Беседы с батюшкой. Духовная жизнь православного человека. Часть 1

15 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке. Передача из Москвы.

– Тема нашей сегодняшней программы очень актуальна и звучит так: «Духовная жизнь православного христианина». Отец Алексий, первый вопрос, как выбрать духовного отца?

– Конечно, это очень серьезный вопрос. В первую очередь духовный отец должен располагать к себе духовное чадо, чтобы его сердце раскрывалось ему, чтобы тот, кто его избрал, был послушным христианином, а духовная жизнь помогала бы человеку совершенствоваться и восходить от силы в силу. Разные бывают ситуации, и здесь очень важно прислушаться к своему сердцу. В свое время, когда я поступил в Московскую духовную семинарию, нам сразу же сказали наши приходские священники, что необходимо выбрать духовника из числа братии Троице-Сергиевой лавры. Мы ходили на богослужения, смотрели на старцев, смотрели на то, как они служат, и, конечно же, Господь располагал сердце к одному из них. Помню, я очень любил приходить в Троицкий собор, в котором каждую пятницу вечером звучал акафист Божией Матери, а по воскресеньям преподобному Сергию. И когда я приходил, то всегда видел архимандрита Илию. Самое главное, что он говорил такие слова на проповедях, которые доходили до самого сердца. Я очень расположился к нему, но я был настолько робким студентом, что боялся подойти к батюшке и попроситься к нему в духовные чада. Тогда я усиленно помолился преподобному Сергию и, обратившись к нему, сказал: «Преподобный Сергие, вот, по-моему, этот удивительный старец, который мне нужен. Я буду в послушании к нему, благослови, чтобы мне как-то подойти к нему!» Это было тогда, когда я шел на акафист преподобному Сергию в Троицкий собор. Смотрю, а мне навстречу выходит батюшка, я решил, что это для меня Божий знак. Я осмелился подойти к нему, благословился, и батюшка взял меня в свои духовные чада. Он вел меня в течение всего моего обучения в семинарии и духовных школах. Это очень удивительный пример того, как Господь дает каждому. То есть когда мы избираем духовника, обязательно нужно слушать свое сердце, потому что мы должны полностью доверять этому человеку, конечно же, прислушиваться к его советам, брать у него благословения. Все это очень важно в духовной жизни.

– А насколько все же обязательно иметь человеку духовного отца? Может быть, будет достаточно приходского священника, к которому ты ходишь на исповедь?

– Да, можно ходить на исповедь, но ведь тогда не будет у тебя священника, который будет знать твою духовную жизнь, а ты будешь предоставлен самому себе. А когда ты ходишь к одному батюшке, он, зная твою духовную жизнь, может тебя в чем-то подправить, поможет отрегулировать твое молитвенное правило, духовную жизнь, подскажет, как нужно вести себя в храме Божьем, как часто нужно приступать к таинствам Святой Церкви. Так что здесь очень важно, чтобы у тебя был водитель, духовный наставник, который будет руководить твоей духовной жизнью.

– То есть у каждого отдельного человека духовная жизнь индивидуальна, и нет шаблона, чтобы, к примеру, Василий, Петр, Иван просто-напросто шли по одному и тому же пути?

– Вы совершенно правильно говорите и рассуждаете. Тогда ведь действительно можно было бы в храме поставить компьютер с определенной программой, который бы выдавал всем одно и то же: кто чем и как должен заниматься. А здесь, конечно, должен быть индивидуальный подход: у каждого свои физические силы, своя ступень духовной жизни, свои жизненные ситуации, семейные обстоятельства. Безусловно, есть единые правила для всех, и все же это как некая высота духовной жизни. Но опять же замечу, что есть люди, которые не могут исполнить это правило, а есть те, кто хочет большее правило на себя возложить; или, допустим, кто-то пребывает в немощи, а возможно, много трудится... Так и здесь не может быть общего и единого для всех подхода. Это же не для монастыря, хотя и для монашествующих не может быть тоже единого правила, несмотря на то что они живут и занимаются только духовным деланием и тем послушанием, которое им дается в монастыре, а ведь у них нет семьи, нет забот, нет чрезвычайных обстоятельств, которые возникают в семейной жизни. Поэтому если брать нашу церковную жизнь, то у нас нет устава для приходской жизни, нет определенного устава для мирянина; есть только монастырский устав, к которому мы все стремимся и подражаем ему в единении с монашествующими. Хотя и не каждый мирянин сможет понести тот подвиг, который несут монахи, потому так важна роль духовника. Это имеет значение особенно для семейных людей. Ведь духовный отец может беспристрастно дать определенные советы и для духовной, и для семейной жизни. К примеру, примирить поссорившихся супругов, подсказать, как нужно воспитывать своих детей, или поможет решить те проблемы, которые возникают в жизни людей, обремененных семейными узами. А это все очень важно! Почему? Потому что для мирян очень хорошо, когда духовный отец из белого духовенства, поскольку каждый такой священник имеет опыт семейных отношений, опыт воспитания детей, а значит такой духовник будет только помощником в несении того жизненного креста, который Господь возложил на плечи каждого человека.

– Скажите, а чем отличается старец от духовника?

– Мы знаем, что духовник имеется в приходской жизни, а старец большей частью находится в монастыре и руководит духовной жизнью монашествующих. И если духовник имеет такое духовное попечение и дает благословение в виде советов своим духовным чадам, то старец ведет уже полностью монахов, которые отсекают свою волю, вручая ее воле старца. Здесь уже необходимо просто слушать старца, не нарушать его воли и ничего без его благословения не делать. У нас такого в миру нет. В основном просят совета у духовника в том, как поступить в той или иной ситуации, и он им советует, что-то рекомендует. Конечно, бывает порой и небольшой перекос: встречаются батюшки, которые требуют от своих духовных чад-мирян строгого исполнения и полного послушания, чтобы никто ничего не делал без благословения духовного отца, то есть такое внешнее подражание старцу, который находится в монастыре и руководит монашествующими. На приходах такого, конечно же, допускать нельзя, потому что мы не можем заставить прихожан выполнять только то, что им говорим: все-таки они живут семейной жизнью, порой есть разные обстоятельства, имеются свои обязательства и попечения. И здесь священник только дает благословение или свой совет, необязательный к исполнению: я бы поступил так или вот так, правильно сделать таким образом... Но в то же время поступить так или сделать все по-другому – это выбирает сам мирянин. В монастыре же – если говорит старец, то он видит духовное состояние человека, знает, как вести человека, чтобы у него располагалось сердце к молитвенному правилу; какой у него есть порок, который ему мешает что-то исполнить; как ему победить гордыню или, возможно, какую-то другую внутреннюю страсть. И конечно же, послушники – те, кто вверяется в попечение старца, полностью отсекают свою волю, строго следуя тому, что он скажет.

– Батюшка, скажите, а нужно ли бегать мирянам за советом старцев, или совета приходского священника будет достаточно? Потому что часто встречается такое мнение: нужно пойти к старцу, он тебе всю твою жизнь выложит на блюдечке, все расскажет и укажет.

– К сожалению, это неправильно. Если духовник все сказал, что нужно делать, чтобы ты исполнил заповеди Божьи, чтобы появился мир в твоей душе, в семье с близкими, то в таком случае нет необходимости идти к старцу. Мы благословляем идти к старцу только тогда, когда не можем сами ответить на тот или иной вопрос своих духовных чад или не знаем, как правильно поступить в какой-нибудь сложной ситуации. Вообще же некоторые едут к старцам, потому что не доверяют своему духовнику – это первое. Второе – духовник, может быть, настойчиво говорит о том, как именно надо поступить, а люди едут к старцу и перепроверяют, правильно сказал батюшка или нет. Или едут к старцу, втайне надеясь, что он скажет по-другому, так, «как я хочу». И так, кстати, многие ездят, лучше сказать – бегают по старцам, пока не найдут такого, который даст им тот ответ, который они хотят услышать. В этом, конечно, есть проблема. И в моей жизни не раз были ситуации, когда я советовал человеку, как ему нужно поступить, что надо сделать, чтобы решить проблему, а в ответ слышал: «Хорошо, батюшка! Мы Вам верим, но все же мы съездим к старцу на Афон, и вот как он скажет, так мы и будем поступать». Но как бы ни было досадно, мы не обижаемся, даем свободу: «Конечно, поезжайте, пожалуйста!» Потому что где-то внутри есть надежда, что старец ответит лучше, так как Господь ему что-то приоткроет, покажет. Но, как правило, приезжают к нам и говорят: «Батюшка, старец нам сказал то же самое, что и Вы говорили. Может быть, только иными словами, но смысл такой же, так что придется поступать, как Вы нам советовали». Здесь, конечно, возникает досада: «Ну вот, не верите, съездите – узнайте!»

А если человек доверяет Богу, своему духовному отцу и когда будет все выполнять, то у него все получится. Мы в свое время задавали вопрос одному из наших преподавателей, когда были студентами Московской духовной академии: «А вот если все-таки старец или духовник ошибется, скажет противное воле Божьей? Может, он что-то не увидел, или скажет что-нибудь не совсем духовное, или, возможно, помешает привязанность к своему духовному чаду?» И тогда преподаватель дал нам очень хороший ответ, который таким ровненьким пластом лег на наше сердце: «Если даже и духовник даст неправильный ответ или благословение, то ради послушания своему духовнику, ради исполнения того, что ему благословили, Господь Своим Промыслом устроит этому человеку все во благо».

– Батюшка, давайте ответим на вопрос нашей телезрительницы: «Я хотела бы поговорить о притче о талантах. Вы знаете, я сама себя сейчас проанализировала, свою жизнь. Думаю, что Господь дал мне очень много талантов в разных областях (я не имею в виду пение или что-то подобное, а по жизни), а в итоге я ничего не приумножила. Я сокрушаюсь об этом, мне 53 года, и поздно уже что-то исправлять. Но все-таки что сейчас в моем случае можно сделать?»

– Никогда не бывает поздно, всегда нужно работать, трудиться, развивать свои таланты. Другое дело, правильно ли Вы рассуждаете, об этом мы не можем сейчас понять, потому что мы Вас не знаем, и подсказать Вам точно, что делать, мы не сможем. Вам лучше всего обратиться к своему духовному отцу или приходскому священнику, который сможет провести с Вами обстоятельную беседу, который, возможно, знает Вас, сможет выяснить, эмоции это или действительно правильные рассуждения. В то же время он Вам подскажет, чем Вы сможете заняться, чтобы реализовать те таланты, которые у Вас есть. И опять-таки, что значит реализовать таланты? Это не просто приумножить и развить, чтобы они просто так летели, если так можно сказать, по воздуху, не принося никому пользы. Они должны быть действительно направлены на исполнение двух самых важных заповедей: первая – это возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всей душою, всем разумением своим; и вторая заповедь – возлюбить ближнего своего, как самого себя. А это значит жертвовать собою ради близких, то есть направлять свои таланты и силы на служение ближним и через это приобщаться к любви Божественной. Не нужно поэтому думать, рассуждать таким образом: «Я вот не смогла развить свои таланты. Мне уже 53 года. Я теперь лягу, буду лежать, грызть сухари и ничего не делать...» Нет, в 53 года Вы в расцвете сил, а вдруг Бог до ста лет даст пожить? Вам еще 47 лет жить, и сколько добрых дел Вы за это время сделаете! Кому сможете послужить? В Церкви Божьей можно потрудиться. Нам сейчас нужны и миссионеры, и социальные помощники, и по делам молодежи кто-то должен помогать батюшкам трудиться, и в той же воскресной школе необходимы сотрудники... Да Вы что?! Вы можете столько добрых дел сделать! И все Ваши таланты будут направлены либо на старого, либо на малого, либо на того, кто нуждается в этой помощи. Так что все у Вас впереди! Трудитесь без всякого отчаяния и уныния, без страха и сомнения, и Господь Вам в помощь!

– Скажите, батюшка, а может ли духовник навязывать свою волю чаду?

– Ни в коем случае! Воля не должна быть никому навязана. И здесь возникает неправильное духовное отношение. Если духовник просто заставляет или благословляет что-то выполнить, значит он нарушает свободу человека, а ее не нарушает, как мы знаем, даже и Сам Господь. Он лишь тогда приходит, помогает нам и участвует в нашей жизни, когда мы Его об этом просим, почему Господь и сказал: «Просите – и дастся вам». Мы даже исполнения над нами Божьей воли ежедневно просим в молитве «Отче наш...»: «Да будет воля Твоя!» Если бы мы не молились и не просили об этом, то над нами бы никогда не совершалась воля Божья: Господь никому ничего насильно не навязывает, также и духовник не имеет права навязывать, заставлять выполнять какое-то действие по своему усмотрению. Все наши благословения преподаются в виде совета. Если он устраивает, совпадает с внутренним состоянием человека или с его духовным возрастанием, то тогда – пожалуйста, можно это исполнить. А если вы считаете по-другому, то поступайте иначе, но учтите, что не всегда такое вот самостоятельное решение, которое вами принято, приносит пользу. Совет с духовником, а паче всего и его молитва после него дают силы его благословениям. Поэтому нужно помнить об этом. Так что, с одной стороны, мы не имеем права навязывать, а с другой стороны, если вы спрашивали совета и услышали ответ священника, то им не нужно пренебрегать. Видите, какая здесь тонкая грань? Слушай, но не пренебрегай, и в то же время мы ничего не имеем права тебе навязывать.

– Часто можно услышать от людей: «Мне это батюшка благословил».

– Да, батюшка благословил. И тут очень полезно то, что они с уверенностью об этом говорят: раз батюшка благословил, значит Господь поможет это исполнить. Брать на себя что-то совершенно самостоятельно в духовной жизни очень опасно. Сколько людей впадает по этой причине в прелесть! Сколько через нее обладает такой гордыней, которая делает человека невыносимым в общении!

Иногда человек приходит к духовному отцу и говорит: «Батюшка, а как Вы посмотрите, если я возьму вот такое молитвенное правило?» Ну что же, если ты читаешь утренние и вечерние молитвы и хочешь взять на себя чуть-чуть побольше – почитать Псалтирь, Священное Писание (а кто-то уже и этим не довольствуется и спрашивает у батюшки, можно ли ему взять четки и по ним почитать Иисусову молитву), то мы в таком случае говорим: «Прекрасно! Великолепно!» Ведь и Господь говорит: «Непрестанно молитесь!» Поэтому мы такое поощряем. Конечно, бывает и такое, когда человек подходит и говорит: «Я не буду больше читать утренние и вечерние молитвы. Я буду ходить с четками и больше ничего делать не буду». Это неправильное отношение. И когда некоторые прихожане спрашивают о том, можно ли им молиться дополнительно по четкам, то священник вправе спросить: «А какое правило ты соблюдаешь? А как часто ты исповедуешься и причащаешься?» Вот ты вначале сделай вот это и вот это, а уже потом берись за другое. И это будет правильный подход. И если кто-то говорит, что батюшка благословил еще и по четкам читать, значит у человека идет какое-то внутреннее возрастание. А иногда бывает и так: потерял человек зрение и уже не может читать молитвы, напрягать свои глаза. Подходит он к батюшке и говорит: «Батюшка, как мне молиться? Читать не могу и без молитвы тоже быть не могу, а ни утренних, ни вечерних молитв за всю свою жизнь выучить не смог». И батюшка ему посоветует читать Иисусову молитву, «Богородице Дево...». Человек будет их читать и утешаться. А другой приходит и говорит: «Я зрение потерял, но знаю все утренние и вечерние молитвы наизусть...» Так что кто как молится, кто как располагает к этому сердце и ум. И во всем должно быть участие духовника, чтобы человек не взял на себя непосильное правило. Ведь иногда некоторые берут на себя такое чрезмерное молитвенное правило, что потом и вовсе перестают молиться, потому что устали, перетрудились, перенапряглись и духовно, и физически. Во всем должна быть мера. И духовник действительно здесь участвует, подсказывает, благословляет.

Спрашивает прихожанин: «Батюшка, а можно мне поехать в паломническую поездку в Дивеево?» – «А в семье как? Одобряют?» – «Да, одобряют». – «А копеечка есть?» – «Есть!» – «Поезжай с Богом!» Батюшка благословил, но желание ведь чье было? Было желание мирянина, он взял благословение, которое подтвердило его желание. Ведь не случайно говорят: «Меня батюшка благословил, значит – мне Господь поможет, ангел-хранитель меня сохранит, потому что я не какой-то самовольник (самовольница), а меня батюшка благословил!» И вот эта духовная жизнь тем самым укрепляется. Поймите, благословение духовника – это не просто что-то вообще, это благословение, которое сопровождается его молитвой. Он же воздыхает, молится за всех и очень ответственно к этому подходит, а не просто сказал где-то слово и отмахнулся. Священник каждого пропускает через свое сердце, через свою молитвенную память. И если он даже кого-то забудет, то все равно склонит свои колени перед престолом Божиим и скажет: «Господи, помоги! Ежели я даже кого-то забыл, но Ты, Господи, всех помнишь и ради правды Твоей, которую мы несем в эту жизнь, спаси, сохрани, помилуй и поддержи!» И когда люди, чувствуя эту помощь, возвращаются после поездки, то говорят: «Ой, батюшка! Поездка была как на воздусе! Мы даже дороги тяжелой не почувствовали, хотя и много часов в пути были! И везде Божью помощь ощущали». А это молитва прихода, ведь священник не один молится, а с целым приходом, соборно. «Где двое или трое собраны, – говорит Господь, – там посреди них и Я». Вот эта молитва ко Господу имеет огромную силу.

Поэтому здесь во всем находятся очень тонкие грани, которые мы должны чувствовать: не пренебрегать духовником, его благословением, но в то же время понимать, что священник ничего навязать не может, лишить воли человека он не имеет права. У нас же не секта какая-то, и Господь ни у кого не отнимает собственной воли и человеческого права выбора. Поэтому здесь должен быть тонкий подход и со стороны мирян, и со стороны священнослужителей.

– То есть если сказать светским языком, то духовный отец – это лечащий врач, который наблюдает за тобой и ведет тебя до полного выздоровления.

– Конечно же, по крайней мере, он направляет, как правильно нужно лечиться, как надо духовно совершенствоваться, с чем бороться, от чего избавляться, к чему не прикасаться и т. д.

Вопрос от телезрительницы из Рязани: «У меня есть сестра, которая живет на Дальнем Востоке. Это очень близкий для меня человек. Она уже почти 15 лет как больна раком. Я, конечно же, поддерживаю с ней связь, но четыре года тому назад она сняла с себя крест, выбросила все иконы и стала протестанткой. Каждый раз, когда мы с ней общаемся, она пытается меня «спасти» от идолопоклонства иконам, мощам святых, говорит о субботе. Я не могу с ней своими словами разговаривать, а она Евангелие наизусть знает. Батюшка, как мне ей правильно ответить на это? Какую литературу нужно почитать? Если бы это был чужой человек, я бы отошла от него и перестала с ним общаться. Пожалуйста, подскажите!»

– Конечно, у нас есть очень хорошая литература, в том числе и антисектантские книги. Постарайтесь приобрести и прочитать «Катехизис» Филарета (Дроздова). Есть также очень хорошая книга Александра Дворкина «Сектоведение», где все эти вопросы разбираются достаточно тонко и подробно. Так что возьмите эти книги, но прежде подойдите к своему приходскому священнику, и он Вам подскажет, что нужно делать.

Что же касается понятия субботы, то Вы найдете очень много свидетельств об этом дне, о традициях, о том, как и почему стал праздноваться первый день недели. В Деяниях святых апостолов говорится, что Господь явился в первый день недели, а это было воскресенье, и именно в этот день совершалось богослужение. Много есть свидетельств и в апостольских Посланиях, где уже этот день начинает называться Господним днем, а суббота уходит в сторону, она лишь тень закона. Об этом тоже говорит Священное Писание.

А что касается почитания святых угодников Божьих, их мощей, то о чем тут можно говорить, если у протестантов нет почитания даже Божией Матери! Откройте Евангелие от Луки (первую главу) и почитайте. Только берите Библию нашу, на которой стоит гриф «благословения», либо Издательского совета, либо наших архиереев, потому что сейчас появляется много текстов Священного Писания, где убраны, опущены места, свидетельствующие о почитании Божией Матери, говорящие о Божестве нашего Спасителя, о Святой Троице. Вот первая глава Евангелия от Луки. Дева Мария приходит к Елисавете, Елисавета приветствует Ее, и «младенец взыгрался во чреве ее...». А дальше идет описание того, какие слова произносит Божия Матерь: «Се бо отныне ублажат Мя все роды», то есть «Отныне все народы земли будут Меня прославлять». И вот это место из Евангелия убирается, и протестанты не почитают Божию Матерь. А если они Ее не почитают, то значит тем самым нарушается Священное Писание. Так что обязательно берите официальные тексты.

Когда я был в миссионерской поездке в Германии, то мне рассказали такую историю. Одна наша эмигрантка немка из России уехала в Германию и там вышла замуж за немца-протестанта, лютеранина, или, как их там называют, евангелика. Он ходил в свой храм, она посещала свой православный в Баден-Бадене. Он отдельно молился, и она также. И однажды она сказала мужу: «Слушай, дорогой, давай будем вместе читать Священное Писание. Одну и ту же главу я на русском языке, а ты на немецком. И будем с тобой вместе все разбирать». Когда они стали так читать, то оказалось, что в протестантской Библии отсутствует половина мест, где говорилось именно о почитании Божией Матери, о Троице. Это было настолько страшно для мужа, что он стал спрашивать: «Откуда у вас это все взялось?» А она не могла ему объяснить, почему у них все это исчезло. Тогда она пошла в один католический монастырь посмотреть, какие там продаются издания Библии, и вдруг увидела Библию в переводе с греческого языка на немецкий. Когда мужу принесла и показала, то оказалось, что все те места, которые есть в нашей славянской русской Библии, присутствуют и в Библии немецкой, переведенной с греческого языка. Тогда муж сжег свою протестантскую Библию и сказал: «Я понял, что меня обманывали. Тогда я принимаю православие». Он так и поступил и сейчас является одним из самых активных прихожан православного храма в Баден-Бадене.

Вот здесь то, что Ваша сестра цитирует Священное Писание, Вы можете использовать. А потом можно увести разговор в другую сторону, показать смысл нашей православной веры. Здесь протестанты теряются, они не знают, что ответить. В свое время мы тоже принимали участие в таких беседах, особенно с иеговистами. Они уходят растерянными, когда их чуть-чуть отводишь от той темы, что задают они. Говоришь им: «А вот посмотрите на это место в Священном Писании. Оно вот так об этом говорит. А вы как?» И они теряются, потому что их не «запрограммировали» смотреть в этом направлении.

Почитайте, литературы об этом издано много. Но когда Вы возьмете «Катехизис» Филарета (Дроздова), «Сектоведение» Александра Дворкина, то подойдите с этими книгами к приходскому священнику. Если батюшка будет занят, он даст Вам кого-нибудь из своих близких помощников, которые с Вами позанимаются, помогут и объяснят, как нужно расставить акценты. Но здесь нужно будет очень хорошо поработать. Если Вы всё сможете быстро понять, то – благодарение Богу, а так, с налету, толковать Священное Писание, конечно же, нельзя. Этим нужно заниматься с детства, читать духовную литературу. Вот пока мы этого всего не начнем делать, то не сможем общаться на равных с другими и не убережем своих близких от влияния различных очень страшных сект, которые сейчас словно паразиты прижились на нашем духовном теле на Святой Руси.

– Батюшка, скажите, как человека привести в Церковь?

– Однажды сказал Господь Своим ученикам: «Без Мене не можете творити ничесоже». Не думайте, что мы сами по себе приходим в храм Божий – «Но Отец Мой Небесный избрал вас». Здесь нужно помнить, что насильно человека в Церковь невозможно привести. За него нужно молиться, чтобы Господь открыл его сердце. И если это происходит, то тогда человек приходит и принимает святое православие. В то же время мы должны с близким человеком беседовать, показывать ему красоту нашей веры, а сами должны являться примером в жизни, поступках, словах для своих родных, потому что ничто не открывает так сердце человеку, как наш личный пример, живительный пример. Когда люди видят христианскую доброту, они начинают тянуться ко Христу. У нас недавно умерла прихожанка, старший сын которой ушел в секту и долгое время в ней пребывал, а два других сына православные. Она приезжала к нам в храм, всегда помогала, но очень сильно переживала за своего сына и говорила мне: «А Тимофей-то мой, батюшка, как? Скажи мне, будет ли он в православии?» Я отвечал ей: «Да, будет, матушка, будет! Не переживай!» И вот она умерла, а семья очень бедная. Я объявил тогда у себя на приходе о том, что Ирина умерла. Ее все знали, были потрясены: кто-то утирал слезы, кто-то головой качал, кто-то стоял в исступлении каком-то. Я сказал, что ее семье нужно помочь. Мы все собрались, собрали деньги, устроили поминки в храме. И тогда ее сын увидел, какая жизнь была вокруг мамы, как к ней все относились и отнеслись сейчас: и машину нашли, и гроб заказали, и могилу выкопали, и поминки устроили. Во время поминальной трапезы люди стали говорить о том, какая она была хорошая, какое участие во всем принимала, как она рассуждала и говорила... Ее сын посмотрел и сказал: «Да, я тоже хочу быть православным». Вот, казалось бы, очень дорогая цена – смерть мамы, но он увидел, что мы не формальные люди, мы готовы участвовать в жизни наших прихожан и если кому-то из них тяжело, это не значит, что мы будем стоять в сторонке или просто молиться, а обязательно придем на помощь. В жизни это очень сильно располагает сердце человека.

И второй очень интересный момент, о котором надо сказать. Если мы хотим человека расположить к Церкви, то он должен почувствовать благодать, Божию любовь и таинственность Божественного мира. А где можно это увидеть? Конечно же, в Церкви Божией. Если человек к вам расположен, обязательно пригласите его в храм Божий. Здесь происходят очень удивительные вещи, потому что он во всем чудесен. Меня порой спрашивают: «Батюшка, а чудеса бывают в церковной жизни?» Здесь происходит столько чудес, что мы их порой не замечаем или они настолько яркие, что останавливается мышление и впадаешь просто в исступление. Вот совсем недавно был такой случай. Произошло это в прошлую пятницу. Звонит мне вечером один знакомый прихожанин, который давно воцерковился, часто бывает на Афоне, где познакомился со многими отцами. И вот он мне говорит: «Батюшка, Вы знаете, с Афона старцы здесь, у них есть икона, которую они написали. Они хотят ее через некоторое время кому-то передать, а пока просят, чтобы кто-нибудь ее сохранил. Она на Афоне была написана, освящена». Я его спрашиваю: «А какая икона?» Он отвечает: «Да я не знаю, что-то не понял, то ли Иоанн Русский, то ли еще какая-то икона. Можно мы ее к вам привезем?» Говорю ему: «Да привозите, конечно! С Афона святынька! Мы все утешимся, помолимся перед ней, приложимся в нашем приходе». Он мне сказал: «В субботу рано утром ее привезут». Мы с ним так и договорились.

Я в этот день сам служил. Служба начинается в 9 утра, я пришел к восьми. Зашел в алтарь и ахнул – он мне говорил, что маленькая иконка, а там образ метр на восемьдесят: икона Божией Матери «Пристанище житейских плаваний». Подлинник этого образа находится в монастыре Эсфигмен на Афоне. Удивительная икона! Я увидел, какая от нее исходит теплота, просто обомлел, пришел в какое-то исступление и говорю: «Матерь Божия, Царица Небесная! Ты Сама пришла к нам со Святой Горы. Мы не ждали и никого не просили». И тут же пришло на ум: «Попросили сохранить ее до определенного времени...» И как быть? Сразу же вспомнилось описание Иверского образа Божией Матери: как образ Ее брали, заносили в храм, а икона оказывалась на воде или над воротами монастыря до тех пор, пока Пресвятая не сказала братии: «Я пришла сюда не для того, чтобы вы меня охраняли, а чтобы Самой хранить вас». И с той поры эту икону называют Вратарницей: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» Мы со слезами приняли икону, поставили ее в храме. Рассказал я своим прихожанам, что Божия Матерь Сама пришла к нам с Афона, из Своего удела, чтобы утешить нас. Разные, конечно, бывают случаи, ситуации, и мы все нуждаемся в этой помощи нашей Царицы Небесной. Конечно, может быть, они ее не сразу замечали, когда входили в храм, но после этого они так прониклись, подошли к ней, приложились. А потом подходят ко мне и говорят: «Батюшка, какая теплота от иконы исходит! Она живая!» Я говорю им: «Конечно же, живая! Приходите, пока есть такая возможность, помолитесь, приложитесь – и не только тогда, когда идет служба в храме. Неизвестно, сколько времени она у нас будет: полмесяца, месяц, три месяца! У нас есть пока такая возможность прийти, приложиться самим, привести своих детей, бабушек, дедушек. А если у кого-то печаль, скорбь, переживание, то можно прийти к нам, помолиться у иконы Царицы Небесной». Вот такое великое чудо бывает!

Как еще открывается нам Господь? Один батюшка на своей проповеди рассказал как-то такой удивительный случай. В верующую девушку влюбился парень. Он был неверующий, в храм не ходил, в Церковь его никто не водил и в христианской вере не воспитывал. Вот девочка ему сказала: «Я верующая и в это воскресенье в храм пойду!» Он ей говорит: «А я неверующий, туда заходить не буду. Можно я тебя до храма провожу?» Девушка согласилась. Он ее раз проводил, два, а потом она ему говорит: «Завтра можешь меня не провожать до храма. Я пойду причащаться». Парень ей в ответ: «Ну и что! Все равно пойду провожать! А в храм заходить не буду». Девушка после службы выходит из храма, он смотрит на нее и к ней не подходит. Она его спрашивает: «Что с тобой? Почему ты ко мне не подходишь? Раньше подходил, за руку брал, а сейчас нет». Он ей отвечает: «Я не могу к тебе подойти! Ты сегодня вышла какая-то таинственная, такая красивая, такая воздушная! Я думаю, что я не достоин тебя». Девушка рассказала ему, что сегодня она причастилась, а Причастие изменяет человека. И он стал с ней ходить в храм.

Вот как Господь открывается! Если сердце готово принять Христа, то Господь найдет возможность и обязательно откроется такому человеку, и он будет с радостью служить Ему, поэтому приход человека к Богу, к Церкви – это большая, великая тайна, которая связана с внутренним состоянием. Конечно, и с нашей работой, с общением с Богом. Всегда надо помнить, что общение с Богом начинается в храме Божьем. Я сейчас не помню имен, но у митрополита Антония (Блюма) есть такое описание. Был даже фильм такой с названием «Встреча», его можно найти в Интернете и посмотреть. Там один герой, англичанин, рассказывает о том, как он стал священником. Они с другом ходили по городу, пошел дождь. Друзья, увидев здание с козырьком, решили стать там и переждать ненастье. А когда прислонились к двери, то она открылась, приятели попали в наш русский храм, где шла служба, литургия. Они стояли, пережидая дождь в храме, их никто не выгонял, наоборот, встретили приветливо. И когда литургия завершилась, то и дождь закончился тоже. Друзья вышли из храма, и один другому сказал: «Если есть на свете Бог, то служить Ему надо так, как служили здесь!» После этого он принял православие, стал дьяконом, а сейчас служит в нашей православной церкви в Лондоне. Он у себя на участке построил часовню, где вместе со всей семьей совершает повечерие, малую вечерню.

Как Господь открывается человеку? Я думаю, что Господь открывается в жизни каждому человеку, и не один раз. Но если у человека внутри находится такой отклик на тот призыв, тогда, конечно, Господь с радостью принимает человека и он начинает ходить в церковь. Можно человеку предложить не очень настойчиво, мягко вначале где-то постоять в сторонке в храме, посмотреть, изучить роспись, может быть, прийти сюда с культурной целью, интеллектуальной. Просто встать и посмотреть, а Господь найдет возможность через что открыться человеку. Как вот одна женщина подошла и сказала: «Батюшка, а эта икона такая теплая!» А другая заметила: «Да она живая!» То есть Господь такое открывает человеку, что и слов порой не можешь найти, они тебе в голову не приходят, а люди чувствуют, потому что это живое общение. Это свидетельство того, что наш Бог – Живой Бог.

– То есть чудеса есть, но только мы, наверное, ищем чудеса материальные, а они тут духовные.

– Мы, может, ищем волшебную палочку, а здесь ведь не земное нам открывается, а мир Божественный, духовный. Он, самое главное, успокаивает человека, и ему после этого уже не надо ничего материального, безумного, разгульного... Человек ищет постоянного общения с Богом, довольствуется всегда малым, не переводит добро на что-то непотребное. Ему действительно нужно только самое необходимое.

– Батюшка, я благодарю Вас за сегодняшнюю беседу, а в завершение ее хотелось бы попросить напутствие для наших зрителей.

– Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно благодарим за то, что вы смотрите телеканал «Союз», где нам есть возможность поделиться опытом своей духовной жизни. Я думаю, что и вы через это приобщаетесь к богатству нашего святого православия. У кого есть возможность посетить наш храм и приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Пристанище житейских плаваний», пожалуйста, приезжайте к нам. Всем вам Божье благословение, храни вас всех Господь.

– Раз Вы нас, батюшка, приглашаете, скажите нам адрес храма.

– Адрес наш, наверное, уже знают многие: Москва, Нахимовский проспект, 8. Приезжайте, мы будем вам рады.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать