Беседы с батюшкой. Миссионерское служение на приходе

14 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Николай Святченко, клирик Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Наша сегодняшняя тема: «Миссионерское служение на приходе». Когда мы говорим о миссионерском служении, что подразумевается под миссией?

- Под миссией, прежде всего, подразумевается служение, которое всегда было непосредственной сущностью Церкви Христовой в мире. Оно проявляется в проповедовании Евангелия Христова, Воскресения Господня и того, что человек может стать новым творением в Господе, жителем Града Божия, пройдя ступени восхождения в этот Град.

- Еще до революции Миссионерский отдел занимался борьбой с сектами, ересями. Почему так получилось и не противоречит ли это той миссии, о которой Вы сказали?

- Здесь необходимо сделать одно дополнение касательно того, что миссия как выход Церкви из самой себя и выражение Евангелия Христова вне себя, то есть миру, находящемуся во внешней сфере, – это служение многоплановое. В том числе оно проявляется в так называемой антисектантской деятельности. Церковь обращает внимание на людей, оказавшихся в заблуждении, являющихся часто довольно искренними, но попавшими в результате тех или иных причин в секты, образования оккультного или околорелигиозного характера. Секты бывают как христианского, так и нехристианского происхождения, а также экономического характера.

При антисектантском служении обращается внимание, прежде всего, на то, что к человеку надо подходить с христианской любовью, заботой, а не так, как иногда бывает, когда выражается агрессия в отношении сектанта. Агрессия проявляется в грубых выражениях или действиях. Тогда человек бывает навсегда потерян для Православной Христовой Церкви.

Многоплановость миссии как служения Христова в том, что есть внутриприходская и внеприходская миссия и внутри каждого из этих ответвлений она дробится на многие направления.

- Если говорить о приходской жизни, катехизация и миссия – это синонимы или нет?

- С одной стороны, можно сказать, что катехизация относится к образовательному аспекту. С другой стороны, миссия в катехизаторской работе проявляется постольку, поскольку человек, который этим занимается, должен быть максимально открыт для людей, искренен. И не просто действовать по каким-то шаблонам - например, по тем, по которым человек получает духовное образование в семинарии, где используются традиционные, проверенные веками учебники, тексты. Людям, которые только приходят в Церковь и хотят быть крестными или крестятся сами, таким догматическим, сугубо богословским языком нельзя преподносить информацию о Боге, христианской жизни, потому что они, живя в современном мире, имеют много различных стереотипов, от которых зависят.

Поэтому в катехизации должен присутствовать такой аспект, чтобы она проходила в форме диалога, была тщательно продумана, интересна. Это тоже искусство. Отдел религиозного образования и катехизации и Миссионерский отдел проводят консультации, принимают совместные решения, разрабатывают методики.

- Можете ли Вы привести какие-то практические рекомендации по организации миссионерского служения на приходе? С чего начать?

- Самое существенное, что должен знать каждый человек, находящийся в Православной Церкви, это то, что Церковь, прежде всего, семья, в которой человек рождается – принимает крещение. Затем он начинает проходить несколько духовных возрастов. Как и в семье должна быть не только богослужебная, литургическая, евхаристическая жизнь, которая, безусловно, является основой жизни всей христианской общины, но и внебогослужебная жизнь, что называется часто «Литургией после Литургии». Эта внебогослужебная жизнь подразумевает жизнь общинную, когда люди на приходе знают друг друга, общаются, когда есть общий духовник – священник, когда есть общие собрания не только по каким-то административным и хозяйственным делам прихода, но и по делам образовательным.

В последнее время Синодальным Миссионерским отделом Русской Православной Церкви инициируется создание так называемой миссионерской группы при общине. Духовник общины, например настоятель, должен выделить из приходской общины активных образованных людей, которых сейчас становится все больше и больше. Они получают духовное образование, иногда проходят курсы, организованные епархией. Многие занимаются самообразованием, читают фундаментальные богословские, исторические, литургические труды. Эти люди «пылают», хотят донести благую весть до тех, кто еще вне Церкви. Таких людей настоятелю необходимо собирать вместе и вести дальше, наставлять.

Должна быть совместная молитва. Сейчас есть так называемая «молитва миссионера». Миссионерская деятельность развивается вначале по принципу внутриприходской миссии, когда миссионерская группа проводит консультации на приходе. Сейчас много пишется и говорится о том, что необходима такая консультация. В идеале ею должны бы заниматься активисты из приходской общины. Чаще всего это молодые люди. У них больше свободного времени, особенно если они не семейные. Они готовы свободное время, которое можно было бы потратить на досуг, выделить на миссионерскую деятельность. Первое, что необходимо сделать, – направить ее в формат внутриприходской деятельности. Помощь такой миссионерской группы необходима в большие, двунадесятые праздники, особенно в те, которые любят посещать люди малоцерковные (Пасха, Крещение, Троица, Преображение). Как раз с такими приходящими в большие праздники людьми, для которых это является частью народной жизни, и нужно проводить миссионерскую работу. Мы должны это использовать, заранее подготовив людей, активистов из общины, у которых должны быть листовки, имеющие минимум информации (например, о сути праздника), написанные доступным и интересным языком. Также должна быть информация о деятельности прихода, ведь об этом часто многие не подозревают.

Многие храмы сейчас ведут различную социальную деятельность, помогают семьям, попавшим в трудную ситуацию. Надо людей приглашать соучаствовать в таком важном деле. «Ты не готов еще к исповеди, не готов вести духовную жизнь, но ты можешь начать проявлять свое добро вот так». И люди реагируют на приглашение участвовать в социальной деятельности, а также посещают кружки по изучению Библии, Церковного Устава или Литургии. Как показывает практика, люди подчас хотят что-то узнать, но не знают, как это сделать. Поэтому их нужно приглашать в группы по изучению основ веры.

Не каждый обращается тут же, но кто-то и начинает подтягиваться к этой деятельности, понимать, что быть православным – это не только прийти три раза в год в храм для получения какой-то энергетики, как некоторые считают, но и участвовать как христианин в общественной жизни Церкви. Это и есть так называемая внутриприходская миссия. Возможна консультация в какие-то определенные дни, например в субботу и воскресенье.

Большие соборы часто посещаются различными туристическими группами, многие люди приходят первый раз и, к сожалению, часто последний - поставить свечку. Деятельность миссионерской группы должна здесь и проявляться. Нужно вести работу со свечницами, уборщицами, которые подчас становятся первыми миссионерами, иногда творящими прямо противоположное. Например, женщина первый раз пришла помолиться, поставить свечку, но пришла без платка. Иногда позиция некоторых, что в таком случае ее нужно обязательно выгнать из храма, приносит подчас непоправимый урон. Но люди, приходящие первый раз в храм, часто мотивированы какими-то судьбоносными происшествиями в их жизни. Человек порой и не думал, что зайдет, или предположил и забыл. Наоборот, оказать бы ему любовь, проявить понимание, а такое исторжение из храма служит тому, что люди подчас, через какое-то время познакомившись с сектантскими проповедниками, становятся адептами секты и впоследствии вспоминают много раз, что заходили как-то в православный храм и их с позором выгнали оттуда.

Поэтому должно быть общение как настоятеля, так и миссионерской группы с приходскими работниками, чтобы они понимали свое высокое служение. Оно заключается не только в предстоянии перед Богом в качестве уборщиков или работников свечного ящика, но и в том, что именно они первые разговаривают с приходящими людьми о Боге.

Безусловно, к миссионерской работе относится любая деятельность приходской общины - организация клубов: семейных, подростковых, молодежных; детских или творческих кружков, общин, которые аккумулируют различные группы людей интеллектуального, спортивного или другого направления. Сейчас на приходах Санкт-Петербургской митрополии даже организуются межприходские турниры футбольных команд.

Многие люди не готовы к миссии напрямую, когда мы выходим на улицу (такое тоже делается) и разговариваем с ними о Боге; это вызывает почти всегда отторжение. Но через какой-либо кружок или внутриприходской клуб люди открываются для проповеди о Боге. В такой обстановке светский человек, только попавший в ореол Церкви, не чувствует напряжения, его еще никто не тащит на исповедь «за шкирку», никто не собирается вести на пылающий огонь инквизиции, как некоторые себе представляют.

Собираются люди, вместе радостно организовывают какие-то дела, мероприятия, поют песни, пьют чай. Для очень многих именно такая миссия внутриприходского характера служит плацдармом для начала духовной жизни и знакомства с Православием. Потому что один из стереотипов у такой, что Православие – это те сюжеты, которые СМИ пытаются декларировать, создавая некий образ Церкви. Поэтому у людей формируется неправильное отношение к Церкви, они не видят тех, кто жертвует собой подчас каждый день, принося все на алтарь из-за той любви, которая у них есть к Богу. Таких людей можно встретить в кружках, клубах, объединениях – верующих, простых, имеющих твердую жизненную позицию, чего часто современному человеку не хватает.

- Вы сейчас задали очень высокую планку для приходской жизни, и кажется даже, что в ближайшие годы это невыполнимо для основного большинства наших храмов… Мы поговорили о внутриприходской миссии, но программа максимум – выйти за рамки храма и пойти в народ. Каким образом?

- Внешняя миссия представляет собой еще более сложное служение, потому что здесь христианин выходит за рамки Церкви, за церковную ограду - оказывается, можно сказать, на вражеской территории. Одно дело, когда ты общаешься в храме, куда приходят люди уже заранее благорасположенные - к примеру, взять святой воды на Крещение. Они могут выражать молчаливое согласие с тем, что кто-то к ним подошел, хочет пообщаться, что-то подарить. Такого радушия ожидать вне прихода не стоит. Там территория, где люди воспринимают внешнее миссионерство как посягательство на личность, когда, как говорят, церковники пытаются проникнуть во все сферы жизни человека. Хотя при этом они лгут, потому что Церковь – это не нечто, находящееся вне нашей страны, нашей планеты, и не то, что должно замкнуться на себе.

- Вопрос телезрительницы: «Хочу спросить по поводу общения детей с нехристианами – детьми и взрослыми. Насколько это может навредить душе ребенка?»

- Нам, родителям, которые пытаются жить церковной жизнью, очень важно понять, что христианская православная жизнь должна не только заключаться в приходе в храм и участии в богослужении, но это должно проявляться и дома. Необходимо обсуждение вместе с ребенком каких-то глубинных, мировоззренческих вопросов на его уровне. Можно такие разговоры начинать примерно с пятилетнего возраста. Должно быть совместное чтение детской Библии, обсуждение ее в семейном кругу. Нужно специально для детей сократить молитвенное правило, но проводить его вместе, всей семьей.

Отец семейства (если таковой имеется; если нет, то мать) должен после чтения короткого стиха Евангелия объяснять детишкам на их уровне, что это значит. Это очень мощный воспитательный духовный аспект, проявляющийся в семье, который люди зачастую не учитывают. Родители часто думают: «Я хожу в храм, верую в Бога, а ребенок должен будет сам как-то образовываться, или воскресная школа должна его образовать».

 Действительно, если есть возможность, лучше водить ребенка в воскресную школу, но вместе с тем самому помнить, что ты Богом поставленный родитель и должен быть духовным руководителем своей семьи по примеру ветхозаветных пророков: Авраама, Исаака, Иакова. Они были не только отцами, родителями, но и пророками, священниками, духовными учителями для своих детей.

Если родители будут следить за детьми, их духовным изменением и ростом, возникнет духовная сплоченность семьи. Сейчас появляется все больше и больше методик, которые предлагают православные психологи по воспитанию детей. С этими методиками обязательно надо знакомиться и пытаться реализовывать в жизни, потому что воспитательная часть в отношении подрастающего поколения практически отсутствует. Многим кажется, что дети должны сами как-то воспитываться, но они же получают информацию извне, их невозможно посадить в оранжерею и изъять из этого мира. Тогда надо всем жить в монашеской общине, в пустыне или пещерах, но если мы живем в социуме, то никуда не денешься. Ребенок должен с самых малых лет знать, что есть люди верующие, есть неверующие и какие должны быть отношения между ними. Лучше, чтобы ребенок был основателен в своем исповедании. Для этого родители должны быть основательны, тверды, мужественны.

Средства массовой информации демонстрируют духовный вакуум, который имеется у многих соотечественников, ведется пропаганда насилия, порока, низменных страстей. Это называется свободой. Вместе с тем поведение православного христианина объявляется рабством. На этом любят играть: «Ты раб Божий, а мы не рабы, мы свободные, счастливые и радостные». Конечно, говорящие обманывают себя, потому что они, рабы страстей, своих низменных качеств, абсолютно несвободны. А быть рабом Господа – значит быть рабом любви, быть, наоборот, свободным. Раб Божий – это тот, кто идет по жизни вместе с Господом.

Для того чтобы дети могли отстаивать свою позицию с малых лет, их нужно к этому готовить. Даже если мы отдаем ребенка в воскресную школу, православную гимназию, то остается контакт с внешним миром и с другими детьми, людьми неверующими. Обязательно придет такой момент, когда человек столкнется с тяжелыми испытаниями, осознанием того, что есть «я», ощущением себя белой вороной в этом мире. И возникает конфликт, особенно это происходит в подростковом возрасте.

Поэтому надо сделать все возможное до начала так называемого полового созревания, чтобы ребенок был готов подростком отстаивать свою веру. Он должен видеть в этом не закрепощение, уничижение, не то, что он должен стыдливо скрывать, а то, что он должен как минимум отстаивать, быть радостен и счастлив от того, что он в Господе. Понятно, будут испытания, искушения, проступки, но человек из-за этих проступков не должен отчаиваться, впадать в уныние, а вставать и идти дальше, как мы это и видим в Священном Писании и святоотеческих рекомендациях.

- Возвращаясь к теме проповеди и миссии вне прихода, хотелось бы задать такой вопрос: в протестантской и сектантской среде часто проповедники западного толка собирают целые залы. В определенных городах это все устраивается таким образом, что происходит почти шоу. Подобное приемлемо, уместно в православной традиции, полезно или нет?

- Если проводить совсем грубую аналогию, они собираются на свое богослужение. Только там, в течение двух-трех часов, пастор может проповедовать, вводя постепенно людей в состояние экстаза. Потом они «ловят духа святого». Это ядро их встреч. Но наша сердцевина церковная – Евхаристия. Мы собираемся вместе, молимся, причащаемся. Поэтому здесь лучше сказать наоборот: секты стали пытаться походить на Церковь, но только являют они это в извращенном виде. Если мы собираемся для единства в Боге и Его Теле и Крови, то те собираются, используя различные средства манипуляции, элементы гипноза, запрещенного влияния на личность, которые разрушают волю человеческую, и человек становится уязвим со всех сторон, прежде всего - со стороны проповедника. Люди превращаются в стадо, которое пастор ведет по тому пути, какой он до этого себе сам выбрал.

Большинство сект, особенно современных тоталитарных, - это секты, родившиеся в Соединенных Штатах Америки, поэтому они, кроме несения ложности духовной и вероучительной в церковной жизни, настраивают на определенное мировоззрение, ощущение. Иногда общаешься в миссионерских целях с различными пасторами и замечаешь, что у них появляется акцент голландский или американский. Они проходят иногда по нескольку лет специальные курсы для того, чтобы могли организовывать и держать во внимании большое количество людей. И люди изменяются: мироощущение, мировоззрение, понимание того, что происходит, меняется с российского на какое-то другое, подчас искусственное. Это служит препятствием в общении с такими людьми.

 - Вопрос телезрителя: «Если человек дает обет трезвости, отказа от курения, а потом его нарушает единожды или многократно, какие последствия это может нести?»

- Обычно люди дают обет в каком-либо сообществе или перед кем-то. Лучше человеку обратиться в то самое сообщество: это либо общество трезвенников, либо конкретный священник, монах. Часто люди приезжают в монастырь и дают обет - лучше попытаться туда же и приехать. Скорее всего, человек получит какую-то епитимию и начнет либо все заново, либо продолжит. Самому не надо решать, лучше прийти к духовнику, который благословил.

Если человек сам дает обет перед мощами святых, то опять же надо найти опытного священника. Лучше, конечно, начатое дело не бросать, потому что лукавый хочет, чтобы мы все начатое доброе бросили, чтобы стало еще хуже, чем было до этого.

- Вы являетесь также сотрудником центра «Ставрос». Не могли бы Вы рассказать немного о центре, о том, какие задачи он ставит.

- Центр «Ставрос», прежде всего, ставит задачи апологетического характера. Апологетика – это защита веры, если говорить простым языком. «Ставрос» разрабатывает способы и методики современного ведения диалога с нецерковными объединениями, нецерковной общественностью начиная с агностиков и атеистов и заканчивая сектами и неоязыческими образованиями, которые мы наблюдаем в нашей стране.

Кроме подготовки таких материалов, методик, способов ведения диалога или какой-то прямой деятельности, уже не один год осуществляется проведение апологетического дискуссионного клуба, апологетических курсов. Такие курсы носят больше виртуальный характер, потому что к нам присоединяются многие люди из других регионов, епархий нашей страны.

Апологетический центр «Ставрос» имеет уже несколько десятков членов, сотрудников. Все они волонтеры, движимые идеей. Это не какая-то структура, имеющая финансирование. Центр был организован тремя мирянами и тремя священниками. В 2010 году мы получили благословение Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира. В числе «Ставроса» миссионеры, известные и в нашей стране, и за рубежом.

Прежде всего, актуальна антисектантская деятельность, по крайней мере в Санкт-Петербурге. Несколько десятков тысяч людей находятся в секте «Свидетели Иеговы». «Свидетели Иеговы» не совсем христиане, хотя себя таковыми называют, но основной акцент делается на них из-за многочисленности в нашем городе. Раньше сектанты действовали с помощью прямой проповеди на улицах, раздачи журналов и листовок. Сейчас это осталось, но только в деревнях, поселках. В некоторых городах запрещены их журналы «Сторожевая башня», поэтому они стали действовать более вероломным, закрытым способом. Но тем не менее их ряды увеличиваются, расширяются.

Из нехристианских сект самая популярная среди молодежи, наверное, кришнаиты. Здесь молодых людей увлекает то, что это что-то нехристианское. Они не хотят иметь ничего общего с Православием или с христианскими движениями. Такое восточное течение, как кришнаизм, кажется очень даже располагающим, потому что интересная, яркая одежда, люди носят особые стрижки, собираются вместе, живут общинной жизнью, проводят дни, месяцы вместе, поют песни, совершают так называемые паломничества: на Тибет, в другие святые для них места. Это очень привлекает многих молодых людей. Мы можем в Санкт-Петербурге увидеть их шествия в выходные дни – это их миссионерские акции. С ними должен общаться человек, подготовленный в кришнаизме очень хорошо. Чаще всего в «Ставросе» этим занимаются бывшие кришнаиты.

Лучший антисектантский миссионер – тот, кто раньше сам был в этой секте, вышел из нее и не просто познакомился с Православием, но узнал фундаментальные вещи из богословия, литургической жизни, истории. Он также хорошо знаком и с тем миром. Конечно, мы всячески инициируем, чтобы у него не было ненависти, агрессии к его бывшей секте, потому что для многих людей их сектантское прошлое является ступенькой к православной жизни. К большому сожалению, они не смогли прийти к вере через атеизм или гностицизм, но через опыт, страдания, которые получили. Они понимают, что прошлая жизнь – тоже не просто так, нельзя все перечеркнуть. Конечно, в этом человек кается, но это тоже опыт, и жалко тех людей, которые остались в заблуждении. Поэтому бывшие адепты сект – одни из лучших сотрудников «Ставроса».

 

 Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
 Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать