Детский православный лагерь

11 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Илия Кожевников, настоятель Свято-Троицкого храма города Полевского. Передача из Екатеринбурга.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». 

Сегодня у нас в гостях  настоятель Свято-Троицкого храма города Полевского протоиерей Илия Кожевников.

Здравствуйте, батюшка. Благословите нас.

 

- Бог всех нас благословит, оградит от всякого зла и поможет утверждаться во всем добром.

 

- Спаси Господи. Тема сегодняшней передачи "Детский православный лагерь".  Вы на протяжении многих лет непосредственно занимаетесь организацией православного лагеря. Расскажите, пожалуйста, чем лагерь православный отличается от обыкновенного, светского?

 

- Мне представляется, что в человеке надо развивать все его стороны. Поскольку Бог создал нас трехчастными: дух, душа и тело, в воспитании и развитии нуждаются все три ипостаси нашего я. Тело нуждается в физическом воспитании: закалке, тренировке. Необходимо развитие душевных качеств человека и необходимо развитие его духовных свойств.

Наверное, на приходе надо иметь и такое служение, как попечение о наших подростках, детях, чтобы они восприняли сам образ христианской жизни, христианскую культуру. На самом деле, это большая работа на приходе, которая, наверное, в первую очередь связана с Воскресной школой. Хотя на нашем приходе мы не ограничиваемся Воскресной школой и принимаем детей со стороны.

Детский лагерь - это всегда особая жизнь, которая бьет ключом. Наши дети, которые чаще всего живут  в малочисленных семьях, а то и неполноценных семьях, фактически не имеют опыта: что такое не быть эгоистом. Известно, что один ребенок в семье - это эгоист, двое - конкуренция, трое и больше - это уже многополярный мир, когда ты понимаешь, что надо уметь не только делиться, но и заботиться.

В частности, православный лагерь, как довольно скученное проживание детей отрядами или семейками, ставит перед педагогами вопрос: как обратить внимание этих эгоистов и эгоцентристов на то, что ты не один, вокруг тебя есть люди: и взрослые, и пожилые, и младшие, и научить как-то жить и уживаться в этом мире. Лагерь этому помогает.

В Воскресную школу дети приходят на два часа в неделю, и за это время мы, как правило, ничего не успеваем решить. Лагерное проживание, где ты, как правило, находишься рядом с ребенком двадцать четыре часа в сутки, во-первых, позволяет детям понять, кто мы. Мы - это священники, дьяконы, воспитатели, педагоги Воскресной школы, другие родители, прихожане храма. Не надо никаких масок, дети все прекрасно понимают и видят. Они отзываются на доброту и любят тех, кто с ними искренен. И наоборот, сами дети вылезают из своей "скорлупы", сбрасывают всяческие маски. По посещению храма, Воскресной школы мы знаем ребенка с одной стороны, а здесь он раскрывается совершенно по-другому.

Наша педагогическая задача - увидеть все эти стороны ребенка и помочь ему сформироваться. Мы не пытаемся ставить глобальных целей: мы не можем подменить семью, родителей, но мы являемся подмогой в становлении личности. Рано или поздно всякий человек, который занимается каким-то делом, в частности на приходе, оглядывается и смотрит: кто готов последовать за мной и встать в ряды вместе с нами. Поэтому наша задача - вкладывать свою душу, свою веру и свои молитвы в эти души с надеждой и верой, что все-таки получится что-то хорошее.

 

- Попадают ли в такой лагерь ребята, которые не имеют никакого отношения к церковной ограде?

 

- Попадают. Когда в 2003 году я организовывал первый православный лагерь, в то время мне представлялось, что, как минимум 70% мальчишек - это безотцовщина. Не знаю, какова статистика сейчас, но в те годы это было так. У них просто нет опыта соприкосновения с мужчиной. Мамы приводят их в храм, видя, что, как мать она не справляется, и ее сыну или дочери будет полезно получить мужское влияние. Тогда практически наощупь мы пытались найти какие-то решения. Надо сказать прямо, что шли дети просто с психическими отклонениями, иногда это нужно просто понести отряду, в который попал этот ребенок, понести целой смене.

С одной стороны, ребенок, попав в православную среду, рассчитывает, что здесь будут терпеть его немощи и слабости. Они капризничают, вредничают, проявляют себя совершенно неадекватно на какую-то, казалось бы, обыкновенную ситуацию.

Что касается невоцерковленных детей, попадающих в лагерь, опыт всех этих лет показывает, что не надо ни в коем случае ребенка к чему-либо принуждать. Единственное, что он обязан соблюдать дисциплину, что должно быть понятно любому, будь то верующему или светскому человеку. Есть определенная система прещений, вплоть до того, что ребенок может быть отправлен домой. И надо сказать, что иногда приходится к такой мере прибегать, и это, в первую очередь, на пользу самому ребенку. Ребенок оказался в непривычной среде, и он начинает провоцировать и детей, и взрослых на скандалы. Бывает, что он привык, что дома его за такое поведение наказывают, а мы не можем себе этого позволить и пытаемся многократно, прикладывая усилия, разговаривать с ребенком.

Домашние дети попадают в непривычную для них среду, надо в первые два-три дня, когда идет адаптация, обратить внимание на этого ребенка, попытаться говорить на его языке, нащупать то, что будет интересно ему. Иногда это означает, что его надо выключить из общеотрядных дел и в сопровождении взрослого человека отправить на рыбалку. Когда он приносит полведра окуней: "это я поймал!", для него это личностный рост: он еще и кормилец, и добытчик. Поэтому он вдруг меняется, и ему начинает нравиться. Попробовать нащупать такие струны души ребенка, мне кажется очень важным. Человека, который, может быть, так осторожно относится, и сделать его другом, братом во Христе тоже очень важно.

Хотя наш лагерь называется православным, но в него ездят и некрещеные дети. Не каждый год, но бывает, что мы проводим крещение. Сами ребята становятся крестными, при крещении присутствуют дети, многие из них были крещены в детстве и они не помнят, как их крестили. Пол-лагеря завороженно смотрит, как происходит крещение такого же ребенка, сверстника. Бывает, что это происходит лишь на третий год после того, как он начал ездить к нам. Он вызрел, захотел сам креститься, потому что дома не было такой обстановки, которая его бы к этому сподвигала.

У нас есть такой мальчик, который два года ездил к нам, будучи некрещеным. Мы к этому относились спокойно и терпеливо.  Он открыл для себя что-то новое, чего он не видел в привычной для себя школьной или домашней среде, и вдруг понял, что это его.

 

- Как быть с тем, что родители думают, что родители, отправляя своего ребенка в такой лагерь, надеются, что за две-три недели в лагере он каким-то чудесным образом исправится от всех своих проблем. В том числе избавит от них родителей.

 

- Думаю, что родители преследует несколько иную цель, а именно: хотя бы на две-три недели развязать себе руки, отдав своих детей под надзор других взрослых. В подростковом возрасте, когда наши дети проходят очень непростой период жизни. Часто пытаясь привлечь внимание родителей, чтобы почувствовать, что они нужны, любимы, что родители не разочаровались в том, что у них есть этот ребенок, они ведут себя крайне вызывающе. На самом деле, ребенку, как и всякому другому человеку, катастрофически не хватает любви. Наверное, самый лучший способ, тот, о котором я прочитал у святого праведного Иоанна Кронштадтского, юность которого пришлась на очень непростые годы, годы времен разночинцев. Рассуждая о том, как его и с товарищами-семинаристами не унесло революционное море, он приводит такой пример: если взять свежий огурец, опустить его в соленый раствор, он впитает в себя эту соль и станет малосольным огурцом. Так и они, говорит Иоанн Кронштадтский, были погружены в православную среду: где была вера, молитва и любовь со стороны воспитатели, которая и помогла им не потеряться. Ребенок в этом очень нуждается.

Подростковый возраст, юношеский возраст - это время, когда ребенок очень нуждается в общении. Это их самая главная деятельность. Уже накопились какие-то навыки, знания, они заявляют о каком-то своем "я". Пусть это мнение бывает ошибочным, но главное, что ребенок о нем заявляет. Ему важно соотнести его с мнением своих сверстников, ребят постарше или взрослым, который обладает в его глазах каким-то авторитетом, это погружение, где доброта, внимание, любовь, забота. Главное, что мы указываем, где источник этой любви. Любовь - это не эмоции, любовь - это наш Бог. Если этот опыт уже есть или он появляется через молитву, через, может быть, первую исповедь, святое Причастие, ребенок открывает для себя новый, неопознанный мир. Мы можем пройти с ним этим путем, но мы не ставим перед собой таких целей, чтобы за две недели воспитать его так, что он пойдет по этой стезе. Более того, из нашего опыта могу сказать (не утверждая, как некую закономерность), что лишь 20-30% пришедших со стороны является оптимальным соотношением по отношению к детям воцерковленным или воцерковляющимися, ученикам Воскресной школы.

Многое определяет педагогический состав, с которым мы выезжаем в лагерь. Есть некое ядро, а есть те, кто может или не может поехать в конкретную смену. Это тоже многое определяет, ведь мы взрослые тоже меняемся, растем. Каждый год - для нас личный навык. Мы открываем детей для себя и открываем себя для них, открываем себя в себе.

Оказывается, что в нашем городском укладе мы живем, как бы по накатанной, здесь же мы все оказываемся в непривычной для себя среде. Среде, в которой мы должны жить вместе и жить мирно. Еще очень важно заботиться о себе, мы должны сами приготовить, сами убрать за собой, должны в порядке содержать участок, помещение. Для детей это часто первый опыт, первые шаги самостоятельности. Когда мы общаемся с родителями, то говорим, что у детей Воскресной школы сильная связь с родительским домом, для детей со стороны это, может быть, более слабо и размыто.

 

- Сколько ребят в одну смену приезжает в ваш лагерь? Какого возраста ребята?

 

- В среднем от 60 до 80 детей. Возраст от 10 лет и старше. Если едут родители, воспитатели или хозяйственные работники, они берут своих детей, дошколят, которых мы определяем в особую группу.

 

- Подготовка к лагерю начинается задолго?

 

- Очень задолго, как минимум в марте месяце. В первую очередь, надо определить тему лагеря. У нас много тем, которых Воскресная школа коснуться не успевает.

Например, в прошлом году тема нашего лагеря была связана с юбилеем, который отмечала вся Православная Церковь "1025-летие Крещения Руси". Отряды были княжества, где были свои князья, княгини, воеводы и так далее. В течение всей смены проходила историческая связь: дети строили храмы в своих княжествах, рисовали свою карту, как идет распространение веры.

Темой позапрошлого года было освобождение "400-летие освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков", это тема Смутного времени, смены династий: окончание династии Рюриковичей, воцарения династии Романовых.

В этом году у нас тоже интересная тема - "Острова дружбы". Не буду раскрывать всех карт, скажу лишь, что каждый отряд - это некий остров. Дети будут сами называть свои острова, мы только будем подсказывать. В названиях те незыблемые ценности, которые особенно востребованы в детстве: дружба, любовь, верность, то, что дети проживают, и чему мы должны соответствовать. Не только называть словами, но пытаться реализовать и через это укрепить отношения самих детей. Это их подростковая или молодежная среда. Мы такие же Христовы ученики, и вместе с ними проживаем определенные этапы жизни, как родители проживают их вместе со своим ребенком.

 

- Ребенок отрывается от цивилизации: нет телевизора, компьютера, интернета, чтобы посидеть в социальной сети, нельзя посмотреть фильм, провести время, как обычно дома. У ребенка освобождается громадное количество времени.

 

- Поэтому составление планов начинается заранее, так что мы буквально почасово прописываем, чем ребенок будет занят в лагере. Это очень четкий распорядок дня, который даже на физиологическом уровне нормализует процессы в организме.

Общение в интернете и соцсетях - это псевдообщение. Общение происходит от слова общее, то есть что общего у тебя и меня. Общение - это глаза, когда можно увидеть их глубину. Мы даже не всегда помним цвет глаз, важно не это, но то, что через глаза на нас смотрит душа человека. Мы смотрим в глаза, видим, что они, словно подернулись какой-то пеленой, значит, не получается общение: ребенок замкнулся сам в себе. Или наоборот: глаза светятся, они видят тебя, и ты видишь, что там тоже живая жизнь бьет ключом. Это общение, конечно, помогает детям познать радость настоящей дружбы, научиться преодолевать свой эгоизм.

Когда мы беседовали с мальчиками, то пришли к выводу, что мужество - это умение преодолевать себя, преодолевать собственные отрицательные качества: лень, раздражительность, эгоизм. Наш сегодняшний мир не дает возможности преодолеть себя, но наоборот культивирует эти страсти.

Ребенок узнает себя: кто я такой. Пока я сидел на диване и двигал мышкой, мне казалось, что я такой крутой. Когда же надо идти в поход, преодолеть что-то, кому-то надо помочь, позаботиться не только о себе, но и других, ребенок начинает понимать, что его интерес сосредоточен не только на нем самом, но другом человеке. Он радуется с этим человеком, сопереживает ему. Не потому, что мне от него что-то надо, но радуюсь потому, что он рад. Оказывается, мы можем раскрываться друг другу и узнавать другого человека.

 

- Вопрос телезрительницы: Моему сыну 12 лет и я мечтала, чтобы он попал в православный лагерь. Можно ли попасть к вам в этом году на одну из смен?

 

- Должен сказать, что мы еженедельно проводим педсоветы с нашими педагогами Воскресной школы и решили прием в этом году уже прекратить. Хотя с мальчиками и несколько проще.

Двенадцатилетний отрок - это очень интересно: это время становления, раскрытия своих сил, для него очень важно развить умение преодоления трудности. Поэтому попробуйте подойти в Храм Святой Троицы в городе Полевской, но не позднее ближайшего воскресения.

 

- В современном обществе многие молодые люди ощущают себя одинокими. Почему в больших городах, где проживает такое количество людей разных профессий, специальностей, увлечений, человек все равно чувствует себя одиноким?

Бывает ли так, что ребенок и в лагере чувствует себя одиноким, всеми забытым, или в лагере ему помогают решать эти проблемы?

 

- Мы пришли к такому способу деления на отряды или,  "семейки": это именно разновозрастные, разнополые группы. Мы стараемся поделить ребят не только по числу, но и по силе, поэтому здесь очень важна работа вожатых и воспитателей.

Если вожатые - это молодые люди и девушки, то воспитатели - это уже взрослые педагоги, которые ставят перед собой задачу не только внешней организации, но и найти контакт с душой ребенка. В некоторые годы с нами ездили профессиональные педагоги, которые и вели такую работу. Где-то необходима личная беседа со священником.

Некоторые девочки остро переживают, когда лучшая подруга в лагере вдруг подружилась с другой девочкой. У мальчиков это иначе, у них может быть десять, пятнадцать друзей, и все это мои друзья, за которых он жизнь отдаст. У девочки две-три подруги, если больше, то может назревать даже конфликтная ситуация. Вовремя подметить назревание переживаний ребенка - очень важно.

 

- Вопрос телезрительницы из Ярославской области: Батюшка Илья, передаю Вам привет с Вашей малой родины, из деревни Слободка. Мы Вас любим, очень соскучились по Вас, приезжайте к нам в гости.

 

- Родина моей матери - Ярославская область, Переславский район, деревня Слободка. Там находится достаточно старинный храм святителя Николая Чудотворца, в котором до сих пор совершаются богослужения. Антиминс был подписан еще во времена Алексея Михайловича Романова. Эта деревня когда-то, по всей видимости, принадлежала Чудову монастырю, хотя находится в 150 км от Москвы. К сожалению, редко там бываю, но когда удается выбираться, очень радостно там служить, это, действительно, моя вторая родина.

 

- Храм, настоятелем которого Вы являетесь сейчас, был построен в 1811 году. Последние 25 лет идет его реставрация, проведено много работ, но предстоит еще больше. Сейчас ведется роспись центральной части храма, восстанавливается крыша. Для восстановления необходимо много средств. Какая помощь требуется храму в настоящее время?

 

- Хотел бы сначала уточнить, что в этом году нашему храму исполняется 260 лет, то есть, заложен он был в 1754 году по благословению митрополита Сильвестра Тобольского. Это был деревянный храм, и просуществовал он примерно 55 лет. Затем был освящен ныне существующий каменный храм, который пережил время частичного разрушения. Поэтому конечной целью мы ставим роспись храма, восстановление третьего придела, реконструкция крыши.

Конечно, при храме очень много работ: и покраска, и штукатурные работы, но во многом все упирается в финансовые возможности. Доброхоты есть, но их немного. Политический кризис отражается и на приходской кассе, которая стала наполняться с трудом. Мы очень благодарны тем спонсорам, которые нам помогают, на самом деле, их не так много.

 

- Возвращаясь к теме лагеря. Смена составляет 15 дней, каждый день, как Вы сказали, расписан буквально по часам, а чем именно занимаются в Вашем лагере ребята?

 

- Во-первых, мы пришли к определенной форме, которая, может быть, и повторяется, но содержание ее каждый год разное. Чтобы детям, которые ездят из года в год, было интересно, а есть уже и те, кто сам вырос и привозит своих детей.

Из традиционных для нашего лагеря мероприятий хочу назвать трехдневный поход для старших ребят, для детей 10 лет мы адаптируем этот поход. Традиционная военно-полевая игра "Горлица", наподобие "Зарницы".

Многие домашние дети впервые попадают в полевые условия, и необходима подготовка и к походу, и к военно-полевой игре. Это ежедневные утренние пробежки, зарядки, по погоде - купания.

Утром и вечером у нас построения с исполнением гимна Российской Федерации. Христианин должен быть патриотом, знать историю своей родины и малой, и великой. Наш знаменитый философ Иван Ильин говорил, что для полноты счастья, человеку необходимо иметь славное Отечество. Надо знать, в чем величие нашего Отечества, его победы, успехи.

После утреннего построения идут занятия, они проходят уже по возрастам. Есть творческие номера, есть кружковая работа. Есть занятия по овладению навыками туристическими, военными. Обязательно изучается литургика, потому что мы служим в лагере. В этом году запланировали две Божественные литургии, которые служатся силами детей, то есть дети алтарничают, поют в церковном хоре. Мы привозим большое количество литературы, в том числе богослужебной.

 

- Расскажите, пожалуйста, немного о воспитательной работе, например, в воспитании мальчиков и девочек разные подходы.

 

- Господь создал нас разными. Даже на душевном уровне у мальчиков и девочек разные свойства, и любой воспитатель знает, что уже в 3-4 года это четко противоположный пол. Здесь интересы одни, а там совершенно другие.

Во-первых, безусловно, это раздельное проживание, кроме того, мы практикуем раздельное купание. Отдельно проводятся занятия. Благодаря этому, можно коснуться некоторых специфичных вопросов.

Проживание семейкой помогает ребенку проявить заботу. Если ребенок в семье один, он все равно оказывается в положении, что все заботятся о нем: его накормят, ему постирают, погладят, а здесь он находится в многополярном проживании, где необходимо старших слушаться, о младших заботиться. Даже для того чтобы умыться утром, сначала надо наносить воды в умывальники, проверить мыло, полотенца, помочь умыться младшим.

Мальчишки живут у нас в палатках, поэтому у них дежурство, забота о том, чтобы хватало воды, хватало дров и так далее, все то, что соответствует проявлениям мужских качеств - защитник, добытчик.

Девочки - это эстетика быта, помощь на кухне. Мы ведем кулинарный кружок, у нас есть кулинарный конкурс. В день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских мы служим Литургию или молебен и традиционно проводим День дома и семьи. Мальчики проявляют себя как глава семьи, отец, защитник. Девочки как хозяйки, проявляя заботу, внимание, ласку, и в то же время  стремление к порядку во всем.

 

- Вопрос телезрительницы из Удмуртии: У меня в опекунстве внук с пяти лет, родители - наркоманы. Сейчас ему десять лет, ходит в Воскресную школу, но с трудом. Очень хотелось бы, чтобы он побывал в таком православном лагере.

 

- Я бы очень советовал поискать такой лагерь в Вашей епархии. Везти ребенка к нам за 600 километров. Возраст Вашего внука - сложный и трудный возраст. Надо подключить всех, кто его знает и любит, вкладывая свою любовь, свое терпение и молитвы, чтобы он состоялся как личность и человек. Надо искать там, где поставил нас Господь. Хорошо там, где мы есть. Может быть, на Вашем приходе или где-то рядом ведется подобная работа.

Самое главное, чтобы ребенок в этом возрасте не чувствовал своего одиночества. Если мы, родители, опекуны верующие, это не значит, что ребенок будет таким. В этом есть определенный риск и определенный трагизм. Мы столько сил вкладываем в детей и не видим результатов. Наоборот, подчас видим, как озлобленно отвечают дети. У нас самих не хватает терпения и веры, мы должны, как раз, проявить максимум веры в то, что мир, в котором живем мы, живет наш ребенок, развивается не хаотично, но над этим миром есть Бог. Надо вверить свое дитя в руки Божии, молиться о нем, и верить, что, может быть, не в ближайший год, но Господь управит его путь и даст ему хороших друзей.

Мы часто как бы продавливаем ситуацию: хотим, чтобы ребенок послушался и поступил сейчас так, как мы ему велели. Личные ошибки и неудачи ребенка, когда он наступает на те же грабли, что и мы, нам это тяжело видеть, и мы хотим предотвратить эти ошибки. Наши дети похожи на нас, но они не мы, у них свой путь.

Хочется, чтобы Вы нашли православный лагерь, но надо помнить, что это не панацея. Никто не слагает с нас, родителей, опекунов, бабушек, дедушек, нашей личной ответственности за наших детей. Они нуждаются не в том, чтобы им читали мораль, но в любви и понимании. Для этого надо нащупать тот язык, на котором ребенок будет с Вами говорить. Нужно проявлять максимум терпения, пытаясь вникнуть, что сейчас интересно ребенку. Если ему интересно кататься с друзьями на велосипеде, то здесь бывает возможность выйти из привычной домашней обстановки, надо искать то, что может объединить Вас с ним.

 

- Проживание в лагере не столь комфортно, как в городе, где нет никаких трудностей и рядом родители. Наверное, родители опасаются, что ребенок может не выдержать, у него начнутся проблемы?

 

- Приходит понимание, что если ребенок совсем дискомфортно, то лучше вернуть его в домашние условия, нежели мы будем пытаться добиваться и гнуть его. Дети приезжают со своими проблемами, и пытаться решить ее разом, наверное, не получится.

Надо сказать, что сейчас эпоха тотального потребительства, мы живем на всем готовом. Еще сорок лет тому назад люди жили в бараках, но жили очень дружно и знали друг друга вдоль и поперек. Ну и что, что была общая кухня, общая ванная - это не было проблемой.

Сейчас люди не знают тех, кто живет рядом, за стенкой. Мы загнали себя в клетки, где главное забраться в свою нору, покомфортнее в ней устроиться и релаксировать.

Но и мы движемся в сторону комфортности. Если умывальники стоят на улице, то дежурные, встав заранее, разбавляют воду, делая ее потеплее. Кроме того, мы разжились своей баней, сделав ее из армейской палатки. Каждый три-четыре дня - это баня всем отрядом. Так же надо и постираться, это дома стиральные машинки, а здесь надо следить за чистотой самому.

Надо наводить порядок в помещениях. У нас дежурство в трапезной по силам: нарезать хлеб, почистить картошку. Это тот опыт, которого дети зачастую не имеют, в семьях, где один-два ребенка.

Даже то, что находясь 16 часов в сутки на воздухе, ребенок дышит чистым воздухом, купается, он закаливается физически.

 

- Скажите, пожалуйста, на прощание несколько слов родителям, которые, может быть, еще только решаются отдать детей в лагеря.

 

- Знаю, что все приходы разные, и у всех разные возможности. Прекрасно понимаю, что создать лагеря на каждом приходе - просто невозможно.

Хочется пожелать не бояться отпустить от себя детей в этом трудном возрасте. Надо узнавать, какие педагоги, какие традиции, какой план работы, какие мероприятия. Постепенно давать своему ребенку свободу. Свободу не как вседозволенность, а как ответственность, именно как возмужание, взросление в самостоятельности.

Церковь, вообще, это большой курс терапии по восстановлению нашего душевного, духовного и телесного  здоровья. Хочется пожелать всем нам, чтобы мы шли этим курсом, и с Божией помощью достигали спасения.

 

- Большое спасибо, батюшка, что побывали у нас в гостях. Надеюсь, что не в последний раз.

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать