Беседы с батюшкой. Зависимость

19 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. Передача из Москвы.

- Что такое зависимость?

- Зависимость нужно рассматривать как особую духовную проблему, потому что она ставит человека в состояние униженности: человек, который по своей природе должен быть свободным, становится зависимым от греха. Под зависимостями мы понимаем зависимость от плохих привычек, плохих действий, плохих поступков. В нашей жизни почти каждый человек сталкивается с этим. Самая распространенная проблема - зависимость от алкоголя. Сегодня в мире и России эта проблема на первом плане. Опыт первой пробы алкоголя наблюдается сейчас в очень небольшом возрасте: есть официальная статистика, что дети с 7 лет приобщаются к алкоголю - к пиву, к различным слабоалкогольным напиткам. Это статистика последних пяти лет. К сожалению, она не распространяется в средствах массовой информации, потому что государство является главным монополистом в продаже алкоголя. Очень большие акцизные сборы, большие бюджетные пополнения в нашей стране формируются за счет продажи алкоголя. Если делаются деньги на своих же проблемах, то такое государство становится шатким, не фундаментальным, потому что если человек с раннего возраста приобщается к алкоголю, значит, к зрелому возрасту уже формируется алкоголик. Человек, зависящий от алкоголя, по большому счету - инвалид. Если мы можем помочь человеку с первой и второй стадией алкоголизма, то уже сформировавшиеся третья и четвертая стадии алкоголизма довольно проблематичны, чтобы человека можно было избавить от алкогольной зависимости.
Сейчас много зависимостей, связанных с наркоманией. Много людей, которые употребляют, казалось бы, безобидные вещества - курительные смеси (спайсы), но люди умирают от этого.

- Вопрос телезрительницы из Рыльска: «Я бы хотела дать обет трезвости. Как это можно сделать? Есть ли в храмах для этого определенные дни?»

- В Церкви есть определенное чинопоследование, чтобы люди, которые желают дать обет трезвости, могли сделать такой акт доброй воли. Вы можете обратиться в свой храм и поговорить со священником. Священник проведет этот чин, и Вы сможете дать обет трезвости перед крестом и Евангелием, перед чудотворной иконой и закрепить обет своей подписью. Один экземпляр остается в храме у священника, второй у Вас, чтобы это было напоминанием, что Вы сделали акт доброй воли, отказались от алкоголя. Здесь необходима будет молитвенная поддержка Вашего духовника, Вашего священника. Вы сами должны молиться, приобщаться Святых Христовых Таин, исповедоваться и вести духовный образ жизни.

- Есть такое понятие: «умеренно пьющий человек». Это тоже алкогольная зависимость?

- Конечно. Это первая или вторая стадия алкогольной зависимости, как бы прискорбно и печально это ни звучало. Человек, который не может свою жизнь украсить духовными моментами: богослужением, чтением духовной литературы, прогулкой по парку (по городу), не может себя развлечь другими не греховными способами, но который притрагивается к крепким спиртным напиткам, является зависимым. Таких людей понять можно: они испытывают очень большое внешнее давление, напряжение, а человек знает, что водка и другие крепкие спиртные напитки - это довольно доступные антидепрессанты. Беда в том, что в них кроется большая проблема: они вызывают привыкание, разлагают человеческую личность и человеческий организм, усиливают депрессию. Они не избавляют человека от депрессии, а вгоняют в нее еще глубже. Человек влипает в это болото так, что выбраться из него становится очень трудно.

- Если человек нарушает данный обет трезвости, что делать?

- Да, очень часто такое происходит, и человек чувствует себя виноватым. Он, бывает, отходит на какое-то время и от Церкви - на месяц или год. Но каждый человек имеет душу, а душа по своей природе и сущности христианка, и человек не может жить без Бога. Какие-то житейские обстоятельства, проблемы, возникающие в жизни, приводят его снова в храм. Когда начинаешь с кем-то разговаривать, то узнаешь, что он был в поселении, в монастыре, нес какие-то послушания, избавлялся от своей привычки к алкоголю или наркотическим веществам и имел прогресс на определенное время. Но случаются обстоятельства, которые заставляют человека опять употребить алкоголь или наркотик и приводят его в состояние падшего. Такого человека приходится опять поднимать и начинать все снова. Здесь ничего нового не придумаешь. Наша задача как пастырей сводится к тому, чтобы правильно подходить к проблеме. Люди должны знать, что если пастырь по своей натуре строгий, то это очень хороший духовный врач, потому что если пастырь будет потакать, то человек просто утонет в грехах. Задача пастырей таких людей выявлять, заставлять их духовно понимать и осознавать суть проблемы, которая у них есть, и помогать им участвовать в духовном оздоровлении своей личности.

- Какие еще есть зависимости? Есть ли зависимости, свойственные определенному возрасту, - например, у подростков?

- У подростков очень много зависимостей: и алкогольная, и наркотическая. Сейчас есть малолетние наркоманы, которые употребляют курительные смеси. Табакокурение - тоже своеобразная наркомания. Я уже рассказывал в одной из передач о грехе курения и о том, почему у человека вырабатывается никотиновая зависимость. Подростки очень зависимы от различных компьютерных приложений и устройств. Они подвержены лудомании, игромании. Имея такие устройства, как миникомпьютеры, телефоны, они находятся в другом мире - мире этого виртуального, компьютерного обмана. Какие проблемы из-за этого могут возникать? Прежде всего, это ссоры и непонимание в семье. Подросток не социализируется в семье, у него нет контакта со своими сверстниками, у него нет духовного контакта с родителями, он часто бывает агрессивным. Описаны даже случаи, когда бабушка или родители пытались отстранить ребенка от игры и ребенок применил к ним силу, а есть даже случаи убийства, когда ребенок совершает это в отношении своих родственников.

- Игру ребенок ставит выше отношений с людьми?

- Конечно. А все начинается с малого: социальные сети, компьютерные приложения. Все это делает людей духовными зомби, люди становятся неадекватными. Когда им начинаешь говорить, чтобы они повысили свой культурный или духовный уровень, то получаешь лишь негативный ответ. Проблема серьезная, и прежде всего духовная.

- Вопрос телезрителя из Самары: «Мы говорим о трезвости, а завтра на литии будем говорить: «Умножи вино и елей и в мире сем, и в храме сем». Как это соотнести? У меня это не складывается. При посте мы тоже разрешаем вино и елей».

- Очень интересный и правильный вопрос. Звонивший телезритель упомянул литию, и мне порою кажется, что люди плохо понимают славянские термины, которые произносит священник. Здесь человек приводит цитату из молитвы на освящение хлебов, где действительно есть такие слова: «Освяти, Господи, хлебы сея, пшеницу, вино и елей». Это составляющие христианского постного стола. Здесь нужно указать, что вино в Церкви имеет евхаристическую причину употребления во исполнение слов Христа Спасителя. Но у иудеев было противопоказано пить опьяняющие напитки, и вино, которое употреблял Христос, разбавлялось три-четыре раза водой. Это был, прежде всего, минеральный, витаминный, услаждающий веселящий напиток, но не опьяняющий. Мы знаем, что Христос был во всем человек, кроме греха. Пьянство - это грех. Неужели мы можем допустить, что Христос нарушал заповедь Божию, нарушал постановление Священного Писания и пребывал в пьяном состоянии?

Первые христиане питались тем, что давала земля. В Палестине выращивали хлеб, виноградники. Было и скотоводство для того, чтобы собрать шерсть, сделать одежду, а в особые дни совершить пасху, заколоть агнца (во времена Ветхого Завета). В течение года они употребляли легкую пищу, рыбу, а мясо было как лекарство для того, чтобы восстановить человеческие силы. Мы знаем, что виноград выращивается на земле. Когда собирали обильные плоды, сохранить виноград было невозможно, потому что он прокисал. Человечество научилось изготавливать особый продукт, который сохранялся определенным образом, в определенном месте. Люди заметили свойства этого продукта и стали его употреблять. Но если употреблять концентрированным, то он опьяняет, а Бог не хочет, чтобы человек себя опьянял, изменял свое сознание. Опытным путем было выявлено, что вино не опьяняет, если его развести водой. В древней иудейской традиции, которая перешла уже в монастырские традиции, вино имеет в своем составе 3-4 градуса алкоголя. Если обычное сладкое вино, которое имеет до 19 градусов, четырехкратно развести водой, примерно получится такой напиток. Поэтому Церковь благословляет использование вина в нуждах трапезы, прежде всего трапезы Господней, во исполнение Завета Господа нашего Иисуса Христа. Но мы должны помнить о том, что нужно воздерживаться от пьянства, от различных алкогольных веществ, которые могут изменять сознание.

- Вопрос телезрительницы из Мытищ: «Моя 13-летняя дочь страдает компьютерной зависимостью. Если мы убираем компьютер, то с ее стороны идет агрессия, истерика. Уроки делать не хочет. Посоветуйте, как быть».

- Проблема очень распространенная. Необходимо компьютер убрать на один месяц как минимум. Действительно возможна агрессия, поэтому дочери может понадобиться превентивная помощь детского психолога. Если ребенок бездуховен, не ходит в храм Божий, то мама столкнется с определенной проблемой. В данном случае получается, что уровень виртуальной социализации у ребенка очень высок. Нужно выяснить, с кем ребенок общается, какими приложениями он интересуется, какие фильмы смотрит. В результате много может открыться нового, некрасивого и даже греховного. Поэтому не удивляйтесь, если Вы столкнетесь с подобным.

Почему убрать компьютер минимум на один месяц? Замечено, что если человек не соприкасается с раздражителем, то сначала возникнет пик агрессии, но через неделю снизится. Большую ошибку делают те родители, которые дарят ребенку компьютер, дают ему деньги на Интернет - и ребенок находится в этом зависимом виртуальном мире, где он может найти себе компанию, причем совсем не по возрасту. Эта проблема глубокая, я ее изучаю, и хотелось бы обратить внимание, что родители очень часто теряют своих детей именно в 13 - 14 лет. Потом удивляются, что у них вырастают дети с проблемами, с определенными извращениями. Впоследствии они приходят в Церковь и спрашивают, что делать. Конечно, компьютер нужен - как средство для того, чтобы что-то напечатать, для того, чтобы воспользоваться им как новым средством информационных технологий, но нужна определенная культура. Как мы видим, этой культуры у ребенка нет; родители не умеют воспитывать. Если воспитывать не умеете, то сейчас оградите. А уровень кортизола, который выделится у ребенка в ответ на то, что Вы убрали компьютер, снизится через неделю. За это время можете посоветоваться с детским психологом, если ходите в храм, то со священником. И конечно же, нужно молиться. Необходим родительский контроль.

- На мой взгляд, должна быть еще весомая альтернатива компьютеру. Нужно понять, что ребенок находит в виртуале. Если общение, а другого источника, кроме компьютера, у него нет, то ему нужно предоставить альтернативу в жизни - расширить круг его общения, свозить куда-то, сменить окружающую обстановку. Возможно, ребенку не хватает чувства самостоятельности и свободы, поэтому он эту свободу и самостоятельность находит в том, что управляет компьютерными героями на экране и в этом находит удовлетворение. Надо понять суть, чего не хватает ребенку, и предоставить ему это в реальной жизни.

- Суть сводится к тому, что ребенок бездуховен, и родители, по всей видимости, тоже бездуховны. Необходима культура. Человек по своей сути стремится к более сильным раздражителям, которые могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Раздражители со знаком «плюс» могут принести выделение эндорфинов: посмотрел какой-то фильм, находится в каком-то приложении - это вызывает состояние покоя, удовлетворенности, вот чем заманивают эти приложения. Кажется такому человеку, что он развивается в этом мире, а посмотреть его уровень развития, провести примитивные тесты, окажется, что историю он не знает, правил русского языка не знает. По большому счету, он знает только, как тыкать на кнопочки. Допустим, в 12-14 лет я мог что-то выпилить, мог сделать самолет, ходил в авиакружок. В храм Божий ходил регулярно. Посещал кружки, секции, занимался саморазвитием. Я что-то умел делать, и мне это до сих пор помогает.
- Что ему предложить?

- Предложить разговор с глазу на глаз со своим родителем, со священником, обратить внимание на духовное состояние. Если этого не будет сделано, то ничего не получится.

- А если разговор не увенчается успехом?

- Здесь надо постараться сделать так, чтобы разговор увенчался успехом. Для этого есть специалисты: и детские психологи, и священники, которые занимаются детскими проблемами, и педагоги. Бывает так, что родители заводят собачек, рыбок, попугаев и читают большое количество литературы о том, как правильно разводить попугаев. Но среди этих книг нет книги о том, как правильно воспитать ребенка. В определенные возрастные периоды ребенок требует определенного к себе внимания и определенной педагогики. Если ребенок уходит в виртуальный мир, значит, никакой педагогики со стороны родителей не было. Если родители не будут обращать внимание на духовное состояние своего ребенка, потеряют его.

- Самим родителям нужно учиться. Может быть, ребенку не хватает любви…

- Любовь - это, прежде всего, жертва. У нас привыкли понимать под любовью сюсюканье, различные эмоции, душевные переживания. Но душевные вещи непостоянны, они всегда требуют подкрепления.Человек может получать душевное подкрепление только когда у него все в порядке с духом,а если он не получает духовной подпитки от Таинств Церкви, от молитвы, то откуда он возьмет душевное подкрепление? Он будет искать его сначала в замкнутом мире, к примеру в театре, потом ему это надоест. А что потом? Потом - пустота. И при любой житейской проблеме такие люди заканчивают либо алкоголем, либо наркотиком, либо самоубийством.

- Получается, изначальная причина зависимости - это духовная пустота?

- Да. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» очень хорошо сказано, что причиной бегства людей в иллюзорное царство удовольствий является духовная пустота. Если мы хотим видеть в человеке определенные христианские ценности, то их сначала нужно в него заложить.

- Вопрос телезрительницы: «Мой муж зависим от алкоголя, еще и курит. Я созависима. Раньше он еще страдал игровой зависимостью. Сейчас от этого избавился. Подскажите, как избавляться от зависимостей: по отдельности - сначала от одной, потом от другой, или это нужно делать одновременно? Мы с мужем в браке венчаны, причащаемся, исповедуемся, но эти страсти не отпускают».

- Распространенная проблема. Люди думают, что если брак венчанный, то и проблем не должно быть. Венчание - это когда Церковь Божия молится за семейную жизнь, чтобы Господь посылал семье благость, мир, долготерпение, любовь, как говорит об этом апостол Павел. Но если люди, которые живут в венчанном браке, не хотят жить так, как говорит апостол, то очень много от этого бывает проблем, в первую очередь духовных.


Если человек зависимый, то почему он так быстро причащается? На него должна накладываться определенная епитимья, подход должен быть с пастырской педагогикой, потому что человек совершает грех, и он должен этот грех осознать. Видимо, пастырь, который допускает людей к Причастию, не знает, что алкогольная зависимость протекает с интервалами: есть интервалы, когда человек находится в запое, и есть интервалы, когда бывают ремиссии, иногда длительные. Священник должен наложить епитимью, чтобы человек понял свой грех, он может месяц или три месяца побыть под епитимьей. Таких нужно отстранить от Чаши Христовой, потому что люди думают обычно так: согрешил, приду на исповедь, помнусь, батюшка накроет мне голову, что-то пошепчет, окрестит голову - и греха нет. Есть грех. Что такое покаяние? Покаяние - это исправление себя, на себя нужно посмотреть со стороны, осознать свой грех и почувствовать зловоние этого греха. А в данном случае такого не происходит.

Прежде всего здесь необходимо даже самому потребовать для себя епитимьи: каждый день в течение определенного времени совершать молитвенное правило - Каноны Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Канон дня - это обязательно на период епитимьи. Также обязательны молитвы утренние и вечерние. Должно быть обязательное посещение богослужений. Весь алкоголь, который есть дома (каким бы дорогим он ни был), вылить, выбросить все настойки, которые на спирту. Необходимо изменить образ жизни: обычно такие люди любят ходить к друзьям, разделить трапезу. Друзья должны быть трезвенники, если друзья заставляют выпить, это не друзья. Нужно устроить себе дома жизнь как в колонии. Женщина говорит, что она созависима. В созависимости виноват сам человек. Такие женщины обычно боятся противоречить своему мужу. Прежде всего нужно создать в себе духовный стержень - не бояться сказать правду. К примеру: «С сегодняшнего дня, с этого момента мы перестаем жить этой греховной жизнью, меняем все на корню. Все, что напоминает об алкоголе и курении, выкидываем и начинаем новый этап жизни».

- В Ваших словах очень хорошая нота решимости. Потому что все метания, нерешенные моменты тянут человека обратно. Такая решимость, твердость - это и есть выход. Обет трезвости, о котором мы говорили, еще один стимул для этого.

- Вопрос телезрительницы из Смоленска: «Девочке 16 лет. Как ей объяснить, что она должна исповедоваться и причащаться? С двух лет мы ее причащали, и раньше она ходила в храм, исповедовалась, но последнее время это стало проблемой. Возможно, это из-за компьютерной зависимости, которая была. Как ей помочь?»

- Прежде всего, мать должна помогать духовно своей материнской молитвой, потому что материнская молитва со дна моря достанет. Нужно посмотреть и на свою духовную жизнь, потому что авторитетом для девочки в этом возрасте бывает мать. Если мать сама безответственная, то придется ей взяться за себя и начать жить в христианском, духовном, православном русле. Соответственно, и ребенка призывать делать то же самое. 16 лет - это возраст гормонов: девочка видит вокруг много красивых мальчиков, красивых машин, столько всего, что можно быстро получить, если сделать определенные грехи. Дети сейчас научены на фильмах, Интернет-ресурсах и знают об этом. Поэтому Вам необходимо изменить свою духовную жизнь. Ввести домашнее молитвенное правило, на котором должны присутствовать и дочь, и муж, и Вы. Расписать для себя день - как Вы должны жить. Нужно посмотреть, с кем дочь общается. До совершеннолетия мать должна следить за ребенком: это ее прямая обязанность - и социальная, и христианская. Когда ребенок вырастет, пусть идет на свои хлеба вольные. Но дочь будет христианкой только тогда, когда Вы сегодня, сейчас измените свою жизнь. Иначе ничего не получится. Духовные вопросы, духовные проблемы решаются только духовными методами.

- Есть люди напряженных профессий, например врачи. Часто врачи выпивают, курят - этим снимают стресс. Это зависимость или нет?

- Конечно, зависимость. Какое отношение к вам эти врачи имеют?

- Просто я вижу, что человек курит, следовательно, он соблазняет тех, кто рядом.

- Сейчас врачи не курят в больницах, законодательно запрещено. Тем не менее это, конечно, зависимость. И бездуховность. Мы, христиане, люди духовные, должны знать, что находимся в мире зла. Сейчас это происходит по всему православному свету, «в монастырях - как в миру, а в миру - как в аду». Вместе с тем очень многое зависит от самого человека. Вам я советую не смотреть на эти грехи, а если увидели, то перекреститься и помолиться за человека, чтобы Господь вразумил его. Те люди, которые пытаются снять депрессии таким образом, должны знать, что алкоголь разрушает нервные клетки, нервную систему, вызывает нервные болезни. Курение тоже вызывает очень много заболеваний. Формулы или лекарства для всех не существует. Человек должен обретать пути своего спасения очень часто сам. Ему дают направление, вектор движения, и человек должен выбирать: идти ему по этому направлению, следовать этому вектору или нет.

Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать