Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Эта тема особенно важна во время поста. Для тех людей, которые избавились и избавляются от этого греха, – это радостно. А для тех, кто впервые сталкивается с этой проблемой или оценивает себя в этой проблеме, – это очень тяжело.
Отец Максим, когда мы говорим в пост о духовных основах алкоголизма и наркомании, возникает масса вопросов, потому что хочется это и преодолеть, и понять. Что делать человеку, если он пока еще не столь много внимания уделяет своей личности? Личность в нашем православном учении занимает далеко не последнее место. Алкоголизм и наркомания – это проблемы не только общества, но конкретных людей (ведь общество состоит из конкретных людей). Какая духовная основа греха алкоголизма и наркомании?
– Я хотел бы всех поздравить с первой неделей поста. Только что окончился Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Все мы были на этом богослужении, молились, и такие ценные дни бывают только раз в году. Первая неделя поста начинается с чина прощения – уже великопостного богослужения. И дальше канон – как холодный душ, и в то же время это уже преддверие обновления нашей жизни. Покаянный канон – это, по сути, энциклопедия по грехам, энциклопедия падения, разрушения человеческой природы и в то же время восстания человека через покаяние, слезное обращение к Богу о спасении и помощи.
Когда мы говорим о таких страшных явлениях нашей жизни, как страсть винопития или наркомании, то, конечно же, видим, что человек находится в состоянии глубокого падения. Наши взаимоотношения с грехом бывают разные. Когда медики могут ставить диагноз химической зависимости, тогда священники могут ставить диагноз, что в сердце человека живет порок. Не просто страсти, а глубокий порок. Чем он характеризуется? Внутренней тьмой.
Что такое грех? Грех – это последствия преступления первых людей против воли Божьей, отказ от Бога, бунт против Бога, безбожие. Следствием греха является смерть и, по сути, зло в этом мире. Это очень близкие понятия: грех, смерть, зло. И когда человек творит грех, то его начинает наполнять тьма, его наполняет смерть. Не физическая смерть, не смерть тела. Когда человек творит грехи, страсти, то и тело разрушается очень активно, но прежде всего разрушается душа. Душа, наполненная злом, смертью – страшное явление.
Господь нам дает во время поста возможность изменить себя, восстать изо рва погибели (не побоюсь таких громких слов), обратиться к Богу слезно, в покаянии о помощи, избавлении от этой тьмы и действительно начать делать какие-то шаги к внутреннему изменению и началу другой жизни. Пост – это возможность начать с нового листа. Казалось бы, таинство Покаяния и так есть всегда. В каждую минуту человек может обратиться к Богу в покаянии. Для этого необязательно войти в церковь. Человек может в любой момент своей жизни остановиться перед Богом, вознести молитву и начать свое изменение. Но нам, людям, нужен какой-то отчет, нужно подвести черту, внутренне собраться. Как раз во время поста Господь нам дает возможность для внутреннего рывка и изменений.
Мы уже отвечаем на Ваш вопрос о личностном изменении. Погружение в грех затрагивает не только какую-то одну страсть, это общее разрушение человека. Он не просто пьет или употребляет наркотики, все взаимосвязано. Это бывает как снежная лавина: начинается с малого – снежный ком катится и становится все больше. Одна, другая страсть – и человек себя уже не узнает. Он начинает настолько внутренне меняться, что и родственники перестают его узнавать и начинают говорить, что рядом уже другой человек.
Такое бывает печальное действие греха в нашей жизни. Есть разные страсти. Такие страсти, как винопитие и наркомания, трудно скрыть. Бывает, например, страсть сребролюбия. Она может ярко не проявляться. Пока нет рядом презренного металла, человек может ее как-то скрывать.
А вот эти страсти бывают на лице написаны. Мы действительно по виду людей можем узнать, что человек выпивает: такая печать. Это печать не только физического состояния, но внутреннего духовного состояния, печальная отметина.
– Иногда само понятие «грех» мы отделяем от спасения. Мы его нивелируем, потому что не связываем с отношениями с Богом. Каждый раз, когда я обращаюсь к Господу, я не выставляю свой грех напоказ, не говорю: «Я вот такой, Господи, помоги». Наоборот: «Я обычный человек: осуждаю, горжусь. В принципе, я очень хороший человек». Но если я не обращаю внимания на этот грех, который существует, воспитывается во мне, тогда он, как снежный ком, все время растет, растет – и я могу его уже не замечать? Можно ли привыкнуть к греху и не замечать тех изменений, которые во мне есть, если я алкоголик и наркоман?
– Если алкоголик и наркоман, то трудно не замечать. В этом смысле эти люди близки к состоянию погибели, и явной погибели. Часто они обращаются за помощью, потому что им нужна помощь. Это их плюс в отличие от других грешников, потому что им нужен Спаситель. Конечно, бывает такая стадия, когда можно себя обманывать, но они доходят до такого, когда обманывать себя невозможно.
– Вопрос телезрительницы: «Сколько я знаю баптистов, адвентистов… У них не пьют, не курят, матом не ругаются, наркомании нет. У них сильнее вера? Или жестче относятся к прихожанам? У нас на Пасху на неделю затариваются водкой, вином. У баптистов конфеты несут. Неужели мы не можем так относиться к себе?
Я знаю одного парня, он был наркоманом. Сейчас познакомился с девушкой, она баптистка. Теперь он не пьет, не курит. Неужели у них сильнее вера, чем у нас? Нас же больше, чем баптистов. Почему мы не можем работать с молодежью так, как они?»
– Вопрос тут вот в чем: кто является православным? Это вопрос о границах Церкви. Ведь наше богословие говорит, что наши границы не таинство Крещения. Мы часто крещеных соотносим с верующими людьми. А все-таки границы Церкви – это таинство Причастия. Кто причащается Тела и Крови Христа, тот и входит в Церковь и является частью Церкви. И те люди, которые живут активной христианской, православной жизнью, конечно же, тоже ведут напряженную духовную жизнь. И эти пороки им несвойственны.
Но настоящую соль, православное зерно порой и не видно. А видно массу людей, которые приходят на Пасху, освящают куличи, яйца. Да, эти люди могут странно относиться к винопитию и жизни христианской, но при этом могут называть себя православными. Просто нет людей, которые раз в год заходили бы в адвентистскую церковь и говорили: мы адвентисты седьмого дня. Если люди себя так называют, они глубоко вошли в эту религиозную структуру. Если сравнить их благочестие и благочестие людей глубоко воцерковленных, то оно близко. У нас, конечно, есть определенные особенности. Те ответвления христианские (их можно назвать христианскими сектами), которые были названы, не тоталитарны. Есть вообще странные; например, новые харизматики – это особые люди. Но не будем говорить об этом сегодня, у нас другая тема для разговора.
Мы говорим о трудной проблеме и можем сказать: слава Богу, на сегодня Церковь отвечает на этот вопрос. У нас в Церкви есть целая структура помощи зависимым людям. И на этой передаче время от времени появляются священники, которые рассказывают об этой работе и представляют те церковные инициативы, которые помогают людям. На общецерковном уровне у нас несколько десятков реабилитационных центров. Где-то есть более оживленная жизнь в этом направлении. Наша епархия и наша митрополия (мы можем говорить без лишней скромности) – это пример для всей Русской Православной Церкви. Так исторически сложилось, что многие инициативы здесь отрабатывались и потом являлись примером для подражания.
В нашем координационном центре Санкт-Петербургской епархии мы ведем работу в направлении создания амбулаторной реабилитации. У нас есть мощный реабилитационный центр в Александро-Невской лавре. Там проходят занятия двух групп. В группах по 10 человек. Мы пробовали брать больше, но это уже не та работа, нет той индивидуальности, тщательности в обращенности к человеку. Это принцип в нашей работе – сугубое внимание к человеку, который к нам приходит.
Амбулаторная работа означает, что человек не живет в закрытом реабилитационном центре. Он живет дома, а к нам приходит заниматься. Наша программа: три месяца занятий по семь дней в неделю. В этом формате нам приходится особо обращать внимание на человека. Наша задача в том, чтобы человек к нам пришел. Каждый день он уходит от нас, и наша задача в том, чтобы он вернулся.
В результате этого нам невольно и вольно приходится так работать, чтобы человеку было важно и интересно то, что происходит у нас в период его реабилитации, чтобы для него это было ценно и ему хотелось возвращаться. Мы говорим о том, что создаем духовно-терапевтическую среду, в которой формируются навыки трезвости.
Что бы хотелось еще сказать? Мы создаем сейчас немного другой формат – открываем амбулаторный центр на другой площадке. У нас есть такое место на улице Крупской, дом 5. Исторически там было здание, которое основал еще Иоанн Кронштадтский. Там был Дом трудолюбия и большой храм в честь Успения Божией Матери. Сейчас идут восстановительные работы. Часть здания отдана епархиальному отделу по благотворительности. И в этом здании есть территории, которые отданы нашему координационному центру, на этой территории мы открываем новый проект. Мы выиграли президентский грант.
Этот проект для нас – новая веха: открытие реабилитационного центра с таким условием, что ребята смогут там жить. В этом доме есть социальная гостиница (в сотрудничестве с Отделом по благотворительности нашей епархии и с такой организацией, как «Линия жизни»). Сейчас в этой гостинице 50 человек. Живут в хороших, очень приличных условиях. Все знают в Петербурге организацию «Ночлежка». В «Ночлежке» 50 человек. Об этом знают не только в Петербурге, но и по всей России и даже за границей.
А в «Линии жизни» ночует порядка тысячи человек каждый день, и об этой организации практически никто не знает. Эта организация сотрудничает с нашим отделом. В этой гостинице есть возможность проживать и нашим реабилитантам. Мы можем принимать теперь иногородних. Для нас это очень важно, потому что это была проблема. Люди к нам обращались за помощью, но, к сожалению, иногородним мы не могли помочь.
Но там есть свои условия. Вся помощь оказывается бесплатно, но люди там не просто живут, они там и работают. Это продолжение благословения Иоанна Кронштадтского, это и работный дом. Они работают не совсем там, они выезжают на работу, но зато у них трехразовое питание, хорошие условия и реабилитация. Вечером реабилитационная программа. Мы с марта начинаем этот проект и будем наращивать обороты. Думаю, что получится очень интересно.
– Вопрос телезрителя: «Действительно, первое, что страдает в человеке при алкогольной и наркотической зависимости, это его духовность. Многие считают, что нормальный человек не может встать на такой путь. Как уловить момент, когда близкий человек не может устоять от грехопадения? Что делать родственникам?»
– С моей точки зрения, нормальных людей нет. Или все нормальные, в том числе и алкоголики, и наркоманы, со своими особенностями. Такой четкой нормы нет ни в психологии, ни в духовном мире. Очень интересно сравнить норму в психологии и норму в христианстве. Это будут разные нормы. Нормальный человек для христианина – это Христос. Но кто войдет в эту норму, в это совершенство?
Конечно, у каждого человека есть свой изъян. В этом смысле мы все под угрозой зарождения и преобладания в нас тех или иных страстей. Каждый человек буквально до смертного одра подвержен нападкам каких-то страстей. Это могут быть те страсти, о которых мы сейчас говорим. Но есть и другие страсти, и они не менее тяжелые. Они, может, менее явственные, не так ярко выявлены, не так явно человек разрушается. И хотя в нашем сегодняшнем обществе они, может быть, приемлемы, но тоже бывают очень тяжелыми.
Поэтому, конечно, каждый человек находится в опасности. Мы с вами немного сегодня говорили о том, как трудно быть в трезвении своей души, что надо смотреть на себя, видеть себя, трезвенно осознавать, что с тобой происходит. Трудно не упасть в одну или другую сторону: чрезмерное обвинение себя в грехе тоже не идет нам на пользу. Человек впадает в следующий грех – уныние. Насколько мы обращены к Богу, настолько наша жизнь наполнена Богом и устремленностью к Богу. В конечном итоге как мы верим во Христа, такова и наша жизнь. На мой взгляд, это совершенно неразрывно – как человек относится к Богу, такова у него и жизнь.
Время от времени привожу такой пример. Есть чемпионат мира по теннису: прекрасная зеленая лужайка, прыгают молодые люди. И мы с вами не против чемпионата мира по теннису. А он идет круглый год, там что-то происходит. Мы даже не знаем, что там происходит. Слышим какие-то имена. Порой человек так относится и к Богу. Есть Бог, это здорово. Есть какие-то христиане, они ходят в церковь, и здорово, что они, в принципе, есть. Это тоже красиво – и пусть они там будут. А моя жизнь, как и к чемпионату по теннису, никакого к этому отношения не имеет.
И человек, к сожалению, так выстроил свою жизнь, что Бог и Церковь от него далеки. Это где-то есть – и хорошо. И чаще всего основное количество людей живут совсем другой жизнью, наполненной своими проблемами, трудностями, может быть, и страстями. Часто и страсти такие: какой-нибудь маньяк, желающий стать властелином мира. И страсти бывают не очень большие. Хотя разрушение человеческой природы может быть порой очень страшным и печальным.
Мой призыв – обращаться к Богу. Как бы мы ни были далеки от Бога, в любой момент мы можем повернуться ко Христу. И я верую, что Господь протянет нам руку. Господь любит нас и ждет от нас этого движения. Как раз в пост мы и должны это движение сделать. Тот рывок, который нам возможно сейчас сделать.
– Наверное, все-таки во время поста с нами должно произойти преображение. Вот поэтому мне и нравится название Вашей программы, которая именно так и называется: «Преображение». Почему Ваша программа называется именно так?
– И программа, и благотворительная организация. Фавор – это гора Преображения, то место, где Господь преобразился и явил славу человеческой природы. Явился в Своей славе. Нам, конечно, хочется, чтобы в нашей организации, в нашем «Фаворе», люди тоже преображались. Мы надеемся, что это происходит. И это действительно происходит.
Порядка 23 лет я занимаюсь помощью зависимым людям, и так отрадно видеть это преображение. Сатана нас мучает и унижает, хочет нам погибели, порой кажется, что он сознательно унижает человека, каждого по отдельности. Он находит страсть, лазейку, как прокрасться в душу человека, владеет этой душой и дальше начинает издеваться над этим человеком. И вот из такого страшного состояния, униженности и издевательств сатаны, человек вдруг обретает Христа. Наверное, это самое отрадное, что в этом служении есть: видеть, как человек из состояния разрушения и униженности грехом преображается. Преображается его жизнь и мир вокруг. Преображение личности человека настолько красиво!
А мы только стоим рядом. Мы создали этот инструмент – программу: реабилитационные центры, одну, вторую группу... Мы пытаемся создать условия, а дальше, на мой взгляд, происходит чудо.
Да, есть и психологические моменты, прописана, продумана целая программа, но чудо преображения, возрождения человека не может совершаться без Божественной силы и участия. Когда это происходит, а ты стоишь рядом – это удивительно и радостно.
Конечно, бывает не все хорошо. Мы говорим: грех, грех… А как это проявляется в жизни зависимых людей? Что значит грех? Недавно одна участница нашей программы рассказала о своей жизни. Ее избивала тетя. Люди порой живут очень страшной жизнью. И даже хотела ее убить, утопить. И папа их с мамой избивал и пил. Вот грех. Люди приходят из какой-то страшной, на мой взгляд, порой бесчеловечной жизни. И, слава Богу, начинается другая жизнь.
– Вопрос телезрительницы Натальи из Санкт-Петербурга: «Я уже обращалась в этот центр Александро-Невской лавры. Честно признаться, я не нашла там для себя утешения. Там коллективные занятия. А я хотела бы у Вас спросить: могу ли я встретиться и поговорить индивидуально со священником? И чтобы был психолог? Мы созависимые родители, и нам очень тяжело. Мой сын никак не хочет обращаться за помощью, и я не знаю, что нам делать. Мы уже измучились. И хотелось бы поговорить индивидуально с таким батюшкой, как, предположим, отец Григорий во Вьюнках. Но это для нас очень далеко».
– Наталья, храни Вас Господь. Вы можете прийти на службу ко мне. Обязательно бываю в воскресный день, в воскресенье Вы точно найдете меня в храме. Конюшенная площадь, дом 1. Из батюшек, наших сотрудников, это отец Георгий Пименов. Это храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Я могу назвать еще несколько священников. Например, отец Валерий Швецов, удивительный священник. К нему тоже можно обратиться. Отец Игорь Илюшин.
– Отец Валерий Швецов – это храм Иоанна Милостивого.
– А отец Игорь Илюшин служит в храме Державной иконы Божией Матери (район Гражданка). Придите к отцу Георгию Пименову в храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, ко мне – и поговорим. Если Вы придете на службу и не будет времени поговорить, назначим время, когда сможем встретиться.
Часто приходят люди с такой бедой, когда сразу помочь невозможно. Действительно, часто бывает, что зависимые, родственники, не хотят меняться. Это вообще беда!
Сегодня один мужчина обращается, девочка в другом городе, ей пятнадцать лет, она употребляет наркотики и три раза уже была в реанимации. Вот как тут помочь? Не поможешь быстро. Нет волшебных слов и волшебных программ. Это все труд и молитва. Бывают иногда неудачи. И это мы тоже знаем. Порой наши зависимые люди уходят и продолжают деградировать и разрушаться.
– Самое главное, что это невозможно сделать никаким образом насильно. И получается, что человек, который обращается за помощью, должен первый шаг сделать сам?
– Есть разные мнения. Есть мнение, что в первый период человека иногда можно заставлять. Но это очень сложно. Иногда человек в таком состоянии, что не может остановиться и разумно рассуждать. В то же время мы четко понимаем, что насилие в реабилитации явление страшное. Порой есть реабилитационные программы полукоммерческие и полусектантские. Люди от отчаяния обращаются к этому. И неправомочные, нарушающие закон товарищи выезжают куда-нибудь, забирают зависимого и пытаются как-то его вытрезвлять.
На мой взгляд, там часто грубое насилие над человеком, и оно вызывает протест. Когда человека заставляешь, тут нет речи о независимости. Наша задача, чтобы человек зависимый стал независимым. Но когда зависимый был раб греха, а тут мы заставляем стать его хорошим и добрым, но насильно, то получается, что он впадает в зависимость от нас или от еще каких-то значимых людей, что неверно. Надо, чтобы человек сам переоценил свою жизнь, чтобы произошло осмысление своего бытия.
Что происходит в нашей программе? Человек через определенные занятия начинает знакомиться с собой, видеть себя, познает свои чувства, разбирается в них, начинает чувствовать свой мир и осознавать свои реакции, желания. И постепенно мы даем человеку инструменты для управления своей жизнью. Это не какое-то волшебное или тайное учение – все очень просто и понятно. И то, что мы даем, некоторые люди берут. И, слава Богу, у них получается. Еще раз подчеркну – чудом Божиим. И все-таки без благодати все эти реабилитационные программы носят несколько другой характер.
В этом смысле в нашей работе мы соединяем профессионализм и церковную жизнь. Помогаем людям войти в Церковь, но тоже без насилия. У нас есть обязательный момент – это молитвы перед началом занятий. Небольшое молитвенное правило, не просто «Отче наш». Если человек неверующий, может просто постоять. В воскресный день надо тоже быть на литургии; эти три месяца, пока ходишь на занятия, надо ходить в храм. Это некий обязательный момент. Если не веришь в Бога, просто приходишь и стоишь.
Мы не можем заставить участвовать человека в таинствах, причащаться, исповедоваться. Но ходить надо. Это дисциплинарный момент – если не ходишь, другие тоже не ходят. Это как занятие в этот воскресный день – посещение богослужения, литургии. В этом смысле мы даем некоторое усиление. А так, конечно, наша программа на осознанность веры. Мы желаем, стремимся и пытаемся выстраивать нашу программу так, чтобы люди осознанно поверили во Христа. Не изображали веру, что порой часто бывает, когда мы усиленно внедряем веру в зависимых. Зависимый человек очень легко меняется. Мы хотим, чтобы он начал думать по-православному, он начинает понимать термины. Не просто «я напился», а «меня посетило искушение, бес меня искусил». И он даже может показные вещи творить. Даже может думать порой как православный, но в то же время еще творить полное безобразие.
У нас было исследование в одной из групп: православные ребята, с одной стороны, знали Катехизис, Символ веры, в каком-то смысле приняли веру. А с другой стороны (проводились тесты), их жизнь и поступки оставались прежними. И получалась какая-то шизофрения. Вроде бы человек как бы готов уже верить, но в то же время жизнь-то еще осталась прежней.
Наша задача, чтобы эти процессы шли вместе. Есть такая история, притча. Некоторые (по-моему, даже русские исследователи) были в горах Гималаях. И местные аборигены были носильщиками. Они несли пожитки этой экспедиции в горы. Местные люди говорят: мы дальше не пойдем. Белый человек: давайте увеличим плату. Но те не соглашаются. А почему? «Дальше наша языческая святыня – и наши ноги обгоняют наши души. Мы не готовы встретиться с этой святыней». Хорошо, чтобы в нашей работе было так: чтобы ноги и душа шли одновременно. Но чтобы шли. Это задача.
– По поводу присутствия на богослужении хотел привести пример из нашего комсомольского времени. Была такая комсомольская обязанность: ходить на службу и смотреть, кто из комсомольцев ходит на литургию. Интересно, но эти комсомольцы примерно через десять литургий уже приходили в храм не по зову комсомольского сердца, а по зову сердца, почти христианского. И тогда комсомольское начальство распорядилось, чтобы комсомолец приходил на литургию не больше двух раз, потому что через два раза это уже становилось опасным. Это интереснейшее наблюдение, и это оказалось правдой.
– В этом смысле мы, конечно, надеемся на это. Но многие люди понимают, куда обращаются: церковная организация в Александро-Невской лавре. Сейчас будем на Крупской, 5. Тоже церковный центр. Там не только наш координационный центр, но и социальные гостиницы, и координационный центр, работающий с бездомными, с инвалидами.
– Там будет храм.
– Да, мы надеемся; нижний храм уже расчищен. Но нужны деньги. Храм был большим, двухэтажным. К сожалению, верхний храм был разделен на этажи.
– Купола были снесены.
– Да, куполов нет. Мы будем располагаться над храмом. Надстроен четвертый этаж. Будет реконструкция или нет, неизвестно. И есть надежда на очень добрые результаты.
Я бы хотел обратиться к нашим телезрителям – не нужно унывать. Порой нам кажется, что ситуация очень сложная и выхода нет. На самом деле Господь всегда рядом с нами; все равно я верю, Господь нас не оставляет. И в своей личной жизни, когда у меня бывали тяжелые моменты, мне благодарить за все не хватало сил. Но надо терпеть и ждать, когда все изменится (как ненастье, как погода), и верить, что Господь тебя любит, Он всегда рядом. Надо потерпеть.
– Остается не очень много времени, но я бы хотел спросить конкретные вещи. Во-первых, побеседовать с Вами можно в храме Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Можно поговорить с отцом Георгием Пименовым в храме Воскресения Христова.
– Для того чтобы попасть на нашу программу, надо позвонить по телефону. Адрес сайта: https://favor78.ru Телефон: 8-911-170-54-04. Там наш специалист. Братья и сестры, звонить нужно не ночью, а в рабочее время. Чем сможем, поможем. Звоните, будем стараться и надеяться, прикладывать усилия.
– Еще один вопрос. В течение поста мы должны найти время для того, чтобы исповедоваться не просто за сорок секунд, а чтобы (мы часто говорим) была генеральная исповедь. Насколько в этой своей исповеди мы должны уделять внимание следующему: если я не считаю, что я алкоголик, но время от времени пью, об этой опасности необходимо говорить себе и священнику?
– Я все-таки за трезвенное отношение к себе. Не надо надумывать. Есть определенные маркеры, по которым можно определить, что человек зависим. В том числе и в алкоголизме.
– Какие?
– Это потеря контроля количества, когда человек не может остановиться и не может выпить маленькую дозу. И потеря контроля над ситуацией. Например, у человека завтра важная встреча, сегодня человек напивается и не может прийти на встречу. И увеличение количества употребляемого выпиваемого. Чтобы человеку опьянеть, сначала надо маленькую дозу алкоголя; скажем, сто граммов. А потом уже литр, полтора литра. Некоторые порой гордятся, как много могут выпить, на самом деле это признак не первой, а уже второй стадии алкоголизма. И все моменты, когда люди опохмеляются (есть такое выражение в простонародье), работают со своим абстинентным синдромом. Это маркеры. Но я бы сказал, что любое употребление алкоголя – уже опасность.
– И об этом надо задумываться.
– Да, надо об этом знать. Это не какой-то пушистый зверек, приятная, хорошая компания.
– А лев рыкающий.
– Да, тут есть опасность.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Наталья Культяева и Екатерина Береснёва
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!