Беседы с батюшкой. День памяти Владимирской иконы Божией Матери

2 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.

– Сегодня наша передача посвящена памяти Владимирской иконы Божией Матери. Отец Николай, мы встречаемся с Вами накануне праздника: 6 июля – день памяти Владимирской иконы Божией Матери. Расскажите, пожалуйста, об истории этого праздника.

– Дорогие братья и сестры, сердечно вас поздравляю с этим приближающимся великим праздником, который является праздником не только Москвы и Русской земли, а всего христианского мира, ибо почти во всех христианских странах, где почитают Божию Матерь, знают об иконе Владимирской Божией Матери. Сама икона имеет древнюю историю, и она из тех немногих икон, которые почитаются трижды в году.

Мы знаем Казанскую икону – она дважды почитается, а Владимирская – трижды. И все эти праздники связаны с ее бытованием на Русской земле и с великими событиями, которые по милости Божией, по молитвам Божией Матери спасли Россию от разорения, нападения, от страшных бед. И с избавлением от этих бед связаны эти праздники. Празднование трижды в году: первый раз – 3 июня, второй – 6 июля (избавление от нашествия хана Ахмата в 1480 году), третий – 8 сентября (отступление войск Тамерлана от Москвы). В то время она как раз была перенесена из Владимира в град Москву.

Краткая ее история состоит в том, что икона считается первообразом, от нее идут все остальные изображения Божией Матери. Церковная традиция относит ее написание к первохристианской эпохе, – эпохе апостола и евангелиста Луки. Но мы скажем сразу, что в ту эпоху таких икон не писали. Да, евангелист Лука писал иконы, мы в это верим, но была ли это та самая Владимирская икона или какой-то из списков, который был положен в основу этой иконы, – мы не можем сказать. Доподлинно можем только утверждать, что икона, именуемая Владимирской и наиболее почитаемая во всем мире, происходит из Византии.

И сегодняшние исследования говорят о том, что ее написали совершенно изумительные византийские мастера на рубеже X–XI веков. В Киевскую Русь она была перенесена в начале XII века и помещена сначала в город Вышгород (это недалеко от Киева). Затем, спустя некоторое время, князь Андрей Боголюбский переносит столицу из Киева в град Владимир. И для укрепления духовной жизни этого града Владимирская икона следует туда вместе с ним, поэтому именуется Владимирской, так как до 1395 года неотступно пребывала во Владимире. Она подвергалась неоднократным изменениям; в том смысле, что ее часто записывали, на ней обнаружено несколько красочных слоев. И были случаи, когда все в храме уничтожалось (во время нашествия Батыя и пр.), но икона оставалась невредима чудесным образом.

Современные исследования говорят нам о том, что первоначально икона была выносной. То есть ее выносили на высоком шесте (как у нас выносят запрестольные иконы), чтобы все издалека ее видели. И она была несколько иной, чем сегодня. Если мы придем в храм и увидим Владимирскую икону (она сейчас доступна, ее можно осмотреть со всех сторон), то с тыльной стороны найдем изображение «Престол уготованный» – это престол с орудиями страстей Господних. Этого престола, который датируется примерно XV веком, вначале не было. Сегодня исследования показывают, что вместо этого изображения было изображение святителя Николая. И с этим образом на тыльной стороне Владимирская икона пришла к нам на Русь.

Пройдя путь от Киева через Владимир в град Москву, она и сегодня радует всех нас, находясь в одном из центральных московских храмов в Третьяковской галерее – в храме святителя Николая в Толмачах. Не случайно Никольский храм принял эту великую святыню. И все сегодня имеют возможность приложиться к этой иконе, помолиться перед ней в дни праздника. Вход совершенно свободный, с 10 утра и до 18 часов вечера к ней можно всегда подойти и вознести свои молитвы. Икона находится под особой защитой. И, конечно, мы благодарим всех тех сотрудников галереи, которые за все годы сохранили эту икону невредимой и показывают сегодня ее нам во всей ее подлинной красоте.

Еще хотелось сказать, что ту икону, которая есть сейчас, то изображение Богоматери и Спасителя москвичи прошлого века смогли увидеть только после того, когда икона была освобождена от нескольких золотых окладов, которые сегодня находятся в Оружейной палате Московского Кремля. И тогда реставратор Чириков предпринял очень грандиозную и трудоемкую работу, освобождая икону от поздних записей. Все, что можно было сохранить (авторский слой), он сохранил. И сегодня мы убеждены в том, что лик Богоматери и Спасителя – это первый авторский слой, который был написан, когда Владимирская икона пришла к нам в Москву. Остальные эпохи оставили некоторые фрагменты, это и XV век, и XVI век, вплоть до начала XX века.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Сегодня мы говорим о Владимирской иконе Божией Матери. Она совершила много чудес. А вообще что такое чудо и как его можно увидеть в настоящее время?»

– Есть такая фраза: человеку верующему все возможно. Чудо возможно в случае, если человек имеет глубокую, сильную веру. И чудеса, которые случились с Владимирской иконой Божией Матери на протяжении почти тысячелетия ее бытования на Руси, продолжаются и по сей день. Как это можно увидеть? Это нужно не видеть, а чувствовать своим сердцем. Приходите в храм, помолитесь у этой иконы – и вы увидите, что никто не уходит неутешенным, вознося свои прошения, молитвы и чаяния перед Богородицей. Чудесным образом совершаются браки. Люди приходят и просят найти им вторую половину, с кем им жить. Многие бездетные семьи получают желанного ребенка. Буквально на днях несколько человек с тяжелыми заболеваниями получили исцеление, врачи их уже отказались лечить. Это все реально до сегодняшнего времени.

Мы об этом широко не распространяемся, потому что каждый видит в своем чуде только то, что ему нужно увидеть. Иногда люди, наблюдая за тем или иным явлением около иконы, даже не верят в то, что они в реальности присутствуют около этой великой иконы. Были случаи, когда мне говорили: «Это не Владимирская,  вам подставили икону». Доказать что-то невозможно в данном случае. Мы должны только сказать, что чудеса совершаются ежедневно. И они совершаются не ради чуда, а ради укрепления веры человека, ради милости Божией по отношению к нам, ради того, что Господь видит те молитвы, которые возносятся сегодня перед этим дивным образом.

– Вы сказали, что Владимирская икона очень древняя. Верно ли утверждать, что это самая древняя икона, самый древний образ Богородицы на Русской земле?

– Не могу утверждать этого однозначно, но, по моему мнению, это одна из самых древних икон. Есть иконы древнее по датировке, которые находятся в Греции, в музеях Ватикана. В Грузии я видел иконы, это VI–VIII века. Мало осталось икон после периода иконоборчества, хотя такие иконы сохранились милостью Божией, но эта икона – одна из самых древних, которые сегодня есть на Руси.

– То есть мы имеем возможность в наше время в центре Москвы приложиться к одной из самых древних русских икон. Много ли людей притекает к Владимирской иконе Божией Матери?

– Если иметь в виду от древних лет, то очень много. Просто представить себе трудно, что перед ней молились великие князья русские, помазывались на царство, венчались наши русские цари и миллионы простых людей приходили к ней и получали духовное утешение и радость. Сегодня икона полностью доступна для поклонения всем, кто желает помолиться перед ней. Удивительно, что нет очередей, которые стоят на выставку того же Серова, или Айвазовского, или Мунка. Есть возможность поклониться иконе в любой день кроме понедельника. Это выходной день у музеев. Поэтому приходите, храм пустой.

Обычно бывают экскурсии, иногда иностранные, это человек двадцать-тридцать. Потом они уходят, и храм вновь пустеет. Но не прекращается молитва, перед ней  кто-то всегда молится и читает акафист, канон Божией Матери или просто безмолвно стоит и смотрит на нее, получая то утешение, которое только ему одному известно.

– Совсем недавно мы праздновали день всех святых, в земле Российской просиявших. В центре иконы, посвященной этому празднику, есть Владимирская икона Божией Матери. С чем это связано?

– Вы правы, что иконы, посвященные русским или московским святым, часто изображаются с иконой Владимирской Божией Матери, ибо она объединила все русские земли как главная святыня России. Уже примерно с 1400-х годов она считается самой главной святыней. Поэтому помещалась она всегда в главном соборе – в Успенском соборе Московского Кремля. И выносилась на самые большие праздники. И все наши святые, которые вокруг нее жили, видели ее, поэтому она сегодня изображается на иконах. А 6-го числа как раз будет праздноваться день всех владимирских святых, там их целый сонм.

– То есть день, когда Владимирская икона защитила Русскую землю, как раз совпал с празднованием владимирских святых...

– Есть даже такая икона – «Древо государства Российского». Ее написал Симон Ушаков. Интересная икона. В центре ее Владимирская икона, древо которой вырастает из Московского Кремля. Перед нами Кремлевская стена, Спасская башня, за ней вырастает древо, и на нем изображены святые, преподобные и Христа ради юродивые, а также цари, которые окружают эту икону как яблочки на дереве. А поливает это древо с одной стороны царь Алексей Михайлович, а с другой – митрополит Петр, первый митрополит Московский, чьи святые мощи ныне почивают в Успенском соборе, где и была до революции 1917 года Владимирская икона Божией Матери.

– Владимирская икона находится в вашем храме. Какое-то особое к ней отношение чувствуется со стороны русских людей? Приезжают ли иностранцы?

– Очень много приезжает иностранцев. Подчас мы видим группы, которые просят рассказать о том, что это за икона. Но когда начинаешь им говорить, отвечают: «О, мы знаем», – и показывают маленькие образки, которые они привезли с собой из Франции, Бельгии, Италии. И я подтверждаю это тем, что подчас, если прийти в тот или иной католический храм на Западе, как правило, в любом храме можно найти изображение Владимирской Божией Матери. Поэтому они приходят, чтобы хоть раз в жизни взглянуть на этот великий образ. И воистину: когда человек смотрит и молится перед ним, он преображается. Я сам свидетель того, как человек, приходя в очень тяжелом духовном и душевном состоянии, уходил преображенный от этой иконы. Что случается – мы не можем сказать, но для нас это как чудо, которое Божия Матерь являет тем, кто молится Ей искренне, со светлой и чистой душой.

– Читаются ли в вашем храме акафисты в честь Владимирской иконы Божией Матери и когда?

– Ежедневно читают акафисты просто те, кто приходит. Это прихожане московских приходов, иногда приходят священники с группой – тоже не возбраняется. Всегда на амвоне лежит акафист Божией Матери, Крест и Евангелие и малое облачение. И любой священник, приходя со своей паствой, имеет возможность прочесть акафист Божией Матери, если в этот момент нет каких-то экскурсий. Но по уставу у нас каждую пятницу за утреней читается акафист Владимирской Божией Матери. И также, если заказывают, мы читаем его во время других молебных пений, в среду и другие дни, когда это необходимо.

– Ваш храм связан с Третьяковской галереей. Какой статус он имеет?

– Это случилось удивительным образом, но впервые в России мы имеем возможность видеть действующий храм-музей (или музей-храм; можно так говорить). Храм святителя Николая в Толмачах имеет свою более чем трехсотлетнюю историю. Впервые о нем упоминается в 1625 году.

Рассказывать биографию храма очень непросто и интересно. Случилось так, что в этом храме служили удивительные люди. И одним из них был известный для москвичей старец, отец Алексий Зосимовский (бывший дьякон Федор Соловьев, который в этом храме отслужил 28 лет в сане дьякона). Когда он овдовел, принял монашество, потом стал иеромонахом и служил одно время в Успенском соборе Московского Кремля. Самой  любимой его иконой была Владимирская. Он упоминает в своих мемуарах об этом. Когда он уже был очень глубокий старец, к нему ходили многие москвичи, в том числе его почитали и великие князья. И Елизавета Федоровна приходила к нему, молилась с ним.

Началась революция, и, как вы помните, проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран Святейший патриарх Тихон. Так вот, это избрание произошло перед иконой Владимирской Божией Матери. И жребий Святейшему патриарху Тихону вынул старец, отец Алексий Зосимовский, который, уже будучи немощным, почти слепым, был привезен из Зосимовой пустыни под Александровом. И протодиакон Розов провозгласил, что патриархом будет митрополит Московский Тихон. Может быть, не случайно его молитвами икона теперь находится в храме-музее.

Храм получил статус храма-музея в 1992 году, когда он был открыт для посещения (сначала была очень большая реставрация, потому что он был закрыт почти 65 лет). И после реставрации интерьера и всего, что там было, он стал выглядеть так, каким был при Павле Михайловиче Третьякове. Третьяков был его почетным посетителем, старостой. Он и его сотрудники постоянно посещали храм. У нас в храме есть мемориальная доска в полу, где стоял Павел Михайлович Третьяков.

После окончания реставрации был очень непростой вопрос, какой будет статус у храма, в чьем подчинении он будет. И после нескольких серьезных разговоров было решено, что храм остается как храм-музей, то есть это территория Третьяковской галереи. Он имеет все необходимые параметры, чтобы там хранить самые великие святыни. Во-первых, это микроклиматические параметры, там серьезно поставлена охрана и все остальное. То есть то, что там есть, – это все принадлежит галерее. И все надежно защищено.

После этих событий, когда прошло некоторое время, был вопрос о том, где будет находиться Владимирская икона. И были споры, где она может находиться. Некоторые считали, что она должна находиться в Кремле, где была до этого; другие считали, что она должна быть в храме, который тогда строился: Храм Христа Спасителя. Некоторые считали, что ее нужно перенести в Сретенский монастырь.

Все три варианта были отданы на рассмотрение Святейшего патриарха Алексия II. И после серьезных размышлений Святейший в моем присутствии вместе с другими членами совета поделился мыслями о том, что Кремль – это все-таки государственное учреждение. В любой момент могут быть такие события, что он будет закрыт по разным причинам, и икона будет недоступна. Это вполне нормально, потому что там и съезды проходили, и концерты...

Второе, что он сказал: мы в Кремле служим 15-20 раз в году, остальное время там службы не проходят. Кремль не имеет тех условий, которые необходимы для хранения именно этой святыни. Хотя сегодня там уже есть свой микроклимат, но недостаточный. Поэтому Кремль был отвергнут. Однажды икона там уже находилась, и было не очень приятно от того, что она там была немного повреждена (не сама икона, а киот; из-за наплыва народа, это было в 90-е годы).

Храм Христа Спасителя еще не был построен. Сретенский монастырь также имел возможность принять у себя икону, и мы там были, это была удивительная служба, которая на всю жизнь запомнится всем москвичам, кто там находился. Было 600-летие со дня принесения этой иконы в Москву, и ради этого момента икона выдавалась в Сретенский монастырь, ее торжественно встречал патриарх с сонмом архиереев. Было решено провести аналогичное шествие с этой иконой из Кремля до Сретенского монастыря. Это было 8 сентября: погода неустойчивая, поэтому патриарх благословил сделать копию иконы, чтобы не рисковать этим дивным образом. Копию поручили написать архимандриту Зинону (Теодору).

Отец Зинон, получив благословение Святейшего патриарха Алексия II, предпринял удивительное путешествие в Турцию (на бывшую территорию Греции), где, по преданию, в районе Эфеса долгое время жила Божия Матерь с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Может быть, там и был написан один из Ее первообразов апостолом и евангелистом Лукой (мы не знаем точно, где это было: в Иерусалиме или там). И, предприняв это путешествие, отец Зинон написал удивительный образ…

Промыслом Божиим, видимо, не случайно было сделано так, что написали эту икону, потому что в этот день шел такой ливень, которого не было очень давно. И патриарх, и все архиереи пришли абсолютно мокрые. Хотя икону несли в специальном киоте и она не была повреждена. Она была поднесена к первообразу, к подлинной Владимирской иконе, которая уже находилась в специальном киоте в Сретенском монастыре. Это был удивительный праздник для всех православных и для всей Москвы. Не случайно поется: «Днесь светло красуется славнейший град Москва».

– Вопрос телезрителя: «Расскажите, пожалуйста, немного о традиции совершения Богородичного правила. Как его лучше читать людям в миру? Допустим, не по четкам, а на ходу, выделяя 30 минут на прочтение 150 раз "Богородице Дево,  радуйся"».

– Правило очень важное, спасительное. Думаю, православные люди, кто использует это правило для молитвы, получают великое утешение. Как его читать? Сказано: «В немногословии будешь услышан». Можно читать и один раз, когда все твое сердце и душа будут полностью посвящены молитве.

Вот человек едет в автомобиле и слушает, как постоянно читается «Богородице Дево, радуйся»: молитва идет, но молится ли он в этот момент – трудно сказать. И я знаю: когда люди читают эту молитву по четкам 150 раз, не отвлекаясь на какие-то другие жизненные моменты, это занимает примерно 40-50 минут.

Расскажу вам одну историю из моей жизни, когда пришлось ехать на автомобиле в очень сложных условиях из Словакии до Москвы. Я участвовал в одной из конференций Католической Церкви по благословению Святейшего. И по окончании конференции ее участники предложили мне просто проехать по стране, потом по другим странам через Украину (до Киева и так далее до Москвы). Со мной в автомобиле поехал католический ксендз, две монахини и члены нашей делегации, которые были в городе Кошице (там проходила конференция). Дорога была трудная, непростая.

Сначала мы говорили просто о наших делах, церковных и личных, рассказывали разные истории, а потом одна из монахинь предложила: «Дорога сложная, горная, давайте будем молиться». – «А как?» – «Будем читать "Богородице Дево, радуйся". Сколько прочтем, столько и прочтем». И они все стали читать. – «А Вы, батюшка, будете участвовать в молитве?» – «Почему же нет? Богородица – Покровительница всех христиан, поэтому я тоже буду молиться вместе с вами».

Я читал по-славянски, как мы читаем всегда, а мои спутники читали по-латыни. И эта молитва как на крыльях донесла нас сначала до границ Западной Украины, а потом до Москвы. Простая машина, не какой-то скоростной поезд, а мы доехали меньше чем за сутки. Это было удивительно, как сократилось время, не было ни одной заминки на дороге. Просто чудо. Я считаю, это молитва помогла, Богородичное правило.

Сколько мы читали? Мы не считали, но она шла на протяжении, по крайней мере, пяти-шести часов непрестанно. Кто-то уставал – следующий читал. Я думаю,  такая практика чтения молитвы, идущая из глубины души и сердца, нужна всем нам.

– То есть «Богородице Дево, радуйся…» читать сто пятьдесят раз – это монашеское правило?

– Это правило хорошо и для мирян, и для монахов. И миряне, и монахи связаны с чем? С нашим как бы послушанием, делами. Поэтому я рекомендую своим духовным чадам: «Если вы хотя бы раз в час прочтете эту молитву и скажете: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!”– это будет самое важное, что вы сделали за этот час. А дальше уже, если есть возможность, можете читать спокойно столько, сколько вам нужно. И важно, чтобы сердце работало и отвечало тому, что вы просите у Божией Матери.

– У вас действительно уникальный храм – храм-музей. Икона Владимирской Божией Матери у вас хранится, но икона «Троица» Рублева находится в Третьяковской галерее. Почему она не перейдет в ваш храм?

– Она хранится в древнерусском отделе в окружении тоже величайших святынь и икон. (Там хранится Донская икона Божией Матери, «Троица» Рублева, Тихвинская икона Божией Матери, святителя Николая, «Успение», «Устюжское Благовещение», Свенская икона и много других чудотворных икон.) И любой человек, посещая галерею, может спокойно помолиться перед ней. Правда, не в окружении интерьера храма: без зажженных лампад, свечей и ладана кадильного; просто лично помолиться.

Икона бывает у нас в храме, и это давно уже традиция, которая подтверждается на протяжении почти двадцати лет. И каждый год на Троицу в специальный киот (одно время он был приготовлен для Владимирской, но не подошел для нее) переносится икона «Троица» письма преподобного Андрея Рублева. На протяжении трех-четырех дней, с предпразднства Троицы и до Духова дня, она находится в нашем храме. И все, кто приходит туда и читает перед ней молитвы, акафисты, прикладывается к ней, получают духовное утешение и радость праздника Святой Троицы.

Окончательное решение о том, где находиться той или иной иконе, не в компетенции нашего храма или прихода, это решает галерея. И для меня очень важно, что икона просто доступна. А где она находится, уже не имеет большого значения. Скажем, из Америки приезжала делегация, и мы спокойно (я облачался, брал епитрахиль) шли в экспозицию и там перед этой иконой совершали молебное пение. Нам никто никогда в этом не препятствует. Поэтому доброе отношение с галереей, именно основанное на взаимном уважении, любви и мире, дает возможность иконе быть и там, и там. А окончательное ее бытование не от нас зависит, ведь икона сама выбирает место, где ей быть. Не мы ее хозяева, а она распоряжается нами. Как и Владимирская, и «Троица», и другие святыни. Слава Богу, что они дошли до нас в том виде, в каком мы их сегодня видим.

– Шестого июля у вас будет, видимо, служить архиерей? Будет архиерейская служба?

– По благословению Святейшего Патриарха литургию у нас возглавляет епископ Дионисий. Начало богослужения в 9.30, и весь день храм будет открыт для посещения и молитвы, вплоть до закрытия его в семь часов вечера. Радостно, что каждый год Святейший владыка благословляет иерархам нашей Церкви совершать богослужения перед этим чудотворным образом; москвичи идут большим-большим потоком к ней, получая духовное исцеление и духовно показывая, что Богородица наиболее почитаема ими.

– А в дни, скажем, непраздничные Богородица многих людей принимает? Или все-таки не так много людей, как хотелось бы, находятся рядом с иконой?

– Удивительно мало, я бы сказал; храм пустой. Хотя можно прийти в любой день кроме понедельника (повторяю), помолиться перед иконой, имея возможность даже поставить свечу; правда, зажигать ее можно только на литургии, на всенощной. Мы во время экспозиции не зажигаем свечи, потому что это будет немножко отвлекать и нарушать экологию храма. Тем не менее молимся, но народ не идет почему-то. Что-то, видимо, случилось с людьми. Во-первых, много трудностей: доехать непросто. А некоторые не знают: «А неужели можно прийти в такой день? – «Да, можно». Еще говорят: «А у нас своя икона есть, тоже чтимая (тоже список Владимирской, или Смоленской, или какой-то другой). Поэтому на этот праздник мы только к себе ходим».

Икона сама призывает к себе, и нельзя человека заставить ходить в храм, если он сам не хочет. Кто не знает, тем говорим. Для этого существует и наше телевидение (спасибо вам за ваши вопросы и за все!), чтобы люди знали, что храм всегда открыт; там можно купить и духовную литературу, и акафист Божией Матери приобрести. Если нет средств, все дается бесплатно. У нас нет никакой особой оплаты; пожертвование дается такое, насколько человек может, по усердию. Так что приходите, будем очень рады молиться вместе с вами!

– Удивительно, что люди приезжают из других стран специально, чтобы попасть к иконе, а некоторым москвичам составляет труд проехать несколько остановок до метро и попасть к такой святыне.

– Москва – славный град, но за  московской суетой люди часто забывают, что есть такие святыни. Но все-таки три раза в году люди вспоминают об этом и идут нескончаемым потоком. «Пресвятая Богородице, спаси нас!» – звучит постоянно. И приятно, что все-таки эти дни праздника Богоматерь принимает к поклонению наших дорогих москвичей и гостей столицы. Приходят инославные; недавно приходили китайцы, целая делегация. Они очень внимательно смотрели, удивлялись всему, что видят в нашем храме. Для них все это было не то что непонятно, а дивно, они смотрели и на свечи, и на священника, и на кадило. Не зная китайского, я несколько слов сказал им по-русски; переводчик перевела. Они стали мне низко кланяться, благодарили и даже подарили какой-то китайский сувенир.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли говорить, что на чудотворной Владимирской иконе, которая хранится при храме-музее, Богоматерь выглядит такой, какой была при жизни? И на других иконах? Что говорят святые отцы относительно внешнего облика Богородицы?»

– Изображения говорят о том, что эта была совершенно дивной красоты женщина. Она запечатляется иногда как юная девушка (икона Благовещения), иногда уже как Мать, держащая на руках Богомладенца Христа (как Владимирская) и находящаяся в духовном единении со Своим Младенцем. Она настолько любит Его и настолько любит людей, что готова отдать Своего Сына для спасения рода человеческого. Есть изображение, где Богоматерь одна с воздетыми руками, молящаяся («Оранта»). Есть изображение, где Она довольно в престарелом возрасте. Но все изображения говорят о том (есть предание), что Богоматерь была удивительно редкой красоты. И главной Ее красотой была не внешняя красота, а красота духа, смирение. Есть даже такая икона «Призри на смирение». Поэтому все иконы объединены общим состоянием духовной жизни Богоматери. Отсюда мы делаем выводы, что они все похожи, но разные.

– Время нашей передачи подходит к концу. Думаю, еще раз нужно напомнить нашим телезрителям, что 6 июля можно приехать в ваш храм. Расскажите, пожалуйста, во сколько будет начинаться литургия и как добраться до храма.

– Дорогие моя, я еще раз напоминаю, что 6-го числа будет сам праздник, но накануне тоже будет служба. Не забывайте, что у нас церковный день начинается с вечера, поэтому вечером (5-го числа) с пяти часов до восьми будет совершено торжественное всенощное бдение (также перед этой иконой). Храм полностью открыт для посещения, для поклонения перед иконой. А утром (с девяти часов) храм открывается уже для входа и будет открыт целый день до восьми часов вечера. Литургия возглавляется архиерейским служением.

– Где находится храм?

– Метро «Третьяковская». Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 9. Прошу только, мои дорогие, когда будете приходить, не берите большие вещи с собой, потому что в храме их оставлять не очень удобно. Дай Бог, чтобы была хорошая погода. А так у нас есть раздевалка, где можно повесить свои плащи, зонтики. Надеюсь, будет хорошая погода.

– Спасибо Вам, отец Николай! Может быть, еще несколько слов о Владимирской иконе Божией Матери, о ее значении для русского народа, чтобы подчеркнуть значимость грядущего праздника?

– Мы в тропаре читаем такие слова: «Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемше, Владычице…» Для нас Она как Солнечная Заря, Которая восходит над Россией. И в наши непростые времена, когда человеку не на что опереться, не на что надеяться,  Заступница рода христианского всегда услышит тех, кто к Ней приходит. Не случайно к Ней приходили и ныне действующий президент нашего государства, и многие-многие деятели современного русского зарубежья, главы королевских семей, не говоря уже о том, что много-много самых простых, добрых, искренних христиан приходят поклониться Ей. Поэтому не забывайте, что написано внизу под иконой: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Ведущий Денис Береснев

Записали Елена Кузоро и Светлана Тодосейчук

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать