дело. А если он и работает на светской работе, и проводит тоже будние вечера и выходные дни дома в труде, то он внутренне выключается из течения Великого поста, и такая лодочка не приплывает к той пристани, к которой мы должны попасть в конце Великого поста,– к празднику Светлого Христова Воскресения.

Если вспомнить древние монастыри, то насельники и так пребывали в молитве, и так собирались каждый день в храм на богослужение. Однако когда наступал Великий пост, то, как мы знаем из жития преподобной Марии Египетской, монахи обители уходили в уединенные места для отшельнического делания и собирались уже ближе к Пасхе (кажется, на Вход Господень в Иерусалим). Преподобный Феодосий Печерский на время Великого поста затворялся в пещерке и велел заваливать снаружи дверь землей (оставалось лишь небольшое оконце), то есть он уходил в полное уединение. Даже аскеты во время Великого поста посвящали себя еще более углубленному деланию.

Наша жизнь проходит по большому счету в суете, в круговороте каких-то проблем, в решении разных задач. Понятно, что все это нужно, надо думать и об устроении своего дома, и о том, что приобрести. Могут случаться и какие-то праздники. Но этот круговорот забот и дел приводит к тому, что человек вертится как белка в колесе, все время «сидит» в мобильном телефоне, погружается в Интернет, новостные каналы и так далее – жизнь его просто пролетает и уходит в никуда.

А пост – это время, которое позволяет нам выйти из круговорота этих земных, суетных проблем, отвлечься от мирского течения, мирской суеты и в тишине молитвенного делания обрести свою душу. Вот почему сейчас есть люди, которые вроде бы и верят в Бога, но не задумываются о бессмертии души, о том, есть ли у них душа. Потому что они живут только материальным, телесным, говорят о том, что можно увидеть, пощупать, съесть. Заглянуть внутрь себя у них абсолютно нет времени и, может быть, желания. Соответственно, они не замечают в самих себе бессмертной души. А так как они ее не замечают, то и не спасают. Пост помогает человеку отвлечься от внешнего, сосредоточиться на самом ценном (а бессмертная душа превыше всего) – очищать душу и навести порядок внутри.

Почему мы даем совет, что для решения каких-то проблем надо молиться? Ведь иногда надо включаться, что-то делать, не сидеть сложа руки, а принимать волевые решения. Все дело в том, что когда человек начинает молиться, у него упорядочивается внутренний мир и наступает больше ясности в уме: мысли перестают скакать из стороны в сторону, отходит отчаяние, смущение, смятение, тревога. Часто людей изъедают тревоги: или ожидание бед, или какая-то мнительность. Все это просто уничтожает человека, поэтому он не может принять трезвого решения в своей жизни. А молитва отсекает лишние помыслы, вселяет в душу мир, и когда внутри наступает больше ясности, человек начинает принимать правильные решения по жизни. Он избегает ненужных ошибок, поступает более ответственно. Ведь молитва – это обращение к Самому Богу, и человек, который пребывает в молитве, очень быстро получает отклик.

Вот, например, недавно у одной знакомой был ряд искушений в семье и сбежал сын. Был уже поздний вечер. Что делать? Понятно, что обратились в полицию. Но когда была произнесена молитва (и не одного человека), как только был прочитан акафист Божией Матери «Взыскание погибших» – сын сразу находится.

– Прямо сбежал?

– Сбежал. Так бывает в подростковом возрасте из-за каких-то внутрисемейных проблем.

– Сейчас все хорошо?

– Да, сейчас все хорошо. На следующий день после этого он пошел в храм, они причастились, хотя до этого у них были конфликты. И когда подросток причастился, у него даже как бы немного поменялся характер. В школе сказали, что он ведет себя уже совсем по-новому.

В общем, молитва способна решать очень многое. Человек не все может решить, а вот Господь может решить все. И, обращаясь к Господу, мы приобщаемся благодати Божией. А благодать Божия врачует наш ум, наше сердце. Она способна преобразить отношения людей друг с другом.

Иногда приходят люди, у которых в семье все рушится, валится, и кажется, что невозможно ничего воссоздать, такая уже существует антипатия друг к другу. Первый совет, который дается, – просто отложить пока какие-то решения. Потому что всякое решение, рождающееся из раздражения, – ложное. Если человек в состоянии гнева предпринимает какой-то жизненный шаг, он будет заведомо ложный. Это будет шаг в пропасть, человек в нее провалится и разобьется. Поэтому святые отцы и говорят, что если ты впал в гнев, не принимай никаких решений в этой ситуации. Поэтому мы и говорим: давайте какое-то время помолимся. И действительно, проходит некоторое время, семья восстанавливается, а потом рождается ребенок. Проблемы, которые были, преодолеваются. Что это значит? Что благодать Божия действительно врачует и исцеляет, если человек молится.

Время Великого поста ценно как раз тем, что мы высвобождаем время своей жизни для обращения к Богу. Мы сидели перед телеэкраном или монитором ноутбука, а теперь берем в руки молитвослов, или Псалтирь, или Евангелие, чтобы усиленно их читать. И это действительно становится окном в горний мир. Понятно, что телевизор – это тоже окно, но куда оно обращено? Зачастую либо к каким-то грехам, либо к трагедиям – человек живет в каком-то постоянном напряжении, постоянно купается в картинах кровопролитий, впечатлениях от всевозможных бед. Все это вводит внутрь его некий негатив, и такой человек наполняет свой внутренний мир только агрессией, чем-то отрицательным. А пост – это такое время, когда мы обращаем двери своего сердца к небесному.

Чтобы воспринять небесное, нужно очистить свою душу. В очищенную душу входит Божия благодать, и эта благодать врачует и исцеляет ее. Так что начинающим нужно обязательно сопровождать пост молитвой. Без молитвы настоящего поста не может быть. Пусть прежде всего это будет покаяние от сердца. Но, кроме того, как говорил святой Иоанн Златоуст, пусть постятся твои очи, чтобы они не смотрели ни на что греховное. А сейчас все грехи идут через Интернет. Воздержись на это время от посещения даже просто мирских сайтов. Попробуй в принципе преодолеть свое увлечение какими-то мирскими пожеланиями.

Пусть постятся уста, говорит святой Иоанн Златоуст. В каком смысле? Мы очень часто поражаем ближних злым языком. Мы своими устами часто буквально пожираем других людей. Какой смысл, если ты не вкушаешь мясной или молочной еды, но при этом заживо съедаешь своего сотрудника или сотрудницу по работе, соседей, правительство и так далее – всех готов поглотить. Так что же это будет за пост, если ты поглощаешь все вокруг? Пост – это действительно воздержание от того, чтобы мы не употребляли не только какие-то скоромные продукты, но чтобы не пожирали наших ближних, не поедали тех людей, о которых думаем что-то плохое, – научились бы воздерживаться.

Самое главное, что мне хотелось бы отметить насчет поста, почему он важен, в чем его ценность и, может быть, самая главная суть: дело в том, что воздержание – это не просто телесное делание. Чревоугодие, стремление вкушать разные яства во многом является выражением человеческого эгоизма и потребительства, когда человек хочет все время только потреблять и поглощать. К этому его  призывает и реклама: попробуй, вкуси. Необязательно это вкусить много, но все время хочется чего-то попробовать, какие-то  новые, изысканные вкусы. Добавляются разные усилители вкуса, химические добавки, и еда становится наполовину искусственной.

– Происходит просто привыкание.

– А за всем этим стоит наш эгоизм – я хочу больше поглощать и потреблять, всё мне, всё внутрь меня. А пост как раз помогает  нам вырваться из этого эгоизма: нет, я останавливаюсь, я не вкушаю эти виды пищи, воздерживаюсь не только от мяса и молока. Если ты, например, привык жевать жевачку или пить газированные напитки, то даже от этого воздержись в пост, чтобы не услаждать себя. И это уже будет шаг на пути к преодолению своего эгоизма. Кроме того, старайся не только для себя, а где-то постарайся быть поближе к своим друзьям, знакомым, творить милостыню.

В книге «Пастырь Ерма» описывается, как ангел дает советы пастырю. И насчет поста он дал такой прекрасный совет: когда ты постишься, откажись от ряда скоромных продуктов; если питаться скромно, ты сэкономишь какие-то средства. И вот эти средства потрать на милосердие, отдай как милостыню – таким образом, это будет некое жертвенное проявление, преодоление эгоизма, когда ты делаешь уже для других. Ты воздержался от некоторых видов пищи, сохранились какие-то средства – и ты их отдаешь еще кому-то, учишься преодолевать свое самолюбие. И ангел сказал так: подлинный пост – это когда ты не двоедушествуешь, не лицемеришь, не произносишь злых слов, не гордишься, не стремишься к блуду, то есть подлинный пост созидается в глубинах человеческого сердца.

– Вопрос от наших телезрителей, который важен для многих и касается супружеской близости в дни поста. Как быть, когда один человек воцерковлен, а другой нет и надо найти компромисс? И вообще плохо ли это – супружеские отношения во время поста?

– Вопрос, конечно, интимного характера, потому что это особая сфера жизни. Господь изначально благословил людей на деторождение, но все дело в том, что пост – это такое время, когда даже какие-то естественные радости должны быть в стороне. Это то же самое, когда мы скорбим о потере родного человека и находимся в трауре – и веселье и какая-то радость неприемлемы для данного периода времени. Пост является временем покаяния, то есть это время, когда некоторые радости, в принципе даже естественные для обычной человеческой жизни, отступают в сторону. В этом смысле Церковь всегда говорила и о воздержании в пост от интимных отношений, потому что это получается уже не совсем постная «тема». Если мы воздерживаемся от пищи, то, конечно, должны воздерживаться и здесь.

Но бывают разные ситуации, жизнь очень нестандартна. Допустим, кто-то из супругов не тянет такое: или еще недостаточно воцерковлен, или даже просто слабый. И другому супругу в данном случае надо идти ему навстречу. Почему? Потому что наш пост и наше аскетическое делание не должно разрушать наших родственных связей, семейных отношений. Если из-за наших молитв и постов страдают наши ближние, то сами мы от этого ближе к Богу не становимся. Как сказано о Господе, Он и «трости надломленной не переломит». Что это значит? Что если душа надломившаяся, Он никогда не доломает ее, наоборот, «не угасит даже курящегося (то есть тлеющего) льна». Имеется в виду, что если теплится какой-то небольшой огонек веры, Спаситель не угасит его, наоборот, преобразит в огонь веры и молитвенных слов. Поэтому в христианской семье мы должны поступать по примеру Христа – не надламывать нашего супруга или супругу, учитывать немощь друг друга. Я знаю даже такие случаи, когда кто-то из супругов подходил к этому чрезмерно строго, где-то даже фанатично, ставя аскетические цели, и семья в итоге рушилась, потому что за этими отказами следовало внутреннее недопонимание и разрыв. Внутренний разрыв приводит к отдалению, дистанцированию, и потом такие люди становятся все дальше и дальше друг от друга. А затем может наступить какой-то грех, когда человек встречает где-то на стороне искушение и оказывается нестойким. Поэтому все-таки Великим постом надо снисходить к немощи кого-то из супругов, но и в этом тоже исповедоваться, согласовывать это с духовником.

– Мы говорили о соблюдении поста в условиях нашей мирской жизни. Ведь в храме мы видим и чувствуем особую атмосферу, мы молимся и порой забываем о мирских делах, но выходим из храма и опять возвращаемся в мир. Как найти баланс в своей душе и, наверное, даже в теле среди внешних проявлений этого мира, особенно в таком городе, как Москва. Как тяжело порой, когда спускаешься в метро и теряешь полученный в храме запал.

– Думаю, так далеко не у всех. Здесь есть проблема определенного раздвоения. У меня это, кстати, пропало, когда я стал священником и начал везде ходить в рясе или подряснике, с крестом. И эта цельность стала сохраняться: каков ты в храме, таким же священником остаешься везде: и в общественном транспорте, и в метро, и просто на улицах. И я всегда вспоминаю, что Господь Бог везде рядом. Конечно, храм, где мы молимся, – это особо освященное место, но когда мы выходим из него, Господь нас не покидает. И наша задача в том, чтобы мы не покинули Его, не отвлекли свою душу.

Поэтому когда мы вышли из храма, надо сохранять молитвенное обращение к Господу, но при этом не смотреть на мир с агрессией – вот в чем дело. Бывает такое искушение, когда мы чрезмерно это разделяем: вот – храм, вот – мирская жизнь, вроде бы Бог там, а здесь Его нет. Господь присутствует везде. Господь заботится о каждом человеке. Это люди бывают как непослушные чада: не всегда обращаются к Богу,  грешат, своевольничают, а Господь посылает им страдания и скорби, с тем чтобы вразумить.

Надо помнить, что  христианин везде может чувствовать себя как дома, потому что Господь Бог находится везде. Даже спускаясь в метро, мы и там можем обратиться к Богу, и там надо помолиться о тех, кого мы видим. Видно, что у этого человека опечаленное лицо: видимо, у него случилась какая-то скорбь. И если в душе есть сострадание, а у христианина должна быть такая чуткость, то надо не замыкаться на себе, а помолиться о нем. Такая молитва вообще изменяет твое отношение к разным местам, где ты находишься. Если смотреть с некоей агрессией, то это уже лишает тебя мира – и ты быстро теряешь Божию благодать. Конечно, не надо заглядываться на какую-то рекламу, которая иногда включает отчасти соблазнительные образы. Внутренне не рассеиваться – это главный принцип.

Проблема, о которой Вы сказали, – это проблема раздвоения. Она связана с разрывом двух культур. В принципе, это идет уже от Петра I, когда стала отделяться светская культура от церковной. До Петра I это была единая культура, а центром жизни являлся храм. А здесь вдруг появляются какие-то свои, отдельные гражданские праздники, которые к церковным дням года отношения не имеют. Появляются и отдельные гражданские издания, гражданская газета, то есть что-то цивильное, где про Бога уже не вспоминают. Из-за этого появилась такая прослойка общества, представители которой, в принципе, иногда ходят в храм, но, выходя из него, уже воспринимают принципы мира сего и про Бога не вспоминают. К чему приводят такие раздвоения? К внутреннему дисбалансу и даже некой напряженности в нервной системе.

Очень часто депрессия рождается из внутреннего раздвоения: человек в одном месте один, в другом – другой. А восстановление человеческой личности и человеческой души происходит именно за счет цельности, целостности, когда ты не играешь здесь одну роль, а тут другую, а везде являешься самим собой, чувствуешь себя на своем месте и стараешься внутренне в чистоте и простоте предстоять перед Богом. Мы везде находимся пред взором Божиим. Поэтому где бы мы ни находились, чтобы не утратить Божию благодать, нужно помнить, что мы пред взором Божьим, Господь видит нас.

Будем ли мы пред взором Божьим произносить, допустим, какие-то похабные шутки? Будем ли пред взором Божьим осуждать другого человека, обманывать в кассе или на рынке (понимаю, что сейчас это иначе), мстить? Ведь на нас смотрит Господь, мы находимся пред взором Божьим. Такое состояние в Священном Писании называется хождением пред Богом, и мы всегда по жизни должны помнить, что ходим пред Господом и Господь нас видит, Он рядом – как любящий Отец. Но мы часто погрешаем против Его любви, утрачиваем связь с Богом. А когда утрачиваем связь с Богом, то утрачиваем покой и мир. Бог есть высшее благо, и, теряя благо, человек страдает. Это происходит из-за разрыва нашей связи с Господом.

Надо жить так, когда ты молишься не только в храме, но и вне его вспоминаешь Господа. И везде надо вести себя прилично. А иначе люди, привыкшие к своеволию на улицах, приходят в храм и начинают тыкать других: ты не так сделал; ты не тут встал; не так свечу поставил; здесь себя вести так не положено; почему у вас ребенок бегает? Но он же маленький, ему и нужно двигаться. Ну, подвигался немножко, походил, не все могут ровно стоять всю службу. Если же что-то говорить, то говорить надо с любовью и добром: «Вы можете посидеть или поднести ребенка к иконе». Ведь ребенок тянется ко всему, и когда подносишь его к иконе, глаза его устремляются к святому образу – его внимание занято, он сам занят. Вообще посещать храм для молодых мам – это целый подвиг, и надо идти им навстречу. И везде надо стараться вести себя прилично, чтобы неприличность не вылезла там, где не надо.

– Да, батюшка, очень важные и полезные замечания, но нам надо идти к обозначенной теме – это молитва Ефрема Сирина. Об этой молитве написал наш замечательный поэт: «та, которую священник повторяет во дни печальные Великого поста». Молитва, в принципе, понятная, мы много о ней говорим. Например, у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) есть толкование на эту молитву, и в первой строчке он спрашивает: почему она начинается с прошения об избавлении от праздности? Неужели нет пороков бо́льших, чем праздность? Что значит «праздность» в этой молитве? О чем речь?

– Я уверен, святитель Лука дал ответ на этот вопрос, и вспоминаю других святых отцов. Дело в том, что иногда для того, чтобы согрешить, нужно всего лишь предаться праздности.

– Потерять бдительность.

– Да. Иногда некоторые думают, что если сидишь дома и ничего не делаешь, значит, не согрешишь. На самом деле ничего подобного. Если ты не будешь ничего делать, то однозначно согрешишь. Почему так? Потому что в праздную душу лезут праздные помыслы. Там рой всевозможных мыслей, идей, пожеланий. Человек, который не занят делом, обязательно увлечется каким-то греховным пожеланием. Допустим, почему в армии офицеры часто организуют какие-то работы: хозяйственную уборку или чистку БТР?

– По десять раз на день уборка – да, есть такое.

– Дело в том, что у офицеров нет иного выхода: надо, чтобы солдаты были постоянно заняты. Иначе им в голову будет лезть не весть что.

– «Если отдых, то активный; если праздник, то спортивный».

– Потому что это тоже выработано с годами: если солдаты праздные, дисциплина падает. Но это, к сожалению, относится ко всем людям. Солдаты тут ни в чем не виноваты. Посмотрите даже на монахов, которые зачастую были образцовыми христианами, но уходили в пустыню. Ведь, казалось бы, пустыня, подвиг отшельничества – это уже высший подвиг, и то один плетет корзину, то другой... Помните, как один монах говорит ученику: «Вот жезл, поливай его водой»? И тот бегает с водой, поливает, а потом жезл действительно прорастает. Во-первых, здесь, конечно, послушание. Послушание во вроде бы бессмысленном деле, но оно принесло плод, потому что из души послушной уходят другие страсти: гордость, своеволие и прочее. Но, кроме того, это прежде всего труд, который очень важен для души и помогает ей быть собранной.

Если оставить человека без труда, он очень быстро деградирует. Достаточно посадить человека в одиночную камеру, и если он не научен молитве, просто земным поклонам, если ему нечего читать, очень быстро его внутренний мир будет оскудевать. Ведь у человека творческое начало, он создан по образу Божию. Бог сотворил мир, и у человека тоже стремление проявлять себя: что-то созидать, что-то творчески обрабатывать, творить что-то новое. Если этого не будет, то душа начнет деградировать, просто начнет тускнеть, оскудевать. Поэтому праздность – это начало любого другого греха. И оттуда появится и блуд, и уныние с печалью. Все оттуда появится.

Люди часто жалуются на уныние, но надо найти себе какое-то интересное дело. Ведь можно найти столько интересных занятий! Вот я себя даже не представляю без этого: я все время чем-то занят, даже нет свободной минуты. Наоборот, бывает, просто падаешь без сил – и все. Так что будем сторониться праздности.

– Сейчас идет первая седмица поста, и надо чем-то заниматься. Если говорить честно, то молиться все время – тяжело, и не всегда мы готовы к этому, не всегда есть возможность. Может быть, это чрезмерное молитвенное настроение может вводить человека в какую-то прелесть и так далее? Чем можно заниматься в это время, чтобы это было полезно?

– Думаю, у каждого это индивидуально. Во-первых, многие христиане трудятся, они же не уходят в отпуск на первой седмице поста, они находятся на работе, а вечером приходят в храм на вечернее богослужение с каноном преподобного Андрея Критского.

У меня особенно запечатлелся период учебы в семинарии и академии, когда мы от начала до конца выстаивали службы...

– Я тоже вспоминаю это время в семинарские годы. На первой неделе можно было написать сочинение, уроков ведь не было, только службы. В перерывах между ними писали сочинения, работы, сдавали долги.

– Так и я стараюсь работать над статьями, писать текст очередной книги. С книгами, кстати, никто работать не запрещает. Ведь часто у нас нет времени читать книги. Если появляется свободное время на седмицах Великого поста, то очень важно в это время начать читать духовные книги, которые помогут упорядочить все внутри.

– А как быть с художественной литературой?

– Художественную литературу хорошо бы читать помимо Великого поста. Но я понимаю, что нас смотрят разные телезрители. Если кто-то еще не до конца проникся церковной жизнью или, допустим, ему тяжело воспринимать только молитвы, только аскетическую литературу,  думаю, ему можно и Великим постом читать что-то из художественных произведений. Но не развлекательную литературу, а более глубокую (допустим, что-то из Достоевского). Кстати, тем, у кого есть дети, можно читать вместе с детьми. Есть много полезных произведений на христианские темы. И так и проводить свое время. Но если ты уже давно ходишь в храм, то читать Великим постом что-то из святых отцов, конечно, обязательно.

– Давайте попытаемся более подробно поговорить о молитве Ефрема Сирина. Понятно, что у нас не хватит времени, чтобы разобрать всю молитву, но можно подчеркнуть некоторые важные моменты, которые позволили  бы человеку более широко понимать то, о чем читает священник. Чтобы не только делать в определенные моменты поклоны, но и еще о чем-то задумываться.

– Молитва преподобного Ефрема Сирина включает в себя прошения, которые охватывают наши основные немощи. Это не только праздность, но и уныние, бич нашего времени. Очень многие люди пребывают в унынии, вялости, бездеятельности.

– В простонародье это называется депрессия.

– С медицинской точки зрения депрессия – это, может быть, немного иное. Уныние – это внутреннее угасание, когда человек не хочет молиться, не хочет делать каких-то добрых дел или, наоборот, ищет развлечений. Как ни странно, уныние может выражаться в том, что человек, придя домой, ставит какую-то мирскую музыку. Внутри у него тоска и пустота, из-за этого он хочет немножко поднять себе настроение, включая такую музыку, которая его развлекает. Но это самообман, потому что такой человек просто временно поддерживает себя музыкальной волной, его стимулируют какие-то гормоны радости, а внутри он по-прежнему остается пустым.

Кстати, уныние часто рождается из-за нераскаянных грехов, непрощенных обид, из-за того, что мы сосредоточиваем наше внимание на чем-то отрицательном, негативном. Представьте, если вы все время будете смотреть только на что-то мрачное. Если поместить человека в мрачную пещеру, через полгода у него начнется настоящая депрессия. А теперь представьте, что его не поместили в ту мрачную пещеру, но сам он в своих мыслях постоянно находится среди этого мрака. Вот от этого и возникает уныние, человек все время подмечает что-то плохое: вот здесь у меня не получилось, здесь меня не поняли, тут отвергли, там кто-то несправедливо поступил. И человек в своем сознании набирает много отрицательных фрагментов из своей жизни, составляет их вместе – и получается картина сплошного горя. И это горе, естественно, ввергает его в уныние.

Для преодоления этого нужно видеть, что Господь всегда рядом с нами и что жизнь человеческая руководится Промыслом Божьим. Что  на самом деле каждый день может подать нам великую радость. Сам этот день уже есть радость, потому что это жизнь и потому что у тебя есть возможность сделать добро. А сделать добро другому человеку – значит, и самому тоже испытать какую-то радость.

Такому человеку можно было бы просто поэкспериментировать: все кажется мрачным, все угасло, а вот подойду к этому творчески, попробую поступить нестандартно. Допустим, возьму и помогу какому-то своему забытому родственнику, который унывает еще больше, поговорю с ним по душам. Или даже просто пойду в храм и внимательно поисповедуюсь в своих грехах.  И это поможет освободиться от уныния: уныние покидает чистую душу, в чистом сердце нет уныния.

Любоначалием мы погрешаем очень часто. В молитве Ефрему Сирину мы молимся о преодолении любоначалия. Часто мы любим командовать и в семье, и с сотрудниками. Здесь общий греховный принцип – я знаю лучше, чем другие. Постом нам дается возможность немного сбить такой настрой гордости.

– Тоже много искушений: вот тот не постится, а я же пощусь.

– В молитве преподобного Ефрема Сирина упоминается также грех празднословия. Если человек празднословит, это значит, что у него внутри какой-то хаос, ведь слово – это выражение сердца человеческого. Что у тебя в словах, то и внутри. Если кто-то все время отпускает похабные шутки, кто-то говорит только о мирском, то что же внутри такого человека? Бывает, только послушаешь, самому становится плохо от этого. Причем каждое произносимое слово означает, что человек не только имеет это внутри, но еще и закрепляет, как бы ставит некую печать, потому что произнесенное слово укрепляет то, что внутри. В случае празднословия это получается неким исповеданием своего внутреннего безобразия.

Помимо избавления от греховных страстей в молитве преподобного Ефрема Сирина мы молим Господа даровать нам добродетели. И прежде всего это добродетель целомудрия. Целомудрие – это не просто преодоление каких-то блудных грехов, это целостность человека, когда ты внутренне не откликаешься ни на какие греховные позывы. Целомудрие и рождается из внутренне цельной и здоровой души. Ведь часто даже блудные грехи появляются, когда человек начинает своим умом гулять туда и сюда. У него нет цельности, он прилепляется своим сердцем то к одному образу, то к другому, то к третьему – и рассеян по всему греховному миру. Целомудрие – это обретение цельности, которая приводит к гармонии души: ума, сердца, воли. Даже телесное естество такого человека преображается, в нем исчезают греховные позывы.

Также в молитве говорится о даровании терпения и любви. Потому что терпения нам всегда не хватает: это проявляется на дорогах, когда водители стоят в пробках и начинают гудеть друг другу или ругаться, даже проявлять какую-то агрессию. А чего здесь сердиться? Ведь все в пробке стоят. Пробки – это целая школа терпения и смирения, поэтому для христианина это прекрасный духовный урок, когда можно молиться и понимать, что Господь, может быть, специально держит тебя на этом месте, чтобы ты потренировался, научился преодолеть ропот внутри, какое-то негодование. Кроме того, мы часто не замечаем за собой немощей, а когда попадаем в такие ситуации, тут же вылезает нетерпеливость, раздражение, и мы уже знаем, в чем нам каяться, в чем работать над собой.

Молитва преподобного Ефрема Сирина призывает нас зреть, видеть свои грехи и, наоборот, не осуждать наших ближних. Почему это прошение молитвы Ефрема Сирина, может быть, даже более важное? Потому что своим отношением к ближним мы на самом деле определяем свою личную участь. Помните, Господь говорил: «Прощайте – и простится вам, не осуждайте – и не будете осуждены». А когда мы осуждаем других людей и не прощаем их, то, во-первых, ставим себя выше этих людей, а во-вторых, не замечаем, что сами мы по своим грехам, может быть, хуже их, и поэтому терпим крах. И вот Господь подает нам основной принцип духовной жизни – чтобы мы все-таки постарались не осуждать наших ближних, прощать их, чтобы самим сподобиться прощения наших, может быть, весьма страшных грехов.

Последнее, что мне бы хотелось сказать в этом отношении, – это то, что молитва преподобного Ефрема Сирина важна не только в храме, но и дома. Если Вы трудитесь на работе, то на буднях наверняка будете редко приходить в храм, а только в субботу, воскресенье, когда молитва преподобного Ефрема Сирина не произносится. Но дома очень важно произносить эту молитву утром и вечером, так же – с двенадцатью покаянными поклонами: «Боже, очисти мя, грешного». Эта молитва будет поддерживать дух Великого поста на протяжении всех сорока дней, вплоть до Страстной седмицы, когда мы уже станем вспоминать путь Господа к страданиям, а дальше сможем приобщиться к светлому празднику Христова Воскресения. Дай Господь дойти нам до этого события с очищенной и воскресшей душой.

– Отец Валерий, спасибо Вам за эту беседу. Мы сегодня затронули очень важные моменты; надеюсь, с пользой для наших телезрителей. Благословите напоследок наших телезрителей.

– Господь благословит всех вас, дорогие братья и сестры. Постараемся молиться с искренним, чистым сердцем и по-доброму относиться друг к другу. Храни всех Господь.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать