Учеба и работа

19 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Москвы. Эфир 18 ноября.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители! Сегодня у нас в гостях настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново иеромонах Макарий (Маркиш).

- Здравствуйте, дорогие телезрители! Здравствуйте, дорогой Денис! Очень рад быть у вас в гостях снова.

 

- Тема сегодняшней передачи «Учеба и работа». Любая работа – это, прежде всего, заработок. Но она может давать и духовное развитие. Итак, первый вопрос, хочется узнать: как соотносится духовный аспект любой работы и материальный аспект?

- Хороший вопрос. Но он относится не только к работе, но и к любой должности, за которую человек получает вознаграждение. Он относится ко всей нашей жизни. Человек – существо небесно-земное. Ошибкой было бы думать, что между этими двумя составными частями, компонентами можно провести четкую линию. Это не по-православному, не по православной антропологии. Далее надо обнаружить огромное разнообразие дел, которые человек делает на этой земле.

Возьмем, грузчика. Вот приходит он на вокзал, к примеру. Берет мешки с цементом или зерном и разгружает их. В самой работе его небесной компоненты мало: в том, как он терпеливо переносит свою нелегкую долю, в том, как он трудится честно, как выкладывается, как помогает другим работникам, проявляется его личность. В физической работе мало неба видно.

А возьмем работу художника или работу телевизионного оператора или режиссера. Работа – неотрывна от духовной, церковной, просветительской задачи. Видите, как. В традиционные времена работой человека было скотоводство или земледелие. И тут встречается земное и небесное. Потому что земледелец – это хозяин земли. Он возделывает землю, бережет землю, заботится о ней, чтоб она приносила урожай, не портилась и оставалась плодородной. С тех пор многое изменилось. И эту диверсификацию условий надо учитывать.

 

- Отец Макарий, а может человек, не меняя работы, оставаясь на своем прежнем месте, так преобразовать свое дело, чтоб оно стало духовным путем?

- В хороших условиях в лучшем случае можно. А в менее благоприятных менее возможно. Возьмем человека, который разгружает цемент или зерно. В лучшем случае он проявляет терпение или смирение. И то не очень понятно, зачем. Ему проще бросить эту работу, научиться более интересному, полезному, серьезному и доходному и изменить свою материальную жизнь.

Мне как к священнику обращаются разные люди. Рассказывают о жизненных трудностях. Если у них работа – неквалифицированная, если человек способный, как правило, все способны к профессиональному росту, я советую всем учиться, профессиональную подготовку совершенствовать, менять неквалифицированную работу на более творческую, перспективную, интересную и более оплачиваемую.

 

- В любом возрасте советуете учиться, совершенствоваться, менять неквалифицированную работу на более квалифицированную?

- Да, но бывают исключения, например, пенсионеры или люди накануне пенсии. Которые говорят: «Мне осталось до пенсии 2-3 года работать». В основном же речь идет о молодых людях, которые определяют свой практический и материальный жизненный путь. Материальный жизненный путь направлен по горизонтали – его надо выбирать, о нем надо заботиться. Заблуждение, когда говорят: «А, это происходит в моей земной жизни – это неважно». Важно, я говорю, вам, очень важно. Это как аналогия с яйцом, между скорлупой и внутренним наполнителем. Смотрите, важна скорлупа для яйца? С одной стороны, не важна. Скорлупа лопнет и птенец вылетает. А если накануне, заранее сделать отверстие в скорлупе или скорлупа расколется? Тогда птенец задохнется или погибнет. А скорлупа в этом случае – наша земная жизнь.

 

- А как человеку быть в ситуации, когда человек утвердился на постоянном месте работы, он оброс связями, у него друзья, коллеги, обязанности, но он понимает, что это место – не то, которое он хотел, а эти личностные связи ему рвать не хочется? Не будет ли это предательством к его друзьям и коллегам?

- Причем тут предательство? Приведу метафору для примера. Люди работают, представьте, механиками по ремонту паровозов. В 1950-е и 1960-е годы паровозы «сошли на нет». Они постепенно исчезли, их отвезли на отстойные пути и заменили тепловозами, электровозами. Теперь механикам по ремонту паровозов надо искать новые профессиональные пути. Это будет не предательством, а толчком в нужном направлении.

В моей практике был интересный эпизод. Я работал в компании, у нас был конкурент. А конкурент был шустрым и начал переманивать наших сотрудников. Несколько человек из нашего отдела перешло, они получили надбавку к жалованию. Они звонили мне, приглашали туда, а мне надо было вскоре возвращаться в Россию, я отказался. Прошло несколько недель после их звонка, меня вызывает начальник, и дает очень солидную надбавку к заработной плате, около 30%. Благодаря тому, что мои коллеги перешли на другое место, я был вознагражден. Ясно, что начальник дал надбавки, чтоб мы не перешли к конкуренту. И так работает свободный рынок рабочей силы!

 

- Отец Макарий, какими факторами должен руководствоваться человек при выборе своего дела, своей профессии?

- О, это дело серьезнейшее и многогранное. Начать надо с того, что наше старшее поколение, родители иногда своих внуков, которым исполняется 15, 16, 17 лет, когда тем надо выбирать путь, начинают их ориентировать. «Вот хорошо б, чтобы ты стал адвокатом или врачом, или ты будешь военным или еще кем-то!» Это не очень разумно, по той причине, что жизнь человека никогда не проходит без трудностей, без разочарований, без каких-то крутых препятствий. И если эти юноша или девушка будут знать, что их туда направили папа или мама, а теперь дело пошло плохо, то у них будет большое разочарование и негативный фактор. Это может привести к срыву.

Во-первых, если юноша или девушка сами выбрали это решение, то папа или мама в случае чего поддержат, помогут, будут стоять рядом. «Но всегда надо помнить, сын или дочь, что ты сам взялся за гуж и не говори, что не дюж». Это будет фактором вдохновляющим и воодушевляющим. Во-вторых, надо советовать молодежи, что выбор деятельности надо делать постепенно, сужая направления и варианты своего движения.

В 8, 9, 10 классах средней школы более или менее видно, у кого какая успеваемость и какая область интересов. Один больше руками работает, другой больше головой работает. Одному интересны технические науки, другому интересны гуманитарные науки (музыка, живопись, поэзия и тому подобное). А далее жизнь покажет. Например, человек поступил в 2013 году в ВУЗ, а в 2018 году он закончит ВУЗ, и какая обстановка тогда будет, что произойдет с экономикой, какие потребности на рынке труда будут, мы знать сегодня не можем. Для молодежи важнее всего способность выбирать, подвижность, способность маневрировать, умение учиться.

Мы говорим, что молодежь должна приобретать знания, но на практике это далеко не всегда реализуется. А заботиться об этом надо родителям. Интернет представляет для этого хорошее поле. Одни сидят в нем и нажимают до отупения какие-то кнопки, а другие через этот Интернет приобретают очень серьезные практические и полезнейшие навыки.

 

- Батюшка, а как быть в ситуации, когда возникает конфликт между поколениями? Родители не принимают выбор ребенка. Правильней - послушаться родителей, или довериться своему смутному и еще не оформившемуся чувству?

- А этот разговор надо вести с родителями. Прежде всего напомнить родителям, что ребенок у них будет, когда сын женится или дочь выйдет замуж. Тогда появится маленький ребеночек. А их дети «закончились» в возрасте 10-12 лет. С этого возраста подросткам надо постоянно напоминать, что они больше не дети. И термин «ребенок» с этих пор я бы убрал из семейного употребления и из школьного обихода.

Недавно в одном ВУЗе преподавательница называла студентов детьми. Я ее спросил: «Какие это дети?» Она ответила: «Я имею в виду, что студентов мы называем детьми». Очень напрасно! И дедушки, и бабушки, и родители должны проявлять большое уважение и внимание к этому молодому поколению. Избави Бог оказывать на них давление!

 

- А вот случай, когда молодой человек выбрал путь. И на этом пути у него получаются какие-то результаты, успехи, но он понимает, что это не совсем то, хотя польза от этой деятельности есть. Отклик у других людей есть, и карьера движется, но у него - молодого человека - нет удовлетворенности. Как быть?

- Вот это уже конфликт внутренний. До этого мы обсуждали конфликт внешний. Тут уже, если родители нормальные люди, и свой родительский долг исполняют верно, то их отношения с сыном или дочерью, которым уже 17-18 лет, 20 лет, 22 года, переходят на серьезный, доверительный уровень. Отношения между родителями и детьми имеют две фазы: «молочную» фазу и «коренную» фазы (аналогия - с зубами у детей). В том смысле, что при первой фазе отношения: папа большой, мама большая, а мы – маленькие. А потом, в подростковом возрасте, отношение «снизу-вверх» (молочная фаза) заменяется равными отношениями. При второй фазе отношения между родителями и детьми как у участников одного дела, как у одного единого организма.

«Коренные» отношения должны расти. И учебные дела «вырастут», и финансовые дела «вырастут». Родители скажут: «Что-то у тебя не клеится учеба в этом ВУЗе, а давай мы тебе финансовую помощь окажем. Ты свой ВУЗ оставляй и иди в другой ВУЗ». Польза будет двоякая. Во-первых, это переориентация ошибок и исправление неверного пути или ошибочных решений, которые у всех людей бывают. Во-вторых, это укрепление вертикальных связей между поколениями! Сын и дочь увидят, что родители – это их лучшие друзья на этом свете.

 

- Отец Макарий, то есть при выборе пути и к родителям требования предъявляются?

- Да, выбор выросших детей – это ответственность родителей. Правильная помощь и содействие родителей требуется, не административное давление, а именно сотрудничество требуется от родителей. Ну а иногда все гладко идет. Отношения между поколениями равные образуются. Их обязательно нужно развивать, заботится о них, консолидировать.

 

- Батюшка, скажите, стоит ли резко менять работу, вид деятельности, идти на риск? Не «резину тянуть» постепенно, а рубить с плеча?

- Надо подумать об обстоятельствах, об обстановке. Если человек еще молодой, не обременен семьей и ответственностью, родители его живы-здоровы, а он сам отвечает перед собой, почему бы не пойти на этот риск? Ничего сильно он потерять не может. Может что-то получится, а может, побьется как рыба об лед – ничего не получится. А если у него есть жена и дети, есть папа с мамой, которым надо помогать или еще какие-то обстоятельства и ответственность, он уже рискует многим.

Надо обстановку «прикинуть». Надо человеку посоветоваться со старшими людьми, которые могут подсказать тебе, понять, поддержать тебя, и принять правильное решение. Хочет, например, человек стать художником. Пробуй, становись, пиши, не получится писать – пойдешь в другое место. А другое дело, если ты берешь в банке кредит под залог родительской квартиры. Дело твое разорилось, квартиру забрали за долги, в итоге предпринимательской деятельности все на улице остались.

 

- Отец Макарий, а если человек мечтает о каком-то деле, но способности его не соответствуют желаемой позиции или этой деятельности-должности. Как быть?

- Правильно. Мы не можем запретить мечтать. Мечта всегда существует, но ее обязательно надо уравновешивать здравым смыслом, рассудком, расчетом. В том числе не только своим, но рассудком близких людей. Мечта – все-таки нужна. Она нужна и материальной жизни, и в предпринимательской деятельности. Без каких-то абстрактных планов тяжело. Надо давать ход этим мечтам и планам. Но нужно обязательно уравновешивать ее здравым смыслом, рассудком, расчетом.

Человек хотел бы стать оперным певцом, но у него проблемы со слухом. Поэтому далеко он не уедет. И так же в остальном. Если человек принимает это равновесие, он понимает реальность и понимает сдерживающие факторы.

 

- Батюшка, вы долгое время прожили в США. Скажите, есть какое-то отличие между отношением к делу у американцев и отношением к делу у русских? Есть отличие в менталитете и в подходе к делу?

- Есть, и можно его полностью списать на наш недостаточный опыт свободного предпринимательства, ответственности за свое дело, деловитости, расчета, трезвого взгляда на мир. Также у русских недостаточна такая жилка, не просто жилка даже, а длительный национальный опыт. Иногда это выражается в наших недостатках и грехах. Приведу пример. Есть город, и есть человек в районе этого города. Взял заем человек, купил магазин или открыл бензоколонку. Начал свое дело, и оно у него пошло. Пошло дело хорошо, через 3 года он погасил кредит. Купил новый дом. В условиях США соседи этого предпринимателя мне скажут: «Это не мое дело – где он взял свои высокие доходы. Есть доходы – и хорошо, налоги платит и ладно». У нас, к сожалению, типично говорят: «Да, конечно, он – вор, взятки давал или взятки брал. Он - мерзавец, раз у него много денег». Это – распространенный грех и распространенный порок, с которым надо бороться.

Есть одно качество чисто внешнее, даже скорее североамериканский обычай, который потихоньку начинает у нас распространяться. Это качество – держать рот на замке в отношении денег! Если они покупают товар дешевле, чем такой же товар у соседа или коллеги, они не хвалятся этим. У них не говорят о материальных подробностях покупок. А рассказать о размере зарплаты у них просто табу. Помню, как на собрании выступил начальник нашего отдела. Он сказал, что не знает зарплаты своих подчиненных. Знает объемы зарплат сотрудников только бухгалтерия. И это качество «незаинтересованной неосведомленности», незаинтересованности – крайне важно. «Помалкивай, и нос в чужие дела не суй, и другие люди нос в твои дела не сунут». И возникает дружелюбное отношение к успеху других сотрудников и людей.

 

- У нас такое предубежденное отношение к людям расчетливым, прилично зарабатывающим... Иногда деятельность прагматичного человека кажется «карьеризмом».

- Я думаю, что такое отношение возникает у наследников советской эпохи. Карьеризм – понятие размытое. Оно предусматривает некую нечестность, наглость, какие-то негативные черты. Эти черты надо избегать.

Возьмите традиционный тип хозяйства, для сравнения земледельца или купца. Один пашет и трудится ради большого урожая, другой торгует, извлекая прибыль из имеющихся средств, они оба вкладывают свои силы и энергию. Вот вам нормы человеческой жизни. В советскую эпоху, при отсутствии свободы любой успех был связан с продвижением по партийной иерархии, значит, связан с продвижением лжи, безбожия, с участием в безбожных делах. К сожалению, этот менталитет остался в нас. С одной стороны остались безответственность и лень. С другой стороны остались злоба, зависть, неприязнь к чужому успеху.

 

- А вы не могли бы рассказать о духовном аспекте. Каким образом работа может стать способом духовного развития человека?

- Тут можно посмотреть на образование, на учебу. Любая учеба, начиная со средней школы и заканчивая седыми волосами, разбивается на две компоненты. Это - профессиональная подготовка и личный рост. Человек участвует в экономической жизни, предлагает свои способности и таланты на рынке труда, чтобы быть успешным, нужно обладать определенными способностями и качествами.

Личный рост – человек получает образование, совершенствует свою душу, приобщается сокровищам мировой цивилизации, учится дальше видеть, лучше понимать, лучше чувствовать. В том числе это направляется к его религиозному строю, это все элементы здания его духовной личности.

Приведем пример. Инвалид первой группы прикован к постели. У него нет ног или он парализован. Он получает пенсию от государства. Надо ли ему приобретать профессиональные навыки? Или ему надо учиться? Ему не нужно стремиться участвовать в экономической жизни и приобретать профессиональные навыки. А задача учебы у него обязательно есть. Ему надо учиться. Если он получит какую-то должность, или заработает небольшую копейку, материальная поддержка станет его душевной поддержкой! Ему легче станет жить, его крест облегчиться! Совершенно другая ситуация с отцами семейств, которые должны быть производительной силой.

Две компоненты образования – профессиональная подготовка и личный рост – далеко не всегда совпадают. Человек учится на бухгалтера. Процессы финансовых потоков и налоговых учетов и процедур очень важны. Овладение финансовой премудростью несет много связей с духовной жизнью. Я сам немного коснулся бухгалтерии, это непростое дело. А если вы возьмете ВУЗ, на одном факультете готовят бухгалтеров, а на другом – художников. Будущим художникам тоже нелегко, требуются напористость и усидчивость, внимание и преодоление трудностей. Все люди разные и судьбы разные, и профессии разные. Когда мы говорим о равенстве, мы должны помнить, что одинаковых людей нет. Люди все разные, но равно любимы Господом. Он любит нас как разных детей, и пути у нас у всех разные.

 

- Отец Макарий, а духовный рост человека в профессии выражается в плодах этой профессии или в его личном изменении?

- Наверное, и то, и другое справедливо. И начинать надо с динамики души: что она приобретает, с чем она сталкивается в процессе учебы или работы. Плоды могут быть, а может их не быть. Если мы вспомним святых, преподобных, исповедников и новомучеников 20 века, то сплошь и рядом мы не увидим их плодов. Что мы увидим на Бутовском полигоне, где во рвах косточки исповедников и новомучеников 20 века захоронены. Однако прошло несколько десятилетий, и мы видим этих людей на иконах, служим им молебен, и узнаем, что на их духовном подвиге базируется наше возрождение. Понимаете? Плоды есть, но они не всегда видимы!

 

- Допустим, человек ушел на пенсию. Его трудовая деятельность завершилась. Чем вы посоветуете заняться этому человеку?

- На сегодняшний день в России, если человек может трудиться физически, то, как правило, трудится. Если же его физические силы исчерпаны, если этого требуют семейные обстоятельства или состояние здоровья, то человек уходит на пенсию.

 

- Как вы смотрите на то, что люди порой совмещают несколько мест работы?

- А почему, нет? Если человек, работая на двух или на трех работах, удовлетворяет требованиям своих начальников или хозяев, то какие вопросы? Другое дело, если его семейная жизнь страдает. В США работа на двух или на трех местах и постах - очень типичный случай. Мой начальник каждый день перед работой садился в машину и ездил в какой-то клуб, он там уборщиком работал, подметал. Он там получал деньги за это. Это типичная американская ситуация.

 

- Отец Макарий, а чем вы руководствовались, когда выбирали свою профессию?

- Вы знаете, это было в другое время, в других обстоятельствах, в отсутствие экономической и практической свободы. Я учился в математической школе. Компьютер был экзотикой. Я поступил в институт МИИТ в 1971 году, на специальность «Автоматизированные системы управления». Это была «туманная наука». Я помню, что уже осенью 1971 года начался вводный курс программирования. Мы с друзьями лазали через забор института, шли в вычислительный центр, и там работали с компьютерами. И до 2000 года я оставался программистом в разных учреждениях. И даже написал заметку «Православие и программирование».

Я советую зрителям открыть страничку по адресу: священникотвечает.рф. Там есть раздел «Проповеди», где есть статья «Православие и программирование». Я провожу 6-7 параллелей между православной жизнью и программистской специальностью, программистским образом мышления. Действительно, много общего есть.

 

- Батюшка, а почему вы выбрали монашеский путь?

- Монашеский путь оказался естественным для меня, когда получилось, что семейного пути нет. Я давно был разведен, прожив около 10 лет в одиночестве. Мой священник, который крестил меня, был моим духовником (ещё в США). Он говорил: «Не рвитесь стать монахом. Не принимайте скоропалительных решений. Живите как христианин. Трудитесь, работайте. А там увидите». И он был прав.

 

- Какие опасности, подводные камни могут подстерегать молодых людей на их профессиональном пути? Чего надо остерегаться? О чем стоит задуматься?

- Для России сегодня эти подводные камни и трудности особенно существенны. Наша жизнь отличается тем, что Россия – свободная и мощная страна, живая страна. Российская нация живет и дышит. Но у нас меньше опыта национального и личного. Посмотрим, если Соединенные Штаты имеют больше трехсот лет жизни по определенным юридическим нормам и по определенному экономическому опыту и по определенному политическому строю с определенной стабильностью, то у нас этого опыта всего около двадцати (!) лет.

Нас мотало из 19 в 20 век и из 20 века в 21 век и трясло так, что мы этого опыта и этой стабильности не имели. Если, условно говоря, автомобиль «США» ехал по ровному шоссе, то автомобиль «Россия» ехал по пашне, по кочкам. Наше шоссе еще не сложилось. Опасностями на нашем пути стали стяжательство, безудержное увлечение мечтой и неразумными фантазиями (в материальной жизни - доверчивость). Похожих опасностей достаточно много. Чаще всего они крутятся вокруг греховных качеств стяжательства и неумеренности, и вокруг недостатка правового сознания и непонимания того, как строится жизнь в условиях правового государства, в условиях власти закона. Это дело дается с опытом. То есть неопределенность финансовых (коммерческих) отношений, недостаток опыта в свободных экономических отношениях, отсутствие ответственности и серьезности - это нынешний недостаток в России, которой стоит поучиться у других стран.

 

- А в чем плюсы и минусы нашей образовательной системы в отличие от западной образовательной системы?

- Трудность вопроса в том, что и западной образовательной системы как таковой нет. Есть только обычаи и формы, и наша образовательная система находится в состоянии подвижности. Причем в США – это один тип, в Канаде – это другой тип, в Европе – это что-то третье, и, причем тут уже в Германии – это один тип, во Франции – это другой тип. Я лучше скажу, какие качества следует приобрести нашим студентам и нашей высшей школе. Нашим студентам не хватает самостоятельности и ответственности. Студент сплошь и рядом живет как ученик в средней общеобразовательной школе. Так не должно быть. Студент сам ответственен за свои успехи.

С другой стороны, в условиях этой свободы и самостоятельности гораздо более распространенной ситуацией оказывается высшее образование с перерывом (не всегда лучше сразу после школы поступать в ВУЗ). Более умные поработают после окончания школы годика два, познакомятся с жизнью, сделают решения, куда им двигаться, и спокойно поступают в нравящийся ВУЗ. Или отучатся на бакалавра, потом устраиваются на работу. Потом поработают и видят, куда поступать в магистратуру. И это нормально. Образование с перерывом гораздо распространеннее в США. У нас же какое-то настойчивое усердие: давай учись-учись-учись. И не человек для учебы, а учеба для человека – такой принцип возникает. Это общие такие факторы. Россия переживает трудный период, и российское образование и высшая школа переживают непростой период. Нам надо пережить это, стоять на месте невозможно.

 

- Отец Макарий, к сожалению, наша передача подошла к концу. Спасибо, что пришли.

- Всего доброго! До свидания!

 

- Всего хорошего! До новых встреч!

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Олег Сиротин.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать