Беседы с батюшкой. Святитель Филарет, митрополит Московский

1 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (московское подворье Оптиной пустыни). Передача из Москвы. 

– Завтра совершается память святителя Филарета Московского, и наша сегодняшняя передача будет посвящена этому святому.

– Каково значение святителя Филарета в русской истории?

– Когда я пришел сегодня вечером в студию, я был потрясен той заставкой на экране, которую вы приготовили. Это видимый памятник святителю Филарету: напротив Кремля находится величественный Храм Христа Спасителя, постройка которого была задумана именно святителем. Он подвиг императора Николая I на то, чтобы увековечить память воинов, павших в войне 1812 года. Через 25 лет после войны, в 1837 году, произошла закладка этого храма, который строился 44 года при трех императорах. Святитель Филарет не дожил 16 лет до освящения храма, но он подал эту идею, был духовным вдохновителем его постройки. А сейчас этот храм является символом и Москвы, и православной России, и видимым знаком любви святителя Филарета к Богу, Отечеству, павшим воинам, своим предкам. Во внутреннем убранстве этого храма уникальна идея, когда над престолом стоит маленькая часовня, символизирующая собой Кувуклию Гроба Господня. «Кувуклия» переводится как «царская опочивальня». Убранство храма, его программа, праздники и святые – все это было придумано при жизни святителя Филарета им самим, потому что он возглавлял художественную комиссию этого храма, был идейным вдохновителем. Это то, что касается видимого для всех памятника и знака великого дела, которое оставил после себя святитель Филарет (Дроздов). И теперь все могут видеть этот видимый знак его деятельного участия в жизни Русской Православной Церкви. Но не только этот. Спасо-Бородинский монастырь – это тоже детище святителя Филарета; Вифанская семинария и Гефсиманский скит в Троице-Сергиевой лавре, многие храмы Москвы были заложены и освящены при святителе Филарете. Даже антиминс для нашего храма Петра и Павла в Ясеневе (это подворье Оптиной пустыни) был подписан святителем Филаретом, митрополитом Московским. Он был на Московской кафедре целых 46 лет, в архиерейском сане – более 50 лет.

Самый главный след в истории Церкви святитель оставил своим почти 50-летним трудом по переводу Священного Писания с церковнославянского на русский язык. Еще Тихон Задонский в 20-х годах XIX века сказал: «Мне кажется, что еще десятилетие, и русский народ перестанет понимать Библию», потому что русский язык разнится с церковнославянским, и елизаветинскую Библию, которая вышла в 1798 году, надо было читать с учебником филологии и с аннотациями и переводами, а так просто, с ходу сложно было разобраться. И тогда святитель Филарет озаботился тем, чтобы начать перевод Священного Писания с церковнославянского на доступный русский язык, но в богослужебной жизни церковнославянский язык так и остался. Еще в 1819 году он перевел Евангелие от Иоанна, самое яркое, возвышенное и мистическое. И когда мы дома читаем Евангелие, нам следует помнить об этом.

– Насколько я знаю, он переводил и Книгу Бытия Ветхого Завета.

– Он написал на нее толкование, а не перевод – «Введение в толкование. Записки на Книгу Бытия», когда преподавал в Санкт-Петербургской академии, в которой был ректором. А ректором он стал в 29 лет. Кстати, наш Патриарх тоже стал ректором Санкт-Петербургской академии почти в 29 лет, а епископом в 30 лет.

В Синоде инициатива перевода Библии вызвала неприятие у ведущих богословов, и даже у святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского. По духовной значимости и авторитету в Церкви митрополит Филарет (Дроздов) и митрополит Филарет (Амфитеатров) были на одном уровне. Последний был чуть старше по возрасту, и святитель Филарет (Дроздов) смирился до тех пор, пока перевод Священного Писания не получил одобрения и иерархов, и императора, он провел 50 лет в терпении. Работа по переводу все равно продолжалась: он распределил перевод по четырем ведущим академиям и семинариям того времени (Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской), каждая из которых взяла на себя часть по переводу Священного Писания. А вся основная редакторская работа (а это огромный труд) была на святителе Филарете, митрополите Московском. При его жизни был издан Новый Завет, и только после его смерти на русском языке вышел полный перевод всей Библии на русский язык. Мы сейчас пользуемся его трудами, поэтому когда будем брать в руки Священное Писание, должны с любовью и благодарностью вспоминать святителя Филарета и молиться о нем.

Когда я сам читаю Новый Завет, то читаю Евангелие на церковнославянском языке, потому что оно более емкое, более поэтичное, более всеобъемлющее. Например, фраза на русском языке «когда молишься Господу Богу Твоему, войди в комнату твою и помолись Отцу твоему втайне» – на церковнославянском звучит так: «Когда молишься, войди в клеть твою и сотвори молитву твою втайне…» Слово «клеть» внутреннее, более емкое, чем слово «комната»: под клетью можно подразумевать и сердце, и ум, и конкретную комнату, в армейских условиях это может быть просто бытовка или какое-то уединенное место, а комната – это что-то совершенно конкретное. Сейчас многие люди в дороге проводят уйму времени, и некоторые что-то слушают или читают или просто Иисусову молитву, псалмы произносят по памяти. Эти люди в клети или нет? Да, потому что вошли в свой внутренний мир. Клеть – более всеобъемлющее понятие.

А вот апостольские послания я читаю на русском языке, но Псалтирь – на церковнославянском, хотя кому-то она более доступна на русском. Слава Богу, что именно святитель Филарет, несмотря даже на церковные трудности, осуществил этот великий труд и оставил нам его в наследство, и мы, как благодарные потомки, должны об этом помнить и любить Священное Писание. Кстати, Достоевский говорил: «Горе народу от незнания Священного Писания. Без него загнивает он».

Кроме того, огромное значение святителя Филарета в истории Русской Церкви состоит в том, что он реформировал духовное образование. Когда я о нем читал, мне было удивительно: до святителя Филарета богословие, гомилетику, экзегезу (толкование Священного Писания), догматику преподавали на латыни. С одной стороны, удивляет, как же надо было знать язык и какой был тогда уровень образования, что семинаристы сначала учили латынь, а потом на ней воспринимали преподаваемые дисциплины. Заслуга митрополита Филарета состоит в том, что он перевел эти дисциплины на русский язык, ко многим сам написал учебники и методические указания. О нем иногда говорят, что 20% в его жизни занимало образование, а 80% – это его труд и талант: он сам докапывался до истины, сам много читал, изучал, переводил. Об отношении к учению он говорил так: «Не всем быть святыми, но невеждой не должен быть никто». В этом святитель ссылается на апостола Павла, который говорил: «Будьте готовы всякому, требующему у вас отчета о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, делая так, спасешь себя и слушающих тебя».

Митрополит Филарет составил также и Катехизис – книгу, в которой изложено краткое научение в православной вере. Когда мы поступали в первый класс семинарии, одним из богословских предметов был «Катехизис» – введение в догматическое учение Церкви. Катехизис святителя Филарета имел всего 102 страницы с цитатами из Священного Писания, но это просто квинтэссенция догматического и церковного учения Церкви. В кратких словах изложено огромное количество знаний. Только святителю было под силу осуществить такой труд: он так ярко, кратко, мудро и точно изложил введение в догматику Церкви, что до сих пор этот учебник остался актуальным. Были отдельные попытки написать такую книгу, но она получалась пространнее, а так кратко и емко никто пока не сделал. До сих пор по его учебнику учатся семинаристы, хотя прошло столько лет: этот учебник был написан в 1837 году.

А еще святитель Филарет создал богословскую школу. Кто-то из историков сказал, что при Филарете был пик богословской мысли Русской Церкви, потому что он взрастил целую плеяду богословов: это святитель Филарет (Гумилевский), богословы А.В. Горский, Ф.А. Голубинский. У святителя Филарета (Гумилевского) есть труд «Догматическое богословие», он составил жития святых. Мы многим обязаны святителю Филарету (Дроздову): и развитием богословской мысли в России, и переводом Священного Писания, и памятниками и святынями, и самим строем жизни в Москве, ее духовностью, он был ревностным пастырем Церкви, ярчайшим проповедником, который оставил после себя множество трудов и книг. Даже в своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что было сделано святителем Филаретом, когда читаем Священное Писание на русском языке. Москвичи, глядя на Храм Христа Спасителя, имеют возможность вспоминать о святителе.

В жизни Русской Церкви произошло яркое событие, когда были обретены мощи святителя Филарета, который был похоронен в Троице-Сергиевой лавре с правой стороны Духовского храма. Он очень любил лавру, часто туда ездил, был ректором лаврской академии, преподавал там. Когда были обретены его мощи, то по благословению патриарха Алексия II они были перенесены в Храм Христа Спасителя и в настоящее время там пребывают. Сегодня было торжественное всенощное бдение, завтра в Храме Христа Спасителя будет литургия, которую возглавит Патриарх. Поэтому приглашаем всех, у кого будет такая возможность, помолиться и почтить память этого великого святого, сугубо вознести благодарственные молитвы к нему, приложиться к мощам и поблагодарить Бога и святителя за те великие труды, которые он понес во благо Русской Православной Церкви.

– Интересно было бы нарисовать портрет святителя Филарета: как формировалась его личность, какими качествами обладал святитель…

– У него было огромное трудолюбие и огромная любовь к Священному Писанию, огромное желание научаться, потому что половина его достижений осуществилась благодаря его повседневному личному труду начиная с семинарской скамьи. Как описывают его современники, он был всегда с книгой, всегда в учении, не давал себе и минуты покоя, отличался собранностью, горением. Есть его портрет и описание его внешности: ростом он был где-то 1,6 метра, сухонький, маленький и худенький, но все отмечают мощь его духа, веры, слова. Слова Спасителя «сила Моя в немощи совершается» как раз сбылись на нем: такой, казалось бы, маленький, тщедушный, невзрачный человек, но при этом гигант духа, воли и мысли.

Его стояние в правде и истине было засвидетельствовано и историческими событиями. В то время на Поклонной горе построили Триумфальную арку (сейчас она до сих пор благополучно стоит как символ победы над французами), и император послал к святителю Филарету своего флигель-адъютанта с приглашением на освящение этой постройки. А святителю до этого уже показали проект и рассказали, что кроме святых на арке разместили и языческие изображения: и бога войны, и Венеры, и Марса. Его очень смутило, что в православной стране используют языческую символику, можно было бы обойтись и без этого. Это показательный случай того, какое тогда было непростое время всеобщего отступления: от вольнодумства и материализма до атеизма, безбожия. И все это проникало в умы тогдашней интеллигенции, которая отходила от святоотеческих мыслей и устоев, от Евангелия и искала истину где-то на стороне, вне Бога, потому что тяжело было жить по Божьим заповедям, хотелось найти такое учение, чтобы прожить без особого душевного напряжения. Как в одной шутке говорится: «Что бы такого съесть, чтобы похудеть?», так и интеллигенция тогдашнего времени и сегодняшнего думает: «Как бы так прожить не напрягаясь, чтобы было комфортно, но без всякого душевного труда над собой?» Достоевский в свое время вывел формулу атеиста: «Если Бога нет – все мне позволено». А чтобы было все позволено, надо Бога убрать в сторону. Вот таким путем шла современная святителю Филарету интеллигенция, что и выразилось в изображениях языческих богов на Триумфальной арке. И когда к святителю Филарету приехал флигель-адъютант от императора Николая, святитель сказал в ответ на приглашение: «Слышу». «Так что же мне передать императору?» – спросил адъютант. «То, что слышите, то и передайте». Когда император спросил у своего посланника о том, что сказал святитель, то адъютант передал ему весь разговор и сказал, что так ничего и не понял, на что император ответил: «А я понял, что нам надо закладывать лошадей и уезжать отсюда», то есть он понял, что святитель не будет участвовать в этом освящении. Это событие сильно рассорило Николая I со святителем, который даже жалел потом об этой резкости, полагая, что все-таки следовало объяснить, почему он не хочет присутствовать на освящении, но он не жалел о своем отказе, поскольку имел твердую позицию, что христианство и язычество не должны смешиваться между собой.

Есть крылатое выражение святителя Филарета о том, как совместить войну, защиту Отечества и ближних со словами Евангелия: «Когда тебя ударили по правой щеке, подставь левую» (потом из этой вырванной из евангельского контекста цитаты Толстой вообще создал собственную теорию пацифизма о непротивлении злу насилием) и со словами: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Святитель Филарет примирил эти непонятные вещи, когда сказал: «Прощай врагов личных, борись с врагами Отечества, гнушайся врагами Христовыми». Одно дело, когда речь идет о личной обиде, а постоять за народ, за семью и ближних – это обязанность христианина, которая входит в контекст Священного Писания и слов Самого Христа.

Святитель Филарет имел бесконечное человеколюбие, и многие приписывали ему тонкий юмор. Это тоже необычно: именно об этом святом есть много свидетельств, что у него были и человеколюбие, и юмор. Мне вспомнилась одна история, в которой представлены оба эти качества святителя. Однажды к нему в митрополичьи покои (которые сейчас располагаются на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры) был допущен дьякон: как он туда прошел – непонятно. Рано утром святитель выходит в старом подряснике и видит человека, который тоже в подряснике. Спрашивает его:

– Ты кто такой?
– Я дьякон, хотел видеть святителя, потому что у меня горе.
– А зачем он тебе?
– Давай расскажу, – отвечает дьякон, который не узнал святителя в обыкновенном подряснике. – На приходе по распоряжению благочинного хотят меня перевести в другое место, в 15 км от теперешнего, а на мое место поставить другого дьякона. А куда я с малыми детьми поеду? У меня хозяйство, пять человек детей. Куда я с места сдвинусь? Вот такое горе. Решил податься в Москву, искать святителя, чтобы, может, у него защиту найти в своем горе.
– И что?
– Пока до этих покоев добрался, весь поиздержался.
– Ну-ка расскажи, как поиздержался.
– На входе писарю пришлось 25 рублей дать, потом делопроизводителю 25 рублей, а потом местному дьякону целых 75 рублей, пока дошел до этого места, а потом мне говорят, что меня еще и экзаменовать будут.
– Так я и есть этот экзаменатор, – говорит святитель.
– Батенька, смилуйся, я уже старый – куда уж мне экзамены сдавать? Вот, остались последние 25 рублей: 15 на дорогу оставил, только 10 могу дать.
– Ладно, давай хоть десять, – отвечает святитель и забирает у него деньги. – Я с этим разберусь и постараюсь тебе помочь. Приходи ко мне завтра, в 8 часов утра.
Приходит дьякон утром, а святитель Филарет собрал делопроизводителя, писаря, местного дьякона и секретаря и должен был ехать служить в Страстной монастырь. Вышел в рясе, белом клобуке, с панагией – приезжий дьякон бросается ему в ноги, весь в душевном трепете, что в этом дедушке в потрепанном подряснике не признал митрополита. А святитель Филарет, обращаясь к своим помощникам, говорит: «Братия, грех я такой имею и хотел перед всеми вами покаяться: у этого дьякона я вчера взял 10 рублей. А что говорит Священное Писание? Если кого чем обидел – верни в четыре раза больше. Вот тебе, дьякон, 40 рублей моего долга – возвращаю. И вам, господа, тоже благословляю и приказываю сделать так же». И они обсыпали ассигнациями этого бедного дьякона. А местному дьякону пришлось выкладывать целых 300 рублей за ту взятку в 75 рублей, которую он получил. Вот такая была шутка со стороны святителя, в то же время и дело приезжего дьякона поправилось, которому митрополит сказал: «Иди, не беспокойся, дам о тебе особое распоряжение, а если еще какая беда будет – обращайся ко мне напрямую». Вот такая была мудрость у святителя.

Есть и его прекрасные проповеди, и глубочайшие резолюции на рапорты, прошения, на сложнейшие, запутанные вопросы, ответами на которые пользуются сейчас даже современные архиереи. Мне вспоминается один такой курьезный случай и мудрый ответ святителя Филарета. Когда он приезжал в Троице-Сергиеву лавру (а случалось это не так часто, потому что железной дороги тогда еще не было, путь был непростой и возраст святителя не позволял чаще ездить), у него был такой обычай – выделять один день в неделю для помощи неимущим людям, которые могли лично с ним встретиться. Но просьба обязательно излагалась письменно, что экономило время, потому что не каждый мог устно кратко изложить суть дела от растерянности. И был такой случай: приходит к какому-то семинаристу одна крестьянка и говорит:

– Сынок, у меня большая беда – дом сгорел, осталась сейчас одна с детьми, муж на войне, помоги мне написать просьбу святителю.
– А что ты мне дашь?
– Денег нет, вот только пять десятков яиц.
– Что-то маловато…
– А поможет святитель?
– Конечно, поможет.

И написал ей прошение. Она дождалась своей очереди, приходит к святителю, он читает прошение и улыбается. Прошение было в стихотворной форме:

Сею-вею, сею-вею,
Пишу письмо архиерею,
Архиерей мой, архиерей,
Выдай денег поскорей.

И святитель Филарет пишет на нем резолюцию: «Подателю сего письма выдать 15 рублей, а писателю сего письма выдать 15 розог». Вот такой был богомудрый пастырь и милующий отец. Кстати, у него был секретарь, его ровесник. Однажды святитель нашел у него кипу документов, которые тот не подавал ему в течение трех месяцев по забывчивости, – сделал ему выговор, а потом это повторилось снова через несколько месяцев, потому что секретарь уже был старенький, но святитель Филарет терпел его до конца. Интересно, что фамилия у владыки была Дроздов, а у секретаря – Снегирев. Когда секретарь был молод, то исправно служил, а когда стал старенький, святитель оказал ему такое человеколюбие, что не стал его увольнять, хотя и взял другого, но этого оставил почетным секретарем.

И Оптина пустынь обязана святителю Филарету покровительством, молитвами и помощью. В то время старец Лев начал принимать народ, став старцем не только для монашествующих. Кстати, ценность Оптиной пустыни в том и состоит, что ее старцы окормляли не только братию, но еще и народ. Тогда это было новшеством, не все могли это принять и понять, и старца Льва в этом обвиняли, что он целый день с народом. И даже было прещение от епископа Калужского Николая: какое-то время старец Лев был в запрете. Тогда святитель Филарет написал письмо епископу Калужскому: «Не вижу причины находить в старце Льве ереси» – и спас его от гонений. Владыка также помогал и благословлял книгоиздательство Оптиной пустыни, имел дружескую и духовную переписку со старцем Макарием, который возглавлял оптинское книгоиздательство, очень уважал эту пустынь и оптинских старцев. Поэтому святитель также является благодетелем и покровителем монастыря Оптина пустынь.

– Известно, что святитель обладал даром красноречия, у него был прекрасный слог, он произносил замечательные проповеди, был даже преподавателем красноречия и риторики. Чем отличается церковная риторика и поэзия от светского красноречия и поэзии?

– Это разные области мысли. Вся церковная риторика говорит о спасении души, церковная поэзия – многопланова: о Боге, человеческой и Божественной любви, о погоде, природе, внутренних переживаниях. Конечно, любая поэзия рифмованная, а слово, которое звучит с амвона, это уже проза с поэтическими обрамлениями. Сейчас в современной проповеди иногда для остроты и яркости цитируются стихи. В свое время так же делал апостол Павел, когда сказал про критян: «Критяне всегда лжецы, утробы ленивые», – он привел здесь высказывание какого-то языческого поэта.

Все красноречие должно, прежде всего, выливаться в ясность мысли, о которой ревновал святитель Филарет. О нем часто говорили: «В малых словах – глубокая и широкая мысль». Такое умение было у святителя Филарета, который ратовал за знание, растворенное любовью. У него есть одна из ярких мыслей на эту тему: «Знание без любви – как зимнее солнце: не греет и не взращивает». В полемике, в беседе и духовной переписке он говорил: «Как нам отвечать на порицание? Только не порицанием, а снисхождением и кротостью, потому что грязь грязью не смоешь. Грязь надо смывать чистой водой». Как нам это не созвучно! Как легко мы готовы взорваться на каждое порицание, выйти из себя, нет у нас внутреннего самообладания, мы всё хотим решать силой, напором, убеждением, – а здесь потрясающая мысль: «грязь грязью не смоешь, ее смывают чистой водой». Кстати, раз уж мы заговорили о поэзии, есть одно замечательное стихотворение великого князя Константина Романова, в котором содержится очень глубокая мысль:

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?

«Благодарим ли с умиленьем?» – это ценная мысль. Когда плохо, мы просим и просим, а когда получаем – не оказываемся ли мы в числе девяти, которые не возвратились, будучи очищены от проказы Христом, и только один вернулся, чтобы поблагодарить Бога? Преподобный Исидор Пелусиот тоже однажды сказал, что благодарность – это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями и благодарность приемлющего подвигает дающего к новым благодеяниям. Иоанн Златоуст жил с внутренним девизом: «Благодари Бога за скорби – и скорби минуют, благодари Бога за радости – и радости приумножатся, благодари Бога за все». В нашем народе даже сложилось такое понятие, как черная неблагодарность. Самое благородное, когда благодарят за малое внимание, за малое слово, за малую поддержку, за малое участие, потому что в наше время участие, поддержка, доброе слово не так уж и мало значат, поэтому если помогли на рубль, надо благодарить на десять рублей. Это свойство должно быть в нашей христианской душе, и оно было у святителя Филарета.

– Вы сказали про изречение, которое бытует в народе, и я вспомнил, что святитель Филарет был близок народу, несмотря на то что был интеллектуально выше. Интересный факт, что знаменитый Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян составлял именно святитель Филарет, который был как бы связующим звеном между императором и народом. Это очень показательный момент…

– …что император доверил это не чиновникам, а богомудрому святителю, о котором знаменитый писатель и философ Аксаков сказал: «Чем больше прибавлялось лет его жизни, тем светильник его светил ярче по мере приближения к темному закату его жизненных дней». Это изречение как памятник святителю Филарету.

Когда я был в Санкт-Петербурге в храме Спаса-на-Крови, на памятной доске видел слова из Манифеста об освобождении крестьян как напоминание об этом благодеянии в отношении народа и о том, кто был идейным наполнителем этого Манифеста, сформулировавшим судьбоносные для русского Отечества слова.

– Как проходили последние дни жизни святителя?

– Есть такой факт из его биографии о связи между живыми и почившими. Святитель родился в 1782 году, прожил долгую жизнь (84 года), 46 лет был митрополитом Московским и Коломенским и почил в 1867 году. За три месяца до смерти святителю в «тонком» сне приснился его родной отец, который был священником в Коломне, и сказал ему: «Береги 19-е число», а каким образом – не было сказано. И святитель очень часто служил последние несколько месяцев, стараясь подготовиться к переходу в вечность богослужением, преданностью воле Божией, соединением с Господом в великом таинстве Тела и Крови Христовых, о которых Сам Господь сказал: «Ядый Мою плоть, пияй Мою кровь смерти не увидит вовек». Жизнеописание говорит, что святитель причащался 19 сентября, 19 октября и, причастившись 19 ноября по старому стилю, предал свою душу Богу. Это явный пример связи с нашими усопшими, которые живы душой. Телом мы будем жить, когда Господь воскресит каждого из нас в то время, которое Он Сам знает и о котором Сам сказал: «Придет тот день и придет тот час, когда мертвые услышат глас Сына Божия и оживут». Эта трепетная память о Боге, трепетная подготовка к переходу в вечность, трезвый взгляд на то, что после смерти будет жизнь, отличали святителя. Кто-то из наших поэтов сказал: «Смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет». Современники святителя Филарета тоже говорили: «Владеем мы все радостною тайной: бессильно зло, мы вечны, с нами Бог!»

В конце нашей передачи мне хотелось бы прочитать одну молитву, которую сочинил богомудрый пастырь святитель Филарет в последние годы своей долгой и многотрудной жизни: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе, нет у меня желаний, кроме желания исполнить волю Твою; научи меня молиться, Сам во мне молись. Аминь».

Вот на такой духовной волне с благодарной памятью вознесем свои мысли к святителю Филарету, прося его святых молитв о России, которая переживает не лучшие времена, о православной Москве и о всем православном русском народе, чтобы мы любили Священное Писание, ценили мысли святых отцов, ценили святое православие, не были невеждами, как говорил святитель Филарет, и исполнялись той милостью и мудростью и тем человеколюбием, которые имел наш великий святитель.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать