Беседы с батюшкой. Паломничество в Сербию

15 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. Передача из Москвы.

 

- Вы совсем недавно вернулись из паломнической поездки в Сербию. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея поехать именно в Сербию? Как была организована эта поездка и что в нее входило?

- Мы совершили эту поездку спустя три года после предыдущей - во многом по тем же местам, которые посещали вместе со студентами духовной семинарии в прошлой поездке в Сербию. Я преподаю в Перервинской духовной семинарии предмет «Основы богословия». Три года назад паломническая поездка была моим подарком выпускникам, для которых я был курсовым наставником. Мы посещали места духовного подвига, исторической славы сербского народа и духовные семинарии. Изначально приглашение посетить эту страну было от ректора Белградской семинарии, или Богословии, как у них называется семинария. И мы со студентами писали прошение, чтобы приехать. Это была официальная поездка по богоспасаемым сербским землям, которая оставила огромнейшее впечатление в наших сердцах. Мы для себя Сербию открыли. Сейчас прошло три года. За это время (так сложилось, и Господь благословил) мы начали строительство храма и, занимаясь вопросами воспитания и образования в воскресной школе, собрали прихожан, преподавателей воскресной школы, помощников, которые оказывают содействие в организации духовно-нравственного процесса воспитания молодежи.

Мы совершили эту поездку в составе семидесяти человек. У нас осталось много впечатлений, которые для большинства присутствующих были откровением. Потому что понять это на расстоянии невозможно, как и любую страну невозможно на расстоянии рассмотреть. Но что касается Сербии, я скажу свое субъективное мнение: я не встречал в мире ближе нам по духу людей. Хотя мне доводилось бывать в разных странах, паломничать по разным местам. Более того, я нигде не встречал ни до этого, ни после людей, которые бы так относились к русским, к России. Простите, но порой приходится уезжать на время из своей страны, чтобы почувствовать себя русским, понимая, что это такое, ту ответственность, которую Господь возлагает на нас. Люди смотрят на тебя с упованием как на носителя православной культуры, которая, сохранившись в России, должна защитить людей Сербии.

А что касается организации поездки, это тоже отдельная история. Я рассказывал об этом в предыдущей программе, посвященной поездке в Сербию трехлетней давности. Нам помогали выпускники духовных школ Сербии, которые учились и оканчивали Московскую духовную академию. Что интересно: наши более тесные взаимоотношения с ними начались не за партами духовной семинарии. Дружба там зарождалась, но продолжилась она и стала основанием для поездки только на футбольном поле. Именно после победы команды из Сербии, одержанной на турнире «Кубок святого князя Димитрия Донского», было окончательно принято решение о том, что мы едем в Сербию. А сейчас эти же ребята помогли нам совершить нынешнюю поездку. И, конечно, посмотреть на Сербию сквозь сердце верующих сербов, выпускников духовной семинарии, - это дорогого стоит. Невозможно такой тур купить и по этой программе пройти-проехать. Мы его сами составляли, продумывали. И, конечно, самое главное - это глубокое чувство связи с сербским народом.

Поездка включала в себя не только посещение Белграда и тех святынь, которые есть в столице. Это была поездка по Сербии. Но мы не заезжали в Косово. Мы не были в этом месте трагедии и месте славы сербского народа. Действительно, это душа Сербии, которая сегодня от нее отторгнута. Мы понимаем, что сегодня Сербия - это некий плацдарм, на котором оттачивается модель взаимодействия с миром тех держав, которые претендуют на мировое господство. Безусловно, то кощунство, насилие, агрессия и страшные преступления, которые на свою совесть взяли люди, глумившиеся не столько над народом, сколько над его верой, - это трагедия. Это страшное преступление, и последствия его, конечно, сильны в этом народе, который понес за XX - начало XXI века такую скорбь, которую мало кто понес в этом мире. Вообще жизнь Сербии - это страдания. И скорбь этого народа очень глубока и сильна. Она нам близка, потому что между нами по вере, по укладу жизни есть огромное сходство. Мы едины в православии. По внутренним чаяниям они, как и мы, тоже думают о Небесном Царстве. Сегодня, столкнувшись с проблемами жизни людей в Сербии, можно ощутить двойственное чувство. С одной стороны, может показаться, что Сербия мертва, почти мертва, потому что за плечами столько пережитого, столько поруганного. Мы знаем, чем была Югославия. Именно Сербия была средоточием коммунистической идеи, там находился центр этого безбожия. После «катка» этого безбожия пришли увлечения идеями Запада, которые сегодня тоже сильны в Сербии. Мы это также видели, и на этом маленьком пространстве можно было наблюдать те же процессы, которые свойственны и нашему Отечеству, только там это в миниатюре, быстрее развивается, быстрее проникает в сердца людей. Может показаться, что подняться уже невозможно. Но сегодня народ направляет также свои чаяния и сердечные чувства к России. Сербы с восторгом принимали, обнимали, целовали нас и просили молитв, говорили о нашем президенте, говорили о силе нашей страны, просили о помощи, обращаясь к нам как к тем, кто пришел освободить от чего-то. Вот такое было впечатление.

Вместе с тем мы видим тенденцию, которая свойственна людям мира политики. Ведь направленность этих людей во многом - на Запад. И мы знаем, что происходит с теми странами, которые смотрят на Запад. Это, конечно, трагедия, потому что заигрывание с проявлениями европейской мысли, укладом подобной жизни несет в себе опасность, так как эти мысли и уклад имеют в себе очень глубокое, безнравственное, нецеломудренное начало. И, увы, с этим тоже можно было столкнуться в Сербии. Но здоровое зерно, глубину веры, очаги духовной жизни мы тоже видели. А мы посещали монастырь Лелич, где покоятся мощи святителя Николая Сербского, Челие, где почитают и преклоняются перед мощами преподобного Иустина Поповича, выдающегося богослова. Это и святыни, и храмы, и соборы, это и те сердца верующих людей, которые, открываясь перед нами, показывали потрясающую перспективу.

В Евангелии есть повествование о девочке, которая умерла. Окружение останавливало Спасителя: не иди, мол, к ней, нечего там делать, Господи; уже поднять ее нельзя - она мертва. А Господь идет и воскрешает эту девочку. Можно отнести эту историю к Сербии, которая лежит в состоянии тяжелой болезни, но в то же время в ней чувствуется духовная жизнь, потому что эти центры духовной жизни имеют отношение в первую очередь к глубине веры. Мы, как и три года назад, были в Белградской семинарии. Были и в Сремских Карловцах. Это старейшая духовная школа Сербии, где мы общались с ректором, студентами, преподавателями, видели, насколько жива православная вера в людях, являющихся носителями ее, священниками или будущими пастырями, которые будут вдохновлять свой народ. Конечно, этот момент очень глубокий, значимый и показательный. Вот где сила Сербии, где ее воля, где ее величайшая надежда и где, конечно, ее будущее. Потому что, рассуждая о вере, мы говорим в первую очередь о Христе, о той любви Божией, которую ощущает сербский верующий человек, когда он посещает свой храм и учится жизни по Евангелию.

- Сколько длилась поездка и что именно в нее входило?

- Мы улетели после престольного праздника, дня памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, который был 1 июня. Вылетели ранним утром 2 июня, а вернулись утром 8 июня. Поездка была по времени не столь долгой, но включала в себя посещение вначале Белграда, богослужений в некоторых храмах, а затем и многих других святынь сербской земли. Мы получили благословение от Предстоятеля Церкви, Святейшего Патриарха Иринея после службы, которая была совершена в день престольного праздника в храме во имя равноапостольных Константина и Елены в Белграде. Мы посещали те места воинской и исторической славы сербского народа, которые имеют отношение к восстаниям, поднимавшимся во время борьбы с турецким игом. Мы касались страниц истории еще того – «золотого» века. Так называется период правления династии Неманичей. Посещали места воинской славы, где совершались победы под предводительством Карагеоргия, и те места, которые имеют отношение к славе династии Карагеоргиевичей. Мы касались различных сторон жизни Обреновичей и посещали места, имеющие отношение к служению в Сербии этих людей. Общались с историками, преподавателями духовных школ, людьми, которые имели желание поделиться с нами сокровенным чувством любви к своей стране.

Вместе с тем программа предусматривала посещение зоопарка. У нас было немало людей, которые поехали вместе с детьми. Около трети группы были дети. Вы знаете, требовалось некоторое отдохновение. Ведь не может человек находиться постоянно в духовном напряжении, тем более в пути. Святые пишут, что нужно учиться жить по-христиански не только в храме, но и за пределами его. Посещая наших меньших братьев, мы смотрели, как живут зверьки в зоопарке, но и тут мы касались вопросов, которые имеют отношение к необходимости устройства своего внутреннего мира. Ведь мы знаем, что к подвижникам приходили животные, и как важно дать правильный вектор мысли человеческой и в этом отношении. Как ты ухаживаешь за своими собратьями, которые нуждаются в этом уходе?

В программе было посещение музея Николы Теслы. Это гениальный сын сербского народа, сын священника, с личностью которого много связано специфического. Его имя настолько сегодня облеплено слухами (по-другому не скажу), и большая часть из них действительно не имеет отношения к жизни этого человека, многое надумано - возможно, придумано специально. Потому что это выдающаяся личность и открытие для многих. В то же время на этом имени спекулирует сегодня немало ученых и политиков. Удобно бывает взять какую-то яркую фигуру и придать неверное направление ходу жизни этого человека. Это легче сделать, когда человека уже нет. И конечно, печально то, что пока власти не услышали голос Церкви, ведь в музее в капсуле находится прах этого ученого. Он был верующим человеком, погребен в США по христианскому обряду, но потом случилась очень своеобразная история. Он не имел семьи и детей, и единственный из его родственников вот так распорядился его останками и передал их потом в Сербию. Сейчас Сербская Церковь ратует за то, чтобы его останки были погребены в соборе во имя святого Саввы. Это, конечно, огромнейший храм, который строился многие и многие десятки лет в течение XX века. Уже XXI век наступил… И сейчас предстоит огромная работа по его отделке. Мы спускались в крипту, за эти три года многое сделано, но еще предстоит огромная работа по его наполнению. Он считается одним из трех самых больших храмов в православном мире. А три самых больших храма в мире - храм Христа Спасителя, храм Софии в Константинополе и собор в честь святителя Саввы Сербского. Это место, конечно, особое. Мы оставили его посещение напоследок, пришли туда, чтобы попрощаться с Белградом и с Сербией. Это храм, имеющий отношение к династии Карагеоргиевичей. Раньше здесь был их дом.

Мы заезжали в Мишар - место, где было поднято восстание против турок, где был центр борьбы за независимость сербского народа. Я упоминал о Сремских Карловцах. Мы посещали не только семинарию и собор во имя святителя Николая в этом месте, но и залу, где состоялся собор в 1934 году, после которого произошла трагедия: раскол Русской Церкви. И слава Богу, что он преодолен.

 Вы знаете, когда проезжаешь по таким местам, связанным с духовной жизнью сербского народа, по местам воинской славы, которая тоже сопряжена с духовным состоянием, осмыслением: почему была война, турецкое иго, - приходит понимание, по каким причинам Господь попустил сербскому народу испытать горечь поражений и веками терпеть то, что и мы терпели, когда находились под монголо-татарским игом. Это сопряжено с духовным миром человека, с осмыслением утрат жизни, которая направляет его к небу. Когда человек утрачивает духовные ориентиры, тогда, как сказано в Священном Писании, отдается «народу жестоковыйному». Мы видим и в нашей истории подобные страницы, когда имели место страшные испытания. Сердцами лучших людей Сербии и их устами запечатлены откровения, осознание, покаянное чувство, которое и церковные иерархи Сербии преподносят своему народу с целью осмысления: «Почему мы страдали и сегодня страдаем? Почему несем эту боль? Почему эта кровь, эти лишения, эти бомбы?» Если человек не будет иметь веры, если он не будет для себя понимать значения происходящего как приготовления к вечности, он не сможет всего этого вместить.

И отрадно, что мы встречали в Сербии и встречаем по сей день тех людей, которые понимают, для чего Сербии эти скорби, посланные Господом. Такие моменты, конечно, очень глубоки. Они являются уроком для нас с вами сегодня. Они, с одной стороны, - следствие духовного остывания, а с другой - напоминание о необходимости выстраивать вектор своей жизни через призму Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия». Ведь невозможно отойти от Бога и не понести последствия. Когда отступается человек от веры, он лишается благословения Божия. Не только он, но и род его. Порой в нашей жизни мы смотрим через маленькое окошко, а нам кажется, что видим большой мир. Но у Бога совершенно другие горизонты. И когда человек начинает задумываться о вечности и открывает Священное Писание, перед ним предстает совершенно другой мир, и этот мир невозможно постичь, пока сам человек с верой не откроет святое Евангелие, святую историю, чтобы понять для себя, зачем он живет. И в событиях, происходящих с ним сегодня, которые заставляют его пережить лишения, неприятности, потрясения, он начинает искать смысл. Он, по слову святых отцов, начинает задаваться вопросом: «Для чего это нужно? Что я должен вынести из этого?» Если этого не вмещать в себя, невозможно понять происходящего ни в Сербии, ни в России.

- Вы ездили в Сербию три года назад. Какие у вас впечатления были тогда и какие сейчас?

- Вы знаете, есть большие сходства. Три года, казалось бы, небольшой срок, но есть и то, что изменилось за это время. И не все в лучшую сторону. Что касается духовной жизни, отрадно, что сохраняется вера, которая вдохновляет Сербию. Верой и живет эта страна, потому что есть молитвенники, есть монахи, есть духовные семинарии, где воспитываются будущие пастыри Церкви. Вместе с тем за эти три года усилилось ощущение присутствия Европы. Речь не идет о тех лучших проявлениях, которые всегда можно взять, как писал святитель Василий Великий: «Возьми лучшее и у язычников». Но что происходит сегодня в Европе? Она ведь раскрещивается. Идет процесс, когда, отказываясь от Христа, Европа все больше погружается в бездну безнравственности. Это ощущение три года назад в Сербии не так проявлялось. Подобное есть и у нас, но там процесс происходит быстрее. Поскольку пространство значительно меньше, эти процессы ускорены. И если не противопоставлять иного, то мы знаем, чем это заканчивается. Мы видим, что происходит сегодня в Европе, когда склонность к сатанизму и откровенное пробуждение бесовских чувств становятся нормой жизни, когда содомский грех воспевается и считается допустимым, когда идут откровенные разговоры о том, чтобы узаконить инцест, когда сегодня еще одной из норм жизни пытаются сделать педофилию.

Я называю страшные проблемы, но они свойственны Европе. И через «трубу» еврозоны подобные «достижения» предлагаются и прочим государствам, чтобы принять как норму многое из того, что запрещено Господом как смертный грех. Распущенность нравов - это ведь рабство. Человек начинает воспринимать распущенность как норму жизни - например, в обиходе становится нормой беснование, которое называется дискотеками. Мы в Белграде не могли спать две ночи, потому что выпускниками праздновался торжественный акт окончания школы. Во что это вылилось? В массовую дискотеку в течение почти всей ночи, где-то около четырех утра все закончилось. Понимаете, есть культура отдыха, его тоже нужно организовать. Есть необходимость противопоставлять этому ужасу нечто иное. Почему сейчас большое внимание в процессе воспитания мы уделяем балам? На этих балах мы учим детей красоте, манерам поведения, какой должна быть одежда, музыка - взаимоотношения девушки и юноши должны быть поставлены в область высокого искусства, которым важно овладеть, а не опустить все это в состояние низменное и скотское. Я не хочу сказать, что у нас этого нет, тоже достаточно. Но подчеркну: когда приезжаешь в маленькую страну, там все это нагляднее, более выпукло. Там это болезненнее воспринимается, потому что на больших территориях порой чего-то можешь не заметить. Подчас гремит эта дискотека, но ты ее не слышишь. А тут все под окнами, и это норма жизни.

Я поинтересовался у сопровождавшего нас студента семинарии, который был экскурсоводом, насколько, на его взгляд, за последние три года увеличилось количество татуировок. Это ведь тоже акт язычества. Татуировка - безусловно, элемент культуры языческой, сатанинской. Выпускник сказал: «Вы знаете, батюшка, я обратил внимание - значительно увеличилось». Понимаете, в чем вопрос: мы к чему-то порой привыкаем как к норме жизни. Человек совсем недавно к чему-то не относился никак, своего мнения по этому вопросу еще не составил, но проходит время, и его легко поймать в плен: «Ну почему же не сделать вот этого? Посмотри, как цивилизованные европейцы к этому относятся. Это нормально». Как это может быть нормально? Разве нормально, когда у человека появляются различные знаки на его руках, лице, теле? К одному священнику у нас в храме подошел мальчик и спросил, можно ли сделать татуировку. А священник ответил ему: «Ты знаешь, сынок, всегда в жизни нужно с кого-то брать пример. Скажи, пожалуйста, для тебя люди Церкви, святые пример?» «Да», - сказал мальчик. - «Тогда пойди и на иконе, хотя бы на одной, найди, чтобы у кого-то из святых были татуировки на руках и теле. Если найдешь, пойди и сделай себе такую татуировку». Мальчик подошел опять и говорит: «Батюшка, Вы знаете, я нашел в одном месте», - и показывает на западную стену, а там раскрашенные руки дьявола. Как важно к этому правильно отнестись! Как важно правильно отнестись к культуре потребления вина! Ведь я вернулся из Сербии, и что меня ждало? Исповеди молодых людей и девушек, которые пришли покаяться в том, что они употребляли спиртное на выпускных вечерах, потеряли меру, а кто-то целомудрие потерял после этого, а кто-то образ Божий утратил, не помнит, что происходило. Увы, к сожалению, мы порой о таких вещах забываем и не уделяем внимание тому будничному, что бывает наглядней в маленькой стране, что замечается с болью, со скорбью, потому что и мы больны всем этим.

А как сербы почитают Ф.М. Достоевского! Для них Достоевский - человек высокой духовной жизни. Преподобный Иустин Попович говорил, что никто не писал так о русской душе, как Ф.М. Достоевский. Вообще сербскому богословию свойственно обращаться к трудам этого гения русской литературы, мировой литературы, отмечать что-то очень значимое и важное. Здесь нужно правильно акценты расставить. Потому что мы понимаем, что перед нами выдающаяся личность. Это особое служение в русской литературе и в мировой литературе великого сына нашей страны. Ведь для многих людей Достоевский стал ступенью к Евангелию, к Церкви. И сегодня, когда сербы встречают русских, они подходят к ним и говорят: «Мы на вас смотрим, мы надеемся, что вы нас сохраните». Знаете, я скажу, что вот это ощущение русскости в Сербии было очень глубоким у всех тех, кто посетил эту братскую страну. О какой русскости идет речь? Давайте не будем с вами думать, что мы - самые лучшие в мире. Дорогие мои, мы можем быть лучшими в мире потому, что мы с вами можем быть со Христом и поделиться с миром этим лучшим, что мы имеем. Потому что только тогда мы лучшие, когда мы с Богом. Если мы без Бога, мы вообще никто. Поэтому евангельские идеалы, которые всегда имела Святая Русь: единство, любовь к ближнему, готовность прощать врагов своих, - вот та русскость, о которой писал Достоевский. И, рассуждая о русскости, он говорил: «Русский - значит православный». Вот то лучшее, что мы с вами имеем и чего они от нас ожидают, то есть духовной жизни. У Бога нет ни иудея, ни эллина, ни серба, ни русского, а есть вера наша. И если мы с вами ее храним, тогда мы входим в состояние этой «лучшести», состояние готовности отдать себя, свои силы, старания, время, свою жизнь.

Сербия и Россия тесно связаны в истории: сколько русской крови на Балканах, сколько русской славы на Балканах, сколько переживаний имел русский царь о Сербии, сколько терзаний и мук понес последний русский император, канонизированный и прославленный государь Николай, сколько всего нас объединяет! Но объединяет в том лучшем, что имеет отношение к православию. Мы сегодня можем говорить об этом в студии, потому что, соприкоснувшись с тем, что мы в себе несем, мы еще раз почувствовали ответственность за это. Как важно хранить эту высоту! И ведь мы открывали страницы предсказаний о будущем от преподобного Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского, где речь идет о возрождении России и объединении вокруг России других славянских народов. Но речь идет об объединении в первую очередь духовном. Вспоминается произведение Лермонтова «Мцыри»: «такой-то царь в такой-то год вручал России свой народ». Когда приходили к России государи других стран, когда объединялись с Россией те, кто были возле нее? Когда они чувствовали, что у нее есть возможность защитить, спасти от чего-то. Войдя в общение с ней, можно уберечься самому и народу твоему. Вот это ощущалось в Сербии. Когда нас встречали колокольным звоном, провожали духовенство, монашествующие и миряне со слезами на глазах, с просьбой не только молиться, но и продолжать быть старшей сестрой - это очень впечатляет, это обязывает хранить веру. Они смотрят на нас как на носителей этой веры, на тот колодец, из которого можно зачерпнуть, напиться, утолить внутреннюю жажду.

- Расскажите о встречах, которые у вас были в Сербии. С какими людьми вам довелось встретиться?

- То лучшее, что мы вынесли из встреч с людьми, - это искренность, которая свойственна сербам. Ведь общаясь с человеком простым, ты видишь, насколько этот человек готов к тому, чтобы открывать свое сердце. Вот мы в Сербии и ощутили сердца этих людей, во многом очень доверчивых, очень искренних. Это были педагоги, преподаватели университетов, духовных семинарий. Это были миряне, которые наполняли храмы, и те, с кем мы встречались, когда приезжали в места, где нам рассказывали о жизни сербского народа или об истории. Конечно, отдельная страница - это встреча с Патриархом Иринеем и его слово к русским паломникам после крестного хода в храме во имя равноапостольных Константина и Елены, его пастырское чувство глубокого уважения к нашей традиции христианства. Это ощущалось. Сердце чувствует, когда есть искренность, забота, любовь, внимание, уважение, почтение.

Были встречи с детьми. Так получалось, что мы приезжали в места исторических сражений, восстаний, имевших место в Сербии. И туда приезжали дети. Это очень радует. Если в детях воспитывают патриотическое чувство, это здорово, это нужно. Дети приезжали послушать о воинской доблести своих предков. Было интересно в их глаза посмотреть. Вместе с тем были встречи, когда люди подходили и просили благословение. Это бывало и на улице, и в храмах. Конечно, особые встречи со студентами духовных школ. Но были и простые встречи с людьми, с которыми мы пересекались, не планируя этих встреч, случайно, и они тоже выражали уважение к нашему Отечеству. Везде ощущалось уважение к России, почтение как к матери, старшей сестре. И слезы, слезы, слезы…

- Каковы последствия этой поездки, как внутренне изменились люди? Может быть, возникли какие-то новые мысли, новые планы?

- Во-первых, в эти дни на нашем сайте www.dmdonskoy.ru будет представлена большая фотогалерея. С нами ездил замечательный фотограф, который много снимал. Что-то мы уже разместили на сайте, а что-то появится в ближайшие дни. Это будет калейдоскоп впечатлений людей, которые никогда в Сербии не были, только единицы из 70 человек. Это люди из мира науки, культуры, искусства, бизнеса, дети.

В последнем храме, где мы служили, настоятель отец Виталий Тарасьев уступил мне в воскресенье место у престола, сам стоял рядом. Хор уступил место нашему хору. И мы пели литургию… Мы видим готовность продолжать взаимодействие. И в ближайшие дни отец Виталий должен посетить Москву. Он - потомок священника, настоятеля храма во имя Живоначальной Троицы в Белграде, где служил его дед-священник, который исповедовал преподобного Иустина Поповича. Мы посетили храм в Белграде, где покоятся останки Врангеля, куда собирается русская диаспора, где молятся и русские паломники, приезжающие в этот храм. Но паломников немного, преимущественно приходят те, кто работает в Сербии.

Вообще Сербия открывается сегодня для нас. Мы во многом не знаем этой страны. Для большинства людей эта поездка была откровением: «Как это? Это вот такая Сербия?» Мы слышали про бомбежки в Белграде. А что такое Косово, где сейчас практически нет сербов, где кровь, предательство, где насмешка Европы над православием? Я называю вещи своими именами, перед нами трагедия. Давайте не будем оскорблять достоинство какого-то иного народа. Давайте будем ценить то, что есть. Это сербская земля, на которой стояли и стоят святыни. Там осталось мало сербов, только в монастырях в основном. И многие святыни уже разрушены, а те, кто еще живет там, на своей земле, в оккупации под мнимым покровом миротворческих сил, понимают, что их гонят за веру, и гонит их дьявол.

Мы смотрели много документальных фильмов и слушали много программ в этой поездке. Она была наполнена размышлениями людей. Было неожиданно для себя - открыть эту страну. И сейчас мы размышляем о том, чтобы взаимодействие между храмами, в частности нашим храмом во имя святого благоверного князя Димитрия Донского и храмом Живоначальной Троицы в Белграде, сделать более тесным, чтобы можно было приезжать друг к другу и общаться, устраивать какие-то встречи, поездки и совместные мероприятия, творческие и спортивные. Мы занимаемся большой работой по духовно-нравственному воспитанию и сейчас предполагаем встречи со студентами семинарии. В ближайшее время рассматриваем перспективу, чтобы студенты из Белградской семинарии приехали к нам на два мероприятия: на футбольный турнир «Кубок святого князя Димитрия Донского» и на фестиваль творчества учащихся духовных семинарий, который у нас состоится в период между Рождеством и Сретением. Сейчас есть те идеи, которые не только своей перспективой вдохновляют, но и могут уже осуществиться в ближайшее время. Потому что когда человек открывает для себя, что у него есть близкий брат или сестра, он говорит: «А что ж я раньше не общался-то?» Как все близко, как все очень по духу пересекается в своей глубинности, значимости, в сердце, в душе, в самом глубоком чувстве, когда ощущаешь себя православным, носителем богатейшей культуры, которая тебя питает и других может вдохновить.

- А язык? Есть ли какие-то трудности в общении?

- Если сербы говорят не очень быстро, то многое понятно. Да, есть моменты, которые связаны с необходимостью немножко напрячься, но корни-то одни, мы это видим. Они носители того же языка, и через Церковь, через богослужение опять же мы имеем связь. Многое сходно. Это не препятствие. Перед нами сейчас широкие перспективы. Мы открыли для себя тот мир сербской души, которая богата тем же, что есть и у нас, но важно это богатство оценить, увидеть и его сохранить, приумножить и передать.

- Как удивительно, когда при встрече с кем-то очень похожим на себя начинаешь лучше понимать и себя.

- Да, это удивительно. И свою страну как носительницу богатейшей культуры начинаешь еще больше ценить. «Россия! Русские!» - и люди бросаются, плачут, обнимают, хоть мы в первый раз видимся, они готовы все, что у них сейчас есть, отдать, поделиться с тобой, преклониться перед тобой. Но почему преклониться? Потому что они видят в тебе ту духовную силу, которую ты в себе должен увидеть, оценить все это, собрать и поделиться с приходящими к тебе.

- Вы сказали, что они смотрят на нас как на старших братьев и сестер. Как мы можем этому соответствовать?

- Идет Петров пост - будем поститься. Да, он не строгий, но это же время воздержания, это время, чтобы что-то можно было успеть сделать хорошее, доброе. Мы читаем поучения святых отцов о посте, говорим о важности накормить, одеть, поддержать, посетить, утешить. Это можно воспитывать в себе вместе со Христом. Мы являемся хранителями православия в мире - вот что нужно осознать. Миссия России - быть хранительницей православия в мире. И это идеалы Святой Руси, которые чувствуют люди в Сербии. Я вспоминаю случай, когда один разбойник пришел в монастырь под видом подвижника, которого он убил. Он оделся в его одежду. Как тепло принимали его в этом женском монастыре! Более того, Господь дал свершиться чуду: слепая монахиня омыла свои очи водою, взятой с ног этого лжепустынника, и прозрела. Потрясенный этим, душегуб раскаялся, принял постриг и достиг святости. Поэтому я скажу, что люди вернулись оттуда преображенными. Они ощутили потребность учиться соответствовать тому, чему, конечно, мы не соответствуем, учиться быть такими, какими мы не являемся. Но в глазах этих людей мы, прибывшие из России, и есть такие.

Если они на нас так посмотрели, значит - Господь на нас так смотрит, спрашивает: «Как ты живешь? Что ты слушаешь? Как ты отдыхаешь? Как ты сейчас поедешь куда-то отдыхать? Ты едешь в то место, где храм есть православный, чтобы можно было пойти в воскресенье на литургию? Ты заказываешь себе в этом комплексе, где все включено, возможность поститься, или ты собираешься развлекаться, что называется, отрываясь по полной?» Какой же ты тогда носитель богатой православной культуры? Потом придешь в храм и скажешь: «Я вот тут оступился, сделал нехорошо». Это предательство! Посмотри, что можно сейчас сделать, этим летом. Уезжая на дачу, помни о постных днях, о ежедневном чтении Евангелия, о необходимости прийти в храм на службу, почитать вместе с ребенком что-нибудь душеполезное, проанализировать, куда он пошел сегодня. Почему музыка, которая звучит в наушниках у твоего ребенка, разрушает его душу, а ты не реагируешь на это? Посмотреть более внимательно на самого себя. Каковы твои отношения со Христом? Ты можешь своим детям, близким вдохнуть в сердце то, что мы называем верой. Если не можешь, что нужно сделать, чтобы это изменилось? Нужно с себя начать. И вот, посещая такие места, мы это чувствуем, нас обязывает ко многому доверие людей, со стороны смотрящих на Россию, на русских как на спасителей, на хранителей, на тех, перед кем они благоговеют. Это очень сильно. Мы вернулись из Сербии, ощутив себя русскими, православными, носителями величайшей культуры, величайшей веры, которую, сохранив в себе, должны приумножить, передать и через это сохранить тем, кто ожидает от нас этой поддержки и помощи.

Благословение Господне на вас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать