Смысл жизни

18 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

На вопросы телезрителей отвечает игумен Тихон (Иршенко), кандидат богословия, благочинный Покровского кафедрального собора Владивостока. Передача из Москвы. Эфир 18 мая 2014 г.                                       

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, благочинный Покровского кафедрального собора города Владивостока, игумен Тихон (Иршенко).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Бог благословит.

 

- Хотелось бы поговорить на тему, актуальную всегда: "Смысл жизни человека", тем более что Вы являетесь автором одноименной книги.

Для чего Бог призвал человека из небытия?

 

- Господь призвал человека из небытия по своей преизобилующей любви. Для того чтобы человек разделял радость бытия со своим Творцом, любил Бога, познавал Бога по Его проявлениям в нашей жизни. Вступал в общение с Творцом в молитве. Чтобы человек познавал и облагораживал созданный для нас окружающий мир.

Можете себе представить, что когда-то нас с Вами не было, а теперь мы есть. На разнице этих чувств мы можем соприкоснуться с тайной призвания Богом человека из небытия посредством наших родителей. По идее это должно вызывать в нас необыкновенную радость, но почему-то немногие люди радуются. С чем это связано?

Это связано с неведением Бога, грехопадением человека и его многоскорбными последствиями, окружающими нас. В этом причина отсутствия радости.

 

- Вы говорите о богообщении. Что это такое, и как это происходит?

 

- Бог призвал человека к общению со своим Создателем. Общение с Богом происходит путем молитвы. Характер молитвы может быть разным: просительная, благодарственная, покаянная, есть молитва славословная.

Также молитва бывает устная - когда мы читаем вслух, умная - когда мы ум заключаем в слова молитвы, сердечная - когда читаем молитву с сердечным вниманием. Есть молитва благодатная - это удел аскетов, когда молитва является дыханием всей их жизни, они всецело посвящают себя этому и достигают особого духовного состояния.

Бог Сам напрямую не общается с падшим человечеством и воспрещает светлым бесплотным силам по причине человеческой падшести. Как же Бог общается с человеком?

Христианство является религией богооткровенной: Бог открывает Себя сразу всем человекам и индивидуально, давая каждому почувствовать Его своими сердцами.

Сразу всем людям Бог открывает Себя в Священном Писании. Библия - Слово Божие на человеческом языке. Когда мы читаем Священное Писание, особенно Псалтырь и Новый Завет, Бог словами Священного Писания обращается к нашей человеческой душе.

Такой ярчайший пример. Возьмем третью заповедь: "Не поминай Имени Господа Бога Твоего всуе". Мы слышим, как Господь, обращаясь к нам, говорит, чтобы мы не употребляли Его Имени напрасно, иначе мы не избежим наказания.

Если мы читаем Слово Божие с благоговением, намерением исполнить его, нередко нашего сердца касается благодать Божия. Священное Писание - это кладезь мудрости Божией, которая открывается человеку.

Всякие попытки человека общаться с потусторонним миром непосредственно через себя есть основа демонообщения. Дьявол, видя склонность к общению с потусторонним миром, очень часто представляется такому человеку богом, ангелами, космическим разумом и губит такого человека.

Наши телезрители знали, что существовал серийный убийца Чикотило, который говорил, что бог ему указывал, кого надо убить. Дьявол представлялся ему богом и заставлял делать разные злодеяния, через это клеветал на Бога и губил душу такого носителям общения.

Православному христианину безусловно воспрещается разговаривать с внутренними голосами, самому с собой.

Примерно так мы можем раскрыть характер общения Бога и человека, человека и Бога.

 

- Что есть образ и подобие Бога в человеке?

 

- Призвав человека из небытия, Творец наделяет его Своим образом и подобием. Посмотрите, как чудно устроен человек: у него бессмертная душа соединяется с телом. Наделенность нашей души свободной волей, разумом и чувствами - это образ Божий в человеке. Подобие Божие заключается в способности человека по нравственным совершенствам уподобиться своему Создателю. Образом Божиим обладают все люди, но подобие Божие, к сожалению, свойственно не всем.

Человеку свойственна красота внешняя и красота внутренняя. Редко кто несет достойно дар внешней красоты, очень часто этим даром пользуются, чтобы искушать людей, очень часто это связано с нецеломудрием и корыстью. С течением времени внешняя красота потихонечку отступает от человека.

У внутренней красоты совершенно иные свойства: если человек ведет духовный образ жизни, эта красота раскрывается в нем более полно. Человек может быть неблагообразным внешне, но внутренней красотой привлекать к себе всякого человека.

Основа внутренней красоты человека - это скромное мнение о себе самом. Безусловно, к этому качеству прилагаются такие, как: смирение, кротость, мужество, целомудрие, терпение.

Рассмотрим добродетель смирение. Каковы корень и приставка этого слова? С-миром. Нам Господом предлагается искать не правды для самих себя, но во всех обстоятельствах нашей жизни учиться хранить мир в душе. Мира в душе мы лишаемся в двух случаях: когда сталкиваемся с несправедливостью или с похвалой.

Когда сталкиваемся с несправедливостью, человека клонит либо к унынию и печали либо к ответному гневу и возмущению. Когда мы сталкиваемся с похвалой, происходит превозношение.

Во всех этих обстоятельствах мы должны через внимательный образ жизни следить за своей душой: не прислушиваться к словам, не вглядываться в собеседника, но сосредоточить внимание на своем внутреннем человеке, на своей душе, посмотреть на нее и последить за движениями, которые в ней возникают.

Тогда человек начинает властвовать своей душой: либо не позволяет ей впадать в уныние, либо гневаться и стремиться уравновесить свою душу - сохранить мир. Очень важно в момент искушения внутренне сохранить себя, потом сделать паузу и вести себя, как ни в чем не бывало, с некоторой дистанцией к обидчику. Это если мы рассмотрим данную добродетель в некотором времени и пространстве. Тогда человеку удастся самое главное - справиться с собой. Потом поступать по рассуждению. Если обида была нанесена незаслуженно, тогда - возлюби обличителя твоего. Если заслуженно делают замечания, то мы должны сказать: "простите, благословите", "постараюсь исправиться", "благодарен за все, что Вы для меня сделали, прошу Ваших святых молитв". Для людей не церковных, которые не могут вместить церковную формулу оставить: "простите, исправлюсь".

Гнев бывает праведный и неправедный. Неправедный гнев - со злобой. Вообще не гневаться невозможно. Если это случается в нашей жизни, надо помнить, что гнев должен быть праведным, то есть без злобы.

Так же очень важно в отношении подобия Божия уяснить один очень важный момент. Мы слышим, как некоторые, особенно часто лица женского пола говорят: "я такая добрая, все этим пользуются, я так от этого страдаю". Здесь необходимо понимать, в чем суть проблемы. После грехопадения человек перестал видеть за собой недостатки и несовершенства. Человек видит себя только добрым и считает, что страдает от доброты. Но мы знаем, что добро - категория универсальная, оно не может приносить страдания. Сочетание глупости с добротой является причиной страдания.

Добрый глупый человек - это человек слишком доверчивый. Добрый глупый человек - это безотказный человек. Этот тот человек, который не умеет держать дистанцию с окружающими людьми. Добрый глупый человек лезет со своим добром, куда его не просят. Добрый глупый человек не умеет властвовать над своими чувствами. Какова же альтернатива? Быть добрым и разумным.

Добрый разумный человек - доверяй, но проверяй. Умение видеть, когда под видом добра приходит зло.

Я часто спрашиваю девушек и женщин, как можно узнать об истинных намерениях юноши, мужчины, который ухаживает: насколько серьезны его намерения. Многие затрудняются ответить на этот вопрос.

Если мужчина говорит, что сейчас нет денег на свадьбу и квартиру, предлагает "пожить пока так", чтобы узнать, "подходим ли мы друг другу", надо понимать, что через это благодать Божия будет отгоняться: брак будет строиться не на нравственных принципах, поэтому той полноты благодати, которую имеют люди целомудренные, такие люди не получат.

Еще одно качество доброго разумного человека - это умение говорить "нет". Сейчас очень распространен такой грех, когда чужая доброта считается слабостью и попирается наглостью. Часто такая проблема возникает с молодым человеком в армии и молодым специалистом на производстве. Родители и Церковь учили быть человека послушным, а тут им начинают помыкать, заваливать просьбами, и он попадает уже  в какую-то зависимость. Человеку надо обязательно разобраться с этой проблемой.

Надо четко разграничивать производственные  отношения и личные просьбы. Если то, что тебя просят сделать, не отражено в твоей должностной инструкции, это относится к личной просьбе, а личные просьбы на производстве можно не выполнять. Тактично надо сказать "нет".

Когда в армию приходит молодой новобранец, "старики" начинают гонять его за сигаретами или просят стирать носки. Очень важно грамотно сказать "нет". Важно сказать так, чтобы не провоцировать на ответный гнев. Не должно быть многословия, чтобы человек не торговался. Люди, ищущие повод, обязательно найдут его в излишествах нашей речи. Кротко, смиренно сказать: "Нет, я этого делать не буду". Если будут спрашивать еще, надо трижды сказать "нет". Когда люди поймут, что ты кроток и ухватил суть проблемы, и если ты не допустишь ошибок, без последствий выйдешь из этой ситуации.

Для многих, особенно людей невоцерковленных, это часто бывает камнем преткновения. Мы с детьми учим фразу: "Не хочу с тобой общаться, ты на меня дурно влияешь". Ведь родители учат быть ребенка хорошим, и когда они приходит в школу, тут на него обрушиваются одноклассники "ах, ты хороший"... Когда ребенок научен этой фразе, он видит, что неблагочестивый человек учит его совершать что-то нехорошее.

Следующая часть воспитанности доброго разумного человека заключается в том, что мы должны грамотно держать дистанцию с окружающими людьми. Очень часто несоблюдение этой дистанции проявляется в панибратстве, кличках. Стоит один раз проиграть это искушение, и потом все труднее будет дистанцироваться от этого. Очень важно сразу распознать, когда это происходит впервые, и всем своим видом показать, что Вы не принимаете такую форму отношения к себе. Кротко, смиренно скажите такому человеку, что если он будет вести себя подобным образом, Вы не будете с ним здороваться, и с первого момента Вы поставите себя правильно. Некоторые люди этого не понимают, и потом возникают проблемы. Людям, которые уже пропустили такой момент, остается одно: не принимать это близко к сердцу.

Не лезь со своим добром, куда не просят. Особенно этим страдают люди пожилые, женщины. Когда у человека что-то случается, естественное свойство доброго человека - броситься помочь. Но иногда это бывает неуместно. Прежде чем помочь людям, спроси, нужна ли моя помощь. Единственное исключение - когда мы видим утопающего, здесь спрашивать некогда, надо срочно помогать.

Последнее и очень важное: добрый разумный человек должен властвовать над своими чувствами. Мы общаемся с лицами противоположного пола.  Чужая красота, ум, обаяние, иные качества нередко вызывают в нашем сердце приятные, но нередко незаконные чувства. Когда они незаконны? Когда человек уже определился в своем выборе или когда эти чувства не взаимны.

Представьте, что человек вдруг встретился с такой красотой и обаянием, что в его сердце возникли чувства, с которыми он раньше никогда не сталкивался. По наивности и невоспитанности человек все начинает принимать за чистую монету, а для противоречивой человеческой природы это бывает весьма опасно.

В чем это противоречие? Что такое страсть? Это чувство привязанности и зависимость. Если чувства не взаимны, человек начинает навязывать себя. Когда чувства возникают к человеку или исходят от человека, состоящего в браке, в такой ситуации возникают блуд, болезни, безотцовщина. На чужом несчастье своего счастья не построишь, и для человека возникают тысячи зол. Здесь православному христианину очень важно иметь четкое представление, как вести себя в такой ситуации. Объясняю пошагово, как себя вести.

Как только разум встречается с этим приятным, но незаконным чувством в сердце, ему надо всячески воспротивиться и прогнать. Для некоторых людей это совершенно непонятно, вся их жизнь - поиск этого чувства. Но не надо путать земную, человеческую любовь с любовью духовной.

Любовь бывает разная: к Родине, к матери, между мужчиной и женщиной, любовь к детям. Христианская любовь характеризуется двумя основными вещами: она всегда целомудренна и бескорыстна. В земной любви падший человек сталкивается с противоречивостью своей земной природы. Все хорошо, когда заканчивается верным браком, но, увы, Господь очень часто испытывает человека через это, обличая наши недостатки и совершенства, призывая нас к совершенству, познанию премудрости и благости Творца. Конечно, сталкивая нас с этой ситуацией, Господь призывает в нас проявить то, что воспитала в нас православная Церковь. Если в нас обнаруживается мировоззренческий пробел в этой области, срочно восполнить его на беседе со священником, желательно духовно опытным, который подскажет нам, как себя вести. Да, это скорбный труд, но когда человек справится с этим приятным, но незаконным чувством, тогда для него бывает великое благо - он приближается к степени своей воспитанности. Когда такие воспитанные люди видят друг друга, возникает особый род взаимоотношений.

Так можно раскрыть образ и подобие Божие в человеке с некоторыми отступлениями.

 

- Какие последствия вызвало  грехопадение?

 

- Призвав человека из небытия и наделив его свободной волей, Творец стал воспитывать человека. В чем заключался смысл этого воспитания?

Человек должен был формироваться богопослушным, благодарным, учиться непрестанно склонять свою  свободную волю к добру. Воспитание производилось посредством заповедей, даваемых человеку.

Ему было запрещено вкушать запретный плод - плод познания добра и зла. Здесь мы подходим к фундаментальному вопросу человеческой жизни: что есть добро, а что есть зло?

Церковь отвечает на этот фундаментальный вопрос следующим образом. Добро - это слушаться Бога, а зло - не слушаться Бога. Здесь возникает сопутствующий вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Хорошо - когда полезно, но, как правило, неприятно. Например, как поход к зубному врачу. Плохо - когда неполезно, но, как правило, приятно. Кому-то приятно употреблять наркотики, алкоголь, хотя мы знаем, что это неполезно.

Господь дает человеку заповеди для того, чтобы человек наименьшим образом соприкасался со скорбями и страданиями в своей жизни. Дав заповедь, Творец ожидал ее исполнения, посему попустил соответствующие обстоятельства, среди которых было испытано человеческое произволение. Бог попускает первосотворенному ангелу, отпавшему от Бога за свою гордыню - имя ему дьявол - испытать людей на нравственную крепость. В образе змия дьявол приступает к Еве в раю и предварительно усомнив  в правдивости слов Божиих успешно искушает Еву на нарушение заповеди Создателя. Ева падает, потом падает Адам. Творец обличает их в нарушении заповеди, но вместо того, чтобы просить прощения, они стали сваливать вину друг на друга. За это неблагочестивое поведение: неблагодарность, нераскаянность Творец разрывает с человеком внутренний, таинственный, нравственный, благодатный союз, изгоняет их из рая и лишает человека своего благорасположения.

Что есть религия в контексте сказанного? Религия - это внутренний, таинственный, нравственный, благодатный союз человека с Богом.

Каковы же последствия грехопадения? В первую очередь, у человека помрачаются религиозные чувства: он перестал чувствовать Бога должным образом своим сердцем. Вот откуда берутся атеисты. Люди, не чувствующие Бога своими сердцами в силу суетности, помраченности грехами.

Помимо этого, человек лишается одеяния славы - одежды бессмертия. Бог облекает человека в кожаные ризы, это наша одебелевшая плоть, через которую в нашу жизнь входят болезни и смерть. У человека появляется способ размножения, как у животных.

После грехопадения человек становится нравственно слабым, порочным и удобопреклонным ко греху. В одной из притч сказано, что все люди делятся на две категории: на грешников, которые мнят себя праведниками, и на праведников, которые считают себя грешниками.

Мы гармонично подходим к ответу на вопрос: "В чем смысл жизни человека?" Смысл в том, чтобы восстановить внутренний, таинственный, нравственный, благодатный союз с Богом, когда-то утраченный Адамом и Евой.

Грехопадение свойственно всем нам. Нам даны заповеди, мы знаем их, враг рода человеческого постоянно искушает нас, и грехопадения все равно часто с нами совершаются. Мы уже являемся носителями последствиями, но греховная человеческая натура проявляет себя непрестанно, что заставляет заботиться о душе.

Я бы хотел привести в оригинале, без ошибок несколько цитат о смысле жизни. Совместно с издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви мы издали книжку "Смысл жизни человека", которая уже поступила в продажу.

Античный философ Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни "состоит в достижении счастья, но счастья не в чувственных удовольствиях. С точки зрения этических добродетелей, счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность".

Философ Евгений Трубецкой необыкновенно глубоко определяет ответ на вечный вопрос, что есть смысл жизни. "Осмысленная жизнь стремится быть непрестанным Богу служением, благоговейным и радостным несением своего креста. Иначе: несением всякого служения в непрерывном богосознании и богообщении".

Святой Никодим Святогорец пишет: "Скажу прямо, самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с ним".

Конечно, кто-то говорит, что смысл бытия человека состоит в том, чтобы достигнуть "восьмого дня": непрестанной евхаристии. Можно понимать и так, но что касается нашей земной жизни, на наш взгляд, задача в том, чтобы восстановить таинственный, нравственный, благодатный союз.

Непраздный вопрос: как это совершается? Для того чтобы восстановить наш внутренний союз с Богом, нам необходимо возрастать в ведении и благодати.

Что значит возрастать в ведении Бога? Самое простое объяснение - это когда мы знаем заповеди Божии и стремимся их в своей жизни исполнять. В этом заключается секрет счастья, благополучия и процветания человека. Любишь Бога, исполняешь заповеди Божии - получи награду праведника. Не любишь Бога, то есть нарушаешь заповеди Божии, будут скорби, болезни, непреодолимые трудности. Но по поговорке "пока гром не грянет, мужик не перекрестится" - в этом превратность человеческой души. Я видел только одного-двух человек, которые пришли к Богу от благодарности, все остальные пришли через скорби, болезни.

В философии есть направление экзистенциализм. Экзистенцией, по пониманию представителей этого направления, обладают те люди, которые находятся в пограничном состоянии между жизнью и смертью. И, находясь в этом необыкновенном состоянии, у человека происходит переоценка ценностей, и нередко получается, что человек обращается к Богу.

Возрастать в благодати мы можем, безусловно, через участие в Церковных Таинствах. В крещении нам открываются врата церковной жизни, при крещении человек дает обеты доброй совести, любить Бога, соблюдать заповеди Его.

Хотелось бы заметить, что горящая свеча символизирует горящее любовью к Богу сердце человека. Если человек согрешает, этот огонек благодати в сердце человека угасает. Чтобы воскресить сердце, надо прийти к священнику и покаяться. Когда священник читает молитву над кающимся грешником, Господь воскрешает человеческую душу. Все это, конечно, от искренности и глубины покаяния. И Господь вновь возжигает в нашем сердце этот огонек благодати. Мы должны так грамотно устроить, чтобы в этом огонечке Господь был путеводной звездой нашей жизни. Для этого нам необходимо регулярно исповедоваться и причащаться. Причастие - кульминация христианской жизни. Для этого и пост, и молитва, и добрые дела.

Мне приходится вести огласительные беседы, и я задаю вопрос о том, как люди представляют добрые дела? Бывают не более двух-трех ответов, вроде таких: перевести бабушку через дорогу, сдать донорскую кровь, куда-то что-то пожертвовать.

Катехизис Православной Церкви говорит, что добрые дела делятся на две категории: совершаемые делом - телесные дела и совершаемые словом - духовные дела.

Добрые телесные дела: голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, посетить находящегося в больнице, помочь ему в выздоровлении, если это невозможно, приуготовить его к принятию блаженной христианской кончины, посетить находящего в темнице, принять странника и упокоить его. Седьмая телесная добродетель - принимать участие в погребении умерших в нищете.

Конечно, к этому можно добавить всякие формы заботы о сиротах, детских домах. Конечно, строительство и благоукрашение храмов.

Духовные добрые дела: отвратить человека от его злого пути, научить добру и истине, предостеречь в непримечаемой человеком опасности, утешить печального, не воздавать злом за зло, от сердца прощать обиды и молиться за тех, кто нас обижает. Таковы добрые дела, совершаемые духовно.

Добродетель - особая сторона человеческой жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил, что только Христа ради делаемое доброе дело имеет воздание в сем веке и веке будущем. Если доброе дело делается ради мира во всем мире или еще ради какого-то мотива,  то оно не будет иметь воздаяния.

Каково это воздаяние? Мы вступаем на путь богопознания, открываем для себя Бога воздаятеля. Как начинается 40-й псалом? "Блажен разумевайяй на нища и убога. В день лют избавит его Господь, укрепит на одре болезни его, не отдаст в волю врагов его".  Это означает накормить голодного, одеть раздетого, и должны делать это искусно. Человек должен в этом действительно нуждаться. Мы должны спросить, внутри себя проговорить, что делаем это ради Христа. Некоторые откупаются тем, что бросают копеечку, но ведь человек может ее пропить, употребить иным неблагочестивым образом.

Очень часто люди не исполняют основную нравственную заповедь: любить ближнего так, как самого себя. Ближнему дает хлеб, а сам любит на хлеб масло намазать, сыр, колбаску положить. Человек хочет сделать праздник для себя, а Господь предлагает ему сделать праздник для другого, и тогда тебе будет праздник.

"От сумы и тюрьмы не зарекайся". Представь, что этот ты сидишь на холодных плитах в переходе метро. Неважно, как это произошло с тобой, причин может быть множество. Когда мы можем откликнуться на человеческую потребность, тогда надо это делать грамотно. Стыдно смотреть, когда в церковь, монастырь привозят что-то поношенное, негодное. Лучше вообще не делать доброе дело, нежели делать его как попало.

Когда мы относимся к человеку так, как хотели бы, чтобы относились к нам, тогда к нам повернется и Господь. Господь говорит нам и о том, что добрые дела наши мы должны делать втайне, что правая наша рука не должна знать, что делает левая. Как только мы кому-то разболтали наши добрые дела, золото добродетели обращается в черепицу. Мы должные располагать свое сердце так: Господи, нет за мной добрых дел, одни только недостатки и несовершенства. Все доброе, что есть, творишь Ты, Господи. Здесь себя являет скромность, которая есть основа внутренней красоты.

Обратите внимание, что у дьявола ни одно доброе дело не останется безнаказанным: либо пихнет, толкнет, устроит неприятную ситуацию на дороге. Но бояться не нужно. Перетерпите, поблагодарите Господа от всего сердца. Нападение дьявола свидетельствует  о том, что Господь принимает наши добрые дела. Так написано в святоотеческой литературе. Своими немощными кознями дьявол пытается отвратить человека от добродетели.

Но воздаяние будет, по словам псалма: "в день лют избавит тебя Господь". Лютых дней у нас много. Ты попал в тяжелую жизненную ситуацию, но Господь всемогущ: управляет всеми обстоятельствами, расположениями человеческих сердец, выводит тебя из них.

"Укрепит тебя на одре болезни, не отдаст на волю врагов твоих". У нас множество врагов и видимых, и невидимых. И вот они пышут злобой, но ничего сделать не могут, потому что Господь тебя не дает. Это познание через добродетель есть богопознание созерцательное, которое открывается нам в евангельских словах "Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят". Когда человек начинает отсекать помыслы, с сердечным вниманием творить Иисусову молитву, тогда появляется теплота, и веяние Божественной благодати весьма часто сопровождает такой деятельный труд.

Когда человек трудится, терпит, понуждает себя, тогда венец - радость, благодать. Увенчивается крест, который Бог благословил человеку.

Мы плавно переходим к важному вопросу: в течение жизни мы должны сбросить с себя власть дьявола. Очень важный мировоззренческий вопрос в том, каким образом дьявол держит власть над человеком.

Помните, как Достоевский писал: здесь дьявол борется с Богом, а поле битвы сердца людей. Иоанн Златоуст в своих творениях пишет, что дьявол очень часто нападает на человека во время полнолуния весной и осенью, чтобы люди думали, что это луна виновата или не хватает каких-то витаминов.

Как дьявол держит власть над человеком? Внушает свои гадкие, мерзкие помыслы под видом наших собственных. Людям невоспитанным дьявол внушает откровенную грязь и мерзость, учит человека убивать, грабить, насиловать, заниматься наркоманией. Благовоспитанным людям дьявол внушает плохие помыслы под видом хороших или безобидных, мечтания, воспоминания.

Чтобы сбросить с себя власть дьявола нам необходимо вести внимательный, внутренний образ жизни, мы должны отслеживать и всячески противиться всем помыслам, противоречащим заповедям Божиим, говоря: "отрекаюсь от тебя, сатана, от тех мыслей, которые ты мне внушаешься". Конечно, дьявол не испугается человек, не убежал. Но это как с вором, который действует безнаказанно, пока ты его не видишь, но если он замечен, он бежит, боясь, что ты вызовешь милицию. Так и с дьяволом: пока ты его не видишь, он тебя безнаказанно обворовывает. Помыслы души и тела, через которые он улавливает в свои сети человека и влечет человека на грех, а через него вовлекает и других.

Тот человек, который через внимательный образ жизни видит лукавого, уже возымел на 50% победы. Если человек молитвенно призывает благодатную помощь Божию, потому что сам без Бога с этим справиться невозможно, когда проявляет терпение, Господь дает благодать. Пусть человек не справился раз и два, но, наконец, по благодати божественной человек отсекает его, терпит, подвизается, и за это бывает увенчан.

Когда христианин открывает для себя область этой внутренней аскетической жизни, ловит лукавого на поворотах своей души. Это Господь призывает человека к благодатной аскетической жизни, творению со смирением и кротостью Иисусовой молитвы. Так потихонечку человек открывает для себя этот созерцательный путь богопознания, когда молитва становится дыханием человеческой души. Это очень важная область христианской жизни, и мы должны ее обязательно учитывать в процессе благодатного преображения нашей души.

Что такое преображение души? Это когда человек недостатки и пороки заменяет на добродетели и совершенства. Вот что такое благодатное преображение души.

В чем заключается благодатная, искупительная жертва Христа? Господь наш Иисус Христос, вторая ипостась Пресвятой Троицы, "нас ради вочеловечился". Есть замечательное песнопение "Совет Предвечный". На этом Предвечном совете искупительная жертва была положена Святой Троицей. Господь бессемянно зачат через Пресвятую Богородицу, воспринимает человеческую природу и воплощается. Он показывает нам путь восхождения от земли на небо. Для этого основывает свою Церковь. Господь учреждает для нашего спасения церковные Таинства, оставляет Евангелие - благую весть о спасении рода человеческого от власти дьявола, греха и смерти, распинает наши грехи на кресте, и Своим славным Воскресением показывает, как все мы воскреснем.

Что значит следовать за Христом? Это значит читать и исполнять Евангелие в своей жизни. Такие люди в 25-й главе Евангелия от Матфея называются "овцами", после своей смерти они будут оправданы, а при втором пришествии Христа им будет дарована жизнь вечная. Те люди, которые говорили: "Ешь, душа, пей, веселись. Один раз живем - бери от жизни все", такие люди в Евангелии называются "козлищами", после своей смерти они будут осуждены и при втором пришествии Христа их ждет тяжкая участь.

 

- К сожалению, время нашей передачи подходит к концу. Что бы Вы хотели в завершение пожелать нашим телезрителям?

 

- Самое главное - это любовь к Богу. Мне бы хотелось пожелать, чтобы к этому чувству приобщились все - милостью Божией, крестными страданиями Господа нашего Иисуса Христа.

Бог благословит вас, братья и сестры.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.  

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать