Уныние

14 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Передача из Екатеринбурга. Эфир 13 ноября

 

Здравствуйте, дорогие телезрители! В студии Тимофей Обухов. Сегодня в гостях у программы «Беседы с батюшкой» настоятель храма Рождества Христова города Екатеринбурга, митрофорный протоиерей Владимир Зязев. Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, здравствуйте!

Добрый день!

 

Отец Владимир, тема сегодняшней нашей беседы «Уныние». Если я скажу, что унынию подвержены все люди на земле, это, наверное, будет небольшой ошибкой.

Наверное. Это такая серьёзная, и я бы даже сказал, страшная духовная болезнь, потому что Церковь называет уныние очень большим грехом, потому что оно ведёт к таким страшным падениям. Можно по истории посмотреть, и мы увидим, что ему был подвержен Лермонтов («Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть»); мы помним Пушкинского Евгения Онегина — он тоже был подвержен унынию. Мы видим из истории дуэли — к ним тоже очень часто толкало уныние. А сколько пьянства тоже от уныния. Есть пьянство от несдержанности, от каких-то своих страстей, но очень часто оно бывает от уныния. А сколько разводов от уныния, сколько в семье горя-беды от уныния, когда пришёл к человеку, а он сидит и ничего не делает, и в огороде у него всё запущено и дома… «Ты что?» «Да вот как-то неохота». «А ты пытался?» «Да мне как-то ничего и не надо». Это ведь тоже уныние. И это страшно. Поэтому с ним нужно бороться.

 

Вы сказали, что уныние — это духовная болезнь. Значит, она заразна?

Я считаю, что она заразна. Мы это можем посмотреть даже по себе. Сейчас мы с Вами доброжелательно, мирно общаемся здесь в телестудии, но если бы сюда сейчас пришёл человек, подверженный духу уныния, и сел рядом с нами, и Вы, и я почувствовали бы какой-то дискомфорт, даже если бы он просто молчал. Хоть Вы значительно моложе меня, но тоже, наверняка, знали об этом и чувствовали это. Даже если бы он встал у нас за спиной, и мы его не замечали, то почувствовали бы это. Это заразная болезнь, как и многие другие духовные болезни. Можно такой пример привести: сидит компания, беседует, и кто-то так аппетитно зевнул. Посмотрите, что будет! У меня даже был случай, когда моя супруга или кто-то из домашних беседовали по телефону, побеседовали, и смотрю, она зевает. Я говорю: «Что ты зеваешь?». Она говорит: «Он там, по телефону, зевнул, и меня тоже потянуло». А ведь это большое расстояние. Точно так же с другой стороны. Ведь весельем заражаются?

 

Заражаются.

А если весельем заражаются, тогда почему его противоложностью — унынием — нельзя заразиться?

 

Давайте тогда поговорим о том, от чего это уныние возникает у человека, особенно у молодых людей?

Молодые люди и мы с Вами, порождаем рычаги, от которых это уныние и появляется. Посмотрите, сейчас в большинстве своём молодые люди совершенно не читают, или читают такую дребедень! Это порождает уныние. Молодые люди подвержены страстям. Ведь не напрасно расставлены [правила]: вот это разрешено и можно в детстве, это в юности, это в зрелом возрасте. Но ведь мы уже в детстве пытаемся схватить что-то из жизни взрослого человека, и этим коверкаем свою душу. Кроме того Паскаль (законы которого сейчас изучают в школах) сказал: «Знай, что ты никому не можешь принести вреда безнаказанно. Нанося вред живому существу, этим ты в первую очередь наносишь вред своей душе». Одна из больших причин нашего уныния — это наши аборты. Хоть отец, хоть мать, даже если они и не знают об этом, неужели вы думаете, что живой человек, уничтоженный во чреве матери, просто так бесследно исчез и никакого ущерба душе не нанёс? Если великий мыслитель Паскаль говорит, что никому, никакому живому существу ты безнаказанно вреда не можешь нанести, а я бы сказал даже и растению — если ты без нужды его погубил —, то неужели ты думаешь, что если живого человека в чреве уничтожили, то это никак не коснётся тебя? Это коснётся не только тебя, это коснётся и того, кто зачал этого ребёнка, неосознанно, но коснётся. И это зло, эта кровь, эта страшная картина беспрерывного убийства, она ведь над землёй стоит! Это ведь тоже от уныния!

А сколько злобы, а сколько лжи, а сколько фальши мы творим за день! Сейчас такое выражение модно: «Он лох» или как там его называют. Сейчас меня кто-то услышит и удивится: я скажу, что гораздо полезней, многократно полезней быть человеку «лохом» нежели «крутым». Совершенно серьёзно говорю! Сколько я фальши и всего этого насмотрелся! А чему нас учит наше телевидение (не именно «Союз», а телевидение)! Чему нас учит наше радио! Я сейчас в связи с последними событиями, с этим ураганом, часто просматривал все известия. Вот я включаю, и начинаю ловить известия. Какую программу ни включишь, по всем программам пляшут и поют, только развлечения, развлечения, развлечения! Это ведь тоже уныние. Человек не может уже без допинга жить. Ему постоянно нужен допинг — любой: наркотический, табачный, алкогольный, развлекательный, а допинга нет, вот и уныние. «Что делать?» Так и день пропал. Либо человек «круто» провёл вечер, либо потерял его, если остался дома в уединении, в тишине и один на один с собой. Но как это полезно быть один на один с собой! А если ты ещё не чужд молитве, не чужд имени Божию, которое ты пытаешься хранить в своём сердце. Это ведь гораздо полезнее, нежели провести очень «круто» вечер.

 

Звонок: «Как Вы думаете, не зависит ли уныние у молодых людей от того, какая политика проводится в государстве? Когда молодой человек знает, что раз у него нет хорошего папы, то ему ничего не светит в этой жизни, конечно он впадёт в уныние. У лихоимцев уныния, наверное, не бывает?

Нет, оно бывает у всех, и у лихоимцев и у самых больших богачей или властителей. Оно бывает у всех, и в этом можно не сомневаться. Но самое интересное, что, может быть, сейчас они его не столь ощущают, когда он занят-занят-занят, или когда он считает свои миллионы и миллиарды. Но я считаю, что с годами познаёшь глубокую цену словам Святых Отцов и Господа: «Блаженнее давать, нежели брать». Когда человек берёт-берёт-берёт, я никогда не поверю, что Чубайс, ограбив всю страну, спит спокойно. Или Березовский. Я не знаю, убили его или он совершил самоубийство, но если его убили, для чего же тогда охрану держали? Боятся. Разве боязнь — это не уныние?

Разве те, кто грабит всех и вся, оставив человека на грошовой пенсии или зарплате, не страдают унынием? Они ведь всё равно чувствуют, что делают. Я лет пять назад, услышал такие слова от нашего ещё тогда президента Медведева. Он, выказывая заботу о начинающих бизнесменах, сказал: «Ну подумаешь, имеет он где-то какие-то 30-40 миллионов!», и мне тогда подумалось: «Дмитрий Анатольевич, а Вы даёте отчёт своим словам?» Это было шесть-семь лет назад — эти миллионы можно на нынешние сто поставить! Я подумал: «Мне, человеку, протрудившемуся не на самых плохих работах, (у меня стаж 53 года, учитывая, что я еще в колхозе работал) 30-40 миллионов это неподъёмная цифра, даже если я продам всё своё имущество. А тут: «Ну подумаешь!» Или ты оторвался от жизни, или ты её совсем не чувствуешь, или остаётся сожалеть, что у нас кандидатов в президенты не проверяют на психическое состояние. Когда-то ведь ему придёт ясная мысль о том, ЧТО он говорит, и вы думаете он не впадёт в уныние от этого? Да впадёт, наверно. Поэтому унынию подвержены все, и лихоимцы, и не лихоимцы. Я старый, послуживший, священник, (у меня 40 лет духовного стажа) и то — чуть только зазеваюсь, чуть только контроль над собой потеряю, могу впасть сначала в задумчивость, а потом и в уныние. Потом начинаю выкарабкиваться оттуда. Даже я, человек, прослуживший 40 лет, ежедневно читающий (по крайней мере я стараюсь читать ежедневно) и Ветхий и Новый завет и духовные труды Святых Отцов, но и то в какой-то мере подвержен унынию. Чуть только на тормоза и уже могу впасть!

 

Звонок: «Батюшка, скажите, пожалуйста, у Господа есть обители, там где дети, [матери которых] делали аборты, растут до какого-то определённого возраста или это неправда? Мне говорили, якобы они растут до возраста Иисуса Христа.

Этот интересный вопрос волнует многих особенно в наше время, когда в нашей стране делается абортов больше чем в любой стране мира. Это наша величайшая беда. Но нигде в Евангелии, нигде у апостолов, нигде в Ветхом Завете и в Библии мне не приходилось об этом читать. Я знаю, что аборт — это убийство. Знаю, что убивается живой организм, человек. Знаю, что есть даже фильмы об абортах, в которых показывают, что когда инструмент приближается к младенцу, то младенец старается съёжиться, спрятаться, он чувствует грядущую смерть! То есть это живой и даже чувствующий человек. Мы знаем, что ребёнок, находясь во чреве, узнаёт голоса отца и мамы. Он может слушать музыку и не напрасно беременным советуют слушать хорошую музыку (не тяжёлый рок, а именно хорошую музыку). Это мы знаем, но до каких пор и как [он растёт], этого мы не знаем. Я могу утверждать одно, что если жизнь зарождена, то она зарождена Богом. Человек только инструмент зарождения этой жизни. Маме и папе дана редкая возможность быть творцом. Они в какой-то степени уподобляются Самому Господу, который сотворил человека. Они зачинают и рождают человека и более того, им дано право его воспитывать. Жизнь даёт Бог и никто не вправе её отнять, даже если женщина сделала аборт. Как сказано в Евангелии: «У Отца Моего обители многи суть». То есть обителей много, и, наверное, они есть для всех людей. Но до какого возраста человек растёт или не растёт, я сказать не могу, потому что нигде об этом не читал.

 

Звонок: «Дайте, пожалуйста, духовный совет, как бороться с унынием?»

Я приведу Вам несколько примеров. Первое: Уныние — это очень часто порождение бездеятельности в том числе и духовной, когда человек не молится, не читает, не размышляет над чем-то хорошим, не трудится руками. Посмотрите, что первое в монастырях: труд и молитва! Молитва и труд любое уныние перетрут! А если человек никакой деятельности не ведёт, то от этого уныние и бывает. В молодости я знал одного священника, который говаривал, что у него бывали тяжелые приступы уныния, но ему посоветовали: «А ты найди какое-то рукоделие, которое бы не мешало тебе думать и молиться, но в это время ещё и руки были заняты и радовали бы тебя». Он научился вышивать и вышивал такие замечательные пояса и другие вещицы, что мы все любовались.

Другой случай: Я помню, мы жили рядом с одним старым священником, (сейчас его уже лет 30 нет в живых), а я тогда начинающим дьяконом был. Он увидит меня и говорит: «Отец дьякон, зайди ко мне с детишками, пусть на моих индюков посмотрят». Я спрашиваю его: «Отец Константин, для чего Вы индюков разводите? Ведь мяса хватает». А он мне говорит: «Мне просто надо что-то делать, вот я и завёл себе индюков и очень этим увлёкся. Дети у меня уже взрослые, вылетели из гнезда, живут своей жизнью, так для меня эти индюки, как дети».

Знаю ещё одного священника, который приучил себя к резьбе. Я в молодости, когда ещё были пишущие машинки, любил перепечатывать что-нибудь с чужого текста. Я очень любил это занятие, мог провести за ним несколько часов, и оно меня очень выручало. Во-первых, если печатаешь что-нибудь духовное, то и размышляешь над этим, а во-вторых занят как-то, и уныние отходит.

Это первое. А во-вторых, нужно смотреть от чего у тебя бывает уныние? Ведь всё имеет свои корни. Может быть, ты грех тяжёлый совершил, который тебя давит, и ты стесняешься этого греха, не можешь в нём покаяться. Он тебя давит, а покаяться сил и смелости не хватает, и нераскаянный его носить тяжело. Есть какая-то тайная страсть, которая тебя давит. От людей её скрывать удаётся, а от Бога и от себя не скроешь. Ты о ней знаешь, и она тебя давит. Многие очень тяжело переживают, когда выпьют. Иные даже заканчивают жизнь самоубийством, например, человек подверг себя наркотикам, привык к ним, и до того доунывался, что стесняется обратиться к врачам за лечением, а сил вылечиться самому не хватает, и до самоубийства доходит. То есть нужно найти причину уныния.

 

Вопрос: «У ребёнка эпилепсия, у матери уныние. Как с этим бороться? Ходим в храм».

Нужно просто посмотреть на ребёнка, как на очень нуждающегося в помощи. А ты, мама, несёшь подвиг. Это я говорю Вам, мама, (если Вы меня сейчас слышите) не для того, чтобы Вы возгордились, а для того, чтобы Вы нашли утешение, что Вы такое необходимое, такое нужное дело делаете! У нас в школе был мальчик, подверженный эпилепсии, он даже на уроках падал. Когда я впервые пришёл в этот класс, этот мальчик упал, у него пена пошла, такая тяжёлая картина, весь класс замер. Это несколько раз повторялось. Прошло, наверное, лет пятнадцать, я встретил его, спрашиваю: «Как у тебя со здоровьем?» А он мне говорит: «У меня приступов, наверное, уже лет восемь нет». Эта болезнь, как любая другая, может прийти, а может и уйти. Будем молиться, обращаться к Богу и Господь в силах [помочь]. И унывать не надо. Господь даст, надо только очень надеяться на Бога и Господь поможет! Я в это свято верю!

 

Звонок: «Сейчас обсуждается проект межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению». Как Вы считаете, нужна ли исповедь перед Причастием, и какой должна быть частота Причастия для мирянина?»

По поводу частоты Причастия есть несколько моментов. Первое: Святые Отцы светским, гражданским лицам не рекомендуют очень часто причащаться. Потому что человек начинает привыкать к Причастию и теряет благоговение перед Причастием. Это большая опасность. Здесь нужно [действовать] очень осторожно и решить этот вопрос о частоте Причастия непосредственно со своим духовником, человеком, который ведёт Вас по жизни духовной. Второе: если причащаться, то нужно причащаться очень тщательно. Если меня спросить, сколь часто причащаться, я обычно советую своим прихожанам причащаться не менее четырёх раз в год во время постов, в день Ангела или перед какими-то значимыми событиями в твоей жизни. Например, перед Венчанием лучше причаститься — покаяться, исповедаться, очиститься и [пойти под венец]. Или перед каким-то событием, где требуется чистота души (а Причастие — если оно искреннее и глубокое, очищает душу) и помощь Божия.

Когда ты очистишь душу, то, несомненно, Господь будет тебе больше помогать. Господь всегда нас любит, и грешников, может быть, даже любит больше чем праведников. Он всех любит одинаково, но грешникам он помогает. Грешник, как больной, нуждается в помощи Божией, но всё-таки, когда ты очистишься, то Господь это заметит, и, я думаю, что будет лучше. В Рождественский и Великий пост может быть лучше причащаться и два раза. Или вообще в любые посты — в начале поста и в конце поста. Это тоже будет достойно. А не как некоторые говорят: «Я стараюсь, в неделю три раза причаститься». Ты мирянин, а не монах, нужно иметь очень много сил, чтобы достойно приготовиться. А если ты будешь подходить, как подходили когда-то обновленцы или кочетковцы: раскрыли уста — получили Причастие… Я одну женщину спрашиваю: «Вы часто ходите на Причастие?» «Да, часто». «А скажите мне, что Вам дают во время Причастия?» (Решил её проверить). Она говорит: «Какую-то сладкую водичку». Я говорю: «А для чего же тогда Вы ходите, если Вы даже не знаете, что Вам дают Тело и Кровь Господню? Настоящее Тело и настоящую Кровь! Вы даже этого не знаете, а гордитесь тем, что Вы часто причащаетесь». Поэтому я ещё раз говорю, что об этом нужно поговорить с духовником.

 

Звонок: «У меня есть усопшие мама и бабуля. Я научилась вязать и вяжу. Я хочу подать милостыню за их упокоение, только не знаю как лучше: одновременно «Прими, Господи, милостыню за маму и за бабулю» или по отдельности «Прими, Господи, это за маму, а это за бабулю»?

И ещё один вопрос: если сейчас по всему миру узаконены однополые браки, не наступает ли конец света?»

Спаситель о конце света нам в Евангелии очень коротко и ёмко сказал: «Неужели вы по самим себе не видите, что идёт?» Конец света наступает. Как только мир был зарождён Богом, было предречено, что будет и конец мира. И вот эти все века, тысячелетия, мир неуклонно идёт к концу. То есть он уже тогда начал наступать. А во-вторых, эти страшные катаклизмы, которые сейчас творятся, например страшный ураган, когда города стало смывать с лица Земли. Здесь можно сказать опять же словами Спасителя (я передам их своими словами): «Не думайте, что те люди, которых задавила башня, были грешнее всех, но если не покаетесь, и вам то же будет». Сейчас мы смотрим на Филиппины. Если не покаемся, и нам то же будет. Мы сейчас смотрим, как у нас Дальний Восток топило, и от нас ничего не ушло, и нас найдёт. Поэтому давайте будем [каяться].

Я помню мне со смехом один бухгалтер (тогда ещё я работал на производстве лет 40 тому назад) говорил: «Ну вот ты верующий, где твой Бог?» Он ещё был молодой. Он ехал однажды (он жил в Екатеринбурге, а я в Берёзовке тогда жил — километрах в 20 от Екатеринбурга — и там же работал) к нам на работу и в автобусе умер. И когда он приехал, его вынесли и увидели, что он уже умер, у нас в бригаде стало известно об этом, и один человек, который тоже вместе с ним смеялся, как-то задумался и говорит: «Ну а сейчас, Саша, ты, наверное, узнаешь, где Бог, про Которого ты так часто спрашивал». То есть у каждого из нас есть личный «конец света», и мы не знаем, может быть, он сегодня ночью уже наступит или прямо сейчас, мы не знаем этого. Так что не нужно нам о глобальном конце света размышлять, нам нужно готовиться к личному, который от нас не уйдёт. И быть готовыми к нему каждый день, каждую секунду, каждую минуту. Каждый день начинать как последний, каждую ночь ложиться спать, как последнюю. Тогда тебя чаще и на молитву потянет, и от уныния быстрее отойдёшь.

 

Вопрос: «Жизнь без брака может ввергнуть в уныние?»

А как же не может, если блуд творится без перерыва и постоянно? Блуд — это один из смертных грехов, Блуд, несомненно, может ввергнуть в уныние, как и любой другой грех. Это однозначно.

 

Вопрос: «Почему в России отменена смертная казнь?»

Я не знаю, но считаю, что смертная казнь отменена напрасно. Наверное, сейчас многие из тех, кто меня слышит, скажут, что я не прав. Каждый имеет право иметь своё мнение. Но посмотрите, (я скажу образно) самый гуманный вид смертной казни отменён. Человек присуждался к смертной казни, но сначала идёт суд, у него есть защитники, которые его защищают, десятки раз всё проверяется, десятки раз всё подтверждается или отрицается, и только после этого выносится смертная казнь, то есть после больших проверок. Мне говорят: «А вдруг ошибка наступит?» (и президент это часто говорит). Вы меня извините, господин президент, но я знаю, что одного человека приговорили к сроку, и потом было подтверждено, что этот срок ему дали напрасно. Потом он мне рассказывал, что ещё около трёх лет ходили документы, чтобы его освободить от этого срока.

А если кто-то пожизненно заключён? Хоть одного освободили или оказалось, что он пожизненно осуждён напрасно? Покажите мне такого человека! Почему-то никого не освобождают! Аборты почему-то у нас оплачивает народ — это ведь убийства! Это ведь тоже смертная казнь! Милиционера государство принимает на работу и говорит ему: «Если ты видишь преступника, дай предупредительный выстрел в воздух и потом можешь стрелять на поражение». А разве милиционер не может ошибиться? Может. Но почему-то ему разрешена смертная казнь без адвоката, без прокурора, без суда и следствия. Он имеет право, если ему показалось. Меня как-то на одну программу пригласили, где ведущим был Евгений Енин и мы с ним тоже на эту тему дискутировали. Он мне тоже говорит: «Ведь могут ошибиться». Я ему говорю: «Вот я заходил сюда, а у вас на входе вооружённый охранник сидит. Какие у него полномочия? Если бы он увидел или ему показалось, что я несу гранату сюда? Что бы он сделал? Наверное, взялся бы за оружие без всякого адвоката? То есть ему разрешена смертная казнь, Вот этому охраннику, этому милиционеру, этому врачу, который делает миллионы абортов у нас в стране. Мы солдата в армию принимаем и ему говорим: «Ты обязан защищать родину, если потребуется, будешь убивать». Но это ведь тоже без адвоката и без проверки! Вы меня извините, Владимир Владимирович, но когда мы говорим о [запрете] смертной казни — это фальшь!

Почему отменена смертная казнь? Наверное, кто-то в правительстве побаивается, чтобы она на него не распространилась, и поэтому её отменили на всякий случай. У нас и конфискация имущества почему-то отменена. Он воровал-воровал, наворовал 10 миллиардов, ему дали 100 миллионов штрафу. Он наворовал 20 миллиардов, ему дали три года. Вы меня извините, за семь миллиардов в год очень даже можно посидеть. Он выйдет, а миллиарды-то у него останутся! Почему-то Чубайс, когда у нас плотина Саяно-Шушенской ГРЭС рванула, там 70 с чем-то человек погибло, а если бы она посильнее рванула? Внизу Дивногорская ГЭС стоит, сто метров высоты — это бы весь красноярский бассейн и все близлежащие города смело! И почему-то никто никаких [мер] не получил. А то, что он своим топ-менеджерам миллионные премии в долларах в год даёт — это тоже [в порядке вещей]. Почему электроэнергия дорожает? Если выдавать по миллиарду премии в год, она ещё подорожала бы!

 

Звонок: «Мы с мужем живём 7 лет не в законном браке, то есть в гражданском браке. Я понимаю, конечно, что это грех, но так сложились семейные обстоятельства — у меня своя семья, у него своя, и возможности [для законного брака] нет, но в то же время чувствую душой, что это грех. Пожалуйста, ответьте, насколько это действительно грешно? Мне очень нравится сегодняшняя беседа с Вашим участием, очень нравится, как Вы отвечаете. Большое Вам спасибо!

Я просто то, что думаю, то и говорю, у меня есть такое право, иначе я не пришёл бы выступать. А на Ваш первый вопрос апостол Павел отвечает: «Если жена верующая, а муж неверующий и они желают быть в браке и муж желает жить с ней то пусть живут. Возможно, жена обратит в веру мужа. То же и наоборот. Вы должны делать всё, чтобы узаконить брак, но если всё-таки муж с Вами будет жить, то Вы будете правы перед Богом, не волнуйтесь.

Я могу привести такой случай: ко мне пришла женщина и говорит: «Батюшка, мне нужно причастить моего мужа в больнице». Я говорю: «А что у него?» «У него рак желудка, он умирает». И мне что-то подсказало (не без воли Божьей, воля Божия всегда есть), я говорю: «А вы венчаны?». Она говорит: «Нет». Я говорю: «Я повенчаю Вас». Она говорит: «Как же батюшка, он на ногах стоять не может!» Я говорю: «А Вы приведите меня в больницу и мы всё равно повенчаем, хоть грех какой-то закроем, и у Вас будет почище жизнь, и ему, может быть, Господь оставит, или умирать полегче будет». Во время венчания положено трижды давать немного вина, в знак того, что горе и радость делится пополам. Он мне шепчет: «Если я сейчас выпью хоть немного вина, меня вырвет, у меня желудок не работает». Я говорю: «Тогда пусть пьёт супруга — ему только подношу, супруга пьёт». Повенчали. Вокруг аналоя его несли. Я их повенчал.

Но что удивительно, недели через три-четыре приходит ко мне моя прихожанка и говорит: «Батюшка, ты помнишь, около месяца назад венчал пару?» Я говорю: «Очень хорошо помню». «Я сейчас шла в церковь, а он дрова колет около дома». Я говорю: «Как колет дрова?» «Я у него спросила: «Как ты выздоровел?» Он ей рассказал: «Пришёл после венчания, устал, лёг спать, проспал, может быть, часов 12-14. Проснулся, супруге говорю: «Есть хочу». Она говорит: «Что тебе приготовить?» «Да вари, что хочешь». «Тебя ведь тошнить будет!» «Вари, есть хочу!» Она ему сварила каши, он съел её и снова уснул. Так было первые недели полторы — ел и спал, ел и спал. Потом ему становилось всё лучше и лучше, а потом и вовсе прекратилось. В больнице все удивлённо спрашивают: «Как ты выздоровел?» А он говорит: «Меня Бог исцелил». Прошло полтора года, я жену его спрашиваю: «Что, матушка, муж здоров?» Она говорит: «Здоров, говорит: «Меня Бог исцелил»» «А что ж Вы его не приведёте в церковь, Бога поблагодарить?» «Да вот всё как-то времени нет, поэтому и прийти не можем». Я говорю: «Матушка, ты помни, Бог исцелил, но Он ведь может и обратно положить!» Ещё прошло месяца полтора, слышу, он скончался от инфаркта. Уже не от этой болезни, но от инфаркта.

Вот такой был случай. То есть венчанием Вы, несомненно, прикроете грех. Оно может оказаться той каплей, которая перевесит чашу весов, и избавит и от болезней и от смерти. Дай Господи вам, чтобы вы повенчались.

 

Звонок: «У меня брат живёт с девушкой нерасписанно, уже около двух лет. Сейчас она забеременела, срок ещё маленький, но говорят, что у ребёнка очень много отклонений, которые, по мнению врачей, несовместимы с нормальной жизнью, что ему придётся очень долго находиться под наблюдением, что он даже есть не сможет. Они считают, что гуманнее сделать аборт. Я не знаю, как я могу им помочь. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать?

Они считают, что гуманнее сделать аборт — осталось только младенца, которого они убивать собираются, об этом спросить, как он считает!

 

Я очень хорошо это понимаю, но не знаю, как донести это до брата, потому что он очень редко ходит в церковь.

Вам, наверное, тоже известны случаи, когда наши врачи, пытаясь обезопасить себя от каких-то сложностей или ещё чего-то, толкают человека на аборт. Посмотрите, как сейчас распространено кесарево сечение, когда женщина могла родить сама, а они говорят: «Делай кесарево». Это тоже одна из причин, что женщина не может родить больше трёх детей. То есть врачи наши сами специально подводят человека к аборту. Об этом многие слышали. Мне не так давно женщина рассказывала, что её дочери врачи точно так же сказали: «Делайте аборт, ребёнок больной». Ребёнок родился здоровый и сейчас учится уже в 5 или 6 классе, изучает третий язык — ребёнок талантливейший! Так что давайте будем надеяться на Бога, и как Господь даст. Я не судья, если они между собой договорились, но надо ещё мнение ребёнка спросить. Он-то ведь живой! И перед Богом этот ребёнок может спросить: «Мама и папа, почему вы меня убили?»

 

У них ещё и брак незарегистрирован.

Брак нужно зарегистрировать и повенчаться. Это может оказаться той каплей, которая и ребёночку здоровья добавит и им в семейной жизни добавит здоровья. Если уж на то пошло, можно родить, и если уж ты не сможешь его вынашивать-выхаживать, если ребёночек действительно больной, можно отдать его в детприёмник. Не будем говорить о гуманности. Убийство не может быть гуманно. Убийство беспомощного тем более никогда не будет гуманно.

 

Вопрос: «Как найти духовника? Стоит ли его искать? Почему в жизни нужен духовник? Может ли он помочь преодолеть уныние?»

Духовник может. Потому он и духовник, что уже имеет опыт. Даже если он и возрастом не стар, но если это человек серьёзный, верующий, читающий, если он сам ведёт борьбу с собой, то несомненно он может помочь. Это первое: Открыв какую-то свою беду духовнику, ты разделил её на двоих и иногда даже не поровну, а большую часть отдал духовнику. Духовник взял бОльшую часть этой твоей беды и понесёт её вместе с тобой.

Духовник нужен. И уж если ты его нашёл, его нужно слушаться. Как его найти? Его можно искать, но ты должен искать его не по своим страстям. «Вот я немножко выпиваю, и найду себе того, который будет мне прощать этот мой грех. Я люблю пост нарушать, и сейчас найду духовника, который мне это разрешит». Нет, ты должен искать духовника трезво, с целью, чтобы он тебе помог, чтобы он был тебе полезен. Ну а как его найти? Вы знаете, я очень слаб духовно, чтобы давать такие советы. Я и себе не могу найти! Благо, у нас есть Владыка, у нас есть штат духовников для священников, мы у них исповедуемся, но хотелось бы иметь и ещё духовника. У меня духовником был когда-то отец Власий, известный старец, я его очень люблю, я его знал, но сейчас давно-давно забыл. Духовник ни для кого из нас не был бы лишним.

 

Звонок: «В январе этого года моему сыну исполнилось 20 лет. Он студент, спортсмен, непьющий, некурящий, очень заботливый сын был. В связи с этим я уже год не могу успокоиться. Уныние меня не покидает. Я и молюсь, и в церковь хожу. Что мне нужно делать? Как мне быть?»

Матушка, мы с Вами недалеки в горе. 4 года назад у меня скоропостижно скончался сын-священник, Скорая помощь второй раз выехать не изволила. Сказали: «Сам доедешь». И утром его нашли мёртвым около двери — он жил в квартире один. А 2,5 месяца назад я похоронил 34-летнюю дочь. У неё осталось 6 детей. Младшей 4 года. Мне близко Ваше горе. Но я утешаю себя тем, что дочь и сын были славными людьми, заботились о родителях, и обо мне — уже достаточно престарелом человеке — и о маме и никому [зла не сделали]. Вот этим я себя и утешаю. Мы не знаем, как бы жизнь повернулась и к чему бы она привела его через 5, 10, 15, 20 лет. Мы не знаем, что у него стояло на пороге. Мы не знаем, что ему уготовал Господь. Он мог бы был сбит машиной и мог остаться без движения на всю жизнь, ему могло быть суждено заболеть неизлечимой болезнью. Мы ведь не знаем воли Божьей. Мы видим чуть-чуть — одну искорку жизни нашего сына и увидели горе — смерть его. Но мы не знаем замысла Божия и того, почему Он так определил. Это мы узнаем только после смерти. Я верю, что Вы встретитесь с Вашим сыном и Ваша встреча будет радостной. У Бога нет мёртвых, у Него все живы. Я не сомневаюсь, что и я со своими детками встречусь. У меня ещё одна дочка в детстве умерла скоропостижно. Ей было всего 6 месяцев. Проснулись утром, она мертва. Так что мне близко Ваше горе, и я всей душой помолюсь за Вас и за Вашего сына. Храни Вас Господь.

 

Отец Владимир, пожалуйста, прочтите какое-нибудь стихотворение.

У меня есть книги былин, стихов — я в прошлом году был номинантом литературной премии Уральского Федерального округа. Сейчас пишу воспоминания свои. Я внуку написал вот это стихотворение.

 

Спи, внучонок мой, Никита, баюшки-баю!

Спи, а я тебе тихонько песенку спою.

Ты устал, конечно, очень, [эва] сколько дел

За день с Анечкой, сестрёнкой, натворить успел!

Рубашонка вся в чернилах — значит, рисовал.

Вон царапина за ухом — значит, воевал.

Папе ты помог немножко — разобрал часы.

Маме соли в суп добавил, кошке стриг усы.

На штанишках снова дырка — и когда успел?

Ведь сегодня утром только в первый раз надел!

Спи, внучонок шаловливый, набирайся сил!

Всей душой прошу я Бога, чтоб тебя хранил.

Чтобы рос ты умным, смелым, слабых защищал,

А за Родину и Веру смело в бой вступал.

Подрастай и помни свято: ты — России сын.

И великой Православной Церкви гражданин.

 

Спасибо, батюшка!

Я пишу иногда. Есть такой грех.

 

Это всё началось после того, как Вы перепечатывали?

У меня мама — литератор. Она меня в четыре года научила читать. У меня до недавних пор была домашняя библиотека: 7,5 тысяч томов. Сейчас большинство книг раздал церквям и людям, оставил только тысячи полторы самых нужных. Я с детства и юности очень много читал. Наверное, я прочитал всю русскую классику и много зарубежной. Я прочитал очень много всего и сейчас пишу свои жизненные воспоминания. Там много интересных историй, которые были [со мной]. Если напишу, то дам почитать.

 

Звонок: «Скажите, пожалуйста, отчитка и крещение абортированных детей — это ересь?»

Это не просто ересь, а страшная ересь! Это святотатственная ересь! Во-первых мы не помним, чтобы Церковь имела традицию крестить умерших. Никогда их не крестили! А здесь его убили и решили окрестить и отчитать! А он даже некрещеный! Это глубокая ересь! Те, которые это делают и к этому призывают, делают большой грех! Есть ещё такое: «А ты перед тем как на аборт пойдёшь, причастись, чтобы ребёночек причастился!» Какая гуманность! Причастить перед тем как убить! А он ещё и некрещеный! Это такая ересь! У нас есть Святые Отцы, у нас есть Евангелие, у нас есть много достойнейших священников, к которым можно обратиться и которые ответят. Не нужно слушать каких-то бабушек и дедушек, которые ахинею городят, а мы слушаем и пытаемся подражать.

 

Вы говорили о том, что неплохо бы причаститься в день Ангела. Нас спрашивают: «Как отмечать день Ангела?»

Во-первых, приготовиться к дню ангела молитвой. Вы прожили ещё год не без помощи Вашего небесного покровителя. Ведь что такое день Ангела? Это день, когда Церковь прославляет Вашего небесного покровителя. Вот я Владимир. Мой небесный покровитель — князь Владимир.

Как отмечать день Ангела? Давайте начнём с обращения к Богу. Приготовимся достойно к Причастию, исповедаемся, причастимся, после этого постараемся как-то особенно провести день. Например, если ты свой день Ангела не какими-то буйствами отметишь, а добрым делом. Если у тебя день Ангела, ты никому об этом не говори, а пойди, помоги какой-нибудь бабушке что-то сделать. Или дедушке. Или вдове, которая одна тянет троих-четверых детей. Я уверен, что небесный покровитель заметит твою жертву и тоже будет тебе споспешествовать в твоих трудах. В день Ангела, думаю, будет не грех, если ты и трапезу какую-нибудь небольшую — не до объяденья — устроишь. А если ненормально, то можно и в Великий Пост картошки объесться и согрешить этим. Меня многие спрашивают: «Как ты относишься к вину?» К пьянству я отношусь отрицательно, а к вину отношусь как учил апостол Павел: «Ради частых твоих недугов и свежести желудка потребляй не только воду, но и немного вина». То есть, если ты немного вина выпил, в этом греха нет, но пьянство запрещается Церковью. Это грех великий. Винопитие — не грех, а пьянство грех.

 

Вопрос: «Что делать, когда нет сил противостоять обстоятельствам?»

Идти в церковь и молиться. Просто молиться. И открыться какому-то ближнему: священнику или просто хорошему опытному человеку, которому ты доверяешь. Откройся, и ты разделишь свою скорбь, ты разделишь свои обстоятельства, и тебе будет легче! Поверь мне, тебе будет легче!

 

Отец Владимир, время нашей беседы подходит к концу. В завершение нашей программы прошу Вас благословить наших телезрителей, может быть, сказать несколько слов поддержки, наставлений.

Дорогие братья и сёстры! Скоро рождественский пост. Пост начинается не в тот день, когда он начинается, а значительно раньше. Давайте будем к нему готовиться. Давайте будем заранее приготовлять себя к посту, заранее очищать себя, чтобы в пост мы уже вошли во всеоружии. Нам тогда будет легче пост пережить. Это первое. Второе: я очень рад с вами встретиться и искренне прошу прощения у всех, кого, может быть, вольно или невольно чем-то обидел, словом или своими эмоциями. Простите меня, я человек слабый, часто спотыкающийся и тоже подвержен ошибкам во многих местах. Простите меня, и храни всех нас Господь. Дай, Господи, всем доброго здоровьичка! Счастливо!

 

Дорогие телезрители! Я в свою очередь попрошу у Вас молитв за Отца Владимира о выздоровлении, о даровании здравия, потому что отец Владимир совсем недавно перенёс серьёзную операцию, и спустя несколько месяцев батюшка нашёл в себе силы прийти сюда и так ярко выступить, поговорить с вами и ответить на ваши вопросы.

Да, мне Господь дал на пятый день после 6-часовой операции прийти в церковь, и я даже немножко служил! Слава Богу! Господь милостив, не оставляет!

 

Уважаемые телезрители, сегодня в передаче «Беседы с батюшкой» принимал участие настоятель храма Рождества Христова города Екатеринбурга, митрофорный протоиерей Владимир Зязев. До новых встреч!

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Анна Новикова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать