Беседы с батюшкой. Восстановление собора Богоявления-на-Острову

20 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска. Передача из Москвы. 

 

- 24 апреля 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Кинота Святой Горы Афон в Россию прибывает очень важная святыня – десница мощей великомученика Георгия Победоносца. Святыня в Москву, Санкт-Петербург, Тулу, Орел, Элисту, Екатеринбург, а встречать её будет Ярославская земля. Расскажите о святых Ярославской земли и о великомученике Георгии Победоносце.

- Символично, что первой принимает эту великую святыню Ярославская земля. Мы знаем, что она является родиной таких великих святых, любимых русским народом и за пределами нашей страны, как святой благоверный князь Александр Невский, князь Василько, святой праведный воин Феодор Ушаков, преподобный Феодор Санаксарский. Это удивительные святые, которые явили себя великими защитниками земного Отечества, проявили то, о чем говорил Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.,15:13). Воинский подвиг вообще характерен для православных святых. Любой христианин – это воин, который ведет войну со злом, прежде всего, в самом себе. Сердце человека – поле боя, брани между добром и злом, как об этом замечательно писал Федор Михайлович Достоевский, который тоже окончил Высшее военное инженерное училище.

- Что такое воинская святость?

- Слово «святость» имеет древнее происхождение и означает отделенность для Бога. Святыми в Древней Церкви называли вообще всех христиан. Постепенно возникли определенные чины святости. Многие воины являются мучениками. Слово «мученик» с греческого языка буквально переводится как свидетель. Человек, сохраняя до пролития крови, до страшных мучений верность Богу, являл удивительный пример, свидетельство подлинности жизни человека во Христе. Великие благодатные силы получает человек, общаясь с Живым Богом. Часто мучители обращались к вере, видя то, как святые переносят страшные мучения и сохраняют верность Богу и трезвость ума: в нормальной ситуации любой человек без Божией помощи такие страдания перенести бы не мог. Очень много святых воинов в Древней Церкви, в средневековой истории Русской Православной Церкви, в Грузинской и в Сербской Церквах. Повторюсь, любой христианин – воин, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.,6:12). Человек сначала должен научиться бороться со злом в себе и, научившись видеть зло в себе - тот порок, первородный грех и следствие его, такой человек может вести борьбу со злом, служа своему Отечеству. Святитель Филарет Московский, выдающийся церковный и государственный деятель, риторически спрашивал, может ли человек, который не любит свое земное Отечество и не научился быть его верным сыном, любить Отечество небесное.

- В чем состоит подвиг святых воинов – Федора Ушакова, Георгия Победоносца?

- Очень радостно, что мощи великомученика Георгия Победоносца привозятся на древнюю Ярославскую землю. Ярославское княжество было присоединено к Москве в XIV веке. Мы знаем, что это родина преподобного игумена Сергия Радонежского, который благословил благоверного князя Димитрия Донского на известное сражение; именно он был духовным покровителем этой брани, этой войны с огромной сверхдержавой – татаро-монгольским игом (Золотой Ордой). Ярославская земля - родина благоверного князя Александра Невского, вклад которого огромен: с великой мудростью ему удалось сдерживать очень мощные наступления как с Востока, так и с Запада. Благодаря воинскому и дипломатическому подвигу князя Русь сохранила очень многое: он умел правильно строить отношения с Золотой Ордой, и одна из его величайших заслуг заключается в возможности для русских княжеств не поставлять рекрутов в Золотую Орду. Можно смело сказать, что Александр Невский заложил победу на Куликовском поле.

Рыбинская земля, часть Ярославской земли, - это родина трех великих святых. Один из них - святой праведный Федор Ушаков, великий адмирал, не проигравший ни одного сражения, с детства глубоко церковный человек. Будучи уже руководителем крупнейшей русской военной базы на Черном море, он не начинал ни одного своего рабочего дня, не помолившись Господу на Литургии, фактически выполняя евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф., 6:33).

- Вопрос телезрителя: «Чем Великий пост отличается от простого поста?»

- Великий пост является центром богослужебного круга. Он предшествует великому празднику Пасхи и является самым продолжительным постом. Пост необходим каждому человеку, потому что является средством, помогающим ему правильно понимать те или иные духовные события, быть к ним готовым. В Евангелии Господь говорит: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (См.: Мк., 2:27).

- Отец Игорь, продолжите рассказ о святых Рыбинской земли.

- Да, мы сказали об удивительном человеке – святом праведном Феодоре Ушакове, почитаемом не только на Ярославщине, но и во всей нашей стране. Он родился в 30 км от современного города Рыбинска. В то время эти территории принадлежали Борисоглебску – древнему замечательному городу на русской земле, а в Рыбинск адмирал неоднократно приезжал.

Что отличает христианина от нехристианина? Христианин в каждом человеке, независимо от его социального статуса, видит образ и подобие Божие. В литературе есть два классических произведения французских писателей: «Девяносто третий год» Виктора Гюго и «Боги жаждут» Анатоля Франса; в них повествуется о революции и показана психология революционера и человека-нехристианина. Герой романа Гюго «Девяносто третий год» произносит такую фразу: «Чем больше я люблю все человечество, тем меньше я способен любить конкретного человека». Христианин в каждом конкретном человеке видит Бога. Адмирал Ушаков - столбовой дворянин, в его подчинении находились совершенно бесправные крепостные крестьяне, которые приходили в армию, и он имел абсолютную власть над ними, но при этом удивительно бережно к ним относился. Ни один солдат, матрос, прапорщик, мичман не попал в плен. Мы знаем, что он проявлял величайшую милость к военнопленным, даже выкупал их за свои деньги, за свои же деньги кормил солдат, матросов. Воинская корабельная команда – это очень тесный коллектив, который не может воевать хорошо, когда на нем рабы. Каждый человек должен чувствовать определенный дух, атмосферу, уважение к человеческому достоинству личности. И вот адмирал, являясь христианином, святым человеком, в каждом своем матросе и солдате видел не просто некую функцию, а живого человека, живого Бога, именно поэтому Господь явил ему такую милость и помощь. Что удивительно, он, будучи еще молодым офицером, первую награду получает за то, что фактически сохранил жизнь очень большому количеству своих подчиненных. В то время симптоматику тяжёлых инфекционных заболеваний различали с трудом, а была вспышка холеры, и, казалось, проще отправить всех заболевших военных в госпиталь, но адмирал Ушаков сам организовывает лечение солдат, вникая во все подробности. Благодаря смекалке, любви к людям и к ближнему, благодаря христианскому миросозерцанию, он спас жизни десяткам тысяч людей. Первая его государственная награда – за победу над тяжелой эпидемией, инфекцией в его подразделении. Затем явлены были другие удивительные победы адмирала.

- Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Для некоторых людей родина и государство – это разные понятия. Родину принято любить, это место, где человек родился, а государство воспринимают как аппарат чиновников. Эти понятия тождественны или нет?»

- Я понимаю, о чем Вы говорите. Например, мы знаем, за что пострадал родной дядя адмирала Ушакова, преподобный Феодор Санаксарский: он защищал народ, крестьян и мещан, против произвола государственного чиновника. Он прекрасно понимал разницу между этими двумя понятиями. С другой стороны, здесь можно пойти на определенное искушение, которое сегодня эксплуатируется: все мы вроде любим родину, но не любим чиновников, политику. Тем не менее мы патриоты своего Отечества, при этом нам может не нравиться тот или иной чиновник, но мы стремимся к тому, чтобы «с водою не был вылит младенец». Церковь крайне негативно относится к любой революционной деятельности, после которой приходят несравнимо худшие чиновники. В Церкви есть понятие симфонии – близости и единства государства и Церкви. Конечно, государственный аппарат носит личностный характер, но для Церкви важно уважение личности и человеческого достоинства любого человека, какой бы пост он ни занимал. Мы должны стремиться видеть в человеке достойные качества. В Священном Писании сказано: «Человек не зря носит меч». История России показывает очень опасный путь, когда люди пытаются говорить о любви к родине, при этом жестко выступая против ведущих государственных деятелей. Мы никогда не знаем, к чему это приведёт, поэтому надо с большой осторожностью относиться к этому. Думаю, что адмирал Ушаков понимал различие родины и государственного аппарата, видел злоупотребления, которые неизбежно возникают, но при этом не являлся революционером, а был служителем и человеком. Надо помнить слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Каждый из нас должен хорошо исполнять свой долг перед земной Родиной и являть себя законопослушным гражданином, что очень важно особенно в контексте того, что сейчас происходит в нашей стране. Церковь стремится укрепить государство, государственную власть. Многовековая история, опыт человечества является для нас примером: Византийская, Османская империи. Это тема скользкая, в ней много злоупотреблений. Лучше было бы нам понимать, что тот или иной чиновник – живой человек, который может не выдерживать те или иные искушения огнем, водой и медными трубами. Неизвестно, как бы мы повели себя на этом месте. Церковь призывает не увлекаться этим противоречием. С одной стороны, мы не отождествляем эти понятия – родина и государство, с другой стороны, они настолько близки, что ошибка в их различении может повлечь печальные последствия. Лучше не увлекаться псевдолиберальной деятельностью. Существует такое понятие - «пятая колонна», которое очень хорошо нам всем известно. Апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (См.: Евр., 13:7). Мы не видим никого из святых, кто занимался бы революционной деятельностью. Адмирал Ушаков прекрасно видел ворующих чиновников Министерства обороны, и всё равно за свои деньги кормил солдат и матросов, не выступая против самодержавия и не занимаясь революционной деятельностью. Для нас это является ярким примером.

- Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Связан ли привоз в Россию мощей Георгия Победоносца со слухами о войне?»

- Мы слухи не комментируем и Вам не советуем им верить. Апостол Павел говорит: «Есть невидимое вечное, и видимое временное»(См.: 2 Кор., 4:18). Христианин должен стараться жить вечными ценностями, независимо от конъюнктуры. Апостол Павел нам говорит: «Вера есть уверенность в невидимом» (См.: Евр., 11:1). Люди, верующие в Божий Промысел, любящие свое земное Отечество, и Небесное также, стараются жить не конъюнктурными вещами, а главными, основными. Главное – это духовное событие: святой великомученик Георгий Победоносец, блестящий офицер, который преодолел некоторые конъюнктурные земные интересы, выбрал интересы небесные, ища прежде всего Царствия Божия и правды Его. И по обещаниям Господа все остальное нам прилагается. Не пугайтесь и не верьте слухам, а помните евангельские слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф., 6:34). Нужно жить духовной жизнью, искать Царства Небесного, любить земное Отечество, а Господь покажет нам, что будет завтра. Мы же будем поступать по совести, стараясь исполнять волю Божию и то, чему учит нас мать Церковь.

- Отец Игорь, расскажите о Феодоре Санаксарском.

- Феодор Санаксарский – родной дядя адмирала Ушакова, наставник, удивительный человек, который часто остается в тени. Он был представителем российской элиты того времени, блестящим гвардейским офицером во времена послепетровские, когда было серьезное падение нравов. Воинская элита обладала политической властью, многие вели разгульную жизнь. Сыграло роль консервативное традиционное православное воспитание будущего Феодора (тогда еще Ивана) Ушакова. Когда он видит, как на одной из вечеринок умирает его хороший товарищ, бросает воинскую службу и уходит жить в лес, будучи тогда молодым человеком в возрасте чуть более 20-ти лет. Это был прецедент: в истории Русской Православной Церкви: такого не было, чтобы молодой человек мог жить один в лесах, при этом не тронуться умом и не впасть в прелесть. Он был пойман сыскной командой, которая боролась с диссидентами того времени и привезён к императрице Елизавете Петровне, которая, видя перед собой достойного человека, настоящего изможденного подвижника, простила его и предложила вернуться в полк. Он испросил ее милости разрешить ему стать монахом. Императрица Елизавета Петровна, будучи благочестивым человеком, благословила его и сама присутствовала при постриге Ивана Ушакова (в постриге Феодора), после чего он девять лет жил в Александро-Невской Лавре, которую основал государь император Петр Алексеевич. Многие петербуржцы приходили к нему, особенно военные, и он являл пример личного благочестия. Потом монах Феодор написал рапорт, и его перевели восстанавливать Царский монастырь. Там он также проявляет себя как защитник простых людей и человек искренней веры. Он претерпел гонения со стороны государства, потом был возвращен. Вот такой мы видим пример служения Отечеству небесному и земному, своему народу. Во время Пугачевского восстания восставшие не тронули Царский монастырь именно потому, что Федор прославился тем, что защищал простых людей, крестьян от произвола чиновников и являл себя христолюбивым человеком, видя Господа в каждом своем ближнем.

Когда государыня пожертвовала адмиралу Ушакову деревню в селе Алексеевском Тамбовской губернии, он завещал, чтобы его похоронили у ног его дяди Феодора Санаксарского.

- Вопрос телезрительницы из Вологды: «Мой отец без вести пропал. Сведений о нем мы не имеем до сих пор. Как молиться за таких людей? Можно ли молиться в Церкви?»

- Церковь трепетно относится к воинам, особенно к тем, которые приняли мученическую кончину. Вообще, профессия воина – это добровольное мученичество: человек выбирает непростой путь, когда при случае и необходимости он отдаёт свою жизнь за государство, за земное и небесное Отечество, за своих ближних, поэтому Церковь особенно молится за воинов. Думаю, не ошибусь, если скажу, что можно и нужно молиться. Наверное, он был крещеным, в те годы многие люди были крещены. Думаю, что нужно его отпеть. Если бы ко мне люди обратились с такой просьбой, я бы обязательно отпел. В таких ситуациях священник может употребить фразу: «Аще возможно». Можно и нужно молиться и гордиться таким человеком.

- Расскажите о святом Серафиме Вырицком.

- Третий известный святой, который связан с Рыбинской Ярославской землей – это преподобный Серафим Вырицкий, удивительный человек, которого можно поместить в элиту российского общества. Он был одним из богатейших людей в нашей стране, который на пике своего земного материального благополучия имел богатую пушную торговлю, торговые площадки практически во всех европейских столицах, даже в Нью-Йорке. При этом с детства он желал принять монашество и обращался с этой просьбой к старцам Александро-Невской Лавры, которые его не благословили, сказав, что у него другой путь: он должен жениться, родить детей, и тогда Господь укажет ему путь. Он очень быстро добился земного успеха. Существует обывательское мнение, что в Церкви находятся только ущербные люди, не способные больше ни к чему и только там находящие реализацию. Конечно, это не так. Пример Рыбинских святых, в частности, об этом говорит. Многие святые – высокопоставленные военные, к примеру великомученик Георгий Победоносец, блестящий офицер с блестящей карьерой, - выбирают верность Христу, а не погоны и временную воинскую славу.

Будучи молодым человеком 16 лет, Серафим Вырицкий становится старшим приказчиком (говоря современным языком – старшим менеджером). Благодаря большому уму, блестящей памяти, эрудиции, энергии он становится компаньоном, достигает высот в бизнесе. При этом являет из себя человека, который любит Бога, является церковным человеком. Его духовником был известный старец, прославленный в лике святых, Варнава Гефсиманский, насельник Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры.

Вспоминается повесть известного философа Владимира Сергеевича Соловьева «Три разговора», очень интересная, и я советую всем ее прочитать. В ней есть сюжет об антихристе примерно следующего содержания: князь мира сего предлагает православным музей, в котором будут собраны все иконы, древние книги, из Церкви будет устроена лавка древностей, национальный музей, и поместят туда всех православных. Якобы Церковь не актуальна, а является местом, где происходят всякие фольклорные мероприятия на непонятном для современного человека языке. Вот такую мысль проводит антихрист, а старец в повести на это говорит, что больше всех нам дороже Христос.

Вера влияет на нашу повседневную жизнь. И таким великим святым, как преподобный Серафим Вырицкий, вера не мешала, а, наоборот, давала силы. Опять вспомним слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Чему мы должны подражать? Не только внешнему благочестию, но и внутренней жизни святых. Для современного человека, живущего в мегаполисе среди бесконечных суетных событий, огромного количества информации, меняющихся обстоятельств, когда нужно быстро принимать те или иные решения, нужна очень серьезная внутренняя жизнь. Человеку нужно учиться не рефлектировать на внешние обстоятельства, а иметь жизнь в себе, внутренний стержень, внутреннюю энергию, направленную в себя. Это то, что Церковь называет трезвением, умным деланием. И вот перед нами Серафим Вырицкий, который, с одной стороны, был очень занятым человеком, крупным бизнесменом, с другой стороны, был делателем Иисусовой молитвы и духовным сыном великого старца. Живя в мегаполисе и занимаясь огромным количеством дел, он читает краткую молитву, ходит в присутствии Божием, старается в сердце своем соблюдать Господни заповеди. Ученик Григория Богослова Исихий Иерусалимский говорит, что если человек не соблюл Господни заповеди в сердце своем, то как он их соблюдет на практике? Практика умного делания, краткой молитвы, которую мы можем совершать где угодно (в общественном транспорте, в гипермаркете, в метро), понуждение себя ходить в памяти Божией – вот в этом мы должны подражать адмиралу Ушакову, преподобному Феодору Санаксарскому, преподобному Серафиму Вырицкому и всем нашим святым. Нужно научиться жить в себе и в той благодатной силе, которую дает нам Бог; научиться управлять своими мыслями, чувствами, желаниями. Почему адмирал Ушаков мог управлять воинскими соединениями и при этом одерживать блестящие победы с минимальным количеством жертв? В том числе потому что умел управлять собой: своими страстями, мыслями, чувствами, помыслами, к чему и призывает нас Господь в Евангелии. Также и преподобный Серафим: внешне был на бирже, но прежде всего находился у ног Господних. Каждый из нас должен научиться, где бы мы ни были, чем бы ни занимались, ходить в памяти о присутствии Божием, жить духовной жизнью. Это не только не мешает нашим земным делам, но и, наоборот, помогает очистить свой ум от ненужных мыслей, чувств, желаний. В отличие от либеральной модели человека, христианство нам говорит о том, что в человеке живет зло, первородный грех, который постоянно источается в нас. Поэтому мы должны учиться управлять собой: сознанием, мыслями, чувствами, желаниями.

- Отец Игорь, Вы занимаетесь патриотическим воспитанием молодого поколения. Приближается праздник 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как Вы думаете, не становится ли праздник Победы менее актуальным: чем дальше он от нас по времени, тем он менее важен для молодого поколения?

- Думаю, что он становится все более и более важным, потому что мы видим сегодня ту беспрецедентную ложь, те двойные стандарты, которые являет нам Запад, начиная с прямой лжи и прямой фальсификации фактов Второй мировой войны и кончая более тонкими лживыми моментами. Наша победа оболгана, очень многое сокрыто, что-то профанировано. Многие образованные люди часто позволяют себе высказывать такие суждения, которые сформированы явно под воздействием западных фондов. Достаточно много издаётся исторически лживых книг, поэтому сегодня особенно важно знать свою историю, в том числе Отечественной войны. Нет такой семьи, где бы не было воинов. Святитель Филарет Московский говорил: «Человек, неверный земному Отечеству, как может быть верен Отечеству небесному?» Как можно, не научившись любить ближнего, научиться любить дальнего? Один из французских свободолюбцев сказал: «Сегодня никто не любит ближних, все любят негров». Я не хочу профанировать афроамериканцев, тем более там очень много замечательных христиан. Очень важно знать историю войны, читать серьезные книги, труды, рассказывать это детям. Сегодня это особенно актуально, потому что идет борьба против нашей Родины (об этом сказал и Президент), в частности попытка уравнять нацизм с Советской властью, что абсолютно недопустимо. Все это тесно связано, и всем нам надо в этом разобраться.

- Часто можно услышать такое мнение: за что любить свое Отечество, если здесь бардак, дураки и дороги?

- Да, приходится порою такие вещи слышать, казалось бы, от образованных людей. Хотя слово «образование», может, и не совсем к ним относится. В русской традиции образование подразумевает не сумму знаний, а формирование духовно-нравственной личности, образа и подобия Божиего. Поэтому первым в таких случаях мне вспоминается Смердяков – ужасный персонаж из романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», который выдвигает такую мысль: «Как было бы хорошо, если Наполеон завоевал Россию, было бы чудесно и прекрасно». Очень «замечательно» это звучит в устах Смердякова.

Мы видим, что происходит сегодня в мире: известные страны под видом демократии (а мы знаем, что «корысть играет любые роли и рядится в любые одежды, и прежде всего в одежды без корысти»), на самом деле несут зло. Происходит хаос, гражданская война, дробление стран на более мелкие, что позволяет Западу выкачивать оттуда человеческие, материальные, природные ресурсы. Для всей истории Британской империи это характерно, когда были ужасные войны в Китае, когда людей заставляли употреблять наркотики, когда были уничтожены десятки миллионов индейцев в Северной Америке, уничтожены десятки миллионов аборигенов в Австралии. Вот кто перед нами.

Мы видим, что происходит на Украине сегодня: под видом демократии сеется хаос, цинизм, двойные и тройные стандарты. Предатель – он всегда предатель, в очах любого человека. Вся наша история говорит об обратном. Есть такие замечательные слова у Александра Блока, которого сложно назвать консервативным человеком, скорее, он был человеком либеральных убеждений, свободных, тем не менее, он любил Россию: «…Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».

Если Господь Бог создал меня здесь, в России, соткал во чреве матери моей (как мы читаем в Псалтири), поместил меня сюда Промысл Божий, естественно, я должен жить соответствующим образом. Здесь сталкивается христианское мировоззрение и нехристианское. Христианское мировоззрение – это жертвенное служение, Христос говорит: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф., 10:39). Когда мы научаемся жертвенно служить своей Родине, своему ближнему и Богу прежде всего, тогда мы обретаем удивительные сверхъестественные силы, энергию и жизнь Христова течет в нас. Если мы живем эгоистично, только для себя, то мы рано или поздно теряем энергию, впадаем в депрессию, потому что не имеем жизни в себе. «Мы Богом живем, движемся и существуем», – читаем мы в Писании (См.: Деян., 17:28). Бог неизреченно близок к нам. Замечательно написал митрополит Антоний Сурожский о том, что каждый из нас должен быть эластичной резиновой хирургической перчаткой на руках врача, чтобы Бог при помощи этой перчатки мог совершать нужные действия, операции, очень тонко повторять движения человеческой руки. Каждый из нас должен быть таким орудием Бога.

Вспоминается цитата из Священного Писания, когда Господь говорит: «Лицемер, как ты говоришь, что любишь Бога, Которого не видишь, если не любишь брата своего, которого видишь?» (См.: 1 Ин., 4:20) Когда мы говорим о том, что любим все человечество, мы обманываем себя. Если мы не научились любить свою мать, Родину, Отечество, не научились понимать, терпеть всех людей, быть добрыми по отношению к тем, кто рядом, как мы можем говорить о любви к каким-то абстрактным человеческим ценностям? Консерватизм, традиционное мышление говорит нам именно об этом. Любовь к Родине является основной, базовой истиной и является показателем духовно-нравственного состояния любого человека. Это не мои вымыслы, я просто цитирую русскую литературную духовную традицию. Мы знаем, как Федор Михайлович Достоевский любил Россию, сколько замечательных слов им сказано о Родине. Либеральные русские писатели – И.С. Тургенев, И.А. Бунин - тоже любили Россию. Нам нужно учиться у них этой любви.

- Вопрос телезрительницы из Самары: «Моего дедушку расстреляли за дезертирство. Он находился недалеко от дома и на какое-то время посетил свою семью с маленькими детьми, после чего его вычислили и расстреляли. Семья его очень страдала. Считать ли дедушку предателем за его поступок? Можно ли поминать его в Церкви?»

- Мы видим человека, не отказавшегося служить в армии. Дерзну сказать, что здесь характерная ошибка, свойственная тем годам. Ни в коем случае дезертиром его считать нельзя. В любом случае нужно за него молиться, поминать его как воина, обязательно отпеть. Нужно обратиться по месту жительства в приход к отцу-настоятелю и решить этот вопрос. Вы, несомненно, обязаны за него молиться.

- Отец Игорь, мы встречаемся накануне Радоницы. Расскажите об этом празднике.

- Праздник Радоницы свойственен для Русской Церкви, также этот праздник празднуют на Украине, в Белоруссии, на востоке Польши. После Радоницы (9-й день после Пасхи) мы начинаем служить панихиды, поминать на каждой службе покойных. Православная Церковь знает о том, то со смертью тела человеческая душа не умирает, она полностью сохраняет все качества человеческой личности, самосознание. Мы должны научиться относиться к нашим ушедшим близким, как к живым. В этом и смысл молитвы: если бы не было жизни после смерти тела, в чем был бы смысл молитвы? Мы знаем, что наши близкие живы. Господь в Евангелии об этом прямо и четко говорит: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф., 22:32). Так отвечая в полемике саддукеям (сродни нашим протестантам), отрицавшим жизнь души после смерти тела, Он процитировал слова из книги Исход, где Господь говорит о том, что Авраам, Исаак и Иаков живы. Праздник Радоницы связан и с Литургическим поминовением усопших. О своей личной смерти мы должны вспоминать, когда Господь нас собирает на панихиды или мы стоим у гроба усопшего близкого человека: это служит нам напоминанием о смерти. Одним из духовных упражнений в христианстве является память смертная, которая помогает нам правильно расставить приоритеты. Святые отцы говорят: «Живи так, будто ты живешь последний день, и в то же время так, будто ты живешь вечно». Мы должны здесь и сейчас научиться жить вечными ценностями. Когда наступает смерть тела (а рано или поздно она наступает), то наше посмертное существование является производной от нашей земной жизни. Поэтому для нас память смертная очень важна и о ней много написано в святоотеческой литературе.

- Что следует совершать на Радоницу?

- Прежде всего, подготовиться к исповеди и причастию. В Советские годы люди шли на кладбище: это можно объяснить тем, что люди там могли спокойно помолиться. Сегодня, когда Церковь не преследуема в той форме, как это было в советские годы, на Пасху идти на кладбище не стоит. На Радоницу и после нее принято на могилах совершать литии, приглашать священника, молиться.

- Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «Митрополит Филипп обвинил Иоанна Грозного во всех совершенных им преступлениях. Иоанн Грозный ему сказал: «А не лучше ли тебе быть с нами одних мыслей?», на что Филипп ответил: «Боюся Господа единого; где же моя вера, если я буду молчать?» После этого Филипп был казнен. Митрополит Филипп принадлежал к «пятой колонне»?»

- Не очень понимаю такой вывод. Нет, конечно, он не принадлежал к «пятой колонне». Это даже кощунственно предположить. Митрополит Филипп очень любил Россию, и он не выступал против всех начинаний Иоанна Грозного. Мы знаем, что Иван Васильевич сыграл огромную роль, знаем все его заслуги по формированию централизованного Российского государства, по борьбе с сепаратизмом, боярским олигархическим засильем. При этом мы знаем, что были и тяжелые ошибки, в частности опричнина, в чём Государь каялся. Святитель Филипп выступал против этих крайностей, против опричнины, когда страна была разделена на опричнину и земства. Он выступал за милостивое отношение к людям, христианство на уровне государственной политики,. В годы Государя Ивана Грозного многие из этих принципов попирались, были неоправданные тяжелейшие репрессии, в частности с покорением Новгорода, когда он казнил большое количество людей в Пскове и в Новгороде. Известна история, когда самодержца в Новгороде встречает местный юродивый Николай и предлагает вкусить кусок сырого мяса, на что Государь сдержанно ему отвечает, что он христианин и мясо в пост не ест. Ответ юродивого был смелым: «Мясо ты в пост не ешь, а кровь человеческую пьешь!» Святые отцы нам говорят: «Все ешьте, людей не ешьте». Именно против этого выступал митрополит Филипп, а отнюдь не против государственного устройства и власти государя; наоборот, помогал ему в укреплении единоначалия, понимал всю пагубность олигархического правления, существовавшего тогда в стране. С Великим Новгородом все непросто: «300 золотых поясов», которые управляли городом и заводили толпу людей, называвшихся Вече. Это была мнимая демократия, потому что олигархи стояли за спиной этих людей. Было решение уйти под власть польского Короля. Конечно, Москва не могла не отреагировать на подобного рода сепаратистские проявления. Не прав был Государь в таких страшных вещах, которые совершались. Об этом и говорил митрополит Филипп. Я думаю, что он не хуже нас понимал пагубность «пятой колонны» для страны и являл себя великим сыном небесного Отечества, и это помогало ему быть настоящим великим сыном земного Отечества. Он явил нам пример жертвенного мученического служения Царю небесному и царю земному, претерпев страшную смерть: был не казнен, а подло убит. Казнь подразумевает собой определённые государственные акты, процедуру, а в данном случае было подлое убийство. Дерзну предположить, что Государь это тоже понимал. Хочется опять же заметить, что Запад всячески демонизирует Ивана Грозного. При этом в те времена в Западной Европе просвещенные короли казнили людей в десятки-сотни раз больше: и британская королева, и французский король Генрих VIII, который лично стрелял из мушкета в ночь (тогда было вырезано огромное количество протестантов, гугенотов). Но никто почему-то о них не говорит как о кровавых убийцах и преступниках. Государь Иван Грозный демонизируется либеральной общественностью. Это серьезный вопрос, в котором нужно разбираться. Не нужно здесь руководствоваться каким-то клише, упрощать, что часто бывает вредно и опасно, а нужно руководствоваться христианским мировоззрением, помогающим нам отделить великого Государя от человека, который потворствовал палачам, беспределу опричнины. В русской литературе это отражено в произведении «Князь Серебряный» А.К. Толстого. Никаким диссидентом святитель Филипп, конечно же, не был.

- На чем зиждется любовь к земному Отечеству?

- Любовь к земному Отечеству зиждется на любви к Отечеству небесному, любви к Богу, Который сотворил землю, нашу Родину, сотворил наших отцов, благодаря которым мы сегодня обладаем такой замечательной страной. Мы любим ее. Есть такой замечательный русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт, у которого много прекрасных произведений и стихотворений, где перед нами открывается человек, любящий Россию. Вот одно из них:

Мне кажется, что я не покидал России
И что не может быть в России перемен.
И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.
И множество волков. И ряд тюремных стен.

Грязь "Ревизора" в ней. Весь гоголевский ужас.
И Глеб Успенский жив. И всюду жив Щедрин.
Порой сверкнет пожар, внезапно обнаружась,
И снова пал к земле земли убогий сын.

Там за окном стоят. Подайте. Погорели.
У вас нежданный гость. То — голубой мундир.
Учтивый человек. Любезный, в самом деле.
Из ваших дневников себе устроил пир.

И на сто верст идут неправда, тяжба, споры,
На тысячу — пошла обида и беда.
Жужжат напрасные, как мухи, разговоры.
И кровь течет не в счет. И слезы — как вода.

Вообще, наша земная жизнь, как сказано в Писании, - «юдоль плача»; никто нам не гарантировал счастливое детство. Прогресс – это отнюдь не то, что завтра будет лучше, чем вчера. Не должно быть дешевого оптимизма или депрессивных состояний. Мы должны являть себя воинами. В мире живет зло; живет оно и рядом с нами, и в нас, поэтому каждый православный человек, служа Богу, не может не служить своей земной Родине, земному Отечеству. Нужно любить Отечество, его историю, его великих сынов, ощущать свою ответственность перед ними, зная о том, что они живы. Мы должны являть себя служителями Христа, Который любит Россию, знает ее, заботится о ней. Россия – особенный удел Божией Матери, поэтому давайте будем подражать святому праведному Феодору Ушакову, великому князю Александру Невскому, преподобному Серафиму Вырицкому, преподобному Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому чудотворцу и всем тем дивным сынам и дочерям нашей Родины, которые положили жизнь свою за други своя. Мы реализуемся, только отдавая себя Богу, Царю и Отечеству, как замечательно сказал граф Уваров.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать