Беседы с батюшкой. Песня как путь к Богу

12 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает автор-исполнитель духовных песен, настоятель храма Успения Божией Матери в селе Берново Тверской области священник Андрей Гуров.
 

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Позвольте поздравить Вас с праздником Рождества Христова и по традиции, пожалуйста, благословите наших телезрителей.

– Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

– Сегодня тема нашей беседы – «Песня как путь к Богу». Интересный и необычный формат передачи «Беседы с батюшкой»: в эфире будут песни, Вы с гитарой, это очень здорово. И между песнями мы с Вами можем поразмышлять о чем-то, а песни будут как раз об этом поиске человека, который ищет Бога, о человеке, который нашел Бога, о человеке, который радуется, и о человеке, который просит помощи, – в общем, об этом, я думаю, мы сегодня услышим. Поэтому Вам предоставляется слово, хотелось бы начать передачу с песни, а потом уже продолжить нашу с Вами беседу.

– Перед песней хотелось бы сказать несколько слов, чтобы было понятно, о чем она. Эта песня написана моему очень хорошему другу, дабы его утешить, потому что он потерял близкого человека в тот момент. И утешения, конечно, его сердце требовало. Потому что он находился в таком недоумении: как же так – жил рядом близкий человек, и вдруг он ушел, неожиданная была смерть. И была написана эта песня о том, что у Бога все живы. Это самый главный постулат христианской веры, что Господь – Владыка всех живых; это надо всегда помнить, и это является утешением всех православных христиан. И Рождество, которое мы праздновали недавно, – свидетельство того, что человек рождается в жизнь вечную. Он живет этой земной жизнью, но все равно она как ступенечка к вечной жизни. Поэтому все мы там вместе будем, все зависит от наших молитв, от нашего усердия и духовного стремления быть с Богом. Но тем не менее есть такая возможность у всех без исключения. Поэтому песня посвящена уходу души в вечность.

Кто ушел от нас тропой незримой

К дальним неизвестным берегам,

Приобрел покой, вечностью хранимый;

Что не ведал здесь, то понял там.

И вручил ключи ему смотритель,

Приютив на время до поры,

В час, когда придет Судья в обитель

И направит в вечные миры.

Тот свет, и не важно нам,

Сколько лет кто похаживал по земле.

Всем однажды там надлежит предстать.

Тот сон, жизнью названный,

Спадет с души связанной.

Там всё яснее ясного, это надо знать.

Сгинут устаревшие обиды,

Их разлуки боль перечеркнет,

Полыхнет душа пламенем сокрытым

И на сердце вмиг растопит лед.

И потеря станет откровеньем

И в молитве всех объединит.

Уходя душа в вечные селенья,

Всех поймет, простит и примирит.

Там, где нет неправедных и гордых,

Нищих, безутешных и больных.

После смерти, брат, нет у Бога мертвых,

Ведь Господь – Владыка всех живых.

– Спасибо, отец Андрей, замечательно. Знаете, действительно очень ценно (мне сейчас подумалось), когда можно с помощью музыки дать ответ на какой-то вопрос духовной жизни, который человека беспокоит. Когда Вы поете песню, видно, что Вы очень сопереживаете своему другу, и я думаю, это коснется души.

– Да, цели эта песня достигла, человек утешился, и я этому очень рад. Как другие люди воспримут эту песню – уже другой вопрос, но, тем не менее, цель написания этой песни, кажется, была достигнута. Слава Богу, что этими словами я как-то утешил человека!

– Спасибо. А вот каким образом Вы начали писать песни, посвященные поиску  человеком Бога. Как Вы к этому пришли?

– Это естественный процесс на самом деле. Во мне параллельно начинался поиск смысла жизни, я уже до этого момента с гитарой был неразлучен, хотя в допоисковый период песни были какого-то социального плана: я искал справедливости в нашей жизни в житейском ее аспекте. Конечно, хотелось найти настоящее, потому что понимал, что все эти фразы, которые я рифмую, не дают настоящего ответа ни мне, ни слушающим людям. В конечном итоге благодаря людям, которые объяснили мне, в чем смысл жизни, и привели меня к вере (огромное им за это спасибо), и стали рождаться такие песни духовной направленности. Они, конечно, через душу проникают, их нельзя назвать в полной мере духовными песнями, потому что духовная песня – это духовные канты, те песнопения, которые мы поем на клиросе во время службы. Там действительно настоящая духовность. А эти песни больше душевные, но через эти душевные эмоции и восприятие человек познает духовное, то есть для него что-то открывается: человек находит какие-то ответы на его давние вопросы в какой-то фразе, в каком-то слове. И если это помогает человеку прийти именно к духовному осознанию смысла его жизни, то это творчество имеет место.

– А у Вас есть песня о поиске?

– Да, есть, их несколько, и вообще поиск – это вся наша жизнь. Даже когда мы стаем на верный путь и еще до конца все равно не уверены, правильно ли мы идем, правильно ли поступаем, уже стоя на этом пути… Уже знаем, что православие – религия настоящая, истинная, без всякого искажения. Тем не менее все равно какие-то сомнения закрадываются, все мы люди немощные, и эти сомнения порой бывает трудно побороть,  наш разум спорит с сердцем, и происходит внутренняя борьба. И вот есть такая песня, которая так и называется – «На перепутье».

Перепутье, мхом поросшее,

Под хрустальной звездой в ночи…

Ищет снова душа дотошная

Путь, где идти.

Вот тропа, будто шелком, стелется,

Манит скатертию холста,

Но душе в нее все ж не верится,

Слишком гладка она, пуста.

Вот направо бежит дороженька

Из былинных седых времен,

Там языческий древний боженька,

И не счесть у него имен.

Песни там деревянным идолам

Воспеваются у костра,

И не счесть образов невиданных,

Только нет среди них Христа.

Вот налево тропой извилистой,

Уходящей от суеты,

Стежка, словно пунктир, прерывиста,

Ставит каменные кресты.

Стародавним обрядом сложена,

Отреклась от хором златых,

Там все правильно и восторженно,

Только нет там давно святых.

 

Вот и бродит душа унылая,

От людской пустоты устав.

Помоги тебе Боже, милая,

Выбрать путь и найти Христа.

Пусть великая милость Божия

Заплутавшей напомнит вновь,

Что ведет к Нему бездорожие

В направлении на любовь.

 

Эта песня была написана, когда одна женщина пришла в панике, в каком-то внутреннем смятении и стала говорить, что наша Церковь безблагодатна, мы там что-то неправильно делаем, как-то все так сумбурно обобщила. Я не стал с ней спорить, что не везде так, может быть, она с этим столкнулась, бывают и такие вещи, к сожалению, у нас. Но она говорит, что у старообрядческой Церкви все четко, все правильно. Я не знал, что ей возразить, потом такой довод привел: «А с момента раскола сколько всего святых было у старообрядческой Церкви и сколько святых было у нашей Церкви?» Если эти цифры посмотреть, можно все понять без всяких дополнительных измышлений. В безблагодатной Церкви не может быть святых людей, это нонсенс.

– Важный момент – «на перепутье», ведь человек очень часто оказывается на этом перепутье. Вы пели о том, что в язычестве боги, у которых не счесть имен…  Даже если без привязки к такому классическому язычеству, человек ведь может сегодня выбирать очень много разных идолов себе и им служить, и это будут для него боги.

– Да, да. Свято место пусто не бывает. Если нет Бога в душе, то обязательно на Его место найдется суррогат, который человек воспримет именно за божество. И это заблуждение очень бытует в нашем современном мире, к сожалению.

– А в Вашей пастырской практике, в Вашем служении священника песни помогают?

– Помогают, конечно, потому что в первую очередь песня помогает проповеди. Я использую, может быть, те словесные обороты, те находки, которые сам для себя открыл, и в проповеди их доношу. И проповедь помогает мне сочинять, складывать песни, то есть тут все взаимосвязано. Песней легче донести до еще не совсем воцерковленного человека  то, что, возможно, в его душе пробудит настоящую надежду, настоящее желание найти Бога. Потому что душа у всех христианка, поэтому надо на нее воздействовать всеми благочестивыми способами, которые у нас имеются. И песня – один из этих способов, она, конечно, помогает в общении с людьми, и люди порой с благодарностью воспринимают эти песни. Даже одна женщина-мусульманка из Башкирии посылает понемногу денежные переводы на наш приход, и я ей очень благодарен. Тоже за счет этих песен, которые она где-то  услышала, они ей понравились, и она помогает. Низкий ей поклон.

– Да, это здорово, когда человек переживает песню и что-то у него откликается, это очень ценно.

– Да, происходит такой диалог.

– А у Вас есть песни, в которых Вы переживаете свой путь как священника, как человека, как христианина.

– Да, конечно, эти песни автобиографичны. Наверное, любая из них отчасти автобиографична, но есть такие, которые от начала до конца таковы, можно эту песню спеть и подписаться – «автобиография». Есть такая песня, она называется «Отблеск», о сложном периоде в моей жизни, когда уже, казалось бы, нашел то, что искал, но оно оказалось не совсем настоящим, и от этого переживания внутренние страдания, идет внутренняя борьба.

Я шел к свету на дальний отблеск

По приметам, а Он Свой облик

Прятал где-то, зовя на подвиг,

Чтобы чашу испить до дна,

Чтоб, скитаясь дорогой длинной,

Отрекаясь от тьмы полынной,

Понял: беды преодолимы

И такая потерь цена.

 

Свежий ветер подул попутно,

Заприметив, что в сердце мутно,

Поразвесил на ветках утро,

Чтоб рассеялась пелена,

Скинул петлю печали с выи,

Что, мол, это глоток полыни,

Будет свет, а печать унынья

И беда твоя, и вина.

Я шел молча через пустыню,

Ночь по-волчьи глядела в спину,

Знал я точно, как опостылел

Мне суровый ее покров.

И казалось, все это снится,

Начинал я порою злиться,

Но мерцали вдали зарницы,

Пробуждая меня от снов.

 

Этот путь мой давно завьюжен,

Я по свету бреду, простужен,

Только с ветром поныне дружен,

Мы по жизни идем вдвоем.

Иней в ветвях, а в них искрится

Отблеск бед тех и те зарницы,

Совершают полет к ним птицы,

И мы старую песнь поем.

 

Свежий ветер подул попутно,

Заприметив, что в сердце мутно,

Поразвесил на ветках утро,

Чтоб рассеялась пелена.

Скинул петлю с души плененной,

Сдунул пепел тоски зеленой,

Чтобы понял я, окрыленный:

Вот какая побед цена.

 

– Спасибо. Такая очень яркая песня, очень поэтичная…

– Образная.

– Да, очень здорово. У меня вопрос возник: знаете, бывает, человек тоже хочет как-то выразиться и берет гитару в руки, но вот не получается, получается какая-нибудь совсем простая рифма: «кровь-любовь», «любовь-морковь». И он, конечно, начинает унывать: «Как же быть? Я хочу сказать, но у меня не получается». Как можно разнообразить свой язык в песне? Что Вас вдохновляет: поэзия, проза, музыка других исполнителей, Евангелие? Может быть, какой-то совет от Вас людям, которые также хотят выразиться. 

– Конечно, на духовные песни вдохновляет Евангелие, это безусловно. Это тот источник, откуда можно черпать бесконечно ту живую воду, которая дает нам в любом творческом порыве источник энергии. Человек не только на гитаре может играть, можно заниматься самовыражением в разных ипостасях. Для меня, конечно, гитара – один из источников самовыражения, потому что она дает мне возможность высказать то, что во мне самом уже пережито, переоценено и получило какой-то определенный ответ. Когда я это  выношу на суд зрителей, то чаще всего получаю адекватный отзвук из души другого человека, который слушает ту или иную песню. Поэтому, конечно, источник духовной песни заложен именно в Евангелии.

Хотя это могут быть какие-то жизненные эпизоды, которые важны для человека, потому что он тоже по ступенечкам идет. Может быть, человек идет и еще не читал Евангелия,  только краем уха слышал, что вообще есть та настоящая истина, которую надо искать. Может быть, для него что-то другое в жизни является самым важным. Это тоже творческий процесс, хотя дар дан каждому человеку. И все зависит от него, как он будет этот дар потом отдавать Богу.

– Какое ощущение возникает у Вас, когда Вы песню сочиняете? Что вот это по-другому не сказать, например? Я могу сказать: «Я искал и нашел». А можно сказать так, как Вы сказали.

– Конечно, это должно прозвучать в тебе самом, тогда есть отзвук того, что ты высказываешь и поешь. Потому что какую-то фразу берешь и чувствуешь, что она не ложится, она вроде правильная, такая сакраментальная, но не напевная, ее нельзя пропеть и донести до человека. И тут надо искать какие-то заменители, не меняя смысла этой фразы. То есть смысл не должен быть изменен, но поэтические моменты должны быть так сформулированы, чтобы они прямо проникали в человека. Этого надо добиться. Это, конечно, высокое искусство и мастерство, и я таким искусством не обладаю, а просто говорю, что к этому стремлюсь. Но насколько получается, не мне судить. Тем не менее это должно именно так происходить, как я понимаю. И конечно, автор должен в первую очередь сам эту песню пережить в самом себе. Если так происходит, она будет искренней, конечно. Если нет, тогда будет какая-то конъюнктурная вещь: заказали – сделал. Знаю, что сейчас популярна вот такая тема: давай-ка я сейчас напишу. Таких песен можно за вечер написать штук пять.

– Сейчас даже существуют такие программы – генераторы текстов, туда можно вбить определенные фразы. И даже в поисковой системе «Яндекс» есть яндекс-автопоэт, он выдает из поисковых запросов стихи. Это, конечно, шуточная штука, но все равно забавно.

– Творчеством это не назовешь.

– Если вдруг компьютер начнет петь песни из поисковых запросов, – это, конечно, забавно.

– Да, если бы Господь забрал у человека его свободу и что-то такое ему по трафарету навязал, то какой в этом смысл?

– Теперь вернемся к настоящей музыке. Такую тему хотелось бы затронуть: мы всю жизнь стремимся к Богу, стремимся в Царствие Небесное, стремимся к святости, но часто это дается очень тяжело, потому что человек испытывает самые разные искушения. И часто бывает так, что лукавый сбивает с пути, но человек, который ищет Бога, который стремится к Нему, конечно, встает, даже если упал, и идет дальше. У Вас об этом противодействии, об этой борьбе есть песня?

– Да, есть такая песня. Она, кстати, была изначально написана очень давно (наверное, лет тридцать с лишним назад, если быть точным). И сама мелодия, и даже отчасти текст были посвящены другой теме, фрагменты этого текста были сохранены с того времени. Она посвящена одному очень жестокому человеку, который, как мне казалось, был несправедлив ко всем окружающим, имел претензии властвовать над другими людьми. Я считал, что это ему не присуще, человек так не должен себя вести. Я тогда был  категоричный в суждениях, понятно, что сейчас уже так не думаю об этом человеке, но в то время мне так казалось.

А с годами уже возникла тема борьбы человека с силами зла, препятствующими ему прийти к Богу и посылающими разные искушения, которые он должен преодолевать с помощью Божией. И тут родилась идея написать именно эту песню. И та мелодия и отчасти те слова прямо идеально сюда подошли; так мне кажется как автору. Я не претендую на идеал в масштабном смысле, но, наверное, что-то такое в этой песне передается, что испытывает человек.

Надменный паж имеет власть и грозный вид,

И нет в нем совести и жалости нисколько,

Во мне к нему святая ненависть горит,

Во мне к нему одно презрение – и только.

Он может в душу человеку наплевать

И напитать ее порочными страстями,

Ему коварства лживых слов не занимать,

Он тянет в бездну тонко свитыми сетями.

 

Как жаль, что я подчас в его плену

И от оков греховных неподвижен,

Но на колени перед ним не упаду,

До исполненья его воли не унижусь.

 

Спесивый шут, он ядом льется на корню,

Он – как палач, силен, жесток и непреклонен,

Но пусть он знает: веры я не изменю

И гнев его меня ничуть не беспокоит.

Он сотню раз на дню твердит, что я пропал,

Сует на подпись мне кровавый свой пергамент

И шепчет, чтобы душу я ему продал

И провалил пред Богом главный свой экзамен.

 

И в час, когда его прилог разоблачен,

Он наполняет мысли прелести туманом

И шепчет льстиво, будто я почти спасен,

Меня смущая легкомысленным обманом.

Когда я пал в сраженье на передовой,

Он торжествует, упоенный этой битвой.

Пусть бой проигран, но Господь всегда со мной,

Я воскресаю покаяньем и молитвой.

 

Как жаль, что я подчас в его плену

И от оков железных неподвижен.

Но на колени перед ним не упаду,

До исполненья его воли не унижусь.

Но на колени перед ним не упаду,

До исполненья его воли не унижусь,

Не унижусь, не унижусь, нет!

– Спасибо, отец Андрей.

– Вот такая нешуточная борьба.

– Но песня очень вдохновляющая…

– …на борьбу.

– Да, на борьбу.

– Именно этого и хотел достичь этой песней – желания бороться, несмотря ни на что. Если с нами Бог, кто против нас?

– У нас с Вами  сегодня тема – «Песня как путь Богу», и конечно, такие песни вдохновляют идти дальше, потому что часто бывает, что мы сдаемся. И вдруг услышишь песню, услышишь доброе слово, что-то, что является толчком, – и всё, человек встает и дальше идет, и силы появляются, поэтому это очень ценно.

– Это правда. Я испытывал это чувство, когда кто-то вдруг говорит, может быть, много раз услышанную фразу, даже порой избитую, как кажется на первый взгляд, но в этот момент она в тебя так проникает! Чем замечательно евангельское чтение? Тем, что  каждый раз видишь что-то новое. В данной жизненной ситуации от этого все зависит. Много раз слышанные вещи вдруг тебя пронизывают насквозь, думаешь: как же я раньше не слышал? как же раньше не понимал? Господь просто удивительные вещи открывает.

– На проповеди бывает похожая ситуация, когда человек выходит и говорит: «Да это же для меня было сказано!»

– Да, правда.

– В Священном Писании то же самое, когда вдруг нам открывается драгоценная жемчужина или драгоценный камень.

– Да, любоваться которой можно бесконечно и бесконечно от нее получать благодать на самом деле.

– А есть песни, которые Вас вдохновляют? Исполнители, которые просто Вам нравятся?

– Из духовных исполнителей, конечно, много людей, всех даже не перечислишь: Светлана Копылова, Александр Старостенко, отец Анатолий Першин, Ваш земляк. Много людей. И конечно, у них тоже подпитываюсь тем, что потом будет воплощено в каких-то моих творческих задумках.

– А как бы сегодня Вы еще хотели высказаться песенно в рамках нашего времени? У нас еще есть возможность послушать. Может быть, есть еще какая-то тема, которую мы словесно не затронули, но Вы хотите что-то сказать песней. Поэтому пожалуйста.

– Да, есть такая тема в притче, там говорится о том, что мы часто обращаемся к Богу с какими-то просьбами и говорим: Господь, пошли нам это, нам это сейчас так необходимо, мы это будем правильно использовать  и тем самым  к спасению пойдем и других людей будем за собой вести к спасению. Порой эти наши претензии и просьбы бывают не совсем разумны, потому что мы от своего человеческого естества это все требуем и просим, не зная, что на самом деле нам надо. Песня как раз об этом.

Я просил у Бога мужества мне дать,

Чтоб уверенней сквозь терния смотреть,

Душу слабую отвагой напитать,

Сердце робкое решимостью согреть.

И был ввергнут вдруг в горнило бытия,

Где опасностям смертельным нет границ,

Где любой храбрец, как малое дитя,

Просит: «Господи, помилуй», павши ниц.

Просим смело так, между делом,

Эх, мол, была – не была,

«Дай» без меры, вот только вера

Как-то совсем мала.

Я просил у Бога мудрости и сил,

Чтобы править справедливо и судить,

И сомненья всех, кто мне бы приносил,

Я бы смог без промедления решить.

И послал Господь мне тысячу проблем,

Путь жестоких испытаний мне вменил,

Где, отчаявшись в решенье теорем,

Я лишь Бога о спасении молил.

А еще просил я блага и любви,

Чтобы людям без остатка их дарить,

Чтоб покоем наполняли дни они,

Помогая мне ко всем благоволить.

И послал Господь мне поприще пройти

Средь врагов непримиримых и слепых,

Чтобы я в конце тернистого пути

Стал молиться бы за каждого из них.

Просим смело так, между делом,

Эх, мол, была – не была,

«Дай» без меры, вот только вера

Как-то совсем мала.

 

                                                             И смущаясь, не получая

То, что от Бога ты ждал,

Удивленно вдруг замечаешь:

Он все, что нужно, дал.

– Благодарю Вас, очень здорово. В рамках оставшегося времени хотелось бы поздравить наших телезрителей с праздником тоже с помощью песни. Сейчас такое радостное время, Рождество, святки. Рождественская песня есть у Вас?

– Есть, конечно. Тоже давно была написана мной, тогда еще невоцерковленным человеком. Я, честно, когда отматываю пленочку жизни, думаю, как все это могло в голову прийти. Песня была написана для того, чтобы ходить по знакомым, по друзьям, как это бывает в Рождество. Наряжались какими-то разными персонажами и ходили, пели песни – колядовали, как это в старину было, и сейчас порой иногда это встречается в деревнях. Вот мы так же ходили с этой песней по своим друзьям, знакомым. Я не думал, что она как-то закрепится и будет выражать саму суть праздника Рождества, но так произошло.

Возликуйте, мои братья во Христе,

Песнь колоколов торжественна, чиста.

В благодатный день с поклоном принимайте в дом гостей

И славьте с ними Рождество Христа.

 

Дай вам Бог на этом свете

Счастья вам и вашим детям.

В день святого Рождества

Дай вам торжества, волшебства.

В православных храмах океан свечей

И заздравные молитвы на устах.

Рождество пришло к вам в дом, возьмите яства из печей,

Всех угощайте в Рождество Христа.

 

Дай вам Бог счастливой доли,

Пусть ваш дом минует горе

И воздастся вам стократ,

Что отдать был рад.

Посмотрите, возникает новый день,

Если грешны, так покайтесь – Бог простит.

Рождество пришло в ваш дом, возьмите яства из печей      ,

Всех угощайте в Рождество Христа.

С Рождеством Христовым!

– Обычно я прошу в конце передачи сказать какое-то пожелание телезрителям; думаю, это лучшее пожелание, которое могло бы быть. Я очень Вам благодарен, что Вы нашли возможность прийти в студию телеканала «Союз» в Санкт-Петербурге и у нас с Вами получилась такая замечательная передача всем на радость, на размышление и на вдохновение о том, что может песня дать человеку в духовной жизни, как она может ему помочь. Спасибо Вам огромное, что пришли.

– Спаси Господи!

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать