Старый новый год

13 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Алексеев, настоятель храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. Передача из Москвы. Эфир 13 января 2014 г.

 

 - Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово иерей Андрей Алексеев. Здравствуйте, отец Андрей!

 - Здравствуйте, добрый вечер, дорогие братья и сестры! Сердечно вас приветствую, рад вас видеть.

 - Тема нашей передачи сегодня – Старый Новый год.

Отец Андрей, существует разное отношение  к празднику Нового года, к празднику Старого Нового года: от таких категоричных мнений, что его не стоит праздновать до мнения, что его обязательно следует праздновать. Какое, на Ваш взгляд, существует здравое отношение к этому празднику?

 - Вы знаете, я признаюсь Вам честно, вот столько лет служу, а уже скоро будет 15 лет служения у Престола Божьего (так получилось, что принимал священный сан я в 30 лет), и все эти  годы, буквально вскоре после принятия священного сана, начались вопросы о Новом годе. И это были вопросы, порой даже такие, знаете, едва ли не распри между людьми, особенно в семьях, где одни люди так к этому относятся, а другие иначе. Одни празднуют, другие не празднуют.

Вы знаете, что очень интересно: я открывал поучения людей святой жизни о новолетии и меня поражали слова святителя Филарета Московского, его поздравительные письма различным особам в эти дни. Есть замечательнейшие поучения у покойного  митрополита Антония Сурожского. На что обращают внимание в связи с этим событием? Если мы возьмем дальше, можно найти у людей святой жизни, у преподобных, у старцев, каково их отношение к Новому году, что они пишут? По сути своей, каждый из них на это внимание обращает. Вот еще один шаг, который я сделал в вечность. Это еще один шаг, который приближает меня к смерти, к моменту перехода отсюда в тот мир, как я подготовлюсь к этому событию. Конечно,  можно, достигнув некоей высоты, отнестись к некоторым внешним торжествам, которые, увы, что греха таить, мы живем в современном мире, бывают зачастую через край. Когда человек не знает меры. Но разве только о Новом годе речь? Разве только в эти дни нужно иметь разумное воздержание? Или, допустим, если мы откроем церковный устав  и там «благословение на вся», то есть, все можно, это что значит, что нужно без меры есть, пить? Нет, конечно. Дело в том, что необходима рассудительность в этом вопросе. Более того, я обратил внимание, особенно в последнее время, что это событие в нашем сегодняшнем восприятии – возможность совершать миссионерское служение.

Я считаю, что Новый год для православного человека – это возможность уловлять в сети свои, но они не его личные, конечно, а Христовы, людей, которые открыты в эти дни, чтобы что-то услышать. Потому что, давайте к чему будем очень внимательны и осторожны, особенно когда речь заходит о периоде до Рождества, когда совершается основное празднование того понятия Нового года, которое вмещает большинство живущих сегодня, в частности, у нас в стране. Люди преимущественно празднуют это событие, и в эти дни они стараются что-то пожелать друг другу. Причем заметьте, в советское время это был единственный неполитизированный праздник, и так сложилось, что в эти дни все желают друг другу и счастья, и здоровья, и радости, и семейного благополучия. Вы знаете, по существу, если проанализировать с позиции даже богословской, то это праздник, где, безусловно, преобладает понятие добра, мира, радости, и если всему этому, я подчеркиваю, дать верное направление,  то какую-то рыбу в эти сети можно поймать весьма и весьма.

Поэтому, дорогие друзья, давайте будем аккуратными. Я знаю, знаком и уважаю очень достойных людей, которые пришли в своей жизни к тому, что они никак к этому событию не относятся. Либо тех, которые говорят: «Я живу своей духовной жизнью, для меня всякий день – это радость и благодарение Богу, что я его прожил». Дошел человек до такого состояния – слава Богу. Но в большинстве случаев сегодня людей – это возможность как-то о чем-то поговорить, собраться. А если среди тех людей, которые собираются, будет хотя бы один, который их организует, программу подготовит. Они привыкли что-то смотреть. Хорошо. Какой-нибудь диск подготовит или на флешке фильм запишет, хороший, добрый, нравственный -   и прокомментирует все это. Или, допустим, расскажет, что есть такой телеканал «Союз», передачи интересные показывает. «Да ты что! Мы первый раз в жизни слышим о таком телеканале. Что это такое?» Покопается, найдет передачу, и вечер может пройти совершенно по-другому. Чем наполнить все это, чем наполнить? Поэтому, дорогие друзья, тот, кто пришел в своей жизни, что много праздников, много событий, а это событие, как бы так сказать, недуховное; и вот тут тоже возникает некий вопрос.

Человек состоит из духа, души и тела,  есть высшие сферы, есть наиболее низкие. Но ведь, дорогие друзья, давайте иметь в виду: мы же все умываемся с вами, кушаем и ухаживаем за нашим телом. Мы должны беспокоиться о нашей душе, но ведь постепенно начинается путь от чего-то к чему-то более высокому. И вот тут очень важно использовать очень важные средства. Если в эти дни людям, которые собираются праздновать, мы делаем предложение, как это наполнить добрым, хорошим, чистым, радостным, то у нас есть основание полагать, что завтра эти люди, которые сегодня, может быть, даже никак к Церкви не относятся, могут вернуться сюда. Я скажу честно: на новогоднем молебне, который был у нас совсем недавно в дни поста, я говори  о мире, о любви, о радости. Мы служили в нашем храме, как и, я знаю, немало храмов эту традицию сейчас поддерживают, праздничную Литургию. Знаете, что интересно: полный храм людей. А потом – доброе слово. И эти люди, во многом еще только начинающие свой путь в Церкви, ушли в радости, а потом вернулись, чтобы помогать готовиться к Рождеству, понимая, какой впереди главный праздник. На этом этапе церковной жизни будут помогать изготавливать вертеп, елками украшать храм, наряжать елку на улице в преддверии Сочельника, помогать нам в организации рождественских гуляний. Приходили с вопросами: «Чем еще можем помочь?» Нам нужно детскую площадку почистить возле храма – «можно мы это сделаем?» А вот получилась у нас оказия: снега нет, а у нас  рождественские гуляния. «Может, чем-то помочь в отношении детских мероприятий? Если на улице нельзя, может, в зале провести? Может, чем-то можем помочь: помыть, почистить, убрать?» Вот тут как использовать это время? Можно поставить себя в положение: «я не хочу, никого не знаю, я достиг некоей высоты». Вы знаете, что часто бывает? Такие люди нередко отталкивают подобным поведением и  от себя, и от храма многих приходящих, таких вот захожан, которые должны стать потенциальными прихожанами. Как их отталкивать? Их нужно встретить, принять, пообщаться, чтобы потихонечку от внешних торжеств привести их к большему. Ведь когда отшумели эти основные новогодние праздники, еще, конечно, будут, и сегодня будут звучать и фанфары, и бокал, и взрывы. Но куда направить все это? Можно только говорить об одном отрицательном, можно клеймить, причем без основания, клеймить какие-то пороки. Это неправильно. Дорогие мои, мы должны понимать, что за всем этим живые люди. Если понести, потерпеть на них, направить их стремление празднования в должное русло (я не беру, конечно, тех, кто уже без меры выпил, с теми уже о чем разговор-то вести сейчас, пусть они отдохнут вначале, выспятся), а с теми, кто хочет чувство радости, мира, счастья как-то с кем-то разделить, его нужно направить в нужное русло и тогда, я свидетельствую об этом, этого человека можно вести в храм, и он готов в этом храме потрудиться, применить свои таланты, по крайней мере, у нас в храме так, я это замечаю, делюсь с вами.

- Вопрос телезрителя: Есть такое слово «седмица». Что это такое, как понять? Как человек относится в этой самой седмице?

 - Дорогие мои, часто в нашей жизни бывает так: слышим красивое слово, и, бывает так, это слово вводит нас в какое-то заблуждение. Ведь очищается человек не чем-то странным, своеобразным, не имеющим отношения к его сердцу и душе, машинально. Нет, нет, нет, дорогие мои. Речь совсем о другом идет. Более того, Вы сейчас взяли некоторое слово, но вынули его из контекста. О чем речь идет в том песнопении и в том чтении, где повествуется о том, о чем Вы говорите? Там речь идет о том, что человек должен постоянно, в течение каждого дня седмицы, то есть недели, и последующих дней за этим стремиться к правде и жизни по Божьим заповедям, по Божьему закону. Не само по себе очищает некое слово или некий предмет, а человек, который каждый день должен помнить о Боге, звать Его в помощь, молиться, в том числе и на Новый год, и в другие дни. Обращаясь к Богу, он должен призывать Его всякий раз: и в понедельник, и во вторник, и в среду, и в январе, и в феврале, и в последующие месяцы, и каждый год своей жизни. Готовясь к вечности, он должен проходить то самое очищение, которое предполагает совокупность нескольких средств: пост, молитва,  покаяние, чтение Евангелия, жизнь по Божьему закону – в целом, мы называем это верой. Это жизнь по Божьим заповедям, и здесь есть определенные правила, Богом установленные. Очищает не конкретное слово, а действие, помноженное на внутреннюю готовность человека. Счастье в том, что Господь указал этому человеку. Потому что как бывает иной раз? Иной раз человек услышит некоторое слово из церковного обихода и не совсем понимает его смысл. И ему может показаться, что сейчас он это слово произнесет, и само по себе оно может его очистить. Нет, друзья мои. Но только наше желание очиститься и еще движение Богом в заданном направлении. Вот оно приводит человека во внутренний мир Церкви, открывает перед ним ту красоту духовной жизни, которую невозможно освоить вдруг, не начав с малого. Поэтому здесь, в этом тексте, который Вы услышали, предлагается человеку каждый день жизни помнить о Боге и учиться искусству спасения души, чтобы здесь, с Богом встретившись, и если мы говорим с вами в Святки, святые дни, о необходимости зачать Христа в своем сердце, родить Его и потом пойти с Ним по жизни. Это призыв к каждому человеку: нужно учиться делу спасения своей души, приходя в Церковь, вопрошая, как правильно, в том числе, слушая и просматривая программы телеканала «Союз».

- Вопрос телезрителя: Меня зовут Ирина. У меня такой вопрос. Как смотрит православие на стерилизацию животных?

 - Я скажу, что все в этой жизни удивительно управлено и установлено. Конечно же, отрицательно. Мы же понимаем сами, что получается вмешательство, вторжение в жизнь существа, причем ведь животные безгрешны. Когда мы жили в мире с Богом, они нас слушались, а потом мы вышли из подчинения Богу, и все в мире перемешалось, сломалось, многое надломилось, изменилось и ожидает от нас перемены. Когда мы меняемся, двигаясь ко Христу, мы видим, что происходит даже с окружающим миром, как к людям святой жизни приходили животные и служили им. Так и здесь: если Вы взяли на попечение животное. То давайте будем аккуратны, ведь нередко люди забывают про утренние и вечерние молитвы, а вот погулять с собачкой, со своим питомцем, которого  взяли на воспитание, они не забывают, потому что как же, живое существо. Постойте, а наша душа? Она же тоже живая. Что же вы не гуляете с ней? В храм Божий не идете, не приводите ее в то место, где она должна получить силы? А в этом вопросе, вы знаете, вторгаться в подобные области – это грех. Это получается, вы на себя берете определенные элементы ответственности за то, что меняете жизнь этого существа. Господь вот так благословил, а вы решаете, что мне удобнее, хочу игрушку в своем доме, и чтобы эта игрушка была для меня более комфортной, я совершаю некоторое действие. Смотрите, ведь это не по совести. Поэтому, если Вы чувствуете, что Вам тяжело, лучше не берите. Вообще, я скажу честно, в квартирах тяжело этим животным. Одно дело, когда человек в доме живет, собака должна его охранять, а кошка должна ловить его мышей. Там все естественно. Она зашла в дом, попила молочка и пошла делать свое дело. А когда все это начинает превращаться вот в такие игры, насколько это правильно, будьте внимательны, аккуратны и старайтесь здесь помнить все-таки замечательные слова Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Если уж Вы взяли, тогда отвечайте, а не уродуйте.

 - Спасибо, отец Андрей. Вот такой вопрос. На Святки приходится день Обрезания Господня. Расскажите об этом празднике, пожалуйста. В чем его суть?

 - Да, действительно, согласно Ветхому Завету, тех правил, которые  Господь установил для тогда Богом избранного  еврейского народа, было положено младенца на восьмой день приносить в храм для обрезания крайней плоти. Это действие содержит в себе глубокий священный,   сакральный смысл. Оно является прообразователем, преддверием Таинства Крещения, к которому сегодня призван каждый человек. А тогда совершалось это действие, священнодействие, над младенцем мужеского пола, и Христа, согласно закону, принесли в храм Божий, и совершилось это действие. Его принесение в храм и через это – соединение с Богом. Это момент связи, некоторое действие. Очень интересный, глубокий смысл во всем этом можно найти, читая святых отцов. Вот на что я обратил бы внимание сейчас, отвечая на этот вопрос: мы в нашей жизни все имеем от Бога, и момент, что что-то отсекается от человека, это, с одной стороны, некий элемент нашей жертвы с чего-то, а с другой стороны, связанный с Богом, потому что есть моменты, имеющие отношение к продолжению рода в нашей жизни. И как удивительно высоко, как удивительно проникновенно о таких священных и сакральных, а вместе с тем и интимных вопросах говорит церковная традиция.

Я буквально на днях общался с человеком, который начинает свою церковную жизнь, и он меня искренне спросил: «Батюшка, сегодня столько разговоров о переводе на русский язык богослужебных текстов. Чтобы на службе использовать русский язык, а не славянский». И тогда я привел некоторые цитаты из богослужебных текстов, из Священного Писания и попытался перевести их на русский язык. А потом показал этому человеку, что использовал медицинские термины, а никак не высоки эти термины. Есть то высокое в славянском языке, то удивительное глубинное и стоящее выше возможностей выразить теми словами, которыми мы апеллируем, пользуемся. Вот почему славянский язык называется словесной иконой. Тут высота подчеркнута. И в этих праздниках, и в текстах, которые в эти дни читаются на службах, подчеркивается, с одной стороны, послушание Богу, тому закону, который Он дал в этом мире, а с другой стороны, дорогие мои, мы призываемся с вами соблюсти этот закон, в том числе, в отношении языка, если мы совершаем это в нашей жизни послушание в традиции. Почитайте святых отцов Русской Православной Церкви, которые писали о церковнославянском языке, о высоте, о глубине, о смысле этого священного текста. И как это все перевести по-русски, какие слова употребить? Я воспользовался возможностью, отвечая на Ваш вопрос, коснуться еще одной важной темы, сегодня широко обсуждающейся и в церковной среде. Я высказал свою позицию. Я скромно присоединяюсь к тем, которые держатся позиции необходимости продолжать богослужения на церковнославянском языке, чтобы и в такие дни Обрезания Господня не испытать неловкости перед  теми, кто в храм приходит и может услышать что-то такое на языке, на котором порой некоторое слово может звучать как удар – ты сказал что сейчас, о чем это, о священном или….?

- Вопрос телезрителя: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, у меня такой вопрос. Кто виноват перед Богом за такой грех, когда женщина идет к врачу на аборт? Женщина убивает своего ребенка. Кто отвечает перед Богом - заказчик или исполнитель? Женщина идет на это, а врач это делает. Вы можете ответить на этот вопрос?

 - Конечно. Отвечает и женщина, которая идет и свободно, добровольно, по своей воле совершает страшное преступление. Отвечает ее муж или тот мужчина, с которым она вступила в связь и должна родить теперь. Придя с покаянием к Богу, если она оступилась, и, принеся покаяние, восстать, если уж получилось в жизни подобное. Отвечает врач, который советует подобное действие. И он соучастник. Я знаю сегодня эти случаи, и в моей пастырской практике есть немало примеров, когда приходили те, кто осознавал, что он или она делает, чаще, пожалуй, это были женщины, и каялись  в этом. Приходили и те, которым предлагали в этом участвовать, у меня недавно был случай, и она отказалась, врач говорит: «Я в этом не хочу даже участвовать». Более того, совсем недавно был случай: доктор наук обратилась ко мне, профессор, женщина: «Батюшка, как быть? Мне предложили дать рецензию на один препарат, который предполагают использовать в качестве противозачаточного средства. Там есть то, что касается моей области, я работаю в этом направлении и могу дать характеристику этому лекарству. Как мне к этому отнестись?» Потому что его собираются специально использовать для того, чтобы что?

 - Убивать.

 - Совершенно верно. И Вы знаете, эта женщина, известный человек, она отказалась быть соучастницей и объяснила, почему она этого делать не будет. Она не может дать положительную характеристику тому, в чем потом она должна будет перед Богом объяснять, как я поучаствовала. Получается, я подписала, что я за это, вот даже до таких тонкостей дело доходит. Вы знаете, когда мы хотим использовать Божий Закон, Господь нам показывает то, что мы можем и не замечать, если мы не стремимся  к исполнению Божьего Закона. Но если мы не ищем этой возможности, дьявол нам предложит массу аргументов как объяснить, почему, что ты же не участвовал в этом, ты не делал сам - массу аргументов. Но вот по совести... И когда та женщина обратилась: «Батюшка, как Вы считаете?» Она у меня исповедуется, мы с ней посоветовались, поговорили, и она приняла сознательное решение, я был просто ее советчиком, она сказала: «Нет, я в этом не участвую».

- Вопрос телезрителя: Это Ижевск. Я купила акафист святителю Луке. Читаешь - «кондак», «икос». Что такое кондак, что такое икос?

 - Дорогие мои, спасибо за вопрос, но я прошу вас: есть определенные наименования, и об этом поясняется в науке литургике. Есть определенные слова, которыми обозначаются те  или иные составные части богослужения. Кондак содержит в краткой форме изложение сути праздника, также как и тропарь. А что касается икоса, это та часть, то песнопение, которое обычно исполняет хор за богослужением, и оно имеет принадлежность к той части службы часто, которая совершается в период утрени; это то, что имеет отношение к канону. Причем этих песней 9, и каждая из них начинается ирмосом. Прошу прощения, Вы же про икос спрашивали? В отношении акафиста сейчас поясню. Это  составные части в практике. Существуют определенные правила написания и чтения тех или иных текстов. Что касается кондака и икоса, каждая из составных частей акафиста имеет свое определенное наполнение, и если, допустим, в кондаке все это завершается определенным неким возгласом одним, то в икосе имеет в финале, это духовное произведение, некоторое свое духовное наполнение. Каждый из них предлагает пройти человеку некий путь жизни с тем, кто написал или о ком идет речь. Но я попрошу вас: давайте не будем к этим терминам привязываться. Они имеют конкретное отношение к греческому языку, для нас важна суть того, что там написано. Если речь идет об акафисте, в нем излагается и жизнь человека, и его подвиг, и вместе с тем это наше сугубое обращение к тому, кого мы просим помолиться о нас. Поэтому слова бывают для нас не очень понятные. Я часто встречал старушек, которые так хорошо знают английские выражения «ОК» или «money», так разбираются в этом. Мне кажется, что такие вопросы можно посмотреть, ведь несложно, в церковнославянском словаре, и увидеть конкретное значение того или иного высказывания. Но для нас важна суть. В этом произведении, в акафисте, нам предлагается обратиться, в Вашем случае к святителю Луке, к тому, который может нам помочь в себе что-то поменять через покаяние, через обращение к Церкви, к Богу. Не по себе слово мудреное «икос», «кондак», а то, что оно содержит в себе. Это некоторые главы, я перевожу на более доступный язык, некоторые части - 1-я часть, 1-й икос, 2-й икос, 3-й кондак, 8-й кондак, 12-й. Это некоторые такие разделения, как есть главы в книге, так и здесь, в этом произведении. Очень важно не зацикливаться на внешнем. Что значит вот это? Вот это обозначает, что вот так это выражено в церковной традиции. Для нас важна суть. Это некая лествица, ступенечки к чему-то высшему. Ты обратился к святому, ты молишься, ты просишь его на первой ступени, на второй ступени, на третьей ступени. Ты вместе с тем пропоешь его жизнь, его подвиг, его постепенное становление как святого и, воодушевляясь вместе с ним, ты зовешь его в помощь, чтобы Господь услышал тебя в каком-то твоем прошении. Поэтому очень прошу вас, дорогие: давайте, интересуясь, конечно, словами, будем помнить о сути. Потому что если вопросы будут касаться только таких внешних моментов, это будет не очень интересно.

 - Отец Андрей, святочное время связано с гаданием. Почему Церковь не одобряет гадания?

 - Это нарушение первой Божьей заповеди. Являясь преподавателем Духовной семинарии, а я преподаю предмет «Основное богословие», это введение в курс общебогословских наук. Увы, сегодня увлечения этими гаданиями столь сильны. Я делюсь с Вами как преподаватель. Приезжают с каникул и рассказывают: «Батюшка,  опять вот там кто-то из знакомых...» Есть из семей духовного сословия, будем так говорить, а есть ребята, которые шли к вере постепенно, сами, даже порой неверующие родители, так тоже бывает. Это одноклассники из прежней жизни. Жил-жил человек, пришел к Богу - слава Богу, прозрел. И вопрос это очень насущный. Сегодня многие увлекаются подобными страшными вещами. Подобные действия были запрещены еще в ветхозаветное время, и мы читаем в книгах Второзаконие, Исход, Левит, у пророков Исаии, Иезекииля, Иеремии, мы читаем во многих местах Священного Писания о наложении запрета на подобные действия. Это область, где действуют падшие духи и нет божественной благодати и, входя в которую человек начинает быть  уязвимым для нечистой силы, он начинает доверять ей. Некоторые совпадения - это только приманка на крючке. Бесы не знают полноты, они знают только часть чего-то, связанного с тем, как творил Бог этот мир им было что-то открыто отчасти, не в полноте своей, как ангелам. Ангелам было открыто, потом они отпали от Бога и утратили представление о том, что они имели, и исказили его. Но какие-то части этого искаженного остались. Если сравнивать с чем-то в этом мире, это как отравленная пища. Можно ей голод утолить, но умрешь. Вот поэтому запрещено всем этим интересоваться и заниматься, и всякий, кто входит в эту область, реально соединяется с темной силой. Есть те, кто занимается этим профессионально. Он реально ощущает этого беса возле себя, который нашептывает, рассказывает. Иной раз сам человек, совершая подобные действия, если речь идет о профессиональном служении, увы, увлекать многих за собой. Это страшный грех, смертный грех.

- Вопрос телезрителя: Добрый вечер, отец Андрей. Добрый вечер, уважаемый ведущий. Отец Андрей, у меня к Вам такой вопрос. Я читаю Апостолов, и там очень часто встречается слово «закон». Я думал, что это свод заповедей Божьих. Оказывается, нет. Вы не могли бы мне объяснить, что входит в понятие «закон»? Спасибо за ответ.

 - Благодарю Вас. Дело в том, что мы должны понимать, что церковная история имеет определенные вехи, некоторые этапы, и когда человек был сотворен Богом, это был некий период истории. Потом отпадение человека и приход его в то место изгнания, где мы сейчас с вами находимся, это тоже некоторый этап. Господь дал человеку определенные заповеди, которые он должен соблюдать, некие границы, пределы, за которые человеку заходить не должно. Вместе с тем Он дал ему и внутренний закон, совесть. И вот когда мы читаем святых отцов, речь идет когда о законе, если тот, кто читает, уже не один год, рассуждает, в зависимости от того, в  каком месте что предлагается для внимания, в том числе, допустим, и в Священном Писании. Я полагаю, что Вы читаете послания апостольские, апостола Павла, здесь порой речь идет и о Божьих заповедях, хотя Вы и говорите, что нет. Нет, речь о них идет. А бывает о законе внутреннем, о законе совести. Вместе с тем в некоторых случаях толкователи священных текстов обращают внимание на совокупность того, что называется законом, потому что вот этот момент, данный Богом для человека, предполагает, с одной стороны, то, что в сердце его написано, то, что через совесть. Есть то, что записано на бумаге. Есть вместе с тем для изучающих Слово Божие понятие заповедей блаженств. Есть в Священном Писании слова о том периоде, где устный закон, то есть через уста что-то передается, как мы читаем у того же апостола Павла: «Хотел бы тебе написать тростью и чернилами, но хочу из уст в уста передать». То есть порой совокупность всего этого - и записанного, и устного, переданного и сердцем, совестью прочувствованного. Но давайте будем аккуратными. Вот тут очень важно иметь в виду направление, которое Господь нам дает. Почему важно читать Священное Писание с толкованиями? Чтобы понимать как правильно двигаться. Положены определенные пределы, и есть те, кто объясняет нам, как нужно жить, чтобы исполнить Божий закон. Поэтому в зависимости от того, в каком месте идет рассуждение о каких-то элементах, частях этого закона, нужно смотреть у тех, кто толкует это место, что имеется в виду. Я советую Вам замечательное пособие «Толкование на апостольские послания и Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского. Блаженный Феофилакт Болгарский - это сборник святоотеческих пояснений, комментариев, рассказывающих, о  чем конкретно в этом месте идет речь.

- Вопрос телезрителя: Здравствуйте! Батюшка, подскажите, пожалуйста, как правильно давать имя младенцу?

 - У Вас кто-то родился?

 - Да, у нас родился мальчик. Нам нравится имя Федор. Но в этот день, 9 января, празднуется память Феодора Начертанного. Мы такого святого не знаем. Как нам поступить?

 - Замечательное имя Федор - «дар Божий». Поздравляю Вас с этим замечательным событием в Вашей жизни. Есть несколько традиций. Бывает, называют по святцам. Рождается младенец, непосредственно в это день люди смотрят в святцы и называют по тому, какие святые есть в этот день. Есть почитаемые святые в семье. Когда моя супруга ожидала ребенка, я был еще не в сане, молился святителю Николаю и для себя в сердце положил решение, что только так назову своего сына, когда бы он ни родился. Так я и сделал. Это самый почитаемый с детства мною святой и для себя я так решил как отец этого мальчика. Есть различные традиции. И если Вы это имя для себя полагаете близким, а в этом есть некий свой смысл для Вашей семьи, Вы можете воспользоваться возможностью назвать его и непосредственно этим именем во имя святого Феодора Начертанного, а может быть, в Вашей семье почитаем другой святой с этим именем. Это тоже возможно. Посмотрите, может быть боярин Феодор, мы почитаем князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, может быть во имя этого угодника, мученика.

 - Но они же далеко отстоят от даты рождения...

- Дорогая матушка, Вы можете назвать любым другим именем, на Ваше усмотрение. Есть разные традиции. Поэтому посмотрите. Очень важно, чтобы был святой покровитель, а уж Вы сами решаете, это Ваше семейное право. Традиций несколько, и здесь свобода действий. Нет каких-то жестких моментов. Посмотрите, помолитесь. Можете назвать другим именем, которое для Вас близко, именем того святого, которого Вы почитаете, на Ваше усмотрение. Поэтому помолитесь, подумайте, определитесь, а вместе с тем посмотрите: это может быть и не близкий день. Несколько традиций, которые имеют место в церковной жизни. Можете воспользоваться любой из них.

 - Отец Андрей, со Святками связана еще такая вещь как колядование. Как Церковь к этому относится?

 - Давайте будем аккуратными, давайте будем помнить, что существовало время, когда христианство только пришло к нам на Русь, здесь было язычество. И мудрость Церкви и христианской традиции заключалась в том, чтобы определенные обрядовые особенности, те или иные элементы, которые сложились в народной среде, направить в нужное русло, как с Новым годом. Ведь сегодня мы об этом говорим: направить в нужное русло, уйти от уродливого, уйти от греховного, направить в нечто более высокое. Вот почему определенные моменты и элементы связаны с тем, что имеет отношение к язычеству и понятию «коляда». Посмотрите, что это означает? Что это за такой идол, как это все происходило? Это можно посмотреть в словарях, в источниках. В Интернете набери и увидишь: всплывает целая лесенка возможностей для того, чтобы распознать, что это такое. Но в церковной традиции это наполнено содержанием иным. Потребность людей, чтобы совершить некоторые действия, была направлена Церковью в глубину, связанную с тем, чтобы разделить с близкими торжество, в частности Рождества Христова. Вот так появились христославы. И те самые колядки наполнились содержанием, имеющим прямое отношение к Рождению Богомладенца Христа. Вот почему христославы поют сегодня рождественские колядки, ходят по домам, сегодня и по квартирам ходят, я знаю, в Москве. У нас вчера был детский праздник, и мы с корзинками прошли. Туда столько всего набросали! И мы принесли все это в школу. Замечательные люди, школа № 1174. Директор школы Назарова Ольга Владимировна пустила нас в то место, где нам предоставили все условия для наших детей. И вот мы славили Христа и набрали несколько корзин всякой снеди, и сегодня подарили этой школе, детям, которые пришли на занятия, от детей наших. Мы - одна семья. Мы подчеркиваем эту принадлежность к радости, добру, миру. Но давайте будем осторожны. Потому что если сегодня мы увлечемся не внешней стороной, тогда можно какие-то древние языческие обряды реанимировать, наполнив их содержанием неверным, заразиться всем этим. Будем аккуратны.

Поэтому, когда я готовлю детское или молодежное мероприятие, я всегда просматриваю сценарий: в каком контексте, с каким пояснением, комментарием идет понятие колядок, колядования. Нужно направить в то русло, которое есть священные церковные традиции, это очень важно. Не увлечься в другую сторону, не уйти от того, что созидательно, постепенно приближая человека к чему-то большему. Это очень важно. Кстати, у нас много событий в рождественский период. И мы специально одно из мероприятий перенесли, уже несколько лет мы его проводим в феврале, это Рождественский фестиваль творчества духовных школ г. Москвы. Дорогие друзья, явление это уникально. Фестивали бывают разными, но представьте себе, я об этом и в прежние годы говорил, когда на сцене Государственного Академического Детского Театра имени Натальи Ильиничны Сац, это на проспекте Вернадского в Москве, появляются люди, будущие священники. Они ведь не только поют песнопения, а это студенты Московских Духовных школ. Есть песнопения, которые специально готовятся к этому дню, и сейчас хор Сретенской семинарии готовит песнопение специально к этому празднику. Студенты Московской Духовной Академии готовят небольшой детский спектакль. Формат мероприятия - однодневное мероприятие. Оно длится примерно около трех часов с антрактом. Студенты Московской Духовной Академии, как я сказал, готовят детский спектакль. Студенты семинарии, где я преподаю, готовят спектакль, я писал к нему сценарий в стихах. Это такая сценическая аллегория «Иван Васильевич меняет конфессию» или курсовая работа по предмету «основное богословие» студентов Духовной семинарии. Вы знаете, это на актуальную тему размышления о насущном. Да, там есть реальные персонажи, но как есть в курсе основного богословия разделы о религии, о бытии Бога, как есть рассуждения в христианской культуре, науке о проблемах эсхатологических, как есть связь у предмета «основное богословие» с догматикой, со сравнительным богословием, все это присутствует на сцене, представлено студентами. Как - не буду говорить, мы провели недавно репетицию, а показали его впервые на святочном вечере 8 января и готовимся показать на сцене этого театра, представить сегодня людям то, что должно их встряхнуть, как мы живем, кто мы такие: христиане или... Знаете, в этот день всегда аншлаг. 24 февраля тоже будет полный зал, приглашаем всех желающих прийти в этот день. Что касается билетов, они есть. И если кого-то заинтересует возможность прийти в это день, обещаю, что мы всех вас пустим. Приезжают из разных стран, из разных городов посмотреть. Будущий священник пропускает через себя то, что, показывая себя там, на сцене, он использует это место для проповеди, вот в такой форме сегодня, которая доступна для человека, рассуждающего о смысле жизни. Мне очень понравилось, когда нас несколько раз посещал архиепископ Арсений, он был вдохновителем этого начинания когда-то. Он сказал: «В далекие когда-то годы святитель Димитрий Ростовский при семинарии устроил театр, где ставились пьесы на нравственные и библейские темы. Так сегодня студенты идут в мир и несут Слово Божие миру». Так вот, тот, кто хочет прийти к нам, мы вас всех пустим, а в отношении билетов это несложно. Можно обратиться, в частности, и в тот храм, где я несу послушание настоятеля. Это храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово, можно приехать и мы вам подарим эти билеты. Можно выйти на сайт voskresnayaskola.ru, это сайт Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при епархии г. Москвы. Я являюсь председателем, несу послушание по благословению Святейшего Патриарха, этой комиссии. И вот там есть информация об этом фестивале. Можно по электронной почте заказать эти билеты, вам расскажут, как и что. Допустим всех желающих, зал огромный, мы сознательно идем, чтобы был аншлаг, люди сидят в проходах, чтобы посмотреть, это очень интересно. Занимаюсь этим мероприятием уже четвертый год, с начала его, и признаюсь честно: завершается оно, и ощущение - как жаль, хочется еще продолжать, есть о чем сказать, есть над чем задуматься. Это замечательно.

- Вопрос телезрителя: Здравствуйте, батюшка! Есть такое выражение «подружиться со святыми». Если подружился с человеком, тут все понятно. А как можно подружиться со святыми?

 - Это значит начать жить так, как они, начать читать то, что они пишут и начать учиться жить у них, учиться жить, стремясь  к святости. К ней призван каждый человек. Но начинать, как писал преподобный Амвросий Оптинский, надо постепенно, но с постоянством, с малого. С чего? Как всегда: с утренних и вечерних молитв, с воскресной службы, с ежедневного чтения Евангелия. Это очень значимо. Вдумайтесь в слова апостола Павла. Он пишет о Евангелии. Мы же кушаем каждый день. Вы кушали сегодня? И я тоже кушал. Мы питаемся, мы наполняем свое тело возможностью деятельности. А душа? Она не должна кушать? Апостол Павел пишет: «Ибо Слово Божие  живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, до состава мозгов и судит намерения и помышления сердечные, и нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его. Ему дадим отчет». Мы должны не только рассуждать о том, что существуют святые, были святые, мы должны стать на путь постепенного движения в этом направлении. И когда Господь нас призовет в иной мир, мы должны уже хоть какой-то первый шаг пройти, быть в движении, в каком-то начальном даже этапе этого стремления к святости. Это очень важно. И если это будет, тогда, дай нам Господи, встретимся в Небесном Царствии.

 - Отец Андрей, я знаю, что у Вас есть стихи, посвященные праздникам.

 - Да, есть.

 - У нас не так много времени осталось в эфире. Я бы хотел попросить Вас, чтобы Вы их прочитали.

 - О каком празднике?

 - О Новом годе, о Рождестве.

 - Есть, Вы знаете, есть. Мы сегодня говорили о духовном значении и смысле этого события. Есть такое стихотворение, оно звучит вот так:

В нашей жизни скоротечной,

В блеске внешней суеты

Важно не забыть: для вечной жизни кто мы,

Я и ты?

С кем мы в жизни той пребудем?

Что успеем, с чем придем?

Если Бога не забудем,

Если верим, любим, ждем.

Ценим каждое мгновенье

Как Его великий дар.

И в духовном пробужденье,

Угасив страстей пожар,

Поминаем Слово Божье

С благодарностью к Нему,

То сражаясь с дерзкой ложью,

Из сердец изгоним тьму.

Новый день пришел с восходом,

Тьма повержена в борьбе.

С новым счастьем! С Новым годом!

С новым миром на земле!

 - Спасибо Вам большое. В конце программы прошу Вас - благословите наших телезрителей.

 - Помощи Божией всем нам, братья и сестры, и в наступившее лето, и в грядущие дни послерождественские. А пожелание, которое Господь дает нам в эти дни - стараться идти за Ним, и вновь и вновь рождая Христа в своем сердце, следовать в этом направлении. Рождество Христово - это праздник радости и света. Бог пришел, чтоб нас спасти и на небо вознести. С праздниками вас!

 - А я напоминаю, что в гостях у нас был настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово иерей Андрей Алексеев. Всего вам доброго и до новых встреч!

 

Расшифровка: Наталья Локтева.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать