Архипастырь. Митрополит Павел

24 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Ваше Высокопреосвященство, прежде всего хотелось бы Вас поздравить с праздником Рождества Христова и услышать поздравление от Вас для всей белорусской паствы, которая смотрит телеканал «Союз», и, собственно, для всех зрителей нашего телеканала.

– Я искренне хочу всех поздравить с праздником Рождества Христова. Искренне радуюсь тому, что Господь сподобил нас дожить до этого величайшего праздника. И конечно, сегодня, как никогда, звучат слова, которые за много столетий до Рождества Христова произнес пророк Исаия. Он воскликнул: «С нами Бог!» Сегодня исполнилось это восклицание пророка Исаии. Несмотря на то что прошло уже более двух тысяч лет со дня Рождества Христова, Боговоплощения Сына Божия, до сих пор в сознании нашей Церкви эти слова живы. И они живы, потому что мы общаемся с Богом: мы не просто верим в Него, не просто вспоминаем о Боге, это не кабинетная вера, это живая, искренняя вера, и она подтверждается нашей молитвой.

С нами Бог! Разве это не праздник – наша жизнь, наш путь, наше будущее? «С нами Бог!» – эти слова восклицания пророка Исаии с теми, кто совершает дела добра, любви, милосердия – добрые дела по отношению к слабым, немощным, тем, кто не может сам прийти в храм; мы молимся о них, мы им должны помогать и помогаем. И это все делается только для того, чтобы Господь всегда пребывал с нами. Поэтому я поздравляю всех с праздником. Желаю, чтобы это праздничное настроение было у каждого из нас. Мы должны понять и осознать, что Христос Спаситель пришел на землю для того, чтобы всех нас возвести на небо. «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог!» С праздником всех!

– Спаси Господи, владыка, за поздравление. Незадолго до Рождества Христова впервые в Минске и других регионах Беларуси состоялись Рождественские чтения. То есть сейчас в каждой епархии проходят при сотрудничестве с государственными властями и при их участии такие чтения, которые предваряют ежегодно проводимые в Москве. И хотелось бы спросить, как откликнулись партнеры по диалогу: мы знаем, что в чтениях принимали участие и министерства, и ведомства, и вузы Беларуси. Как они восприняли эту идею еще одного форума для диалога и какие вопросы удалось поднять на этом форуме?

– Действительно, Рождественские чтения в Москве проходили уже более двадцати раз. И у нас в епархиях они проводились, но вначале, как Вы правильно заметили, чтения проводились уже после того, когда люди возвращались из Москвы и рассказывали о том, что там было, какие вопросы обсуждались. В последние годы у нас изменился формат проведения таких чтений: Рождественские епархиальные стали предварять общецерковные чтения.

В 2015 году впервые в Беларуси прошли республиканские Рождественские чтения. На них съехались представители всех епархий Белорусской Православной Церкви, Министерства образования, Министерства культуры и всех тех министерств, с которыми у Белорусской Православной Церкви заключены договоры о сотрудничестве. И конечно, в каждой области есть возможность взаимодействовать, думаю, такое сотрудничество между Церковью и государством не случайно. Я часто говорю о том, что в 2014 году, когда проходил православно-католический форум, президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко сказал прекрасные слова, которые до сегодняшнего дня и еще многие и многие десятилетия будут звучать как необходимая установка – обращаясь к епископам, он сказал: «Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить духовно-нравственные ценности нашего народа». Если президент осознает и понимает важность этих принципов, то значит есть перспектива будущего у нашего государства. Ведь не случайно люди, которые теряют веру, утрачивают свое человеческое естество. Да, они остаются людьми, но не с той большой буквы, когда мы имеем возможность об этом говорить в связи с верой в Бога, в связи с исполнением заповедей Божиих. Тогда человек становится возвышенным, а он ведь был создан как высшее творение Божие. Но без Бога он умаляется, деградирует. А духовно-нравственные ценности – евангельские, божественные, которые принес на землю Христос Спаситель, дополнив те заповеди, которые Господь даровал через пророка Моисея людям, – это основополагающие принципы жизни человека не только на земле, поскольку жизнь человека начинается на земле, а будет продолжаться в загробном мире. У нас есть перспектива, и я радуюсь тому, что в Беларуси имеется возможность плодотворного сотрудничества Церкви и государства.

А вопросов было очень много, если сейчас все их перечислять, нам не хватит сегодняшней программы. Во всех областях мы находим возможным общаться, помогать друг другу, содействовать процветанию нашего народа и нашего государства.

– Вы отметили, что обсуждались в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи. Не секрет, что наиболее эффективно все-таки начинать этим заниматься не со студентами, а еще со школьниками, со школьной скамьи. И здесь мы видим, что потенциал Церкви пока еще не в полной мере востребован, потому что, наверное, только в считанных школьных учебных заведениях преподаются духовно-нравственные дисциплины, и то на факультативной основе. Хотя в отдельных регионах таких школ даже большинство, но это все зависит от местного руководства. В каком ключе строить диалог, чтобы вместе сеять разумное, доброе, вечное именно в душах не студентов, когда человек сформировался, а еще в душах школьников?

– Я очень часто рассуждаю на эту тему и говорю: «От Церкви так много не требуйте». Обратите внимание, что в течение многих десятилетий Русская Православная Церковь была в загоне, находилась в гетто, нельзя было ничего абсолютно делать. И вот после многих десятилетий гонений на Церковь, репрессий, когда были уничтожены все самые известные личности (богословы, подвижники благочестия, верующие люди), когда весь наш религиозный интеллектуальный потенциал был практически сведен на ноль, Церкви предоставилась возможность свободно исповедовать веру, учить людей богословским предметам, богословию. Мы сегодня кое-как начинаем подниматься с колен. И нельзя сказать: «Вчера вы были в гетто, вам перебили кости, ребра, ноги, а сегодня пляшите гопак!» Мы не в состоянии. Должно пройти какое-то время, и вот сейчас оно уже проходит. Я уже процитировал слова президента Республики Беларусь, думаю, что это вдохновляет нас, дает нам возможность плодотворно сотрудничать.

Вы правильно сказали: надо начинать воспитывать детей с самого раннего возраста, и воспитывать их так, чтобы они, повзрослев, уже никогда не смогли попасть на скамью подсудимых или совершить какое-то преступление. Конечно, должны воспитывать родители в первую очередь. Слава Богу, что сегодня есть и факультативные занятия, хотя это не решает всей полноты вопроса. Преподавание основ православной веры, православной культуры должно происходить в сетке школьной программы, не факультативно. Мы знаем, что такое факультатив: захотел – пошел, не захотел – не пошел. А мы же должны понимать, что это основы нашей жизни. Это, конечно, должно быть и дошкольное образование, и школьное, и вузовское. А потом это образование должно продолжаться во все дни нашей взрослой жизни.

– Белорусская Православная Церковь развивает и свою систему образования. И, наверное, одним из самых знаковых событий 2015 года стало открытие Духовно-образовательного центра, в стенах которого разместилось несколько церковных институтов, заведений, и прежде всего это Минская духовная академия (она переехала из деревни Жировичи именно в Минск). Наверное, о статусе и важности этого события говорил и тот факт, что освящал Духовно-образовательный центр Святейший Патриарх Кирилл во время визита в Беларусь, когда мы праздновали 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Хотелось бы спросить, какой эффект дает присутствие в одном месте, соработничество таких церковных центров, как Духовная академия и Музей центра по изучению неокультов преподобного Иосифа Волоцкого?

– Во-первых, то, что освящал это здание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Вы уже сказали, и это очень важное, знаковое событие. И не случайно. Во-первых, наш Первосвятитель долгие годы был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии, он знает цену, значимость и важность образования в жизни человека, поэтому обращает на это очень большое внимание. Освятив Духовно-образовательный центр, он тем самым благословил нас работать в полную силу, не покладая рук, делая все возможное, чтобы мы готовили хороших пастырей: добрых, мудрых, образованных, чтобы они, уйдя со студенческой скамьи во взрослую жизнь, несли просвещение, евангельское повествование всем.

Конечно, следует отметить то, что при нашей академии в прошедшем году были открыты курсы и даже аспирантура: теперь у нас более высокий уровень богословского образования, и он дается всем желающим его получить. У нас открыто отделение заочного обучения. Это чрезвычайно важно, потому что мы прекрасно понимаем, что не все люди готовы стать священниками, а может быть, в этом и нет необходимости, но сегодня очень много желающих получить богословское образование. Люди понимают, что они по тем или иным причинам не могут стать священниками, а познать богословие хотят. Как некоторые говорят: «Я для себя хочу, для своей семьи, для своего развития, хочу познать, как идти к Богу, каким путем, как лучше это сделать». И многие обучающиеся, проходящие обучение в нашей академии, аспирантуре, потом будут преподавать в других учебных заведениях. Будем надеяться, что тот потенциал, который у нас сегодня есть, сохранится, он востребован. Сегодня не только академия, Институт теологии тоже востребован, потому что люди понимают: без Бога жизнь на земле утрачивает свой смысл и значение.

– Ваши слова подтверждает и тот факт, что очень много желающих обучаться на вечернем отделении в Минском духовном училище, когда люди уже взрослые, со своей профессией, как мы говорим, состоявшиеся в жизни, ищут возможность получить духовное образование. И Вы были свидетелем, что образование в Минском духовном училище тоже востребовано.

– Немаловажное значение имеет то, что вот эти люди, как Вы сказали, уже сложившиеся, определившиеся в своей жизни, приходят туда и находят такой круг общения, которого нет в миру. Они не только говорят о богословии, они общаются уже на своем богословском уровне. Они находят своих единомышленников, сторонников, которые так же размышляют. Оказывается, нас, верующих людей, много. Пока мы были в загоне, вроде нас нигде не было видно, а на самом деле верующих людей очень много. И люди понимают, что вера – это не богословская выкладка, не какие-то богословские выражения, это живое общение человека с Богом. Надо понять, что наша вера, религия, наша религиозность заключаются в нашей связи с Богом, мы живем с Богом. Вот как я сейчас с Вами общаюсь, так и верующие люди общаются с Богом, Господь их слышит и все необходимое дает для жизни, поддерживает.

Так что действительно, и заочное, и вечернее обучение сегодня востребовано, и слава Богу! Показателем являются вступительные экзамены в семинарию, академию, Институт теологии: у нас до сих пор конкурс! Несмотря на то что, как принято говорить, сейчас происходит демографическая яма после распада Советского Союза, не хватает людей, казалось бы, многие вузы закрываются, а в богословских школах Беларуси, слава Богу, такого нет. Это показатель.

– Прошло уже чуть более года с начала процесса разукрупнения епархий. Есть ли какой-то отклик людей: оправдывает ли себя этот процесс? Поначалу некоторые настороженно к этому относились, думали, что если будет больше владык, значит больше административной волокиты появится в жизни Церкви.

– Были такие недоумения, скорее всего, со стороны некоторых государственных чиновников, которые сразу же говорили: «О, это опять возникнет необходимость выделять площади для епархиальных управлений, это будет какая-то забота…» На самом деле это совсем не так. Ведь еще лет 15 тому назад в Беларуси были те же самые всплески, вопли: «Как это так? Была одна епархия, был митрополит Минский и Белорусский, а тут вдруг Гродно отделяется, Витебск, вдруг другие епархии стали появляться. Что это такое?» А ведь все прошло нормально. Сегодня мы даже помыслить не можем, а как же они жили тогда, когда была только одна епархия и был один митрополит. Это была задача атеистической богоборческой власти – лишить Церковь епископа. А сегодня, слава Богу, есть епископы, есть епархиальные управления. Конечно, для людей это открывает большие возможности решать свои духовные вопросы. Всем хватит места под солнцем, всем хватит хлеба, всем хватит помещений для епархиальных управлений.

И то, что сегодня у нас появились новые епископы, новые епархии даже в Минской области, это значит, что произошел всплеск новой духовной жизни. Если оглянуться назад, посмотреть на прошедший год, увидим: благочинные, священники в городах жили как князьки, жили сами для себя, все шло абы как. Сейчас, когда приехали епископы, началась встряска: почему здесь не так, тут не так– оживилась церковная жизнь в этих областях, районах. Епископ – это человек, который отвечает за Церковь: он ездит, посещает приходы, служит, общается с людьми. Люди имеют возможность общаться со своим епископом. Епископ – это отец духовный для своей паствы. Как лучше: обратиться к отцу или к какому-нибудь сторожу, чтобы поговорить о своих вопросах? Сторож сегодня есть, завтра – нет, а отец – он всегда отец. Поэтому лучше подойти к епископу, с ним можно решить любой вопрос.

Поэтому, конечно, разукрупнение епархий – благо для Церкви. И то, что сегодня делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Русская Православная Церковь, Священный Синод, – благо для Церкви. Не случайно епископ Игнатий Богоносец говорил: «Там, где епископ, там – Церковь». Хотите вы этого или нет, а Господь Иисус Христос, Основатель нашей Церкви, даровал этот дар, это качество епископам, и никто другой его не может заменить. Поэтому это Божие благословение.

Я очень часто привожу в пример Москву или Рязань: ведь когда-то глава Русской Церкви находился в городе Владимире, кафедра митрополита была там. Город Владимир был столицей России. А потом, когда митрополит Петр перенес кафедру в Москву – в какой-то провинциальный городок, я бы даже сказал, село, что произошло? Сегодня Владимир – провинциальный городок, а там, где кафедра митрополита, – столица державы. Возьмите Рязань: когда-то епископ Муромский был в Муроме, великое пространство было уделом этого епископа Муромского и Черниговского. Потом владыку, епископа Василия изгнали из Мурома, и он пристал к Рязани. Что сегодня происходит, спустя много времени? Муром сегодня – провинциальный городок, забытый, редко кто о нем вспоминает, а Рязань – столица области. Вот что значит архиерейская кафедра: благодать Божия пребывает там, где есть глава Церкви, а глава Поместной Церкви – епископ.

– То есть можно говорить о том, что такая активизация духовной и церковной жизни во главе с владыкой, с епископом, дает, можно сказать, бонусы и для социально-экономического развития региона, города.

– А как же! Не забывайте, что вместе с епископом приходит и Божественная благодать. Вот что очень важно. Именно поэтому святитель и говорил, что там, где епископ, там Церковь. И благодать Божия действует там с особой силой. Конечно, она пребывает там, где люди обращаются к Богу, но там, где епископ, где центр епархиальной жизни, там особое благословение Божие. Поэтому чем больше у нас будет таких округов, очагов благодати, тем лучше будет для нашего Отечества.

– Ваше Высокопреосвященство, год 2016-й только начался, и хотелось бы спросить, какие приоритеты деятельности Церкви сейчас? Какие новые проекты Церковь планирует начать в наступившем 2016 году?

– Как мы уже говорили, мы будем продолжать то, что начали делать, будем продолжать нести слово Божие, работать со всеми учреждениями, с которыми заключили договоры о сотрудничестве. И наверное, будет еще один из очень важных проектов, который мы хотим начать осуществлять.Здания епархиального управления уже недостаточно для полноты работы всего экзархата, поэтому у нас назрела необходимость строительства духовно-административного центра экзархата. Сейчас нет такого места, где мы могли бы располагаться вместе с нашими синодальными учреждениями. Мы разрабатываем план (уже есть эскизный вариант этого плана) и хотим построить рядом с нынешним епархиальным управлением такой духовно-административный центр, где был бы огромный (примерно 400 кв. метров) двухэтажный зал для приема гостей, проведения рождественских, пасхальных мероприятий, куда можно было бы пригласить детей. Мы хотим построить в этом здании и новое синодальное помещение (синодальный зал). Там будут и другие различные кабинеты, где будут размещаться синодальные учреждения, которые у нас сегодня пока разбросаны. Это будет центр духовно-административной жизни Белорусского экзархата, и это очень важное здание Белорусской экзархии надо строить.

И конечно, мы планируем построить большой храм, где будут молиться желающие. Это будет комплекс зданий, несмотря на то что площадь не очень большая, но она достаточная: предполагается, что это будет примерно около 6000 кв. метров полезной площади. В строящемся центре будут и гостиничные номера для наших архипастырей, пастырей, гостей, которые будут приезжать. Поэтому, пользуясь возможностью, я приглашаю всех желающих принять участие в строительстве и внести свою лепту; мы будем этому рады. Это, наверное, тоже один из важных проектов, который мы начнем осуществлять в наступившем 2016 году.

– Владыка, на белорусской земле Вы встречаете праздник Рождества Христова уже третий раз, и наверное, Вы тот человек, который многое может сказать о рождественских традициях разных стран: Вы встречали Рождество и на Святой Земле, и в Америке, и в европейских странах, и в российской глубинке. Как необходимо подготовиться, чтобы достойно встретить этот великий праздник?

– Я вспоминаю, когда мы общались с покойным архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и спрашивали его: «Батюшка, скажите, где Вы лучше всего чувствовали молитву, общение с Богом?», он говорил: «Так, как я молился в тюрьме, я нигде больше не молился». Даже в Псково-Печерском монастыре он так не молился, как ощущал молитвенную связь, общение с Богом тогда, когда находился в тюрьме. Кто бы мог подумать!

Господь всегда рядом с нами, мы просто Его не всегда чувствуем. Мы заняты суетой и думаем, что «сейчас поедем туда или сюда, там мы Его ощутим…» Нет, друзья мои, куда бы ни поехать, если суета, нестроение, неустройство будут внутри самого человека, покоя он нигде не найдет.

Конечно, незабываем праздник в Вифлееме – в месте, где родился Христос Спаситель. Но когда я находился там и нес послушание, то часто вспоминал свои детские годы и думал, что тогда у меня было больше покоя и радости на душе, чем даже в Вифлееме. Почему? Да потому, что там какая-то суета, там много конфессий совершают богослужение в одно и то же время, звучат возгласы на разных языках, и каждый пытается произносить их громче других. Когда я нес там послушание, я думал: «Господи, неужели настанет такое время, когда я буду спокойно молиться в своем храме и мне никто не будет мешать?»

Но где бы ни находился, все-таки внутренний покой зависит не от внешних эффектов. Конечно, это имеет значение, но главное – внутреннее настроение. Именно поэтому преподобный Серафим Саровский, который никуда не ездил: ни в Иерусалим, ни в Киев, ни в какие-то другие паломнические поездки, – призывал людей: «Стяжите дух мирен в сердце своем – и вокруг вас спасутся тысячи». Это чрезвычайно важно. Царство Божие внутри нас, оказывается, находится, и надо найти его, надо приготовить это место. Именно для этого существует таинство Покаяния, чтобы мы очистили свою душу и сердце от всякой скверны и нечистоты, чтобы мы приняли в себя Самого Христа Спасителя через принятие Тела и Крови Христовых. Вот это и есть величайшее единение, самое теснейшее: теснее и лучше этого единства, когда в нас пребывает Сам Христос Спаситель, просто быть не может. Так что это величайшее таинство!

Поэтому многие верующие люди даже не стремятся посетить какие-то места или отправиться куда-то в путешествие, они понимают, что суета все равно развеет внутреннее настроение. Бог на всяком месте. Не случайно Христос Спаситель, беседуя с самарянкой, говорит: «Настанут времена, когда вы будете поклоняться Богу не только в Сионской горнице, но на всяком месте, если будете совершать это в духе и истине». Поэтому хочется пожелать, чтобы мы постарались сделать все возможное, чтобы в духе и истине найти Христа Спасителя в своем сердце. И конечно, приготовить Ему в своем сердце место. А в этом случае не должно быть в нас ни гнева, ни зависти, ни обид на кого-то, то есть должно быть чистое сердце, освобожденное от всякой скверны, от всяких страстей, пороков, чистое сердце, которое способно узреть Бога. Вот к этому мы и должны стремиться. Я знаю таких людей, которые живут в духе и истине, и им не нужно никакое посещение других стран: они везде живут с Богом. Вот это, наверное, величайшее благо для каждого из нас.

Поэтому, конечно, в каждой стране по-разному встречают Рождество, в каждом городе, в каждом селе даже одной нашей Церкви разные традиции. Но самое главное, что везде пребывает Господь Бог, главное, чтобы мы были к этому готовы. Вот этого я и желаю всем вам, дорогие телезрители: сделать все возможное, чтобы стяжать чистое сердце, чтобы пришел и вселился в нас Сам воплотившийся Христос Спаситель. Надо, чтобы Он в нашем сердце, в нашей душе родился, и не только родился, а чтобы пребывал и жил в нашем сердце. А свидетельством тому, что с нами пребывает Господь, по слову апостола Павла, будут исходящие от нас благие дела, дары благодати Святого Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, милосердие, кротость. Если мы почувствуем, что от нас исходят именно эти дары, значит с нами Бог! С праздником всех вас!

 

Ведущий: специальный корреспондент Артем Махакеев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 10:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать