Беседы с батюшкой. Память новомучеников и исповедников

12 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Передача из Москвы.

 

- Отец Кирилл, в ближайшую субботу, 16 мая, в храмовом комплексе Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне будет совершаться Патриаршее богослужение в память тех, кто пострадал в Советское время на Бутовском полигоне от НКВД. Расскажите, что это за место и что здесь происходило?

- Бутовский полигон – это место, которое приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II назвал Русской Голгофой. В конце 1930-х годов на этом месте был создан так называемый стрелковый полигон НКВД, где приводились в исполнение приговоры о высшей мере наказания. По имеющимся сейчас документам в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года на Бутовском полигоне было расстреляно 20 тысяч 761 человек, здесь же они были и погребены. Это практически целый город. Если учесть, что расстрелы в Бутове начались не в августе 1937 года, а по некоторым сведениям даже в 1935 году, и до начала 1950-х годов на этом месте производились захоронения умерших и расстрелянных в московских тюрьмах, то число это должно быть увеличено. Мы допускаем, что в Бутове может лежать около 30-40 тысяч убиенных, погибших в эти страшные годы. Если говорить о людях, которые там пострадали и о которых мы имеем сведения, это в основном жители Москвы, хотя среди них есть представители самых разных национальностей. Но в основном это москвичи и жители Подмосковья, причем очень много самых простых людей – крестьян, рабочих. Вместе с ними пострадали известные до революции государственные деятели, генералы, которые были участниками Первой мировой войны. Что особенно важно для нас, людей верующих, церковных: на Бутовском полигоне пострадало около тысячи человек, которые проходили по так называемым церковным делам за исповедование православной веры. Более того, 330 из них сейчас прославлено в лике святых. Это ставит Бутово в особое положение, потому что на канонической территории Русской Православной Церкви мы пока еще не знаем места, где бы в мощах почивало большее количество святых.

В связи с особым положением этого места с 2000 года в пасхальный период, обычно в 4-ю субботу по Пасхе, на Бутовском полигоне под открытым небом, около погребальных рвов, совершается Патриаршее богослужение, на которое приглашается духовенство Москвы и Подмосковья. Обычно Святейшему Патриарху сослужат 15-20 архиереев и около трехсот священнослужителей; при этом присутствует несколько тысяч молящихся. Конечно, это особое духовное настроение, потому что Литургия совершается на мощах мучеников. Эта древняя традиция совершения Литургии на мощах мучеников в настоящее время в Православной Церкви выражается в том, что и в престол, на котором совершается Божественная литургия, кладется частица мощей мучеников, и в антиминс – тот плат, на котором совершается Литургия, также кладется частица мощей мучеников. А здесь такая необъятная рака, такой естественный антиминс (как некоторые отцы называют), на котором совершается Литургия!

Я приглашаю всех, у кого есть возможность, в субботу приехать в Бутово и принять участие в этом богослужении.

- Отец Кирилл, я знаю, что Ваш дедушка пострадал на Бутовском полигоне и сейчас он причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских. Что это был за человек? Есть у Вас воспоминания о нем?

- У меня самого воспоминаний нет, потому что я родился в конце 1950-х годов, но память о дедушке свято сохранялась моими родителями. Это папа моей мамы. Мой отец был духовным сыном деда, отца Владимира Амбарцумова. Человек он был необычной судьбы – необычной для нашей русской православной традиции. По происхождению он был нерусским человеком – наполовину армянином, наполовину немцем (мама его была из поволжских немцев). Воспитан дед был в лютеранстве, в сознательном возрасте он пришел в баптизм, был активным деятелем христианского студенческого движения в революционные годы гражданской войны, в 1920-х годах он был руководителем Российского христианского студенческого движения. Во второй половине 1920-х годов он принял православие, относительно быстро был рукоположен в священный сан. Служил он в московских храмах, к сожалению, недолго; из-за обстоятельств жизни Церкви ему пришлось уйти за штат. Но он продолжал свою духовную деятельность. Несколько раз он подвергался арестам. В 1937 году был арестован, и только в конце 1980-х годов мы узнали, что он был расстрелян на Бутовском полигоне.

О расстреле людей, которых в 1937-1938 годы приговорили к высшей мере наказания, их родственникам не сообщалось, а сообщалось то, что эти люди осуждены на 10 лет без права переписки. Когда истекал этот срок, уведомляли, что якобы они умерли от разных болезней в лагерях и тюрьмах. О том, что дедушка был расстрелян, мы узнали только в 1989 году, причем тогда нам не сообщили место, где он пострадал и где был захоронен. То, что он лежит в Бутово, мы узнали только в 1994 году, когда был открыт Бутовский полигон.

- На сегодняшний день Вам, как священнослужителю, помогает его молитвенное предстательство? Вы чувствуете это?

- Несомненно, то, что я оказался на этом месте, связано с моим дедушкой. Я стал заниматься Бутовым, когда был светским человеком: по специальности я научный сотрудник, геолог. Когда мы узнали, что дедушка был расстрелян в Бутове, была создана община из родственников пострадавших для строительства храма на этом месте. Я принял участие в этой деятельности, затем был рукоположен в священники и назначен настоятелем этого храма.

- Каково было осознавать в советское время, что Ваш дедушка – враг народа?

- Надо отдать должное моим родителям: от детей в нашей семье не скрывали, что наш дедушка погиб в тюрьме, в лагере за то, что он был священником. Моя мама и ее брат в 1930-1940 годы, когда они учились, когда устраивались на работу, испытывали определенные трудности в связи с тем, что их отец был репрессирован. Слава Богу, и мама, и ее брат получили высшее образование и работали в светских структурах какое-то время. Дядя потом тоже стал священником. На нас это отразилось меньше. Тем не менее, поскольку мы были воспитаны в православии, в вере, мы не вступали в комсомол, прекрасно понимая, что при этом для нас закрыты определенные пути. Мы понимали, что надежды на то, что можно поехать за границу, тоже нет. Выбирать профессию, которая так или иначе может коснуться идеологии, не следует, а надо идти в такие сферы, где идеология меньше касается. По большому счету мы не чувствовали себя ущербными, прекрасно понимая, что то, что мы имеем – веру во Христа, определенный круг общения - это с полнотою восполняет то, чем нам приходилось жертвовать.

- Кроме Вашего дедушки, кто из известных святых новомучеников пострадал на Бутовском полигоне?

- Их очень много. В первую очередь, следует назвать имя Серафима (Чичагова) – замечательного святого и удивительно талантливого человека. Он происходил из древнего аристократического рода. Был участником войны по освобождению Болгарии, и за проявленное мужество награжден золотым оружием. Вышел в отставку в звании гвардейского подполковника, но принял решение по благословлению отца Иоанна Кронштадтского стать священником. Тогда это было совершенно невероятно, чтобы гвардейский офицер уходил в отставку и переходил в духовное сословие. После того как овдовел, он принял монашество, впоследствии стал епископом, архиереем. Он был очень одаренной личностью – и живописец, и музыкант, и композитор. Даже создал особую лечебную систему: у него было 20 тысяч пациентов, которых он лечил.

Он вошел в историю православия тем, что приложил большие усилия к прославлению преподобного Серафима Саровского. Написал книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», в которой изложил историю жизни батюшки Серафима и историю Дивеевского монастыря. Он подарил эту книгу императору Николаю Александровичу, после прочтения которой император принял решение о необходимости прославить преподобного Серафима Саровского. Отец Серафим принимал активное участие в организации Саровских торжеств, когда были явлены и прославлены мощи преподобного Серафима и его канонизация.

В советское время несколько раз подвергался арестам, ссылкам. С 1928 по 1932 годы он управлял Ленинградской митрополией. В 1937 году, когда он был уже немощным старцем (82 года) и не мог ходить, для того чтобы его отправить в тюрьму, была вызвана карета скорой помощи и его выносили на носилках. 11 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне.

Еще одна известная подвижница - Татьяна Гримблит, посвятившая всю свою жизнь служению гонимым священнослужителям. С первых дней революции, когда начались репрессии против духовенства, она стала помогать священнослужителям – простым батюшкам и архиереям, которых гнали. Она находила их, организовывала им посылки - продовольственные и вещевые, ездила за ними в места ссылки, помогала организовывать их быт. Сама подвергалась несколько раз арестам. Ее родные и близкие не понимали, зачем ей все это надо, переживали за нее, потому что понимали, какой опасности она подвергается. В 1937 году она также была расстреляна на Бутовском полигоне.

Мученица Татьяна была удивительно талантливым поэтом. После ее смерти остался целый сборник стихов, в которых она прославляет Спасителя и отражает свои духовные переживания, свою скорбь, потому что жизнь ее была очень непростой. Если кому-то из телезрителей попадется сборник ее стихов, обязательно обратите внимание и почитайте.

- Рассказывая о митрополите Серафиме, Вы упомянули, что его арестовали уже совсем немощного, даже выносили на носилках. Какую опасность он представлял для общества?

- Слово Владыки, даже немощного, было очень значимо для верующих. Потенциальную опасность он мог представлять для той власти, которая пыталась строить атеистическое государство, основывающееся на бесчеловечных ценностях. Тем более владыка Серафим был монархистом, и, находясь на кафедре в конце 1920-х – начале 1930-х годов, даже не скрывал своих взглядов, говорил об этом почти открыто. Поэтому он представлял опасность.

Вопрос возникает, зачем были расстреляны пусть не 80-летние, а 70-летние неграмотные бабушки. В русском, как и в других народах, старшее поколение дедушек, бабушек всегда являлось совестью народа. Пусть они были немощными, сидели на завалинке перед избами, но они могли сказать какому-то зарвавшемуся человеку - Ваньке или Петьке, который шел громить церковь: «Ванька, ты не прав, ты делаешь безбожное дело». Вот за это этих бедных бабушек хватали, везли в тюрьмы, а потом расстреливали.

- Вопрос телезрительницы из Орла: «Христос Воскресе! Я очень трепетно отношусь к отцу Василию, к иноку Ферапонту, иноку Трофиму – это новомученики оптинские. В часовне, где они упокоены, мне подарили акафист. Как часто я могу читать этот акафист?»

- Есть определенная церковная дисциплина. Несомненно, эти оптинские отцы предстоят у престола Божия. Но в силу того что с момента их мученической кончины прошло мало времени, они пока нашей Церковью не причислены к лику святых. Если они не причислены к лику святых, читать акафист, мягко говоря, дерзновенно, а с другой стороны, является нарушением определенной церковной дисциплины. Нам надо молиться об упокоении их душ, а они там, услышав эти молитвы, будут молиться о нас.

Мне вспоминается пример, который рассказывал мой папа: когда Михаил Илларионович Кутузов был назначен главнокомандующим Русской армии, то он искал духовного подкрепления. Он очень уважал Тихона Задонского, но святитель Тихон в тот момент не был прославлен в лике святых. Михаил Илларионович написал письмо своему знакомому священнику, который жил где-то около Задонска, с просьбой послужить панихиду на могиле у святителя Тихона. Явно, что это была молитва Михаила Илларионовича, обращенная к святителю, о помощи ему, но в тех рамках, которые предусматривает Церковь при обращении к непрославленному праведнику.

- Как Вы считаете, те репрессии, которые были в Советское время против русского народа, против русской культуры – это планомерное уничтожение всего русского или что-то другое?

- Конечно, это было направлено против основ русской культуры. Но, в первую очередь, нам, церковным людям, надо говорить о том, что это была борьба с Церковью Христовой, была открытая борьба с Богом. Руководители государства того времени открыто к этому призывали. Они так и говорили, что надо поднять подол у Церкви, расстрелять как можно больше священнослужителей и добиться того, чтобы Церкви на территории Советского Союза больше не было. Поскольку в основе русской культуры лежит православие, то это была борьба и против русской культуры, и против России. Есть документы, что к этой борьбе приложили усилия политические силы, которые воевали тогда против России, с тем чтобы разрушить государственное устройство своего противника. В определенной мере это им удалось.

- Погибли-то не воры, не разбойники, а простые граждане, бабушки, священники, интеллигенция.

- Погибли представители абсолютно всех слоев населения, в том числе и те люди, которые подняли эту бучу. Несомненно, в разжигании революционной бури определенную роль сыграла и русская интеллигенция. Николай Александрович Бердяев сказал, что русская интеллигенция в революции совершила акт самоубийства. Можно и о других сословиях сказать, что, допустив ошибки, представители этих сословий привели к тому, что эти сословия практически исчезли. Это можно сказать и о дворянстве, многие представители которого оказались неверными присяге: выступили против существующего строя, которому они присягали на верность. К великому сожалению, и крестьянство оказалось повинно в том, что произошло в России, потому что исход гражданской войны фактически был решен крестьянами. Они повелись на предложение, полученное от большевиков, что бесплатно получат землю. Белые не обещали этого, а красные пообещали. Они получили землю, но в результате примерно через 10 лет, в конце 1920-х - начале 1930-х годов, коллективизация привела к тому, что фактически русское крестьянство было уничтожено.

- Все остались у разбитого корыта.

- Да. Это самая страшная трагедия, потому что выселяли людей целыми семьями, выбрасывали их в тундру, пустыню, тайгу без каких-либо средств к существованию. Они оказывались даже в положении худшем, чем те люди, которые были отправлены в лагеря, которым хотя бы баланду горячую несколько раз в день давали.

- Какова судьба тех, кто работал в этой «машине смерти»? Знаете ли Вы истории судеб тех людей, кто расстреливал ни в чем не повинных людей?

- В Бутове лежит Лацис – человек, который вместе с Дзержинским организовывал ЧК. Этот человек залил кровью Киев, когда был руководителем Украинского Киевского ЧК. Вместе с ним расстреляно 120 латышских стрелков, которые в 1918 году принимали активное участие в этих революционных событиях.

В подавляющем большинстве случаев судьба этих людей совсем не завидна. Многие из них затем подверглись репрессиям, ведь в этих органах тоже регулярно проводились чистки. Чистка была после того, как убрали Ягоду Г.Г. В конце 1938 года, когда был расстрелян Ежов, была очередная чистка. Многие из них были репрессированы, многие спивались, многие сходили с ума.

Я знаю случаи, когда люди, принимавшие участие в работе этих органов, в конце жизни находили мужество покаяться, исповедовались, причащались и умирали соединенными с Церковью.

- И много таких было?

- Я знаю один конкретный такой случай, допускаю, что были и другие подобные случаи.

- Получается, «машина смерти» сама себя в дальнейшем и раздавила? Те, кто взяли оружие в руки, от оружия и погибли, как сказано в Священном Писании.

- Да.

- Что на сегодняшний день представляет собой Бутовский полигон?

- Бутовский полигон – это территория захоронений. В 1930-х годах территория Бутовского полигона была около двух квадратных километров. Снаружи она была обнесена колючей проволокой, а внутри, в центральной части, где собственно производились расстрелы и захоронения, было еще внутреннее ограждение. До нашего времени огражденной сохранилась именно эта часть. Это территория около семи гектар. В результате исследований, проведённых в конце 1990-х – первой половине 2000-х годов, было выявлено тринадцать погребальных рвов. Это братские могилы. Когда мы говорим о братских могилах, мы обычно представляем могилу воинов - 5 x 5 метров или 10 x 10 метров. В Бутово это рвы шириною около пяти метров, глубиною около четырех метров, а длиною до ста и более метров. Общая протяженность этих рвов составляет почти километр! Когда мы пришли на эту территорию, это были канавы, западины в местности. Благодаря проведенным исследованиям были точно установлены их границы, и сейчас они оформлены в виде погребальных холмов.

В Бутово построено два храма. Один храм деревянный, относительно небольшой, который стоит практически на краю одного из погребальных рвов. Второй храм стоит рядом с территорией захоронения: он каменный, двухэтажный, шатровый, вмещает до тысячи человек молящихся. Сейчас этот храм расписан: основная тематика росписи – подвиг новомучеников. Около этого храма, на территории захоронения, с 1994 года стоит Поклонный крест, перед которым мы совершаем панихиды, молимся. Рядом с каменным храмом в 2007 году установлен большой Поклонный крест, который был привезен с Соловков водным крестным ходом. Этот крест прошел от Соловков вначале по Белому морю, потом по системе Беломорско-Балтийского канала, «Волго-Балта», по Волге, каналу имени Москвы - по тем водным системам, которые были построены руками, трудом, нередко и ценой жизни заключенных. Этот крест стоит на специально воздвигнутой голгофе около каменного храма. Из известных мне деревянных крестов это самый большой, который сделан из одного ствола одного дерева, высота его составляет 12,5 метров. Так же как и Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, он трехчастный. Крест, на котором был распят Спаситель, был сделан из кедра, сосны и кипариса. Также и Соловецкий крест: вертикаль сделана из сибирского кедра, большая перекладина - из карельской сосны, нижняя перекладина - из черноморского кипариса, в память о Кресте Спасителя. В основании этого креста лежат камни, которые были некогда положены в фундамент Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре в Москве. Собор был разрушен, и, когда на этом месте производилась подготовка к строительству нового собора, часть камней была привезена в Бутово, и мы их положили в основание этого креста. Таким образом, это памятник не только погибшим людям, но и разрушенному храму.

Мы надеемся, что через год нам удастся открыть музей в память пострадавших. У нас сейчас имеется небольшая экспозиция в каменном храме, где выставлены вещи пострадавших, полученные нами от родственников, и часть вещей поднятых нами из погребального рва, когда в 1997 году производили раскоп.

- Вопрос телезрителя из Вологодской области: «Христос Воскресе! У меня вопрос о современных новомучениках России: сейчас в данный момент происходит убыль русского населения, русского народа любыми возможными способами – реформами и так далее. Такое происходит повсеместно. Что Вы можете сказать по этому поводу?»

- Понятия «новомученик», «мученик», «святой» относятся в первую очередь к тем подвижникам веры, которые пострадали за Христа. Поэтому, когда мы говорим о том, что при каких-то обстоятельствах, может быть, экологических катастрофах, социальных катастрофах, социальной неустроенности люди умирают, иногда даже погибают, говорить о том, что это новомученики или мученики, наверное, не следует.

Да, несомненно, всегда есть люди, которые страдают за веру, и сейчас вопрос этот очень актуален на Украине, где идет очевидная борьба с Православной Церковью и Русской Православной Церковью в частности. Наша святая обязанность молиться об этих людях, а также начинать собирать материалы, сведения об этих пострадавших, чтобы через какое-то время все осознать. Должно пройти время для того, чтобы мы спокойно все осознали, вопрос святости не может решаться в политической горячке и в силу каких-то обстоятельств; он должен решаться очень взвешенно. Нужно, чтобы у нас были материалы, сведения о пострадавших людях, чтобы Церковь сохранила о них память и затем дала свой ответ на их подвиг.

- Могут ли паломники приехать на Бутовский полигон? Есть ли там организованные экскурсии или что-то подобное?

- К нам регулярно приезжают паломники из Москвы и из других городов. Недавно были группы из Орла, Воронежа. Бутовский полигон находится недалеко от Москвы, по Варшавскому шоссе примерно в пяти километрах от МКАДа. У нас имеется специальная небольшая паломническая служба, есть люди, которые принимают паломников, проводят их по храмам, по территории захоронения, рассказывают об истории полигона, о тех людях, которые здесь пострадали, то есть целостно вводят в историю Бутовского полигона. Координаты для связи с нами можно найти на нашем сайте. Можно набрать в поисковике Храм Новомучеников и исповедников Российских в Бутове и попасть на официальный сайт, где имеются телефоны паломнической службы. Пожалуйста, звоните. Мы принимаем людей самых разных. Чаще всего к нам приезжают воскресные школы из разных приходов, епархий, но приезжают и светские группы, школы. В зависимости от состава группы мы стараемся построить рассказ так, чтобы говорить на том языке, на котором можем быть услышаны. Если группа приехала из храма какого-то конкретного места, мы стараемся подготовиться, узнать, находятся ли на Бутовском полигоне люди из этого места, чтобы рассказать потом о них приехавшим.

- С каким чувством люди приезжают и слушают эти рассказы?

- В большинстве случаев идет переживание, но бывает по-разному. Эта тема касается очень многих. У меня был такой случай: приехали к нам школьники, учащиеся лицея. Это было в конце 1990-х годов, когда на полигоне не было еще и каменного храма и территория еще не была исследована. Фактически было поле с захоронениями и деревянный храм. Была осень, дул морозный ветер. Я водил школьников, которых было человек пятнадцать, по полигону, они внимательно меня слушали. При этом я понимал, что слушают они внимательно из-за того, что хорошо воспитаны: если им рассказывают, они должны слушать. Мы пришли в деревянный храм, где особо и показывать нечего было, а мы пришли туда, потому что это было единственное теплое место. Незадолго до этого мы издали Бутовский мартиролог – список из 20 тысяч пострадавших на полигоне. Я дал ребятам эту книгу, и двое из них нашли своих родственников. Был полный шок и у меня, и у детей.

Таких случаев, когда люди приезжают на полигон и находят своих близких или знакомых, очень много.

- Вопрос телезрительницы из Москвы: «Христос Воскресе! Будут ли рассматриваться в качестве мучеников или новомучеников кандидатуры воинов, солдат, офицеров, которые погибли в годы Чеченской войны в 1990-х годах XX века?»

- Наверное, в ряду новомучеников они не могут быть рассмотрены, потому что новомучениками мы называем тех святых, которые пострадали в годы Советской власти. Чеченская война – это другой исторический период жизни нашего государства и жизни нашего народа. Война – это не совсем мученичество. Мы знаем примеры, когда Церковь прославляет воинов за то, что они положили жизнь за други своя, за Отечество и за веру. Такой пример из древних воинов – это Пересвет и Ослябя, но они прославляются не в чине мучеников, а в чине воинов, праведников.

Опять же, наверное, нам нужно время осознать происходившее тогда в горячих точках, на этой войне, для того чтобы дать объективную оценку подвигу наших русских солдат, многие из которых, несомненно, отдавали свою жизнь не только за целостность нашей страны, но и за веру православную.

- Как Вы считаете, кровь, пролитая новомучениками и исповедниками Российскими, была пролита зря или Господь помилует Россию за эту жертву?

- Господь уже помиловал Россию именно за эту жертву, потому что исполнилось пророчество многих новомучеников, которые перед лицом своих мучителей свидетельствовали о том, что Советская власть временна и придет время, когда у нас в стране будут строиться храмы и будет проповедоваться Слово Божие. Слава Богу, мы в этот период живем. Все это происходит трудами человеческими, большая заслуга в этом многих людей, которые потрудились: кто-то пожертвовал средства, кто-то приложил усилия к строительству храмов. Мы должны понимать, что большая часть населения нашей страны - люди невоцерковленные, тем не менее построено такое количество храмов, открыто такое количество монастырей, которое в истории России никогда не строилось и не открывалось за такой короткий период времени. Это просто чудо, по-другому никак назвать нельзя. Это чудо Божие, которое, и я в этом глубоко убежден, произошло именно благодаря подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской.

- Расскажите, как в субботу будет происходить богослужение, в каком порядке. Как людям добраться до полигона?

- Патриаршее богослужение на Бутовском полигоне проходит под открытым небом, около деревянного храма, непосредственно на территории захоронений. Начало богослужения в 9-00 часов утра. Добраться до Бутовского полигона на своем транспорте можно по Варшавскому шоссе. Обратите внимание, что при выезде из Москвы при пересечении МКАД надо держаться указателя на Подольск. Посты ГИБДД на Варшавском шоссе укажут развороты, как подъехать.

На общественном транспорте нужно доехать до станции метро «Бульвар Дмитрия Донского». Там будет организовано движение автобуса № 18, который экспрессом будет идти на Бутовский полигон. Обычно этот автобус ходит редко, но в этот день, 16 мая, он будет ходить от метро по мере наполняемости. Таким же образом после богослужения можно будет добраться обратно до станции метро.

Я призываю желающих приехать не к 9-00 утра, а немного пораньше, к 8-30, чтобы зайти на территорию захоронения, потому что народа, надеюсь, будет немалое количество. Одевайтесь и экипируйтесь соответственно с погодой.

Христос Воскресе! Храни вас Господь Бог!

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать