Архипастырь. С митрополитом Викентием

24 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. 

– Мы с Вами встречаемся в день Входа Господня в Иерусалим. Сердечно поздравляю Вас с этим праздником! В чем же его смысл?

– Вход Господень в Иерусалим – это великий праздник нашей Церкви. Господь после Своей земной жизни входит в Иерусалим торжественно, как победитель, как Тот, Кто совершил все, что Ему было дано Богом Отцом совершить для нашего спасения. То есть Он воплотился от Духа Святого и Марии Девы, жил на земле, совершил много чудес, научил нас Своими глаголами, словесами, учением и совершил самое важное и большое чудо – четверодневное воскрешение из мертвых праведного Лазаря, находящегося во гробе. Все это есть итог жизни, которую провел Господь наш Иисус Христос на этой земле, освятив ее Своим Божеством. Он приходит в Иерусалим, чтобы совершить еще одно великое славное таинство – Искупление всего человеческого рода от греха, проклятия и смерти.

Народ, видя добрые дела, совершенные Христом Спасителем, слыша Его слова и учения, с особым ликованием и торжеством встречал Его. Мы знаем, что даже грудные младенцы славословили Христа Спасителя. Вся природа и все человечество в лице тех людей, что встречали Его в Иерусалиме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» Это великое торжество, и сегодня мы, проведя этот день, исполнены великой радостью, торжеством. Люди во множестве приходят в храмы Божьи с вайями как знаменем победы, берут их домой, чтобы освятить жилища. И конечно, это символ того, что и мы можем силою Христа Спасителя победить себя, свой грех. Именно поэтому мы держим эти вайи дома – как напоминание о той Божественной силе, которая пребывает с нами и готова всегда нам помочь, содействовать победе над нашим грехом.

Очень удивительно, что в этот день, как ни в какой другой, приходит очень много народа в храмы Божьи, почти что как на Пасху. Это вызывает воодушевление, восторг, особое состояние души у каждого из нас. Это показатель того, что великая благодать Божия присутствует в этом празднике. Как я уже сказал, это итог всей деятельности Спасителя в Его земной жизни. И благодать Божия, которую испытывали люди в течение всех лет Его проповеди, как бы собирается воедино и обильно изливается на всех нас до сих пор, до настоящего времени. Поэтому это особое торжество нашей души, особая радость, особое утешение Божие, что, конечно, воодушевляет нас на то, чтобы жить, не омрачая благодать Божию и не отгоняя ее от себя, но сохраняя на долгое время, чтобы можно было достойно пройти предстоящие дни Страстной седмицы и встретить великое славное торжество Пасхи Христовой, Воскресения Христова.

– Как Вы сказали, с одной стороны, это великое торжество. Правильно ли я понимаю, что, с другой стороны, этот праздник грустный, ведь Спаситель, идя в Иерусалим, знал, что Он идет на крестные страдания. Даже входя в Иерусалим, Он прослезился. Тот же иудейский народ, встречающий Его на молодом ослике и кричавший «Осанна Сыну Давидову!», через несколько дней кричал: «Распни, распни Его!» Зная этот двойственный смысл праздника, как нам все же стоит его отмечать?

– Конечно, мы должны отмечать его не двойственно. Мы должны отмечать его с тем смыслом, который в нем есть, – праздник этот есть великая сила, благодать Божия. Но то, что те же люди кричали потом «Распни!», показывает нашу немощь, наше греховное естество, которое очень быстро меняется – от восторженного, радостного состояния, когда, казалось бы, уже не будет ничего скорбного, до гнева. Изменчивость нашей природы здесь очень показательна. Поэтому нам нужно быть очень внимательными к себе: когда Господь посещает нас Своей благодатью (а в этот день Он посетил нас), мы должны уметь ее сохранить и не поддаваться греховным наклонностям, омрачающим нашу душу, изгоняющим Божию благодать, из-за чего мы, конечно, теряем радость благодатного общения. Так вот, наша важная задача – хранить радость, которую Бог дает нам даром, не по нашим заслугам, и когда случаются испытания, искушения, вражьи нападения (ведь врагу не хочется, чтобы люди спаслись и пришли в разум истины, он хочет всем погибели), мы должны этому злу противостоять, как противостоял ему Сам Христос Спаситель. И как Он победил зло, дьявола, так и мы по Его примеру должны побеждать зло и сохранять такое состояние души, чтобы она не уклонялась в ту или иную сторону, а твердо стояла на пути, к которому призвал нас Господь Спаситель.

– Чтобы не уподобиться тому народу, который через несколько дней после встречи Спасителя кричал совершенно другие слова…

– Правильно.

– После Входа Господня в Иерусалим Церковь вступает в Страстную седмицу. Расскажите, что мы проживаем в этот период.

– Это особые дни христианской жизни. После Великого поста – времени особых подвигов поста и молитвы – мы вступаем в Страстную седмицу, которая тоже является временем поста и молитвы, но эти пост и молитва сопряжены с нашими воспоминаниями о страданиях Христа за каждого из нас, за весь человеческий род, которые Он претерпел, чтобы искупить наши грехи. И потому мы должны эти дни проводить особо внимательно к своей жизни, чтобы, во-первых, не совершать тех или иных грехов, потому что грехами мы распинаем Христа Спасителя. Важно не уподобиться тем распинателям.

Пример Христа Спасителя: в дни перед Своими страданиями, перед крестной смертью Он ежедневно ходил в церковь, молился, говорил слова поучения о Царстве Божием; с понедельника по четверг Он очень много учил, говорил, давал очень серьезные и важные наставления для нас с вами. Господь, зная, что идет совершить великую Жертву за весь человеческий род, отдавал всего Себя, чтобы оставить здесь, на земле, те слова, которые проникли бы в сознание всего человечества – с момента Его земной жизни до сегодняшнего дня и до конца жизни на этой земле. Это была сильная, могущественная проповедь, которая очень важна для нас, чтобы мы прониклись учением Христовым в дни Страстной седмицы.

Конечно, важно и то, что в эту неделю мы будем вспоминать, как Господь установил таинство Евхаристии – причащения Тела и Крови Христовых. Это величайшее таинство, данное нам Господом. Великая милость Христа Спасителя, что Он дал нам это таинство: Он уходит, но не оставляет нас; Он соединяется с нами, входит непосредственно в плоть и кровь нашу, чтобы освятить нас, не оставить нас. И конечно, когда мы причащаемся, то чувствуем эту милость Божию, любовь Божию, особое состояние души. Сила этого таинства совершает великие чудеса, исцеляет наши недуги душевные и телесные. Главное же, как Господь говорит: кто не будет причащаться Тела и Крови Христовых, тот Царствия Божия не наследует. То есть Причастие – одно из средств достижения Царствия Божия, которое Он дал нам очень дорогой ценой – ценой Своей Крови, Своих страданий.

Поэтому нам очень важно подготовиться к этому таинству достойно, с молитвой и прийти в Великий Четверг возблагодарить Бога Христа Спасителя за великую милость, за любовь к нам, за великое таинство, которого в течение нашей жизни, всего предстоящего года мы будем с Божьей помощью приобщаться, будем преполучать эту радость общения с Богом, единения со Христом, великую милость во исцеление наших недугов душевных и телесных, для укрепления наших сил в несении своего жизненного креста. Поэтому, конечно, наш христианский долг – прийти в храм в Великий Четверг, желательно заранее. Было бы хорошо оставить свои земные попечения, найти время прийти и в Понедельник, и во Вторник, и в Среду. А в Среду нужно прийти обязательно – накануне причащения Тела и Крови Христовых в Великий Четверг.

Потом будет Великая Пятница – особая пятница, затем особая благословенная Суббота. Поэтому все эти дни мы должны посвящать Христу как дань любви и уважения к Нему за те труды, которые Он понес в эти дни, за Его крестный подвиг, совершенный Им для нашего спасения. В благодарность Богу за это мы приходим в церковь, хотя и переносим какие-то лишения (совершаем довольно строгий пост в эту седмицу).

Но если мы воздерживаемся в эти дни от греховных дел, от пищи молочной и мясной, то приносим хотя бы маленькую жертву, ведь что-то мы должны принести Богу как благодарность за то великое и славное, что Он для нас сделал: дал через Свою Жертву Царствие Небесное, вечную блаженную жизнь, и конечно, благословение на труды в земной жизни для достижения вечного спасения.

– По традиции в Великую Пятницу на протяжении уже пятнадцати лет Вы собираете чартерный рейс и отправляетесь с епархиальной делегацией на Святую Землю для участия в церемонии схождения Благодатного огня и для молитвы у иерусалимских святынь. Наверное, Вы единственный архиерей, кто каждый год приезжает на Святую Землю в эти святые и страстные дни. Расскажите, что для Вас значит посещение Иерусалима именно в это время.

– Во-первых, я не единственный архиерей, который приезжает в эти дни в Иерусалим, есть и другие архиереи…

– Имею в виду регулярность Ваших поездок – из года в год.

– Ну, может быть… Но конечно, во-первых, это благословение Божие, милость Божия. Я очень благодарен, что Господь сподобляет меня и паломников всех епархий Среднеазиатского митрополичьего округа посетить Святую Землю в эти очень благодатные дни, особые дни – дни великого подвига Христа Спасителя за нас, сподобляет быть на том месте, где совершилась эта Жертва, это Искупление. Конечно, это великая благодать и радость, что мы имеем такую возможность. С особым духовным трепетом мы приступаем к святым местам, к Святой Земле, присутствуем на различных мероприятиях этого дня. Конечно, в этот день довольно много различных мероприятий, но с Божьей помощью нам удается приложиться ко Гробу Господню, к Голгофе (место распятия Христа Спасителя), Камню Помазания, к месту, где были найдены кресты и Крест Христа Спасителя.

Для нас великая радость еще и пройти крестным ходом по пути, которым прошел Христос Спаситель, посетить некоторые места, связанные с жизнью и деятельностью Христа, и, конечно, каждый год мы посещаем женский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Это очень благодатный монастырь. Как раз в это время там совершается чин погребения, на нем мы немного присутствуем, прикладываемся к мощам преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Потом уже идем в Русскую миссию в Троицком соборе, присутствуем там и совершаем богослужение. На следующий день идем ко Гробу Господню для получения Благодатного огня. Большая часть нашей паломнической группы посещает святые места: Вифлеем, Иордан и другие; другая часть идет ко Гробу Господню и присутствует при явлении Благодатного огня.

– Не все однозначно воспринимают схождение Благодатного огня. Некоторые считают, что огонь уже давно не сходит и все это подстроено. Хочу спросить у Вас как у многолетнего участника этого события, действительно ли это так?

– Если бы не было Благодатного огня, наверное, давно уже не было бы и нас. Но поскольку он есть, то и мы существуем. Поэтому нельзя так говорить. Мы существуем благодатью Христовой. Это милость Божия, что Господь от нас не отступает, несмотря на наши грехи, грехопадения, но покрывает нас Своей любовью, держит нас, милует и помогает нам. Дело в том, что в истории схождения Благодатного огня было много таких ситуаций, когда тоже так говорили с подозрением, и даже были случаи, когда запрещали идти туда, говоря, что там обман, ничего истинного нет.

По-моему, в IX веке эмир Египта дал распоряжение вообще разрушить Храм Гроба Господня. Православные верующие христиане на развалинах этого храма, на месте, где свершилось воскресение Христово, молились о Благодатном огне. И он сходил перед глазами всех людей. А люди неверующие взяли камни и сказали: мы сейчас всех побьем за то, что они нас обманывают. Но этого не случилось: Благодатный огонь сошел, и неверующие увидели, что это правда. Поэтому не будем искушать Бога. Господь дает, и мы должны принимать Его дары с благодарностью, любовью и глубокой верой. Мы знаем, что только благодатью Божией мы и существуем. Не дай Бог, чтобы ее не было. Но Господь милостив и любвеобилен к нам, всегда покрывает нас Своей любовью и благодатью.

– Можно ли сказать, что без Благодатного огня радость праздника Христова Воскресения была бы неполной?

– Радость Воскресения Христова соединена с той благодатью, которая идет от этого праздника. Без благодати Воскресения Христова нет и радости. Мы радуемся не потому, что мы такие достойные, а потому, что Господь к нам милостив и изобильно изливает Свою благодать, в том числе в виде Благодатного огня.

– Наверное, Благодатный огонь – это некий предвестник Пасхи Христовой, потому что он сходит в Великую Субботу.

– Да. Видимо, Господь так устроил, чтобы уверить нас в той великой тайне, которую Он совершил Своим славным воскресением. Ведь в Великую Субботу мы как раз вспоминаем событие, когда Господь сошел во ад и вывел оттуда всех праведников, которые жили верой во Христа, пришедшего в мир, чтобы искупить весь человеческий род и открыть для нас двери рая, победить дьявола, зло, дать нам Царство Божие, которому нет конца.

– В народе ходит поверье, что перед окончанием земной цивилизации Благодатный огонь перестанет сходить. Как Вы относитесь к таким словам?

– Я думаю, что Благодатный огонь и благодать Божия всегда будут с нами. Может быть, мы не будем видеть ее и чувствовать из-за огрубения нашего сердца, всего человеческого естества, ведь как говорится в Священном Писании, из-за умножения беззакония охладеет любовь. Конечно, если не будет любви, не будет и тех чувств, которыми мы сможем ощущать благодать Божию, всегда присутствующую рядом с нами. Так что благодать будет, но мы ее, может быть, не будем чувствовать, видеть и сознавать так, как нужно было бы. Поэтому все зависит от нас.

– Были ли Вы свидетелем каких-то чудес во время схождения Благодатного огня? Может быть, самовоспламенялись свечи, борода не опалялась огнем или еще что-то?

– Много таких чудес. У ребенка еще до схождения Благодатного огня зажглась свеча, возгораются погашенные лампады, проявляются какие-то огненные вспышки в храме. Таких явлений много, но самое большое чудо – то, что люди присутствуют там, хотя это и сложно (тяжело, душно), но они чувствуют себя очень благодатно, радостно, многие даже исцеляются от разных душевных и телесных недугов. Так что благодать Божия по-разному открывается каждому из нас.

– Вы сказали о вспышках, которые предшествуют схождению огня. Я несколько раз был на церемонии схождения и могу свидетельствовать: вспышки фотоаппарата никак нельзя перепутать с теми вспышками. Это какое-то зарево, которое можно сравнить с грозой, настолько все ярко и пронизывающе.

– Да, эти вспышки отличаются.

– Вы несете свое служение за пределами Российской Федерации в мусульманском регионе – в Среднеазиатском митрополичьем округе. Скажите, как в вашей епархии, в округе встречают праздник праздников?

– Мы празднуем его очень торжественно, радостно, благодатно. Я лично очень удивлен, что, несмотря на то что среди нас большинство мусульман, благодать Божия нас не оставляет, и мы свободно несем служение в эти дни и радуемся празднику. Очень важно, что и мусульмане относятся к нему с уважением, любовью; радуются вместе с нами. Мы также охраняем порядок с помощью служб безопасности… Поэтому забота у нас велика, чтобы этот праздник провели мирно, дружно, с любовью и благодатно. Местная власть сделает все, чтобы этот праздник прошел на высоком уровне, чтобы все было мирно и мы не испытывали никакого ущерба в эти дни. Так и получается. Но так складывается жизнь в нашем регионе, что мусульмане сами приходят к нам в церковь, берут яички, пасхи, куличи. В какой-то степени они так приобщаются к великой благодати Воскресения Христова, которая дается нам в этот праздник. Слава Богу, что существует единство в том, чтобы уважать наши праздники, не причинять скорби, трудности в эти дни. Ликует природа, ликуют люди – и мы, православные верующие, и верующие других конфессий, но все мы объяты милостью и любовью Божией, которые даются через благодать Воскресения Христова.

– Много ли народу приходит на праздник?

– Слава Богу, приходит очень много людей. Вся большая Соборная площадь заполнена людьми, и когда я прилетаю, с Божьей помощью, с Благодатным огнем, все хотят взять его, ждут с нетерпением, с особой радостью берут этот огонь и держат его в течение всей службы. Так что атмосфера особая, очень благодатная. И в храме, и на улице (люди смотрят богослужение на экране) люди присутствуют на богослужении и могут приобщиться великой радости Воскресения Христова.

– То есть получается, праздник Пасхи Христовой на ташкентской земле, да и вообще во всем Среднеазиатском округе разделяют и православные, и мусульмане?

– Да, наши отношения очень добрососедские, с любовью, уважением… Слава Богу.

– Церковная реформа, проводимая сейчас Патриархом Кириллом, призванная к тому, чтобы приблизить архипастырей и пастырей к народу, осуществляется уже пять лет. Вы как раз пять лет служите на ташкентской земле. Скажите, действительно ли за этот период пастырь стал ближе к народу, увеличилось ли количество прихожан?

– В Среднеазиатском митрополичьем округе это особенно заметно, потому что просторы этих епархий очень велики. Я всегда удивляюсь, как предыдущие архиереи, дореволюционные и послереволюционные, могли управлять огромной территорией Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Это пять сегодняшних республик. Конечно, они делали очень много, но я удивляюсь тому, как они могли осуществить такое управление, это ведь очень сложно.

В начале своего служения в Среднеазиатском митрополичьем округе я несколько месяцев был один и почувствовал, как это непросто – служить сразу в нескольких республиках. Конечно, когда уезжаешь в одну из них, люди со скорбью расстаются, спрашивают, когда приеду в следующий раз. А я могу приехать только через несколько месяцев, потому что посещение других епархий занимает много времени. Конечно, люди жаждали, чтобы архипастырь был рядом, чтобы можно было решать вопросы, возникающие в жизни епархии. Сейчас это желание осуществилось: в каждой епархии есть свой епископ, он постоянно там находится, всегда с народом, всегда отвечает на нужды людей и совершает богослужения. Люди слышат архиерейские проповеди, непосредственно общаются с архипастырем. Конечно, для них это большое утешение и радость.

Во всем нашем регионе когда-то была одна епархия и один епископ, а сейчас в Казахстане уже свой митрополичий округ – Казахстанский, там десять епархий, десять архиереев. У нас четыре архиерея. Очень важно, что люди имеют возможность общаться со своим архипастырем, получать от него архипастырское благословение и напутствие. Это великое дело, сделанное Святейшим Патриархом; особенно благодарим его, что он мудро поступил, основав два митрополичьих округа в этом регионе.

– Насколько я помню, в этом году исполняется сто сорок лет со дня образования Туркестанской епархии…

– Даже сто сорок пять лет.

– Будут ли проводиться какие-то торжества по этому случаю?

– Будут, конечно. Весь этот год юбилейный, у нас очень много мероприятий, несколько из них уже прошли. В этом году к тому же два юбилея в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который начал свое служение именно в нашей епархии, будучи епископом Ташкентским и Туркестанским; он был нашим архипастырем, правящим архиереем, получил монашеский постриг, был рукоположен в дьяконы, священники, в епископы, притом в самые тяжелые для нашей Церкви времена. Исполняется двадцать лет со дня его прославления и пятьдесят пять – со дня преставления.

Для нас очень важно, что в епархии есть хорошие результаты деятельности наших архипастырей, пастырей и мирян. Миссия нашей Церкви – достигнуть Царствия Божия, приблизить людей к Богу, к Царствию Небесному. Несколько наших священнослужителей и мирян прославлены в лике святых, и для нас отрадно, что они являются нашими небесными покровителями и молитвенниками за епархию. Поэтому мы проводим в их честь различные торжества, конференции, выставки, встречи и так далее. Так что этот год для нас особый. Конечно, важно отметить труды наших предков, которые много потрудились, чтобы сохранилась вера Христова в этом регионе.

– Дай Бог, чтобы и дальше епархия развивалась так же, да и жизнь во всем регионе.

В последнее время в адрес Церкви поступают претензии по поводу курса, проводимого Святейшим Патриархом Кириллом. Была встреча с понтификом на Кубе, готовится Святой Великий Собор Православной Церкви, который пройдет в этом году… Святой Великий Собор Православной Церкви – это оригинальное название на греческом языке, но в неточном переводе он получил название Всеправославного. Кто-то вообще говорит, что это Восьмой Вселенский Собор, чуть ли не последний. Что Вы как опытный иерарх Русской Церкви, постоянный член Священного Синода можете сказать по этому поводу? Знаю, что буквально на прошлой неделе на заседании Священного Синода эти вопросы поднимались. Действительно ли все так плохо, или эта буря поднимается искусственно?

– Все не так плохо, как люди представляют, но, с моей точки зрения, то, что люди так внимательно относятся ко всем действиям Патриарха и наших архипастырей, может быть, и хорошо. Это показатель того, что наша Церковь живет, что люди переживают за нее и желают сохранить истину веры православной. Но нужно иметь меру, не переступать границ. Хочу сказать, что я знаю о больших трудах нашего Святейшего Патриарха Кирилла по тому, чтобы сохранить истинную православную веру и в нашей Церкви, и в мировом масштабе. Он прилагает огромные усилия к этому. На Синоде мы читали и обсуждали предсоборные документы и видели, сколько там ошибок, которые непозволительно допустить православному человеку. На двух Синодах мы дважды откладывали эти документы на доработку, чтобы привести их в более надлежащий вид.

Конечно, неприятно, что другие Православные Церкви относятся к этому как-то поверхностно, но Святейший Патриарх очень строго, серьезно пытается убедить людей принять такие формулировки в документах, чтобы люди не смущались и не соблазнялись принятыми документами. Все документы, о которых люди сейчас говорят, нам и нашему Патриарху в помощь, чтобы мы могли и дальше воздействовать на то, чтобы эти документы были более совершенными, правильными, не приносили нашей Церкви никаких переживаний. Народ переживает, подозревает… Я бы сказал, что пока, слава Богу, мы имеем такого Патриарха, который очень серьезно смотрит за каждым словом, чтобы не согрешить в чем-то, что Православная Русская Церковь находится в надежных руках, и не нужно сильно переживать, не нужно переходить границ.

– Во всем должна быть мера.

– Да, не нужно поддаваться искушениям, потому что есть некоторые силы, не желающие единства Церкви, поэтому и раскачивают нашу лодку, чтобы она дала какие-то трещины. Но это непозволительно со стороны ревностных православных христиан нашей Церкви. Ведь некоторые, к сожалению, говорят, что не надо поминать Патриарха… Это неправильно. Еще преподобный Паисий Святогорец, когда патриарх Константинопольский Афинагор тоже имел какие-то отношения с папой Римским и были волнения в Константинопольской и Греческой Церквах, сказал: да, мы должны выражать свое мнение, свои недоумения, опасения, но доводить до того, чтобы не поминать Патриарха, опасно для единства Церкви. Это непозволительно. Об этом говорит святой отец нашего времени. Очень опасно, если некоторые верующие сомневаются, поминать или нет, потому что это значит идти на поводу врагов Церкви, которые хотят расколоть ее.

А мы должны сохранить единство, потому что только в единстве сила и мощь Церкви. Пока милостью Божией держится Русская Православная Церковь, и дай Бог, чтобы она держалась. Единственное, о чем хотелось бы попросить наших верующих, – молиться усерднее Богу, чтобы Господь дал нам мудрость противостоять тем силам, которые пытаются «подсунуть» нам какие-то идеи, документы, не соответствующие тому, что позволительно в Православной Церкви. Вот что нужно сейчас делать – молиться. Конечно, нужно и каяться, потому что трудные ситуации нашей жизни попускаются Богом за наши отступления от нравственности, духовности. Поэтому нужно посмотреть и на эту сторону своей жизни, покаяться, помолиться и надеяться на помощь Божию, чтобы Господь сохранил наше единство, веру; чтобы мы хранили ее и передавали будущим поколениям на многие века.

– Скажите, насколько вообще опасно противление соборному разуму? К чему это может привести?

– Как я уже сказал, это может привести к расколу. Учинить раскол легко, а уврачевать его очень сложно. Поэтому идти по этому пути очень опасно. Не нужно этого делать. Предпосылок для раскола нет. Просто раздувается больше чем нужно.

– Искусственно.

– Да, поэтому нужно быть очень внимательным и не поддаваться тем силам, которые как бы подливают масла в огонь. Мы, конечно, люди эмоциональные, но эмоции притупляют разум, и мы идем на поводу у наших врагов.

– Я слышал, что грех церковного раскола не смывается даже мученической смертью. Так ли это?

– Да, у святых отцов есть такие высказывания. Это очень опасно для нашего спасения.

– Некоторые считают, что мы живем, скажем так, в предапокалиптический период, чуть ли не в последние дни. Как Вы считаете, так ли это?

– Есть предсказания наших старцев, и мы надеемся, что эти предсказания исполнятся, чтобы Церковь наша еще больше торжествовала и славилась. Но в Священном Писании еще во времена апостолов говорилось, что их время – последнее. Может быть, Господь уже много раз отвращал от нас последние времена по Своей милости, любви к нам, желая дать нам возможность покаяться. Если Он видит, что люди каются, Он отвращает от нас эти времена. Так что все зависит от нас. Если мы возвратимся к благочестию, вере, к посещению храма Божия, будем жить ради Царства Божия, ради Христа, вечного своего спасения и, как говорил святитель Иоанн Шанхайский, если Россия возвратится к словам Христа Спасителя «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все остальное приложится вам», великая будет Россия, великая будет Церковь. Поэтому от нас зависит будущее на этой земле. Мы можем освятить его верой, правдой, благочестивой жизнью.

– Следовательно, в первую очередь нам нужно думать о себе, приносить достойные плоды покаяния, каяться, молиться, а все остальное в руках Божиих.

– Конечно.

– С другой стороны, все говорят о конце света. Но ведь конец света рано или поздно будет для каждого из нас…

– Конечно. Говорить и не делать очень опасно. Можно много говорить о конце света, но что толку, если мы не готовимся к нему? Конец света для каждого из нас может наступить в любую секунду. Господь в любое время может нас забрать к Себе. Если мы это ощущаем и понимаем, то должны быть всегда готовы к этому. А быть готовым – значит жить благочестиво, внимательно к себе, чтобы не совершать грехи, жить в покаянии, по заповедям Христовым в русле церковного благочестия. Это и есть подготовка ко времени отшествия из этого мира. Мы должны делать так всегда, потому и есть такое правило христианской жизни: утром читаем утренние молитвы, то есть благодарим Бога за то, что Он продлил нашу жизнь еще на день, вечером молимся вечерними молитвами, зная, что, может быть, Господь не даст встать с постели, и тогда мы уйдем к Нему, к тому свету, той жизни, которую Он уготовил нам Своими страданиями, искупительными подвигами.

Поэтому в молитве мы просим прощения у Бога, просим помощи, чтобы сон был благоприятным, укрепляющим силы душевные и телесные. А если Господь захочет нас забрать – на то Его святая воля. Именно для этого и существуют эти молитвы – для напоминания нам. Нужно проводить всю нашу жизнь в понимании: прожитый день должен способствовать тому, чтобы мы получили от Бога Царство Божие, ибо Господь так и говорит: в чем застану, в том и буду судить. Застанет благочестие и добродетель – будет судить для Царства Божия, для вечной блаженной жизни. Застанет в грехах – это страшно, не дай Бог никому так.

– То есть евангельские слова покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3–2) должны стать девизом всей нашей жизни, и тогда, как говорится, будет всем нам счастье?

– Да.

– Переходя к церковному календарю, хотелось бы возвратиться к Страстной седмице, которая начинается уже завтра. Скажите, как православным христианам нужно ее прожить? Вы уже затронули эту тему в начале передачи.

– Эта седмица должна проводиться нами так, как совершал ее Иисус Христос. В эти дни Он никуда не ходил, кроме церкви – приходил утром, находился до вечера, молился, говорил проповеди, давал учения. Конечно, нам тоже нужно стараться быть в это время в храме Божием, чтобы вместе со Христом сострадать Его страданиям. А мы, воздерживаясь в эти дни, совершая довольно строгий пост, молитву, терпя лишения, приносим небольшую жертву Богу. Мы это делаем за искупление своих грехов, за свое спасение, за то, чтобы Господь, видя нашу любовь к Нему, проявил Свою любовь и простил наши грехи, даровал силы жить по Его заповедям, жить так, чтобы каждый день для нас был днем приготовления к блаженной вечности, к жизни со Христом в Царствии Небесном.

– Кульминацией Великого поста и Страстной седмицы является праздник праздников – Пасха Христова. Как встретить этот праздник, всем ли нужно быть на нем?

– Конечно, нужно встретить этот великий праздник, праздников праздник и торжество из торжеств. Он велик тем, что является как раз результатом, кульминацией всего того, через что прошел Христос Спаситель на земле, чтобы дать нам жизнь вечную. Мы знаем первые слова Христа Спасителя и Иоанна Предтечи: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Но тогда еще Царство Небесное было закрыто, а воскресением Христовым Господь открыл его, восстановил нашу павшую природу, возможность быть со Христом, быть в Царствии Небесном. До Христа Спасителя все люди уходили в ад после смерти – и праведные, и неправедные. Сейчас же, если мы будем жить благочестиво, сразу сможем попасть в рай. До этого дьявол бушевал и издевался над человеческим естеством, сейчас же мы имеем силу Божию, которая может отразить козни вражии и помочь нам победить дьявола.

Мы сильны Христом Спасителем. Мы сильны воскресением Христовым. Воскресение Христово победило дьявола, поэтому мы и сильны этим величайшим делом Божиим, совершенным для нашего искупления. Поэтому плоды воскресения Христова велики – и победа над адом, дьяволом, и открытие дверей рая, и возможность попасть в рай. Конечно, этот праздник дает нам воодушевление на то, чтобы активно трудиться в этой жизни, потому что любой наш труд ради Воскресения Христова увенчается большой наградой – ценой блаженной вечности. Надо трудиться непрестанно, активно, потому что чем усерднее трудимся, тем больше получим от Бога. То есть труд земной, временный приносит нам вечное блаженство. Поэтому Пасха – праздник еще той силы Божией, которая дается нам для воодушевления на труд и подвиг, которая принесет нам радость Царства Христова.

– Ну и наверное, на радостях после праздника не нужно пускаться во все тяжкие, а помнить час смертный.

– Да, есть такая проблема, слабость человеческая – от радости духовной переходить к радости плотской, материальной, которая в какой-то степени заглушает радость духовную. Мы ее заглушаем и чрезмерным употреблением пищи, спиртных напитков, и тогда уходит то, что мы приобрели постом и молитвой. Поэтому нужно сохранить радость духовную. И хотя нам дается возможность приобщиться земным благам, нужно иметь меру во всем.

– Что бы Вы хотели в завершение пожелать нашим телезрителям на предстоящую Страстную седмицу?

– Я хотел бы поздравить всех с великим праздником Входа Господня в Иерусалим. Желаю, чтобы радость этого праздника мы сохранили на долгое время и не переходили, как народ иудейский, от восклицания «Осанна!» к крику «Распни!». Не будем распинать Христа. Будем Его радовать своими добрыми делами, пройдем предстоящую седмицу достойно христианскому призванию, чтобы достойно встретить Воскресение Христово. Поздравляю и с наступающим праздником Пасхи Христовой, Воскресения Христова. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 10:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать